Доклад Каким был в жизни автор Толкового словаря русского языка Д.Н. Ушаков
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
ГОУ СПО ЭТК №22
Доклад на тему: «Каким был в жизни автор «Толкового словаря русского языка» Д.Н. Ушаков?»
Выполнила: Гаврикова И.А.
Студентка 239гр
Москва,2009
Ушаков Дмитрий
Николаевич.
Филолог, составитель 4-томного Толкового словаря русского языка
Ушаков Дмитрий Николаевич [12.01.1873, Москва, – 17.04.1942, Ташкент], русский языковед, член-корреспондент АН СССР (1939).
24 января 1873 года, в Москве, в семье Николая Ушакова родился сын, которого назвали Дмитрием. И пусть сейчас кто-то без особого почтения относится к слову «интеллигент», но именно в такой, интеллигентной ячейке общества и воспитывался будущий филолог. Его дедушка по матери – Дмитрий Петрович Новский, в честь которого и был назван малыш, был известнейшим человеком своего времени – протопресвитером Большого Успенского собора Кремля, членом Московской конторы Святейшего Синода. Ровно за 40 лет до рождения внука он был возведен в сан протоирея самим митрополитом московским Филаретом.
Дмитрия-младшего воспитывали в строгости, особо не баловали, главным методом убеждения были не розги и не отцовский ремень, а личный пример родителей, которые никогда не обманывали ребенка даже в самом малом и с малолетства учили отвечать за свои поступки.
В семье Ушакова всегда звучала правильная речь. Причем мама старалась, чтобы одни и те же слова в течение дня повторялись как можно реже, она сама занималась подготовкой сына к школе, а потом и к поступлению в Московский университет. Но помимо русского языка Дмитрий очень любил рисовать. К тому времени, когда он окончил школу, у него накопился не один альбом с зарисовками, эскизами и портретами родных и близких. Глядя на это творчество, большинство из гостей не сомневалось – из парня вырастет прекрасный художник.
Но он сделал свой выбор еще во время обучения в университете. И не последнюю роль в этом сыграл известный российский филолог Филипп Федорович Фортунатов, который разглядел в своем ученике пытливого исследователя. Притом он всегда учил Ушакова заниматься не только тем, что ему больше всего нравится, а вещами, которые вроде бы не имеют никакого отношения к интересам сегодняшнего дня, но без них не построить фундамента будущего.
Именно Филипп Федорович предложил Ушакову тему кандидатской диссертации «Склонения у Гомера». Кому они были нужны, на первый взгляд? Но Фортунатов знал, что если будущий кандидат наук сумеет разобраться в хитросплетениях языка великого грека – это станет своеобразной нитью Ариадны, которая выведет Дмитрия из любых лабиринтов русского синтаксиса и орфографии.
Второй человек, который оказал огромное влияние на молодого Ушакова – дедушка его супруги, известнейший публицист, редактор газеты «Московские ведомости» Валентин Федорович Корш. Дмитрий с женой Александрой любили бывать в гостях у знаменитого дедушки, и он, почувствовав искренний интерес молодых, старался поделиться всем, чем знал…
С благоверной Дмитрию Николаевичу очень повезло. Это была настоящая родственная душа, не жалеющая ничего ради творчества мужа. Поговаривали, что заслуги Александры Николаевны в первом же очень значительном труде Ушакова, который назывался «Русское правописание» и был издан в 1911 году, трудно переоценить. Она была моложе мужа на семь лет.
Ей и в самом деле приходилось нелегко. В семье было четверо детей (три дочери и сын), и каждый ребенок требовал к себе не только внимания, но и понимания. А главное, нужно было оградить Дмитрия Николаевича от шума и гомона детей, особенно в те минуты, когда он работал.
Надо сказать, что Ушаков был не только выдающимся филологом и языковедом. У него был, прежде всего, несгибаемый дух, и однажды приняв решение, Дмитрий Николаевич редко от него отступал. Это проявилось еще в университете. Казалось бы, блестящее будущее своему ученику Филипп Фортунатов обеспечит при любом раскладе, оставив на кафедре. Но не тут-то было – Ушаков принимает решение преподавать в школе. И не в какой-то престижной, где очень легко «засветиться» перед сильными мира сего. Он устроился учителем в школе Александровского приюта и Николаевском сиротском приюте.
Дмитрий Николаевич не был ученым сухарем. Он многое умел делать собственными руками, например, однажды он самостоятельно сложил печь. А помимо этого он вполне знал слесарное и столярное дело, никогда не приглашал электротехника, даже если нужно было починить сложный прибор.
В советские времена, он не побоялся написать письмо Сталину, в котором защищал своих учеников и других выдающихся ученых, обвиненных в космополитизме и осужденных только за то, что родились евреями.
Над самым главным своим трудом – «Толковым словарем русского языка» Дмитрий Николаевич работал в течение пяти лет – с 1935 по 1940 год. Возможно, кто-то на его месте работал быстрее, но Ушаков был скрупулезен, он считал, что пропустить хотя бы одно слово – великий грех перед будущими поколениями. На свет появился словарь, восполнивший существенный пробел в описании развития русского языка в ХХ веке. Этот словарь отнесен специалистами к числу обязательных в перечне словарных изданий XIX-XX веков, то есть таких, без которых картина современного русского языка будет неполной.
Когда началась Великая Отечественная война, филолог был в почтенном возрасте, ему было уже 68 лет. Он хотел остаться в Москве, но его уговорили отправиться в эвакуацию. Переезд был тяжелый, тоска по родной столице, которую он покидал редко, невыносима. Болезни обострились, и 17 апреля 1942 года Д.Н. Ушакова не стало. Его супруга, Александра Николаевна, пережила мужа на 12 лет и ушла из жизни в 1954 году. Они были вместе без малого 40 лет.
Всю жизнь Ушаков изучал, пропагандировал, защищал живое русское слово - и диалектное, и просторечное, и литературное. Он был известен и как блестящий лектор, умел просто и доходчиво рассказать о сложных языковых явлениях. Речь его была настолько изящна и колоритна, что доставляла слушателем эстетическое наслаждение.
Список используемой литературы:
1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание, 1979
2. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты, 1997
3. Якобсон Р. О. Работы по поэтике, 1987
4. www.wikipedia.ru