Реферат Отражение Чеченского конфликта в русской литературе XX века
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-28Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Содержание
Введение-----------------------------------------3 стр
Литературная ситуация-----------------------4 стр
«Патологии»------------------------------------5 стр
Отзывы о произведении----------------------5 стр
«Первомайка»----------------------------------6 стр
Слово об авторе--------------------------------6 стр
Заключение--------------------------------------8 стр
Список используемой литературы---------9 стр
Введение
Во все времена воина воспринималась обществом как сильное потрясение. По силе воздействия на общественное сознание войну можно сравнить с революцией, масштабным социально-экономическим или политическим кризисом, поскольку в периоды войн происходит ломка системы привычных, сложившихся в обществе норм, ценностей и поведенческих стереотипов.
Война в Чечне — лишь один из многих тяжелых ударов, которые испытало российское общество за последние 15 лет. Но именно чеченскую войну большинство россиян воспринимают как самое негативное событие, повернувшее жизнь страны в худшую сторону.
Этому событию посвящено много художественных произведений, авторами которых являются непосредственные участники боевых действии в Чечне.
Литературная ситуация
Отечественная литература долго избегала включать Чеченскую войну в список “разрешенных” тем. Проза о Чечне имела место быть - но то были, как правило, либо далекие от литературы записки очевидцев, либо более или менее откровенные и потому не сильно успешные идейные спекуляции, воспринимаемые “на ура” преимущественно соратниками по лагерю. И вообще говоря, их было все равно очень мало. Очень мало для такой темы.
«Патологии»
И вот появляется писатель Захар Прилепин -- журналист, член Нижегородского отделения Национал-Большевистской Партии и в прошлом - боец Дзержинского ОМОНа. Его «Патологии» мало того что заняли пустовавшую нишу; они внезапно удовлетворили всех. Почему? Прилепин кажется, вполне сознательно отвлекся от мира больших идей. Он хотел написать книгу о нормальном человеке на ненормальной войне.
Главный герой и альтер-эго автора Егор Ташевский не только не обременен никакими особыми патологиями, но, в отличие от самого Захара, не имеет даже четко выраженных политических взглядов. Молодой человек, милиционер в спецназ он попал так же, как в свое время автор: в маленьком городке позакрывались все предприятия и надо было где-то работать. К тому же Ташевский еще и рыжий-честный-влюбленный, и, как бы ни ругали любовную линию “Патологий” за избыточность, она объективно нужна, поскольку она: а) сообщает ультранормальному персонажу какие-то интимно-индивидуальные черты, б) подчеркивает его несколько даже кондовую, полувымершую сейчас, нутряную мужественность - перед своей женщиной Егор благоговеет, одержим ею и совершенно ее не понимает. Собственно, любовь - это своего рода положительный экстрим для героя, как война - экстрим отрицательный.
В итоге получается вполне себе симпатичный и живой человек, вынужденный по стечению обстоятельств заниматься крайне несимпатичными делами.
Отзывы о произведении
«У нас нет пока хорошей прозы о чеченской войне. Или почти нет. Может быть, потому что Чечня надолго отбивала у людей желание и способность рассказывать об этом опыте. А может быть, потому что, как писал Толстой, не может быть литературы без единства нравственного отношения к предмету. А в Чечне это единое отношение выработать не только непросто – невозможно. Эту войну называли и правой, и неправой, и зверской, и справедливой (с разных сторон), и своей, и чужой... и едва ли непосредственный участник событий, каковым является Захар Прилепин, способен подняться над схваткой. Однако ему удалось. Вот почему его книга о Чечне представляется нам первым настоящим романом об этой войне. Там не только про Чечню. Там много глав-воспоминаний, таких флэшбэков и точных мыслей, и портретов – нет только публицистики и риторики. Ну и не будем портить этот текст. Просто почитаем его и почувствуем себя на месте автора – эффект присутствия обеспечен». («Консерватор»)
«Роман серьёзный, жесткий и в то же время, очень бережно к теме написанный. Критики о нём ещё поговорят». («Литературная газета»)
«Поражает уже сам стиль, которым написан роман: какое-то невероятное сочетание таких несочетаемых категорий, как прекрасное и безобразное, явленное при помощи очень тесного соседства ярких поэтических образов и чисто реалистических деталей кровавого военного быта. По силе воздействия роман вполне сравним с повестями Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» или «Убиты под Москвой» Константина Воробьева. («Российский писатель»)
«Первомайка»
Именно Зарипову довелось принять неравный бой с прорвавшейся из окружения бандой Салмана Радуева.
О том, как развивались январские события 1996 года, Герой России рассказал в своей автобиографической повести "Первомайка", которая недавно вышла в свет в издательстве "МП "Книга" в Ростове-на-Дону.
...Как гласит поговорка, от судьбы не уйдешь. Получилось, что под Первомайское Зарипов напросился сам. Когда после отпуска офицер вернулся в Ханкалу, его подчиненные готовились к выполнению боевой задачи. Зарипов вызвался идти вместе с ними. Но вместо чеченского Шатоя группа оказалась под дагестанской Первомайкой, захваченной боевиками Радуева.
Помимо "гражданских" заложников, радуевцы взяли тогда в плен... отряд новосибирского ОМОНа. Вместе с личным оружием милиционеров им достались бронетранспортер и станковый автоматический гранатомет.
Между тем к селу подтягивались все новые и новые силы федералов, состоящие из специальных подразделений ОМОНа, СОБРа, "Витязя", "Альфы", "Веги". Они охватывали село с востока и юга, а с севера и запада его блокировали армейцы, в том числе - разведгруппа Зарипова.
Слово об авторе
Родился 8 ноября 1968 г.
С 1985 г. по 1987г. учился в Рязанском радиотехническом институте.
В мае 1987 г. призван на срочную службу в ряды Советской армии. Проходил службу:
- полгода в Чирчикской учебке спецназа;
- в 6 батальоне спецназа н.п. Лашкаргах, Афганистан, старший разведчик-пулеметчик, затем заместитель командира группы спецназа;
- после вывода войск служил в 1-м батальоне 22 ОБРСпН под г. Баку, заместитель командира разведгруппы спецназа.
С 1989 г. по 1993 г. учился в 13 роте (факультет СН) в Рязанском Воздушно десантном командном училище.
В качестве командира разведгруппы спецназа принимал участие:
- в защите и охране мирного населения в зоне ЧП республики Северная Осетия август-октябрь 1993 г.
- в спецоперации по освобождению ростовских школьников, взятых в заложники в декабре 1993 г.
- в наведении конституционного порядка в Чечне с января 1995 г.
- в спецоперации в г. Буденевске в июне 1995 г.
- в спецоперации по обезвреживанию отряда полевого командира С. Радуева в с. Первомайское в январе 1996 г., в ходе которой получил тяжелое ранение. И после долгого "успешного" лечения в госпитале им. Бурденко полностью потерял зрение.
Награжден:
- юбилей медалью "70 лет вооруженных сил", 1988 г.,
- медаль "От благодарного афганского народа", 1988 г.
- почетный знак воина-интернационалиста, 1989 г.
- медалью "Золотая звезда" Герой России 1996 г.;
Заключение
Авторы многих произведений, посвященных Чеченской войне – непосредственные участники. Все описанные события происходили на их глазах. Мне очень жаль, что в нашем современном мире случаются споры, в решении которых приходится браться за оружие.
Список используемой литературы
1. . Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 3 . М., 1993.
2. . Тишков В.А., Беляева Е.Л., Марченко Г.В. Чеченский кризис. ЦКСИиМ, М., 1995.
3. . Чеченцы: история и современность. Общая ред. Ю.А. Айдаева. М., 1996. Юридическая конфликтология. Отв. ред. В.Н.Кудрявцев. М., 1995.
4. Печенев В.А. Заметки о выходе из чеченского кризиса. «Свобода мысли» - 1996г. - № .5
5. Трошев Г.Н. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала. - М.: «Вагриус», 2004.
6. Уроки чеченского кризиса.- М.: «Диалог», 1995.