Доклад

Доклад Культура дореформенной России 60-90-е годы XIX в

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024


Доклад

Культура дореформенной России (60-90-е годы XIX в.)

Новая, наиболее последовательная попытка модернизации российского общества (1860-70-е гг.) коснулась основных сторон жизни - социально-экономической (освобождение крестьян), политической (реформы суда, армии, местного управления) и культурной (реформы системы образования, печати). Ускоренное развитие капитализма, становление системы земских учреждений вызвало повышенный спрос на высокообразованных специалистов. В связи с этим возрос удельный вес интеллигенции как созидателя культурных ценностей и как главного их потребителя, это привело к оживлению и известной демократизации культурной жизни. С укреплением экономических позиций буржуазии усиливалось ее влияние в области культуры, появился новый тип буржуа – «меценаты».

Школа, просвещение и печать

Падение крепостного права и либеральные реформы образования вызвали серьезные сдвиги в народном просвещении. В 1860-90-е годы заметно вырос уровень грамотности населения (в среднем в 3 раза), в городе больше, чем в деревне (2,5 раза). Согласно данным всероссийской переписи населения 1897 г., средний уровень грамотности в Российской империи составлял 21,1%, среди мужчин - 29,3%, среди женщин - 13,1%. При этом высшее и среднее образование имели чуть более 1% населения. Таким образом, общий уровень образованности в России до второй половине XIX в. определяла начальная школа.

В 60-е годы правительство провело реформы в сфере просвещения. "Положение о начальных народных училищах" 1864г. допускало, в частности, открытие начальных школ общественными организациями (органами городского самоуправления и земствами на селе). Это позволило широкому общественному движению за создание народных школ (Московский и Петербургский комитеты грамотности и другие общественные просветительские организации) претворить в жизнь передовые педагогические идеи К.Д. Ушинского (1824-1870/71) и его учеников. Под влиянием общественности начальное образование получило значительный импульс к дальнейшему развитию. Наряду с церковно-приходскими школами (учителей, для которых готовили церковно-учительские школы, находившиеся в ведении Синода), начали действовать земские трехгодичные школы (в это время наиболее распространенный тип начальной школы), преподавали в которых представители земской интеллигенции, как правило, истинные подвижники, носители демократической культуры. Обучение в них было поставлено лучше: кроме обычных для церковно-приходской школы предметов – письма, чтения четырех правил арифметики и закона божьего здесь изучались география, природоведение, история.

Среднее образование одновременно с гуманитарными классическими гимназиями (число учащихся в которых выросло в 60-80-е годы почти в 3 раза) давали училища — с 1864г. реальные (учебный план включал большой объем знаний по точным и естественным наукам) и с 1873г . коммерческие (где изучались бухгалтерия, товароведение и др.). В период реформ открылись женские гимназии, которых к 90-м годам насчитывалось около 200; для дочерей православного духовенства действовало около 60 епархиальных училищ. В период контрреформ знаменитый циркуляр "о кухаркиных детях" 1887 г. закрыл доступ к образованию неимущим слоям.

В предреформенную эпоху качественные изменения наметились в высшем образовании. В Одессе и Томске были открыты новые университеты. Либеральный университетский устав 1863г., предоставивший этим учебным заведениям автономию, привел не только к росту числа студентов (в 60—90-е годы почти в 3 раза), но и к демократизации их состава, правда, неравномерно (в 1897г, в Петербургском университете доля детей дворян и чиновников составила около, 2/3, а в Харьковском - менее 40%). В университетах страны стали сосредоточиваться лучшие научные кадры (А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, К.А. Лимнрязев и др.), оживилась научная работа и повысился образовательный уровень выпускников. Появились первые ростки высшего женского образования — высшие женские курсы, готовившие врачей и учителей (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве, 1869; курсы проф. В.И. Герье в Москве, 1872; Бестужевские в Петербурге, 1878 и др.).

Понимая недостатки существовавшей системы образования, представители передовой общественности способствовали становлению в России внешкольного образования: с 1859г. начали работать бесплатные воскресные школы, программа которых была шире, чем в казенных школах, и включала знакомство с основами физики, химии, естественной истории и др. Правительство также в ряде случаев выступало инициатором внешкольного образования. Так, начиная с 1871г., проводились вызывавшие широкий интерес народные чтения, в которых преобладала историческая, военная и религиозно-нравственная тематика.

В 70-90-е годы почти втрое возросло число периодических изданий на русском языке (до 1 тысячи наименований в 1900г.). Окончательно оформился тип «толстого» журнала, публиковавшего литературно-художественные, публицистические, критические, научные материалы и имевшего значительное влияние на общественно-культурную жизнь («Современник», «Русское слово», «Вестник Европы»). Издание книг росло еще стремительнее (в 1860-90-е годы с 1800 до 11500 названий в год). Все это было возможно, т.к. полиграфическая база в России за три пореформенных десятилетия выросла более чем в три раза) в 1864г. насчитывалось около 300 типографий, в 1894г. Их было уже более тысячи.) Среди издателей ведущее место занимали частные фирмы М.О. Волъфа, Ф.Ф. Павленкова, И.Д. Сытина, выпускавшие учебную, научно-популярную, художественную литературу, в том числе дешевые издания русской классики. Количество книжных лавок увеличилось в 6 раз (до 3 тыс. в конце 90-х годов). В городах и селах росло число библиотек и читален, открывавшихся общественными учреждениями и органами местного управления. В 1862г. была открыта первая Публичная библиотека в Москве (ныне РГБ). Главная роль в развитии культурно-просветительных учреждений принадлежала интеллигенции, в том числе земской.

Наука и техника

60-90-е годы XIX в. отмечены замечательными успехами отечественной науки. Труды русских ученых по математике и механике, открытия в области физики, химии, астрономии прославили русскую науку. П.Л. Чебышев (1821-1894), сделавший выдающиеся открытия в теории чисел, теории вероятностей, теории механизмов и пр., создал научную математическую школу. К ней относится и М.А. Ляпунов (1857 - 1918), получивший мировую известность работами в области дифференциальных уравнений, гидродинамики, теории вероятностей и др. Важные работы по теории дифференциальных уравнений и по механике принадлежат выдающемуся математику, первой в мире женщине-профессору, члену-корреспонденту Петербургской академии наук С.В. Ковалевской (1850-1891).

Наиболее важные исследования выдающегося физика, профессора Московского университета А.Г. Столетова (1839-1896) относятся к области магнетизма и фотоэлектрических явлений.

Основы современной органической химии были заложены одним из замечательных русских ученых А.М. Бутлеровым (1828-1886). Направление ученых трудов Александра Михайловича не составляет продолжения или развития идей его предшественников, а принадлежит ему самому (Д.И. Менделеев). Открытый в 1869г. Д.И. Менделеевым (1834-1904) периодический закон химических элементов, один из основных законов естествознания, составляющий фундамент современного учения о веществе. Кроме занятий теоретической химией, Менделеев решал прикладные научно-технические задачи, связанные с хозяйственными нуждами страны, разрабатывал проблемы освоения Северного морского пути, орошения почв в низовьях Волги и пр. Несмотря на огромные заслуги ученого, в 1880г. он не был избран в Петербургскую академию наук, а в 1890г. вынужден был уйти из Петербургского университета, профессором которого являлся с 1865г. Между тем, труды Менделеева получили международное признание, он был избран почетным членом многих иностранных академий и научных обществ.

Прославленный физиолог И.М. Сеченов (1829-1905) отмечал, что русские натуралисты своей деятельностью служили духовному сближению Востока с Западом. Техническая мысль также достигла больших успехов (изобретение электротехников А.Н. Лодыгина (1847 – 1823) и П.Н. Яблочкова, создание первого в мире самолета А.Ф. Можайским (1825 – 1890) и т. д.). Значительные достижения географической науки связаны с именами выдающихся путешественников и ученых – географов и этнографов П.П. Семенова – Тян-Шанского (1827 - 1814), Н.М. Пржевальского (1839-1888), Н.Н. Миклухо-Маклая (1846 – 1888).

В области гуманитарных наук большими успехами отмечено развитие истории. Органичной частью русской культуры, средством национально – исторического самопознания стали труды выдающихся историков С.М. Соловьева (1820 – 1879) – «История России с древнейших времен» (1851 – 1879); «Публичные чтения о Петре Великом», (1872) и др., а также В.О.Ключевского (1841-1811) – «Боярская дума древней Руси» (1882); «Происхождение крепостного права в России» (1885) и др. Европейской известностью пользовались труды по всеобщей истории П.Г. Виноградова (1854 – 1925), Н.И. Кареева (1850 – 1831) и пр. Так, благодаря самому значительному труду Кареева «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции последней четверти XVIII века» (1879) русской науке принадлежал приоритет в изучении крестьянского вопроса во Франции эпохи буржуазной революции. Как историк, ученый подошел и к проблемам философии, истории – в свете конкретных исторических событий («Основные вопросы философии и истории», «О роли личности в истории»). Возражая против прямолинейных исторических построений, подобных Гегелю, он писал: «История – не прямая линия, неправильный узор, построенный по математическому плану, оживает ткань линий, неправильных и извилистых, переплетающихся самым разнообразным и неожиданным образом… Всемирно – исторический процесс непланомерен …».

Общественно—политическая мысль

Расширение гласности и оживление периодической печати после цензурной реформы 1865 года стимулировала процесс национального самопознания посредством общественно-политической мысли и литературы.

Центральную роль в общественной жизни в пореформенной России играла интеллигенция, формировавшаяся еще со времени выступления Радищева и декабристов, в 60-е г.г. 19 века она обрела имя (термин «интеллигенция» ввел писатель П.Д. Боборыкин) и оформилась как слой просвещенных, образованных людей, занимавших активную общественную позицию. Специфика этого слоя заключалась в его оппозиционности к деспотическому режиму, правда, формы и методы оппозиции были различны (от либеральной умеренности и консерватизма до радикальной революционности).

В России по существу никогда не было влиятельной либеральной идеологии. Единственным философом либерализма можно считать В.Н. Чичерина (1828 – 1904), бывшего скорее либеральным консерватором. Умеренный либерал К.Д. Кавелин (1818-1885) исповедовал идею мирного обновления общества посредством широкого гражданского согласия. При всей умеренности в либеральной печати, именно, благодаря ей, происходило формирование нового политического сознания, особенно земского движения. Земская интеллигенция явилась питательной средой для различных направлений общественной мысли – либеральной, культурнической, революционной.

Наиболее мощное революционное направление в форме народнической идеологии в 60-70-е годы распадалось на несколько течений. «Апостолами» русского анархизма были, по иронии судьбы, три аристократа: родовитый дворянин М.А. Бакунин (1814-1876) , князь П.А. Кропоткин (1842-1921) и граф Л.Н. Толстой (1828—1910). Бакунин и его сподвижник С.Г. Нечаев (1847-1882) считали главной задачей революционного движения беспощадное разрушение государственного и общественного строя.

Толстой ставил в центр своей философии отказ от любого насилия, включая «сопротивление злу насилием». Вступив на путь религиозной мистики (хотя сам он и не признавал мистического характера своих идей), Толстой абсолютно не принимал государство и, по существу, пришел к мистическому анархизму. Экономический строй, социальные отношения, судебные установления - все это в его представлении было лишено всякого смысла и оправдания. Толстой был страстным поклонником Руссо в критике культуры и в воспевании «естественных движений души», с беспощадностью относился он и к науке, если она не подчиняла себя этическому началу. Основную беду современности, всей культуры он видел в распаде ее на ряд независимых сфер. Отсюда своеобразный поворот к теократии и антиисторизм Толстого, его возврат к идее религиозной культуры, единственно способной дать синтез исторической стихии и вечной правды, раскрыть в земной жизни Царство Божие. Кропоткин, не отвергая революционной борьбы против угнетения, опровергал Марксову теорию классовой борьбы и доказывал, что решающей силой в развитии человеческого общества всегда были сотрудничество и взаимопомощь, а не классовая борьба. Своеобразный анархический элемент можно обнаружить во всех русских социальных течениях XIX в. и у великих русских писателей, и в самом складе русского характера.

Особой популярностью в кругах разночинной интеллигенции в 60-е годы пользовался журнал «Русское слово» благодаря сотрудничеству в нем Д.И. Писарева (1840-1868). Не призывая к революции, он выдвинул идею достижения социализма через индустриальное развитие страны («теория реализма»). Высмеивая все стороны современной русской жизни, глава русского нигилизма проповедовал освобождение личности от религиозных, бытовых и семейных пут. Герцен, встретившись с последователями Писарева в эмиграции был удручен внешней грубостью, невежеством и душевной пустотой этих, как он выразился, «Ноздревых и Собакевичей нигилизма». Цинизм в личных отношениях эгоизм и антисоциальность нигилистов заставили содрогнуться русских писателей разных направлений, от Тургенева до Лескова, от Гончарова до Достоевского. Отрицая, подобно Писареву, самостоятельное значение художественных ценностей, Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и Н.А. Добролюбов (1836-1861) на страницах «Современника» занимались не только «разрушением эстетики», но и развивали идеи революционного народничества.

В 70-е годы крупнейшими идеологами революционного направления общественной мысли и деятельности революционного движения были «русский якобинец» П.Н. Ткачев (1844-1885/86), сторонник заговорщицкого метода борьбы, и П.Л. Лавров (1823-1900), идеолог пропагандистского метода («Исторические письма»). Неудача культурной деятельности народнической интеллигенции («хождение в народ») привела к террору. После восьми покушений, 1 марта 1881г. был убит Александр II. Этот «успех» «Народной воли» дорого обошелся не только освободительному движению (казнь 5 народовольцев), но и всему народу. Власть в стране на 24 года практически перешла к главному советнику двух последних императоров К.П. Победоносцеву (1827-1907), ярому реакционеру, даже умеренные реформы Александра II считавшему "преступной ошибкой".

В условиях реакции, в 80-е годы, возник небывалый в русской общественной жизни феномен национализм, обличение которого было большой заслугой выдающегося религиозного философа В.С. Соловьева (1853—1900), и одновременно возрождался революционный идеал - в виде русского марксизма. В «замороженной» Победоносцевым, «гниющей под снегом» России (А.П. Чехов) к концу века возникли апокалипсические настроения, выраженные в пессимистическом ожидании пришествия царства антихриста (В.С. Соловьев). Некоторые связывали эти эсхатологические ожидания с предчувствием конца Российской империи, с неотвратимостью революции (К.Н. Леонтьев).

Литература

Русская литература 2-й пол. XIX в. самая философская, и социальная в Европе. В ней в художественных образах отразилась вся сила мысли великого народа, не нашедшая выражения в научных трактатах (из-за неразвитости философии и социологии). Сокровища мысли и духа заключены в художественном творчестве Достоевского и Толстого, Тургенева и Лескова, немыслимом без школы европейского гуманизма, но выросшем на русской почве. Религиозная тема «мучила» не только философскую и общественную мысль, но и великую русскую литературу, отсюда ее учительный характер.

Ф.М. Достоевский (1821-1881), гениальный художник и выдающийся философ, может быть, в наибольшей степени из писателей XIX в. осуществлял учительную миссию. Глубочайший аналитик человеческой души, он обладал и даром предвидения. В пророческой «Легенде о Великом Инквизиторе» («Братья Карамазовы») есть гениальное прозрение о тоталитарных режимах будущего. Творчество Достоевского отразило страстную напряженность русской проблематики («Записки из Мертвого дома», 1861- 62; «Униженные и оскорбленные», 1861; «Преступление и наказание», 1866; «Идиот», 1368; «Братья Карамазовы», 1879-80).

Одному из лучших романистов XIX в. И.А. Гончарову (1812-1891) присуща необычайная сила художественного обобщения, позволившая создать такой «всероссийский тип», как обломок («Обыкновенная история», 1847; «Обломов», 1869; «Обрыв», 1869).

И.О. Тургенев (1818-1883) в произведениях середины XIX в. выступил как яростный противник крепостного права («Записки охотника», 1847-52 и др.). В пореформенные десятилетия писатель показал столкновение главных социальных сил в России 60-х годов и создал противоречивые образы новых героев — разночинцев («Отцы и дети», 1862; «Дым», 1867; «Новь», 1877). Чуткость к острым проблемам современности, глубокий реализм, стройность композиции, богатство языка, наконец, целая галерея прекрасных женских образов делают творчество Тургенева весомым вкладом в русскую и мировую литературу («Ася», 1858; «Дворянское гнездо», 1859; «Накануне», 1860; «Вешние воды» и др.). Произведения Л.Н. Толстого отличались не столько широтой типов, сколько мастерским изображением подробностей жизни человека и природы, тончайшим воспроизведением "диалектики души". Тема мучительных поисков нравственного идеала в приобщении к естественной жизни народа, к природе проходит через все творчество писателя. В необычайно правдивой литературе XIX в. Толстой был едва ли не самым правдивым писателем, и та правда, которую он выражал в своих произведениях, жгла и терзала его самого («Исповедь»; «Война и мир», 1863-69; «Анна Каренина», 1873-77; «Воскресение», 1889-99).

Обличительный пафос вообще присущ русской литературе XIX в., творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889) — одно из ярких тому доказательств («Сказки», «История одного города», 1869-70; «Господа Головлевы», 1875-80). Величайшие писатели-реалисты не только отображали жизнь, но и искали пути ее преображения.

Музыка и театр

Вторая половина XIX в. - плодотворнейшая эпоха в истории русской музыки, особое место в которой занимала деятельность содружества талантливых композиторов, названного критиком В.В. Стасовым «Могучей кучкой» (60-70-е гг.). Руководителем кружка был М.А. Балакирев (1836-1910). Деятельность «Могучей кучки» («Балакиревского кружка» или «Новой русской музыкальной школы») была связана с общим направлением передовой культуры России 60-70-х годов 19 века. Развивая традиции Глинки и Даргомыжского, музыканты находили источник вдохновения в народном искусстве и вместе с тем овладевали европейской системой музыкального мышления и выражения. Принципиальными основами искусства «кучкистов» были реализм и народность.

Велик вклад композиторов «Могучей кучки» в развитие камерной и симфонической музыки (увертюры на русские темы, восточная фантазия «Исламей» М.А. Балакирева; 2-я «Богатырская» симфония А.П. Бородина (1833-1887); фортепьянные миниатюры Ц.А. Кюи (1835-1918); фортепьянные пьесы «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского (1839—1881); симфонические сюиты «Шехерезада», «Испанское каприччо» Н.А.Римского-Корсакова (1844-1908) и мн. др., национальной оперы (народные музыкальные драмы на сюжеты из отечественной истории, фольклора и русской литературы; - «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусорского; «Псковитянка» Римского-Корсакова; эпическая опера Бородина «Князь Игорь» и др.).

Крупнейшим явлением музыки XIX в. было творчество П.И. Чайковского (1840-1893). Непревзойденный симфонист, 6 его симфоний («Манфред», «Ромео и Джульетта» и др.), скрипичные и фортепьянные концерты принадлежат к мировым шедеврам; реформатор балета, сделавший музыку ведущим компонентом балетной драматургии («Лебединое озеро», 1876; «Спящая красавица», 1889; «Щелкунчик», 1892) , он создал и новый тип оперы («Евгений Онегин», 1878; «Мазепа», 1833; «Пиковая дама», 1890; «Иоланта», 1891 и др.). Воплощая в музыке темы и образы русской литературы и западной классики, Чайковский был по-настоящему национальным композитором.

Видным композитором и музыкальным критиком был А.Н. Серов (1820-1871), выступавший поборником близкого к народным истокам искусства (оперы «Рогнеда», 1865; «Вражья сила», 1871).

Братья А.Г. и Н.Г. Рубинштейны, выдающиеся пианисты, дирижеры, явились создателями первых российских консерваторий - в Петербурге (1862) и Москве (1866). До сих пор неизменным успехом пользуется опера А. Рубинштейна «Демон».

История театра с 50-х годов неразрывно связана с именем А.Н. Островского (1823—1886), оказавшего огромное влияние на утверждение реализма («Свои люди - сочтемся!», 1849; «Доходное место», 1856; «Бесприданница», 1878; всего около 50 пьес). В историю драматургии вписали лучшие страницы А.В. Сухово-Кабылин (1817-1903) - трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина»; А.К. Толстой (1817-1875) – трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович" и «Царь Борис»); Л.Н. Толстой – «Власть тьмы»; и др. Ведущее место в театральной жизни по-прежнему занимали театры, развивавшие лучшие традиции русской актерской школы - Малый в Москве (на сцене которого играли театральная династия Садовских, одна из лучших актрис мира М.Н.Ермолова и др.) и Александрийский в Петербурге (актёрская династия Самойловых, М.Г.Савина, П.А.Стрепетова и др.).

Живопись

Вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?", которыми извечно задавались демократически настроенные деятели русской культуры, во второй половине XIX в. определяли основную ее проблематику. В то время как общественная мысль сосредоточилась на задачах практического переустройства действительности, искусств, наполненное ощущением социального неблагополучия, было вовлечено в решение важнейших общественных задач. Это выразилось в непосредственном отображении актуальных жизненных конфликтов, в жесткой критике социальной несправедливости. Новая художественная стилистика нашла наиболее полное теоретическое обоснование в эстетике Н.Г. Чернышевского. "Поэт или художник, - писал он, - не будучи в состоянии перестать быть человеком вообще, не может, если б и захотел, отказаться от произнесения своего приговора над изображаемыми явлениями; приговор этот выражается в его произведении...". Таким образом, художник должен был взять на себя роль общественного Судьи и одновременно Учителя (исходя из просветительской идеи об искусстве как "учебнике жизни"). Выраженная нравственная и гражданская позиция искусства способствовали утверждению нового творческого метода -"критического реализма".

Ориентация искусства на отражение актуальных жизненных ситуаций и обличение социальных конфликтов привели к преобладанию жанровой живописи "Жанр не прихоть, не каприз, не выдумка одного или нескольких художников, а выражение современной потребности, всеобщей, неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жизни" (В. Стасов). Одним из основоположников критического реализма в живописи был В.Г. Перов (1834-1882). Работая по преимуществу в области жанровой картины, художник сформулировал свое кредо словами Сухово-Кобылина: "Содрогание о зле есть высшая форма нравственности". Главные этапы его творчества позволяют проследить эволюцию русского искусства 60—80-х годов: от многофигурных сатирических полотен ("Сельский крестный ход на Пасхе", 1861; "Чаепитие в Мытищах", 1862, ГТГ) к эмоционально-лирическим композициям, в которых акцент перенесен на общее впечатление ("Проводы покойника", 1865, ГТГ) и возросла роль пейзажа ("Последний кабак у заставы", 1868, ГТГ) или значение одной человеческой фигуры ("Приезд гувернантки в купеческий дом" ГТГ). Таким образом из жанра выделялись эмоционально окрашенный пейзаж и психологический портрет (Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский, 1871, ГТГ), а жанровые произведения утеряли публицистическую остроту ("Спящие дети", 1870; "Охотники на привале", 1871, ГТГ и др.).

В 70-80-е годы основные тенденции развития русского искусства определяли молодые художники, объединившиеся в 1870г. под руководством В.Н. Крамского "Товарищество передвижных художественных выставок", в деятельности которого большую роль играли критик В.В. Стасов и меценат П.М. Третьяков.

Начало движения передвижников обычно связывают с более ранним периодом. В 1863г. Четырнадцать наиболее талантливых выпускников Петербургской академии художеств, из числа претендентов на большие золотые медали, отказались писать конкурсные работы на заданную, как было принято в Академии, тему ("бунт четырнадцати"). Их требование свободного выбора проблематики, в соответствии с интересами каждого, было отвергнуто и бунтовщики вышли из Академии с дипломами низшего образца. Чтобы оказать моральную и материальную поддержку друг другу, они объединились в "Петербургскую артель художников" (А. Григорьев, Ф. Журавлев, И. Крамской, К. Маковский и др.) под руководством И.Н. Крамского. "Артель" сделалась широко известной благодаря освоим "четвергам", на которых происходили не только обсуждения новых картин, но и литературных и философских сочинений, устраивались диспуты, на которые приглашали других художников, писателей, музыкантов, людей, интересующихся искусством.

В то же время в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве; где социальные тенденции проявились еще более активно возникла группа художников-жанристов, во главе которой стоял профессор Училища В.В. Перов. В 1869г. шестеро москвичей (Л. Каменев, Г. Мясоедов, В. Перов, И. Прянишников, А. Саврасов и В. Шервуд) обратились к петербургским художникам с предложением создать единую организацию для учреждения передвижных выставок с распродажей картин. Причем часть выручки должна была поступать в выставочный фонд взаимопомощи. Но главной целью объединения должна была стать просветительская и пропагандистская деятельность в стране.

Крамской, покинувший "Петербургскую артель художников", в которой к тому времени возобладали чисто коммерческие интересы, вместе с художником Н. Ге и критиком В. Стасовым начал агитацию среди столичных художников в поддержку предложения москвичей. К обращению присоединились семнадцать петербургских художников, среди них были как уже известные мастера (Н. Ге, И. Шишкин), так и ученики Академии И. Репин, Ф. Васильев.

Воспитанные на идеях передовой русской литературы и демократической критики, передвижники имели четкие цели - отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, приобщать к искусству провинцию и, наконец, помогать художникам в сбыте их произведений. Передвижники необычайно расширили аудиторию русского искусства, доставляя свои картины в города, связанные железной дорогой (кроме Петербурга и Москвы, это были Вильно, Рига, Киев, Харьков, Одесса). "Отныне, - писал М.Е. Салтыков-Щедрин, - произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи. Искусство перестает быть секретом, перестает отличать званых от незваных, всех признает и за всеми признает право судить о совершенных им подвигах."

Диапазон творчества членов "Товарищества" был чрезвычайно широк (социально-бытовая, историческая живопись, пейзаж, портрет). Критический реализм в их творчестве приобрел большую глубину социальных и психологических обобщений, широту охвата жизненных явлений и, наконец, живописное мастерство. Темы произведений теоретика передвижничества И.Н. Крамского (1837-1887) не были типичны для «товарищества». Он почти не работал в жанре, зато обращался к евангельским сюжетам ("Христос в пустыне", 1872, ГТГ). Искусствоведы уже обращали внимание на глубокую внутреннюю духовную связь этого полотна и "Автопортрета" художника (1867, ГТГ). "Итак, это не Христос... Это есть выражение моих личных мыслей", - писал Крамской. Но если "Автопортрет" - символ активной жизненной позиции, то "Христос в пустыне" отражает иную ступень нравственного самосознания личности, способность к самопожертвованию во имя высшей справедливости. Не случайно картину Крамского воспринимали как благословение на подвиг народники 70-х годов. Новый идеал личности Крамском создал в портретах крупнейших деятелей русской культуры (Ф.М. Достоевского, 1872; Л.Н. Толстого, 1873; Н.А. Некрасова, 1877, ГТГ). Его картины 80-х годов приобрели налет салонности ("Неизвестная", 1883; "Неутешное горе", 1884, ГТГ).

Архитектура и скульптура

Промышленный прогресс и совершенствование строительной техники в пореформенной период привели к появлению новых типов сооружений (вокзалы, промышленные и торговые здания, доходные дома). Одновременно анархия частного предпринимательства предопределила хаотичность городской застройки 2-я половина века - время господства эклектики, распространенной разновидностью, которой был псевдорусский стиль. Типичные образцы этого стиля в Петербурге - церковь Воскресения "на крови" (арх. А.А. Портланд, 1882), в Москве - Исторический музей (А.А. Семенов и В.О. Шервуд, 1875-81), Городская дума (Д.Н. Чиганов), Верхние торговые ряды на Красной площади (А.Н. Померанцев, 1889-93, ныне - ГУМ). Отделанные под русскую старину фасады построек (шатры, башенки, фигурные наличники и т.п.) контрастировали с современными интерьерами. Подобное несоответствие не могло быть долговременным, в конце века сформировался новый стиль.

Кризисное состояние архитектуры привело к утере былого синтеза искусств, чувства ансамбля. Черты эклектики (излишняя патетичность, натуралистическая детализация) особенно проступали в монументальной скульптуре - памятники "Тысячелетию России" в Новгороде (1862); Екатерине II, в Петербурге (1873); скульптура М.О. Микешина (1836-96). Наиболее удачным монументом этого времени был памятник Пушкину в Москве (1880), скульптура А.Ж. Опекушина (1841-1923). Прежнее место его расположения (в глубине бульвара) обеспечивало необходимую степень изолированности от открытых пространств, что гармонировало с камерным характером образа. Развитие станковой скульптуры связано в основном с жанрово-повествовательным направлением. Наиболее известный мастер этого времени М.М. Антокольский (1843-1902), масштабностью тематики близкий Крамскому и Ге, прославился историко-психологичной достоверностью изображения «монументальных личностей»: «Иван Грозный» (1870), «Петр I» (1872), «Христос» (1874) и др.

Рост капиталистического производства в пореформенной России поставил серьезные практические и теоретические задачи перед наукой и образованием. Несмотря на ограничения, значительно повысился уровень грамотности населения, наблюдался небывалый подъем научного творчества и рост интереса к науке в обществе, расширение книгоиздательства и журнального дела. Незавершенность аграрной реформы, сохранение пережитков крепостничества (в социально-экономической и политической области) привели к подъему освободительного движения, ведущая роль в котором принадлежала разночинцам. На этот период пришлось невиданное оживление общественной мысли, литературы и искусства, утверждение в них демократических и реалистических принципов. Реакция 80-х годов, особенно ударившая по образованию и печати, вызвала известную апатию в обществе, изменения в культуре.


1. Реферат на тему История СПИДа
2. Реферат на тему The Effect Of World War 2 On
3. Реферат на тему Genesis Notes Essay Research Paper Genesis 111
4. Реферат на тему Randle McMurphy
5. Реферат на тему Freedom And Huckleberry Finn Essay Research Paper
6. Курсовая на тему Имущество организации по составу и размещению
7. Реферат Евро как денежная единица
8. Курсовая Анализ финансового состояния предприятия 67
9. Реферат на тему National Environmental Policy Act Essay Research Paper
10. Реферат Негосударственные архивы