Доклад

Доклад на тему Музеи и зрители Проблемы восприятия

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024


Восприятие зрителем, его способность ориентироваться в экспозиции музея в полной мере зависит от того, насколько близко и хорошо он осведомлен с той или иной темой, с тем или иным предметом. Обычно легко запоминаются те предметы и явле-ния, с которыми зритель, будь то ребенок или взрослый, уже знаком. Так, например, ребенку больше придется по душе сцена из жизни древних людей, или возможность потрогать руками, при-коснуться к чему-то тайному, сокровенному из жизни предков, чем далекое знание о ней в недосягаемом для него пространстве.

Сегодня в большинстве музеев на принцип “подойди-потрогай” возлагается строгое табу. Запрет порождает скуку, утомление.

Единственный способ борьбы с быстрорастущей утомляемостью посетителя - это музейная театрализация.

Театр - это всегда новое, неожиданное впечатление; это всегда яркое и красочное зрелище; это всегда праздник. В театр люди идут снова и снова, чтобы ощутить прилив сил новых эмо-ций, увидеть и испытать в своих чувствах нечто необычное, та-инственное, что может дать только миф, пусть даже очень близ-кий к правде.

Не каждый музей обладает такой популярностью, выставки да-леко не каждого музея так же зрелищны, эффектны, тем более вы-ставки музея, демонстрирующего археологические памятники.

Музей первобытной культуры сегодня должен поставить зада-чу, родственную театру: эмоциональное заражение зрителя. Посе-титель должен стать участником происходящего действа, разрабо-танного тематическим сценарием.

Такая методика показа экспоната в обстановке его культур-ной сферы имеет высокое педагогическое значение. Обычно дети школьного возраста нелегко усваивают материал, касающийся ти-повых особенностей и значения древних культур. Такая тема дос-таточно сложна для восприятия. Макет, фигурный интерьер, рас-крывающие характерные особенности первобытной культуры, дали бы не только богатый сюжетный материал, но и образное воспри-ятие целой эпохи. И здесь дело не в манекенах и их позах.

Обстановочная сцена, макет повышает степень динамичности сюжета. Неподвижный интерьер не означает его мертвое изображе-ние.

Выставка, в которой чувствуется динамика, напоминает танец ... Это танец предметов. И то, и другое объединяет одно: ком-позиция. Композиция - это отнюдь не строгая схематика движе-ния. Это, отчасти, вымысел, создание образа. Она имеет смысл только в динамике движения. Любая композиционная сцена должна быть создана таким образом, чтобы в ней чувствовалось движе-ние. Только тогда она имеет смысл. Это не мертвая, но - немая сцена действия в спектакле, свидетелем которой становится по-сетитель. Зритель ни на минуту не должен засомневаться в том, что он - участник происходящего события и находится, действи-тельно, в мифологической действительности, где все вокруг име-ет ритуальное значение и выполнен по законам мифического вре-мени, в существовании которого он имеет право усомниться.

Музей первобытной культуры должен стать местом встречи со-временников и мифических героев, каковыми были духи и тотемные предки первобытных людей, в эпоху первотворения и первовещей - мифологическом пространстве, где господствует ритуал, объеди-няющий весь комплекс мифовещей и требующий беспрекословного повиновения.

“Психологическим принципом разнообразия” назвал Ф.Я. Лок приемы музейной театрализации, без которых невозможно предста-вить “живой образ” эпохи и человека, живущего в ней: “В этом отношении музеи должны позаимствовать у театра, должны иметь так же, как и театр, собственную музейную режиссуру. Надо уметь изучать и собирать, но надо уметь и изображать в образ-ах, доходящих до зрителя” (Ф.Я. Лок, 10).

Действительно, музей - это не только информационная систе-ма, это - коммуникационное здание: оно нуждается в людях.

Общение как одна из возможностей соприкосновения с древней эпохой, составляет ту же ступень познания, что и экскурсия, но гораздо более яркую, запоминающуюся, сохраняющую элемент твор-чества, живущий в самих людях.

Экскурсия в музее сегодня слишком мало, даже при ее свое-образии и глубоком познавательном характере. Музей сегодня - это не сцена для одного актера в лице экскурсовода, но театр коммуникации - театр общения его посетителей.

В Архаику каждый человек был одновременно и художником и зрителем. Современное мышление обладает воображением гораздо большим.

Обращение музеев, содержащих археологические и этнографи-ческие коллекции, или так или иначе связанные с древними веро-ваниями, предметами культа и ритуала к такой методике работы с посетителем, в которой посетитель являлся бы одновременно и зрителем, а может, и участником этого зрелищного мероприятия, наиболее полно отразило бы характер современного мышления, то-ждественного мифологическому.

Человеку всегда было свойственно связывать свои внутренние переживания с какими-то действиями, во что-то их облекать (кстати, отсюда и слово “обряд” - от “облечь”, “обрядить”). В общении между собой люди никогда не смогут избежать хотя бы самой простой его формы, т.к. обряду свойственно мистическое чувство, относящееся к эмоциональной сфере человека, его ин-туиции. Такое чувство особенно характерно для мифологического мышления, способного во все времена, как в театре, создавать самые невероятные и причудливые образы в своем воображении.

Между тем, экспозиция - это тоже создание образа в “про-странственной организации”, характер которой определяется “ха-рактером мышления” (Ф. Дюбе, 12).

Подобно спектаклю, экспозиция (выставка) ничуть не менее способна раскрыть характер, живой образ мифологической эпохи, в которой зритель окружен, к примеру, диорамным живописным изображением природы, полной таинственности и неожиданностей, слышит и ощущает повсюду присутствие невидимых, но могущест-венных духов, живущих в образах тех или иных животных или птиц. Водопад, пещерная обстановка, вдали которой струится тонкий пучок света... Музыка, таинственная, настораживающая, в одних залах и будоражущая дух, расслабляющая - в других... За-хватывает ощущение фантастического праздника, маскарада, в ко-тором участвуют причудливые существа мифологической Вселенной в удивительных масках и самых невероятных костюмах.

Соединяя в экспозиционном комплексе Миф как путь к целост-ности, Обряд как путь к символическим сторонам предмета, Риту-ал как путь к композиции структуры и Вещь как путь в эпоху ее создания, мы создаем, таким образом, модель первобытной куль-туры, архаическую форму коммуникации.

Современное сознание не случайно до сих пор вживается в природу архаического мировосприятия, обращаясь к его традици-ям, черпая в нем свою мудрость. Происходит это именно от того, что оно не менее, чем мировоззрение первых людей, отделено от мифа, быть может, сегодня оно даже гораздо более приближено к нему. Современное миропонимание хранит миф, потому что нужда-ется в нем. Это неотъемлемая его часть, бытующая среди людей и передающаяся ими из поколения в поколение.

Именно поэтому обращение музея первобытной культуры к не-экспозиционным, таким непредметным формам бытования культурно-го наследия, как - фольклор, ритуал, ремесла, театрализация - жизненно необходимо на современном этапе музейной деятельно-сти. Они вполне близки и понятны современному мировосприятию, несущему в себе зачатки мифологического мышления.

Однако творческий подход и фантазия экспозиционера, а так-же его желание помочь зрителю в раскрытии образа древней эпохи и связей, существующих в экспозиционном комплексе между явле-ниями и представленными в них предметами, натолкнули, в первую очередь, на проблему технического оснащения музея, требующего немалых затрат.

Реорганизация такого музея, создание музея нового типа, использующего современный дизайн и различные технические дос-тижения, безусловно, задача дорогостоящая, однако сегодня крайне необходимая.

Здесь огромные возможности представляются в экспонировании археологических памятников, которые раскрывают прежде всего голография (Явтушенко, 11).

Использование методов голографического масштабирования особенно актуально при демонстрации ряда древних памятников, которые необходимо рассматривать с нескольких сторон: различ-ные сосуды, чаши и т.п. предметы. Более того, отдельные музей-ные экспонаты не могут быть выставлены в экспозиции, т.к. тре-буют специальных условий хранения. Создание экспозиции на ос-нове голографических копий позволило бы решить не только эту, но и проблему практического изучения, когда посетитель, не опасаясь испортить памятник, смог бы подержать его в руках, проникнуть внутрь его, стать полноправным действующим лицом экспозиции. Самое потрясающее, на что способна современная го-лография - это переложение всего сюжета в объемный трехмерный показ, способный, как по велению волшебной палочки, перенести в другое пространство, в атмосферу культурной среды, в данном случае, в мифологическую эпоху, из которого взят тот или иной предмет.

Применение новейшего оборудования, диорамных изображений, фигурных интерьеров и обстановочных сцен, отражающих то или иное явление первобытного мира, в контексте которого демостри-руется тот или иной предмет, использование современных аудиви-зуальных средств и специального радиокомментария к выставке, театральный прием демонстрации древних памятников, вызывающий зрителя на живое общение с эпохой, - перевернули бы все шабло-ны представления о концепции археологической экспозиции, сде-лав ее не скучным и занудливым учреждением, претендующим на строгую научность, а местом отдыха людей, познания мира, дале-кого от современного, донесшего до нас миф и сказку, веру в чудо, веру в удивительный дух первых людей и их героическое умение противостоять природе, но, вместе с тем, бережно, с лю-бовью и уважением относиться к ней.

Это тот камень преткновения, на который натолкнулось со-временное человечество. Осознав себя царем природы, человек победил ее, преобразовал, но вместе с тем, он изувечил, истре-бил ее, погубив в ней все живое, уничтожив равновесие, он - убил ее.

Метафическая катастрофа привела к оскудению духовного уровня, духовных ценностей. Разум и чувства, связующие ранее Архаику единой нитью, в современной культуре совершенно удале-ны друг от друга. Массовые радения и восторженные опьянения от всепоглощающей пляски остались далеко в глубокой древности.

Повышается уровень цивилизации. Падает уровень духовной культуры.

Первые люди не имея паровой машины и, тем более, атомного двигателя, обладали духовным началом, несравненно выше совре-менного. В их мире гораздо более ощущалось благоговение перед созданными традициями, установленными законами природы. Зави-симый от нее, страшившийся ее человек, почитал и уважал ее, оставаясь духовно свободным.

Современное сознание многое утеряло из того духовного пер-воистока. Быть может, есть смысл обратиться к духовному насле-дию древних?.. Направить русло музейной древности в области экспонирования памятников первобытной культуры в сторону дос-тижений духа первых людей?

Равновесие в выставочном комплексе между древней эпохой и современностью может восстановить только миф.

Миф, определяя законы первобытных людей, обращая их веру в священное хранилище магических и духовных сил - мифологическое прошлое, устанавливая гармонию в природе и обществе.

Через Образ, Ритуал, Обряд, Традицию музей первобытной культуры должен создать свой миф, который соединил бы в совре-менном сознании посетителя невидимый мостик между отдаленными временем эпохами: Архаикой и сегодняшним днем.

Миф и музей первой человеческой культуры сегодня не мысли-мы друг без друга. Проблема “миф и музей” стоит на современном этапе в русле одной из главных коммуникационных проблем сего-дняшнего музея.

Оживить миф в своих стенах, возвратить музей к обряду, ри-туальным традициям, первоистокам духовной культуры древних, положивших свой первый камень в фундамент человеческого созна-ния, сохранившего и донесшего до современного мира частицу ми-фологического, таинственного, загадочного, так прочно занявше-го свое место в традиции искусства современного человека, соз-дать живой комплекс мифовещей и войти вместе со зрителем в да-лекое мифологическое прошлое, - именно такой коммуникационный метод музейной работы красочен и интересен. Именно такой метод музейной работы всегда разнообразен, необычен и далеко не ти-пичен, потому что, сохраняя, по-прежнему, познавательную функ-цию, в нем ощущается момент игры, являющийся непременной ча-стью человеческой культуры; потому что он несет в себе семан-тику вещи, сохраняющую не просто смысл древней эпохи, но - частицу человеческого миропонимания, мифологического мышления; потому что, создавая подобие реальной действительности, он по-зволяет поистине завладеть сегодняшним зрителем, приблизиться к современному духу предков, а значит, - заставить приходить его снова и снова в мир, с которого он когда-то начал свой путь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.            Бродский В. Выставке нужен сценарий // Декоративное искус-ство. № 12, 1959 г., с. 40.

2.            Арсеньев В.Р. Африканские коллекции МАЭ и концептуальные проблемы развития музея // Курьер Петровской кунсткамеры. 1995 г., в 1, с. 18.

3.            Стиклер Д. Полнота погружения: новая технология как источ-ник новейших впечатлений. - Мизеит, № 185, № 3, 1995 г., с. 38-40.

4.            Марион М.О. Экспонирование предметов традиционных ремесел: эксперимент в Мексике. - Мизеит, № 175, 1993 г.

5.            Стокер М. Мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне - Мизе-ит, № 3, 1995 г., с. 28.

6.            Портер Дж. “История человека”. - Мизеит, № 152, 1986 г., с. 38-44.

7.            Покровский А.М. Музей истории религии // Советский музей, 1935, № 1, с. 83-86.

8.            Дракохруст Е. К вопросу о месте макета и фигурного интерье-ра в экспозиционном комплексе // Советский музей, 1935, № 1, с. 85.

9.            Шнеерсон Н.А. Музейная экспозиция или театральная постанов-ка? // Советский музей, 1932, № 4, с. 29.

10.            Соловьев К.А. Художественное оформление музейной экспозиции // Советский музей, 1936, № 1, с. 21.

11.            Явтушенко И., Морозов В. Голография. Возможности использо-вания трехмерного изображения в музейных экспонатах // Ку-рьер Юнеско, № 4, 1981, с. 30.

12.            Дюте Ф. Экспозиция как инструмент знания и инструмент пока-за // Мизеит, № 3, 1995 г., с. 4.

13.            Городцов В.А. Археологическая классификация // В.К. Николь-ский. Очерк первобытной культуры. - М., Пг, 1923, с. 18.



1. Реферат на тему Clinical Psychology Essay Research Paper Clinical PsychologyThe
2. Реферат на тему Психическое и физиологическое
3. Реферат Фнансовая устойчивость предприятия
4. Реферат на тему Chernobyl What Happened Essay Research Paper On
5. Реферат на тему Nicholas Romanov Essay Research Paper Essay On
6. Сочинение на тему Достоевский ф. м. - Теория родиона раскольникова о
7. Курсовая на тему База данных станции технического обслуживания автомобилей
8. Реферат Права и обязанности детей и родителей 3
9. Курсовая Визначення енергоефективності енергоспоживаючих систем
10. Реферат на тему Lying To Children Essay Research Paper Lying