Доклад

Доклад Горские евреи

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024



Горские евреи

Горские евреи, джухуро, этнолингвистическая группа евреев. Численность в Российской Федерации 11,3 тыс. чел. в том числе в Дагестане 3,6 тыс. чел., Кабардино-Балкарии 3,2 тыс. чел., Чечне и Ингушетии 2,6 тыс, чел. Живут также в Азербайджане - 5,5 тыс. чел. Общая числ. в пределах бывшего СССР- 18,5 тыс. чел.

Традиционные занятия: торговля, садоводство, виноградарство. Ремесла: ковроткачество, изготовление медной посуды, ювелирных изделий. Язык - татский, говоры махачкалинско-нальчикский, дербентский, кубанский.

По официальным данным, в 1835 г. сельскими жителями были 4459 (58,3%), а горожанами - 3190 (41,7%). Горожане в значительной, части также занимались сельским хозяйством, главным образом садоводством, виноградарством и виноделием (особенно в Кубе и Дербенте), а также выращиванием марены, из корней которой получали красную краску. Крупые винодельчиские компании были основанны в конце 19 в.

К началу 20 в. с развитием производства анилиновых красителей выращивание марены прекратилось, владельцы насаждении разорились и превратились в чернорабочих, торговцев-разносчиков и сезонных рабочих на рыбных промыслах (в основном в Дербенте). В некоторых селениях Азербайджана горские евреи занимались табаководством, в Кайтаге, Табасаране и ряде сел Азербайджана - пашенным земледелием. В ряде селений до начала 20 в. главным занятием было кожевенное ремесло. С 60-70-х гг. 19 в. горские евреи начали селиться в городах Баку, Темир-Хан-Шура, Нальчик, Грозный, Петровск-Порт. К концу 19 - нач. 20 вв. значительно выросло число занятых мелкой торговлей; зажиточных торговцев (гл. обр. тканями и коврами) было немного (в Кубе, Дербенте, с кон. 19 в. также в Баку и Буйнакске).

Основной социальной ячейкой Горских евреев вплоть до конца 1920-х - нач. 1930-х гг. была большая трех-четырехпоколенная семья с числом членов 70 человек и более. Как правило, большая семья занимала один двор, в котором у каждой малой семьи был свой дом. Вплоть до современного периода практиковалась полигамия, в основном двое- и троеженство. Каждая жена с детьми занимала отдельный дом или, реже, отдельное помещение в общем доме.

Во главе большой семьи стоял отец, после его смерти главенство переходило к старшему сыну. Глава семьи заботился об имуществе, которое считалось коллективным достоянием всех еe членов, определял порядок работы всех мужчин семьи; мать семейства (или первая из жeн) вела хозяйство и наблюдала за женскими работами: приготовлением пищи (готовившейся и потреблявшейся совместно), уборкой и т, п. Несколько больших семей, происходивших от общего предка, образовывали тухум.

Женщины и девушки вели замкнутую жизнь, не показываясь посторонним. Помолвка часто совершалась в младенческом возрасте, за невесту выплачивался калын (калым). Сохранялись обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести. В случае неисполнения кровной мести убийце-еврею в течение трeх дней семьи убитого и убийцы считались связанными узами кровного родства. Часты были побратимства с представителями соседних горских народов. Аулы горских евреев располагались рядом с аулами соседних народов, в некоторых местах они жили совместно. Поселение горских евреев состояло, как правило, из трeх-пяти больших семей. В городах горские евреи жили в особом предместье (Куба) или в отделбном квартале (Дербент). В конце 19 в. начался процесс распада большой семьи.

По материяльной культуре горские евреи близки окружающим народам. Традиции жилища каменные, в городах - дома с восточным убранством, в аулах - дома из двух или трeх комнат: для мужчин, для гостей, для женщин с детьми. Помещение у детей отличалось лучшим убранством, украшалось оружием.

От соседних народов горские евреи заимствовали многие языческие обряды и поверья. Мир считался населeнным множеством духов, видимых и невидимых, карающих или благоволящих человеку. Так - Нум-Негир, владыка путников и семейной жизни, Иле-Нови (Илья-пророк), Ождегое-Мар (домовой), злые духи Сер-Ови (водяной) и Шегаду (нечистый дух, сводящий с ума, сбивающий человека с пути истины). В честь духов осени и весны Гудур-Бой и Кесен-Бой устраивались особые празднества. Идор - властитель растительного царства, ему посвящен праздник Шев-Идор. Земирей - ниспосылатель дождя. Считалось, что в ночь на седьмой день праздника Кущей (Араво) определяется судьба человека; девушки проводили еe в гаданиях, плясках и пении. Характерны гадания девушек в лесу по цветам накануне праздника весны. За два месяца до свадьбы совершался обряд Рах-Буры (пересечение пути), когда жених отдавал отцу невесты последние выкупные деньги.

В значительной мере сохраняется соблюдение религиозных традиций, связанных с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), потребление ритуально пригодной пищи (кашер), мацы, отмечаются праздники Иом-Киппур (Судный день), Рош-ха-шана (Новый год), Пасха (Нисону), Пурим (Гомуну).

В фольклоре выделяются сказки (овосуна), исполнявшиеся профессиональными сказочниками (овосуначи), и стихотворения-песни (ма`ни), исполнявшиеся поэтами-певцами (ма`ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru



1. Контрольная_работа на тему Инструментальные и быстрорежущие стали
2. Курсовая на тему Аналіз використання чистого прибутку підприємства
3. Контрольная работа Финансы организации 4
4. Курсовая на тему Анализ себестоимости продукции
5. Контрольная работа Амурский мост
6. Реферат на тему WinWin Situation Essay Research Paper LOOKING FOR
7. Реферат Курс лекций по возрастной психологии
8. Лекция на тему Подклассы окон
9. Курсовая на тему База данных Сотрудники 2
10. Реферат Отчет по производственной практике в ООО Текстиль-Сервис