Доклад

Доклад Нагарджуна

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024



Нагарджуна

Нагарджуна (санскр. ), основатель школы мадхьямика, ключевая фигура философии махаянского буддизма.

Время жизни Нагарджуны условно определяется в пределах 2–3 вв., ему приписывается бесчисленное количество сочинений, а его имя было овеяно легендами. Из приписываемых Нагарджуне произведений (а их порядка 200) в настоящее время наиболее достоверными считаются пять.

Главное из них – Мулямадхьямака-карика (Cтихи, основополагающие для учения о срединном пути) – состоит из 447–449 стихов (учитываются текстовые вариации), распределенные по 27 главам. Текст посвящен преимущественно критике общеиндийских и классических буддийских категорий, раскрывающей «пустотность» (шуньята) эмпирической реальности и тех понятийных каркасов, на которых основывается опыт ее познания. Каждая глава посвящена интерпретации одной из них: причинности; движения; трех классификаций дхарм по 12 опорам сознания (аятаны), 5 «групп» (скандх) и 18 «элементов» (дхату); аффектов и их носителей; возникновения, пребывания и разрушения вещей; действия и деятеля; воспринимаемого и воспринимающего; «огня и топлива»; круговорота бытия; страдания и его истоков; категории реальности; взаимодействия факторов эмпирического мира; категории бытия и небытия; зависимости и освобождения; действия и результата; Атмана и свойств; времени; причины и следствия; появления и исчезновения вещей; Татхагаты (Будды как «совершенного»); ошибок мышления; четырех «благородных» истин Будды; нирваны; 12 звеньев цепочки зависимого происхождения состояний бытия индивида; ложных мнений. Критика общепринятых понятий осуществляется Нагарджуной в контексте различения двух уровней истины – конвенциональной (самврити-сатья) и абсолютной (парамартха-сатья): Нагарджуна прямо заявляет, что «те, кто не распознает различия этих двух истин, не распознает и глубинного смысла учения Будды». Излюбленным методом «негативной диалектики» Нагарджуны является восходящая к эпохе Будды антитетралемма, посредством которой отрицаются все четыре логически возможные предикации. Основной текст Нагарджуны открывается отвержением четырех возможностей происхождения вещей – от себя, от чего-то другого, от того и другого вместе и ни от себя, ни от другого, тогда как в главе о нирване отрицается возможность по отношению к ней предикаций существования, несуществования, того и другого вместе и ни того, ни другого.

В семидесятистишье Виграха-вьявартани (То, что устраняет дискуссии), которое сопровождается автокомментарием, развивается центральная доктрина Нагарджуны – учение о «пустотности», которая отождествляется с законом зависимого происхождения состояний существования индивида (пратитья-самутпада) и отсутствием у вещей собственной природы (свабхава). Здесь же дается критика учения об источниках знания (праманы) и основания критики противников «негативной диалектики» (которая должна отрицать, чтобы быть последовательной, и саму себя).

Юктишаштика (Шестьдесят стихов о [логической] когерентности) охватывает, несмотря на ограниченный объем, множество тем, начиная с пратитья-самутпады и кончая характеристикой «великих душ» (махатманы), которые уже достигли «освобождения» или по крайней мере приближаются к нему и которым противопоставляются те, кто привержен страстям и «заключен в клетку объектов».

В Вайдалья-пракаране (Малый трактат об обращении в пыль [ложных учений]) подвергается критике учение ньяи, прежде всего ее система 16 категорий (падартхи). Это произведение важно для выяснения хронологии и других текстов брахманистских систем, с которыми полемизирует Нагарджуна.

Ратнавали (Гирлянда драгоценностей) – стихотворный трактат из пяти глав по 100 стихов в каждой – посвящена этической, сотериологической и политической проблематике в рамках философии мадхьямики. В главах 1–3 благосостоянию в этом мире противопоставлено высшее благо «освобождения». В главе 4, озаглавленной «Поведение царя», изложена буддийская концепция царской власти, а также даются практические советы царю. Основными добродетелями царя должны быть первые «совершенства» (парамиты) следующего пути бодхисаттвы: щедрость (дана), нравственность (шила) и терпение (кшанти). В главе 5 проводится параллель между монархом и бодхисаттвой: первый символизирует совершенство земной власти, второй – духовное пробуждение.

Нагарджуна стоит у истоков многовекового наследия школы мадхьямики. Среди его преемников следует выделить Арьядэву (2–3 вв.) и таких комментаторов его основного сочинения, как Буддапалита (5 в.), Бхававивека (6 в.) и Чандракирти (7 в.). Нагарджуна почитается и в буддийском тантризме ваджраяны, где он – сиддха («совершенный»), канонизированный в тибетско-монгольской «иконографии».

К Нагарджуне восходит и ряд синкретических философских доктрин, например йогачара-мадхьямика-сватантрика Шантаракшиты (8 в.) и его ученика Камалашилы. Влияние Нагарджуны не ограничивается рамками буддизма: оно обнаруживается в Мандукья-карике Гаудапады (6–7 вв.), предшественника Шанкары, который учил об иллюзорности мира явлений, различал два уровня истины и пользовался мадхьямиковской терминологией, а также у самого Шанкары (7–8 вв.), несмотря на его полемику с доктринами мадхьямики. Своеобразное возрождение «негативной диалектики» Нагарджуны демонстрирует и третий крупный адвайта-ведантист Шрихарша в своем знаменитом полемическом трактате Кхандана-кханда-кхадья (12 в.).

Последователи Нагарджуны начиная с эпохи деятельности Кумарадживы стали основателями важных махаянских школ и за пределами Индии. Речь идет прежде всего о китайской школе Саньлунь-цзун (школа трех трактатов), основанной в 6 в. монахом Цзи-цзаном (японская секта Санрон-сю) и развивавшей учения о двух уровнях истины, о «пустотности» (шуньята) и о том, что сокровенное учение Будды не может быть передано понятийным языком (критика которого и была осуществлена Нагарджуной). Для школы Тяньтай-цзун, основанной его современником Цзи-цзана – Чжии (японская секта Тэндай-сю), учение Нагарджуны является фундаментом учения, согласно которому, хотя вещи и являются «пустыми», они имеют определенное временное существование, доказываемое нашим восприятием их, и существует еще третье начало, которое должно связывать эти два параметра их бытия. Значительно влияние учения Нагарджуны и на школу чань (дзен), наследие которого включает «мадхьямиковские коаны». Камалашила сыграл важную роль в распространении учения Нагарджуны в Тибете – благодаря победе, одержанной им в 792 над оппонентом, представлявшим одну из китайских школ (правда, эта победа стоила ему жизни).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://med-lib.ru/




1. Реферат на тему Business Ethics Essay Research Paper As an
2. Курсовая Титульное страхование
3. Реферат Отчёт по практике в ООО Сенатекс
4. Статья Возможности сюжетно-ролевой игры в диагностике детско-родительских отношений
5. Курсовая на тему Размерный анализ сборочной единицы промежуточного вала редуктора
6. Контрольная работа История развития социологии
7. Реферат Сущность плана администрации США большой Ближний Восток
8. Реферат на тему Phaedra 2
9. Курсовая на тему Проектирование производственных участков предприятия работающего по индивидуальным заказам населения
10. Курсовая Маркетинговое исследование рынка майонеза в Ставропольском крае