Сочинение на тему Образ Пугач ва в романе А С Пушкина Капитанская дочка
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-12-18Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Сочинение
на тему:
Образ Пугачёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
ученицы 8 "Б" класса
Ивиной Владиславы
В романе "Капитанская дочка" Пушкин описывает времена Пугачёвского восстания, что придаёт произведению исторический оттенок. Заметим также, что мы, как читатели повести-романа, смотрим на описываемые события глазами повествователя - прямого очевидца и главного героя - Петра Андреевича Гринёва. Устами Гринева говорит автор романа. Именно таким способом Александр Сергеевич выразил свое мнение о пугачевском бунте, о его предводителе - Емельяне Пугачеве, в общем-то, настоящем главном герое романа. Отношение это неоднозначное и, как медаль, имеет две стороны.
С точки зрения исторической и государственной он " … изверг, вне законов природы рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которое разумное творение от бессмысленного животного отличает",-так считает историк Броневский и подавляющее большинство современников Пушкина. В их глазах Емельян представляется чуть ли не исчадием ада, которому всё человеческое чуждо.. Но так ли это? Действительно ли? Видит ли его Пушкин-Гринёв таковым? Нет. Он считает, со стороны жизненной и человеческой Пугачёв не так уж плох.
Знакомство главных героев происходит по чистой случайности, но сыграет в их жизни судьбоносную роль. Первое впечатление, которое произвел на Гринева Пугачёв, что тот человек смышлёный, остроумный и даже загадочный. Что касается внешнего вида, то " … наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары …". Здесь прослеживается явное различие между Пугачёвым и Гриневым, я бы даже заметила - яркий контраст. Первый- беглый крестьянин-разбойник с затейливым характером, а второй – дворянин, офицер, барин. И тем не менее с первых минут их знакомства ощущается симпатия друг к другу, желание узнать друг друга поближе. Наверное, это оттого, что они почувствовали общность своих характеров и, что не будь между ними классового различия, что расти и воспитывайся они в равных условиях, то как знать…
При взятии Белогорской крепости Емельян показал себя превосходным полководцем с умением повести за собой, с пылкостью и одновременно невероятной непоколебимостью сильного духа, прирождённым психологом с даром убеждения, знанием последующего действия человека-противника и с жёсткой энергетикой лидера. Всё это, несомненно, помогало ему в предводительской деятельности, и именно благодаря этому он завоёвывал одну крепость за другой, не зная поражений. Как человека военного, сиречь государственного, подобные качества Пугачева, не могли не восхищать Гринева. Особенно, если вспомнить неоднократные поражения России в сражениях с другими государствами, ставших возможными "благодаря талантам полководцев- дворян".
В Белогорскую же крепость войти Емельяну не составило труда ещё и потому, что сопротивление было до крайности минимальным, так как народ предпочёл встать на сторону мятежников и " … жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь … ". Пугачёв был милостив к тем, кто принял присягу, и грозен к соперникам - бывшим властителям крепости. Казнящий он страшен не столько мерою и жестокостью своих деяний, сколько манерою их исполнения. Чего ему стоило так небрежно распороть неосторожную Василису Егоровну или играючи прослушать симфонию хруста человеческих костей при повешении? Да ни пол копейки! Но даже при описании таких изуверств, между строк читается, что лишних смертей "изверг" не хочет. И казнит лишь людей, которые сами представляются ему врагами. А значит он ничуть не хуже существующей власти. Гринев же враг по определению, но его, хоть и в самый последний момент, да миловал благодарный за прошлую помощь "злодей". И в момент, когда верный Отечеству Гринёв решительно молчал, стоя на коленях перед недавним знакомцем, тот грубой шуткой, но вытащил Петрушу из "неказистого положения".
Во время пугачёвской "пирушки" вся властность разбойника как сквозь землю провалилась. Емельян превратился из правителя и бойца в простого друга, товарища и хорошего собеседника, равного всем присутствующим. В конце концов, всё гулянье закончилось душевной бурлацкой песней, которая тронула бы за живое любого, даже самого заматерелого "патриота, гуманиста", подобного историку Броневскому, несомненно, вызвав симпатию к защитникам народа. Здесь, несмотря на простоту и состояние алкогольного опьянения, Пугачёв остался самим собой – остроумным и загадочным властителем. Позже ему вздумалось пооткровенничать с Гриневым наедине. Так он проверяет помилованного им офицера на прочность и душевную стойкость.
Встреча в Оренбургской крепости, поездка в Белогорскую и поведение там показывает Пугачёва как человека в смысле существа со своими слабостями и особенностями. В Оренбурге жёсткий и решительный правитель подвергает сомнению советы дряхлого старика и недалёкого "богатыря" – двух своих фаворитов. Ему совсем не хочется следовать их совету, убить Гринева, так как он симпатизирует офицеру. Поэтому в кибитке Пугачёв "пропускает мимо ушей" упоминание назойливого Савельича о пресловутом заячьем тулупчике. Он расплывается в самодовольной улыбке, когда Гринев говорит ему о похвале, да ещё какой – народной, о признании его как талантливого полководца. Еще одним доказательством человечности Емельяна является то, что он задумывается о своей жизни, размышляет и сомневается в правильности избрания своего жизненного пути, с горестью осознаёт свою участь. Но это ещё не всё. Будь он таким диким извергом, обратил бы он внимание на социальный статус красавицы Марьи Ивановны? Проникся бы он жалостью к сироте? Смягчался ли бы при каждой "провинности" как Швабрина, так и Гринёва? Да и вообще остались бы эти двое живыми? На всё это только один ответ – непоколебимое " нет "! Но особенно стоит отметить следующий момент.
Когда Швабрин вышел из себя и раскрыл тайну Марьи Ивановны, Емельян Пугачёв прогневался на обоих дворян (заметим, что между строк читаются разные причины, для Швабрина – простая ложь и неповиновение, когда для Гринёва – то же + потеря откровенности и доверия). И далее " …
- И то правда, - сказал, смеясь, Пугачёв. - Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья, что обманула их.
- Слушай, - продолжал я, видя его доброе расположение. - Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу … Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедною сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и чтобы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души …
Казалось, суровая душа Пугачёва была тронута. "Ин быть по-твоему! Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!"
Вот она – широкая русская душа! Душа хмельная, вспыльчивая, временами жестокая, временами сентиментальная, вечно надеющаяся на Божью помощь и русский авось! Получить благословление от Пугачева Петр Андреевич вряд ли рассчитывал, в свою очередь и Емельян не чаял услышать от офицера обещание молиться о его грешной душе.
Так Пушкин оспаривает мнение историков, так открывает вторую сторону медали, так показывает народу-читателю то, что было скрыто. Не знаю как других, но меня гораздо более сильно убедило мнение Пушкина, нежели Броневского. Мнение историка кажется мне однобоким и недальновидным. Он не сказал прямо, но быстрее всего заботился о "бедном и несчастном сопротивлявшемся" государстве в лице дворян – меньшинства народа, чем о примкнувшем к Пугачёву крестьянстве, которое надеялось больше на самозванца, чем на государство. Нет, я не оправдываю убийства и насилия Пугачёва, однако стоит заметить, что действия бунтовщиков являются зеркальным отражением политики государства, действиями которого и было спровоцировано восстание. Образ Емельяна Пугачева вызывает скорее симпатию и уважение, чем отвращение, так как это был человек целеустремленный, не пожалевший своей жизни, ради блага других людей.
на тему:
Образ Пугачёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
ученицы 8 "Б" класса
Ивиной Владиславы
В романе "Капитанская дочка" Пушкин описывает времена Пугачёвского восстания, что придаёт произведению исторический оттенок. Заметим также, что мы, как читатели повести-романа, смотрим на описываемые события глазами повествователя - прямого очевидца и главного героя - Петра Андреевича Гринёва. Устами Гринева говорит автор романа. Именно таким способом Александр Сергеевич выразил свое мнение о пугачевском бунте, о его предводителе - Емельяне Пугачеве, в общем-то, настоящем главном герое романа. Отношение это неоднозначное и, как медаль, имеет две стороны.
С точки зрения исторической и государственной он " … изверг, вне законов природы рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которое разумное творение от бессмысленного животного отличает",-так считает историк Броневский и подавляющее большинство современников Пушкина. В их глазах Емельян представляется чуть ли не исчадием ада, которому всё человеческое чуждо.. Но так ли это? Действительно ли? Видит ли его Пушкин-Гринёв таковым? Нет. Он считает, со стороны жизненной и человеческой Пугачёв не так уж плох.
Знакомство главных героев происходит по чистой случайности, но сыграет в их жизни судьбоносную роль. Первое впечатление, которое произвел на Гринева Пугачёв, что тот человек смышлёный, остроумный и даже загадочный. Что касается внешнего вида, то " … наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары …". Здесь прослеживается явное различие между Пугачёвым и Гриневым, я бы даже заметила - яркий контраст. Первый- беглый крестьянин-разбойник с затейливым характером, а второй – дворянин, офицер, барин. И тем не менее с первых минут их знакомства ощущается симпатия друг к другу, желание узнать друг друга поближе. Наверное, это оттого, что они почувствовали общность своих характеров и, что не будь между ними классового различия, что расти и воспитывайся они в равных условиях, то как знать…
При взятии Белогорской крепости Емельян показал себя превосходным полководцем с умением повести за собой, с пылкостью и одновременно невероятной непоколебимостью сильного духа, прирождённым психологом с даром убеждения, знанием последующего действия человека-противника и с жёсткой энергетикой лидера. Всё это, несомненно, помогало ему в предводительской деятельности, и именно благодаря этому он завоёвывал одну крепость за другой, не зная поражений. Как человека военного, сиречь государственного, подобные качества Пугачева, не могли не восхищать Гринева. Особенно, если вспомнить неоднократные поражения России в сражениях с другими государствами, ставших возможными "благодаря талантам полководцев- дворян".
В Белогорскую же крепость войти Емельяну не составило труда ещё и потому, что сопротивление было до крайности минимальным, так как народ предпочёл встать на сторону мятежников и " … жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь … ". Пугачёв был милостив к тем, кто принял присягу, и грозен к соперникам - бывшим властителям крепости. Казнящий он страшен не столько мерою и жестокостью своих деяний, сколько манерою их исполнения. Чего ему стоило так небрежно распороть неосторожную Василису Егоровну или играючи прослушать симфонию хруста человеческих костей при повешении? Да ни пол копейки! Но даже при описании таких изуверств, между строк читается, что лишних смертей "изверг" не хочет. И казнит лишь людей, которые сами представляются ему врагами. А значит он ничуть не хуже существующей власти. Гринев же враг по определению, но его, хоть и в самый последний момент, да миловал благодарный за прошлую помощь "злодей". И в момент, когда верный Отечеству Гринёв решительно молчал, стоя на коленях перед недавним знакомцем, тот грубой шуткой, но вытащил Петрушу из "неказистого положения".
Во время пугачёвской "пирушки" вся властность разбойника как сквозь землю провалилась. Емельян превратился из правителя и бойца в простого друга, товарища и хорошего собеседника, равного всем присутствующим. В конце концов, всё гулянье закончилось душевной бурлацкой песней, которая тронула бы за живое любого, даже самого заматерелого "патриота, гуманиста", подобного историку Броневскому, несомненно, вызвав симпатию к защитникам народа. Здесь, несмотря на простоту и состояние алкогольного опьянения, Пугачёв остался самим собой – остроумным и загадочным властителем. Позже ему вздумалось пооткровенничать с Гриневым наедине. Так он проверяет помилованного им офицера на прочность и душевную стойкость.
Встреча в Оренбургской крепости, поездка в Белогорскую и поведение там показывает Пугачёва как человека в смысле существа со своими слабостями и особенностями. В Оренбурге жёсткий и решительный правитель подвергает сомнению советы дряхлого старика и недалёкого "богатыря" – двух своих фаворитов. Ему совсем не хочется следовать их совету, убить Гринева, так как он симпатизирует офицеру. Поэтому в кибитке Пугачёв "пропускает мимо ушей" упоминание назойливого Савельича о пресловутом заячьем тулупчике. Он расплывается в самодовольной улыбке, когда Гринев говорит ему о похвале, да ещё какой – народной, о признании его как талантливого полководца. Еще одним доказательством человечности Емельяна является то, что он задумывается о своей жизни, размышляет и сомневается в правильности избрания своего жизненного пути, с горестью осознаёт свою участь. Но это ещё не всё. Будь он таким диким извергом, обратил бы он внимание на социальный статус красавицы Марьи Ивановны? Проникся бы он жалостью к сироте? Смягчался ли бы при каждой "провинности" как Швабрина, так и Гринёва? Да и вообще остались бы эти двое живыми? На всё это только один ответ – непоколебимое " нет "! Но особенно стоит отметить следующий момент.
Когда Швабрин вышел из себя и раскрыл тайну Марьи Ивановны, Емельян Пугачёв прогневался на обоих дворян (заметим, что между строк читаются разные причины, для Швабрина – простая ложь и неповиновение, когда для Гринёва – то же + потеря откровенности и доверия). И далее " …
- И то правда, - сказал, смеясь, Пугачёв. - Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья, что обманула их.
- Слушай, - продолжал я, видя его доброе расположение. - Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу … Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедною сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и чтобы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души …
Казалось, суровая душа Пугачёва была тронута. "Ин быть по-твоему! Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!"
Вот она – широкая русская душа! Душа хмельная, вспыльчивая, временами жестокая, временами сентиментальная, вечно надеющаяся на Божью помощь и русский авось! Получить благословление от Пугачева Петр Андреевич вряд ли рассчитывал, в свою очередь и Емельян не чаял услышать от офицера обещание молиться о его грешной душе.
Так Пушкин оспаривает мнение историков, так открывает вторую сторону медали, так показывает народу-читателю то, что было скрыто. Не знаю как других, но меня гораздо более сильно убедило мнение Пушкина, нежели Броневского. Мнение историка кажется мне однобоким и недальновидным. Он не сказал прямо, но быстрее всего заботился о "бедном и несчастном сопротивлявшемся" государстве в лице дворян – меньшинства народа, чем о примкнувшем к Пугачёву крестьянстве, которое надеялось больше на самозванца, чем на государство. Нет, я не оправдываю убийства и насилия Пугачёва, однако стоит заметить, что действия бунтовщиков являются зеркальным отражением политики государства, действиями которого и было спровоцировано восстание. Образ Емельяна Пугачева вызывает скорее симпатию и уважение, чем отвращение, так как это был человек целеустремленный, не пожалевший своей жизни, ради блага других людей.