Рассказ

Рассказ Тамбовский краеведческий музей история создания и функционирования

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.12.2024





План
1. Введение………………………………………………… 2
2. История создания……………………………………….  3
3. Археология и палеонтология ………………………….  5
4. Этнография ……………………………………………… 8
5. Мир сказок ……………………………………………….10
6. Мир фарфора ……………………………………………..15
7. Ордена и медали ………………………………………… 17
8. Лики города ……………………………………………..   21
9. Заключение ……………………………………………. …23 
10. Список литературы …………………………………… ...25
Введение
В последнее время наблюдается небывалый взлет интереса к краеведению. Не обделен вниманием и Тамбовский  край. Что касается его истории, то особо популярны проблемы культуры как носителя местного своеобразия, колорита.

Тамбовский областной краеведческий музей – один из старейших в России. Он основан в 1879 году к 100-летию образования Тамбовского наместничества.

История музея – это не только история формирования его коллекций, но и концептуальный поиск структуры и формы, наиболее отвечающих потребностям общества. Одна из первых программ, или выражаясь современным языком, концепций музея, была предложена врачом Н.А. Покровским. Интересно, что уже в то время он рассматривал концепцию музея в контексте города, сообразуя его специализацию с функциями и спецификой губернского центра.

Целью создания музея было рассказать о развитии и становлении народного хозяйства, культуры области, ее истории, природе края. Музей является историко-художественным по профилю. Научно-вспомогательные фонды музея включают картины, муляжи, реконструкции, иллюстрации, гравюры, схемы и т. п. В настоящее время имеются  филиалы музея:

Музей-усадьба С.В. Рахманинова в Ивановке (1982 г.). В 2004 г. он получил статус самостоятельного государственного музея

Музей истории ткачества и текстильной промышленности г. Рассказово

Дом-музей Г.В. Чичерина в г. Тамбове (1987 г.)

Инжавинский краеведческий музей (1990 г.)
История создания
Тамбовский областной краеведческий музей – основан в 1879 году .

У истоков музея стояли видные ученые и общественные деятели Тамбова: Э.Д. Нарышкин, И.И. Дубасов, А.В. Вышеславцев, С.В. Попов, С.Н. Чичерин, Л.А. Воейков, архимандрит Димитрий. Они вошли в состав Комитета по организации музея. В 1884 году музей был передан в ведение учрежденной в Тамбове Ученой архивной комиссии (ТУАК). Члены Комиссии считали для себя одинаково важным как собирание документальных источников, так и археологические исследования, и собирание предметов старины.

Музей располагался вначале в здании городской публичной библиотеки, а затем в Доме Общества народных чтений (Нарышкинская читальня). С самого начала он развивался как историко-краеведческий. Музейные собрания формировались за счет частных пожертвований и в результате исследовательской деятельности ТУАК, а также путем тематического сбора. В основу фондовых коллекций были положены материалы по археологии, этнографии, собрание древних рукописей, оружия и т.д.

К 1917 году в Тамбове было несколько музеев: музей Ученой архивной комиссии, коллекции, собранные Обществом народных чтений, Тамбовский городской музей, в основу которого легли коллекции Управления земледелия и Общества любителей природы, передвижной музей наглядных пособий имени А.Ф. Бунакова. В 1918 году они были национализированы и перешли в ведение Наркомпроса РСФСР.

В период гражданской войны и разрухи стала очевидной необходимость организации единого общегубернского музея, в котором должны быть сосредоточены коллекции уже сложившихся музеев. Процесс объединения музеев продолжался до 1922 года. Первый общегубернский музей располагался в бывшем торговом доме купца М.Я. Шоршорова.

Период 20-х годов XX века был временем активизации музейного строительства: начала формироваться музейная сеть Тамбовской губернии. В этот период разрабатываются теоретические основы музееведения, формулируется понимание музея «как большого научно-исследовательского учреждения с широкими задачами».

Разгром краеведения в 30-е годы, репрессии против краеведов привели к глубокому кризису и отходу музеев от академической науки. Однако они оставались почти единственными центрами краеведения в регионе. В этот период выделяются общеобразовательные задачи музея, как учреждения воспитательного, что вело к идеологизации его работы. Экспозиции становятся дидактическими, краеведческие материалы играют вторичную роль.

В ноябре 1929 года Тамбовскому музею было передано здание Спасо-Преображенского собора, где он функционировал до 1994 года. В октябре 1937 года, в связи с образованием Тамбовской области, музей получил статус областного краеведческого. Возрождение краеведения с середины 50-х годов способствовало оживлению деятельности музея, активизации научной и экспедиционной работы.

В 1960-70-е годы музей становится ведущим в Центрально-Черноземном регионе. На его базе проводятся семинары и конференции музейных работников, активизируются формы научно-просветительной работы.

В 1980-90-е годы музей становится методическим центром музейной сети области, в которую входят 12 государственных и более 120 муниципальных и ведомственных музеев.
Археология и палеонтология
В фондовых коллекциях Тамбовского областного краеведческого музея немало археологических материалов.

Дописьменная история человечества изучается по вещественным остаткам деятельности древних людей. По материалу, из которого изготавливались основные орудия в тот или иной период, выделяют три основные эпохи: каменный век, бронзовый век и ранний железный век. В свою очередь каменный век подразделяется на три периода: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век).

Выделение человека из животного мира происходило около 3,5 млн.  лет назад в южных широтах, где для этого были соответствующие климатические условия. Поэтому следов пребывания древних людей в палеолитический и мезолитический периоды на территории Тамбовской области не обнаружено.

Самые ранние стоянки первобытных охотников и рыболовов, относящиеся к 5-3 тыс. до н.э. (неолит) в разные годы были обнаружены на берегах рек Цны, Вороны, Воронежа, Матыры.

С середины 3 тыс. до н.э. в истории человечества началась  новая эпоха - бронзовый век. Место хрупких каменных орудий все более прочно занимают орудия вначале медные, а затем и бронзовые по которым названа целая археологическая эпоха.

Наиболее характерными и массовыми памятниками эпохи бронзы на Тамбовщине являются курганы и поселения. Они встречаются во всех районах области, свободных от лесов. Если раньше курганы принимали за сторожевые наблюдательные холмы или жилища разбойников, то теперь доказано что все курганы являются земляными насыпями над погребениями.

В раскопанных курганах, как и в древнеегипетских пирамидах, проявляется общая идеологическая основа. И те и другие являются местами обитания мертвых, откуда их души, как полагали древние, вознесутся к богам. От пирамид курганы отличаются только меньшими размерами и материалом, из которого возведены.

С 2 тыс. до н.э. и до утверждения христианства, на Тамбовщине  были возведены сотни курганов. Здесь встречаются одиночные курганы, парные курганы и курганные группы от 3 до нескольких десятков. Высота их колеблется от полуметра до 4 метров.

Много легенд сложилось о наших курганах, в которых их возраст  как правило омолаживается и связывается с шайками разбойников, татарскими набегами, несметными сокровищами. Сохранилась интересная легенда о Сабуровском кургане, которая была записана членом Тамбовской ученой архивной комиссии Воейковым в девятнадцатом веке. А тот, в свою очередь услышал ее от местной старушки.

Многие курганы имеют собственные названия. Одни их получили за внешний вид (Большой, Валик, Долгой, Лохматый, Голый), названия других связаны с окружающей местностью (Запольный, Родниковский, Чернецкий). Сохранились курганы, названные по какому-либо событию (Воскресенский, Семигранный, Денежный) или связанные с именами людей (Мартынов, Морозкин).

Всего на территории области до 1997 г. было раскопано 19 курганов. Московскими археологами в 1958 г. был раскопан 1 курган в Мучкапском районе; в 1970 г. у с.Староюрьево воронежские археологи раскопали 3 кургана. И с 1988 по 1992 г. экспедицией Тамбовского областного краеведческого музея произведены раскопки 15 курганов в Первомайском, Тамбовском и Жердевском районах.

Начали строить курганы ранние скотоводы, хозяйственный уклад которых предполагал подвижный образ жизни. Кочевники, как известно, не имеют постоянных мест проживания. Поэтому родина для них начинается с места захоронения предков. Стремясь отметить это место, древние и возводили над погребениями курганы, размещая их на высоких водоразделах. Видимо у разных племен были традиционны свои формы насыпей. Однако за 3 тысячи лет они утратили свой первоначальный вид и выглядят оплывшими земляными островками.

Самые ранние подкурганные захоронения на территории Тамбовской области принадлежат племенам среднедонской катакомбной культуры, названной так по характеру могильных сооружений.

Сменили катакомбников, а какое то время и сосуществовали с ними племена доно-волжской абашевской культуры, названной по селу Абашево в Чувашии, где впервые выделено захоронение.

Во второй половине 2 тыс. до н.э. в Восточной Европе формируется  новое объединение племен, которое по устройству деревянных срубов в могильных ямах получило название срубной культурно-исторической общности.

Отношение древних к земле как к женщине, к матери прослеживается еще с каменного века. Если сопоставить скорченную позу погребенных под курганами с положением эмбриона в чреве матери и условно принять посыпку красной охрой умерших за кровь, то курганную насыпь следует рассматривать как имитацию земли - матери. Все вещи, находимые вместе с погребенным, свидетельствуют о тщательной подготовке умершего к некоему возрождению.

       В Тамбовском областном краеведческом музее имеется богатая палеонтологическая коллекция остатков млекопитающих четвертичного периода. Коллекция комплектовалась на протяжении 120 лет и позволяет восстановить вид фауны нашего региона. Она включает фрагменты скелетов мамонта, трогонтериевого слона, шерстистого носорога, широкопалой лошади, тура, бизона, большерого оленя.
Этнография

Велико и разнообразно культурное наследие русского народа, накопленное веками, о чем нам позволяют судить этнографические комплексы, дошедшие до наших дней.

На выставке демонстрируется коллекция городского и крестьянского костюма рубежа XVIII-XX вв. Своеобразие тамбовского костюма объясняется тем, что край в прошлом был в значительной степени заселен мордвой и татарами, что и нашло свое отражение в терминологии, характере узоров и расцветке вышивок.

Традиционная женская одежда Тамбовской губернии состояла из домотканой рубахи, богато украшенной красноузорным тканьем и вышивкой, поневы, передника, пояса, и различного рода шейных украшений.

Неотъемлемой частью женской одежды являлся и шушпан (верхняя одежда из холста, туникообразного покроя длиной до колен с рукавами). Головной убор "сорока"- особо выкроенный и сшитый кусок ткани, у которого передняя часть (очелье) украшали вышивкой, золотой нитью или делали из галуна. Повсеместно как обувь были распространены лапти, сплетенные из липового лыка косым плетением. Надевали их на онучи и прикрепляли оборами выше щиколотки. Зимой в лапти стелили солому.

Мужская крестьянская одежда состояла из рубахи и  штанов (портков), которые шили из холста. У нас была распространена рубаха туникообразного прямого покроя, косоворотка с разрезом на левой стороне груди. Рукава прямые, довольно широкие с ластовицами из кумача, ситца. Рубахи шили длинными до колен. Верхняя одежда подпоясывалась широкими домоткаными кушаками. Ноги обували в лапти с онучами или в сапоги. В зимнее время носили валенки.

Начало XX века - это переходный период в народном костюме. Крестьянский костюм претерпевает изменения под влиянием городского. Это выражалось сначала в использовании фабричных тканей, отделке обуви, головных уборах, а затем и в изменении самих форм одежды.

В результате Петровских реформ аристократия и горожане переходят к ношению одежды западноевропейского образца. Коллекция музея, отражающая быт городского населения, демонстрирует традиции средних слоев населения. Одним из важных элементов женского костюма, начиная с 1830-х годов, становятся накидки, ротонды и мантильи, они исполняются из шелка, украшаются вышивкой, цветной гладью и бахромой.

Платье из бледно-голубого муара. Лиф визитный на косточках, сильно приталенный, слегка удлиненный, спереди с высоким воротником-стойкой. Рукава пышные до локтя в стиле "бидермейер".

В конце XIX в начале XX вв. господствует модерн ("новейший"), в котором ощущалась какая-то неуверенность, проявляющаяся в вялых, как бы плавающих очертаниях ассиметрии. Эта вялость проявилась и в силуэте костюмов.

Белое платье рубашечного покроя с кружевной отделкой и кружевные перчатки к нему. Платье дополнялось шляпой с большими полями, украшенными лентами, перьями, вуалью.

Мужской костюм состоял из жилета и сюртука. Брюки, так называемого "французского" покроя - мешковатые, суженные к низу. Наиболее распространенный головной убор - цилиндр, а также жесткая фетровая шляпа. Костюм модника дополнялся тростью и моноклем, платком в верхнем кармане сюртука.
Мир сказок
"Мир сказочный, мир кукол", которая является результатом первого совместного проекта "музей+театр". Это событие предварило юбилейные торжества, посвященные 70-летнему юбилею Тамбовского государственного театра кукол. Выставка знакомила посетителей не только с "действующими лицами" - куклами популярных в разные годы спектаклей, эскизами и декорациями, но и рассказывала о старшем поколении режиссеров и актеров, о работе талантливого коллектива театра в наши дни. В дни открытия выставки статичный ряд экспонатов дополнялся игрой актеров, что создавало особую и неповторимую атмосферу выставочного пространства. Информационным стержнем выставки являлись стенды, рассказывающие об истории Тамбовского государственного театра кукол.

В 1930-е годы в Советском Союзе стали создаваться театры для детей. Центральный театр кукол под руководством С. Образцова был создан в Москве в 1931 году. В Тамбове в 1932 году при школе №6 образован самодеятельный кружок кукольников под руководством художников-супругов Натальи Николаевны и Александра Петровича Ефимовых. На базе этого кружка в 1934 году был образован профессиональный театр кукол г. Тамбова. С 1937 года театр стал областным. В 1938 году Н.Ефимова прошла стажировку в театре С.Образцова. Первые спектакли были в основном по сюжетам русских народных сказок: "Колобок", "Репка", "Теремок". В 1936 году к Пушкинским дням были поставлены ряд спектаклей для детей и взрослых по произведениям великого поэта: "Сказка о Золотом петушке", "Сказка о попе и его работнике Балде". Репертуар был обширным: для младших - "Самбо", "Приключение лентяя", "Как братец кролик победил льва", "Петрушкина эстрада"; для старших - "Белая крыса", "Братья Монгольфье", "Каштанка" и другие. В годы Великой Отечественной войны многие артисты театра ушли на фронт, а оставшиеся продолжали работу в школах, госпиталях, хотя театр не работал. В послевоенные годы продолжалось дальнейшее становление Тамбовского театра кукол. (фото стенда). С 1946 по 1960-е годы в Тамбовском театре кукол работали режиссеры: К.И.Линденберг, Ю.В.Смирнов, Н.И.Никифорова, А.М.Михайлов. Пришло много талантливой молодежи: И.Б.Мериин, Р.А.Алешина, Л.И.Булгакова, Л.Ф.Гурова-Мериин, Ф.Г.Перегудова, И.И.Поляков, В.Н.Тюлюкин, А.Д.Красников, В.И.Перелетов, В.С.Вишняков. С 1962 по 1978 г.г. главным режиссером и директором Тамбовского областного театра кукол был Андрей Петрович Трапани. Под его руководством театр стал одним из ведущих театров РСФСР. Им было поставлено 136 спектаклей для детей и взрослых. Он вел большую общественную работу, был членом президиума Совета Тамбовского Комитета защиты Мира. За заслуги в развитии советского театра для детей А.П.Трапани был награжден орденом "Знак Почета", медалями и многими почетными грамотами. В 1963 году Тамбовский театр кукол стал коллективным членом Международного союза кукольников (УНИМА). Наиболее знаменательным по своим художественным достоинствам являлся спектакль "По щучьему велению" Е.Тараховской (режиссер И.Жигунов, художники Н.Ткачев и Н.Олейников), который в 1958 году на Всесоюзном фестивале театров кукол был удостоен диплома I степени. В 1967 году спектакль Е.Шварца "Золушка" (режиссер А.Трапани, художник Г.Харлампиева) получил диплом II степени. Лучшими спектаклями были: "Поросенок Чок", "Снежная королева", "Али-баба и разбойники" (режиссер А.Трапани, художники Г.Харлампиева и Н.Олейников), "Одноглазый орел", "Буратино" (режиссер В.Чадаев). Главной задачей театра было донести до зрителя идейное содержание в увлекательной художественной форме. (фото стенда).

Главным режиссером Тамбовского театра кукол в 1979 году , после смерти выдающегося режиссера А.П. Трапани, работавшего с 1962 года, стал молодой выпускник Ленинградского Гос. Института театра, музыки и кинематографии Николай Одинцов ( класс профессора М.М.Королева). Его дипломный спектакль "Голубой щенок" по пьесе венгерского драматурга Д.Урбан был тепло принят тамбовской публикой. Далее Н.М. Одинцов ставит такие этапные работы, как "Теплый хлеб" Паустовского, "Военная тайна" Гайдара, "Колокола-лебеди" и "Гаврош" Браусевич , "Кошкин дом" Маршака. Приглашает на постановки известных художников : И.Янишевскую, А.Мичурину, В.Плоских, режиссеров: А.Сезоненко, В.М. Советова(профессор ЛГИТМиК), Я. Циммерманиса (ныне известный мультипликатор ) и др. Репертуар театра пополняется новыми спектаклями - "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Золушка", "Бука". За 8 лет Н.М. Одинцов поставил в Тамбовском театре кукол около 20 спектаклей, некоторые из них до сих пор (уже 25 лет) в репертуаре театра. Например "Иван - крестьянский сын", поставленный с начинающим тогда, а ныне известным в России и за рубежом ,художником - кукольником В.Антоновым. Это и спектакль для малышей "Золотой цыпленок". 3 апреля 2010 года Николаю Михайловичу Одинцову исполнилось бы 60 лет.

С 1978 г. директором театра стала заслуженный работник культуры Е.М.Аскарова. Основу репертуара составляли произведения детской сказочной классики и современной кукольной драматургии. Над созданием спектаклей работали интересные творческие индивидуальности: заслуженный артист РФ А.Истомин, заслуженный артист РФ Р.Юдина, В Перелетов, Г.Истомина, В.Юдин, Т.Павленко, Т.Осипова, Н.Ряснянская, С.Кочергин, М.Мельдер, Л.П.Пыльнева, помощник главного режиссера А.Лапшин, педагог театра Т.Суровикина, мастера по свету и звукозаписи - В.Осипов, А.Кудренко, мастера по изготовлению кукол и декорации: А.Красников, В.Кузютин. Появляются спектакли Н.М.Одинцова: "Голубой Щенок", "Маленький парижанин", "Золушка". С приходом главного режиссера Н.Г.Леонтьевой на сцене театра осуществляются следующие постановки: "Слоненок", "Теремок", "По щучьему велению", "Принцесса на горошине", "Гуси-лебеди" и другие. Приглашаются режиссеры из других городов. Ставятся спектакли: "Волшебное кольцо", "Ослик", "Гадкий Утенок", "Аистенок и Пугало", "Братец Кролик" - режиссер Д.Б.Смагин, "Веселая-грустная сказка", "Три поросенка", "Хитрый Лис" - режиссер Я.И.Грушецкий. Языком образов театр учит детей понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремиться к высокой духовности.

С 2000 года и по настоящее время появляются такие спектакли, как "Братец Кролик" Дж.Харриса (реж.Д.Смагин, худ.Т.Борисова), "Малыш и Карлсон" А.Линдгрен (реж. В.Авраменко, худ. А.Корнийчук), "Вини-Пух и все, все, все…" А.Милна (реж.А.Истомин, худ. О.Щербович-Вечер) - для детей, "Страсти по Башмачкину" (по Н.Гоголю) и "Прелестная Галатея" Б.Гадар, С.Дарваш (реж.В.Авраменко, худ.А.Корнийчук, Л.Пономарева) - для взрослых. Сегодня группа состоит из интересных творческих личностей: и.о. главного режиссера заслуж. арт. РФ А.Истомина, заслуж. арт. Р.Юдиной, С.Кочергина, артистов: Г.Истоминой, Т.Павленко, Т.Осиповой, Н.Ряснянская, В.Булгакова, И.Жураненко, М.Мельдер, Л.Пыльневой, О.Пыльнева, Е.Бурцевой, Е.Денисовой, А.Колупаева. Над созданием спектаклей работают: художник по свету В.Осипов, звукорежиссер К.Толмачев, зав.постановочной частью Р.Скобеева, помощник главного режиссера по труппе М.Абдулманова, начальник машинно-декоративного цеха А.Новгородцев, машинист сцены А.Гаркуненко и другие. Куклы и декорации изготавливают: С.Лосев, И.Сверчков, Е.Сайкова, Н.Мищенко. Работу со зрителем ведет зам.директора Т.Суровикина, а административно-педагогической работой занимается зам.директора В.Кондратьева. Руководит всей работой театра директор Г.Колесников. Театр свято сохраняет и приумножает традиции, сложившиеся за все прошедшие годы. (фото стенда)

Тамбовский государственный театр кукол в 1989 году участвовал в Международном фестивале "Посиделки-1" в г.Воронеже со спектаклем "Слоненок" по Р.Киплингу (режиссер Н.Леонтьева, художник А.Корытный). В 1993 году получил диплом за самый солнечно-грустный спектакль "Дождь" по Р.Брэдбери (режиссер и художник С.Иванников) на Международном фестивале "Рязанские смотрины" в г.Рязани. В 1993 году стал гостем Международного фестиваля в г.Воронеже "Посиделки-2". В 1995 году спектакль "Волшебное кольцо" по Б.Шергину (режиссер Д.Смагин, художник С.Иванников) был отмечен дипломом на Международном фестивале "Дни Славянской культуры" в польском городе Жешуве. В 2002 году за участие в Международном фестивале театров кукол России, Белоруссии и Украины "Белгородские забавы" со спектаклем "Аистенок и Пугало" Л.Лопейска, Г.Крчуловой (режиссер Д.Смагин, художник Т.Борисова) Тамбовский государственный театр кукол был награжден дипломом. (фото стенда)  Наряду со стендами, представляющими историю Тамбовского государственного театра кукол, большой интерес у посетителей выставки вызвали многочисленные куклы, созданные как в настоящее время, так и в прошлые годы.

Мир фарфора

Русская и иностранная керамика XVIII-XIX веков Коллекция керамических изделий, демонстрирующая высокий уровень декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX вв. - одна из самых богатых в собрании Тамбовского областного краеведческого музея, она включает более 650 предметов, куда входят вазы, чайная и столовая посуда и другие изделия.

Родина фарфора - Китай.

B течение многих столетий китайцы оставались единственными поставщиками этого звонкого товара на мировом рынке. В Европе секрет изготовления фарфора был найден в 1709 г. в Саксонии, в г. Мейсене. В коллекции музея довольно полно представлены изделия мейсенского завода: декоративные вазы, чайная и столовая посуда, подсвечники, мелкая пластика.

Экспонируются также изделия знаменитого Севрского завода (Франция), предметы художественного фарфора Берлинской, Венской и английских фабрик. В 1744 г. был основан первый в России Петербургский императорский фарфоровый завод, ныне Государственный фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова. Изделия этого завода тоже представлены рядом столовых тарелок, блюд и других предметов. В России секрет изготовления фарфора был открыт самостоятельно в 1746 году, талантливым русским ученым Д.И.Виноградовым.  Фарфор завода Гарднера в коллекции  музея представлен разнообразными изделиями: тарелки, чашки, бокалы, сервиз, небольшое число мелкой пластики.  С заводом Гарднера соперничал не менее известный завод А.Г.Попова, основанный в 1811 году в селе Горбуново. В коллекции музея имеется несколько мелких тарелок, декоративных ваз и образцы чайной посуды. Определенный интерес представляют также фарфор и фаянс завода И.Е.Кузнецова, основанного в 1878 году в Новгородской области. В коллекции музея имеется ряд высокохудожественных фарфоровых предметов известных частных заводов А.Т.Сафронова. Музей обладает хотя и не полным, но высокохудожественным чайным сервизом завода Сафронова, включающим 13 предметов и являющимся подлинным украшением экспозиции. Настоящая коллекция керамики сложилась не сразу. В нее частично  вошли дореволюционные собрания музеев Тамбовской губернии, частных лиц и коллекционеров. Многими ценными памятниками искусства керамики она пополнилась во время научных экспедиций, а также через закупочную комиссию.
Ордена и медали
Экспозиция Тамбовского областного краеведческого музея включает в себя более 140 подлинных музейных реликвий. В их числе 6 орденов, 83 медали и знака отличия, 26 гравюр, 3 штандарта, 1 знамя, 3 портрета. Наградная система в России сложилась много веков назад, еще в XI-XII веках. Прообразом современных медалей являются древние монеты - "золотые", которые еще в XV веке использовались, как почетные воинские награды.

Коренное преобразование наградной системы связано с эпохой Петра I, когда были отменены старые виды пожалований и учреждены первые ордена: святого Андрея Первозванного (1698 г.) и святой Екатерины (1714 г.).

Орден святого Андрея Первозванного носит имя самого почитаемого на  Руси святого. Награда состояла из шитой серебром восьмиугольной звезды с девизом "За веру и верность" и собственно знака ордена в виде андреевского креста голубой эмали. В послепетровское время крест размещался на фоне черного двуглавого орла. Крест носился на голубой ленте через правое плечо, а в торжественных случаях - на золотой цепи на груди. При Петре I награждение производилось редко и за большие заслуги. Позднее этим знаком высшего отличия награждались все члены императорской фамилии и высшие сановники государства. За всю историю орденом св. Андрея Первозванного было награждено более тысячи человек. На живописном портрете мы видим Петра I с андреевской орденской лентой.

Орден святой Екатерины - женский орден, названный Петром I в честь  супруги. Летом 1711 г. во время военного похода на Турцию в степи у реки Прут турки окружили русское войско. Избежать плена помог только выкуп - сопровождавшие Петра I придворные дамы во главе с императрицей поснимали с себя все драгоценности. В память об этом событии был учрежден орден. Награда состояла из звезды ордена и знака ордена. Кавалером ордена святой Екатерины была камер-фрейлина Высочайшего Двора Орлова А.А., чей портрет является украшением выставки.

В XVIII -XIX веках в России появились еще шесть орденов: Святого Александра Невского (орден был задуман Петром I как награда за военные подвиги, но при Екатерине I в число первых награжденных попали как военные, так и гражданские лица. С тех пор орденом св. Александра Невского награждали за военные и гражданские заслуги. С середины XIX века знак ордена, выдаваемого за боевые подвиги, имел скрещенные мечи. Лента ордена - алая);  Святого великомученика Георгия Победоносца (Являлся наградой исключительно за военные заслуги, был учрежден в 1769 г. для награждения офицеров и генералов. Орден св. Георгия имел четыре степени и обладателем высшей степени мог стать только награжденный орденами предыдущих степеней. Поэтому ордена св. Георгия 1-ой степени было удостоено всего несколько десятков человек. Лента ордена представляет собой чередование трех черных и двух оранжевых полос. К ордену св. Георгия примыкает еще одна награда - так называемое "Золотое оружие" - клинок с надписью на эфесе "За храбрость" с эмалевым крестиком ордена св. Георгия и темляком цветов Георгиевской ленты. Генералы и адмиралы получали "Золотое оружие" с бриллиантовыми украшениями, офицеры - без них. Удостоенные "Золотого оружия" причислялись к кавалерам ордена св. Георгия. В 1913 году эта награда получила официальное название "Георгиевское оружие"); Святого Владимира. (Орден св.Владимира 4-х степеней давался за военные и гражданские заслуги, причем, при награждении знаком 4-ой степени за боевые заслуги полагалось дополнительное украшение в виде банта из ленты ордена - алой с черными полосками по краям);  Святой Анны (Был учрежден голштейн-готторпским герцогом Карлом-Фридрихом в память своей жены, дочери Петра I, Анны Петровны. С середины XVIII века орденом стали награждать россиян. Орден св.Анны был провозглашен российским императорским орденом Павлом I в день его коронации, в 1797 году. Также различался на боевой и гражданский. Низшая степень боевого ордена носилась на холодном оружии и неофициально называлась "Аннинское оружие". Лента ордена - алая, с тонкими желтыми полосками по краям); Белого Орла и Святого Станислава. (Первоначально были польскими наградами. После присоединения Польши к России в 1831 г. вошли в Капитул российских орденов. У ордена св. Станислава лента алая с двумя белыми полосками по краям).

Сложившийся порядок ношения наград был непрост. Знаки орденов 1-ой степени носились на ленте через плечо со звездой на левой стороне груди (исключение - звезда ордена св. Анны, помещавшаяся на правой стороне). Знаки орденов 2-ой степени носились на ленте на шее, при этом у орденов св. Георгия и св. Владимира носилась звезда. 3-я степень этих орденов носилась также на шее, но без звезд. 4-я степень орденов св. Георгия и св. Владимира, 3-я степень орденов св. Анны и св. Станислава носились в виде крестика на груди.  При Петре I начался выпуск наградных медалей для вручения  всем участникам военных кампаний ("За взятие Оренбурга" и т.п.). Россия была первой европейской державой, начавшей массовое награждение рядовых воинов. В других странах это вошло в практику только сто лет спустя. В начале XIX века был учрежден Знак отличия - Георгиевский крест для награждения матросов, солдат и унтер-офицеров. В середине века Георгиевский крест был подразделен на 4 степени. Колодка крестов всех четырех степеней называлась "полный бант".

В начале XVIII века введены памятные медали для увековечения важных

исторических событий. Большое распространение получили персональные медали, которые выпускались в честь знатных сановников.  На выставке показан наградной фурьерский значок за взятие у французов 3-х знамен 8 ноября 1805 г. при деревни Гаузонт и 26 января 1807 года под г.Прейсиш-Эйлау. Свой вклад в победу над врагом внесло и духовенство,  их награждали памятными наперсными крестами.

В эпоху Александра II происходило массовое награждение за усердие в  гражданской службе. Появились многочисленные памятные медали в честь юбилейных дат, в память состоявшихся в конце XIX века выставок, а также памятные медали земледельческих учреждений и обществ.  Сложившая система государственных наград оставалась неизменной до 1917 года.  Временное правительство, пришедшее к власти после февральской революции, сохранило все царские ордена; лишь исчезли короны с двуглавого орла и Георгиевский крест стал присуждаться по "приговору" самих солдат.

Октябрьская революция отменила прежнюю наградную систему царской России. В настоящее время происходит становление новой российской наградной системы.
Лики города
Тамбовский областной краеведческий музей традиционно отмечает юбилеи города большими стационарными выставками.

К 365 - летию областного центра в концерто - выставочном зале музея открыта выставка: "Лики города". Созданная на основе фондовых коллекций, она учитывает возросший интерес горожан к истории края. Перед посетителями развертывается грандиозное историческое действо, в котором город меняет свои лики: крепость при слиянии двух рек, административный центр обширной губернии, торговый и промышленный центр и, наконец, уже в наше время, - один из победителей всероссийского конкурса на лучший город России. Это образно - эмоциональный центр выставки. Особый интерес представляют комплексы, посвященные выдающимся гражданам,  интерьеры и инсталляции, воссоздающие разные стороны быта горожан. Впервые экспонируются уникальные коллекции, завещанные городу нашим выдающимися земляками. Их имена знала вся просвещенная Россия: Б.Н.Чичерин - выдающийся ученый и общественный деятель второй половины XIX в., воспитатель наследника престола, А.В.Вышеславцев - врач, общественный деятель, путешественник, искусствовед, автор четырехтомной монографии по истории искусства Италии эпохи Возрождения, Л.А.Воейков - ученый, экономист, сделавший первое статистическое опнсание Тамбовской губернии, увлеченный собиратель и исследователь гравюр, оставивший рукописный каталог гравированных портретов Екатерины II. В ряду почетных граждан нашего времени, отдавших cвой талант процветанию города его первый мэр В.Н.Коваль и директор ОАО завода "Комсомолец" Н.С.Артемов.

В глубоких витринах, расположенных по периметру зала представлена история  Тамбовской епархии, становление Тамбовского музея и Тамбовской ученой архивной комиссии. В экспозицию включены первые поступления в музей: среди них фрагменты египетского саркофага, жалованная грамота начала XVIII в. бронзовая скульптура Конфуция, привезенная русским офицером из Манчжурии... Тамбовский театр, начало которому положено в 70-х годах XVIII века при губернаторстве Г.Р.Державина, музыкальное училище - одно из старейших в России и искусство кино, представленное нашим земляком Л.В.Кулешовым - режиссером, теоретиком кино, одним из основателей ВГИКа, раскрывают роль культуры в инфраструктуре города. Завершает выставку красочный комплекс о тамбовских спортсменах, участниках Олимпийских игр в Сиднее.  Выставка задумана и сделана так, что может трансформироваться и пополняться  новыми материалами.
Заключение

Тамбовский краеведческий музей - одно из ярких явлений в культурной жизни Тамбова. Возникнув в типичном провинциальном городе в результате бурного экономического и культурного развития Тамбовского края,  Тамбовский  музей стал одним из очагов широкого распространения науки и культуры в народные массы. В этом смысле музей полностью отвечал тем принципам, которые лежат в основе любого культурно-просветительского учреждения: донести до человека наглядную картину эпохи, реальную историю.

В соответствии с этими принципами были разработаны цели и задачи Тамбовского краеведческого музея, которые заключались:
1) в ознакомлении с Тамбовским краем (в различных отношениях).
2) В развитии эстетического вкуса в посетителях.
В то же время и другое назначение Музея – как хранилища научных и эстетических образцов человеческой деятельности, а также технического опыта. Донести до человека истинную картину эпохи, реальную историю Музей в состоянии только сохраняя без изменений различные образцы материальной и духовной культуры. Стремление как можно правдивее воссоздать историю, сохранить дух эпохи определяет основное направление деятельности музея в период его становления – собирания и формирования коллекции. Именно формирование коллекции стало основным видом деятельности Тамбовского краеведческого музея.

Однако, по существу, собираемая коллекция является лишь средством для культурно-просветительской деятельности любого музея, в том числе и для Тамбовского краеведческого музея.
Особенность тамбовского музея заключается в том, что он должен был быть не только средством распространения науки и культуры в народные массы, но также средством изучения тамбовского края в различных отношениях. Можно сказать, что и эти задачи Тамбовский краеведческий музей выполнил с успехом. Собирая коллекцию по различным направлениям, которые определялись структурой отделов, музей способствовал изучению истории, археологии, минералогии, геологии, этнографии, животного и растительного мира Тамбовского края. Если учитывать уровень тогдашних знаний о Тамбовском крае, то можно с уверенностью утверждать, что Тамбовский краеведческий музей  способствовал не только расширению и углублению этих знаний, но и, вообще, развитию тамбовского краеведения.
Список литературы
1. Краеведческая библиография по городу Тамбову   Рекомендательный указатель литературы / Авт.-сост.: А.Н. Шикунов. . Тамбов: [б.и.], 2009. . 12 с.

2. Литература о Тамбовской области. 1995 год / Сост.: С.В. Булыгина, Л.П. Перегудова. . Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997. . 254 с.
3. Музеи системы народного образования Тамбовской области: Аннотированный каталог. . Тамбов: [б.и.], 1987. . 45 с.
4.  Народное образование и культура в области. . Тамбов: Тамб. обл. упр-ие статистики, 1989. . 144 с.
5.    Наш край Тамбовский: Тезисы докладов и сообщений 2-ой обл. краеведческой конф. . Тамбов: [б.и.], 1991. . 155 с.
6. Тамбовская область: Краткий краеведческий справочник. . Воронеж: Центрально-Чернозёмное кн. изд-во, 1965. . 272 с.
7. Тамбовская энциклопедия / Гл. научн. ред.: Л.Г. Протасов. . Тамбов: Администрация Тамб. области; Изд-во «Юлис», 2004. . 708 с.

1. Реферат Нове в педагогіці
2. Реферат Алкалоиды и история их открытия
3. Реферат на тему Sharing Feelings In The Sonnets Essay Research
4. Кодекс и Законы Кредитное право 2
5. Курсовая на тему Самостійна учбова діяльність молодших школярів
6. Реферат Лінійні неоднорідні диференціальні рівняння з постійними коефіцієнтами та правою частиною спеціа
7. Курсовая Пути решения проблем неполной семьи в социальной работе
8. Реферат на тему Проблема школьной тревожности в современной школе
9. Реферат Корпоративный психоневролог профессия будущего
10. Реферат на тему Понятие сущность и пределы судебного контроля