Шпаргалка на тему Предмет культурологии
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2013-12-02Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
- Предмет культурологии. Основные понятия и определения культуры. Материальная и духовная культура.
Культурология:
Теория культуры (философия культуры)
Мировая художественная культура (история культуры МХК)
В отличие от философии Культурология оперирует не только абстрактными понятиями, но, прежде всего артефактами (все что искусственно сделано) – все вещи, процессы, предметы, созданные человеком. Предметом культурологии является культура в единстве и уникальности различных культурных миров происходящих в них процессов. Актуальность культурологии в том, что:
1. возросла роль сферы обслуживания (сервис, менеджмент).
2. сегодня основным фактором является профессионализм и нравственность .
3. общество становится более открытым, демократичным.
Сейчас существует около 500 толкований культуры. Культура (с лат.) – обрабатывать, возделывать (почву). Впервые термин «культура» встречается в произведениях римского философа Цицерона ( 45 г. До н. э.). В 18 веке термин «культура» приобрел элитарный характер и означал цивилизованность. Современный смысл термина «культура» приобрел только в 20 веке и утратил прежний элитарный и вообще оценочный характер. «Культура» - это характеристика определенных исторических эпох, народов или наций. «Культура» - это степень умственного и нравственного развития, присущая кому-либо.
«Культура» - это все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой.
«Культура» - это совокупность материальных и духовных ценностей.
Материальная культура – это вещественные результаты труда человека (артефакты) – дома, предметы быта, одежда.
Духовная культура – мифы, религия, искусство, литература, наука обряды, обычаи, традиции.
Сегодня происходит все большая интеграция материальной и духовной культуры. Психоаналитическая концепция разработана в первой половине 20 века Зигмундом Фрейдом. Сущность ее в том, что культура – продукт сублимации (с лат. возвышаю) сексуальной энергии человека, переключение сексуальной энергии на более высокий социальный уровень. Религиозная концепция разработана Павлом Флоранским и Николаем Бердяевым. По ней культура сформировалась из первоначальных культов – захоронение предков стало осознанием смерти и желанием преодолеть ее. Игровая концепция основана Хёизингой – «Человек играющий». По ней: игра старше культуры и сопровождает ее всегда.
Функции культуры:
- познавательная
- функция исторической преемственности
- коммуникативная
- интегративная
- социализирующая
- нормативная
- ценностная
- компенсаторная
- релаксационная
- Морфология (структура) культуры.
- Хозяйственная культура
- Правовая культура
- Политическая культура
- Научная культура
- Религиозная культура
- Художественная культура
- Культура СМИ
- Информационная культура
- Культура образования
- Сексуальная культура
- Культура физического развития
- Медицинская культура
- Культура отдыха, релаксации.
по отношению к религии
1. Религиозные
2. Светские
- религиозная принадлежность
- этническая культура
- принадлежность к историческому типу общества
- хозяйственный уклад
- сфера деятельности
- связь с территорией
1. Сельская
2. Городская
- по уровню мастерства
Уровни и виды культуры:
- Народная культура
- Массовая культура
- Элитарная культура
- Субкультура и контркультура
Народная культура – это культура, адресованная широким кругам общества и включает самые разнообразные элементы: мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки итд. Народная культура: Фольклорная – описывает прошлое. Популярная – описывает сегодняшнее. Народное искусство – песни, сказки, итд. Существует народная медицина, народная педагогика.
Массовая культура – (поп-культура) эта культура отличается безвкусицей, штампом, носит упрошенный характер, развлекательный характер и очень подвержена моде. Зародилась в США на рубеже 19-20 веков, основателями считаются бизнесмены Голливуда. Массовая культура носит коммерческий характер, ориентирована на широкую публику, для распространения массовой культуры используются СМИ, для массовой культуры характерна стереотипность, шаблонность.
Элитарная культура – высшая культура. Создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и классическую литературу. Как правило элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком . Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства».
Типы культур:
- религиозная (отношение человека к Богу);
- культурная в узком смысле, заключающая отношение человека к миру (эстетическая, теоретическая, научная, техническая, промышленная);
- политическая;
- общественно-экономическая.
- человеко - творческая или гуманистическая
- трансляция социального опыта
- познавательная (гносеологическая)
- регулятивная (нормативная)
- семиотическая или знаковая
- ценностная или аксиологическая
4.Массовая культура.
Массовая культура – (поп-культура) эта культура отличается безвкусицей, штампом, носит упрошенный характер, развлекательный характер и очень подвержена моде. Зародилась в США на рубеже 19-20 веков, основателями считаются бизнесмены Голливуда. Массовая культура носит коммерческий характер, ориентирована на широкую публику, для распространения массовой культуры используются СМИ, для массовой культуры характерна стереотипность, шаблонность.
- Элитарная культура.
- Субкультура и ее особенности.
- Контркультура и ее особенности.
- Культура и цивилизации: соотношения понятий. Сходство и различие. Цивилизационный подход к историческому процессу.
Типы цивилизаций:
- цивилизации могут различаться по господствующему типу хозяйственной деятельности: земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные;
- по принципу естественно-географической среды, взаимодействия с другими цивилизациями можно выделить открытые и закрытые или интровертные и экстравертные цивилизации;
- сельскохозяйственные, индустриальные, постиндустриальные цивилизации;
- традиционные и техногенные.
- О. Шпенглер и его взгляды на историю и цивилизацию.
- Теория Тойнби о развитии истории. Его взгляды на проблему цивилизаций.
- Понятие религии и ее ранние формы: анимизм, фетишизм, тотемизм, магия.
Функции религии:
- Компенсирующая (обращаясь к религии, человек стремился найти в ней утешение)
- Интегрирующая.
- Контролирующая (с помощью определенных ценностей, установок и т. д.)
- Общая характеристика мировых и локальных религий.
1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);
3) милостыня в пользу бедных (закат);
4) пост в месяце рамадан (саун);
5) паломничество в Мекку(хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание — сунна. Основные направления — суннизм и шиизм. В 10 в. создана система теоретического богословия — калам; правовая система ислама разработана в шариате. В 8-9 вв. возникло мистическое течение — суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.
ХРИСТИАНСТВО, одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (см. Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства — Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.
Локальные религии:
Этнические религии
Однонациональные религии
Иудаизм – еврейская религия, Интаизм – японская религия.
- Структурные элементы религии: сознание, деятельность, организации.
- Религиозное сознание – одна из форм общественного сознания, характеризующееся верой в сверхъестественное и мышлением локально.
- Предметно – практическая деятельность производственных средств культа: иконы, кресты и другое. В духовно-практической деятельности – это СМИ, богослужения, в семье – это духовно – информационная деятельность, толкования и комментарии богословских учений, культовая деятельность современных религиозных обрядов – крещение, причащение.
- Религиозные организации – по американскому социологу Семелзеру существует 5 форм религиозных организаций:
Секта – оппозиционеров внутри какой-либо религии, не удовлетворяет сущности в церкви положительных дел, выдвигает новые идеи, ведущие к обособлению от основной религии.
Деноминация – занимающая промежуточное положение между церковью и сектой, может возникнуть внутри какой-либо религии.
Вероучение – систематизация изложения содержания веры, святые тексты.
Культ (почитание) – крайняя форма секты.
- Буддизм – мировая религия.
- дряхлый старик - символ старости.
- прокаженный, измученный болезнями – символ страданий.
- похоронная процессия – символ смерти.
- нищий монах – символ бедности.
1. В мире существует страдание, неудовлетворенность, несчастье, вызванное тем, что у нас нет того чего мы хотим.
2. Причина наших страданий – наши желания.
3. Существует прекращение страданий – Нирвана (затухание, угасание).
4. Путь, ведущий к Нирване – восьмеричный, восьмиступенчатый срединный путь, рекомендующий избегать крайностей между аскетизмом и удовольствием:
1. Правильная вера
2. Правильная религия
3. Правильная речь
4. Правильное поведение
5. Правильная мысль
6. Правильный образ жизни
7. Правильные усилия, стремления
8. Правильная медитация
В буддизме существует концепция дхармы (первичные элементы, из которых состоит все сущее, они психологического свойства и связаны с сознанием человека). После смерти человек распадается на дхармы, которые несут информацию о его прошлой жизни, и из них формируется новая сущность. Полная версия буддийского учения – Трипитака (три корзины). Центральной идеей буддизма является то, что человек способен разорвать цепь перерождений, вырваться из мирового круговорота и прекратить свои страдания. В буддизме сложилось два течения: Хинаяна и Махаяна. Хинаяна – «малая колесница» или узкий путь спасения, по учению Хинаяна Нирвану могут достичь только монахи-аскеты, распространено это направление на юге Индии и Юго-Восточной Азии. Махаяна – «большая колесница» или широкий путь к спасению. По учению Махаяны Нирвану могут достичь все верующие, распространено оно на Севере Индии.
- История возникновения христианства и его общая характеристика.
- Католицизм. Особенности вероучения и культа.
Особые вероучения культа и церковные органы католицизма:
- Источником вероучения признают не только Библию, но и священное писание.
- Филиокве – догма об исхожденьи Святого Духа от Бога отца и Святого сына.
- Целибат – безбрачье духовенства, возникло в 7 в. Папа Григорий 7.
- Учение о чистилище возникло в 15 веке.
- Индульгенция – право духовников отпускать грехи.
- Культ почитания Богородицы. Дева Мария – непорочное зачатие Девы Марии (папа Пий).
- Запрет разводов.
- Григорианский стиль опережает православный календарь на 13 дней.
- В католицизме существует единый центр всех церквей – Ватикан (население 2000 человек)
- Богослужение у католиков сопровождается музыкой (месса).
- Крестное знамя совершается у католиков 5-ю пальцами слева на право и сверху вниз.
- Католики молятся сидя.
- Главный праздник – Рождество.
1. Крещение. При крещении католики окропляют водой и дают имя крестителя.
2. Конфирмация – миропомазание, обряд приобщения к церкви ребенка.
3. Причащение хлебом и вином (хлеб пресный).
4. Таинство покаяния совершается в форме исповеди.
5. Таинство брака.
6. Соборование – исповедь тяжело больного или умирающего.
7. Священство, т.е. посвящение человека в сан священнослужителя.
- Православие. Особенности вероучения и культа.
Особенности таинств православия:
- При крещении три раза погружают в купель.
- Миропомазание в младенчестве.
- Причащение (хлеб, квас, просвирня).
- Литургия – богослужение у православных.
- Почитание иконы и более широкое распространение монашества.
- Крестное знамя трехперстное.
- Молятся стоя.
- Поклоняются шести или восьмиконечному кресту.
- Православное духовенство делится на черное и белое: белое – священники, вступившие в брак, прежде чем вступить в сан. Черное – монашество, принявшее обет безбрачия.
- Юлианский календарь.
- Главный праздник – Пасха, первое воскресенье после первого весеннего полнолуния с 4 апреля до 8 мая.
- Протестантизм. Особенности вероучения и культа.
Требование реформаторов:
- Дешевая церковь, т.е. сокращение обрядов. Оставить только крещение и причащение.
- Богослужение на местном языке.
- Отмена индульгенции и целибата.
- Отмена пышного культа.
- Только Библия.
- Непризнание Культа Богородицы.
- Отсутствие поклона иконам.
- Богослужение носит упрощенный характер.
- Их число сведено к двум.
- Нет монашества и монастырей.
- Лютеранство.
- Баптизм.
- Атликанство.
- Анабаптизм.
- Адвентизм.
- Кальвинизм.
- Методизм.
- Пятидесятничество.
- Возникновение ислама и его общая характеристика.
- Основные догматы ислама.
- Шадха – «вера в то, что нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммад – посланник Аллаха.» Все молитвы начинаются с этой строки.
- Ежедневное пятикратное совершение молитвы – намаз (персидский), салам (арабский). Нужно молится, повернувшись в сторону Мекки, перед молитвой принято было совершать омовение. Женщины должны покрывать голову платком, мужчины тюбетейкой, также нужно разуться.
- Милостыня в пользу бедных.
- 30-ти дневный пост, воздержание от еды в месяц Рамадан (9-ый месяц по лунному календарю). Рамадан – в этот месяц пророк получил первые откровения, поэтому месяц священный. Воздержание от курения, алкоголя, интимных отношений. В это время не проводят культурно – развлекательных мероприятий, люди становятся более пассивными. Пост дисциплинирует мусульман, приучает приспосабливаться к чрезвычайным обстоятельствам. Могут не поститься беременные, больные, слабые. Лунный календарь отстает на 10-11 дней от нашего. Сезоны идут так: зима, осень, лето, весна. По мусульманскому календарю сейчас 1426 год. Летоисчисление начинается с 622 года, когда пророк Мухаммед переехал из Мекки в Медину, там он и умер.
- Паломничество в Мекку (Хадж). Паломничество в Мекку (город, в Саудовской Аравии), хоть раз в жизни к главной мусульманской святыне – Кабба. Это мечеть, где находится черный камень (высотой 15 метров, из серого гранита на мраморном фундаменте, покрыт черной или белой тканью), находится в восточном углу мечети. После паломничества мусульманин получает титул хаджи с правом ношения зеленой чалмы.
Мусульманские праздники:
Ураза-Байрам – праздник в честь окончания поста в месяц Рамадан. Празднуют 3 дня. Курбан-байрам – праздник жертвоприношения. Празднуется через 70 дне после окончания поста в последующий день хаджа. Священный день – пятница. Основные направления в исламе – Суннизм и Шиизм. Шииты – партия пророка Али, они утверждают, что власть в мусульманской общине может принадлежать только кровным родственникам пророка Мухаммеда. Почитают только Коран и поклоняются пророку Али. Али – двоюродный братии зять пророка Мухаммеда. Сунниты поклоняются Сунне (священное придание, приложение к Корану). Поклоняются и боготворят только пророка Мухаммеда. 90 % мусульман являются суннитами.
- Индуизм и культура Древней Индии.
- Ведическая – основы этой религии заложены в ведической религии, которую принесли арийские племена, вторгшиеся в Индию во втором тысячелетии до н. э. Они принадлежали к индоевропейцам. На этом этапе главным литературно-философским сборником древне –индийской мысли были Веды («знания»). Веды состоят из четырех текстов, это:
- тексты песнопений
- сборник жертвоприношений и молитв
- книга заклинаний.
2. Второй этап – Брахманский. Он пришел на смену Ведическому в первом тысячелетии до н. э. В этот период произошла социальная дифференциация общества. Появилось 4 сословия:
1. Сословие брахманов (жрецы).
2. Кшатрии (воины).
3. Вайшья (ремесленники, крестьяне).
4. Шудра (рабы).
Брахманы – ученые люди, жрецы, совершали обряды жертвоприношения в честь богов и комментировали Веды. В этот период появляются Упанишады («сидеть рядом с учителем») – религиозно-философские комментарии вед, поясняющие смысл священных текстов, появились они в 8-6 веке до н. э. В Упанишадах излагается учение о единстве Атмана (субъективное начало, индивидуальная душа, «Я» и Брахмана – мировая душа, абсолют). Разработана концепция сансары и кармы. Сансара – круговорот, концепция перевоплощения души, перехода из одного рождения в другое. Карма (возмездие) – закон нравственного воздаяния, при котором сумма совершенных человеком поступков добрых, злых, мыслей, предопределяет характер его нового рождения и дальнейшего существования, пол, срок жизни и социальный статус. Три главных бога: Брахма – верховный бог имеет 4 лица, 8 рук, верхом на гусе. Вишну – олицетворяющий светлое начало, выполняет охранительные функции, приносит людям помощь, избавляет от зла, изображается с 4-мя руками, в одной руке – бумеранг, в другой – ракушка, в третьей – лотос, в четвертой – булава. Его жена – Богиня Лакшни – богиня плодородия и символ красоты. Их сын – бог Кама (бог любви. Существую аватары Вишну: восьмая аватара Кришна (темно-синий, черный), выступает в виде божества – дитя. Шива – бог разрушитель, обновитель, а также приносящий удачу, счастье. Изображается погруженным в медитацию с серьгами из змей, 4 руки, 4-5 лиц, по середине лба третий глаз. У него есть жена – богиня Кали, у них сын – Ганеша, изображается со слоновьей головой, 4 руки, 1 бивень. Это бог-помощник, начиная какое-либо дело индийцы обращаются к Ганеше. В индуизме распространена практика заклинаний (тантризи). Мантра – особые формулы в виде магических заклинаний, с обязательным упоминанием имени какого-либо бога. Переводится как «освобождать ум». В основе мантр лежат стихотворные строки из вед. Священными животными считаются корова, змея, река – Ганг, цветок – лотос.
- Культура Древнего Китая.
Инь – женское начало (темное – север, земля, отрицательное, пассивное начало.)
Ян – мужское начало (светлое, небесное, положительное, активное, южное начало.)
Полярные силы, космические начала, задающие ритмику жизни и образующие гармонию, это взаимопроникающие начала. Равновесие мира, его баланс основывается на взаимодействии этих двух противоположных начал. У истоков китайской философии стоят два мыслителя: Лао-Цзы и Конфуций.
Джотто (1266-1337) – основоположник флорентийской школы живописи. Основным жанром были фресковые росписи. Центр внимания его живописи – образ Христа. «Поцелуй Иуды», «Христос и иуда», «Бегство в Египет». В литературе Данте Аливьери (1265-1321). Самая известная комедия – «Божественная комедия», три части: ад, чистилище, рай. Франческо Петрарка (1304-1374), известен своим сочинением – «Книга Тесеи».
Раннее Возрождение:
Живопись: Мазаччо – продолжатель Джотто (1401-1428), фрески «Грехопадение», «Изгнание из рая», «Троица». Сандро Батичеслли (1445-1510) – «Рождение Венеры».
Высокое Возрождение:
Художники: Леонардо да Винчи (1452-1519) – левша, он был: ученым, летописцем, скульптором, архитектором, математиком, изобразителем, астрологом, философом. Его картины: «Тайная Вечерия», «Джоконда». Рафаэль Санти (1473-1570) «Сикстинская Мадонна». Микеланджело Буаноротти (1475-1564), он был архитектором и скульптором, его картина «Страшный суд» - изображенная на Алторской стене Сикстинской капеллы в Ватикане, он архитектор собора Святого Петра в Риме.
39. Серебряный век русской культуры (конец XIX - начало XX вв.).
На рубеже XIX и XIX веков в искусстве ряда европейских стран зародилось новое течение. В России оно получило название «модерн». «Кризис науки» в начале века, отказ от механистических представлений о мире породили у художников тяготение к природе, стремление проникнуться её духом, отобразить в искусстве её изменчивую стихию. Следуя «природному началу», архитекторы отвергали «фанатизм симметрии», противопоставляя ему принцип «равновесия масс». Архитектура эпохи «модерна» отличалась асимметрией и подвижностью форм, свободным течением «непрерывной поверхности», перетеканием внутренних пространств. В орнаменте преобладали растительные мотивы и струящиеся линии. Стремление передать рост, развитие, движение было характерно для всех видов искусства в стиле «модерн» - в архитектуре, живописи, графике, в росписи домов, литье решёток, на книжных обложках. «Модерн» был очень неоднороден и противоречив. С одной стороны, он стремился усвоить и творчески переработать народные начала, создать архитектуру не показной народности, как в период эклектики, а подлинной. Ставя задачу ещё шире, мастера эпохи «модерна» добивались того, что и предметы повседневного обихода несли на себе отпечаток народных традиций. В этом отношении много было сделано кружком художников, работавших в Абрамцеве, имении мецената С. И. Мамонтова. Здесь трудились В. М. Васнецов, М. А. Врубель, В. Д. Поленов. Дело, начатое в Абрамцеве, было продолжено в Талашкине под Смоленском, имении княгини М. А. Тенишевой. Среди талашинских мастеров блистали М. А. Врубель и Н. К. Рерих. И в Абрамцеве, и в Талашкине действовали мастерские, выпускавшие мебель и бытовую утварь по образцам, изготовленным художниками. Теоретики «модерна» противопоставляли живое народное ремесло безликому промышленному производству. Для русской литературы и искусства начала XX в. было характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека. Писатели и художники учились смотреть на окружающий мир глазами своих героев. Пожалуй, никто лучше А. П. Чехова не умел это делать. Чеховское отношение к человеку становилось общепризнанным в литературе, живописи, театре. Не избежала этих веяний и скульптура. В начале XX в. она в значительной мере утратила монументальность и героичность, свойственные ей в XIX в. она стала более камерной, интимной. Ведущим жанром стал портрет. На рубеже XIX-XX веков в русской живописи происходили значительные перемены. Отходили на второй план жанровые сцены. Пейзаж терял фотографичность и линейную перспективу, становился более демократичным, основываясь на сочетании и игре цветовых пятен. В портретах нередко сочетались орнаментальная условность фона и скульптурная чёткость лица. В 1898 г. в Москве возникло «Товарищество для учреждения общедоступного театра». В числе его учредителей были фабрикант С. Т. Морозов, театральные деятели К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. В Каретном ряду был взят в аренду театр «Эрмитаж» - обветшалый и холодный зал. 14 октября 1898 г. здесь состоялся первый спектакль Московского художественного общедоступного театра. Была поставлена драма А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоанович». Создатели Московского художественного театра ставили перед собой три главные цели. Во-первых, привлечь в зал зрителя из простого народа, которому не по карману были билеты в императорские театры. Во-вторых, освежить репертуар, изгнав из него бульварную мелодраму и пустую комедию. В-третьих, реформировать театральное дело.
Ян – мужское начало (светлое, небесное, положительное, активное, южное начало.)
Полярные силы, космические начала, задающие ритмику жизни и образующие гармонию, это взаимопроникающие начала. Равновесие мира, его баланс основывается на взаимодействии этих двух противоположных начал. У истоков китайской философии стоят два мыслителя: Лао-Цзы и Конфуций.
- Конфуцианство в культуре Древнего Китая.
- Даосизм: теория, практика, отражение в литературе и искусстве.
- Культура Средневековой Японии.
- Иудаизм – национальная религия евреев: общая характеристика.
- Культура Древнего Египта.
- Культура Древней Греции: литература, архитектура, искусство.
- Культура Древнего Рима: литература, архитектура, искусство.
- Культура эпохи Средневековья: литература, архитектура, искусство.
- Культура эпохи Возрождения: литература, архитектура, искусство.
- В центре внимания культуры была человеческая личность.
- Секуляризация (светский)
- Происходит возрождение античной культуры
- Гуманизм
- Художественная культура итальянского Возрождения.
Джотто (1266-1337) – основоположник флорентийской школы живописи. Основным жанром были фресковые росписи. Центр внимания его живописи – образ Христа. «Поцелуй Иуды», «Христос и иуда», «Бегство в Египет». В литературе Данте Аливьери (1265-1321). Самая известная комедия – «Божественная комедия», три части: ад, чистилище, рай. Франческо Петрарка (1304-1374), известен своим сочинением – «Книга Тесеи».
Раннее Возрождение:
Живопись: Мазаччо – продолжатель Джотто (1401-1428), фрески «Грехопадение», «Изгнание из рая», «Троица». Сандро Батичеслли (1445-1510) – «Рождение Венеры».
Высокое Возрождение:
Художники: Леонардо да Винчи (1452-1519) – левша, он был: ученым, летописцем, скульптором, архитектором, математиком, изобразителем, астрологом, философом. Его картины: «Тайная Вечерия», «Джоконда». Рафаэль Санти (1473-1570) «Сикстинская Мадонна». Микеланджело Буаноротти (1475-1564), он был архитектором и скульптором, его картина «Страшный суд» - изображенная на Алторской стене Сикстинской капеллы в Ватикане, он архитектор собора Святого Петра в Риме.
- Художественная культура Северного Возрождения.
- Немецкое Возрождение: Мартин Лютер – инициатор реформации, он первый перевел Библию на немецкий. Альбред Дюрер – художник.
- Нидерланды: Питер Паул Рубенс, Рембрандт «Донная», «Ночной Дозор».
- Франция: Франсуа Рабье – «Пантагрюэль».
- Англия: Шекспир (1564-1616) – поэт, драматург, написал 37 пьес: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Много шума из ничего».
- Испания: Мигель де Сервантес (1547-1616): «Дон Кихот». Лабе де Вега – драматург: «Собака на сене». Диего Вилаские (1599-1660) –портретист. Эль Греко – художник.
- Европейская культура XVII-XVIII вв.
- Художественная культура романтизма XIX.
- Художественная культура реализма XIX.
- Особенности искусства импрессионизма и постимпрессионизма (конец XIX – начало XX века)
- Модернистские течения в художественной культуре: кубизм, сюрреализм.
39. Серебряный век русской культуры (конец XIX - начало XX вв.).
На рубеже XIX и XIX веков в искусстве ряда европейских стран зародилось новое течение. В России оно получило название «модерн». «Кризис науки» в начале века, отказ от механистических представлений о мире породили у художников тяготение к природе, стремление проникнуться её духом, отобразить в искусстве её изменчивую стихию. Следуя «природному началу», архитекторы отвергали «фанатизм симметрии», противопоставляя ему принцип «равновесия масс». Архитектура эпохи «модерна» отличалась асимметрией и подвижностью форм, свободным течением «непрерывной поверхности», перетеканием внутренних пространств. В орнаменте преобладали растительные мотивы и струящиеся линии. Стремление передать рост, развитие, движение было характерно для всех видов искусства в стиле «модерн» - в архитектуре, живописи, графике, в росписи домов, литье решёток, на книжных обложках. «Модерн» был очень неоднороден и противоречив. С одной стороны, он стремился усвоить и творчески переработать народные начала, создать архитектуру не показной народности, как в период эклектики, а подлинной. Ставя задачу ещё шире, мастера эпохи «модерна» добивались того, что и предметы повседневного обихода несли на себе отпечаток народных традиций. В этом отношении много было сделано кружком художников, работавших в Абрамцеве, имении мецената С. И. Мамонтова. Здесь трудились В. М. Васнецов, М. А. Врубель, В. Д. Поленов. Дело, начатое в Абрамцеве, было продолжено в Талашкине под Смоленском, имении княгини М. А. Тенишевой. Среди талашинских мастеров блистали М. А. Врубель и Н. К. Рерих. И в Абрамцеве, и в Талашкине действовали мастерские, выпускавшие мебель и бытовую утварь по образцам, изготовленным художниками. Теоретики «модерна» противопоставляли живое народное ремесло безликому промышленному производству. Для русской литературы и искусства начала XX в. было характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека. Писатели и художники учились смотреть на окружающий мир глазами своих героев. Пожалуй, никто лучше А. П. Чехова не умел это делать. Чеховское отношение к человеку становилось общепризнанным в литературе, живописи, театре. Не избежала этих веяний и скульптура. В начале XX в. она в значительной мере утратила монументальность и героичность, свойственные ей в XIX в. она стала более камерной, интимной. Ведущим жанром стал портрет. На рубеже XIX-XX веков в русской живописи происходили значительные перемены. Отходили на второй план жанровые сцены. Пейзаж терял фотографичность и линейную перспективу, становился более демократичным, основываясь на сочетании и игре цветовых пятен. В портретах нередко сочетались орнаментальная условность фона и скульптурная чёткость лица. В 1898 г. в Москве возникло «Товарищество для учреждения общедоступного театра». В числе его учредителей были фабрикант С. Т. Морозов, театральные деятели К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. В Каретном ряду был взят в аренду театр «Эрмитаж» - обветшалый и холодный зал. 14 октября 1898 г. здесь состоялся первый спектакль Московского художественного общедоступного театра. Была поставлена драма А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоанович». Создатели Московского художественного театра ставили перед собой три главные цели. Во-первых, привлечь в зал зрителя из простого народа, которому не по карману были билеты в императорские театры. Во-вторых, освежить репертуар, изгнав из него бульварную мелодраму и пустую комедию. В-третьих, реформировать театральное дело.