Доклад на тему Жилище бога в нубийской пустыне
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
тобыла ужетретья посчету экспедиция Кендалла ксвященной горе Джебель -Баркал, организованная присодействии Суданской службы древностей иНационального географического обществаСША. «Мывыехали изХартума перед самым рассветом, -вспоминает Кендалл. -Нашпуть лежал насевер, через пустыню Бауда внаправлении Кареймы -города, расположенного чутьниже четвертого порогаНила. Кромеменя, в«лендровере» находились археолог Сюзанна Генсике, фотограф Энрико Ферорелли инаш шоферАли. Впустыне нет дорог, поэтомунадо либо ехать почужой колее, оставленной здесь несколько часов, аможетбыть, инедель назад, либо полагаться насобственное чутье. Облакопыли вдали содинаковым успехом могло означать какдвижущийся автомобиль, такипесчаный смерч, пляшущий нафоне пустынного горизонта...» Около полудня призрачный силуэт скал стал напоминать острова в«море Сатаны», какназывают этоместо кочевники. Тольковместо морских волн -вокруг волны песка вперемежку сдюнами, вподножиях которых утопают колеса машины. Настроение спутников Кендалла заметно упало. «Нам низачто недобраться доместа засветло», -услышал онсквозь шуммотора угрюмое замечание обычно неунывающего Энрико. «Лендровер» полз среди обглоданных кустов терновника, лавируя между похожими наобелиски термитниками ичерными валунами, напоминавшими прилегших отдохнуть и окаменевших слонов. Воткрывавшихся глазу пейзажах раскаленной отжары пустыни путешественники находили особое очарование. Самообладанию Кендалла можно позавидовать, ведьпотерять дорогу вэтих местах ничего нестоит. Дажетысячелетний Нилделает двухсотмильный крюк прежде, чемснова повернуть свои воды насевер кСредиземному морю. Здесь,намного южнее Египта, визвилине Нила находился центр древнего африканского царства, окотором пока малочто известно, имногое еще предстоит узнать. Египтяне,покорившие его вXVIвеке донашейэры иправившие целых 500лет, называлиего Куш, или «Несчастный Куш». Ониодновременно ненавидели исчитали опасной «эту землю крутящихся ветров... гдеживут высокие люди сгладкой кожей... наводящие навсех страх, агрессивный народ, говорящий настранном языке». Такописывал кушитов библейский пророк Исаия. Наизображениях вхрамах фараон Тутанхамон «топчет» чернокожих кушитов. Онинарисованы наподошвах егосандалий, иихфигуры высечены наегоподставке дляног. Позднее, вVIIIвеке донашейэры, ужеегиптизированные цари Куша покорили самЕгипет. Ониобразовали обширную империю, простиравшуюся отместа слияния Голубого иБелого Нила доСредиземного моря. Историкисчитают кушитских царей 25-й египетской династией. «Примерно втри часа пополудни, -продолжает свой рассказ Тимоти Кендалл, -смертельно усталые отизнуряющего зноя ипостоянной тряски, сног доголовы покрытые пылью, мынапряженно высматривали «священную» гору. Древним кочевникам онаслужила ориентиром, говорившим, чтоНил рядом, хотя егозеленая долина ещескрывалась загоризонтом. Внезапно обычно молчаливый Али оторвал руку отбаранки. «Джебель-Баркал», -торжественно объявилон. Нашевозбуждение нарастало помере приближения кзаветному месту. Вскорепоказалась ивеликая река. Перебравшись напароме надругой берег, мыподъехали кДжебель-Баркалу -невысокой горе, таившей всвоих недрах большие секреты». Словно проросшее изфантастического семени, брошенного здесь чьей-то могучей рукой, этопокинутое всеми одинокое детище доисторических времен, отшлифованное песчаными бурями, стоит здесь теперь вгордом одиночестве, возвышаясь надокружающей местностью. Разломыкрасного цвета сбелыми полосами птичьего помета образуют наскалах карнизы. Стервятникивьют наних свои гнезда. Должнобыть, древние люди, очутившись рядом свысокой красной стеной, подавленные ееразмерами игромким птичьим гомоном, испытывали смешанные чувства благоговения, смятения истраха. Неудивительно, чтогора почиталась каксвятыня, жилище Бога, откуда берет начало царская династия. Уееподножия раскинул свои дворцы ихрамы священный город Напата -свидетель грандиозных церемоний кушитов. Квечеру группа Кендалла добралась доКареймы, расположенной ксеверо-востоку отДжебель-Баркала. Тамее ужеподжидали остальные члены экспедиции: директор проекта Синди Шартцер, инспектор Суданской службы древностей Бабикер Мохамед Эль-Амин, маркшейдер Дэвид Гудман иальпинист Пол Дюваль попрозвищу «Абу-Джебель», что по-арабски означает «отец горы». Втечение нескольких дней группа вела интенсивные раскопки, тщательно фиксируя найденные предметы накинопленку Изанося результаты измерений вблокноты. Этобыли далеко непервые археологические изыскания вНапате. С1972года здесь работали ученью изРимского университета. В 1986-1987 годах экспедицией всетогоже Кендалла былраскопан целый комплекс храмов, переписаны сохранившиеся настенные росписи, проведены исследования архитектурных и художественных особенностей каждого здания исоставлена подробная карта древнего города. Кроме того, ееучастникам удалось расшифровать символы, изображенные наповерхности огромной красной скалы, которые пролили свет напроисхождение государства кушитов. Посути, группа Кендалла продолжила исследования, начатые еще70лет назад специалистами Бостонского музея изящных искусств под руководством ученого-египтолога Джорджа Рейзнера. Онс коллегами впервые научными данными подтвердили легенды обогатстве и могуществе страныКуш иуточнили хронологию царской династии. | ||
Наследники Фараонов После завоевания египтянами Судана примерно в1450году донашейэры фараоны основали Напату - крепость, контролировавшую переправу через Нил, ицентр караванной торговли наюжной границе их империи. В расположенных впустыне шахтах добывали золото. Золото надревнеегипетском -нуб. Вероятно, отэтого корня ипроисходит название Нубия. Египтяне тоже считали Джебель-Баркал священным местом -южной резиденцией божественного Амона, покровителя ихгосударства. ПозднееНапата какрелигиозный иполитический центр стала колыбелью династии местных правителей, стольже фанатично преданных богу Амону. Кначалу VIIIвека донашейэры онидостигли такого могущества, чтосмогли присоединить потерявший былую силу Египет ксвоей африканской империи. Здешниесвоеобразные фараоны, преклонявшиеся перед культурой Египта иегославным прошлым, пытались воссоздать такиеже порядки итрадиции вСудане. Рукамиегипетских мастеров онипостроили вНапате величественные храмы инаполнили ихсвятынями северного соседа. Онипризнали египетский официальным языком ивозродили строительство пирамид -царских усыпальниц, точно следуя тойтехнологии, покакой ихвозводили вЕгипте тысячелетием ранее. Ноничто невечно под луной. Ужевекспустя под натиском ассирийцев кушитам пришлось уйти изЕгипта, аеще через столет египтяне изгнали их ииз Напаты. Кушитскиецари перенесли столицу на500километров вверх потечению Нила, вМероэ. Ноеще несколько веков Напата оставалась духовной меккой Нубии. Царинаезжали туда длясовершения ритуальных обрядов, пока Кушитское государство окончательно непрекратило своего существования вIVвеке нашейэры.
|
Секрет - навершине горы По возвращении вШтаты Кендалл показал отснятые слайды ПолуДювалю, одному излучших бостонских скалолазов. «Ты сможешь туда подняться?» -спросилего археолог. «Этонесовсем простое дело, -заметил тот, -нодумаю, мнеудастся». Однакокембы нибыл забравшийся наверх человек, важно было, чтобы онпонимал, чтоименно видит. Делооставалось замалым -либо научить Дюваля читать иероглифы, либо самому Кендаллу овладеть навыками скалолазания. Витоге археолог остановился навтором варианте. Вфеврале 1987года экспедиция, «усиленная» Полом Дювалем идвумя экспертами поэпиграфике - Линн Холден иНатали Бю, -возвратилась к Джебель-Баркалу. Было решено подняться наседловину между горой и«башней» и уже оттуда исследовать внутреннюю поверхность «башни». Взадачу Пола входило забраться наеевершину иподстраховывать Тимоти, когда онбудет изучать надписи навнешней стороне. «Увидимся внизу», -бодрым голосом напутствовал Кендалла Дюваль, исчезая закраем скалы. Мгновение спустя раздался его крик: «Вижу аккуратно сделанные отверстия». Впервый момент Тимоти показалось, чтоему низачто непреодолеть боязнь высоты, несмотря нанесколько уроков альпинизма, преподанных Полом наскалах под Бостоном. Ивсеже первоначальное чувство страха отступило перед понятным возбуждением исследователя померетого, какархеолог карабкался по«лесенке» изквадратных отверстий. Точнотакаяже «лесенка» была инапротивоположной стене. Расстояние между отверстиями достигало примерно полутора-двух метров, следовательно, онинемогли быть ступенями дляног илирук. Должнобыть, этобыли гнезда длябалок. Изучив ихрасположение, Кендалл пришел квыводу, чтовних вставлялись бревна длиной от1,2 до7,5метра, образовывавшие строительные леса. «Теперь стало ясно, -пишет американский археолог, -чтоотверстия, увиденные нами годназад, служили недля поддержки подвесного моста, адлялесов, покоторым наверх поднимали грузы. Вкачестве крана скорее всего использовался колодезный «журавль» -нехитрое устройство, которым досихпор пользуются египетские крестьяне. Нонеужели этот тяжелый труд, связанный сосмертельным риском, былнужен только длятого, чтобы нанести наскалу изображение, которое невидно сземли? Пол поджидал меня наседловине. Теперь нам предстояло подняться туда, гденога человека последнийраз ступала более двух тысячелетий назад. Закрепив напоясе страховочный конец, Дюваль, словно паук, стал карабкаться наверх. Черезнесколько минут онкрикнул: «Порядок, яуже наверху. Видотсюда просто потрясающий». Настал мойчеред. Поверхность скалы была гладкой -неуцепишься. Впоисках какого-нибудь выступа ясместился погоризонтали. Ноздесь камень был хрупким. Надежный напервый взгляд выступ рассыпался вруке, словно засохший комок глины. Сбольшим трудом, дюйм задюймом явсеже одолел часть подъема. Носамое трудное ожидало меня впереди -вертикальный участок сидеально гладкой поверхностью. Какэто Пол умудрился понему вскарабкаться? Я почувствовал себя в ловушке -как котенок, забравшийся насамую высокую ветку дерева истрастно желающий, чтобы кто-нибудь вызвал пожарную машину иснялего. Вногах появились слабость идрожь, ия ничего немог сэтим поделать. Оставалосьполагаться только нараскачивающийся канат, который держалПол, находившийся надо мной вдесяти метрах, исобственные мускулы. Оттолкнувшись отскалы, вытянутой левой ногой мне удалось попасть водно изоставленных древними строителями отверстий. Упираясь ногами впороду иподтягиваясь поканату наруках, ямедленно двигался вверх инаконец, обессиленный, нопереполненный восторгом, заполз навыступ. «Отлично! Браво, Тим!» -услышаля крики наблюдавших замоим восхождением. Яотвесилим грациозный -насколько этобыло возможно -поклон. Довершины оставался сущий пустяк, нопорода под ногами была рыхлой имягкой, каксыр. «Подтяни страховочный конец», -попросиля Пола иприготовился кпоследнему штурму». Рядом свершиной отверстий было больше, чемвнизу. Кендалл насчиталих восемь. Кроме того, сзападной стороны скалы подиагонали тянулся глубокий желоб. Вероятно, отверстия служили гнездами длявертикальных опор, накоторых навершине «башни» покоилась платформа. Ивсеже оставалось непонятным, как древние, балансируя настоль хрупком сооружении, ухитрялись поднимать сюда огромные бревна. Просигналив Полу освоем намерении осмотреть поверхность скалы сюжной стороны, Тимоти подобрался к надписям. Вырезанные впороде почти усамой верхушки скалы, они имели около 23сантиметров вширину, 10вдлину ибыли разделены нашесть вертикальных «листов». Надвух центральных Кендалл разглядел изображение Тахарги. Слеваотнего красовался Настасен, тщеславный кушитский царь, приказавший запечатлеть вкамне исвойлик. Ксожалению, донаших дней более илименее сохранилась лишь центральная часть скалы. Даинаней текст побольшей части стерт. Струдом удалось разобрать отдельные выражения -«азиатские бедуины» и«ливийские кочевники». Видимо, Тахарга имел ввиду свои военные походы. Настасенвыбил небольшие фигурки, восхвалявшие его знаменитого предшественника иего самого. Ноглавный интерес представляли неиероглифы ифигурки исторических персонажей. Кендаллобнаружил, чтогладкая поверхность скалы испещрена маленькими правильными отверстиями правильной формы. Внекоторых сохранились вбитые вних бронзовые гвозди. Нечтоподобное ему ужедоводилось видеть вегипетских храмах: когда-то припомощи гвоздей кскале крепили золотые пластины, закрывавшие надписи. Сегодня следов золотанет ивпомине -возможно, кего исчезновению причастны дерзкие грабители. Ихотя сделанные натакой высоте барельефы предназначались только длявзора богов, именно золото, позамыслу властелинов Куша, было главным элементом психологического воздействия священной горы наподданных царства. Лучсвета отгигантского золотого отражателя былвиден далеко впустыне. Длякараванов, шедших сюга, онслужил маяком, приветствовавшим путников уврат священной Напаты исвященной обители бога Амона... Продолжая обследование внише поднадписями, Кендалл наткнулся наквадратное углубление. Судяповсему, здесь стояла статуя высотой вполтора метра. Вуглу Тимоти заметил остатки раствора инесколько необработанных камней. Растворикамни укрепляли идругие ниши ирасщелины скалы. Теперь стало ясно, зачем понадобилось сооружать наверху «башни» громоздкую конструкцию. Сюдасземли поднимались наполненные строительным раствором икамнями корзины истатуи. Для решения этой сложной инженерной задачи рычаг крана ибыл закреплен вдиагональном желобе. Апоскольку наверхней площадке могли разместиться влучшем случае три-четыре человека, краном управляли ссоседней горы. |
На пути кразгадке? В скоре после восхождения Линн Холден нанесла визит вхрам Муты, супруги бога Амона, построенный Тахаргой уподножия «башни». Несмотря нато, чтоего внешние стены иколонны разрушены, навнутренних сводах храма сохранились довольно отчетливые рисунки. Линнобратила внимание наизображение царя, подносящего дары Муте ибараноголовому Амону. Божественная чета нарисована внеобычном павильоне сплоской крышей икруто опускающимся фасадом. «Этоже Джебель-Баркал!» -осенило Линн. Скрыши павильона свисает огромная кобра скороной ввиде солнечного диска. Ееголова повернута всторону царя. «Заобедом, -пишет Кендалл, -Линн высказала предположение, чтокобра может изображать скалу. Занятыесвоими делами, мытогда неотреагировали наее замечание. Илишь впоследний день, направляясь кнашим рабочим-бедуинам попрощаться, мыслучайно увидели Джебель-Баркал подтемже углом, чтоидревний скульптор. Всембросилось вглаза, чтосилуэт скалы напоминает голову рептилии. Мыстояли напороге открытия, нонужны былиеще доказательства. Годспустя Линн получилаих, ноотнюдь не в Джебель-Баркале, авовремя экскурсии вхрам РамзесаII вАбу-Симбеле. Этотхрам получил известность благодаря своему фасаду счетырьмя сидящими колоссами -статуями фараона. Егоинтерьер украшает причудливая резьба. Насеверной стене -битва Рамзеса вСирии. Нонас куда больше интересовал барельеф наюжной стене. ЗдесьРамзес едет наколеснице, аперед нимидут связанные пленники -кушиты. Надругом изображении онприносит жертву Амону, сидящему внутри горы скрутыми склонами. Из-заего трона выползает огромная кобра иподнимается перед горным зубцом. Наголове унее корона конической формы, символизирующая власть фараонов над южными землями. Какэто похоже наДжебель-Баркал, если смотреть нанее свостока!» В1989году Кендалл иегосотрудники впоследний раз приехали вКарейму. Кэтому времени уних уженеоставалось сомнений, почему Джебель-Баркалу отведено центральное место вегипетской икушитской истории. Вотличие отКендалла европейские специалисты, считая, чтопоформе скала напоминает удлиненную египетскую корону, идентифицировалиее состатуей фараона. Ното, чтоони принимали заотвороты царского головного убора, древние египтяне считали раздутым капюшоном кобры. ВЕгипте поклонение кобре носило мистический ирелигиозный оттенок. Священнуюзмею одновременно обожали ибоялись, видя вней знак верховной власти, ниспосланный свыше. Считалось, чтосамАмон воплотился вэто смертельно опасное создание, охраняющее царей отзлой воли людей идругих богов. Позднееизображение кобры превратилось всимвол царской власти -урей. Имукрашали корону.
Барельефы сизображением Рамзеса в Абу-Симбеле, помнению Кендалла, лишь подтверждают: древние египтяне видели в«башне» Джебель-Баркала кобру, охраняющую покой Амона вего горной резиденции. Вытянутая корона наее голове -знак того, чтоона -еще имагический страж южной границы империи. Обращенная наюг скала-рептилия -своеобразный форпост напути неведомых врагов изнеобъятной Африки. Связь Рамзеса сДжебель-Баркалом четко прослеживается ивархеологических находках. Егоимя часто встречается наизвлеченных изтолщи песка древних плитах -остатках египетских храмов. Сприходом квласти кушитов, примерно через 500лет после правления Рамзеса, Напата стала столицей царства. Идляних «башня» могла быть символом абсолютизма царской власти, дарованной Амоном, над всей долиной Нила. Уцелевшие стех времен тексты рассказывают, что статуя была какбы устами самого бога. Онвыбирал нового правителя Куша, наделяяего неограниченной властью. Черезсвоих жрецов ипророков Амон толковал царскиесны идавал советы, гдеикак вести военные действия. Новоистину: богдал, богвзял. Греческий историк Диодор Сицилийский описывает традицию, покоторой Амон, выражая свою волю через жрецов, даже объявлял, когда фараонам надлежит умереть, совершив ритуальное самоубийство. Вероятно, египетские завоеватели, апосле них икушитские цари усматривали взмеиной форме скалы нетолько символ женского начала, нои мужского. Обэтом вам непреминут намекнуть местные мальчишки, указав нахарактерной формы шпиль. Древние полагали, чтоАмон нетолько главный создатель ибог солнца, нотакже ипокровитель плодородия ипредок царя. Египетские икушитские владыки придерживались сходной точки зрения насвое божественное происхождение. Легенда гласит, чтоАмон подвидом фараона посещал покои цариц, послечего тебеременели. Когдарождался наследник, царица представлялаего царю каксына Божьего. Считалось, чтовеликие богини были приемными матерями ребенка. Царь Тахарга скорее всего догадывался охарактере символа, выраженного припомощи «башни», ииспользовалэто всвоих политических целях. Позолоченный верх «башни» -нечто иное, какстремление прославить своеимя. Длятого чтобы подчеркнуть идею мужского иженского начал, бога ибогини, отца иматери, Тахарга построил у подножия Джебель-Баркала храм Муты, чьеимя означает «мать». Святилище храма вдается глубоко вгору -возможно, наэтом месте была естественная пещера илискальная трещина. Формаколонн напоминает священные погремушки, которыми отгоняли злых духов вовремя деторождения. Апобокам центральной, ныне разрушенной стены стояли огромные статуи богаБеса, покровителя рожениц. Вероятно, храм Муты символизировал женское чрево. Такимобразом, храм и«башня» какбы дополняли другдруга. Вся жизнь кушитских монархов тесно связана сДжебель-Баркалом. Здесь чернокожие правители среднего Нила продолжили традиции Египта, уверенные втом, чтовеликий бог выбралих наследниками некогда могущественных фараонов. Внедрах горы происходило ихзачатие илирождение, дабы подчеркнутьих божественное происхождение. Потом оракулы выбирали изних будущих правителей, апосле коронации жрецы Амона сопровождалиих всюжизнь идаже объявляли дату ихсмерти. Налегенде обожественном происхождении кушитских царей покоилось благополучие государства. Как же могла обычная гора заряжать энергией огромную империю? Должно быть, дляжрецов онавоплощала недоступную их пониманию логику власти Космоса. Обнаруженные нагоре символы нетолько должны были подтверждать присутствие внутри еебога, ноислужить свидетельством божественного благословения царской семье. Египтяне икушиты невидели всвоеобразной форме Джебель-Баркала ничего удивительного. Дляних этобыло лишь естественным отображением сложных нравов ихбогов, особенно главного изних -Амона, чьеимя означает «скрытый». По материалам журнала «Нэшнл джиогрэфик»
|