Доклад

Доклад Да сюэ

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.1.2025



Да сюэ

Название допускает троякое истолкование:

1) «Великое учение» – учение о высокодостойной, совершенной личности;

2) «Высочайшая наука» – учение для высокопоставленных лиц, наука социально-политического управления;

3) «Высшее образование» – мировоззренческие наставления для взрослых людей.

Самое краткое (1755 иероглифов) произведение из числа главных конфуцианских канонов. Создано в 5–3 вв. до н.э.

Первоначально являлось одной из глав 42/39 трактата Ли цзи. Его самостоятельность впервые была обоснована Сыма Гуаном (11 в.). Сунские неоконфуцианцы Чэн Хао (11 в.), Чэн И (11 – начало 12 в.) и главным образом Чжу Си (12 в.) утвердили Да сюэ в качестве самостоятельного трактата (первого в Четверокнижии – Сы шу), интерпретировав его и подвергнув текстологической обработке. Текст был перекомпонован и ценностно структурирован: выделены каноническая (цзин1) и комментирующая (чжуань) части, разбивавшиеся на иерархизированные параграфы.

Автором идей канонической части был объявлен сам Конфуций (6–5 вв. до н.э.), а лицом, записавшим их, – его ученик Цзэн-цзы, идеи комментирующей части были приписаны Цзэн-цзы, их запись – его ученикам. Ван Янмин (конец 15 – 16 в.) отверг официально признанную чжусианскую версию, провозгласив аутентичность древнего оригинала Да сюэ, что положило начало конкуренции двух основных вариантов текста и трактовок Да сюэ как в неоконфуцианстве, так и в современной науке. Кроме указанных, авторами Да сюэ могли быть: Цзы Сы (5 в. до н.э.) – согласно Го Можо (1892–1978); ученики Сюнь-цзы (Сюнь Цин, 4–3 вв. до н.э.) – Ван Бо (1197–1274); ученик Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4–3 вв. до н.э.) Юэчжэн Кэ – согласно Фэн Юланю (1895–1990).

Проблематика трактата носит преимущественно этический и социально-политический, отчасти антропологический (в широком смысле) и гносеологический характер. В канонической Части изложены «три устоя» (сань ган-лин) и «восемь основоположений» (ба тяо-му), которые в комментирующей части разъясняются и иллюстрируются в осн. цитатами из Шу цзина и Ши цзина. «Три устоя» суть «высветление светлой благодати» (мин мин дэ), «породнение с народом» (цинь минь, в интерпретации Чжу Си – «обновление народа», синь минь) и «остановка но совершенном добре» (чжи юй чжи шань); «восемь основоположений» – «выверение (классификация, познание) вещей» (гэ у), «доведение знания до конца (до реализации)» (чжи чжи), «обретение искренности помыслов (мысли и воли)» (чэн и), «исправление сердца [как средоточия всех психических функций]» (чжэн синь, см. СИНЬ1), «усовершенствование [собственной] личности» (сю шэнь), «выравнивание семьи» (ци цзя), «приведение в порядок государства» (чжи го), «уравновешение Поднебесной» (пин Тянь-ся). В основе философии Да сюэ лежит представление об имманентной добродетельности (дэ1) человеческой природы, которая должна быть выявлена: правителями в виде «гуманности» (жэнь2), подданными в виде соблюдения «должной справедливости» (и1). «Благодать/добродетель», «гуманность» и «должная справедливость» противопоставляются «пользе/выгоде» (ли3) и богатству (цай) в духе конфуцианского антимеркантилизма. В Да сюэ, как и в Лунь юе, выражено «золотое правило» морали, закрепленное категорией «взаимность» (шу3). Его следствие: «добродетели» правителя и народа должны находиться в гармонии. Не «высветляющий благодать», т.е. не проявляющий добродетели, правитель утрачивает свои права на власть. Не имеет фатального характера и «предопределение/судьба» (мин1). Деятельность органов чувств зависит от деятельности «сердца» (синь1) – центральной психической инстанции. В интерпретации Да сюэ у Чжу Си приоритет отдавался объективной сфере «выверения вещей», а в трактовке Ван Янмина – субъективной сфере «совершенствования [собственной] личности».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/

1. Реферат Формирование лидерского мышления у спортсменов
2. Реферат на тему Two Towers Essay Research Paper The Two
3. Реферат на тему Incas Essay Research Paper INCAS The vast
4. Реферат Теоретические основы процесса анализа сбыта
5. Реферат на тему Искусство как подражание
6. Реферат Buddhist Ethics Essay Research Paper Buddhism is
7. Курсовая на тему Прогнозирование сельскохозяйственного производства
8. Реферат Организация учета материальных затрат в рамках управленческого учета
9. Реферат на тему Guilt Of Killing The Innocent Essay Research
10. Реферат на тему Minimum Wage Essay Research Paper An increase