Шпаргалка

Шпаргалка Шпаргалка по Социологии 6

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024





1. Предпосылки возникновения социологии

Знакомство с социологией начинается с уяснения происхождения и значения термина «социология». Социология - наука об обществе. Термин введен в оборот впервые в XIX в. французским ученым О. Контом (1798 – 1857 гг.), который первым сделал заявку на создание этой науки как самостоятельной отрасли научного знания.

Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз "Порядок и прогресс", где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс - как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук.

Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал прежде всего необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое французский мыслитель предполагал лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

Классический период развития социологии. Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического "открытия" социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.
36. Молодежь, как соц.-демограф. группа

Молодежь - социальная группа, выделенная на основе возрастной характеристики, особенно-стей социального положения и других социально-психологических свойств.

Молодежь - социально-демографическая группа, находящаяся в период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему, его обновления.

Виды зрелости: социальная, интеллектуальная, физическая, эмоциональная, физиологическая.

Социальная зрелость - ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивный подход к ок-ружающему миру.

Проблемы молодежи:

1. алкоголизм (как следствие алкоголизма родителей - социальное сиротство детей, врож- денные аномалии у детей алкоголиков, тем самым накопление деградирующих эффектов в популяции)

2. наркомания (подавляющее большинство наркоманов (до 70%) - молодые люди от 20 до 30 лет; большая часть молодежи, употребляющая "радикальные" наркотики, не доживает до зрелого возраста; наркомания имеет тяжелейшие социальные последствия - рост пре-ступности, стремительный процесс деградации личности и потери трудоспособности)

3. преступность (в целом молодые люди от 14 до 29 лет совершают 57% всех зарегистриро-ванных преступлений)
16. Общество как социокультурная система

Понятие общества как социокультурной системы появилось в последние годы. Исходным тезисом в обосновании этого положения явилось то, что социальное взаимодействие рассматривается как фундамент общественной жизни.

Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные общности в условиях данной социальной среды. Индивид не может не подчиняться законам той социальной среды, в которую он включен. Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности, социализируется.

Общество отсюда рассматривается как социокультурная система, в которой вычленяются две основные подсистемы – социальная, представляющая собой совокупность социальных отношений и связей между людьми, и культурная, включающая в себя фундаментальные общественные ценности, идеи, символы, знания, верования и помогающая регулировать поведение людей.

Вся повседневная жизнь (и деятельность) протекает в определенных институтализированных рамках и в соответствии с некоторыми нормативами. И те, и другие существуют в виде устойчивых, разделяемых людьми представлений, обычаев, нравов, этикета.

Социокультурные нормы – относительно устойчивые образования, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия границы допустимого. Они уже носят обязательный характер. Их нарушение либо даже «пограничное» поведение с обязательностью вызывает социальные, в том числе, правовые санкции. Однако внутри нормативных пределов люди проявляют множественность вариантов поведения.

При социологическом анализе социального взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта: 1)            групповой характер общественной жизни; 2)поведение людей в группах, которое регулируется, направляется и упорядочивается определенной системой ценностей, норм, идей и правил.

Эти два аспекта социальной жизнедеятельности людей: общество (социальная система) и культура (система культуры), теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.
23. Понятия «соц.класс», «соц.статус», «соц.слой», модели стратификации

"Соц. стратификация" этот термин, который в социологии обозначает многомерную структуру социального неравенства, существующую в любом обществе. Соц. страта – ранговый слой в рамках иерархической системы социальных статусных позиций и ролей.

Соц. стратификация по-разному понимается в различных теоретических системах. Существует три классических направления - марксизм, функционализм и веберианство. Марксизм сводит проблему социальной стратификации к различиям между классами. Функционалистские теории связывают социальную стратификацию с профессиональным разделением труда, с необходимостью мотивации индивидов для заполнения важных профессиональных позиций. Альтернативная модель - по Веберу, возможно множество относительно самостоятельных иерархических структур, не сводимых к классовой или профессиональной структуре. Вебер выделяет три структуры – экономическую, социокультурную и политическую, социальные группы он определяет понятиями "класс", "статус" и "партия".

В совр-ной социологии стратификационный анализ становится еще более многомерным. Наряду с объективным подходом, учитывающим такие критерии, как уровень образования, уровень доходов и т.п., она использует субъективный подход основанный на оценках положения различных социальных групп, и "метод классовой идентификации", когда респондент располагает себя на условной статусной шкале.

Основные критерии стратификации современного общества: доход, богатство, власть, образование, профессия. Указанные критерии определяют социально-экономический статус человека в обществе. Поэтому выделяют 4 слоя современного общества: высший, средний, рабочий и низший класс.

Благодаря четырем шкалам стратификации социолог способен объяснить не только индивидуальный статусный портрет, но и коллективный, то есть динамику и структуру общества в целом. В связи с этим существуют два понятия стратификационный профиль и профиль стратификации. Стратификационный профиль - это графическое выражение положения индивидуальных статусов на четырех шкалах стратификации. Профиль стратификации - это графическое выражение процентных долей высшего, среднего и низшего классов в составе населения страны.
39. Социализация как социокульт.процесс

Социализация: процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу ("очеловечивается") и способность участвовать в социальной жизни. Наиболее развернутая социологическая теория, описывающая интеграцию индивида в социальную систему, была предложена Т.Парсонсом. По Парсонсу, она происходит путем интернализации ( внутреннего приятия) общепринятых норм на основе идентификации индивида со значимыми фигурами (например, в детстве – с фигурой отца или матери, в подростковом возрасте – с фигурой лидера и т.д.). В процессе интернализации социальные нормы становятся внутренними для индивида, происходит замена внешних санкций (внешней регуляции) внутренним контролем, появляется потребность соответствовать социальным нормам. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за свою жизнь осваивает множество социальных ролей. Он делится на различные этапы – начальный (социализация ребенка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе) и завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли – супруга, родителя, дедушки и т.п.). Кроме того выделяют первичную социализацию, которая осуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьей (а также другими родственниками, друзьями, учителями, врачами и т.д.), и вторичную социализацию, которая осуществляется на более формальном, институциализированном уровне. На этом уровне агентами социализации являются школа, вуз, СМИ и т.д.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

1) идентификация - это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим.

2) подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т. д.);

3) внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом, внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

4) социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других; 5) конформность - осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

5. Структурно-функциональный анализ (Т.Парсонс, Р.Мертон, П.Сорокин).

Это влиятельное течение социологической мысли рассматривает общество как большой организм, отдельные части которого выполняют определенные функции. Поэтому социальная структура, общественные институты возникают и действуют ради удовлетворения общественных функций. Всевозможные социальные конфликты и противоречия рассматриваются в структурном функционализме как дисфункции, подлежащие устранению.
21. Теории соц. структуры и стратификации

Подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское
и конфликтологическое (марксистское).


Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит соц. неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации) - профессия стала определяющим критерием социального расслоения

В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Неравенство определяется разным отношением к собственности. Социальная структура: 2 основных класса – пролетарии и буржуазия + остаточный класс – крестьянство. Один класс эксплуатирует другой – в результате между двумя классами возникает социальный антагонизм, который можно преодолеть через соц. революцию, которая уничтожит частную собственность. Теория М. Вебера. Он поддерживал идею К. Маркса по поводу деления общества на 2 класса. В основе этого деления лежит эконом. фактор, его дополняет еще ряд факторов: престиж профессии, квалификация, уровень дохода, наличие диплома, статус человека, партийность.

Западногерманский социолог Р.Дарендорф предложил в основу соц. стратификации положить понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношение власти и борьбу между соц группами за власть. Он делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь управляющих делит на 2 подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников, т.е. бюрократов-менеджеров. Управляемые делятся тоже по крайней мере на 2 подгруппы: высшая – рабочая аристократия и низшая – низко квалифицированные рабочие.
18. Основные компоненты культуры

Знаки и символы представлены главным образом в язы­ке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык — это объективная форма ак­кумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Выступая средством человеческого общения (комму­никативная функция), язык обеспечивает социальное по­ведение человека.

Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они состав­ляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному твор­честву, аскетизму), и каждый общественный строй устанав­ливает, что является ценностью, а что не является.

Правила — регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Социальные нормы могут представлять собой стандар­ты поведения. Социальные наказания или поощрения, спо­собствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, удерживающие людей от определенных поступ­ков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделе­ние властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на осно­ве норм.

Привычки — это установившаяся схема (стереотип поведения в определен­ных ситуациях).

Манеры — внешние формы поведения человека, полу­чающие положительную или отрицательную оценку окру­жающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Манеры составля­ют этикет. Этикет — принятая в осо­бых социальных кругах система правил поведения, состав­ляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. В роли обычая могут выступать различ­ные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи — неписаные правила поведения.

Традиции — элементы социального и культурного наследия, передаю­щиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в опре­деленном сообществе, социальной группе в течение дли­тельного времени.


2. Социологические идеи К.Маркса

Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал массовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей.

Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем противоречия накапливаются, что приводит к новым столкновениям, ведущим к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это в конечном счете вызывает глобальный классовый конфликт и появление новой качественной определенности - бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.

Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.
8. Объект, предмет и метод социологии

Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. Объектом социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах. Итак, выделив предмет социологии, мы можем заключить, что социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.

Каждая наука, выделяя для себя особую область сознания, вырабатывает и свой, специфический метод исследования, которым она пользуется наряду с общенаучными методами, свойственными и другим наукам. Если определение предмета социологии позволяет получить ответ на вопрос, что изучает эта наука, то характеристика ее метода призвана дать общее понимание того, как, каким образом социология подходит к изучению общества. Значение проблемы метода социологии состоит, прежде всего, в том, что действительно научным может быть признано только такое социологическое знание, которое добыто на основе строгого соблюдения требований именно этого метода.
9. Функции и структура соц. Знания

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Мировоззренческо-идеологическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами.

Идейно-воспитательная функция социологии -находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе.

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего, различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов.

Составные части:

а) общетеоретическая социология, включающая исследования общих закономерностей функционирования и развития социума как целого, определяющая объект и предмет социологии, законы, понятийно-категориальный аппарат;

б) социология среднего уровня, включающая  исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные и отраслевые социологические теории

в) макросоциология, изучающая становление, функционирование и развитие системных социальных целостностей;

 г) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т.д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.

Иной специфический аспект характеристики структуры социологии отражает различение фундаментальной и прикладной социологии.

От социологических исследований следует отличать социальные исследования. Второе шире первого. Социологические исследования составляют «ядро» более широких социальных исследований как обществоведческих исследований. Социальными являются исследования, проводимые и в других общественных науках – в экономической науке, в политологии, правоведении, этнографии, демографии, культорологии, психологии и т.д.
17. Культура как система ценностей и норм. Функции и типы.

Культура – это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. Эти две группы элементов культуры не существуют изолированно. Они тесно взаимосвязаны и переплетены.

В каждом обществе складывается своя неповторимая культура. Но, наряду с многочисленными самобытными культурными компонентами у всех народов и стран существуют и общие элементы культуры и- так называемые культурные универсалии(разделение труда, торговля, закон, образование личное имя, приветствие и т.д.).

Выделяют три уровня культуры: элитарную, народную и массовую.

Элитарная - высокое искусство и серьезная литература (ориентирована на узкий круг людей).

Народную культуру творит сам народ, поэтому имена авторов чаще всего не известны. Эта культура, адресованная широким кругам общества.

Массовая культура, предельно общедоступна, не претендует на удовлетворение изысканных вкусов и серьезных духовных запросов, носит в основном развлекательный характер.

Разновидности культуры:

-доминирующая (содержит культурные универсалии),

-субкультура (подкультура, отражает отличительные черты),

-контркультура (противостоит доминирующей).

Основные функции культуры:

-Образовательная (приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными обществом знаниями).

-Воспитательная (путь к нормальным человеческим отношениям пролегает через сдержанность, терпимость, доброжелательность).

-Регулирующая (культура определяет рамки приемлемого поведения в обществе).

22.Понятия«соц.группа»,«соц.общность».

Социальная группа: единство, основанное на устойчивых, самовозобновляющихся взаимодействи-ях, отличающихся наличием общей групповой цели, единым "мы-сознанием" (конформизм), общих ценностей и норм. Устойчивость связей в группе обусловлена, зачастую, ожидаемым вознагра-ждением или получением следующих выгод: 1) объединяясь с другими ради общего дела индивид надеется решить те свои проблемы, которые в одиночку решить невозможно или рискованно; 2) объединяясь с другими, проявляя готовность к взаимопониманию индивид надеется в тяже-лую минуту получить помощь, поддержку от многих других; 3) отстаивая авторитет группы индивид надеется, что этот авторитет повысит и его собственный.

Типы социальных групп:

1.Социально-демографические (аскриптивные) - группы, формирующиеся по принципу: террито-риальному, родства, возраста, пола, расы, этноса.

2.Статусные группы - профессиональные, классовые (по сословиям, кастам).

3.Целевые группы и/или организации - коллективы, специально созданные для обслуживания социальных институтов, социально-демократических и статусных групп).

4. По численности - большие, средние, малые. Малые группы - устойчивые объединения, ха-рактеризующиеся прямыми взаимодействиями и небольшим количеством участников (от 2-3 до 20-25), (диады, триады).

5. Формальные и неформальные группы.

6. Первичные (семья, круг знакомых) и вторичные группы.

Социальная общность - форма объединения людей.

Разновидности социальных общностей:

1.Мнимые общности: отсутствие взаимных социальных действий, солидарности, при наличии совпадающих целей и интересов.

 А)категории (выявленные исследователями с целью статичных исследований множества)

 Б)агрегации (объединения людей пространственно находящихся в одном месте)

 В)массы (действия, но не социальные объединения людей с массово-типическим поведением)

2.Контрактные общности: "ориентация на другого".

 А)аудитория (разовые, кратковременные, узконаправленные; взаимодействие лектора (пев-ца, актера, ведущего) и слушателей

 Б)толпа (спонтанность, временная общность людей, территориально локализованная). Раз-новидности толпы: случайная, конвенционная (люди обмениваются знаниями, мнениями и интересуются сами), действующая (активная), экспрессивная (обмен чувствами)

3. Социальные круги: профессиональный, друзей, одного социального положения; собравшихся вместе для удовлетворения таких социальных потребностей, как общение, признание, внимание к себе, забота о других.

4. Институализированные общности (социальные группы): единство, основанное на устойчивых, самовозобновляющихся взаимодействиях, отличающихся наличием общей групповой цели, единым "мы-сознанием" (конформизм), общих ценностей и норм. Устойчивость связей в группе обусловлена, зачастую, ожидаемым вознаграждением или получением следующих выгод: 1) объе-диняясь с другими ради общего дела индивид надеется решить те свои проблемы, которые в одиночку решить невозможно или рискованно; 2) объединяясь с другими, проявляя готовность к взаимопониманию индивид надеется в тяжелую минуту получить помощь, поддержку от многих других; 3) отстаивая авторитет группы индивид надеется, что этот авторитет повысит и его собственный.
25. Институт как элемент соц. сист. общества

Понятие "институт" - одно из центральных в соц-ии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед соц-ми.

Институт является системой социальных связей и совокуп-ю соц. норм, существующих в опред. области челов. деят-ти, т.е. реализуемых на практике. Соц. институт - это организованная система связей и соц. норм, кот. объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой соц. институт возникает и функц-т, для удовлетворения той или иной соц. потребности. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Выделяют пять основных комплексов институтов:

-Эко. институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг;

-Полит. институты, регулирующие доступ к власти и ее осуществление;

-Институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов;

-Институты родства, брак, семья, молодежь;

-Институты культуры, образовательная, научная и религиозная деятельность.

20. Соц. структура и стратификация

По­нятие социальной структуры подразумевает, что люди не пол­ностью свободны и автономны в выборе своих действий, но ограничены социальным миром, в котором они живут, и соци­альными отношениями, в которые они вступают друг с другом. Социальная структура иногда просто определяется как устоявшиеся социальные отношения — регулярные и повторя­ющиеся аспекты взаимодействий между членами данного социального целого. Даже на этом описательном уровне по­нятие социальной структуры является предельно абстракт­ным: в него входят только определенные элементы текущих социальных действий. В самом простом определении: «со­циальная структура» — это модель повторяющегося (устой­чивого) поведения.

Таким образом, можно отметить, что социальная струк­тура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают со­циальные институты, социальные группы и общности раз­ных типов: базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. Социальная структура есть качественная определенность общества, поэтому измене­ние первой выражает коренной, качественный сдвиг во втором. Структура социального объекта обеспечивает необ­ходимую устойчивость в функционировании взаимосвязан­ных социальных элементов (т. е. групп и институтов), позво­ляющих накапливать количественные изменения вплоть до того момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов в обществе. Относительный консер­ватизм социальной структуры выступает как момент дина­мизма общественных процессов в целом.

Необходимо учитывать особенности становления соци­альных структур конкретных обществ как неких целостно-стей, в рамках которых и происходит воспроизводство ма­териальных средств существования и самого человека. В этом смысле данные целостности называются «социаль­ными организмами», поскольку их основной функцией яв­ляется обеспечение вступающим в контакты людям необ­ходимых условий для воспроизводства средств существования и самовоспроизводства.

Социальная стратификация — постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе (от ма­лой группы до общества); это — распределение обществен­ных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возра­станию или убыванию какого-либо признака ); это — понятие, обозначающее, во-первых, структуру общества, во-вторых, систему признаков социального расслоения, не­равенства. Социальная стратификация — структурирование неравенства между различными социальными общностями, слоями или группами людей или существующая в обществе иерархическая организованная структура социального не­равенства. Термин «стратификация» заимствован из геоло­гии, где он обозначает расположенных в вертикальном по­рядке социальных слоев. Социальная стратификация — представляет собой ранговое расслоение, когда высшие, или верхние, слои, которые значительно меньше по коли­честву входящих в них членов общества, находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможности получения вознаграждения), чем низшие слои. Все сложные общества имеют несколь­ко систем стратификации, в соответствии с которыми про­исходит ранжирование индивидов по слоям. Основными видами социальной стратификации являются: экономичес­кая, политическая и профессиональная. В соответствии с данными видами социальной стратификации общества принято выделять критерием дохода (и богатства, т. е. на­копления) критерии влияния на поведение членов обще­ства и критерии, связанные с успешным исполнением со­циальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которые оцениваются и вознаграждаются обще­ством. Социальная стратификация, фиксирующая естест­венное и социальное неравенство между людьми, устойчиво поддерживается и регулируется различными институцио­нальными механизмами, постоянно воспроизводится и мо­дифицируется, что является условием упорядоченного су­ществования любого общества и источником его развития.


3. Понимающая социология М.Вебера

Для творчества Макса Вебера (1864-1920), немецкого экономиста, историка и социолога, характерно прежде всего глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пони-манию закономерностей общественного развития. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых, действуя, стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и оставляются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском. Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, достигая таким путем значительного прогресса во взаимодействии с окружающей средой.

Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Это прежде всего отношения власти. Так как организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления подобных действий являются отношения власти, пронизывающие все социальные структуры. Вебер детально анализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

В теоретических работах Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Идеи Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки, он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.
4. Социологическая концепция Э. Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.

В отличие от М. Вебера Э. Дюркгейм считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица долж- ния общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части явятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин "аномия" служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Э. Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные социологи справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии.
13. Программа соц. исследования

– это документ, содержащий методологические и процедурные предпосылки научного поиска. По содержанию – это изложение логики исследования, целенаправляющей научный поиск, описание и обоснование конкретных методических приемов сбора и анализа социологической информации, необходимой для решения проблемы.

Соответственно этим содержательным целям в программе выделяют два раздела: методологический и процедурный (методику). Их разделение в некоторой степени условно, но при изучении вопроса, связанного с разработкой программ социологических исследований, представляется целесообразным акцентировать внимание на содержательных особенностях двух разделов программы.

В первом, методологическом, который начинается с фиксации проблемной ситуации, определяется проблема исследования, анализируются объект и предмет изучения, уточняются и эмпирически интерпретируются исходные понятия, ставятся цели и задачи исследования, формулируются исходные гипотезы.

В процедурной части программы (методике) определяются обследуемые совокупности или уточняются способы формирования выборочных совокупностей.

Существуют разные виды выборки. Основные из них: 1) метод типичных отдельных случаев или монографическое исследование;

2) статистические выборочные методы – целенаправленный и квотный отбор, а также разные варианты случайного, вероятностного выбора.

В процедурной части на основе операционализации понятий разрабатывается набросок основных методов сбора социологической информации. Здесь же уточняются методы ее анализа и формы заключительной научной отчетности.

При изучении темы студентам следует обратить внимание на то, что программа – это модель социологического исследования, и чем более совершенная эта модель, тем более эффективным будет процесс реального исследования.

На основе программы составляется рабочий план исследования, в котором определяются сроки проведения работ, фиксируются исполнители и соисполнители, предлагается расчет денежных средств, необходимых для размножения полевых документов и машинной обработки данных, для транспортных расходов и т.п., обосновывается численность сотрудников и их квалификация, включая вспомогательный персонал и (или) привлечение помощников на общественных началах, определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов работы. К рабочему плану прилагается обоснование объема полных финансовых затрат на проведение исследования.
30.Причины и этапы соц. конфликта


Конфликт - неизбежное явление в развитии общества. Не существует человеческой общности, в которой отсутствова­ли бы противоречия и столкновения между ее членами. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно — от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государ­ствами.

Причины соц. конфликтов можно разделить на две боль­шие группы: личностные и социальные.

Основными социальными предпосылками конфликтов являет­ся: I) социальное неравенство — т.е. неравномерное распределе­ние между членами общества и группами богатства, влияния, ин­формации, уважения и других социальных ресурсов.; 2) культур­ная неоднородность — т.е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведен­ческих стандартов.

Основным личностным побудительным мотивом конфликта яв­ляется неудовлетворенная потребность. Потребности человека мо­гут быть разделены на следующие группы:

1)  потребности физического существования (пища, материаль­ное благополучие, потребности в продолжении рода и т.д.);

2)   потребность в безопасности;

3)  социальные потребности (потребности в общении, призна­нии, любви, уважении и др.);

4)  высшие потребности (в творчестве, духовном росте, само­реализации). Этот тип потребностей проявляется не у всех лю­дей, но если подобные потребности заявляют о себе, они способ­ны оттеснить все остальные потребности, сводя их к минимуму.

Когда какая-либо потребность не находит удовлетворения, чело­век испытывает недовольство, беспокойство, страх и другие отрица­тельные эмоции.

Этапы:1) Зарождение конфликта

2) Предконфликтная стадия - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсные возможности.

3) Пиковая стадия - критическая точка конфликта, этап, когда взаимодействия между конфликтующими сторонами достигают максимальной остроты и силы.

4) Угасание конфликта
37. Человек как биосоц. система. Личность

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное “Я”, то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное “Я”, то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

"Личность" - социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате ус-воения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обуче-ния, общения, взаимодействия). Понятие личности вводится для определения социальной сущности человека. Личность - не только объект общественных отношений, она не только испытывает социальные воздействия, но и преобразует их, поскольку постепенно начинает выступать как совокуп-ность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность - не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Быть личностью - значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь.

Быть личностью - значит обладать свободой выбора и нести ответственность за свои решения и поступки. Личность - активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, обще-ство и самого себя человек.

Личность характеризуется пятью потенциалами:

1. познавательный потенциал - объем информации, знаний о природном и социальном мире, которым располагает личность;

2. ценностный потенциал - идеалы, жизненные цели, убеждения, устремления личности;

3. творческий потенциал - самостоятельно выработанные умения, способности к созданию нового, к продуктивному труду, организаторской деятельности;

4. коммуникативный потенциал - формы общительности, прочность контактов, устанавливае-мых личностью с другими людьми;

5. художественный потенциал - уровень художественных, духовных потребностей личности.

Итого: личность определяется:

1) тем, что и как она знает;

2) что и как она ценит;

3) что и как она созидает;

4) с кем и как она общается;

5) каковы ее художественные по-требности и как она их удовлетворяет; а главное - какова мера ее ответственности за свои поступки, поведение, решения, судьбу.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств ха-рактеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, подтверждаем. Можно выделить основные характеристики индивидуально-сти: способности, темперамент, характер, мировоззрение, мотивация, направленность (главные тенденции поведения).

Социализация личности - осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воз-действия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.
38. Социальный статус и социальная роль.

Каждый человек в социальной системе занимает не­сколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагаю­щая определенные права и обязанности, называется стату­сом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обуслов­лен его должностью (например, директор, профессор). Со­циальные статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотива­циях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные ста­тусы. Предписанный — это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуслов­ливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус опреде­ляется усилиями самого человека (например, писатель, уче­ный, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный ста­тус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщи­ны, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Професси­онально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой инте­грального статуса. В нем фиксируется социальное, эконо­мическое и производственно-техническое положение (бан­кир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Таким обра­зом, можно отметить, что социальные статусы — структур­ные элементы социальной организации общества, обеспечива­ющие социальные связи между субъектами общественных отношений.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во мно­жество различных социальных групп (семья, учебная груп­па, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким стату­сом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как на­чальник, т. е. выступать в разных ролях.

Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Освоение социальных ролей — часть процесса социали­зации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в обще­нии и деятельности.

Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает соци­альные стандарты поведения, учится оценивать себя со сто­роны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек включен во многие виды деятель­ности и отношения, вынужден исполнять разные роли, тре­бования к которым могут быть противоречивыми, возни­кает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли).

Итак, социальная роль — это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определен­ные социальные позиции. Эти требования (предписания, по­желания и ожидания соответствующего поведения) воплоща­ются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью.


5. Эмпирическая социология

Эмпирическая  социология  появляется  вместе   с   теоретической,   но приобретает самостоятельное значение  лишь  в  начале  нашего  столетия  как специфическая область социологических исследований с  особыми  традициями  и логики развития. Хотя ее роль в  становления  социологии  как  науки  высоко оценивалась  с  первых  шагов,   организация   и   проведение   эмпирических социологических  исследований  обуславливалась  прежде  всего  потребностями общества.

Эмпирическая социология - это комплекс  социологических  исследований, ориентированных на сбор и анализ  конкретных  фактов  общественной  жизни  с использование специальных методов (опросов, анкетирования,  интервьюирования и статических методов в др.).

 Появление эмпирической социологии было связано  с  попытками  создания социологии  на  принципах  позитивизма:  поиск  объективного   эмпирического обоснования  социальных  явлений,  участие  социальной  науки   в   процессе совершенствования  социальных  отношений.  На  ранних  стадиях   становления эмпирические исследование существовали параллельно теоретической  социологии в качестве частного интереса энтузиастов  различных  профессии  и  отдельных ученых-социологов.

Характерными чертами эмпирической социологии являются:

 1)отождествление научной социологии с эмпирической социология;

 2)разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями  в  силу

различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий;

 3)увлечение математическими методами  анализа  данных,  приводящее  в некоторых  случаях  к   сужению   горизонта   исследования   и   отказу   от теоретических обобщений.

 Внутри эмпирической социологии выделяют две ветви  -  академическую  и прикладную.  Задача академической усматривается в создании системы научного  знания об отдельных областях и  явлениях  общественной  жизни  (социологи»  города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые  используются  в  качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований. Прикладные эмпирические  исследования,  в  отличие  от  академических, направлены   на   решение   четко   определенных   практических   задач    и непосредственно связаны с выполнением  функций  социальной  инженерии Для эмпирической социологии  в  целом  остается  важной  и  нерешенной проблема  связи  академической  в  прикладной  эмпирической  социологии  для преодоления фрагментарности в целях получения всесторонней,  унифицированной информации, которая в конечном итоге может дать картину социальной  жизни  в целом.
10. Социологическое исследование – это система последовательных методологических и организационно-технических процедур получения достоверных данных об изучаемых социальных явлениях и процессах с целью приращения научных знаний или решения конкретных социальных задач.

В целях уяснения сущности социологического исследования следует обратить внимание на организационные и содержательные особенности разных типов исследований – теоретических и эмпирических, фундаментальных и прикладных, теоретико-прикладных и теоретико-эмпирических, комплексных, программно-целевых, региональных, локальных, основных и вспомогательных, оперативных и стратегических, монографических, ретроспективных, прогностических и т.д. Среди основных видов социологических исследований следует выделить разведывательное, описательное и аналитическое.

Выделяют три этапа исследования: подготовительный, основной и заключительный. Обоснование исходных методологических установок происходит на первом, подготовительном этапе, в рамках которого разрабатывается программа исследования. В процессе сбора информации методология находит свою апробацию, подтверждение на практике. На заключительном этапе происходит как бы «сворачивание» процесса исследования: в выводах содержится подтверждение либо опровержение выдвинутых гипотез, попутно оценивается эффективность использованных методологических принципов и методических приемов исследования - и в результате даются рекомендации по решению поставленных исследовательских задач. Если рекомендации «работают» на решение проблемы, значит, методология исследования получила свое практическое подтверждение.

Таким образом, в социологическом исследовании, кроме конкретных познавательных и практических задач, решаются и вопросы апробации общих принципов исследования - его методологии. Иногда эти задачи выходят на первый план, если перед исследователем непосредственно стоит проблема разработки и проверки тех или иных методологических принципов и подходов.
28. Социальная организация

 Мир социальных организаций чрезвычайно разнообразен и играет важнейшую роль в общественной жизни, как бы связывая отдельных индивидов и общество в целом.

Двумя характерными типами социальных организаций являются добровольные ассоциации и учреждения тотального типа.

Добровольной ассоциации присущи три основные черты: 1) она защищает общие интересы своих членов; 2) членство в ассоциации является добровольным; 3) такие организации не связаны с официальными государственными органами. (Прим. общества любителей книг, женские клубы, союзы ученых).

Противоположность добровольным ассоциациям составляют учреждения тотального типа: 1) больницы, 2) тюрьмы; 3) воинские части и учебные заведения, 4) монастыри и приюты.

Социальная организация включает три разнокачественных аспекта: 1) искусственно создаваемый инструмент для удовлетворения тех или иных общественных потребностей; 2) человеческая общность, объединение людей; 3) возникающая безличная структура, определяемая организационными и культурными факторами.

Определяющим признаком организации является ее цель, достижение которой обусловливает необходимость иерархии и управления. Три вида целей организации: 1) цели-задания, 2) цели-ориентации, 3) цели системы функционирования.

Организационная иерархия подразумевает: 1) централизацию, необходимость выделения посредника, выполняющего функции координации; 2) одностороннюю личную зависимость подчиненных от начальников; 3) власть, т. е. контроль поведения сотрудников организации ее правилами.

Управление в организациях включает следующие аспекты: 1) целенаправленное воздействие на сотрудников посредством приказов, заданий, стимулов, методов контроля и т. п.; 2) организационный порядок, 3) самоорганизацию, т. е. спонтанные процессы, дополняющие целенаправленное воздействие.

Социальные организации включают формальную и неформальную части. Формальная часть организации включает компоненты: 1) функции - предписываемые сотрудникам обязанности и права по их выполнению; 2) регуляторы — нормативы служебного поведения, механизмы контроля и мотивации; 3) связи — структура иерархических и функциональных зависимостей в организации. Основные черты внеформальной организации: спонтанность, отсутствие влияния сверху, совместное существование с формальной организацией.
12. Выборочный метод

Одной из задач, которые стоят перед социологом при проведении исследования, является сбор необходимых эмпирических данных об объекте исследования. Множество элементов, составляющих объект исследования называют генеральной совокупностью (ГС). Наиболее простым, на первый взгляд, способом сбора данных является сплошное обследование ГС. Однако применение сплошного обследования не всегда представляется возможным. В этом случае применяется выборочное обследование. Суть выборочного метода заключена в том, что обследованию подвергается только часть элементов ГС, которая называется выборочной совокупностью (ВС).

Выборочный метод позволяет не только сократить временные и материальные затраты на проведения исследования, но и повысить достоверность результатов исследования. Кроме того выборочный метод имеет более широкую область применения. Широта области применения выборочного метода объясняется тем, что небольшой (по сравнению с ГС) объем выборки позволяет использовать более сложные методы обследования, включая использование различных технических средств (например, видео- и аудиоаппаратуры).

Развитие теории вероятностей позволило теоретически обосновать возможность применения выборочного метода. В основе теоретического обоснования выборочного метода лежит так называемый закон больших чисел. Также это дало возможность определять ошибку. Разделяют два типа ошибок.

Случайная (статистическая) ошибка - это ошибки, которые возникают вследствие случайной вариации значений, вызванной тем, что наблюдается только часть единиц, а не вся ГС.

Систематическая ошибка - это неконтролируемые перекосы в распределении выборочных наблюдений. Число опрошенных не влияет на величину систематической ошибки.
29. Теории соц. конфликта

Теории социального конфликта создавались на основе кри­тики метафизических элементов структурного функциона­лизма Парсонса, которого обвиняли в чрезмерном акценти­ровании внимания на комфортности, в забвении социального конфликта, в неумении учесть центральное место матери­альных интересов в человеческих делах, в неоправданном оптимизме, в подчеркивании значения интеграции и согла­сия за счет радикального изменения и нестабильности.

У истоков теории «социального конфликта» стоял аме­риканский социолог Ч. Р. Миллс (1916—1962). Опираясь на идеи К. Маркса, М. Вебера, В. Парето и Г. Моска, Миллс утверждал, что любой макросоциологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борь­бы за власть между конфликтующими социальными груп­пами.

Более четкую формулировку теория «социального кон­фликта» получила в работах германского социолога Р. Да-рендорфа, английского — Т. Боттомора, американского — Л. Козера и других западных социологов.

Обосновывая главные положения теории социального конфликта, Ральф Дарендорф (р. 1929) утверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, что люди, обладающие властью, способны с помо­щью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и ав­торитета крайне ограниченны, и поэтому члены любого об­щества борются за их перераспределение. Картина социаль­ного мира, с точки зрения Р. Дарендорфа, представляет собой поле битвы: множество групп, борющихся друг с дру­гом, возникающих, исчезающих, создающих и разрушаю­щих альянсы. Аналогия биологической и социальной систем, да и идея системы как таковой, превращается в концепцию «императивно координированной системы», являясь развити­ем веберовеких понятий «господствующей» (authority) или «властной» (power) систем, синонимичных для Р. Дарендор­фа. Он определяет «императивно координированные ассо­циации» как организации, в которых существует «господ­ство» (что присуще для всех организаций вообще), создающее условия для конфликта.

Рассматривая власть и господство, он соглашается с Т. Парсонсом относительно их необходимости для общества, но не разделяет его концепции «функционально необходи­мых условий». Признавая, что функция власти состоит в поддержании целостности, сохранении согласованности ценностей и норм, Р. Дарендорф придает наибольшее значение ее неинтегративному аспекту, порождающему конфликтные интересы и соответствующие ролевые ожи­дания.

Обладающий властью или влиянием заинтересован в со­хранении status quo; не обладающий ими заинтересован в их перераспределении, в изменении существующего поло­жения. Этим интересам придается объективный характер, вытекающий из представления о включенности их во внут­реннюю структуру ролей наряду с четырьмя «функциональ­ными реквизитами» Т. Парсонса, направленными на под­держание организации как таковой.
14. Общество: понятие, признаки, подсист.

Общество – это обособившаяся от природы но тесно связанная с ней часть материального мира, который состоит из индивидов, обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Социологи рассматривали общество как систему. Такой подход к обществу

называют системным.

Системным признаком общества является целостность, структурированность, сложность, функциональность и динамизм. Общество как социальная система это целостное образование, основными элементами которого являются люди их связи, взаимодействия и отношения, которые носят устойчивый характер. Целостность отражает автономность системы объектов. Структура общества обеспечивает его целостность, то есть сохранять основные свойства при внешних и внутренних изменениях. Структура – это совокупность элементов системы, сложность которой показывает, что общество включает в себя множество элементов и бесконечное количество связей между ними. Основные элементы: люди (ли личности), новые группы, нации, этносы, государства и т.п. Функциональность – каждый из элементов общества выполняет определенную функцию, все функции направлены на поддержание устойчивости и целостности общества. Функции каждого элемента системы удовлетворяют какой-либо общественной потребности. Динамизм – общество в целом и отдельно его подсистемы постоянно изменяются, изменения происходят в каждой отдельной подсистеме и обществе в целом.

Признаки общества. Категория “общество” - самая широкая абстракция, первичное теоретическое понятие не сводимое к другим. 1.это  исторический результат естественно складывающихся  отношений людей 2.это самая большая из проживающих на данной  территории группа людей, существующая относительно автономно от всей совокупности людей 3.обладает  качествами, которыми не обладают составляющие  его  элементы. Э. Дюркгейм определял общество, как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то  есть ориентированных на других действий. К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся  совокупность

отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах  и ценностях, образующих  культуру. Признакам  Шилза отвечает следующее определение: общество - это исторически сложившаяся и  воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.
33. Соц. управление. Особенности соц.  управления и соц. политики в РБ

Управление - это целенаправленный планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени. Управление является объектом изучения многих дисциплин. Специфика социологического подхода к управлению состоит в том, что оно рассматривается  со стороны деятельности, интересов, поведения и взаимодействия определенных социальных групп, находящихся между собой в отношениях руководства - подчинения. Социология производственной организации изучает одну из  их разновидностей - управленческие группы. В связи с этим процесс управления в производственной организации следует определять как взаимоориентированную деятельность соподчиненых друг другу групп работников. Эффективность управления зависит от качества применяемых решений.

Управление социальное (управление социальными процессами ) - один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей прогрессивного развития общества и его  подсистем. Содержание социального управления заключается в формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов. Управление имеет циклический характер и включает такие стадии, как социальное прогнозирование, социальное проектирование, социальное планирование, социальное регулирование, непосредственное руководство социальными процессами. При осуществлении социального управления используются различные методы и средства: экономические, административные, идеологические, социально-психологические а также специфические социальные.





1. Курсовая на тему Банк России статус функции и его роль в экономике
2. Реферат на тему Gustave FlaubertS Madame Bovary Essay Research Paper
3. Реферат на тему MarijuanaPros And Cons Essay Research Paper Mainstream
4. Сочинение Новая действительность в повести Андрея Платонова Котлован
5. Реферат на тему Margaret Atwood Essay Research Paper
6. Реферат Computer programmes as a mean of teaching
7. Реферат на тему Knee Surgery Essay Research Paper Knee surgeryIt
8. Реферат на тему Особо охраняемые природные территории
9. Реферат Сёнмез, Фикри
10. Диплом Разработка основных принципов бизнес-планирования предприятия