Доклад

Доклад на тему Космизм и экология опасности крайних позиций

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-04-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024


Д. П. Пашинина

Говоря об экологизме и космизме, как правило, рассматривают два эти направления как противоположные и даже противостоящие друг другу. Сторонники такого разведения основывают свою позицию на том, что космизм, как явление чисто западное, исходит из идеи человека как управителя мира, а экология, напротив, говорит о подчиненной роли человека, делая акцент на незначительности его места в природе (а вернее - на том, что это место должно быть незначительным) и в бытии в целом.

Если рассмотреть принципы глубинной экологии, то видно, что ее представители считают необходимым принять во внимание (и действовать соответственно принятому), что:

1) процветание всех форм жизни ценно само по себе;

2) люди не имеют права понижать это разнообразие и богатство форм жизни (кроме случаев удовлетворения жизненно важных потребностей);

3) процветание этих форм жизни возможно только при условии снижения человеческой популяции (причем, даже называется конкретное число, до которого надо "уменьшиться"!);

4) нужно изменить политику и повлиять на базовые экономические, технологические и другие процессы.

Помимо этого, глубинными экологами также неоднократно подчеркивается необходимость "радикального сдвига" в наших взаимоотношениях с природой, и указывается на то, что "мы должны измениться".

Если взглянуть затем на принципы космизма, то здесь сразу видно, что они основаны на идее регулирования, Космисты (тот же Соловьев, Федоров) говорят о нарушенной гармонии с миром и о необходимости восстановить эту гармонию. Активное вмешательство? Но оно так же и даже в меньшей степени активно, чем-то, что предлагают экологи, говорящие о "радикальном сдвиге".

Говоря о своих философских фундаментах, которые они находят в восточных учениях, и в частности в учении о недеянии, экологи преобразуют эту базу престранным образом. Попадая на западную почву, эта основная идея вдруг и сразу приобретает деятельностный характер. Сокращение численности населения - это разве не активное вмешательство? Ведь, резко сокращая численность одной из популяций, мы тем самым провоцируем ненормальный, гипертрофированный рост других и, одновременно, невольное и тоже неестественное сокращение третьих. И каков будет результат всего этого действования - еще очень большой вопрос. Где же здесь недеяние, где восток? Скорее, это напоминает о теории перенаселения Мальтуса - давней западной теории, периодически возрождающейся то тут, то там. А изменение политики с тем, чтобы повлиять на базовые экономические, технологические и другие процессы, - ведь это же, тем не менее, остается изменением, как бы мы его ни называли, это - самое, что ни на есть, "вмешательство", "вторжение" в течение природных процессов, ибо совсем убрать технологии мы не можем, а будем лишь производить некоторые замены, внося в природу и в наши с ней взаимоотношения то самое изменение, против которого вроде бы и выступают экологи. Не говоря уже о том, что пункты 1 (о разнообразии форм жизни и ценности каждой из них самой по себе) и 3 (о необходимости сокращения нашей численности) вообще не согласуются друг с другом, вернее, - пункт 3 представляет собой грубейшее нарушение пункта 1.

Таким образом, активная позиция присуща обеим идеям. Она лишь носит иной знак действования, и не более того. И если присмотреться к этим двум теориям попристальнее, можно заметить, что у них вообще довольно много общего:

1) общая цель - выживание человечества (только космизм предлагает пойти путем "расширения", чтобы "объять" весь мир, а экологи - путем "сжатия", чтобы стать неприметнейшей из частей этого мира);

2) общие средства - разумное регулирование (правда, нельзя не отметить совершенно различное понимание "разумного" в этих двух направлениях);

3) общий лозунг - "мы должны измениться";

4) в конечном итоге, общий результат. В первом случае, при подходе космизма, мы превратимся в "зеленые листья", а значит человек превратится в "ничто", возвысившись над природой. А во втором случае, при экологическом подходе, мы придем к этому же вследствие нашего самоустранения из природы (дабы не мешать другим формам жизни);

5) безусловно, общая проблема, та данность, из которой и исходят оба течения - нарушение гармонии, только гармонию представители этих течений понимали по-разному, а потому и "регулирование" первого варианта, то есть космизма, кажется неприемлемым для второго течения, экологов, ибо они принимают только некоторое завуалированное регулирование, регулирование, отправной точкой которого является не осознание собственной значимости и величины своего места, но напротив, - собственной незначительности и малости и соответствующее этому осознанию поведение. Но что это, по существу дела, меняет? Ведь изменение - это всегда изменение, и регулирование всегда остается регулированием независимо от того, сознательно ли оно производится или нет, в самоутверждении субъекта как творящего это изменение или же в его самоуничижении как твари, причастной к этому изменению.

То, что мы являемся частью мира природы - факт, который бессмысленно отрицать. Но, являясь ее частью, хотим мы того или нет, мы воздействуем на нее уже одним своим присутствием в этом континууме природного бытия. Более того, это воздействие всегда активно, по своему определению, ибо оно изменяет существующий в мире порядок вещей, изменяет его постоянно и неуклонно, - каждый наш шаг несет в себе изменение. Если бы нас не было в этом мире, то мир был бы другим, но мы есть и мы делаем его таким, каким он является. А следовательно, мы в любом случае являемся "регуляторами" природы, также как и она является нашим "регулятором".

Эта мысль о нашей ответственности за изменения в этой сложной системе должна быть усвоена нами раз и навсегда, как таблица умножения, как алфавит нашей жизни. И именно здесь, в этой мысли, видится точка пересечения космизма и экологии.

Однако осознать - это еще не все. Ибо и космизм, и экологизм прекрасно это осознают, но приемлемы ли те крайние варианты, которые только что были здесь рассмотрены? Ведь, в сущности, и наше "распространение", и наше "снижение популяции", в конечном итоге, ведут не к выживанию, а к еще большему нарушению баланса, который и без того уже давно находится за критической чертой. Ибо обе эти позиции в том виде, в каком они были здесь обрисованы, представляют собой две крайности, два полюса, выросшие из сходной посылки, а крайности никогда не приводят ни к чему хорошему. В обоих случаях представлена некая философская установка, идеализация, которая может со временем превратиться в идеологизацию, как это уже случилось в свое время с одной из идеализации, социальной утопией, давшей нам вместо обещанного коммунизма неизвестно что, и если это произойдет в данном случае, то ничего хорошего ждать не приходится. В самом деле, в случае с космизмом, даже если и допустить, что наше развитие в сверхличностей возможно и благостно (что на самом деле тоже еще весьма спорный вопрос), то нет никакой возможности осуществить все это гиперрасширение: идеи остаются идеями, но реальность ставит свои условия. Во втором случае, с экологизмом (я специально подчеркиваю, что речь идет не о практической экологии, а об идеологии, причем о наиболее глобальной и однозначной ее формулировке) мы теряем всякую цель жизни - а какая вообще может быть жизнь без цели? В теории, наверное, может, но в реальности - никоим образом. Поэтому опасность заключается именно в том, что, взяв на вооружение красивый идеал, мы неизбежно приходим к трагедии, следуя как первой, так и второй теории. Может быть, поэтому стоит посмотреть на их общие моменты и выбрать некий средний умеренный путь, "золотую середину": не господство и не самоустранение, но равное положение в постоянно изменяющейся системе мира, положение элемента, который сам изменяет систему и себя самого и приспосабливается ко всем ее изменениям, идущим от "колебаний" других элементов.

Может быть, тогда мы смогли бы достигнуть равновесия в природе и космосе и нашей с ними гармонии. Ведь именно на это и направлены все устремления экологов, призывающих оглянуться вокруг, задуматься о результате своих действий, умерить свои запросы и научиться просчитывать свои ходы, чтобы не проиграть эту сложную шахматную партию, в которую мы давно уже играем - нет, не с природой, отнюдь! - с самими собой.

Эти советы-предупреждения заложены, на самом деле, и в космизме, и в экологическом движении. Но мы не всегда видим их ясно и четко, без наслоений последующих пластов идей об антропо- или биоцентризме. Нужно научиться слушать свои шаги в этом мире и их эхо во Вселенной. Кто главнее - человек или природа - да так ли уж это важно? Зачем в области наших взаимоотношений с природой искать обязательно какой-либо центризм, может быть, лучше быть "поближе к земле" и постараться на практике сосуществовать с миром как можно более гармонично, стараясь причинять минимум ущерба и себе, и всему окружающему?

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fund-intent.ru/



1. Реферат на тему Зейский государственный природный заповедник
2. Реферат Чилийский фламинго
3. Доклад на тему Дослідження особливостей емоційного розвитку особистості
4. Реферат на тему Aboriginal Self Government And The Canadian Justice
5. Контрольная работа Экзогенные процессы в земной коре Подземные воды и льды криолитозоны
6. Контрольная работа Экономико-статистический анализ оплаты труда
7. Реферат Длинные циклы в экономике
8. Реферат на тему Deterioration Of Macbeth Essay Research Paper Santiago
9. Реферат Регулятор температуры
10. Реферат Формирование механизма управления управления электронной коммерцией на предприятиях промышленных