Доклад

Доклад на тему Цивилизация Майя

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024


Общие сведения о Майя

Если мы соединим одной линией Чичен-Ицу на севере Юкатана и Копан (в Гондурасе) на юге, а Тикаль и Ишкун (в Гватемале) на востоке через город Гватемалу с Паленке (Чиапас) на западе, мы очертим примерные границы цивилизации майя. Одновременно эти линии ограничат ту территорию, которую в 1881-1894 годах объездил англичанин Альфред Персифаль Моудсли. Альфред Персифаль Моудсли сделал то необходимое, что помогло сдвинуть исследование с мертвой точки. Он проделал семь походов в джунгли и привез с собой не только описание этих походов и зарисовки, но и оригинальные материалы: тщательно сделанные оттиски и гипсовые слепки с рельефов и надписей. Его коллекция попала в Англию, первоначально в Музей Виктории и Альберта, затем в Британский музей. Когда "Коллекция Моудсли " стала доступной исследователям, наука получила материалы, с помощью которых можно было заставить все эти памятники рассказать и о своем возрасте и о своем происхождении.

Календарь Майя

Теперь ученые, стоя с рисунками де Ланды в руках перед храмами, статуями, стелами майя, вооруженные знаниями иероглифических цифр майя, сумели увидеть, что на всех этих, сделанных из камня и с помощью каменных орудий памятниках древнего народа не было ни одного орнамента, рельефа, фриза или изображения животного, которое не было бы связано с какой-либо датой. Каждое строение майя было окаменевшим календарем. Случайности здесь не оставалось места: эстетика была подчинена математике. Выяснилось, что все эти звероподобные лики изображали либо какую-то цифру, либо даже целую календарную схему. Теперь выяснилось, что повторяющийся пятнадцать раз на лестнице иероглифов в Копане орнамент означал количество прошедших циклов времени, а сама лестница, насчитывавшая семьдесят пять ступенек, означала число прошедших после окончания цикла дней (пятнадцать раз по пять). Другого подобного примера полного подчинения архитектуры и искусства календарю нет нигде в мире. По мере того как наука все глубже проникала в тайны календаря, цивилизация майя поразила исследователей еще одним открытием, календарь майя был лучшим на свете. Он был построен совсем по иному принципу, чем все известные нам календари, и тем не менее был самым точным. Его структура, если оставить в стороне тонкости, которые и поныне еще далеко не выяснены, выглядит следующим образом. Он состоял из нескольких циклов: первый - 260-дневный цикл, в котором повторялись названия дня и числа недели (необходимо иметь в виду, что дни недели у майя обозначались числами от 1 до 13, то есть неделя была тринадцатидневной, а дни месяца имели 20 названий и, кроме того, тоже обозначались числами от 0 до 19 - первый день считался нулевым). Этот цикл называется "цолькин". Второй - 4-летний цикл, в котором повторялись названия дня и числа месяца. Год майя - "хааб" - состоял из 365 дней (18 двадцатидневных месяцев и пять добавочных дней). Существовал еще и третий цикл, представлявший своего рода комбинацию "цолькина" и "хааба". Это так называемый "календарный круг" - 52-летний цикл (тринадцать 4-летних). Этот цикл состоял из 18 980 дней; он играл особенно важную роль в жизни майя. Наконец, майя пользовались и "длинным счетом" по "к'атунам" - "двадцатилетиям", который велся от определенной начальной даты. Исходная дата майя "4 Ахау, 8 Кумху" соответствует по своей функции дате начала христианского летосчисления, - только по своей функции, но не по дате. Пользуясь своим способом летосчисления, настолько разработанного в деталях и сложного, майя превзошли по точности все остальные календари на свете. Мы неправы, считая будто современный календарь является лучшим; он несколько лучше предшествовавших календарей. Так, в 238 году до н.э. Птоломей III несколько исправил древнеегипетское летосчисление; с именем Юлия Цезаря связан так называемый Юлианский календарь, который просуществовал вплоть до 1587 года, когда папа Григорий ХIII заменил его новым, так называемым Григорианским календарем. И если мы сравним данные о протяженности года всех этих календарей с данными астрономических исчислений, то мы увидим, что наиболее точным календарем был именно календарь майя.

Длина года составляет:

согласно Юлианскому календарю 365, 250 000 дней
согласно Григорианскому календарю 365, 242 500 дней
согласно календарю майя 365, 242 129 дней
согласно астрономическим исчислениям 365, 242 198 дней

В различные периоды своей истории майя по-разному записывали даты исторических событий. Во времена так называемого Древнего царства майя в основном употребляли "долгое счисление", состоявшее в том, что на памятнике записывалось количество годов и дней, истекших от начальной даты 4 Ахау 8 Кумху (повидимому, дата конца последнего потопа, которых, по мифологическим представлениям древних майя, было несколько) до момента воздвижения данного памятника. Прошедшее время отмечалось количеством истекших дней (на языке майя - кин), месяцев по двадцать дней (виналь), годов по восемнадцать месяцев (тун), периодов в двадцать лет (к'атун) и циклов, состоявших из двадцати к'атунов каждый (бактун), равняющихся 144 тыс. дней, т. е. приблизительно 400 наших лет. Таким образом, какя-нибудь дата, записанная по способу "долгого счисления", имела приблизительно следующий вид: "от начальной даты 4 Ахау 8 Кумху прошло восемь бактунов, четырнадцать катунов, три туна, один виналь и двенадцать кин до дня сооружения этого здания". Такого рода хронологическая надпись, часто встречающаяся на древних памятниках майя, носит у современных исследователей название"начальной серии", так как чаще всего помещается в начале текста. В конце "начальной серии" обычно помещалась еще дата 52-летнего цикла. Если бы было известно соотношение даже только одной "начальной серии" с датами нашего календаря, то вычисление дат по хронологии майя не представляло бы никаких затруднений, и определений, на какое число нашего календаря падал этот исходный день. Но двойная запись дат по хронологической системе майя и по нашему летосчислению имеется только в документах, относящихся ко времени после испанского завоевания, т.е. к концу Нового царства майя. В этот период майя записывали даты исторических событий посредством так называемого "краткого счисления", гораздо менее совершенного. (Оно появилось у майя, возможно, в результате тольтекского завоевания). Согласно этой системе счисления, одноименные даты могут повторяться через 93 600 дней (т.е. около 256 лет). Исходный момент "долгого счисления" - 4 Ахау 8 Кумху - современные ученые могли установить только при помощи "краткого счисления". Поэтому исследователи расходятся в вопросе о вырожении этой мифической начальной даты в числах нашего календаря. Одни (например, Г.Спинден) относят ее к 13 октября 3373 года до н.э., другие (М. Эрнандес, Дж.Томпсон, С.Г.Морли) - к 7 сентября 3113 года до н.э., т.е. приблизительно на 260 лет позже. Большинство специалистов сейчас придерживается последней системы пересчета, однако и она не может объяснить целого ряда спорных моментов. В частности, последние исследования по радиоуглеродному анализу подтверждают скорее даты по системе пересчета Г.Спиндена.

Загадки календаря Майа

Снова мы возвращаемся к календарю, который остается одной из загадок цивилизации майя. Одни ученые считают, что этот народ, который вел точнейшие астрономические наблюдения и оперировал самыми сложными математическими выкладками, что говорит о рационалистическом характере его мышления. В конце концов погряз в мистицизме: народ майя, создатель самого лучшего на свете календаря, стал в то же время его рабом. Эту гипотезу поддерживал и Керам. Другие ученые считали, что календарь майя возник в связи с необходимостью точного определения срока посевов и жатвы и, следовательно, был первоначально полностью подчинен чисто хозяйственным интересам. С развитием классовых отношений в обществе майя вопросы календаря, связанного с культом божеств плодородия, стали компетенцией жреческой прослойки, использовавшей свои астрономические познания для укрепления своего влияния среди трудящихся масс. Повышенный интерес к вопросам календаря и астрономии майя у большинства ученых объясняется лишь тем, что их попытки раскрыть тайну чтения некалендарных иероглифов майя потерпели неудачу. Вследствие этого ряд исследователей упорно утверждали, что в надписях майя единственные рациональные данные можно получить лишь из календарных дат, а все остальные знаки письма майя имеют только сугубо ритуальный и мистический характер, и что понять их невозможно. Эти утверждения были опровергнуты исследованиями ученого Ю.В.Кнорозова, показавшего в своих работах по расшифровке письменности майя, что иероглифика майя подчиняется тем же основным закономерностям развития письма, как и все другие иероглифические системы, в часности иероглифике народов древнего Востока. Но календарь майя и по сей день таит в себе много неразгаданных тайн и загадок


1. Диплом на тему Общество с ограниченной ответственностью как участник торгового об
2. Реферат Консолидированная финансовая отчетность 4
3. Реферат Управление человеческими ресурсами 8
4. Реферат на тему Master Minds Of Hoover Dam Essay Research
5. Курсовая Европейские школы государственного управления
6. Реферат Сущность денег.Теория денег
7. Биография на тему Блудов Дмитрий Николаевич
8. Контрольная работа Гражданское процессуальное право России
9. Диплом Кто они замполиты капитализма Архетипическая миссия бизнес-психолога
10. Курсовая на тему Партійно-політичні організації Бессарабії в період революції 1905-1907 рр