Задача

Задача Феодальное государство и право Византии

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024





План
1. Феодальное государство и право Византии

2. «Кровавое законодательство в Англии». Источники, значение

3. Задача

Список использованной литературы


1. Феодальное государство и право Византии




Византийская империя является одним из уникальных явлений в истории развития государственности и права. Как известно, Римская империя в 395 году разделилась на два самостоятельных государства – Западную Римскую империю и Восточную (Византию) со столицей в Константинополе.

Феодализм в Византии стал развиваться ускоренными темпами только в X – XII вв.  В данную  эпоху в Византии складывалась крупная феодальная собственность. Но византийский феодал сильно отличался от феодала западноевропейского. Он не был полным хозяином в своем поместье, поскольку государство контролировало количество земли, которой владел феодал, и числом зависимых крестьян, имело право конфисковать землю и регулировать размеры налогов. Кроме того, феодалы в Византии не могли осуществлять высший суд над своими крестьянами. Иными словами, государство держало владения феодала под своим надзором.[1]

Само государство было собственником огромных земель, разбросанных по всей территории империи, на которых трудились «государственные» крестьяне-налогоплательщики. Поэтому крупная феодальная собственность распространялась в Византии гораздо медленнее, чем в Западной Европе, а феодалы были во многом зависимы от государственной власти.

Ситуация изменилась лишь в XIII – XV веках, когда после 1204 года Константинополь был захвачен крестоносцами, империя распалась на части и мощь государства была подорвана. Именно в то время феодалы стали освобождаться из-под его опеки. В Византии в данный период начала складываться феодальная вотчина, близкая западноевропейской. И хотя во второй половине ХIII в. единство империи было восстановлено и Константинополь снова стал ее столицей, государственная власть уже была не в состоянии справиться с резко возросшей силой феодальной аристократии.

В XIV – XV вв. Византия все больше дробилась на уделы, функции государственной власти на местах переходили к феодалам. В сущности, Византия вступила в эпоху феодальной раздробленности. Но даже в этот период центральная власть не потеряла полностью своих позиций. Крестьянство, не только государственное, но и зависимое от феодалов, продолжало платить налоги казне. Доходы государства хотя и уменьшились, но все-таки создавали для него экономическую базу. Практически постоянная, незатихающая военная опасность тоже помогала сохранению централизованной государственности.[2]

Трудно сказать, как сложилась бы дальше судьба феодализма в Византии, если бы не гибель этой цивилизации. Но на протяжении нескольких веков развития в нем соединялись элементы восточного «государственного» феодализма и западноевропейского.

Византия представляла собой государство, основанное на уникальном сочетании республиканских и монархических принципов. При этом, традиционные, унаследованные от Рима республиканские принципы организации верховной власти имели доминирующее значение на протяжении всей истории Византийской империи.

В процессе развития феодального строя в Византийской империи происходили изменения в системе управления государством и правовом регулировании общественных отношений.

Большие перемены произошли в военно-административном строе империи, поскольку Византийское правительство самым широким образом использовало свободное крестьянство в качестве налогоплательщиков. Пустующие земли раздавались небольшими участками свободным крестьянам, которые были обязаны нести за это военную службу. Таким образом, было создано особое сословие воинов, так называемых стратиотов.[3]

Стратиоты пользовались некоторыми податными льготами и правом передачи земельных участков по наследству. Новая организация армии позволила ввести новое военно-административное устройство – так называемый фемный строй.[4] Территория империи была разделена на военные округа (фемы), вся власть над которыми сосредоточивалась у стратига, т. е. командующего фемным войском, состоявшим в своем большинстве из стратиотов. Стратиг объединял в своих руках военную и гражданскую власть в феме. Фемный строй способствовал упорядочению финансов империи, укреплению и пополнению армии и флота.[5]

С VIII в. началось укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX – Х вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе. Византийское государство, достигшее наивысшего развития во время правления Македонской династии (867 – 1057 гг.), стремилось контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.[6]

В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, пришли в упадок или были полностью ликвидированы. С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

Важную роль в укреплении феодального строя в Византийской империи сыграла господствующая христианская церковь, которая к этому времени превратилась в крупного феодального собственника, обладавшего обширными землями с зависимым крестьянским населением.

Ее авторитет и влияние в данный период укреплялось. В частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становились регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

Власть Императора была условна, как статус высшего должностного лица империи, и производна от божественной воли, дарующей ее посредством «народного избрания». Император выступал в качестве единственного носителя государственной власти, полномочия иных учреждений были производны от его воли.[7]

Несмотря на утвердившийся наследственный характер передачи власти в империи никогда не был принят действующий юридический акт о престолонаследии.

Укрепление основ императорской власти в VIII – IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Его прерогативы были неограниченными. Василевс издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.[8]

Характерно, что при такой всевластности его положение не было очень прочным. Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала: сын василевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императором делало не рождение, а «божественное избрание».[9] Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника, принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в.

Реальная власть Императора, по мнению ряда исследователей, начала неуклонно ослабевать под воздействием феодальных отношений. По мере развития в Византии феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (динатами) складываются новые для византийской государственной практики сеньориально-вассальные отношения. Начиная с Х в. византийский самодержец нередко был вынужден заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными (динатами), беря на себя обязанности феодального сеньора.[10]

Для государственного строя Византии в период феодального государства характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко разработана. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили два префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными.

Важные функции имели и высшие дворцовые чины: магистр – начальник дворца и квестор – главный юрист и председатель консистория. Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Общая численность византийских чиновников в это время была огромной.[11]

Роль центрального государственного аппарата возросла в IX – XI вв. Государственный бюрократический аппарат в эту пору контролировал все сферы политической, экономической и даже культурной жизни Византии. Его структура стала еще более сложной и громоздкой. Количество ведомств («секретов») увеличилось до шестидесяти.[12]

С IX в. вследствие роста императорского хозяйства и двора усложняется дворцовая администрация. Различия между государственными ведомствами и дворцовыми службами становятся все менее четкими. Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными делами. Другая черта, характерная для центрального управления Византии этого времени, – наличие дублирующих друг друга государственных ведомств.

С развитием феодальных отношений в XIXII вв. происходит формирование крупного частного землевладения, усиливается податный гнет крестьянства. Крестьяне отдавали (за долги) или продавали свои земельные наделы «динатам» («сильным»), передавали их в собственность господам, оставаясь держателями (париками) этих земель.[13] В отличие от государственных крестьян они не были прикреплены к земле вплоть до XIII-XIV вв.

В XXI вв. был принят ряд законов, направленных на приостановление процесса обнищания крестьян. Им предоставлялось право в рассрочку выкупать проданную или заложенную ими землю. Вместе с тем крестьянская община в порядке круговой поруки была обязана выкупать брошенные крестьянами участки. Пустующие земли казна распродавала или сдавала в аренду. Между государством и феодалами шла борьба за рабочие крестьянские руки.

С середины XI в. быстро растет условное землевладение. Светская и духовная аристократия наделялась правом собирать государственные налоги с определенных территорий в свою пользу. В XII веке в пожалование (пронии) стали раздаваться земли, населенные свободными крестьянами.

 Прония, возникшая как условное землевладение, пожизненное императорское пожалование светскому лицу или монастырю в награду за службу права сбора налогов с определенной территории с правом управления этой территорией, к концу XII в. начинает превращаться в наследственную собственность.

Арифмос представлял собой пожалование феодалу всей суммы ренты с определенного количества крестьян. Это число крестьян должно было оставаться неизменным, так что после смерти кого-нибудь из них сын занимал место покойного. Время от времени государство осуществляло контроль, проверяя, не увеличилось ли число крестьян – лишние должны были вписываться в казенные податные списки и становились государственными крестьянами.[14]

Казалось бы, арифмос не отличался принципиально от патроната над целой общиной, однако на самом деле это было не так: пожалование определенной группы крестьян под арифмос разрывало общинные связи, под властью феодала оказывалась в этом случае не целостная, сплоченная единица (община), а изолированная группа земледельцев, не связанная традициями и административным единством.

Развитию феодальной собственности способствовал также харистикий. Харистикием византийцы называли пожалование (обычно на срок жизни) монастыря светскому или духовному феодалу (митрополиту или епископу). Харистикарий считался патроном монастыря и должен был проявлять о нем заботу. На деле же, харистикарий использовал свое право для увеличения размеров своего имущества и поступающей к нему феодальной ренты. Харистикий давал византийским вельможам возможность значительно расширять свои владения (особенно если учесть, что многие из них пользовались харистикием по отношению к нескольким монастырям).[15] Система арифмоса и пронии, хотя и способствовала росту феодальной собственности, однако придавала византийской вотчине XI – XII вв. несколько своеобразную окраску: византийский феодал этого времени, получая право на определенную долю ренты, оставался под контролем государственного аппарата.

В процессе развития феодального государства в Византии изменения произошли и в правовой системе. Византия имела весьма развитую систему законодательства в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, сборников судебной практики.

Веками Византийская империя служила примером и образцом развития институтов права и государственности для России, стран Европы и Ближнего Востока. Само понятие государственности, права и его важнейших институтов были положены в основу правового развития многих стран не только средневекового, но и современного мира. На примере изучения права Византии можно найти варианты научного изучения и разрешения современных проблем развития права, политики, экономики, религии и многих других.

В качестве научной базы византийцы использовали достижения науки множества народов, составлявших империю, античные и средневековые доктрины. Многие из вопросов научного изучения права и правореализации не утратили своей актуальности и в наше время.[16]

Благодаря исключительно высокому уровню развития общественных отношений, общей культуры в Византии, изучение ее системы права имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Теоретические основы и принципы правопонимания, правовых институтов по своему уровню разработки иногда не уступают положениям многих современных исследователей и являются основой современного научного знания о праве и государстве. Система права общества ромеев дает пример ее ограниченности по времени существования, законченности, что имеет большую важность при оценке влияния права на различные социальные явления.

Вместе с тем, благодаря широкому распространению достижений византийской правовой культуры у многих народов, в том числе и современных, имеется возможность проследить их развитие на протяжении многих веков и выявить практическую применимость в условиях различных обществ и государств.

С 534 г. была завершена кодификация римского права и в силу вступил Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система. Свод законов Юстиниана применялся с учетом развивающихся феодальных отношений, что нашло отражение не только в новеллах, но и в виде кодификаций.

На формирование византийской правовой системы значительное влияние оказали и правовые обычаи, особенно распространенные в восточных провинциях. Обычное право с присущим ему примитивизмом подрывало логическую стройность системы римского права, искажало ряд его институтов, но внесло в него жизненно важную струю, отразившую развитие новых общественных отношений: общинных и феодальных. Из позднегреческого права в Свод законов Юстиниана перешел такой институт, как эмфитевзис, новые формы усыновления и эмансипации подвластных лиц и т.д. Под влиянием восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного (либеллярного) процесса.

 Одним из важных источников византийского права были императорские указы, получившие название новелл. Новеллы в целом формулировали нормы развивающегося феодального права, они определяли также структуру и компетенцию центральных и местных органов власти и управления.

На рубеже VII-VIII вв. правовая система Византии переживает серьезные испытания, связанные с глубоким кризисом экономической системы, упадком городов, расселением на государственных землях варваров, вторжением арабов и т.д. Именно в это время постепенно завершается процесс превращения византийского права из позднеантичного в средневековое.

Анализируя все перечисленное нами выше, с уверенностью можно сказать о том, что важной особенностью развития феодализма в Византии являлось сохранение в ней единого государства, опиравшегося в этот период в своей политике в основном на феодализирующуюся знать. Особенность феодализма Византийской империи состоит в жестком централизованном управлении государством и контролем за феодалами со стороны императора.

Право периода развития феодализма характеризуется преемственностью правового наследия Римской империи и движение в сторону кодификации законодательства.

2. «Кровавое законодательство в Англии». Источники, значение




В конце XV – начале XVI вв. Англия вступила в период концентрации аграрного капитала и первоначального накопления промышленного, а позже и финансового капитала.

Процесс первоначального накопления капитала требовал дальнейшего расширения земель для их эксплуатации, ими стали монастырские земли, а несколько позже земли церквей и часовен. Секуляризация монастырских земель началась в XVI в. и продолжилась в первой половине XVII в. Земли монастырей правительство продавало. Наконец, стали осушаться болота, осваиваться пустоши.

Лишенные своих участков земли бывшие копигольдеры и лизгольдеры не находили работы. Толпы нищих заполнили Англию. С конца XV в. уголовно-правовые репрессии в Англии стали более жестокими. Таковы, в частности, статуты XVI в. о нищих и бродягах. Они даже получили название «кровавого законодательства».[17] Это законодательство в Англии конца XV – XVI вв. было вызвано к жизни массовым обнищанием крестьянства и городских ремесленников вследствие огораживаний, секуляризации монастырских земель, роспуска феодальных дружин и развития мануфактур, разорявших городских мелких товаропроизводителей. Так как эти мануфактуры были не в состоянии сразу использовать труд экспроприированных, в стране образовались огромные массы бродяг, нищих, безработных, вынужденных для поддержания жизни идти на преступления. Правительство Тюдоров было встревожено таким ростом бездомного и безработного голодающего населения, которое легко было поднять на восстание, а также ростом преступлений в стране. Будучи не в силах обеспечить работой и жилищем эту массу обездоленных, оно обрушилось на них серией жестких законов, которые под угрозой наказаний запрещали бродяжничество и нищенство и пытались принудить работоспособных пауперов работать на любых условиях на тех, кто пожелает их нанять.

Первый акт против бродяг и нищих был издан в 1495 году. Он проводил резкое различие между трудоспособными и нетрудоспособными бродягами и нищими, подвергая первых более тяжелым наказаниям (заковывание в колодки). Нетрудоспособным лицам предписывалось жить в своей сотне и запрещалось просить милостыню вне этой сотни. Это различие было закреплено статутами 1530 и 1536 годов, которые разрешали старым и больным нищим собирать милостыню, но работоспособных бродяг предписывали подвергать бичеванию и брать с них клятву, что они будут работать.[18]

Статут 1547 года интересен тем, что он обязывал «бродяг» в течение месяца найти себе работу, в противном случае угрожая отдать их в рабство тому, кто донесет на них как на праздношатающихся.[19] Такой «раб» не мог покинуть господина под угрозой клеймения, отдачи в пожизненное рабство, а в случае третьего побега – смертной казни.

«Акт о наказании бродяг и оказании помощи бедным и нетрудоспособным» 1572 года является одним из наиболее жестоких законов «кровавого законодательства против экспроприированных». Он предписывал подвергать бродяг бичеванию кнутом и клеймению, если их уличат в ниществе первый раз, смертной казни во второй раз, если их никто не пожелает взять в услужение, и смертной казни без всякой пощады в третий раз.[20]

Статут интересен тем, что содержит первую попытку точного определения трудоспособности праздношатающихся бродяг и «упорных нищих», а также тем, что он обязывал местные власти графства и городов обеспечить существование нетрудоспособных больных и престарелых нищих, возлагая их содержание на местных налогоплательщиков.

Тем самым статут положил начало английскому «законодательству о бедных», которое было вынужденным признанием нищеты как обычного и закономерного явления в стране. Обе тенденции этого постановления получили дальнейшее развитие в двух актах 1597 года, которые трактовали вопрос о наказании трудоспособных бродяг и вопрос о содержании нетрудоспособных нищих отдельно друг от друга.

«Акт о призрении бедных» 1597 года содержит подробные предписания о том, как надо выявлять в графствах и городах нуждающихся в содержании бедняков, каким образом с ними следует обходиться и откуда брать средства на их содержание. Характерно, что этот акт предусматривал эксплуатацию даже этих «законных» нищих и, в частности, детей в качестве бесплатных рабочих в оборудованных на средства прихода мастерских или в качестве учеников там, где местные власти находили нужным.[21]

«Акт о наказаниях бродяг и упорных нищих» 1597 года предписывал устройство для них исправительных домов в каждом графстве и городе, а в качестве наказаний для бродяг устанавливал публичное бичевание кнутом, «пока его или ее спина не покроется кровью», с высылкой по месту рождения, а в некоторых случаях –  изгнание из Англии.  

Подводя итог проведенному выше анализу, можно сделать вывод о том, что, кроме борьбы с бродяжничеством и преступлениями, законы против экспроприированных преследовали и другую цель: обеспечить приток дешевой рабочей силы во вновь развивающуюся мануфактурную промышленность, подчинить ее дисциплине наемного труда и создать этим возможность огромных прибылей для нарождающейся буржуазии.



Задача




В Германии во время пахоты своего поля плугом крестьянин Генрих Шольц нашел большой драгоценный камень. Обрадовавшись, он взял лопату и стал копать в месте находки. Чем глубже Генрих копал, тем больше и больше находил он драгоценных камней. Узнав о находке, сборщик налогов Иоганн потребовал отдать клад в королевскую казну, ссылаясь на статью «Саксонского зерцала», и пожаловался судье. Однако Генрих отказался это сделать, мотивируя тем, что нашел драгоценности на своем поле. Как следует поступить судье?
Решение:

В соответствии с § 1 статьи 35  «Саксонского зерцала» (Все сокровища, находящиеся в земле глубже, чем вспахивает плуг, принадлежат королевской власти), судье следует оставить Генриху Шольцу только большой драгоценный камень, так как он его выпахал  плугом, а все остальные драгоценные камни, выкопанные лопатой глубже, чем пашет плуг, должны перейти в пользу королевской казны.

Список использованной литературы




1.                 Акт о наказании бродяг и оказании помощи бедным и нетрудоспособным 1572 года // Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Ред. В. М Корецкий. – М.: Госюриздат, 1961. – С. 220 – 227.

2.                 Всемирная история. Энциклопедия: В 7-ми т.: Т. 3./ Ред. Н. А. Смирнов. – М.: Социально-экономическая литература, 1957. – 830 с.

3.                 Глушаченко С. Б., Макаров Д. А. Особенности института императорской власти в Византийской империи // История государства и права. – 2004. – № 4. – С. 40 – 43.

4.                 История государства и права зарубежных стран / Ред. К. И. Батыр. – М.: Проспект, 2008. – 576 с.

5.                 История государства и права зарубежных стран. Часть 1 / Ред. О. А. Жидков, Н. А. Крашенинникова. – М.: Инфра-М, 1999. – 703 с.

6.                 Каждан А. П., Литаврин Г. Г. Очерки истории Византии и южных славян. – М.: Алетейя, 1998. – 336 с.

7.                 Саксонское зерцало 1230 года // Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Ред. В. М. Корецкий. – М.: Госюриздат, 1961. – С. 348 – 379.

8.                 Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Ред. В. М. Корецкий. – М.: Госюриздат, 1961. – 951 с.




[1] Всемирная история. Энциклопедия: В 7-ми т.: Т. 3./ Ред. Н. А. Смирнов. – М.: Социально-экономическая литература, 1957. – С. 607.

[2] Всемирная история. Энциклопедия: В 7-ми т.: Т. 3./ Ред. Н. А. Смирнов. – М.: Социально-экономическая литература, 1957. – С. 609.

[3] История государства и права зарубежных стран. Часть 1 / Ред. О. А. Жидков, Н. А. Крашенинникова. – М.: Инфра-М, 1999. – С. 406.

[4] Там же. – С. 405.

[5] Каждан А. П., Литаврин Г. Г. Очерки истории Византии и южных славян. – М.: Алетейя, 1998. – С. 150.

[6] История государства и права зарубежных стран. Часть 1 / Ред. О. А. Жидков, Н. А. Крашенинникова. – М.: Инфра-М, 1999. – С. 407.

[7] Каждан А. П., Литаврин Г. Г. Очерки истории Византии и южных славян. – М.: Алетейя, 1998. – С. 156.

[8] Всемирная история. Энциклопедия: В 7-ми т.: Т. 3./ Ред. Н. А. Смирнов. – М.: Социально-экономическая литература, 1957. – С. 610.

[9] Глушаченко С. Б., Макаров Д. А. Особенности института императорской власти в Византийской империи // История государства и права. – 2004. – № 4. – С. 41.

[10] Там же. – С. 41.

[11] Там же. – С. 43.

[12] История государства и права зарубежных стран / Ред. К. И. Батыр. – М.: Проспект, 2008. – С. 341.

[13] Там же. – С. 344.

[14] Каждан А. П., Литаврин Г. Г. Очерки истории Византии и южных славян. – М.: Алетейя, 1998. – С. 160.

[15] Там же. – С. 159.

[16] История государства и права зарубежных стран / Ред. К. И. Батыр. – М.: Проспект, 2008. – С. 343.

[17] История государства и права зарубежных стран / Ред. К. И. Батыр. – М.: Проспект, 2008. – С. 400.

[18] Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Ред. В. М Корецкий. – М.: Госюриздат, 1961. – С. 87.

[19] Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Ред. В. М Корецкий. – М.: Госюриздат, 1961. – С. 87.

[20] Акт о наказании бродяг и оказании помощи бедным и нетрудоспособным 1572 года // Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Ред. В. М Корецкий. – М.: Госюриздат, 1961. – С. 221.

[21] История государства и права зарубежных стран / Ред. К. И. Батыр. – М.: Проспект, 2008. – С. 401.

1. Реферат Луї Пастер - засновник сучасної мікробіології
2. Курсовая на тему Нормативна база методика та методи перевірки
3. Реферат на тему Forget College Lets Watch TV Essay Research
4. Реферат на тему Hrafnkel Essay Research Paper In Hrafnkel s
5. Курсовая на тему Особенности бюджетного финансирования 3
6. Реферат Финансовый контроль 25
7. Реферат на тему U.S.A Was Unable To Win The Vietnam
8. Реферат на тему Aboriginal Beliefs Essay Research Paper The Aborigines
9. Курсовая на тему Проектування карданної передачі автомобіля
10. Реферат на тему Анализ ассортимента продукции вырабатываемой мясокомбинатом Останкино