Доклад

Доклад Цахуры

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 5.2.2025



Цахуры

Цахуры, народ в Российской Федерации (в Дагестане, 5 тыс. чел.) и Азербайджане (13 тыс. чел.). Общая численность - 20 тыс. чел. Говорят на цахурском языке лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи; делится на цахский и гельмецский диалекты. Большинство знает азербайджанский и русский (в Рос. Федерации) языки. Верующие -мусульмане-сунниты.

В Дагестане Цахуры населяют высокогорную зону - труднодоступный Рутульский район, верховья р. Самур, в Азербайджане - южные склоны Главного Кавказского хребта. Этноним народа происходит от главного селения Цахур в Дагестане. Первые сведения о Цахурах встречаются в армянских и грузинских источниках 7 в., где они названы "цахай-ки". Цахуры были одним из народов, входящих в состав Кавказской Албании. После еe распада на территории Цахуров сложилось политическое образование с центром в Цахуре (Цуке-тия).

В 19 в. Цахуры вошли в состав Российской империи. Многие семьи перекочeвывали вместе со скотом на зиму из Дагестана в Закавказье, на лето возвращались в Горный Магал. Горное земледелие было богарным. Сеяли озимую пшеницу, рожь, ячмень, полбу, просо. Женщины занимались обработкой кожи, овчины, шерсти, прядением, ткачеством, изготовлением ковров и паласов. Мужчины уходили на заработки (каменщики, плотники, лудильщики, с.-х. рабочие и др.).

В современном хозяйстве преобладает отгонное скотоводство, в горах возрождается земледелие на склонах и приречных террасах с использованием плуга и упряжки волов. Поселения дагестанских Цахуров расположены на труднодоступных вершинах хребтов, в изгибах рек, на обрывистых склонах.

Традиционная мужская одежда: штаны, рубаха, бешмет (алхалыг), длинная распашная черкеска (чакъай), шуба-накидка с ложными рукавами, шуба с рукавами, бурка, войлочный плащ (у чабанов, пастухов), конусообразная островерхая шапка из овчины, каракулевая шапка, башлык. На ноги надевали вязаные носки, поршни (чарухи), сафьяновые сапоги, чувяки, вязаные сапоги с загнутым носком. Непременный элемент одежды мужчин - кожаный пояс с кинжалом.

Женская одежда: штаны, рубаха, широкая юбка, бешметы разного покроя (алхалыг, катиби), передник, головные уборы: чухта, платок, местами - шапочка-чепец (дугмаче), покрытая сплошь серебряными украшениями (бляшками, монетами, цепочками). Теплой одеждой были безрукавки и овчинные шубы. На ноги надевали пeстрые шерстяные носки, вязаные сапоги, поршни, башмаки, сафьяновые чувяки. Украшения - налобники, пояса, браслеты, серебряные цепочки, трубочки, бляшки, нашитые монеты, подвески, вышивка. Ныне из тра-диционнго костюма сохранились шубы, вязаная обувь и носки, каракулевые шапки.

Традиционная пища состояла из мучных и мясо-молочных продуктов. Овощи и фрукты занимали незначительное место, их заменяли дикорастущие травы. Распространeнным блюдом были хинкал, подаваемый с мясом, брынзой, чесночной подливой, пельмени с начинкой из тыквы, творога с яйцами, крапивы с орехами, трав, каши из пшеничной, овсяной, пол-бовой крупы, кураги, тыквы, супы, пироги (чуду) с разнообразными начинками. Из коровьего молока получали сметану, айран, творог, масло, из овечьего - сыр.

Был известен колыбельный сговор. Строго соблюдались обычаи взаимопомощи и гостеприимства, была сильна тухумная солидарность. Основной формой семьи была малая семья. Неразделeнная семья (хэбна хизан, хэдин хав) существовала до 20-30-х гг. 20 в. (30-35 чел., трeх-четырeхпоколенный состав). Обычай избегания существовал в своеобразной форме: общение молодых женщин со взрослыми мужчинами было сдержанным, при посторонних они разговаривали через детей. Предпочиталась эндогамия в пределах тухума.

Широко отмечали Ураза-байрам, Курбан-байрам, праздник начала весны - Навруз (Юхьванин йыгь), первой борозды. На Навруз готовили особое блюдо из зeрен и вяленого мяса, пекли фигурные хлеба, красили яйца, зажигали костры, пели обрядовые песни. Возвращение скота и чабанов с зимних пастбищ отмечалось скачками, собачьими боями, состязаниями борцов, танцами, жертвоприношениями. Летний праздник Сейран проводили до начала сенокоса у священных гор в течение трeх дней. Фольклор испытал влияние культуры азербайджанцев. Песни исполнялись на родном и азербайджанском языках, рассказы, сказки, плачи - на родном. Музыкальные инструменты - тар, саз, зурна, барабан.

Сформировалась национальная интеллигенция. Происходит возврат к письменности на родном языке (цахурский алфавит на латинской основе был составлен в нач. 1930-х гг.).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru



1. Курсовая Структура туристского рынка России и динамика развития выездного туризма в период 20002008 годов
2. Реферат Свойства экосистем
3. Реферат Хорошо для бизнеса хорошо для общества или этика бизнеса
4. Диплом Проектирование ресторана Лилия на 50 мест
5. Диплом Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда и экономический анализ фонда оплаты тру
6. Реферат на тему The Spirit Of The Romantic Period Wollstonecraft
7. Реферат на тему Doll House Essay Research Paper EnglishAnalysisofDramaINTHENAMEOFTHEFATHERANANALYSISOFNORA THE
8. Реферат Педагогическая поддержка подростков в ситуации социального выбора
9. Реферат Системна модель соціальної роботи
10. Статья Развитие имиджевых технологий в российском избирательном процессе 1993 2005 гг.