Доклад

Доклад Эфиопы в Египте

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024



Московский Государственный Университет

имени М.В.Ломоносова

Доклад по теме: «Эфиопы в Египте
»



Выполнил студент 1 курса

Исторического факультета

Группа 1061

Буркацкий М.В.

Москва 2009

В то время, как на крайнем севере культурного мира появилась сила, угрожавшая могуществу Ассирии, крайний юг также сорганизовался в политическое целое, принявшее на себя руководство в судьбах Египта, а затем выступившее и против всепоглощающих завоеваний ассирийских царей.

XXIII династия была номинальной. Петибаст и преемник его Осоркон III владели Танисом и Бубастом; сыновья их были верховными жрецами в Фивах. Остальная часть страны распалась между значительным количеством (до 15) владетелей, из которых некоторые приняли царские титулы и заключали свои имена в овалы, напр., Немарт ермопольский, Аупт тентремский, Пефнифдибаст ираклео-лольский; другие приняли старые титулы номархов и назывались князьями. В числе их был энергичный владетель Саиса Тефнахт, вероятно также ливийского происхождения, который твердо решил объединить Египет под своею властью и основать свою новую династию. Он подчинил себе многих князей и сделался жрецом Нейт в Саисе и Птаха в Мемфисе. Предприятие это удалось его потомкам, сам же он встретил отпор со стороны новых претендентов на Египет — эфиопских фараонов.

Когда и при каких условиях отпала от египетского царства Нубия, нам неизвестно. Еще при XXI династии фиванские первосвященники носили титул наместников Куша и при Такелоте II располагали нубийским золотом. Теперь мы видим здесь обширное самостоятельное царство, со столицей в древней Напате, расположенной у величественного Джебель-Баркала, наименованного «священной горой» Амона. Государство покоилось на египетской культуре. Цари составляли надписи египетскими иероглифами и долгое время на египетском языке носили фараоновский титул «царя Верхнего и Нижнего Египта». Строили храмы египетским богам, особенно Амону, главному богу царства, храм которого в Напате носил имя такое же, как фиванский Карнак, но с добавлением «Золотой». Теократия была здесь еще более последовательная, чем в жреческих Фивах, и жрецы имели огромное влияние на дела, так что и царь находился у них в подчинении. Это, а также имена царей, указывающие иногда на фамилию Херихора (напр., Пианхи), дают некоторое право ставить их в связь с этой фамилией; может быть, цари XXII дин., передавая жречество своим сыновьям, вынудили старую жреческую фамилию выселиться в Нубию, с которой у нее всегда были связи.

Около 740 г. напатским фараоном делается Пианхи. Пользуясь бессилием бубастидов и развалом Египта, он решается осуществить притязания на владение «Верхним и Нижним Египтом». Он выступает против Тефнахта, своего опасного соперника, и, как представитель благочестивого, угодного богам царства, находит в Египте приверженцев. О своих деяниях он оставил нам большую надпись на горе Баркале, составленную гораздо интереснее, содержательнее и вразумительнее многих из египетских лучшего времени. Она датирована 21-м годом царствования и, после обычного вступления, повествует: «пришли, доложить его величеству: начальник запада, великий князь Нетера (Бехбейт в центральной части Дельты), Тефнахт находится уже в Ксоисе, в Нилополе, в Аяне, в Пернубе и в Мемфисе. Он овладел всем западом от задних областей до Иттауи. Он идет на юг с многочисленным войском, ибо обе земли соединились под ним, все князья и правители укрепленных городов - у ног его, как собаки. Ни одна крепость не закрыла (пред ним) ворота в номах юга: Мейдум, Пер-Сехемхеперра, Крокодилополь, Оксиринх, Таканаш и все города запада открыли пред ним ворота иа страха. Он обратился на восток и там открыли ему ворота Хатбенну, Таджи, Алавастронполь. Он обложил Ираклеополь, не пуская никого ни туда, ни оттуда, и сражаясь каждый день. Он отмерил всю округу; каждый князь знает свою стену». Пианхи как будто не сразу откликнулся на известие, может быть, желая, чтобы Тефнахт еще больше отдалился от своей главной базы. Наконец Пианхи доложили, что Немарт срыл свою Ермопольскую крепость и подчинился Тефнахту. Тогда Пианхи велел командирам своей египетской армии покорить Ермопольскую область. Очевидно, он уже раньше завладел южною частью Верхнего Египта с Фивами и поместил там войско. Кроме того, он посылает новые войска. Надпись приводит интересную речь его к ним и приказание, проходя мимо Карнака в Фивах, выкупаться, одеться в лучшее платье и смириться пред Амоном, «который превращает слабого в сильного, так что толпы бегут от него. Окропитесь водой с алтарей его, падите пред ним и скажите: дай нам, посланным тобой, путь, чтобы сражаться под сенью меча твоего». Войско отвечает восторженной речью. У Фив произошла первая встреча с неприятельским флотом, который был разбит, и много пленных было отправлено в Напату. Другое речное сражение произошло с таким же успехом у Ираклеополя. Немарт заперся в Ермополе и был осажден. Узнав о том, что он ускользнул, и что армия Тефнахта ушла в Дельту, Пианхи пришел в гнев, что ему дали уйти, и решился сам идти в Египет, чтобы поспеть в Фивы к годовому празднику Амона в третий месяц и проводить процессию в Луксор. Между тем его войско взяло Оксиринх, Технэ и Хатбенну. Пианхи прибыл в Фивы, отпраздновал, затем отправился к осаждаемому Ермополю, накричал на свое войско и усилил осаду. Наконец, город решил сдаться. Был отправлен вестник с дарами, кроме того жена и дочь Немарта отправились упрашивать жен, дочерей и сестер Пианхи. Приводятся речи Пианхи и Немарта. Последний принес в дар «много серебра, золота, ляпис-лазури, малахита, бронзы и драгоценных камней. Он привел коня правой рукой, держа в левой систр из золота и ляпис-лазури. Его величество вышел из своего дворца (конечно, палатки) и направился в храм Тота, владыки Ермополя. Он заклал быков, телят и гусей отцу своему Тоту, владыке Ермополя, и Огдоаде в храме Огдо-ады. Солдаты Ермопольской области ликовали и радостно восклицали... Потом его величество пошел в дом царя Немарта. Он вошел в каждое помещение дворца, его зказну и склады. Подвели к нему царских жен и дочерей; они приветствовали его величество, как это делают женщины. Не обратил на них внимания его величество и пошел в конюшню жеребцов и стойла кобыл. Он заметил, что они заморены голодом, и сказал: «Клянусь любовью Ра, для моего сердца самое отвратительное - так морить лошадей. Это хуже всех преступлений, которые ты совершил. Разве ты не знаешь, что тень бога на мне и он не даст погибнуть судьбе моей... Клянусь духом его, я не делаю ничего без него: он повелевает мне делать». После этой торжественной речи, произнесенной по поводу лошадей, любителем которых очевидно был эфиоп, была сосчитана казна Немарта и конфискована; хлебные запасы его отданы Амону в Карнак. В это же время явился Пефнифдибаст ираклеопольский с дарами (серебро, золото, драгоценные камни, отборные кони) и, пав ниц, изъявил покорность. Его примеру последовали города у Фаюма и древняя столица XII дин. Ит-тауи. Везде Лианхи приносил жертвы местным богам, вступая этим в права фараона, конфисковал местную казну, а хлебные запасы отчислял в пользу Карнака. Подойдя к укрепленному природой и людьми Мемфису, он издал манифест к жителям, приглашая их пустить его в город принести жертвы в местных храмах и гарантируя безопасность. «Граждане Мемфиса будут целы и невредимы, даже ребенок не будет плакать,- посмотрите на номы юга: никто в них не был убит, кроме врагов, которые хулили» бога и были приравнены к бунтовщикам». Однако жители не послушались и даже сделали вылазку. К тому же ночью к ним.явился Тефнахт с 8 тысячами отборных солдат и, убедив их не сдаваться, в виду хороших укреплений и естественной защиты со стороны реки, удалился на север собирать подкрепления. Мемфис, действительно, подавал мало надежды на взятие. Часть офицеров Пианхи стояла за медленную осаду, но сам он, уповая на Амона, решился на штурм и ударил в гавань. Неожиданным нападением он овладел ею и стоявшим в ней флотом, затем ударил на самый город. Произошли резня и грабеж, но Пианхи запретил касаться храмов и немедленно принес жертву в храме Птаха. Вся Мемфисская область сдалась; за ней последовали мелкие князьки Дельты. Разделив казну и закромы Мемфиса между Лионом и Птахом, Пианхи пошел молиться в так называемый египетский Вавилон (Хериаха) и в Илиополь; здесь он проделал обычные церемонии; сюда же явился с покорностью и номинальный фараон, Осоркон III, а Педиисе, князь Атриба, сам пригласил Пианхи к себе в город, предлагая ему принести жертвы и взять казну. В Атриб собрались все князьки приносить присягу с дарами, в числе которых неукоснительно упоминаются и любезные для Пианхи лошади. Затем князья были, по своей просьбе, распущены по домам. Педиисе помог еще Пианхи усмирить какое-то восстание где-то на сев.-зап. Дельты, вероятно, бывшее в связи с пребыванием там Тефнахта. Последний, видя Мемфис взятым и себя изолированным, решился покориться и послал к Пианхи вестника просить его привести его к присяге в одном из ближайших храмов чрез специального уполномоченного. Пианхи, не желая предпринимать в жаркое время трудный путь на север в болота, согласился на эту форму покорности. Вслед за этим подчинились все остальные, еще державшиеся мелкие князьки. «Рано утром два правителя с юга и два с севера с царскими диадемами явились пасть ниц пред его величеством... Но они не вошли во дворец, ибо были нечисты и ели рыбы, а это мерзость для дворца. Только один царь Немарт вошел во дворец, ибо он был чист и не ел рыбы». Египет был покорен и Пианхи с флотом, нагруженным добычей и дарами, уехал домой. Изображение этого флота он поместил на стене храма Мут в Карнаке; на одном из кораблей, названном саисским, командует сам Тефнахт.

Хотя он старался закрепить за собой Египет, особенно Фивы, еще и тем, что заставил фиванскую «супругу бога», дочь Осоркона III, Шепенопет удочерить его жену Аменердис, но управлять Нижним Египтом из Напаты все-таки было трудно. Мы узнаем, что Тефнахт, не смотря на присягу, по удалении Пианхи принял царский титул и изобразил себя царем на надписи, в которой он жертвует саисской богине Нейт участок, и которая находится теперь в Афинском музее.

Тефнахт спокойно просидел на севере Египта до конца жизни и передал престол своему сыну Бекнеранфу — Уохкара, который под именем Бокхориса пользуется громкой известностью у классических писателей и у Манефона один составляет XXIV династию. После его шестилетнего царствования, вероятно, простиравшегося только на Дельту и часть Среднего Египта, произошло вторжение брата (?) Пианхи, эфиопского царя Шабаки, который уже носит не египетское имя; он также подчинил Нильскую долину, но поступал при этом далеко не так мягко: Манефон говорит, что он сжег Бекнеранфа заживо. Это может быть объяснено да тем, что он казнил его как нарушителя присяги, хотя возможно, как полагает М. Мюллер, что дело идет о смерти фараона при пожаре осажденного города. Около личности несчастного царя сложился целый цикл легенд, из него делали мудрого законодателя, покровителя бедняков, который наложил узду на ростовщиков и позволил частным лицам приобретать поземельную собственность и заключать о ней акты, нанесши этим ущерб храмам и жрецам, бывшим до тех пор, вместе с фараоном иномархами, единственными земельными собственниками икрушшми капиталистами. О нем рассказывали как о мудром судье, и приговоры его, подобные соломоновым, нашли себе изображения даже на помпеянских фресках. Действительно, несколько позже этого времени появляются контракты, написанные новым демотическим письмом и касающиеся сделок на землю, но при чем здесь Бокхорис, мы сказать не в состоянии. Демотическое письмо, крайняя степень приспособления иероглифов к скорописи, доведенной почти до степени стенографии, начинает теперь развиваться и входить в употребление; чрез несколько поколений оно будет широко распространено и оставит нам множество документов частно-правового характера. Оно ответило возникшей в это время, особенно в Дельте, потребности, благодаря сношениям с финикиянами и греками, в документах торгового и имущественного характера.

У Манефона кроме того сохранилась о Бекнеранфе заметка, что при нем заговорил человеческим голосом ягненок. Кралль нашел в Вене демотический папирус от 34 г. Августа, в котором рассказывается, как некий египтянин Пасангор получил предсказание от священного агнца о грозящих Египту несчастиях от азиатов и Ниневии: 9OO лет будет он плакать, пока не явятся цари, которые водворят порядок внутри и возвратят славу извне и вернут из Азии отнятые изображения богов. Сказав это, ягненок умер. Пасангор доложил царю Бекнеранфу, который велел почтить ягненка божескими почестями. 900 лет от Бокхо-риса приведет во II столетие н. э. Египтянин времени Августа, видя, что период истекает, ожидал исполнения пророчества от предстоящей войны римлян с парфянами. Почему это пророчество приурочено к Бокхорису? Морэ полагает, что к его времени относятся первые столкновения с Ассирией. Датируя его царствование 722—716 гг., он думает, что именно Бокхорис оказал содействие Ганнону, царю Газы, восставшему против Саргона. Он послал своего военачальника Сибе, который был разбит при Рафии. Это поражение, бывшее предвестником покорения Египта ассириянами, сделало Бекнеранфа удобным для приурочения к нему пророчества агнца. Что Бекнеранф был известен в Азии и, может быть, подавал там надежды, указывает найденный в Италии у Корнето интересный глиняный собуд финикийской работы с его именем и изображением пленных негров. Весьма возможно, что этот или подобный золотой сосуд хотели поднести царю, от которого ждали спасения от ассирийского ига и которому, в свою очередь, желали избавиться от кошмара эфиопских нашествий. Если это так, то характерно для саисского фараона, предка Псаметиха, что он сейчас же думает о Сирии, очевидно с целью вернуть старые времена. Момент был выбран неудачно; не мог удержаться Бекнеранф и против южных претендентов.

Фараон Тахарка. Голова бронзовой статуэтки (увеличено) из собрания Эрмитажа.
Фараон Тахарка. Голова бронзовой статуэтки (увеличено) из собрания Эрмитажа.


Последние, завладев Египтом, начали XXV династию. Шабака был признан повсеместно; в Фивах номинально правила его сестра Аменердис. Сирии он также не упускал из вида и послал прибывшего с ним в Египет молодого сына Пианхи Тахарку сражаться с ассириянами при Эльтаку. Около 700 г. Шабака умер, и на престол вступил Шабатака, кажется, его сын. О нем мало известно. Повидимому, он был свергнут Тахаркой, при котором началась борьба за независимость с Ассирией.
Нубийцы издавна населяли области к югу от 1-ого порога Нила. Со времён Древнего Царства египетские фараоны совершали опустошительные походы в Нубию с целью захвата добычи, рабов и завоевания земель. При фараонах XVIII династии Нубия вплоть до 4-го порога была прочно завоёвана египетскими войсками. Цари XIX династии, продолжая деятельность своих предшественников, принимали ряд мер к укреплению египетской власти в Нубии. Стремясь колонизовать эту страну, они строили в ней города, крепости и храмы. В результате этого высшие слои нубийского населения в значительной степени восприняли египетскую культуру. В период ослабления Египта при жреческой XXI и XXII династиях Нубия стала самостоятельной. Однако правители Нубии находились под столь сильным культурным влиянием Египта, что они называли себя египетскими фараонами и составляли надписи на египетском языке. В своей столице Напата у склонов священной «горы Амона» Джебель-Баркал они поклонялись верховному богу Египта, которого они назвали «золотым» в честь главных своих сокровищ — «золотых рудников», некогда принадлежавших фиванскому храму Амона. Правящие круги Нубии были особенно тесно связаны с фиванским жречеством храма Амона. Весьма возможно, что в Нубии в начале VIII в. до н. э. образовалось независимое государство с центром в Напата. Нубийские правители этого времени, пользуясь ослаблением Египетского государства в период господства ливийцев, стремились укрепить свои давнишние связи с фиванской областью и богатым фиванским жречеством, чтобы постепенно внедриться в Верхний Египет и начать борьбу за захват всей долины Нила. Пианхи, сын эфиопского вождя Кашты, живший во второй половине VIII в. до н. э., очевидно, продолжавший политическую деятельность своего отца, сделал энергичную попытку завоевать Египет, подробно описав это завоевание в большой египетской надписи, найденной в Напата и ныне хранящейся в Каирском музее. Судя по этой весьма ценной исторической надписи, главным соперником Пианхи был саисский князь Тефнахт, который сумел объединить вокруг себя довольно значительные области дельты и Верхнего Египта. Считая себя законным наследником египетских фараонов, Пианхи называет себя «царём, живым образом бога Атума... благим богом», а Тефнахта называет «вождём запада» и правителем одной из областей средней дельты. Пианхи в своей надписи изображает себя в качестве освободителя Египта от Тефнахта, который «двигается на юг во главе многочисленной армии». Отвечая на призыв египетских князей и военачальников, Пианхи выступил против Тефнахта и одержал целый ряд побед над его войсками. Пианхи захватывает Фивы, подступает к Мемфису и штурмом берёт этот сильно укреплённый город Северного Египта. Пианхи, завладев Египтом, принуждает Тефнахта к капитуляции и объявляет себя фараоном объединённого Египта. Он совершает торжественные церемонии в Фивах. В одной из своих надписей Пианхи просит Амона, чтобы он дал ему возможность нести его образ во время торжественной процессии, совершаемой в Фивах в день праздника Опет.

Преемники Пианхи укрепили свою власть в Египте. Шабака уже правил над всем Египтом. Один из его преемников, Тахарка, принуждён был защищать Египет от ассирийских войск. Тахарка в одной надписи, относящейся к 6-му году его царствования, изображает себя в качестве подлинного египетского фараона, который «проводит день и проводит ночь, думая о том, что полезно для богов, чтобы восстановить их храмы, которые разваливались, чтобы высечь их статуи, наполнить их амбары, снабдить их жертвенники и принести им жертвы всякого рода». Подчёркивая свою полезную деятельность, Тахарка с гордостью говорит, что «эта страна была изобильной в его время, подобна тому как она была во времена «Владыки всего» (Озириса. — В. А.) Каждый спал долго по утрам, не говоря по всякому поводу: «О если бы я это имел». Истиной руководились при управлении, а ложь была пригвождена к земле». Однако Тахарке не удалось предотвратить вторжения в Египет ассирийцев. В 671 г. Асархаддон завоевал Египет и обратил Тахарку в бегство. При Ашшурбанипале Египет дважды подвергался опустошительным нашествиям ассирийских войск. Но Ассирия уже находилась на закате своего могущества. Ашшурбанипал, для того чтобы удержать власть над Египтом, должен был опираться на североегипетскую аристократию, противопоставляя её эфиопским царям.

Серебрянная корона нубийского вождя. III-VI вв. н. э.
Серебрянная корона нубийского вождя. III-VI вв. н. э.

Египетское общество XI-VIII вв. до х.э. по своей экономической и социальной структуре во многом еще служило продолжением Нового царства. Но в VII-VI вв. намечаются изменения во всех сферах жизни страны. Египет наконец вступает в железный век. До нас дошли орудия труда (резцы, пилы, сверла), изготовленные из железа [10], железное оружие (кинжалы). У народов, с которыми судьба свела египтян в ту эпоху, железный век установился раньше: и у эфиопов [11], утвердивших свое господство в Верхнем Египте в VIII в. до х.э., и у ассирийцев, вторгшихся в страну в VII в., и у греческих и малоазийских поселенцев (воинов-наемников и купцов), обосновавшихся к VI. до х.э. в Дельте. Теперь изменения, порой весьма существенные, происходят во всех отраслях египетского хозяйства - в ремесле, земледелии, скотоводстве. Примерно с VII в. до х.э. наблюдается небывалый ранее рост товарно-денежных отношений, причем объектом купли-продажи все чаще становится земля. Это свидетельствует, по-видимому, о развитии частного землевладения. Возможно, истоки такой формы земельной собственности следует искать еще в начальный период Нового царства, когда первые цари XVIII династии щедро дарили воинам земли (вряд ли речь шла только о служебных наделах). Вероятно также, что в период ослабления государственной централизации многочисленные мелкие служебные наделы воинов и чиновников нередко рассматривались владельцами как их полная собственность, и она ускользала из-под контроля центральной администрации.

Возможно, что именно в связи с появлением значительной, по-видимому, категории частных собственников на землю - людей, не столь тесно связанных с определенными служебными обязанностями и соответствующим служебным (государственным) обеспечением, в источниках той эпохи наконец становится достаточно ясным, что лица, обозначенные термином "немху", противопоставляются баку - рабам в полном смысле слова - в качестве свободных.

Расширение товарно-денежных отношений, продажа и скупка земли, ростовщичество (сведения о последнем, правда, крайне скудны) способствовали разорению многих мелких собственников - немху. Впервые на рабском рынке мы видим раба-должника. Появляются в большом количестве документы о самопродаже в рабство ("на вечные времена вместе с детьми"), существует практика закабаления должника на срок до пяти лет, своеобразной формой рабской зависимости становится самопродажа в "сыновья". Все эти явления - как и в Передней Азии, характерные спутники развития частного рабовладения - наблюдаются в Египте на много столетий позже, поскольку "второй путь развития", по которому шло египетское общество, способствовал длительному сохранению государственного сектора в его архаичных формах.

Уже при последних Рамессидах (в самом конце II тысячелетия до х.э.) Египет теряет свое прежнее влияние в Передней Азии. Яркой иллюстрацией этого могут служить злоключения Унуамона, героя египетской повести, посланного (вероятно, при Рамсесе XII) в Финикию за кедром для ремонта обветшалой священной барки бога Амона и испытавшего там многочисленные унижения со стороны местных князьков. Так, царек Библа стремился подчеркнуть свою полную независимость от Египта, перед которым недавно трепетал.

В повести об Унуамоне упоминаются имена жреца Херихора и Несубанебджеда, могущественного владетеля Таниса. Первый из них вскоре стал фактическим правителем Верхнего Египта, второй явился основателем новой, XXI династии, цари которой приблизительно сто лет правили Дельтой, поддерживая дружественные отношения с правителями и верховными жрецами Амона-Ра в Фивах.

Прошло столетие, и на политическую арену решительно выступили ливийцы, уже с давних пор проникавшие с запада и оседавшие в Дельте. Еще со второй половины Нового царства пленные ливийцы использовались фараонами в качестве воинов-наемников. Впоследствии ливийцы селились в Дельте целыми племенами. Шешонк, один из вождей-военачальников при последнем царе XXI династии, провозгласил себя царем в середине Х в. до х.э.; началась XXII ливийская династия. Шешонк укрепил свою власть в Дельте и объявил своего сына верховным жрецом Амона-Ра в Фивах: страна была вновь объединена. Вскоре войска Шешонка вторглись в Палестину, в 930 г. до х.э. ими был взят и разграблен Иерусалим. Но успехи ливийской династии оказались призрачными, ее власть - непрочной. Среди ливийской верхушки разгорелась внутренняя борьба. Дельта распалась на ряд независимых областей, возглавляемых ливийскими князьками, хотя номинально продолжали существовать и ливийские цари, сделавшие своей столицей г. Бубастис в восточной части Дельты (XXII- XXIII династии). Север Верхнего Египта контролировался могущественным номархом Гераклеополя, на юге власть находилась у жречества Амона-Ра. Страна переживала время хозяйственного застоя, упадка ирригационной системы, нарушения торгового обмена. Объединение страны опять становится необходимым условием хозяйственного подъема. Инициатором борьбы за новое объединение выступает фиванское жречество, которое смогло в этой борьбе опереться на военную мощь уже отделившейся от Египта Нильской Эфиопии (Куша), желавшей установить свое господство в Египте.

Ослабление власти Египта над Эфиопией и консолидация местных племен привели к VIII в. до х.э. к возникновению на южных границах Египта эфиопского государства со столицей Напата у IV нильского порога. В середине VIII в. эфиопский царь Пианхи вступил в Фивы и при поддержке жречества Амона, которому по древней традиции поклонялись и в Эфиопии, начал поход на север. Нижний Египет оказал эфиопам упорное сопротивление. Войска правителя Саиса Тефнахта при поддержке жителей и жрецов Мемфиса встретили эфиопов в Среднем Египте, однако были разбиты в ряде сражений. После падения Мемфиса, оказавшего мужественное сопротивление эфиопам, Пианхи вступил в Дельту и взял в плен последнего царя XXIII ливийской династии - Осоркона III. Тефнахт был вынужден признать власть Пианхи над Нижним Египтом.

Из царей эфиопской (XXV) [12] династии наиболее значительными были Шабака и Тахарка, пытавшиеся играть политическую роль и в Передней Азии; однако внутренней раздробленности страны они не преодолели: вся страна, и особенно Дельта, фактически распадалась на мелкие ливийские и египетские княжества, и в 674-665 гг. до х.э. Египет не смог противостоять ассирийскому завоеванию [13].
Пианхи (Пи) — нубийский (эфиопский, кушитский) царь и египетский фараон (в данном качестве правил в 728—721 до н. э.), установивший власть XXV династии в Египте. В 728 до н. э. раздробленный Верхний Египет стал легкой добычей войск Пианхи. Случилось, по сути, нечто прямо противоположное двум тысячелетиям предыдущей истории, когда египтяне правили нубийцами.

Предшественник Пианхи Кашта усилил Кушитское царство с центром в Напате настолько, что традиционные связи Напатского царства с фиванским жречеством превратились в определённое политическое влияние на фиванские правящие круги, облегчая объединение части Египта под властью XXV (нубийской) династии его преемником. В 728 до н. э. эфиопы под предводительством Пианхи взяли Фивы, а вскоре — и Мемфис. Пианхи приказал не грабить покоренные города, даже принес жертвоприношения в храме Птаха в Мемфисе. Коррумпированное жречество было довольно и признало власть нубийцев. Признанный полководец, фараон Пианхи, позже оставит наследникам следующее военное правило: «Никогда не нападайте на неприятеля ночью, словно игроки, но сражайтесь только тогда, когда видно. Объявите врагу сражение издали. Сражайтесь, когда он объявит это. Если союзники его будут в ином городе, да дождется он их».

Но в это же время отдельные территории Египта все еще подчинялись Осоркону IV (XXII династия, 730—715 до н. э.) или Тефнахту I и Бокхорису (XXIV династия, 727—715 до н. э.). На собрании в Атрибисе, где правил Педиисе, все правители раздробленного Египта (кроме Тефнахта), в том числе номинальный верховный фараон Осоркон IV (V), признали Пианхи полноправным фараоном. Тефнахт, не вступая в конфликт с Пианхи, также признал власть нубийцев, и Пианхи считался формальным правителем всего Египта.

Пианхи умер в 721 до н. э. Ему наследовал Шабака.
Шабака Неферкара (греч. Сабакон) — фараон XXV эфиопской династии, правивший в Древнем Египте в 721 — 707/706 до н. э.

Сын эфиопского царя Кашты и фиванской владетельной жрицы Шепенопет, после смерти которой его сестра Амердис получила Фивы. После смерти своего брата Пианхи Шабака объявил притязания на владение Египтом. Царствовавший на севере Бокхорис был им побежден и сожжен в своём дворце, и он управлял страной не менее 12 лет, не из далекой Напаты, а сидя в самом Египте и заботясь о приведении его в благоустройство после смут: были поправлены плотины и каналы, города получали защиту от наводнений. Храмы также реставрировались и украшались. В Мемфисе царь нашёл древнюю богословскую надпись в честь Птаха и велел её переписать заново; в Луксоре Шабака реставрировал главные врата и производил работы в Карнаке. Чтобы найти руки для работ, царь, за неимением пленных, освобождал от казни преступников, заставляя их работать (Геродот, II, 137).

О сношениях Шабаки с Ассирией известно мало; некоторые полагают, что он тождествен с упоминаемым в Библии (Цар., IV, 17, 4) Соа, на которого надеялся восставший против Ассирии Осия, и с Сибе, разбитым при Рафии Саргоном II; последний, впрочем, назван в клинописи генералом (вполне возможно, что Сибе действительно был одним из полководцев Шабаки). Памятником дипломатических сношений Шабаки с Ассирией служит найденная в Калахе печать с его именем и изображением. В Берлине есть две скульптуры Шабаки из храмов Пта в Мемфисе и Мединет-Абу.
Джедкаура Шабатака (или Дедкауре Шабатока) (Σεβικώς у Манефона) — сын Шабаки, второй фараон 25-й эфиопской династии.

На время Шабатаки припадают палестинские походы Синахериба. Езекия и сирийская коалиция рассчитывали на египетскую поддержку; книги Царств (IV, 19), впрочем, называют фараона Тахарку, Иосиф Флавий говорит о Тарсике. Геродот говорит о царе Сефоне (II, 141), бывшем жрецом бога Пта и избавившемся чудесно от нашествия Синахериба, царя Ассирии. Воины отказались служить царю, лишившему их некоторых преимуществ; царь обращается к божеству, и оно насылает на неприятельский лагерь мышей, перегрызших вооружение в одну ночь. Возможно, что Сефон тождествен с Шабатакой. В Берлинском музее есть стены небольшого сооружения, воздвигнутого Шабатакой в Фивах у священного озера Карнака для склада ежедневных жертвенных даров Амону. На одной из стен изображён царь, подносящий белый хлеб Амону и Мут. На голове у него эфиопская диадема с двумя уреями — символ господства над Египтом и Нубией; в ушах — кушитские серьги в виде голов овна. Над Амоном надпись, обещающая покорить царю «все страны»; Мут обещает ему «много юбилеев». На самом деле Шабатака царствовал не более 12 лет и, вероятно, был низложен и убит Тахаркой. Впоследствии на упомянутых изображениях были выскоблены имена Шабатаки и уничтожен один урей, как оскорбительный для национальной гордости египтян.
Тахарка (Таракос у Манефона) — фараон XXV (эфиопской, или нубийской) династии, приблизительно с 690 по 664/663 до н. э.

Библейская Четвёртая книга Царств упоминает о вмешательстве Тахарки в войну Езекии Иудейского с Синаххерибом. Так как он назван царём эфиопским, Тахарка, в это время, вероятно, ещё не вступил на египетский престол, а был наследным принцем, к которому, как сыну Пианхи, должен был перейти престол после смерти Шабатаки. Иногда высказываются предположения, что Тахарка пришёл к власти путём узурпации и убийства Шабатаки. Завладев Египтом, Тахарка вызвал из Напаты свою мать Акалуку и сделал её «супругой Амона», т. е. верховной жрицей Амона и фактической правительницей Фив, где он короновался, равно как и в Танисе. Своё восхождение на престол Тахарка узаконил браком на вдове Шабатаки, Такахатамон, и объявлением её сына, Тануатамона, наследником престола.

Тахарка воевал в Африке и покорил ряд нубийских племён, списки которых, сходные с начертанными царями XVIII и XIX династий, найдены на одной карнакской статуе и в Мединет-Абу. Для нейтрализации угрозы со стороны Ассирии Тахарка заключил союз с Ваалом, царём Тира, к которому присоединилась вся Финикия, а также Кипр; в Аскалоне Тахарка возвёл мощные укрепления. Это вызвало поход Ассархаддона, который разрушил эту коалицию и вторгся в Египет. Мемфис сдался, Дельта была покорена, а её города получили ассирийские имена. Тахарка бежал в Напату; на его место была восстановлена додекархия — правление автономных местных правителей. В частности, одним из лояльных к Ассирии правителей был Нехо, основатель XXVI Саисской династии, позже восстановившей независимость Египта. Кроме того, победоносный поход в Египет позволил Ассархаддону называть себя «царём Египта, Патроса и Куша» и поместить своё победное изваяние у Нар-эль-Кельба и в других важных пунктах (немецкая экспедиция нашла в Зенджирли большую плиту с надписью и со скульптурным изображением Ассархаддона, держащего на верёвке коленопреклоненных Ваала Тирского и Тахарку, изображённого типичным негроидом).

Однако последовавшая вскоре смерть Ассархаддона дала Тахарке возможность вновь вернуться в Египет. Тахарка на некоторое время изгнал ассирийцев, но в 669 до н. э. последние опять явились, под начальством талантливого полководца царя Ашшурбанипала. На этот раз ассирийские войска дошли до самих Фив, и Тахарка был изгнан уже окончательно в Напату, где и умер. Политика Тахарки, большей частью наступательная, и его временные успехи в Азии дали ему некоторое право в надписях копировать великих завоевателей-фараонов и даже помещать списки покорённых им якобы азиатских стран, в числе которых фигурируют и Финикия, и Месопотамия, и Ассирия. Вероятно, этим обусловлена его слава как великого завоевателя, дошедшая до греков, которые доводили владения его до Геркулесовых столпов (в частности, в трудах Страбона), до Фракии и даже Индии (Мегасфен). Иллюзия славного царствования поддерживалась постройками: в Карнаке Тахарка воздвиг гипостильную залу, которая была больше даже построенной при фараоне XIX династии Сети I, в Напате выстроил храмы Амону и Мут, а также пещерные в честь Хатхор и Беса, со своеобразными колоннами в виде этого божества-карлика.
Кушиты считали себя не завоевателями, а реставраторами древнеегипетской традиции, им частично удалось вернуть прежний блеск Египту. Например, в Судане, в некрополе Мероэ, они начали возводить остроконечные пирамиды, правда менее пропорциональные, чем египетские. XXIV династия правила уже не всем Египтом. Один из ее царей, Бокхорис, попытался положить конец ростовщичеству и долговому рабству в дельте. По преданию, он был взят в плен эфиопским царем Шабакой и сожжен. В XXV династии (эфиопской) кроме Шабаки, окончательно объединившего страну, следует упомянуть имя Тахарки. Эти цари пытались играть политическую роль и в Передней Азии, но не могли даже контролировать Египет.

Формально Египет в это время был единым государством с Нубией, которым управляла суданско-нубийская династия. Но уже царь Танумтамон жил практически не в Египте, а в Судане. Страна распалась на мелкие ливийские и египетские княжества, и в 647—665 гг. до н. э. Египет не смог противостоять ассирийскому завоеванию. В борьбе против захватчиков, правителям Саиса в дельте, Псамметиху I (663—610 гг. до н. э.) и его сыну Нехо II (609—594 гг. до н. э.), ливийцам по происхождению (XXVI династия), удалось объединить страну, откупившись золотом от ассирийцев. Нехо II принял участие в бурных событиях, сопровождавших гибель Ассирии в конце VII в. до н. э. Он на короткое время завоевал Палестину и Сирию, однако был наголову разбит вавилонскими войсками Навуходоносора II. Нехо пришлось отойти на собственную территорию.

Однако честолюбивый правитель взялся еще за одно великое дело, он решил соединить Средиземное море с Красным. Это стоило жизни 120 тысячам рабов, но работы завершились лишь через 150 лет, при персидском царе Дарий. В 550 г. до н. э. греки основывают свою первую колонию на территории Египта — Навкратис, стремясь при помощи торгово-политического союза противостоять персам. В 527—525 гг. до н. э. Египет, после поражения Псамметиха III от Камбиса II, был завоеван персами и стал шестой сатрапией огромной империи. Персидские цари (Камбис II, Дарий I, Ксеркс I) провозглашали себя фараонами, но не переносили центр своей империи в Египет. Господство персов продолжалось почти два века. Восстания, зачастую инспирированные греками, однако, не приводили к независимости страны. Лишь Амиртею в 404 г. до н. э. (во время правления Ахеменидов в Персидской державе) удалось снова добиться независимости (XXVIII—XXX династии). Особенно прославился Нектанеб I (378—360 гг. до н. э.), который даже пытался завоевать некоторые области Передней Азии. В 343 г. до н. э. Артаксеркс III вновь сумел восстановить контроль над Египтом.

Памятники Тахарки.


О том, что в Гебел-Баркале почитался именно Амон Напатский, свидетельствует надпись на основании статуи Тахарки, найденной в храме Гебел-Баркала, где он назван "возлюбленным Амоном Напатским, находящимся на Чистой Горе" (66, с. 20, fig. 6). Вряд ли можно сомневаться, что именно об этом боге говорится в надписи Тахарки на сером гранитном алтаре, где в одном случае даже не упоминается имя Амона и он назван лишь "владыка тронов Обеих земель, находящийся на Чистой Горе". В другом случае он назван " Амон-Ра, находящийся на Чистой Горе" (66, t. XXIX A). В одной из строк надписи на алтаре говорится о том, что "сын Ра, Тахарка, живущий вечно, сделал памятник свой для своего отца Амона-Ра, владыки тронов Обеих земель, великого бога", в другой - назван "Амон-Ра, владыка тронов обеих земель, великий бог, находящийся в Та-Сети" (66, t. XXIX В, C). В других фразах этой надписи Тахарки отражен главный момент представлений об Амоне (в данном случае, об Амоне Напатском, так как именно к нему относятся рассмотренные посвящения на алтаре) как о государственном боге, освящающем и предопределяющем царство: "Прекрасен царь Тахарка, восхваляющий отца своего, великого бога, чье имя владыка Та-Сети. Дает он царство на троне его Напатском" (66, t. XXIX В). Бараноголовый сфинкс, охраняющий Тахарку, из храма Гебел-Баркал (140, с. 69) символизировал, по всей вероятности, также Амона Напатского.

Кроме храма Гебел-Баркала, который, очевидно, был главным святилищем страны, значительная роль при Тахарке отводилась храмам Кавы, как важному религиозному центру. В тексте Стел Тахарки 6-го года правления говорится о том, как, отправляясь в Египет по приказу Шабатаки, Тахарка посещает Гемпатон и обнаруживает храм Амона в разрушенном состоянии:

"Прошел он в ном Амона Гемпатона, целовал он землю (?) перед дверью храма вместе (10) с армией его величества, которая плыла на север вместе с ним. Нашел его величество храм этот, который был построен из кирпича. (11) Холм достиг вершины храма, засыпав (его) землей, в то время года, когда можно бояться появления дождя. Сде лалось сердце его величества (12) печальным, и, когда его величество появился в качестве царя Верхнего и Нижнего Египта, укрепили две владычицы (корону) на голове его, и имя его стало Хор, возвысивший корону, вспомнил он (13) этот храм, который видел он в молодости в год первый явления своего. Сказал его величество семерам своим: "Итак, я желаю, чтобы был построен храм отца (14) моего, Амона-Ра Гемпатона, так как был он построен из кирпича, но засыпан землей, а это (15) неприятно для сердца. Был этот бог в этом месте, неизвестно, что наделал дождь, но это именно он (т.е. бог) сохранил этот храм до тех пор, пока случилось так, что явился я в качестве царя, (16) потому что знал он, что сделал для него памятник сын его, то есть я, которого он породил"" (172, т. 1, t. 8).

Судя по содержанию надписи, храм в Гемпатоне в начале царствований Тахарки был в запустении, что могло произойти после утраты египтянами власти. Возможно, и при Пианхи, занятом завоеванием Египта, Гемпатону не уделялось должного внимания. Вряд ли запустение этого храма связано с более глубокими причинами.

Далее в надписи говорится:

"И его величество приказал армии его (21) отправиться в Гемпатон вместе с многочисленными рабочими и искусными ремесленниками. Неизвестно число их, с ними был архитектор (?) (досл. "начальник работ") для того, (22) чтобы возглавить работу в этом храме, в то время как его величество был в Мемфисе.

И тогда был построен этот храм из прекрасного твердого белого песчаника, прекрасен он и (23) прочен,- так как делалась работа [эта] навечно. Фасад его [был обращен] на запад (?) [сделан?] из золота, колонны из золота, ворота (?) (24) его из серебра; были построены пилоны его, сооружены двери его и вырезано на нем Великое Имя его величества. Посажены [около] него многочисленные деревья (25) в землю, вырыты озера [около] него вместе с домом очищения, наполнен [он] принадлежностями для него из золота, серебра и (26) меди, так что неизвестно число их. Сможет умиротвориться этот бог внутри его, сияющий и прекрасный, навечно, (27) вознаграждая за это жизнью и могуществом появившегося на троне Хора навечно" (172, т. 1, t. 8).

Очевидно, в числе рабочих, посланных в храм, были египтяне, так как приказ исходил от Тахарки, находящегося в Мемфисе, но уже в восстановленном храме в Каве был сохранен местный облик Амона. Это прослеживается в головном уборе Амона (172, т. 1, t. 8, 14), его отличительном эпитете "лев, над южной страной, который в Гемпатоне" (172, т. 1, t. 35), соединении с Анукис, а не с Мут. Следовательно, в сложении ипостаси Амона из Кавы значительную или даже решающую роль сыграли местные элементы.

На одной из сторон стелы Тахарки 2-8-го годов правления бараноголовый Амон Гемпатона изображен вместе с Анукис. Здесь же представлены Нехбет, владычица Верхнего Египта, и Уаджит (172, т. 1, t. 6). Привлечение богинь, имена которых составляли один из элементов царской титулатуры Египта, и соединение их с Амоном Гемпатона должно было, очевидно, символизировать право на управление обеими странами, что еще более отчетливо видно на второй стеле Тахарки 6-го года правления из храма Т в Каве. Здесь изображены две ипостаси Амона, которым Тахарка делает подношения. Один из них Амон-Ра - владыка тронов Обеих земель, другой - Амон-Pa Гемпатона (172, т. 1, t. 10). Изображение двух Амонов, впервые представленных вместе на стеле Тахарки, появляется впоследствии у многих царей Куша (см. ниже). Основной текст стелы повествует о разливе Нила, о котором Тахарка молил своего отца Амона-Pa. Сходные надписи найдены в Коптосе и Матанахе (172, т. 1, с. 22, t. 10).

В стеле 8-10-го годов правления Тахарки говорится о строительстве храма, посвященного Амону-Pa, владыке Гемпатона (172, t. 12 стк. 4, 8, 12):

"Его величество сделал это, так как любил он отца Амона-Ра, владыку Гемпатона, очень сильно, и знал он, что будет он превосходен в сердце его (т.е. это будет угодно Амону), того, кто шагает быстро и приходит к тому, кто его зовет, из-за чуда, которое он совершил для матери его, в чреве ее до того, как она родила" (172, т. 1, t. 12, стк. 22).

Затем Тахарка ссылается на древний обычай, установленный еще Аларой, посвящать сестру Амону, возможно с целью предопределения будущего царя, и говорит:

" "Отвратил ты ради меня дурной замысел, направленный против меня, и (24) установил ты меня как царя. Сделай же, для моей сестры подобное этому, так как ты выделил детей ее на этой земле, и тот, которому ты повелишь, чтобы достиг он благополучия, появится в качестве царя, подобно тому, как ты сделал это для Меня". Слушал он все то, что было сказано ему, не отворачиваясь от того, что говорят ему. Поместил (т.е. избрал) он для себя сына своего из братьев его, сына Ра, Тахарку, живущего вечно, как царя (?)" (172, т. 1, t. 12)

Перевод фразы rdif nf sf snwf s RTrk nh dt nsw нуждается в дополнительном обосновании. Начало следующего за данной строкой столбца иероглифов разрушено, поэтому неясно, куда следует отнести слово nsw. Согласно нашей интерпретации, перед словом nsw, которое надо отнести к этой фразе, следовало бы ожидать предлог m, а перед словом snw - предлог n, которые здесь отсутствуют. Вместе с тем и этот факт, и некоторая неясность грамматической структуры не являются препятствием к тому, чтобы понять предложение именно так. Основанием этому служит сравнение с отрывком текста стелы избрания Аспелты, где говорится о том, что братья царя были помещены перед богом (283, с. 94, стк. 18). Возможно, нечто подобное описано и в стеле Тахарки и, так же как и Аспелта, Тахарка был одним из братьев, претендентов на престол. Отсюда становится понятным то пристальное внимание, которое Тахарка уделяет в своих стелах доказательству своего права на управление, возводя это к обычаям предков. Это свидетельствует о возможной борьбе за власть между претендентами на престол, в которой решающая роль должна была принадлежать жречеству, обслуживающему основные храмы Амона. В благодарность за избрание на престол Тахарка заботится о процветании храма Амона, культ которого в Гемпатоне, согласно его заявлению, он возродил:

"[...] чтобы увеко[вечить] имя его, чтобы восстановить памятник его, чтобы упрочить статуи его, чтобы высечь имя его на храме, чтобы произносить имя матерей его умерших, чтобы были установлены для них инвокационные подношения хлеба, пива, быков, пищи, чтобы дать для них многочисленных погребальных жрецов (hm - k), богатых вещами всякими. Сделал он (это), чтобы была дана жизнь всяческая, подобно Ра, навечно" (172, т. 1, t. 12, стк. 25).

Судя по содержанию этой строки, Амон Кавы объявлялся не только покровителем правящего царя, но и его предков по женской линии, что вероятно, отражает особенности престолонаследия в Куше.

Стела 10-го года правления Тахарки повествует об открытии храма Амона Гемпатона (172, т. 1, t. 6, стк. 1). На верху стелы изображены два Амона, как и на стеле 2-8-го годов. В основном тексте стелы говорится о церемонии открытия храма, которая была совершена в день Нового года, как это обычно происходило в Египте (172, т. 1, t. 14, стк. 17. Очевидно, перед тем как открыть храм, было совершено "воздвижение", обрызгивание и предоставление храма его владельцу (172, т. 1, t. 14, стк. 1). М.Ф.Л.-Макадам, подробно прокомментировавший эту строку, приводит сходные примеры из ритуалов, зафиксированных в различных египетских храмах, где все действия совершались над маленькой моделью здания; над которой царь разбрасывал кристаллы соды, и которую передавал богу. Нечто подобное изображено на восточной стене гипостильного зала храма Тахарки (172, т. 1, с. 43). Сам Тахарка следующим образом рассказывает о своем деянии:

"Царь Верхнего и Нижнего Египта Тахарка, да будет он жить вечно, сделал он памятник свой, храм для отца своего Амона Великого, который находится в {следует название топонима. Значение неясно. Мнение Л.-Макадама, согласно которому это вариант написания слова "Гемпатон" (см. комментарий к строке 2) неубедительно}, сооружен (он) из (3) камня как памятник вечности. Построены стены его, возвигнуты колонны его, установлены твердо, навечно. Более того, его величество приказал, чтобы на юг был отвезен (4) настоящий кедр из Ливана и установлена древесина его в этом храме, который сделал его величество для своего отца Амона, чтобы дать [его] (кедр) пилон[ам...] которые сделал его величество. (5) Именно он заботился о чистых водах алтарей, чтобы удовлетворить сердце Амона Великого" (172, т. 1, t. 147.

Отношения между царем и богом do ut des четко прослеживаются в следующих строках текста стелы, где Тахарка утверждается царем именно потому, что он замыслил построить храм: "Его отец Амон избрал его [...] когда (7) он узнал, что его желание было построить дома богов и восстановить храмы" (172, т. 1, t. 14).

В Санаме, на противоположном от Напаты берегу Нила, Тахаркой также был воздвигнут храм, где на одном из рельефов был изображен бараноголовый сфинкс, названный Амоном Пнубса. (111, с. 26). Такой же сфинкс, но без надписи обнаружен в храме Тахарки в Гебел-Баркале (182, т. 5, t. 9). Он же изображен на одном из скарабеев, найденном в погребении Санама времени XXV - XXVI династии (115, с. 10-11, t. L). О местной ипостаси Амона Санама во время Тахарки ничего не известно. Отличительный эпитет "Бык Та-Сети" для Амона Санама известен лишь по документам Аспелты. Однако вполне возможно, что ипостась Амона Санама сложилась в эпоху основания храма. Что же касается Амона Пнубса, храм которого на о-ве Арго не сохранился, то есть основания полагать, что он почитался уже в это время в синкретическом образе льва-барана. Оба этих животных были связаны с Амоном в Куше и в Египте.

На о-ве Филе был найден гранитный алтарь с картушем Тахарки, где он назван возлюбленным Амоном Такомпсо (Tkmps) (105, с. 128). Это самый ранний источник, в котором упоминается Такомпсо (совр. Дерар), служивший в греко-римское время южной границей Додекасхойна. Упоминание Амона Такомпсо свидетельствует о том, что в самой Северной Нубии уже было святилище, ему посвящённое. О времени его появления не известно. В целом же, характеризуя надписи этого времени, можно сделать вывод, что, несмотря на восприятие и соблюдение многих египетских традиций и формул, в храмах Куша вырабатывались собственные религиозные учения. Вместе с тем, когда речь идет о Египте, о признании возможности господства над ним, цари XXV династии включали в свои надписи имена и эпитеты Амона строго по египетскому образцу, в чем неоднократно можно было убедиться на примере стелы Пианхи. Тахарка же назван возлюбленным Амоном-Pa Обеих земель в надписи 19-го года его правления, в Баб Калабше. В надписи говорится о сооружении им "дороги для быков в пустынной земле Запада" (232, с. 211). Эта дорога, возможно, была сооружена в связи с экспансией Тахарки в Египет, так как в надписи подчеркивается благоволение к Тахарке Амона-Pa, владыки тронов Обеих земель. Ф.Хинце справедливо полагает, что эта надпись (в числе еще двух) была оставлена проходившей здесь на север армией (130, с. 330-331).

МЕРОИ́ТСКОЕ ЦА́РСТВО, древнее государство на территории современного Судана с 7-6 в. до н. э. до 8-9 вв. н. э. со столицей городом Мероэ. Включало территорию исторической области Куш (Каш).

После завоевания Египта Ассирией в 671 до н. э. на территории исторической области Куш образовалось царство с центром в городе Напата. Во второй половине 6 в. до н. э. столица государства была перенесена в Мероэ (отсюда Мероитское царство). После перенесения столицы Напата сохранила значение религиозного центра. Здесь располагались царские гробницы — пирамиды, проводилась коронация царей, избрание которых утверждалось жрецами. Около середины 3 в. до н. э. царь Эргамен (Ирк-Амон) положил конец политическому влиянию напатских жрецов, которые до того имели возможность низлагать неугодных им царей и выдвигать кандидатуры их преемников. Сохранились сведения о том, что царь эллинистического Египта Птолемей IV и царь Мероэ Эргамен поддерживали постоянные дипломатические связи. С этого времени власть царя, как полагают, становится наследственной, Мероэ превращается также в религиозный и культурный центр.

Мероитское царство не было централизованной деспотией: царю подчинялись многочисленные племена, населявшие оазисы, степи и полупустыни, примыкавшие к руслу Нила, каждое из племен возглавлялось вождем или царем. Значительную роль в политической жизни страны играла мать царя, так называемая кандака. Основным занятием жителей Мероитского царства являлись скотоводство и охота, так как земель, пригодных для земледелия, в Эфиопии было мало. В источниках античного времени Мероитское царство часто называют «Нильская Эфиопия».

В период персидского господства в Египте Мероитское царство утратило ряд своих северных территорий. Во 2-1 вв. до н. э. в связи с упадком политического могущества державы Птолемеев и обострением социальной борьбы внутри Египта Мероитское царство стало вмешиваться в египетские дела, поддерживая народные движения на юге Египта. Когда римляне в 30 г. до н. э. овладели Египтом и население Фиваиды пыталось организовать им отпор, поднимая восстания, отряды эфиопов под предводительством кандаки вторглись в Египет, но были были отброшены, а египтяне усмирены. В 23 г. до н. э. войска римлян во главе с префектом Гаем Петронием овладели Напатой, присоединили северную Эфиопию к римской провинции Египет. С 3 в. н. э. царство начало приходить в упадок. На территории Мероитского царства образовались государства Алоа, Мукурра, Нобатия.

Искусство Мероитского царства, как и религия, характеризуется сочетанием египетских и местных африканских традиций. Сохранились внушительные развалины храмов в Нага — храм Амона, храм Апедемака (львиноголового бога) (1в. до н. э. — 1в. н. э.) и пирамиды в Напате и в Мероэ, архитектурный комплекс в Муссаварат эс-Суфра, семиметровые статуи царей в каменоломнях Томбоса и на острове Арго. В архитектуре с 2 в. до н. э. чувствуется влияние эллинизма и Рима (статуя в т. н. «римской бане» в Мероэ). О мастерстве мероитских ювелиров можно судить по кладу из погребения царицы, найденному в 1834 в ее гробнице (имя царицы неизвестно). Высоким уровнем отделки отличалась мероитская тонкостенная керамика, в росписи сосудов сочетались египетские и античные мотивы с местными.

В мероитский пантеон, помимо египетских богов, таких как Амон, Исида, Осирис, Гор, входили и местные боги, в т. ч. бог войны Апедемак. В Мероэ был распространен культ солнца, которому, по всей видимости, был посвящен один из раскопанных храмов. Мероитская письменность, созданная на основе алфавита из 23 букв, до сих пор остается нерасшифрованной (кроме некоторых слов), мероитский язык, предположительно, близок к нубийскому.



1. Реферат Прогнозирование и планирование как функции менеджмента
2. Курсовая на тему Роль общения в формировании личности 2
3. Реферат Мышление 5
4. Контрольная работа на тему Общественный и государственный строй реформы
5. Диплом на тему Управління ліквідністю комерційного банку
6. Реферат Конфликтология и управление конфликтами
7. Сочинение на тему Шолохов м. а. - Мастерство изображения природы
8. Курсовая Информационные системы маркетинга 2
9. Доклад Организация производства лицевого кирпича
10. Реферат на тему Mozart Essay Research Paper Yekaterina TodikaWolfgang Amadeus