Сказка

Сказка Методика работы над сказкой 2

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.12.2024





Глава 2. Методика работы над сказкой

2.1. Приёмы работы над сказкой в младших классах

Интерес к сказкам проявили многие писатели восемнадцатого века, но только в начале девятнадцатого века увидели в них выражение "души русского народа". С пятидесятых годов девятнадцатого века в России стали появляться первые научные школы, в которых много внимания уделялось изучению сказок. Так называемая мифологическая школа именно в сказке видела необходимый материал для изучения мифов, прямым продолжением которых она считала сказки. Эта точка зрения наиболее точно выражена в трехмерном исследовании А.Н. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу". Для изучения сказок весьма большое значение имела система исторической поэтики, которую пытался построить А.Н. Веселовский. Он от мифологических воззрений перешел к теории заимствования, а от нее к теории самозарождения сюжетов, взяв то ценное, что было и у мифологической школы и у школы заимствования, не отрицая перехода сюжетов или произведений от народа к народу. Важное значение для развития изучения сказок имели труды В.М. Жирмунского, особенно его статья: "К вопросу о международных сказочных сюжетах" (1967 года).  Ценным исследованием о сказке является книга Н.В. Новикова "Образы восточнославянских волшебных сказок". Книга посвящена рассмотрению четырех основных типов сказочных героев: герой-богатырь, иронический неудачник, помощник героя, противник героя. Исследование носит сравнительный характер: сопоставляются сказки русские, украинские, белорусские, что дает возможность выделить в них общее и установить отличие друг от друга.  Сказка – специфический жанр, любая сказка – это "особый замкнутый мир, в котором действуют законы, непримиримые в реальном мире".  Законы "сказочного мира" аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. В свое время их сформулировал Д.Д. Нагишин, дав тем самым любому , кто хочет вчитаться, вслушаться в сказку, понять ее, почувствовать ее особый аромат, ключ к тайнам. Хочется обратить особое внимание на пять законов: 1. Одушевление предметов и явлений природы; 2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы; 3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи; 4. Чудесные превращения и обращения; 5. Гиперболизация. Благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка – благодатный материал для развития воссоздающего и творческого воображения ребенка как важных сторон его эмоциональной сферы и необходимых для полноценного восприятия произведений читателем. Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством. Сопоставление вариантов сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой. Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика. Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.  Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки. Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают. Чтение сказки – не воспроизведение неких событий, но творчество в нем, и задумчивость, и акцент, и смысловое ударение говорит слушателям не меньше самого текста.  Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Укажем еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи родителей, воспитателя или учителя будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой.  Пример вопросов и заданий: 1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них). 2. Объяснить, почему произошло то или иное событие. 3. Показать, что становится объектом насмешки народа. 4. Прочитать в лицах сказочные диалоги и полилоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа. 5. Указать на текстовые различия в традиционных для сказки повторах. Объяснить их значение. 6. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению. 7. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое. 8. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения. 9. Объяснить, почему в сказке возникают значимые имена. Всегда ли они определяют главное в персонажах? 10. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам. 11. Вопросы, утверждающие связь человека с природой, миром, "прославляющие" чувства дружбы, благодарности и т.п., вытекающие из конкретно-сказочных событий. 12. Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям. 13. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения. 14. Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почему произошло то или иное событие. 15. Предложение поразмыслить о том, кого и по какой причине осуждает народ, кому и за что выражает признательность. 16. "Эстетические" вопросы. Почему понравилось то или иное описание? 17. "Открытые" вопросы: что вы можете сказать о том-то и том-то. 18. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки. 19. Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное. 20. Расскажите, как и почему изменился характер героя. 21. Сравнение, аналогия, сопоставление (чем сказки одного народа напоминают сказки другого народа). 22. Каковы коренные ценности народа, его понятие о справедливости, награде и неизбежном позо И, может быть, самая существенная методическая особенность обращения к сказке, прежде всего, состоит в том, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве. Можно предложить такие задания: Похожи ли эти сказки: "Теремок" А.Н. Толстого и "Теремок" – русская народная сказка в пересказе Е.И. Чарушина; "Терем мышки" – русская народная сказка; "Лесные хоромы" – Михайлов; "Руковичка" – украинская народная сказка; "Теремок" – С.Я. Маршак; "Морозко" – русская народная сказка; "Мороз Иванович" – Одоевский; "Бабушка Метелица" – братья Гримм. Задания подобного типа обращают внимание детей на диалоги и короткие эпизоды в сказке, на которые они часто не обращают внимание. Методика работы со сказками в начальных классах осуществлена качественной неоднородностью этого жанра. Чтобы ученики при чтении сказок усваивали не только фабулу, а глубину содержания "Сказочного мира", его метафоричность, нравственный и социальный смысл, эмоциональный подтекст. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на литературоведческую специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений.

Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки.Так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев»; «Два мороза»; «Каша из топора»).Во втором классе ребята читают народные сказки («Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»; былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), а также литературные сказки В.Ф. Одоевского («Мороз Иванович»), С.Т. Аксакова («Аленький цветочек») и другие.В третьем классе ребята читают авторские сказки В.М. Гаршина («Сказка о жабе и розе»), В.А. Жуковского («Сказка о царе Берендее»), Пушкина («Сказка о мертвой царевне») и другие.Видно, что сказка занимает большое место в чтении младших школьников. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность.Работа над сказкой проводится так же, как и над рассказами, но у сказок есть свои особенности: бывают волшебные, бытовые, о животных и фантастические сказки.Существуют следующие рекомендации при чтении сказок.

1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

2. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать

3. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной - двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

5. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке - не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.
6. Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

7. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены - части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.Учащиеся I - II классов охотно рисуют картинный план.

8. Обычно чтение сказки о животных не требует ни какой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных.

Если читается сказка о природе, близкой детям то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

9. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.

10. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже в I - II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку.

При чтении сказок применяются следующие виды работ:

- Подготовка к восприятию сказки;

- чтение сказки;

- обмен мнением о прочитанном;

- чтение сказки по частям и их разбор;

- подготовка к рассказыванию;

- обобщающая беседа;

- подведение итогов;

- задание детям на дом.

Сказки бывают волшебные, бытовые, социальные, фантастические, о животных.

 В бытовых сказках говориться о характерах людей, повадках животных. Сравнивать характеры людей с характерами людей не стоит.

В социальных сказках показана жизнь народа, его горе, обездоленность, нищета, бесправие.

Нужно сравнить, как жили люди до революции как живут теперь, какие получили права.

В волшебных сказках показана мечта народа, смекалка, талантливость, умение, трудолюбие.

Нужно сравнение с современной жизнью (машины, краны, самолеты и т.д.).

В сказках о животных важны наблюдения, экскурсии, иллюстрации, кино. Нужно научить составлять характеристику. (Вспомнить, в каких сказках и как показаны животные).

Не говорить, что так не бывает в жизни.

Ставить вопрос: Почему? О чем это говорит?

Мораль сказки не переводить на человеческие отношения.

Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).

Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).

Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, грамзаписей.

На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для введения при пересказе.

Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.

Важна в сказке интонация, яркость выражения.
2.3. Обучение умению читать сказки

Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему. В практике преподавания чтения сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью. Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимое умение, важные в плане литературного развития учеников. Что же входит в понятие «литературоведческие основы» сказки? Сказка народная, литературная создает свой особый «сказочный мир». Он объемен, содержателен и специфически оформлен. В понятие «объем» включают количество знаков и частей, в понятие «форма» - осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую. Понятие «содержание» включает в себя следующие признаки: специфика фантастики; характеристика персонажей; характеристика жизненного пространства и времени этого мира, предмет сюжета. Названные признаки важны не только с точки зрения художественных особенностей, но и в психолого-педогагическом плане. Они помогают глубже понять и описать «сказочный мир». «Чудесный мир» - это предметный, фактически не ограниченный, содержательный мир, создаваемый чудесным принципом организации материала.
При чтении сказки с «чудесным миром» можно организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя.В процессе чтения - поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире» то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:

1. Умение видеть специфическое начало сказки - зачин и благополучный конец для хороших героев;

2. Умение определить сказочное место и время действия;

3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;

4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;

5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам.

Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» должно быть организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».

Перед чтением сказки нацелить учащихся на первичное ее восприятие, заинтересовать их, тогда они будут слушать с большим вниманием и интересом.

Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу.

После знакомства со сказками можно дать задание нарисовать запомнившийся эпизод, чтобы посмотреть, что же привлекло внимание детей.

Учет специфики «чудесного мира» помогает учителю сформировать необходимые умения, воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу ребенка.
2.2. Анализ методического опыта учителей

Когда сказка приходит на урок, это всегда праздник. Особенный же праздник, если со сказкой к ребенку приходит умный и талантливый, увлеченный, с большой долей воображения учитель.

Вначале хотелось бы описать, как учительница московской школы №10 Л.К. Пискунова работала на уроках чтения со сказкой А. Гайдара «Сказка о военной тайне…»

С первых школьных дней учащийся знает такие слова, как Родина, мир, Октябрь, герой.Однако каждое это слово становится понятным школьнику в том случае, если постоянно углублять его значение, смысл.

Сказка А.П. Гайдара о Мальчише-Кибальчише занимает особое место среди всех текстов в учебной книге. Это произведение имеет прямое отношение к общественно-исторической тематике, в нем повествуется о высоких идеалах революции, героизме юных участников гражданской войны, их дружбе и твердости духа. Причем написана эта сказка поэтично, серьезно и в тоже время с мальчишеским видением происходящих событий. Работа над этим замечательным произведением требует от учителя особого подхода, особенного отношения и не только из-за художественного своеобразия, но и по другой причине: к тому времени, когда третьеклассники начинают изучать его, оно чаще всего оказывается им знакомо. Дети видели мультфильм, смотрели диа- и кинофильм о Мальчише-Кибальчише, им читали эту сказку дома. Ученики узнают, что Мальчиш - храбрый, смелый, им жаль его, потому что он погибает. Чувство неприязни вызывает у них Плохиш и слуги буржуинов.Дети радуются тому, что Красная Армия победила «проклятое буржуинство». Готовясь к уроку по этому произведению А. Гайдара, педагог старался преподнести его ученикам так, чтобы они открыли в нем что-то новое для себя, восприняли его как образцовое произведение искусства слова, а главного героя Мальчиша-Кибальчиша - как типический образ маленького героя, патриота, революционера. Накануне урока эта учительница с учащимися побывала на Ленинских горах у памятника Мальчишу-Кибальчишу (это единственный памятник литературному герою в Москве). Беседу Пискунова вела по плану, привычному для ее учеников с I класса: что я вижу в этом художественном произведении, что слышу, чувствую. На первом уроке по этой сказке учительница рассказала об Аркадии Голикове.
На уроке сказку читали в основном учащиеся, правда, заранее подготовленные. Учитель читал только отрывки со словами всадника, отца, брата, об армии мальчишей-малышей, всю пятую часть, помогая детям интонацией, своим отношением к поступкам героев, темпом и другими средствами выразительности понять сложность происходящего и поведение главного героя произведения. После первого чтения учительница с ребятами, озаглавливая части сказки словами гайдаровского текста и обосновывая, почему первая часть названа, например, «Живи да работай - хорошая жизнь!», а другая - «Кругом беда», обратила внимание на своеобразный язык этого литературного произведения. Доступность, эмоциональная выразительность, колоритность языка писателя побуждает детей к рисованию иллюстраций к этой сказке. Дома учащиеся выполняют рисунки и уже в собственном творчестве углубляются в литературные образы, созданные писателем. Кроме рисунков, ученики отмечают в тексте отрывки, в которых, повествуя о поведение Кибальчиша в различных жизненных ситуациях, продумывают его поведение. На следующем уроке учительница попыталась помочь своим третьеклассникам понять типичность гайдаровского героя, почувствовать, что гайдаровские мальчиши - собирательный литературный образ, в нем присутствуют черты, которые характерны для реально существующих героев революции и гражданской войны. В связи с этим учительница использовала фотографии и тексты из альбомов-плакатов «Герои-пионеры» об Алеше Кузнецове, Мише Гаврилове, Павлуше Андрееве и текст об Аркадии Гаврилове, так как автор изучаемого произведения был юным участником гражданской войны. Эти тексты, заранее размноженные учителем на машинке в 35 экземплярах, лежали на парте у каждого ученика. Урок учительница начала с прослушивания первых двух куплетов песни Я. Шведова и А. Белого «Орленок». Ее мелодия эмоционально подготовила учащихся к разговору о юных героях революции и гражданской войны. Дети молча, про себя прочитали тексты, лежащие перед ними. Все, о ком они прочитали, были сыновьями революционной страны, решившие ни за что на свете никому не отдать в труде и боях добытого народного счастья. Сам А.П. Гайдар шесть лет пробыл в Красной Армии, а позже написал о большом своем боевом пути следующее: «Но самое главное, что я запомнил, - это то, с каким бешеным упорством, с какой ненавистью к врагу, безграничной и беспредельной, сражалась Красная Армия одна против всего белогвардейского «мира». После чтения текста учащиеся отвечают на вопрос учителя:
- Кому могут принадлежать эти слова? «Вероятно, потому, что в армии я был еще мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам..., как все оно начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел все же не мало». Этот текст был записан на доске. Учащиеся понимают и то, что А. Гайдар в юном возрасте был на войне, видел настоящих живых героев, и то, что рассказать об этом он хочет им, сидящим сейчас в классе мальчишкам и девчонкам. Это непосредственное обращение к ним писателя и участника гражданской войны звучит очень убедительно. Дети верят в искренность и правдивость читаемого произведения еще и потому, что разговор с ними ведется серьезно, как со взрослыми. Учащиеся разбирают, чем похож Мальчиш-Кибальчиш на существующих в жизни маленьких героев. Отмечают, что гайдаровский Мальчиш, погибая, улыбается, слыша приближение Красной Армии, и Павлуша Андреев умирает с улыбкой на лице, радуясь победе своих товарищей. И Мальчиш, и Алеша, и Миша помогают Красной Армии. Кибальчиш, как Киря Баев, не выдал тайны. Объединяет их всех и то, что и литературный образ, и живые участники революции - дети. Далее разговор на уроке ведется о том, каким создает своего литературного героя А.П. Гайдар. Опираясь на текст, делая из прочитанного вслух соответствующие выводы, учащиеся с помощью учителя сказали, какие черты живого человека они видят в Мальчише: чуткость, гордость, твердость духа и слова, готов помочь Красной Армии, был хорошим командиром. Воссоздав с учащимися образ Мальчиша, учительница направила внимание детей на то, что, обладая прекрасными человеческими качествами, деятельный, стремительный, Мальчиш не смог бы один одержать победу над «проклятым буржуинством». Герой Гайдара действует вместе с армией мальчишей-малышей. Мысль о том, что в нашей стране трудные, черные дни войны все, от мала до велика, встают на защиту своего отечества, четко и ярко подчеркнута Гайдаром а его произведении. Необходимо обратить внимание учащихся на то, как откликнулись мальчиши на призыв Кибальчиша. Обратив внимание на соответствующие отрывки текста, характеризующие единство, сплоченность людей в нашей стране, учитель задает вопрос:


- А как бы вы ответили на вопрос: что это за страна? В чем ее главная сила?Своими ответами ученики выражают тот идейный смысл, который несут художественные образы этой сказки.
Урок заканчивается чтением слов Гайдара о счастье: «Что такое счастье - это каждый понимает по-своему. Но все вместе люди знают и понимают, что надо честно жить, много работать и крепко любить и беречь эту огромную и счастливую землю».

Учительница Новосибирской школы №158 Г.М. Гамзаева работала на уроках чтения со сказкой «Айога». Этот педагог строит работу со сказкой своеобразно. Он создает на уроке атмосферу постепенного погружения в особый мир каждой конкретной сказки, точно чувствуя ее многослойность и качественную неоднородность. При этом особое внимание уделяет познанию языка сказки - ее первого слоя, помогающего читателю осмысленно и прочувствованно проникнуть в глубину предметного и идейного содержания «сказочного мира», т.е. в другие его слои. Сказка «Айога» достаточно знакомая по языковым средствам и вполне доступная для детей по фактическому содержанию, очень глубока по внутреннему смыслу, подтексту. Если учитель заботится о воспитании вдумчивого читателя с развитым воображением, образной памятью и чувством поэтического слова (а именно это и я является главной целью в работе на уроках чтения Г.М.Гамзаевой), то необходимо приблизить ребенка к пониманию подтекста сказки, ее нравственного содержания, помочь почувствовать, как важно быть хорошим, добрым, внимательным человеком, способным слушать и слышать не только себя, но и других. Человек по-настоящему красив лишь тогда, когда у него красивая душа, а не только внешность. Сказка «Айога» ведь и об этом, но об этом говорить напрямую с первоклассниками очень трудно. Да и нужно ли им? Лучше о сказке говорить языком сказки, чувствуя ее интонацию, ее особый ритм, аромат точно найденного сказочником в той или иной ситуации слова. Но ведь все это тоже не лежит на поверхности. У этой сказки, как и любой другой, есть своя тайна. Надо подобрать ключ, чтобы открыть ее. И Галина Марковна Гамзаева сумела это сделать со своими первоклассниками в процессе очень любопытного совместного поиска.С чего он начался? С подготовительной работы к восприятию сказки, в процессе которой учительница ввела детей в атмосферу сказочных событий и создала своеобразный прецедент для поиска. Чтобы первоклассники поняли, что им предстоит знакомиться со сказкой северного народа, Галина Марковна предложила им рассмотреть выставку иллюстраций Е.М. Рачева к сказкам северных народностей.

Дети с удовольствием объясняли друг другу, почему они считают животных, изображенных на картинках Е.М. Рачева, сказочными персонажами. Внимательно рассмотрев иллюстрации, на которых изображены знакомые незнакомцы, дети сделали шаг к усвоению нового пласта «сказочного мира». В ходе работы с картинками в лексикон учащихся были введены новые слова: нарты, пум, яранга, тундра, кочевники, малица, стойбище. Дети ощутили торжественную мелодию каждого слова, их многокрасочную северную палитру благодаря удивительным рисункам Е. Рачева и гибкой интонации Г.М. Гамзаевой. Первоклассники смогли пропеть новые слова и представить образы, стоящие за ними. Им захотелось побольше узнать о жизни, обычаях северных народностей, услышать их сказки. Именно сейчас возникла необходимость в рассказе учителя, коротком, с живыми подробностями, запоминающиеся тем, что и делает Гамзаева. После рассказа учителя выходит заранее подготовленный ученик в рубашке, расписанной узорами нанайцев вверху, внизу, на рукавах и исполняет стилизованную песню. Далее учитель включает детей в беседу-поиск:

- Вы обратили внимание на восклицание охотника, дважды повторяющееся в этой песне? Оно по-разному звучит: в первом случае в нем содержится предупреждение, а во втором - радость, удовлетворение от удачной охоты. А теперь посмотрите на название сказки «Айога», с которой мы сейчас познакомимся. Что интересного вы заметили в этом слове? В нем есть это восклицание «Ай-о». Восклицание это, как мы убедились, может звучать по-разному, значит, и слово Айога тоже может звучать по-разному. Сам текст сказки поможет услышать, как это слово будет звучать в разные моменты, и понять почему ему присуще такое разное звучание. Ваша задача состоит в том, чтобы внимательно вслушаться в содержание сказки, проследить за тем, как развиваются события, и найти ключик к тайне, которая содержится во второй части этого слова. Знакомство со сказкой «Айога» происходит следующим образом. Вступительную и заключительную части Галина Марковна рассказывает, а центральную - «Разговор Айоги с матерью и отцом» воспринимают не только как внимательные слушатели, но и как активные зрители, которых их же товарищи порадовали замечательным кукольным представлением. Важно чтобы первая встреча с произведением была запоминающейся. Именно так и произошло на уроке. Встреча состоялась и задела за живое.
После первого восприятия работа над текстом была построена в форме постепенного погружения в многослойную ткань сказки. При этом широко использовались такие приемы, как работа над выбором верной интонации и пантомимических средств выразительности при произнесении отдельных слов и реплик; использование подвижных иллюстраций; осмысление слов-характеристик поступков персонажей, их внутреннего состояния; додумывание некоторых сцен с целью проникнуть в подтекст сказки. Сказка пришла на урок со своей тайной. Учитель, мудрый и добрый, дал детям ключик, и они повернули его в нужном направлении.

Кандидат педагогических наук М.Е. Львова считает, что богатый материал для развития детского воображения и творчества представляют русские народные сказки, недаром они составляют значительную часть текстов, на которых дети постигают богатство родного языка. Учитель делится своим опытом работы над сказкой на уроках чтения и русского языка. Процесс развития воображения и на его основе самостоятельного детского творчества М.Е. Львова разделила на 2 этапа. Первый был во 2 классе, где проводили работу над русскими народными сказками о животных. Эти сказки самые древние, невелики по размеру и более просты по своей композиции. Вместе с тем именно здесь ставили перед собой задачу -  ответить на многие возникающие у детей вопросы. Для этого в ряде школ провели устный опрос с целью выяснения, что же знают дети о сказках вообще и сказках о животных, в частности, осознают ли они, чем сказка отличается от рассказа и почему она носит название народной. На вопрос, любят ли второклассники сказки, все ответили утвердительно, но почему сказки называются сказками, да ещё народными, правильных и полных ответов не дали. В массовой школе на уроках чтения во 2 классе учителя предлагают детям прочитать текст и по вопросам передать своими словами содержание сказки. При этом учитель, обращаясь к детям, употребляет научные термины, смысл которых в этом возрасте юному читателю не совсем ясен. Поэтому М.Е. Львова считает, что детям на уроках необходимо объяснять, что же такое сказка, народная, авторская, где у сказки зачин, концовка и так далее.

Учитель начальных классов С.Ю. Аншакова рассматривает пути работы над эпитетами. В сказках представлены эпитеты, характеризующие персонажей, чудесные предметы, определяющие места сказочных событий. Эпитеты, характеризующие действующих лиц волшебной сказки, обозначают возраст, внешние данные, физические качества персонажа, его сословную принадлежность. Традиционно в сказке выделяется общее свойство (молодость, старость, красота), которое не конкретизируется и, как правило, имеет значение для развития действия. На этапе анализа волшебной сказки можно предложить такое задание: найди в тексте сказки определения к словам: Елена (прекрасная), девица (красная), дочь (царская) и так далее.

Учитель начальных классов Е.В. Свиридова видела необходимость в привитии детям первоначальных навыков анализа произведения. Наиболее доступен и понятен младшим школьникам сюжетно-образный анализ. Он позволяет учителю совместно с учащимися наблюдать за особенностями композиции, сюжета, авторской позиции, языка. Е.В. Свиридова рассматривает это на примере сказки. Сначала она определяет с детьми, к какому из 3-х видов относится сказка. Далее наблюдает композицию сказки. В большинстве сказок есть присказка. Её роль сходна с ролью былинного запева и в редких случаях является завязкой сюжета. Цель присказки: подготовить аудиторию к слушанию сказки.(например, присказка в одной сказке звучит так: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…»). Обращается внимание детей на то, что волшебные сказки восходят к глубокой древности. В них сохранились древние верования, представления о водяном царе, леших и русалках (это признаки язычества). Ту же цель преследуют и сказочные зачины: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и так далее. Усложнённость сюжета – характерная черта волшебной сказки. В ней нет развивающихся характеров, действия героев лишь воспроизводятся, и только через них раскрываются характеры. Поэтому при анализе целесообразно задать вопрос: «По каким поступкам героя мы можем судить о его характере?» Большое внимание Е.В. Свиридова уделяет двум видам анализа сказок: 1. Стилистический (языковой) анализ показывает, как в подборе слов-образов проявляется авторское отношение к изображаемому. Толковаться должны не слова, а образы, созданные из этих слов. Работа должна быть направлена на то, чтобы помочь детям уяснить смысл произведения, мысли и чувства автора. Рассматривается сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Прежде всего, нужно найти в тексте, какими словами, выражениями описаны герои сказки: «Алёнушка – дочка, сестрица, красна девица; ожила и стала краше, чем была». «Иванушка – сынок, братец, козлёночек». Видно, что большинство слов имеет уменьшительно-ласкательный суффикс, да и назвал автор своих героев ласково: Алёнушка и Иванушка. Относится он к своим героям с любовью, жалостно. Следовательно, можно сделать вывод, что герои эти положительные, только вот несчастье случилось с Иванушкой, так как он ослушался свою сестру. В последнее время при стилистическом анализе стали чаще использовать приём стилистического эксперимента, где происходит замена названий, строк, определений и так далее. Например, заменим название сказки: «Сестра Алёна и брат Иван». Звучит? Нет.

2. Проблемный анализ – это анализ проблемных вопросов и ситуаций. Постановка проблемных вопросов целесообразна при чтении тех произведений, в которых встречаются ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий и поступков, эпических проблем, затронутых автором.

Знакомясь с педагогическим наследием В.А. Сухомлинского, учитель начальных классов Т.Б. Биричевская обратила внимание на одну цитату: «Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребёнка». Из этих слов родилась идея научить детей сочинять сказки, которая за несколько лет оформилась в систему работы над развитием литературного творчества младших школьников. Т.Б. Биричевская говорит, что склонность к творчеству присуща ребёнку. По утверждению психолога Л.С. Выготского, творчество – норма детского развития. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определённым образом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решений выбрать самостоятельно для своих детей один из них (активно-подражательная деятельность, и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определённом этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. Это должен учитывать учитель. Особенностью ребёнка младшего школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность придумывать, сочинять. Поэтому, начиная с первого класса, Т.Б. Биричевская учит детей сочинять сказки. Система работы, по словам Т.Б. Биричевской включает в себя следующие этапы:

1.     Первый класс. Устная работа над сказкой (подготовительный этап). Уроки обучения грамоте.

2.     Второй класс. Письменная работа над сказкой. Русский язык. Развитие речи. Кружок «Сочиняем сказку»

3.     Третий класс. Написание творческих работ (сочинений-рассуждений). Чтение. Внеклассное чтение. Развитие речи. Кружок «Сочиняем сказку».

4.     Результат работы – рукописная книга «Наши сказки».

Для учащихся со слабым вниманием и памятью, с плохо развитой речью и мышлением лучше всего подходит форма урока по сюжету какой-либо сказки. Е. Г. Циганкова делится своими наработками с другими учителями.

Цели занятия:

- развитие внимания, артикуляционных навыков устной речи, координации движения, слуховой и зрительной памяти, умение узнавать и различать форму плоских предметов;

- развитие цветоощущения, усвоение соответствия части и целого;

- умение разбирать сложную задачу на несколько простых;

- воспитание умственной активности, интереса к учебной деятельности.

В начале занятия проводится небольшая разминка, предлагаем детям игру «Внимание». Показываем детям карточку с каким-либо рисунком. Затем карточка убирается, а детям по памяти надо её нарисовать. Разминка закончена. Объявляется тема занятия: знакомство с новой русской сказкой, название которой дети составляют из слов, написанных на доске: страха велики у глаза – у страха глаза велики. Задаём вопрос: «Кто знает, когда так говорят? (ответы). Более точно вы можете ответить, прослушав сказку, Прослушав сказку, дети должны справиться с хитрым заданием, Они должны написать то, из-за чего начался весь этот переполох. (Яблоко)
.
2. Государственную практику я проходила в городе Северске в 193 школе в 4«Г» классе (ЗПР).
Тема моей курсовой - «Методика работы над сказками», поэтому на протяжение всей практики я пыталась внедрить в учебный процесс полученные знания по этой теме.
Известно, что дети очень любят сказки, так как в них есть необычное, происходят всевозможные превращения. Через сказку я старалась научить детей любить труд, слушаться старших, помогать людям, так же, как и герои в любимых детских сказках. Особенно старалась прививать (воспитывать) любовь к природе, человеку, животным (К. Паустовский «Стальное колечко»).
Во время практики я работала только над сказкой К. Паустовского «Стальное колечко» (по программе), а также провела ряд таких мероприятий, как:
- КВН;
- «Поле чудес» (по сказкам);
- внеклассную работу по теме «Учимся сочинять сказки».
Хочу поподробнее остановиться на этих делах, раскрыть их содержание, показать какую цель я ставила перед собой и каких результатов добилась, к каким выводам пришла.
I Урок по сказке в четвертом классе (первый)
Тема: К. Паустовский «Стальное колечко».
Цели:
1. познакомить учащихся со сказкой К. Паустовского «Стальное колечко»;
2. умение выразительно читать, развивать эмоциональное мышление, внимание к художественному слову;
3. воспитывать любовь к труду, природе.
Ход урока:
I Проверка домашнего задания.
1. Выборочное чтение.
2. Итог.
II Сообщение темы урока.
1. Словарная работа: тесовые крыши, цигарка, безымянный, сапер, метелица, околица;
2. Чтение текста учащимися;
Составление рассказа о девочке Варе по плану:
1) Какой была Варя?
2) Что заставило девочку пойти в соседнее село?
3) Почему она угостила бойцов махоркой?
4) Чему больше всего она огорчилась потеряв колечко?
5) На какой палец надела Варюша кольцо, когда нашла его?
6) Почему ей расхотелось покинуть свой край с помощью «волшебного колечка»?
III Рассказ у доски учащимися.
- Выводы, воспитательное значение сказок.
- Домашнее задание - пересказ сказки, рассказ о Варе.
II Урок по сказке в четвертом классе (второй)
Тема: К. Паустовский «Стальное колечко»
Цели:
1. повторить с учащимися содержания сказки;
2. работать над выразительностью чтения, привлекать внимание к художественному слову;
3. воспитывать любовь к сказкам.
I 1. Проверка домашнего задания.
- Вспомним содержание сказки, а помогут нам в этом иллюстрации (на доске висят вразброс иллюстрации)
- Расположите иллюстрации в нужной последовательности
- Работа по иллюстрациям (рассказ о Варе учащимися)
2. Пересказ текста учащимися (поставлена цель).
Микроитог по ответам ребят.
II Продолжение работы над сказкой:
1. выборочное чтение
2. беседа по вопросам
3. Итог
На первом уроке я рассказала ребятам о сказке (что такое сказка?), об авторе сказки «Стальное колечко», показала им портрет.
Затем учащиеся вслух читали по абзацам сказку, после чего ученики высказывали свое мнение о том, что им больше понравилось и запомнилось, а также вместе с учителем составляли рассказ.
На втором же уроке происходила защита рисунков самих ребят, а также рассказ о Варе по картинному плану. Было заметно, как иллюстрация активизирует внимание учащихся, интерес к сказке.
Микроитог.
Сказка К. Паустовского «Стальное колечко» несет в себе как образовательную цель, так и воспитательную.
Учителю важно это увидеть. Учащиеся узнают о приходе весны, какие изменения происходят в природе, о признаках весны.
Воспитательная же цель заключается в том, что автор через образ Вари показывает положительную героиню, любящую свою родину и людей, способную прийти на помощь и помочь.
По-моему, работая над сказкой, необходимо учить учащихся внимательно следить за содержанием изучаемого произведения: исправлять ошибки при чтении, находить сравнения, то есть показать, что автор использует в тексте прием сравнения и для чего он это делает.
На этих уроках попыталась использовать разные виды работ: выборочное чтение, пересказ, составление рассказа - одним словом, осуществляла большую работу по развитию речи учащихся.
Все это необходимо делать учителю для того, чтобы учащиеся могли воспринять эту сказку целостно.
Хорошо было заметно, что учащимися эта сказка была воспринята осознанно.
Ребята активно составляли рассказ о Варе, отвечали на вопросы учителя и приводили примеры из жизни.
III КВН
Цель:
1. проверить знание сказок, познакомить с разными сказками: волшебными, бытовыми.
2. воспитывать добрые чувства.
Ход КВН:
- Сегодня мы проводим КВН по сказкам. И для этого, ребята, нам нужно разделиться на две команды. Болельщики будут помогать своим командам.
1. Разминка для команд
- какую песенку пел колобок?
- Что пела коза своим семерым козлятам?
- Кто сможет правильно позвать Сивку-Бурку?
- Кто может позвать Иванушке сестрицу Аленушку?
2. «Отгадай автора!!»
Следующее задание будет таким. Команды должны назвать автора сказки:
А) «Золушка»;
Б) «Буратино»;
В) «Бременские музыканты»;
Г) «Морозко».
3. А теперь пришло время болельщиков. Вам придется немного подумать. Кто из вас больше угадает сказок, принесет своей команде дополнительный балл.
1. … Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать (Сказка о глупом мышонке)
2. …Ох, ох, ох! Это я Лечея-Плачея. Иду с дальней дороги, ноженьки попритерла, намочил меня дождик. Пусти, дружок, обогреться, хвост обсушить (Заячьи слезы)
3. Несет меня лиса
За темные леса,
за высокие горы,
в далекие страны!
Котик-братик,
Спаси меня (Кот, петух и лиса)
4. Терентий, Терентий,
А кто за телегой бежит?
Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!
Жеребенок! (Лиса и тетерев)
- Молодцы! Вы прекрасно знаете эти сказки.
- Пока вам приходилось работать только головой, а сейчас вам нужны будут ваши руки, ноги, быстрота, ловкость.
Играют болельщик + игрок. Стоят три кегли, и по окончании музыки надо взять кегли.
4. - За время игры ваши головы отдохнули. В следующем задании команды должны угадать, к какой сказке относятся данные отрывки:
1) С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино)
2) Сейчас потолкуем
О книжке другой-
Тут синее море,
Тут берег морской…
О жадной старухе
Рассказ тут пойдет.
А жадность, ребята,
К добру не доведет…
И кончится дело
Все тем же корытом.
Но только не новым,
А старым, разбитым (Сказка о рыбаке и рыбке)
3) Появилась девочка
В чашечке цветка,
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала
Вот какая девочка,
Как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-мальчишку (Дюймовочка)
4) Кто-то за кого-то
Ухватился крепко:
- Ох, Никак не вытянуть!
- Ох, засела крепко!
Но еще помощники
Скоро прибегут…
Победит упрямицу
Дружный общий труд
Кто засел так крепко?
Может это… (Репка)
5. - Назовите сказки, в которых главные герои (показываю)
А) волк;
Б) заяц;
В) лиса;
Г) петух.
6. Вспомните название сказки, в которых действующие лица:
А) колобок, бабка, дед, внучка, мышка, лиса;
Б) дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка.
7. Ребята, а теперь посмотрим, какая же команда знает больше детских песен? (под баян дети поют).
8. Командам задаются вопросы:
А) В чем хранилась смерть Кощея?
Б) В какой сказке присутствуют все времена года?
В) В какой сказке главный герой ездил на печи?
Г) В какой сказке для того, чтобы разбудить Царевну, потребуется поцеловать ее?
9. И последнее задание будет таим: какая из команд назовет больше сказок Пушкина (названия сказок команды называют по очереди).
Жюри подсчитывает баллы, подводит итоги, выявляет победителя (поздравления).

Итог:
КВН по сказкам я провела между двумя классами 4«Г» и 3«В». Обе команды от каждого класса принимали активное участие: отвечали без промедления на все вопросы. Ребята проявили смекалку и находчивость.
По окончании КВН Были выявлены победители (Это ребята 3«В» класса). Участники КВН были награждены: победители получили по шоколадке, а проигравшие поощрительные призы - эмблемы «лучшему сказочнику».
Для себя же я сделала вывод, что такие мероприятия сплачивают ребят, повышают интерес к предмету и способствуют лучшему его усвоению.
IV «Поле чудес» (по сказкам)
Цели:
1) вспомнить с учащимися авторские сказки и русские народные;
2) развить мышление;
3) воспитывать интерес к сказкам.
Все мероприятия строится аналогично телеигре «Поле чудес»
Задание для первой тройке
1) назовите автора сказки «Золотой ключик».
Задание для второй тройки.
2) Из какой сказки это отрывок:
«Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, пойди погляди, кто миротке поможет.»
Задание для третьей тройки
3) что свело Царевну-лягушку с Иваном-царевичем из сказки «Царевна-лягушка»?
Финальное задание
Кто пришел жить в теремок третьим в сказке «Теремок»?
Задание для супер-игры
- Назовите автора сказки «Аленький цветочек»
Подведение итогов, награждение.
В игре участвовало 9 ребят , и все они играли с большим азартом, остальные же учащиеся трепетно за них болели.
Проведенное мною мероприятие еще раз показало, что учителю необходимо это осуществлять в учебном процессе, так как сказка для детей - это самый популярный и любимый жанр фольклора, несущий в себе огромное воспитательное и познавательное значение.
V И в заключение я провела с учащимися такую интересную работу: «Учимся сочинять сказки», (где ребята учились сами сочинять сказку).
В школьной практике сказки чаще всего используются для пересказа, инсценировки, игр, которые являются средством развития устной речи учащихся. Но сказки обладают и другими возможностями.
Так, в процессе специальной работы можно превратить сказку в средство развития не только речи, но и литературно-творческих способностей учащихся.
Так, не одном из уроков чтения мы с учащимися начали читать русскую народную сказку «Два Ивана солдатских сына».
Перед прочтением этой сказки я попросила обратить внимание учащихся на то, чем сказка похожа на другие, как она построена, как она начинается и заканчивается, как развивается сюжет, какие герои в ней действуют, какие эпизоды в ней повторяются и сколько раз, какие знакомые речевые обороты встречаются? И еще один сложный вопрос: почему в сказках добро побеждает зло?
После прочтения ребята пытались ответить на поставленные вопросы.
Учащиеся выявили, что большинство сказок начинается с зачина (в тридевятом царстве, в тридевятом государстве и т.п.), а заканчивается концовкой (стали жить-поживать и добра наживать).
Также заметили, что в сказках, в которых есть всякое волшебство, всегда рассказывается о странствиях героя, ему всегда кто-то помогает или мешает, с ним и вокруг него происходят разные волшебные перевоплощения. Он воюет со всякой нечистой силой: Змеем, Кощеем, что эпизоды повторяются по три раза. И вообще число «три» какое-то сказочное. И говорят в сказке по-особому: добры-молодцы, путем-дорогою.
Выяснили почему добро всегда побеждает зло (потому что добро приносит всем радость, а зло - только горе).
Затем учащиеся определяют, какие из перечисленных ими особенностей сказки относятся к жанру, какие - к композиции, а какие - к сюжету.
Здесь же я сообщаю, что эта сказка является волшебной, однако есть еще сказки о животных и социально-бытовые.
На следующем уроке мы знакомимся с социально-бытовой сказкой «Жена-доказчица» и выясняем чем волшебные сказки отличаются от социально-бытовых.
Говорю ребятам о том, чтобы дома они подготовили побольше русских народных сказок, т.к. чтобы стать сказочником, надо немало сказок знать.
На следующем уроке учащиеся узнают о русских сказочниках, о том, как они сочиняли сказку, что им помогало, как неграмотным зрителям удавалось запоминать так много сказок.
Проведя с ребятами такую работу (выяснив, что такое сказка, ее жанровые особенности), учащиеся получают домашнее задание сочинить свою собственную волшебную сказку.
На другом уроке ребята сами выступали в роли рассказчиков. Их сказки были интересными непохожи друг на друга, и в каждой побеждало добро над злом.
Каждый ребенок проявил творчество сочиняя и оформляя сказку. Оформление сказок самое различное (показываю).
По-моему, такие занятия следует проводить чаще, т.к. они развивают фантазию, речь ребенка и дают им возможность самим побывать в роли сказочников.
Вывод к III главе
Опыт работы других учителей и мой собственный опыт на практике показали, что сказка - это животворный источник детского Мышления, благородных чувств и стремлений.
Глава IV Заключение
Долго и тщательно я работала над курсовой работой, старалась выделить самое главное и существенное из множества материала.
Для себя же поняла, что сказка для детей - это самый любимый и популярный жанр фольклора. Она имеет огромное значение в жизни ребенка.
Действительно, сказка обладает огромным воспитательным и развивающим воздействием. Она способствует развитию речи, мышления учащихся.
И не случайно сказка включена в программу начальной школы. Однако здесь велика роль и самого учителя.
Учитывая все вышесказанное я строила свою работу именно в этом направлении.
Глава V Список литературы
1. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1986г., №4, с.17-21
2. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1996г., №9, с.31-34 и 47-48
3. Курдюмова Т.Ф. Методическое руководство к учебнику хрестоматии «Родная литература» для 5 класса, - М.: Просвещение, 1990г., с.54
4. Пискунова Л.К. «Сказка о Военной Тайне…» А Гайдара на уроках чтения, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1977г., №2, с.24-28.
5. ТернСлужить в милиции непросто,

Нет в ней киношной красоты.

Погони, задержания, допросы,

Кто с этим справится? Конечно, ты!
Пусть многие сейчас милицию ругают,

Пока в ней есть такие же как ты,

Мы можем спать спокойно, точно знаю,

С праздником, дружище! Пусть исполнятся мечты!овский А.В. Детская литература, - М.: Просвещение, 1977г., с.21

Говорят, что у работников милиции

Очень часто не бывает выходных ,

Но и редкие – летят залетной птицею,

Быстро так – порой не замечаешь их!

А уж праздник – раз в году, как день рождения!

Но уж если есть он – то не зря!

Быть должно у вас хорошим настроение

В сочетании с десятым ноября!

Дети спят спокойно, и пускай приснится им

Что-то доброе, веселое, прекрасное!

Охраняют мир работники милиции

Днем и ночью, в будни или в праздники!

Ваша служба и опасна, и трудна еще!

Каждый день — как чистый лист, без репетиции!

Дай вам Бог надежных, опытных товарищей!

Поздравляем вас сегодня с Днем милиции!

1. Реферат на тему Auschwitcz Essay Research Paper Auschwitz was the
2. Контрольная работа Цели и стратегии их достижения
3. Контрольная работа Внебюджетные фонды 17
4. Диплом на тему Расцвет искусства в начале 20 века
5. Биография на тему Шекспир
6. Статья Единая система маркетинга
7. Реферат Азербайджанский национальный костюм
8. Реферат Океанія і Нова Зеландія
9. Доклад на тему Поиск подстроки в строке с помощью хеш-функции
10. Реферат Налоги в развитых странах