Реферат

Реферат Гос

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-28

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024




 Движение —

способ существования материи



Понятие движения.        


Единство материи и движения.

В мире  все  постоянно движется, видоизменяясь, превращаясь, колеблясь между бытием и небытием всего единично сущего.
Мириады звезд, которыми мы любуемся в ясную ночь, только
кажутся нам неподвижными; на самом деле они движутся с
колоссальными скоростями. Каждая звезда — это солнце с
собственным хороводом планет. Вместе со своими спутниками,
вращающимися вокруг них, звезды вращаются вокруг своей оси
и участвуют во вращении всей галактики вокруг ее оси. В свою
очередь, наша галактика движется относительно других галак­
тик. Кроме того, согласно последним космогоническим гипоте­
зам, Вселенная не есть механизм с постоянно движущимися по
строго определенным орбитам частями; она есть находящаяся внепрерывном движении ко все новым и новым состояниям (расширяющаяся Вселенная». В непрестанном движении находится все живое: питается, растет, размножается, расцветает и гибнет. В каждой живой системе происходят также бесчисленные внутренние процессы: пульсация энергии и информации, переработка, усвоение продуктов питания и выбросы шлаков. Словом, все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию,
и «не по принуждению», а по своей собственной природе. Пос­кольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, так жe как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо, абсолютно, непреложно и всеобще. Материя и движение сущностью едины.

Движение — это   способ   существования   материи:   быть — значит быть в движении. Вопросы о первопричине материи и о первоисточнике движения — это по сути один и тот же вопрос. Из истории науки и философии известно, что вопрос о первона­чальном источнике всеобщих изменений, движения сущего, его развития, так же как и об источнике существования материи, нередко   решали,   ссылаясь   на   всемогущество   божественной силы,   вселенскую   волю   и   т.   п.   Материализм   же,   особенно диалектический, опираясь на данные науки, исходит из того, что движение,  как и материя, несотворимо и неуничтожимо: оно не привносится извне, а заключено в самой природе ма­терии. Одни формы движения превращаются в другие. И  ни один вид движения не берется ниоткуда. Движение есть само­движение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой материи, она есть causa sui, то есть причина самой себя. И если Вселенная произошла в результате Большого  Взрыва,  то  причины  этого  взрыва  должно  искать не во внешней силе, а в самой материи.

Диалектика движения и покоя


Движение — это   не   чистая   континуальность, но  единство   континуальности    и дискретности: оно есть единство изменчи­вости и устойчивости, беспокойства и покоя. В бесконечном потоке никогда не прекращающегося движения всегда присутст­вуют моменты дискретной устойчивости, проявляющиеся преж­де всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения в виде равновесия явлении и их относительно устой­чивой формы, то есть относительного покоя. Так, физика элемен­тарных частиц утверждает, что существование их возможно лишь как взаимопревращение элементов системы, что они существуют и мыслятся только в движении, но вместе с тем физика говорит и об объективной реальности и неизменности (то есть покое) как характеристике самого процесса взаимопрев­ращения частиц. Вещество в отличие от поля обладает свойством, которое выражается физическим понятием «масса покоя». Но и в самом движении ноля есть момент устойчивости. Устой­чивость темпа изменения также есть форма проявления неиз­менности. Тут покоем является сохранение определенного  в данном случае количественного  состояния движения. Каж­дый вид поля имеет свои неизменные, устойчивые характери­стики. Покой, таким образом, существует лишь как характе­ристика движения в его какой-либо устойчивой форме. Как бы ни изменялся предмет, но пока он существует, он сохраняет свою определенность. Река не перестает быть рекой из-за того, что она течет. Бытие реки и заключается в ее течении. «Возмож­ность относительного покоя тел, возможность временных состоя­ний равновесия является существенным условием дифферен­циации материи и тем самым существенным условием жизни». Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его — значит перестать существовать. Покой всегда имеет лишь относитель­ный характер: тела могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отсчета, условно принятой за неподвижную. Под движением тела, говорил А. Эйнштейн, мы всегда разумеем изменение его положения относительно другого тела. Таким обрдзом, соотношение континуальности и дискретности ре­шается в философии с помощью диалектики движения и покоя.

Филосовские споры вокруг принципа единства материи  и движения

 История философии и науки знает немало концепции, в которых материя и движение вокруг принципа единства материи рассматривались не в их сущностном единстве, а в качестве двух самостоятельных
и обособленных субстанций. Этот вопрос имеет принципиальный
мировоззренческий смысл, ведь материя в таком случае рас­
сматривалась как некое пассивное, косное начало, лишенное
внутренней активности. Безусловно, при таком понимании для
того, чтобы привести эту мертвую и косную материю в движение,
требовался «божественный первотолчок». В науках, искавших
механические принципы возникновения и существования
явлений, это учение приняло форму представлений о скрытых
силах (перводвигатель, форма, бог, жизненный порыв, дух
и т. п.). В наше время значительно более влиятельными ока­
зались те концепции, рассматривающие материю обособленно
от движения, которые возникли не как следствие идеалисти­
ческой позиции своих авторов, а как результат развития самого
естествознания.


Наиболее влиятельной оказалась концепция энергетизма, который фактически уже полностью преодолен современной наукой, однако порой его рецидивы еще встречаются. Возможность рассмотрения движения как обособленного от материи начала мира основывалась в энергетизме на том, что естествен­нонаучное понятие энергии как общей меры движения позволяло описывать с единой точки зрения многие физические процессы, которые ранее считались совершенно различными и не своди­мыми друг к другу. Энергия стала мыслиться как общий знаме­натель всех процессов природы, и потому многие физики сочли, что нет надобности рассматривать конкретные механизмы раз­личных физических процессов, если все они могут быть «схва­чены»   понятием  энергии.  Энергия с.этой  точки  зрения.суть единственная объективная субстанция, а материя — лишь вто­ричное   и   случайное   ее   следствие.   А.   Бергсон,    например, считал,  что  изменчивость   (движение)   вовсе  не предполагает изменяющегося предмета, она «довлеет самой себе, она и есть сама   вещь».   «.Есть   изменения,   но   нет  меняющихся   вещей: изменчивость не нуждается в подпорке... движение не предпола­гает   собою   движущегося   тела» '.   Это   явная   абсолютизация движения: изменчивость и есть сама субстанция мира.

О том же говорили и некоторые физики начала века. Так, немецкий ученый В. Оствальд заявлял, будто в мире существует лишь энергия. Что почувствует некий субъект, если его ударят палкой,— палку или энергию? Только энергию! — считал Оствальд. И всюду, где люди привыкли осязать и видеть материю, они, по Оствальду, осязают и видят лишь «чистую» энергию; процессы, протекающие между энергиями, являются благодаря нашему сознанию в виде физических явлений. Открытие закона сохранения и превращения энергии и успехи термодинамики дали повод к настойчивому возрождению попыток превратить «чистую» энергию в абсолют, конечное содержание всего, что вообще существует. Но «чистая» энергия — всего лишь аб­стракция. Энергия — это одна из характеристик интенсивности взаимодействия материальных объектов, это движение, которое так же невозможно без материального носителя, как мысль — без мыслящего мозга или синева без того, что сине.

В ходе научного познания нередко приходится выделять лишь энергетическую сторону процессов, отвлекаясь от их носи­теля. Это правомерная абстракция. Пока реальная структура элементарных частиц неизвестна, вообще ограничиваются лишь энергетическим описанием процессов взаимных превра­щений частиц. Однако абсолютизация данного приема ведет к тому, что энергия трактуется подчас в качестве неуничтожимой, устойчивой субстанции, из которой как бы «приготовляются» элементарные частицы. Иногда фотоны отождествляют с «чис­той» энергией. Открытие светового давления показало, что фото-ны — это не только волна, но и мельчайшие сгустки материи, обладающие не только энергией, но и массой. С этого момента энергетизм фактически прекратил свое существование, но в духе остаточного энергетизма иногда толковали и закон, связываю­щий массу и энергию материальных объектов:

 Е= мс2, где энергия (Е) равна произведению массы (м) на квадрат скорости света (с). Ошибочно отождествив массу с материей, некоторые физики полагали, что материя будто бы может полностью прев­ращаться в сгусток «чистой» энергии. Но масса — мера таких свойств материи, как энергия и гравитация, а энергия — мера движения. Ни «чистой» энергии без массы, ни массы без энер­гии в природе не существует. Так, сторонники идеи полного превращения массы в энергию часто приводят пример прев­ращения электрона и позитрона в электромагнитное поле. При этом, однако, упускается из виду, что как электрон и по­зитрон не являются «чистой безэнергийной» массой, так и электромагнитное поле не есть «чистая» энергия. Поле имеет свою массу, выражаемую в понятии квантов поля. Таким обра­зом, согласно этому закону, любой объект действительности обладает массой и энергией, покоем и движением, находящимися в определенной зависимости друг от друга.

Многообразие форм движения и их соотношение.

Редукционизм : его необходимость и опасность

Опираясь   на   достижения   естественных наук  и на Философское понимание движения  как способа существования  материи,   диалектический   материализм   классифицирует виды движения материи, выделяя из их неисчислимого многообразия
ряд основных форм. Первая научная классификация форм дви­жения материи принадлежит Ф. Энгельсу. Он выделил такие формы: механическую, физическую, химическую, биологичес­кую, социальную. Эта классификация сохраняет свое значение и поныне, хотя, разумеется, в связи с достижениями современ­ной науки она существенно обогатилась.


Формы движения материи органически связаны с определен­ным уровнем ее структурной организации, каждый из которых характеризуется своей системой закономерностей и своим носи­телем: субмикроэлементарный уровень — гипотетическая форма существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень), далее образуются ядра (ядерный уровень), а из них молекулы (моле­кулярный уровень.— из молекул агрегаты — газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический уровень). Последние образуют звезды, планеты, звездные системы, метагалактики и т. д. (космический уровень).

Органический уровень результат постепенного усложне­ния молекул углеродистых соединений, приведшего к образо­ванию органических соединений. Жизнь явилась закономерным итогом развития совокупности химических и геологических процессов на поверхности Земли. Эволюция живого шла от доклеточных форм существования белка к клеточной организа­ции, к формированию одноклеточных, а потом и многокле­точных организмов. Приматы явились последним рубежом в эволюции органической природы и исходным в переходе к че­ловеку. Наконец, мы видим самих себя на самой последней ступени величественной лестницы поступательного развития ма­терии— социальный уровень. То, что человек и общество суть особая, высшая форма движения материи, принадлежит к фун­даментальным открытиям философии.

Общество — не просто материя, а одухотворенная материя. Носителем социальной формы движения является человек как субъект истории. Поскольку он есть разумное общественное существо, которому присуща внутренняя духовная жизнь, и поскольку действия его носят целенаправленный характер, пос­тольку социальная форма движения выражается.в субъектно-объектных отношениях, то есть в отношениях человека, со­циальных групп, общества в целом к окружающему миру, объективной реальности. В этом и заключается специфика соци­альной формы движения материи, ее коренное отличие от всех иных форм движения.

Итак, существуют качественно различные уровни движения материи. Что значит качественно различные? Это значит, что качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Так, биологическая орга­низация имеет особый смысл, необъяснимый в пределах физи­ческой картины мира. В царстве живого мы имеем дело с такими явлениями, как приспособление, обмен веществ, рост и размно­жение, борьба за существование, изменчивость и наследствен­ность. Все это отсутствует в неорганической природе. В живом организме даже чисто физические и химические процессы направлены на решение определенных биологических задач. Мы не можем объяснить физическими и химическими законо­мерностями, почему обезьяна может пожертвовать своей жизнью ради спасения детеныша, а птица — неделями высижи­вать птенцов. Или, к примеру, точное описание движения час­тиц воздуха не может объяснить содержание речи человека. Каждый уровень организации материи подчинен своим специ­фическим закономерностям.

Однако, подчеркивая необходимость учета специфики уров­ней организации материи, мы должны иметь в виду и некоторые общие закономерности, свойственные всем уровням, а также связь, взаимодействие различных уровней. Эта связь проявля­ется прежде всего в том, что высшее включает в себя низшее как одну из своих генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент. Физика элементарных частиц не только «завоевала» химию. Она подошла и к живому вещест­ву в биологии. Биологи установили, что наследственность обус­ловлена ядром клетки — хромосомами, которые и передают наследственные признаки. Оказалось, что один из самых «ин­тимных» вопросов биологии зависит в своем решении в большой степени от химии и что жизнь есть химия не только белковых тел, но и других химических компонентов, прежде всего — нуклеиновых кислот. В силу этого при изучении, например, явлений жизни наряду с ведущими биологическими методами необходимо применять и физико-химические.

Изучение биологических явлений, в свою очередь, обога­щает химию и физику. Так, химия, исследующая структуры молекулярного уровня, сделала значительные успехи в связи с появлением квантовой механики, которая вскрыла некоторые особенности структуры атомного уровня, поскольку химические реакции на молекулярном уровне связаны с внутриатомными процессами.

Однако высшие формы организации не включены в низшие. Жизнь есть форма организации, присущая белковым телам. В неорганических телах нет жизни. Химическая форма орга­низации свойственна химическим элементам и их соединениям. Но ее нет у таких материальных объектов, как фотоны, элект­роны и у других подобных частиц.

Забвение несводимости более сложных форм движения к про-'стым, как правило, ведет к рецидивам механицизма, редукционизма. Так, в психоанализе сущность человека часто сводится к его биологическим компонентам без должного внимания к его социальной природе. Это — редукционизм. Чтобы осмыслить внутренний духовный мир человека, понять природу его цен­ностно-смысловых связей, страданий и радостей, а также скры­тые пружины волевых побуждений, власть совести и т. п., невозможно ограничиться методами физиологии, биофизики или биохимии.

Так что же такое редукционизм, всегда ли он так плох и несостоятелен в научном отношении? Есть ли у него какие-нибудь права в науке? Как правило, редукционизм определяют как методологический принцип, согласно которому познание сложных систем предполагает их сведение к более простым или даже элементарным с последующим выведением закономер­ностей функционирования первых из принципов функциониро­вания вторых. Однако применение этого принципа имеет строго ограниченный предел. В определенной мере метод редукцио-низма свойствен любой науке и на этом пути возможны опре­деленные достижения. Например, в современной физике суще­ствует тенденция к нахождению все более минимального числа основополагающих принципов строения материи: в известных науке силах взаимодействия — электромагнетизме, гравитации, сильном и слабом взаимодействиях — ученые ныне стремят­ся найти их общую основу. Является ли это редукционизмом? Нет. И прежде всего потому, что поиски общего не есть упроще­ние конкретного, а есть шаг в сторону истины. Осмысление природы, скажем, электромагнетизма даст дополнительные сведения и для изучения человека, который также является источником и получателем электромагнитных излучений, сила и интенсивность которых, видимо, влияет на человеческую психику. Отрицать общность фундаментальных принципов строения материи для всех ее структурных уровней — значит оспаривать принцип материального единства мира, .который вместе с тем предполагает наличие различных форм движения материи.

Из движения как сущностного атрибута материи, выражаю­щего способ ее существования, следует необходимость введения и таких характеристик форм существования материи, как прост-ранство и время.



1. Диплом на тему Обеспечение исполнения обязательств 2
2. Курсовая на тему Психосексуальное развитие подроста
3. Реферат Интеллектуальная собственность в сети Internet
4. Реферат Банковская система 5
5. Доклад Понятие и виды рабочего времени
6. Реферат Нормативная база бухгалтерского учета
7. Реферат на тему Artificial Life Essay Research Paper rtificial life
8. Методичка на тему Показатели вариации выборочное наблюдение
9. Диплом Анализ эффективности различных форм финансирования инвестиционной деятельности полиграфического
10. Реферат на тему One Flew Over The Cuckoos Nest Essay 2