Задача

Задача Общая характеристика футурологии. Основные модели будущего

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024




Общая характеристика футурологии. Основные модели будущего.
Волгоград 2010
Мир изменяется. Новые технологии меняют нашу жизнь, наши убеждения и ценности.
Избежать изменений невозможно, но можно постараться сделать их изменениями к лучшему. Изучая будущее, мы можем лучше подготовиться к нему, принимая правильные решения сегодня и осознавая их последствия.
История футурологии
Человека всегда интересовало будущее, и это закономерно, ибо каждому из нас хочется знать: что нас ждет впереди, через годы и десятилетия, как в завтрашнем дне будем жить мы, наши дети, внуки и правнуки, сохранит ли человечество свои громадные социальные, культурные и научно-технические завоевания, будет ли эта жизнь прекрасной и мирной, с какими новыми проблемами и заботами встретятся они?
С давних лет услуги всевозможных предсказателей и медиумов пользовались стабильным спросом. Но прогнозы, предоставленные подобными личностями, оказывались зачастую настолько туманными, что совершенно не удовлетворяли интересующихся.
Кто-то из великих уподобил историю канату, сотканному из тысячи нитей, отдельные нити длиной в столетие, тысячелетие, а большая часть их является лишь короткими отрезками в пряже времени. Задача всяческого исторического исследования - распутать эту ткань. Исходя из этой метафоры, можно смело утверждать, что задача всяческого футурологического исследования состоит в том, чтобы из нитей прошлого и настоящего создать крепкий материал будущего.

Человечество никогда не испытывало недостатка в предсказателях грядущего. Даже незавидная судьба Кассандры не отпугнула многочисленных гадалок, астрологов и пророков от своего ремесла. Традиция, заложенная древнегреческими оракулами, нашла свое продолжение и в наше время. За последние шестьдесят лет суждения и мнения о будущем приобрели вполне респектабельную наукообразную форму футурологии.

Формально датой рождения футурологии можно считать 1943 год, когда немецкий социолог О. Флехтхейм предложил использовать это понятие в качестве названия "философии будущего". Идея его нашла широкий отклик в научной среде. Во второй половине ХХ столетия "наука о будущем" стала очень бурно развиваться.

В чем причина такого прогресса новой области знания? Ведь и до этого мыслители были щедры на прогнозы о перспективах человечества. Но только теперь они обрели объект, прогнозирование состояний которого, позволяло делать выводы о будущем человечества. Таким объектом стала наука и порожденная ею техника. Эта пара стала основным фактором преобразования не только природы, но и общества. Идейной базой технологически детерминированной футурологии стали работы американских социологов У. Ростоу и Д. Белла. Первый заложил основы современной теории индустриального общества, а второй вывел из нее теорию постиндустриального или информационного общества.

Вкратце суть данных концепций выглядит следующим образом. По мнению У. Ростоу индустриальное общество приходит на смену традиционному, "основанному на доньютоновской науке и технике и на доньютоновском отношении к миру". Вследствие "регулярного и систематического использования возможностей, порождаемых современной наукой и техникой", аграрное производство традиционных обществ было заменено индустриальным. В свою очередь на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. С точки зрения Д. Белла, эта метаморфоза обусловлена качественно новой ролью науки и техники. Американский ученый полагает, что главенствующую роль в новом укладе будет играть не индустриальное производство, а информация.

Экономико-техницистское мышление, наука и техника стали определяющими факторами исторического процесса. Другим не менее важным фактором стали экологические последствия развития техногенной цивилизации. Этот аспект получил широкое освещение в деятельности Римского клуба. Таким образом, тенденции развития НТР и ее последствия являются в технологически детерминированной футурологии главным предметом прогностического процесса.

Задолго до 1943 года уже существовали теории, выводящие будущую картину мира исходя из развития научно-технической сферы. Со времен Ф. Бэкона человек хотел с помощью техники покорить природу, надеялся достичь царства свободы. Тем не менее, своего наибольшего могущества техника достигла к середине ХХ столетия. Успехи естественных наук и порожденных ею технологий были особенно очевидны на фоне кризиса гуманитарного знания и в частности философии.

Несмотря на это нужно признать, что технологически детерминированная футурология имеет глубокие корни в философии истории. Ведь футурология - это та же самая история. Только история не прошлого, а предполагаемого будущего. Как и всякое историческое знание, она имеет собственное направление движения. В философии истории можно выделить два таких направления - линейное и цикличное. Фома Аквинский сравнивал первое направление с летящей стрелой, а второе с собакой, пытающейся схватить себя за хвост и от того кружащейся на месте. Исходя из этих идей, современная футурология выстраивает представления о будущем.

Линейная история представляет собой непрерывный и необратимый процесс движения времени вперед. Данный тип восприятия истории родился в лоне западной цивилизации. В основе такого подхода лежит идея прогресса. При этом сама цель, конечная точка прогресса, не так уж важна: главное - "сам процесс". Впервые теория линейного прогресса достаточно отчетливо была сформулирована в эпоху Просвещения - и с тех пор прочно осела в умах западных мыслителей, в том числе и в умах футурологов.

Необходимо заметить, что прогнозирование будущего в русле данной традиции доминирует и по сей день. Понимание линейного прогресса в качестве столбовой дороги для всего человечества заложено в основание идеологии глобализации. Одним из адептов этого направления является А. Тоффлер. Американский ученый, разделяющий опасения по поводу разрушительного воздействия техногенной цивилизации, тем не менее, смотрит в будущее с оптимизмом. Выход из создавшегося положения автор "Футурошока" видит в развитии (прогрессе) все той же технологии. На основе новой, в данном случае информационной, технологии мир (с точки зрения Тоффлера) сможет продолжить путь своего бесконечного совершенствования.

Надо сказать, что Тоффлер отнюдь не одинок в своих прогнозах. Довольно внушительное, как по количеству, так и по именам, направление рисует будущее в розовых тонах. При этом каждый пытается придумать собственную технологию прогресса человечества. Так, например, Г. Кан призывает не обращать особого внимания на проблемы, порождаемые техникой, так как все это издержки роста человечества до уровня "супериндустриальной" цивилизации. В том же духе рассуждает Дж. Гэлбрейт. Благотворное влияние "прогрессирующей" техники он видит в появлении нового поколения менеджеров (техноструктуры), которые в своей деятельности будут ориентироваться не на получение прибыли, а на общественные интересы.

По иному выглядят горизонты грядущего в прогнозах футурологии, рассматривающей будущее в парадигме цикличной философии истории. Подобное понимание исторического процесса было характерно для Востока и дохристианского Запада. Мифология Древней Греции (по крайней мере, в изложении Гесиода) предусматривает последовательную смену веков - Золотого, Серебряного, Бронзового и Железного. В конце каждого такого цикла человечество ожидал конец света и последующее возрождение.

История, рассматриваемая в подобной перспективе, не имеет развития. Она изначально ограничена рамками чередующихся циклов. Циклический сценарий истории был типичен для традиционных обществ Востока. Там возникали огромные, могущественные империи, которые, достигнув максимальных границ развития, разрушались. На их место приходили новые образования, которые, дойдя до тех же границ развития, канули в небытие.

В рамках подобных представлений часть футурологов строит прогнозы будущего. Основанием для их позиции служит доклад Римского клуба "Пределы роста" в котором современная экономика, порожденная наукой и техникой, рассматривается как главная угроза человечеству. Основная опасность исходит от безудержной экспансии потребительского общества, уничтожающего экологию планеты. В качестве средства для предотвращения будущих катастроф выдвигается теория "нулевого прироста." То есть человечеству предлагается самоограничить потребности. Иными словами лимитировать свое развитие.

Естественно, что осуществить подобное в границах существующей системы нереально в виду слишком большого числа субъектов, заинтересованных в дальнейшем росте экономики. Заставить человечество вернуться вновь к своим истокам берет на себя экофашизм. Это движение ставит своей целью с помощью диктатуры ввести железные рамки, лимитирующее дальнейшее развитие техногенной цивилизации.

Автор термина "футурология" - Флехтхейм - предложил свой вариант выхода из кризиса, основанный на циклическом понимании истории. По мнению немецкого ученого необходимо отказаться от концепции линейной истории. Своим идейным предшественником Флехтхейм называет Шпенглера, который рассматривал историю как совокупность замкнутых в себе культур, проходящих цикл рождения, расцвета и смерти. Флехтхейм видит перспективы футурологии в продолжении изучения "горизонтальных явлений" таких культур. Он отказывается от однобоких прогрессистских концепций исторического развития.

Многие полагают, что история не терпит сослагательного наклонения. Подобная формулировка предполагает навечно зафиксированный событийный ряд. На первый взгляд кажется, что, уподобив футурологию истории, истории будущего, мы должны будем отказать ей в праве на существование. Ведь смысл науки о будущем как раз заключен в сослагательности, в вариациях возможного. Однако никакого противоречия нет, если понимать прогноз не в качестве предположения, а в качестве силы, влияющей на становление будущего. Рационально обоснованный анализ грядущего закладывает ориентиры для субъектов исторического процесса. История и футурология смыкаются в знаменитой теореме Томаса - "если человек определяет обстоятельства как действительные, они становятся действительными в своих последствиях".

История современного мира находится под влиянием футурологии линейного движения времени. Сохранению этого положения способствует аналогичная традиция в философии истории. Данное статус-кво невозможно нарушить, не поколебав прогрессистского толкования развития человечества. Для того чтобы получить качественно большее разнообразие футурологических построений, необходимо выдвинуть альтернативы существующей философии истории.
Научная фантастика
Одним из видов прогнозов стали утопии («Республика» Платона, «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томазо Кампанеллы). Однако, утопии были, прежде всего, проекциями ценностных ожиданий авторов, а не предсказаниями или исследованиями.
В XIX и XX веках функции утопистов взяли на себя футуристы, предложив множество проектов перестройки общества. Но почти все они остались не реализованными. Причины неудачи футуризма заключались в предвзятом отношении к какому-то предпочтительному будущему и игнорировании реальности и иных,более вероятных тенденций. Потерпев неудачу в области прогнозирования, футуризм оказал определённое влияние в сфере искусства, прежде всего, в России и Италии.
Традиционное общество было ориентировано на прошлое. Идея инволюции заключалась в том, что история человека — это нисхождение с высот Золотого века, а не движение вперёд. Но в середине XIX века стремительное развитие науки, техники и общества вызвало появление представления о прогрессе и рост интереса к будущему. Сформировалась идея об ожидании «встречи с будущим» и представление о будущем как о задаче. Возникшая в это время научная фантастика взяла на себя задачи прогнозирования будущего, что отчётливо видно в романах Жюля Верна.
Разумеется, не все авторы ставили перед собой цель представить возможное будущее человечества. Но если рассматривать авторов «твёрдой НФ», таких как Жюль Верн, Герберт Уэллс, Олаф Стэплдон, Александр Беляев, Генрих Альтов (Альтшуллер), Станислав Лем и т. д., то количество новых идей и количество сбывшихся предвидений окажутся очень высокими. В 60-е годы Генрих Альтов (создатель ТРИЗ и сам научный фантаст) опубликовал результаты предвидений фантастов: Ж. Верн: 108 прогнозов, из них 10 ошибочных. Г. Уэллс: из 86 прогнозов верными оказались 77. А. Беляев: только 3 ошибки на 50 прогностических фантазий.
По мнению Альтова, «футурология менее способна к долгосрочному предвидению будущего, чем научная фантастика. Причина проста — футурологи экстраполируют имеющиеся тенденции и они ошибаются, поскольку тенденции имеют свойство прерываться в результате возникающих качественных скачков. А выходя за пределы ближней экстраполяции, эксперт оказывается в положении фантаста-любителя: научных методов нет, а нетренированная фантазия пасует перед психологическим барьером.”
Фантасты же, зная о тенденциях, предвидят именно качественные скачки в развитии и потому чаще футурологов оказываются правы. Но просто быть фантастом тоже недостаточно. Прогнозирование — кропотливая работа отчаянной трудности. Например, после Ж. Верна осталась его картотека — 20 тысяч тетрадок! Немногие современные авторы работают столь же основательно.
Футурология
Футурология — это изучение истории будущего. История занимается рассмотрением причин и истоков нашей сегодняшней ситуации, а футурология рассматривает цели, задачи, направление нашего движения и то, какие проблемы и возможности встретятся на нашем пути.
Футурологи экстраполируют сегодняшние технологические, экономические и социальные тенденции и пытаются предсказать будущие тенденции. Смысл изучения будущего в том, чтобы от пассивного и фаталистического его принятия перейти к активному и уверенному участию в построении предпочтительного будущего. Футурология также включает в себя нормативную часть — рассуждения о том, как «должно быть».
Зарождение футурологии связано с возникновением идеи государственного экономического и политического планирования, прежде всего, в Советском Союзе в 1920-е годы.
Выделение футурологии в отдельную дисциплину произошло после второй мировой войны, когда Советский Союз, страны Европы и получившие независимость страны Африки и Азии начали масштабные проекты восстановления и развития экономики. Для этого им были необходимы методы изучения будущего, постановки общественных целей, экономического и научного планирования. В США футурология стала результатом успешного применения практических методов и инструментов системного анализа и планирования в армии во время войны. И по сей день футурологи в США менее склонны к широким прогнозам, связанным с будущим всего человечества и планеты.
В конце 1960-х в мире сформировалась критическая масса футурологов и начался международный диалог о долгосрочных целях человечества. В 1972 году внимание общественности привлёк отчёт Римского клуба «Пределы роста», предупреждающий о последствиях роста населения, увеличения использования ресурсов и экономического роста. Были созданы международные организации футурологов — Всемирная федерация изучения будущего (World Futures Studies Federation) и Всемирное общество будущего (World Future Society).
Основные методы, используемые в футурологии, можно разделить на четыре группы:

Направленные на выявление общего мнения опросы экспертов с помощью метода Дельфи или анкетирования.

Статистические методы, такие как экстраполяция, вероятностный анализ, регрессионный и корреляционный анализ.

Поиск аналогий будущего с существующими системами и составление сценариев будущего.

Ролевые игры, симуляции, переговоры и другие методы групповой работы по планированию и прогнозированию будущего.
Футурология начиналась с прогнозирования, попытки предсказать, предвидеть будущее, выявляя тенденции и экстраполируя их, либо используя статистические методы. Но крупные футурологические прогнозы в области энергетики, выполненные подобными методами, не смогли предсказать нефтяной кризис 1973 года.
Из-за этой серьёзной неудачи футурологи перешли от прогнозирования к составлению сценариев, учитывающих, как принято говорить, «мультивариантность будущего» (см. подробнее о том, почему сценарии имеют малое отношение к прогнозированию), а также стали учитывать не только технологические аспекты, но и, например, более широкую информацию о рынках. Расширение сферы применения методов предвидения (в такие области как образование, медицина, урбанизация, демография, правоохранительная деятельность) привело к необходимости учитывать социальные аспекты, например, влияние технологий на общество.
Технологическое предвидение
Однако, расширяя сферу своего применения, футурологи перестали уделять достаточное внимание прогнозам развития технологий. В этой области эстафету у футурологии перехватил метод под названием «технологическое предвидение» (technology foresight). Этот метод был впервые использован в Японии в 1971 году. Через год похожий проект («Комплексная программа научно-технического прогресса») был начат в Советском Союзе. Сегодня технологическое предвидение используется во множестве стран, как развитых, так и развивающихся. Методология технологического предвидения разрабатывается и продвигается ЮНИДО.
Процесс технологического предвидения включает в себя три этапа:

1. Сбор исходной информации и данных из множества источников и их краткое изложение для изучения экспертами

2. Интерпретация и анализ информации, построение прогнозов

3. Использование результатов для выработки рекомендаций в различных областях, подготовка отчётов
Среди множества методов, используемых в технологическом предвидении, один из самых распространённых — это Дельфи-опрос. Этот метод позволяет выработать общее видение будущего участвующим в проекте экспертам.
Подобные проекты, как правило, заглядывают вперёд на 10-30 лет. Последний такой японский прогноз, выполненный в 2000 году, в частности прогнозирует:

1.Разработка технологии, способной предсказывать крупные землетрясения (от 7 баллов) за несколько дней — 2024

2.Значительные результаты в области переработки отходов, ведущие к возникновению коммерческих служб, позволяющих снизить количество выбрасываемых отходов до 1/10 от текущего уровня — 2015

3.Практическое использование технологий безопасной переработки радиоактивных отходов — 2021

4.Идентификация и классификация генов, ведущих к диабетам, повышенному кровяному давлению и артериосклерозу — 2013

5.Широкое применение высоконадёжных сетевых технологий, позволяющих защищать безопасность и секретность сетевых пользователей — 2010

6.Разработка методов определения функций белков по генетической последовательности, кодирующей их — 2009

7.Практическое применение эффективных методов предотвращения метастаз рака — 2017

8.Создание условий, в которых возможно безлимитное использование высокоскоростных Интернет-соединений (150Mbps) по цене не более 2000 иен/мес (ок. 20$/мес) — 2009

9.Создание метода для анализа безопасности подземного хранения высокорадиоактивных отходов — 2016

10.Практическое использование технологий массового производства микрочипов по технологии 10нм — 2015
Прогнозы, выполненные по методике технологического предвидения, обычно конкретные, полезные и достаточно точные (японские 30-летние прогнозы 1970-1985 годов сбылись на 64-71%)


Когнитивные искажения   




Большинство предсказаний, которые давались на срок более 10 лет, ошибочны, или совпадают скорее случайно и с натяжками. Некоторые рассматривают это как «фиаско футурологии» – в действительности это ее способ установления границ познаваемого будущего и тестирования своих моделей.

Знаменитые ошибочные предсказания:

• мнение Дмитрия Менделеева о том, что уборка навоза за лошадьми будет главной проблемой XX века,

• представление 60-х годов о том, что главной фактором в 2000 году будет освоение космоса, а не развитие микроэлектроники,

• неспособность большинства авторов предвидеть возникновение Интернета.

У Стругацких «всепланетный информаторий» ищет нужную информацию 2 часа в XXII веке; научная фантастика, хотя и не пытается предвидеть будущее официально, но отражает ожидания авторов по поводу наиболее вероятного будущего, особенно, когда речь идёт о случайных деталях, которые не являются основными движущими силами сюжета.

Существуют два класса прошлых ошибочных предсказаний:

• случайные предсказания, которые потом были выдернуты из контекста и широко растиражированы как пример ошибочных предсказаний (история про навоз),

• систематические ошибки, которое делало большинство экспертов в определённую эпоху (переоценка космонавтики и недооценка компьютеров в 1960-е годы).

Когда мы видим ошибочное предсказание, нам нужно понять, какими причинами оно было вызвано – объективными (недостатком знаний на момент предсказания) или субъективными (неспособностью прогнозирующего правильно обработать доступные ему сведения).

Например, когда Герман Кан прогнозировал торжество термоядерной энергетики в 2000 году, он опирался на заключения физиков о технологической реализуемости этих проектов, которые сам проверить не мог.

Один из новых подходов к футурологии – это исследование когнитивных искажений, которые могут приводить к ошибочным выводам.

Базовая работа в этой области – книга Каннемана и Тверски «Выбор в условиях неопределённости», и опирающаяся на неё статья Юдковски «Когнитивные искажения при оценке глобальных рисков». Большинство таких ошибок проникают в оценки бессознательно, человек не чувствует, что ошибается, и уверен в своей объективности.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОГНИТИВНЫХ ИСКАЖЕНИЙ,

ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОГНОЗЫ БУДУЩЕГО
1. Привязанность к определённой идеологии или картине мира. Эта ошибка наиболее часто проявляется, поскольку большинство идеологий нацелены на создание того или иного будущего. Кроме того, люди объединяются в группы через приверженность тем или иным идеологиям. И наоборот, если люди принадлежат к некой группе (например, народу или семье), то это побуждает их разделять распространённую в ней идеологию.

Наверняка каждый сталкивался с таким видом предвзятости, когда человек верит в какой-нибудь «-изм», и отвергает как ложные все факты, которые ему противоречат. Человек заранее знает, что он хочет доказать. Авторы этой книги сознают, что в футурологии всегда есть немного от пропаганды, и наша приверженность позитивному сценарию влияет на создаваемую нами модель будущего.

2. Зависимость от неосознаваемых эмоциональных реакций. Например, мы склонны больше верить словам человека, который нам нравится. Другой момент здесь связан с тем, что люди никогда почти не используют полные формы логических рассуждений при размышлениях, а в современной школе логика и риторика не преподаются.

Обычный человек, который не читал учебника логики, в большей степени лишён способности отличать истинное от ложного. Подобно тому, как человек, не изучавший математического анализа, не может вычислять интегралы.

3. Другое важнейшее когнитивное искажение, проявляющееся во всех психологических исследованиях – это сверхуверенность. Люди испытывают гораздо большую привязанность к своему мнению, чем оно того заслуживают. Люди склонны преувеличивать свои интеллектуальные способности, и недооценивать оппонентов, что является отражением подсознательного стремления к более высокому социальному статусу. Сверхуверенность приводит к тому, что люди переоценивают свою способность предвидеть будущее.

4. Футурофобия (боязнь будущего) является естественной защитной реакцией любых систем от нововведений, поскольку большинство нововведений означают их гибель. Данные социологических опросов показывают резкое неприятие любых радикальных картин будущего.

Даже борьба за право женщин носить брюки продолжалась 30 лет, причём сопровождалась физическим насилием.

Футурофобия возникла как результат эволюционного отбора долгоживущих систем. Однако она приводит не только к защите традиционного уклада жизни, что ещё может иметь какой-то рациональный смысл, но и к неспособности предвидеть изменения и подготовится к ним. Футурофобия уравновешивается потребностью в переменах, которая, впрочем, носит тоже импульсный и иррациональный характер, и в первую очередь связана с борьбой за власть и распространением на новые территории.

5. С футурофобией связан футурошок – растерянность перед лицом перемен. Например, многим людям старшего поколения трудно освоить интернет или даже пользование платёжными терминалами. Но принятие глобальных решений о судьбах цивилизации обычно лежит в руках политиков старшего возраста, картина мира которых сложилась десятки лет назад.

6. Поляризация мнений в процессе споров. Любая дискуссия приводит к тому, что человек вынужден отказаться от нескольких открытых ему возможных пониманий и защищать только одну точку зрения. При этом мнение соединяется с самооценкой и социальным статусом. Считается, что признание поражения в споре снижает социальный статус. В результате люди продолжают подбирать доказательства в поддержку своих идей, вместо того, чтобы пересмотреть свою точку зрения. Нас, наоборот, восхищают люди, которые могут поменять свою точку зрению под влиянием убедительных аргументов.

7. Люди склонны подбирать подтверждающие доказательства вместо того, чтобы попытаться фальсифицировать (опровергнуть) выдвинутые ими гипотезы. Особенно легко это стало в связи с распространением Интернета, когда человек может читать только те сайты, которые подтверждают заранее выбранную им точку зрения, таким образом, всё больше в ней укрепляясь. Однако возможность опровергнуть гипотезу – один из основных критериев ее научности. Фальсификация (тестирование на возможность опровержения) позволяет быстро обнаружить ложные гипотезы и перейти к более достоверным.

8. Селекция прогнозов при проверке. Люди склонны выбирать наиболее яркие сбывшиеся или несбывшиеся прогнозы из общей массы сделанных ранее предсказаний, что затрудняет их объективную оценку. И наоборот, некоторые люди стараются делать наиболее радикальные прогнозы, чтобы привлечь к себе внимание.

9. Ошибки, связанные с тем, что люди могут проследить некий тренд, но не способны проследить работу всей мировой системы. В некотором смысле им просто не хватает вычислительных ресурсов, чтобы продумать все возможные последствия предлагаемого новшества и его взаимодействия с другими новшествами. Один человек не может следить за всем многообразием научной литературы в мире. В результате он будет скорее сведущ в какой-то одной области своей исходной специализации и в силу этого переоценивать ее влияние на развитие общества. Например, человек с биологическим бэкграундом будет рассматривать мир через призму свершений в области медицины.

10. Недооценка роли чрезвычайных событий («черных лебедей»). Известно, что наибольший ущерб приносят наиболее редкие события с большими последствиями (ураганы, наводнения, землетрясения), однако обычно их не учитывают при планировании.

11. Модель поведения в духе «после нас хоть потоп», ведущая к сознательному пренебрежению ценностью будущего. Или «этого не может быть, потому что не может быть никогда» – и на основании этого исключение из рассмотрения некоторых возможных альтернатив будущего.

12. Притупление реакции общества на прогнозы, если они недостаточно сенсационны. Утрата интереса к прогнозам как к классу информации по причине эффекта привыкания. И наоборот, использование сенсационных прогнозов, чтобы привлечь к себе внимание.

13. Смешение развлекательной и предсказательной функции в научной фантастике и некоторых футурологических произведениях. Описания отдалённого будущего, не требующие от правительств действий по принципу стимул-реакция, воспринимается как развлекательная информация. Так же склонны подавать ее издатели и газеты, которым легче ее так продать.

14. Иллюзия знания задним числом. Часто очень легко видеть ошибки в чужих несбывшихся прогнозах и делать вывод о глупости их авторов. В действительности мы не учитываем, что наше знание, возникшее после событий, очень велико. Это работает и противоположным образом. Из множества случайных прогнозов, сделанных в прошлом, один наверняка сбудется, и у нас может сложиться иллюзия, что метод, которым он был получен – эффективен, а человек, его применивший – гений.

15. Неспособность и нежелание людей оценивать вероятности глобальных катастроф приводят к большому числу когнитивных искажений.

16. Людям свойственно избегать мыслей о собственной смерти. Это одна из основных причин «невосприятия» футурологии. Люди стараются жить в «отсеке сегодняшнего дня» для того, чтобы избежать мыслей о неизбежности смерти. В результате многие долгосрочные проекты, которые могли бы продлить жизнь, не реализуются.

17. Зависимость выводов от доступной информации и от недавно прочитанных книг.

18. Большое количество когнитивных искажений происходит при прохождении информации от прогноза до принятия решения. Входная информация в организациях обычно просеивается, пока не доходит до руководства, при этом фильтры настроены на прошлое, а не на будущее. Коммерчески ценная информация ограничивается в распространении. Лица, принимающие решения, должны отсеивать огромный поток информационного шума и сохранять статус-кво в своих организациях, а также удерживать власть.

19. Неравносильность утверждений о возможности и невозможности. Утверждение о невозможности чего-либо гораздо сильнее, ибо относится ко всему множеству потенциальных объектов, а для доказательства истинности утверждения о возможности достаточно одного объекта. Поэтому утверждения о невозможности чего-либо являются ложными гораздо чаще.

20. Ошибочное применение идей о суммарной полезности. Часто можно слышать такие рассуждения: стоит пожертвовать жизнями 20 людей, чтобы спасти 2000. В этом случае полезность измеряется в числе спасённых жизней. Например, если бы был выбор между спасением автобуса с людьми и парохода, то следовало бы спасать пароход, вне всяких сомнений. Ошибка возникает, когда эти два события разносятся во времени. Порочность таких рассуждений в том, что можно убить кого угодно сейчас, и потом утверждать, что это приведёт к спасению абстрактных 1000 человек через 100 лет. Чем дальше такие события отстоят друг от друга во времени и в пространстве, тем меньше между причинная связь – и тем больше люди склонны ошибаться, оценивая эту корреляцию.

21. Принятие чужой рекламы за основу своего футурологического прогноза, или гиперусиление слабых сигналов. В 20-х годах прошлого века В.И.Ленин в одной из своих статей восхищался только что открытой в Европе технологией подземной газификации угля, которая должна была облегчить положение рабочих. Технологии газификации развиваются и сейчас, но до сих пор они не смогли заменить труд шахтёров. И наоборот, футуролог часто может быть не в курсе недавних свершений, которые начисто отменяют его прогноз. Например, последнее утверждение о невозможности изобретения самолёта было опубликовано за 7 дней до полёта братьев Райт.

22. Несерьёзное отношение к футурологии, в частности, связанное с ее предыдущими неудачами и разочарованием в ее способности сообщить что-то действительно значимое о будущем. Увлекательное казалось автоматически несерьёзным, то есть неважным и несущественным. Но увлекательность иногда более эффективна, чем занудство, когда речь идёт о распространении идей.

23. Дисконтирование ценности будущего – то есть экспоненциальное снижение важности будущих событий при оценке их человеческой психикой. В результате даже очень крупные события, которые произойдут через 10-20 лет, не имеют для нас сейчас большой значимости, и мы пренебрегаем ими, допуская риски и упуская возможности. Бесконечная величина – ценность жизни – не дисконтируется.

24. Устойчивое сцепление ряда когнитивных искажений. Например, чувство собственной важности и неосознанное воздействие эмоций приводит устойчивому искажения результатов в сторону сверхуверенности. Поэтому идеологии, которые увеличивают ощущение собственной важности, например, через причастность к чему-то большому, распространяются более эффективно.

25. Влияние политики и денег на предсказания. Зачастую для привлечения инвесторов преувеличивается предсказываемая успешность проектов и занижаются риски. То же делают и чиновники, чтобы подчеркнуть важность своей работы. А оппозиционерам, наоборот, свойственно преуменьшать успешность чужих проектов и преувеличивать риски.
Трансгуманистические прогнозы
Современная научная фантастика столкнулась с непростой задачей -- описать будущее в условиях ожидаемой технологической сингулярности. Но в последнее десятилетие появилась плеяда новых авторов, которые не спасовали перед этим вызовом. Среди них Вернор Виндж, Чарльз Стросс, Грег Эган, Дамьен Бродерик, Кен МакЛеод.
Фантастические прогнозы дополняются научными и научно-популярными книгами трансгуманистических авторов, описывающих ожидаемое развитие технологий искусственного интеллекта, нанотехнологий, биотехнологий. Постепенно начинает формироваться целостная картина будущего, основанная на прогнозе прогресса в этих областях.
Существует возможность предсказывать долгосрочные изменения «с конца», опираясь не на сегодняшнюю ситуацию, а на физические возможности, предоставляемые законами природы. Сначала можно описать, что в принципе возможно, а потом пытаться оценить необходимые сроки. Именно так нобелевский лауреат Ричард Фейнман предсказал нанотехнологии ещё в 1959 году, опираясь только на то, что возможно в соответствии с законами физики. Таким же образом можно предсказать достижение бессмертия, звёздные экспедиции, сверхчеловеческий разум, полную автоматизацию производства, реалистичную виртуальную реальность и т. д. Всё, что не противоречит законам природы, рано или поздно может быть реализовано человеком.
Возможные модели будущего.
К настоящему времени накопилась огромная масса литературы, содержащей предсказания о будущем Земли и человечества. И хотя все эти предсказания, в сущности, говорят об одном и том же: что человечество в скором времени ждет глобальный процесс духовного пробуждения и перерождения, однако имеются в них и существенные расхождения. В общем количестве прогнозов можно четко выделить три основные тенденции: 1) что человечество как целое придет к цивилизации будущего путем поэтапного внутреннего преобразования; 2) что человеческая цивилизация вибрационно возвысится настолько, что нам предстоит пройти через драматические преобразования и поголовную смену всего населения Земли; 3) что Земля настолько быстро достигнет эфирного состояния, что в третьем тысячелетии, после смены частотных вибраций, на ней не останется физической жизни как таковой, а будет только жизнь эфирная.
Модель, предлагаемая литературой Нового Века
Различного рода литература, создаваемая в рамках холистического движения Новый Век (New Age) и посвященная нынешней фазе развития Земли и человечества, утверждает, что человечество в целом ждут постепенные преобразования. В ней делается ставка на все позитивное, что имело место в процессе развития нынешней цивилизации начиная примерно с 1970-х годов (когда это движение, собственно, и возникло). Авторы не сомневаются в том, что абсолютно все люди пройдут через необходимые процессы преобразования, так что каждый из нас будет следовать в едином русле развития. В этом отношении особое внимание обращается на многочисленные тенденции, проявляющиеся в рамках современной цивилизации, как то: повышенная забота о сохранности окружающей среды, рост экологического сознания, решительный отказ опираться на прежние авторитеты, целостное мышление, внимание к общемировым проблемам и осознание неразрывной связи между частным и целым.
В целом всю литературу Нового Века отличает тенденция рассматривать предсказанные на физическом плане катаклизмы как потрясения, затрагивающие исключительно человеческое сознание и неизбежно приводящие к осветлению общей кармы человечества. Другими словами, литература Нового Века проникнута неиссякаемым оптимизмом и утверждает, что человечество медленно и постепенно войдет в новую эру существования без каких-либо глобальных потрясений и страданий в общечеловеческом масштабе.
То обстоятельство, что эта точка зрения занимает сравнительно небольшой объем среди всех существующих прогнозов на будущее, обусловлено, видимо, недостаточным пониманием того, насколько напряженны и высокочастотны притекающие на Землю космические импульсы, а также непониманием того, сколь долгое время потребуется для развития у большинства людей сознания, исполненного любви ко всему сущему, поскольку даже у нынешнего человечества эгоистическая природа по-прежнему преобладает над альтруистической. Если верить эзотерическим источникам, то Иерархия, подчиненная Солнечному Логосу, предполагает, что духовное перерождение Земли должно произойти в течение ближайших двух тысяч лет, в ходе которых Земля преобразуется в священную планету. Духовный уровень священной планеты соответствует уровню третьего посвящения у людей, в большинстве своем преодолевших в сознании эгоистический принцип. Для сравнения скажем, что этот уровень примерно настолько же превосходит уровень сознания среднего человека, насколько последний превосходит уровень сознания животного.
В эзотерической литературе (см., например, “Письма об оккультной медитации” А. Бейли) говорится (а опыт терапевтов-регрессионистов, изучающих прошлые воплощения человека, это подтверждает), что на развитие человеческого существа от примитивной стадии до стадии совершенного богочеловека требуются десятки, если не сотни тысяч инкарнаций. Очевидно поэтому, что за те несколько миллионов лет, которые большинство людей провело на этой планете начиная с самых низших, примитивных стадий эволюции, завершить свое развитие они никак не могли.
Большая часть людей сегодня находится в процессе развития сознания, соответствующего области солнечного сплетения (пупочной чакре), поэтому впереди их ждут еще сотни и сотни инкарнаций, в ходе которых они будут продолжать исследование физического плана и всех его многочисленных возможностей путем сочетания конкретного разума и личностных ощущений. Лишь после того, как большинство этих возможностей будет реализовано и будет достигнута стадия насыщения, люди будут готовы к приятию новой формы цивилизации, которая вскоре после этого возникнет на Земле. Несомненно, что на данном этапе многие люди уже пресытились материализмом с его отрицанием души и непрерывности жизни, однако в процентном отношении число таких людей, достигших столь высокой степени пресыщенности, которая необходима для появления желания жить в новой, высоковибрационной цивилизации, пока еще сравнительно невелико, поэтому вряд ли в течение ближайших нескольких столетий такая цивилизация возникнет на Земле.
Подавляющая часть людей, не имеющих за плечами опыта человеческого развития на других планетах, по-прежнему проходит стадию высокотехнического материализма и вкушает его плоды, поэтому большинство из них непременно будет страдать, если вдруг окажется втянутым в духовную вибрацию, где у них не будет возможности удовлетворять эту жизненную потребность. Если данный очень интенсивный период развития и формирования личности будет вдруг прерван мощными и благодатными для рождения духовного человечества частотами, как те, что начинают действовать на Земле, это будет настоящим насилием над их сознанием. Под действием Божественных любви и мудрости сегодня дается возможность для того, чтобы те, кто испытывает потребность в гармоничном развитии путем сочетания интеллекта и личных желаний, получили право на это в других уголках и на других обитаемых планетах Вселенной, которые приготовил для них Бог-Отец или Бог-Мать. Однако хотелось бы все же, чтобы как можно больше людей смогли использовать эту исключительную возможность для расширения сознания, предоставляемую им на Земле.
Новая теософская модель
Новые послания от Великого Белого Братства Шамбалы дают основания предполагать, что человечество пройдет через драматичную фазу духовного перерождения, которая наделит человеческое сознание совершенно новыми вибрациями. Этот процесс описывается как глобальное, или общеземное, посвящение, которое приведет человечество к повсеместному раскрытию сердечной чакры. Ключевыми моментами этого процесса станут повторное пришествие Христа и зримое проявление членов Иерархии на земном плане. Особое внимание обращается на то, что Великий Ашрам Иерархии через своих учеников и новую группу служителей мира все активнее входит в контакт с людьми и готовит коллективное сознание человечества к восприятию новой жизни. Часто указывается на большую вероятность того, что определенная часть человечества будет переведена на другие планеты, однако о том, какова эта часть в процентном отношении, практически ничего не говорится.
Теософские источники не скрывают того, что человечество ждут великие преобразования и потрясения, сравнимые с теми, которые погубили цивилизацию атлантов под натиском энергий из Шамбалы. В тот раз за одну ночь затонул целый континент, в результате чего погибло 62 миллиона человек. В новых источниках, основу которых составляют послания от Белого Братства, нынешняя фаза периода духовного пробуждения описывается как поэтапное преображение, где первая фаза на внешнем плане затрагивает изменение климатических условий, вторая фаза включает глобальные наводнения и землетрясения, а третья – поднятие из океанских вод и опускание на дно морское частей суши и материков. Насколько страшными и катастрофичными будут эти три фазы, во многом зависит от свободной воли человечества: чем больше мы будем сотрудничать с привходящими импульсами и энергиями, по собственной воле прекращая войны, междоусобицы и разорение природы, тем менее разрушительными будут эти фазы.
Очень многие в эти годы обращаются к книгам Алисы Бейли, являющимися достоверным источником сведений о нашем ближайшем будущем. Однако нужно не забывать о том, что они создавались в то время, когда масштаб внешнепланетарных импульсов, действующих на Земле, еще не был определен. Так что вполне возможно, что процесс перерождения окажется гораздо более драматичным, нежели это предвиделось в 1940-е годы, поскольку энергетические влияния, исходящие от Солнечного Логоса и священных планет в системе Сириуса, оказались более высокочастотными и динамичными. Таким образом, пробуждение Земли и человечества к интерпланетарной жизни происходит несколько раньше и с более высокой частотой, чем это указывалось в эзотерической литературе до 1975 года. А это значит, что примерно через одно столетие человечество и Земля достигнут той стадии развития, достижение которой предполагалось не ранее, чем через несколько столетий. Поэтому в целом этот переход может оказаться более драматичным, чем он описан в книгах А. Бейли, создававшихся в 1940-х годах.
В целом большинство посланий, исходивших от Белого Братства до 1975 года, отличает тот недостаток, что в них совершенно не учтены ни новые энергетические влияния из системы Сириуса, ни деятельность (иногда весьма активная) инопланетных цивилизаций на Земле, а потому они не вызывают живого отклика или резонанса у существ, инкарнированных в среде человечества с более высокоразвитых планет и из дэваического царства ангелов и не имеющих тесной связи с иерархической структурой нашей планеты.
Внеземная, или инопланетная, модель
Эта тема настолько интересна, что мы уделим ей гораздо больше внимания, чем первым двум.
В наши дни послания от представителей инопланетных цивилизаций и других космических посланцев поступают на Землю через многочисленные каналы, которые по своему качеству весьма отличаются друг от друга. Это качественное отличие свидетельствует о том, что принимающие эти послания люди (контактеры) обладают разной степенью духовной чистоты и что сами послания поступают из вселенных с различными, более высокими или более низкими, частотами, а потому их отличает более или, наоборот, менее хорошее знакомство с принципом Христа и великим планом эволюции человечества и Земли.
Основной тезис в посланиях инопланетян – что духовное преображение Земли и человечества будет происходить как смена частотных вибраций, под влиянием которой во всех атомах и клетках пробудится эфирная жизнь, рассматриваемая многими в качестве четвертого измерения. Тем самым будет создана возможность для перехода к эфирной жизни и к более высоким измерениям. В некоторых посланиях говорится о том, что Земля пройдет через некие Звездные врата, образованные энергиями, излучающимися из центрального Солнца в нашей части Вселенной. Благодаря этой мощной стимуляции значительная часть человечества окажется способной воспринимать не только четвертое, но и гораздо более высокие измерения и перейдет в них, в результате чего останутся жить на планете Земля лишь немногие представители человечества.
Основное отличие информации, сообщаемой инопланетянами, от той, что исходит от Белого Братства, состоит в том, что в первой предсказывается, будто Земля станет эфирной в самом ближайшем будущем. Если это случится, на Земле произойдут столь глобальные, мощные преобразования, что человек перестанет воплощаться в физическую материю и отныне станет человеком эфирным.
В этом потоке информации можно выделить два параллельных направления. Первое утверждает, что при все возрастающем напряжении внутренних частот наши физические тела уже начали преобразовываться в эфирные, причем этот процесс происходит столь незаметно, что мы даже не замечаем, как весь физический мир все больше и больше становится эфирным. Это значит, что Земля со всеми ее ландшафтами, домами, растениями, животными и так далее по-прежнему кажется нам физическим миром, наполненным физической жизнью, хотя для постороннего глаза она скорее предстает как эфирная. Другое направление отстаивает ту идею, что в ближайшем будущем эфирные частоты усилятся настолько, что вся Земля станет эфирной планетой, где не будет ни малейшего признака физической жизни. Согласно этой версии, человечество так и не создаст на физическом плане светлую цивилизацию, ибо у него не будет потребности ни в физических энергиях, ни в технике, ни в средствах передвижения, ни даже в физических телах.
В сущности, различие между этими двумя версиями не столь велико, ибо, с эзотерической точки зрения, эфирный мир состоит из четырех высших подпланов физико-эфирного плана и является, таким образом, просто более возвышенным или уточенным аспектом физического плана. Так что большинство инопланетных информационных источников описывает цивилизацию будущего как светлую, величественную, но… эфирную цивилизацию, которая землянам будет казаться абсолютно физической, только несколько менее плотной, более подвижной, светлой и прекрасной.
Но и в инопланетных источниках тоже есть сведения о том, что на Земле произойдут глобальные изменения и катаклизмы. В частности сообщается, например, что после смены частот те из людей, кто подготовлен к этому, перейдут жить на эфирный план, где пополнят население звездных городов, или вернутся домой на родные планеты. Последующие физические метаморфозы приведут к тому, что те из людей, чей организм не приспособится к смене частот, погибнут на физическом плане, после чего в развоплощенном виде переселятся на планеты, которые отныне станут их домом и постоянным местом жительства.
Во многих сообщениях уделяется большое внимание плану эвакуации земного населения под руководством инопланетного командования. Его цель – вывезти на какое-то время в звездные города всех служителей Света, которые будут создавать на Земле новую физическую цивилизацию сразу после окончания периода потрясений. Но этот план будет приведен в исполнение лишь в том случае, если Землю начнут сотрясать столь мощные катаклизмы, что это создаст реальную угрозу для жизни пионеров новой цивилизации. Этот эвакуационный план не следует смешивать с другим планом, согласно которому “звездные люди”, живущие на Земле, перестанут воплощаться в физическую материю и вместо этого станут жителями звездных городов вокруг Земли, откуда они будут принимать участие в строительстве эфирной цивилизации, после чего эти две категории землян опять объединятся. Некоторые послания инопланетян обращены именно к этой группе людей.
В довольно любопытной книге американских авторов Вирджинии Эссен и Шелдона Найдла “Вы становитесь галактическим человеком” (Virginia Essene & Sheldon Nidle. You Are Becoming A Galactic Human, 1992), в основу которой легли сообщения, принятые с Сириуса, говорится о том, что в конце декабря 1996 года наша Солнечная система войдет в фотонный пояс, окружающий многие солнечные системы поблизости от Сириуса. При прохождении этого пояса на Земле три дня будет царить полная тьма, поскольку электрическая энергия перестанет действовать. Затем произойдет быстрая смена частот, которая приведет к появлению у людей психических способностей, таких как ясновидение, телепатия и умение предвидеть будущее. Эта книга отличается от других, ей подобных, тем, что она предрекает относительно безболезненную фазу смены частот, не сопровождаемую смещением полюсов, а также утверждает, что в этот процесс будут вовлечено все человечество и что после смены частот на Земле перестанет действовать электрическая энергия.
Как видим, назначенный срок давно миновал, а предсказанных катаклизмов не последовало, если не считать случаев внезапного отключения электричества в Нью-Йорке и (недавно) в Москве, что, впрочем, было вызвано чисто техническими неполадками на подстанциях.
Если отбросить мысль о том, что авторы почерпнули всю эту информацию из собственных астральных фантазий, и поверить в то, что она действительно была принята от разумных существ с Сириуса, то объяснить, почему приведенные в книге столь оптимистические (оптимистические с точки зрения времени) прогнозы не сбылись, можно лишь тем, что сами инопланетные источники очень мало осведомлены о специфическом плане эволюции Земли. Им не понятен принцип Христа и обусловленный им путь развития человечества, как не понятен и тот факт, преобразование тьмы, которая окутывает Землю в результате деятельности темного сознания людей, безусловно, должно быть драматичным. Инопланетные доброжелатели не видят того, сколь сильно Земля отличается от большинства других планет, так же, как и она, находящихся на пути к преображению, ибо на Земле до сих пор столько тьмы и такое количество эгоистически мыслящих людей, что о быстром достижении более высокого диапазона частот, которое предрекают инопланетные вестники, говорить не приходится.
Инопланетяне в книге – это высокоразумные существа с одной из планет в системе Сириуса, имеющие целью пробудить работников Света на тех планетах, которые проходят фазу преображения. Однако в силу свойственного им мышления и особенностей развития у них практически отсутствуют предпосылки для понимания специфической природы и путей эволюции земного человечества. Их информация может служить источником оптимизма и может оказаться полезной для землян только при наличии здравого земного реализма, которым отмечены другие источники. Если мы и сослались на эту книгу, то лишь в качестве примера того, что каждый источник информации сам по себе должен быть подвергнут всесторонней оценке на предмет его достоинств и недостатков, преимуществ и ограничений.
В целом большинство посланий от инопланетян страдает тем недостатком, что описываемые события представлены так, словно они уже имели место в человеческом мире. Например, в них говорится, что пятый астральный план уже обезлюдел и что духовное преображение человечества произойдет в 2011 году. Описания, подобные этому, видимо, отражают ту действительность, что известная доля световых вибраций наличествует на самых различных, даже самых темных, планах и является частью их. Но они не учитывают те чудовищные тьму и инертность, которые характеризуют совокупное сознание земного человечества и которые необходимо преодолеть, прежде чем духовные преобразования затронут эту физико-астральную реальность.
То же отсутствие земного реализма характерно и для многих других описаний (например двенадцати чакр, двенадцати измерений и так далее), даваемых воплощенными на Земле посланцами со звезд. Большая часть этих описаний затрагивает сферу ментального плана, начиная с пятого измерения (низшего ментального плана) и кончая одиннадцатым измерением (высшим ментальным планом). Кроме того, прослеживается тенденция рассматривать реалии и возможности светлых ментальных планов как соответствующие гораздо более высоким уровням реальности, таким как буддхический, атмический, монадический и Божественный планы. Проблема к тому же осложняется тем, что эти высшие планы со всеми их центрами, иерархиями, советами и разумными существами могут отражаться на светлом ментальном плане. Поэтому многие инопланетные представители на Земле, имеющие канал связи с другими звездными цивилизациями, командованием Аштара или совершающие путешествия на другие планеты, общаются лишь с отраженной на ментальном плане реальностью и не имеют непосредственного контакта с теми мирами, откуда Вселенная и вся жизнь в ней могут быть восприняты совершенно объективно, без всякого искажения и иллюзорного флера.
Расхождение в посланиях инопланетян и посланиях Белого Братства, касающееся сроков достижения Землей эфирного состояния, видимо, объясняется тем обстоятельством, что первые исходят из низшей ментальной сферы, откуда невозможен полный обзор и где нет и в помине энергий любви–мудрости, проникнутых заботой о Земле и человечестве, которыми отмечена деятельность Великого Белого Братства. В целом послания от инопланетян имеют совершенно определенные цель и назначение, а потому рассматривают ситуацию на Земле именно с этой точки зрения, не делая поправку на то, что применительно к развитию Земли и человечества она выглядит достаточно относительной и второстепенной.
Следует, однако, заметить, что инопланетные источники информации с более высокого плана любви–мудрости – например из Интерпланетарного совета или от командования Аштара – во многом согласуются с новейшими посланиями Великого Белого Братства. Несомненно, что многие из этих высших источников отличает хорошая информированность и по поводу космических процессов, происходящих на Земле и вокруг нее, и по поводу процесса постепенного раскрытия высших измерений, и по поводу того, что население Земли ждут глобальные перемены.
В посланиях Белого Братства и в некоторых инопланетных сообщениях также можно обнаружить единодушие и по вопросу о том, что человеческая цивилизация в конечном счете прекратит свое физическое существование. Основное различие прежде всего касается того, насколько быстро цивилизация подойдет к своему концу. Согласно последним сообщениям Великого Белого Братства, наша цивилизация просуществует еще около 2000 лет, причем ее состояние можно будет охарактеризовать как тонкое физическое, поскольку планом ее проявления будет тонкий физический план. Наблюдающаяся в инопланетных посланиях тенденция указывать неопределенные или значительно более ранние сроки духовного преображения Земли и человечества, вероятно, вызвана тем, что эти источники не настолько сильно привязаны к земным пространству и времени, как источники Белого Братства.
В целом инопланетные послания характеризуются тем, что они обращены к воплощенным на Земле существам, чьей изначальной родиной являются планетные системы, откуда исходят сами эти послания. Поэтому основной их недостаток в том, что они больше озабочены судьбой и развитием этой немногочисленной группы существ и не дают какой-либо нюансированной, объемлющей картины развития человеческих сообществ, планеты и будущей цивилизации на ней, как и не содержат сведений о все более крепнущем сотрудничестве между людьми и Великим Белым Братством. Некоторые послания наглядно свидетельствуют о том, что разумные существа с других планет не понимают пути развития человечества по принципу Христа и судят или оценивают состояние человечества с позиции собственной цивилизации, не ведая о земных проблемах и трудностях, понять которые можно, лишь пройдя ряд земных воплощений.

О пророчествах
Какую из этих трех возможных моделей будущего сочтет для себя более приемлемой духовно устремленный человек, будет во многом зависеть от его темперамента, приоритетов, а также от типа индивидуальности и уровня духовного развития.
В последние десятилетия появился ряд пророчеств о землетрясениях, эпидемиях болезней, изменениях климата, бурной тектонической деятельности, извержениях вулканов, войнах и смещении земной оси. Как видим, большая часть предсказаний о глобальных земных катаклизмах, которые должны были произойти в 1980-х и 1990-х годах, так и не осуществилась (хотя, чего уж греха таить, различных стихийных бедствий за эти десятилетия было более чем достаточно) и, как можно надеяться, вряд ли осуществится. Есть причины верить, что человечество пока настолько гармонично вписывается в новые импульсы и вибрации, действующие в сфере Земли, что необходимости в столь мощных потрясениях не возникает, да и сами потрясения следует скорее рассматривать не как внешние катаклизмы, а как внутренние метаморфозы. Тот факт, что многие из этих пророчеств не сбылись, следует, пожалуй, приписать тому обстоятельству, что ныне действующие на Земле новые импульсы, исходящие от Солнечного Духа и из системы Сириуса, делают прежние пророчества необоснованными. Например, пророчества Нострадамуса о Третьей мировой войне, которая будет длиться 27 лет, и о воцарении на Земле страшного Князя Тьмы относятся ко времени кармического планирования земного будущего, которое уже завершилось, а новые импульсы, поступающие из центра Солнца, полностью изменили сами предпосылки, на основе которых этот великий ясновидец XVI века делал свои судьбоносные прогнозы.
В целом по поводу пророчеств можно сказать, что чем интенсивнее та фаза развития, которую должно пройти человечество, тем труднее с большой долей точности предсказать, что именно с ним случится. Действующие на Земле и в среде человечества новые импульсы настолько мощны, что в обозримом будущем они неизбежно приведут к тому, что на место нынешней цивилизации и формы сознания человечества придут другие цивилизация и форма сознания, которые будут характеризоваться более высоким, более универсальным и человеколюбивым уровнем. Через какие родовые муки предстоит пройти человечеству, прежде чем это произойдет, целиком и полностью зависит от свободной воли и выбора людей. Чем активнее мы будем откликаться на эти импульсы и сотрудничать с ними, чем настойчивей будем стремиться к прекращению войн, вражды, междоусобиц и разорения планеты, чем больше будем открываться навстречу новой жизни путем преобразования собственного сознания, тем меньшими будут наши человеческие страдания в масштабе всей планеты.
Что касается самих пророчеств, то они отличаются между собой различными уровнями воспринимающего сознания, разной степенью кругозора и проникновения в великий план эволюции Земли. Многие из них исходят со столь низких планов, что они скорее отражают коллективный страх, чем реальность высших планов. Пророчества же, исходящие с более высоких планов, представляют собой лишь пластические образы или картины того, что может случиться с человечеством, если оно будет поспевать за изменениями недостаточно быстро.
На данный момент единственно достоверно только то, что происходит в мирах, не имеющих формы, – в высших духовных мирах. Несомненен тот факт, что Земля находится на пути духовного преображения и что человечеству не позволят ее разорить или уничтожить, как достоверно и то, что человеческая цивилизация со временем поднимется на высочайший уровень, когда-либо наличествовавший на этой планете, так что всю ее будет пронизывать универсальный Христов Дух. Однако до тех пор пока эта хаотическая стадия перехода, характеризуемая наличием в мире форм многих неизвестных факторов, в течение ближайшего столетия не завершится, любые предсказания и прогнозы о поэтапных изменениях во внешнем мире можно будет рассматривать как безусловно ненадежные.
План переходного периода, как он задуман Великим Белым Братством, состоит в том, чтобы сделать процесс смены частот достаточно медленным, так чтобы физические изменения, сопровождаемые природными катаклизмами, не уничтожили в одночасье всю нашу цивилизацию, как это было с атлантами. Предполагается, что первые десятилетия нового тысячелетия будут более драматичными, чем последние десятилетия прошлого века, поэтому на внешнем плане вряд ли произойдут те кардинальные изменения, которые предрекают многие современные пророки. Скорей всего эти преобразования будут характеризоваться не резкой сменой частот, что приведет к гибели земной цивилизации, а различными по силе и масштабам локальными разрушениями или бедствиями малых форм, поэтому если удастся добиться того, чтобы эти разрушения затрагивали не все, а лишь отдельные страны и сферы общественной жизни, то и страдать придется меньше, и будет легче по завершении переходного периода восстановить все элементы социальной жизни, мировой экономики и техники, не говоря уже о том, что успевать за темпом развития Земли сможет большее количество людей. Таким образом бедствия, вызванные кармическими последствиями, растянутся на более долгий период (примерно на 80–100 вместо 10–20 лет), а смена частот будет происходить поэтапно, так что большинство людей вполне успеет к ней приспособиться.
Граница того, насколько быстро будет происходить этот процесс, будет задаваться самим человечеством, которое не должно доводить повсеместное уничтожение природы или загрязнение мысленного и чувственного миров до того момента, когда новые частотные вибрации окажутся настолько интенсивными, что наши опустошительные набеги на низшие царства Земли вызовут грандиозный процесс очищения физико-эфирного, астрального и низшего ментального миров. Если человечество переступит эту границу, частоты будут повышаться гораздо быстрее, а потому и кармические энергии будут высвобождаться гораздо активнее, чем при оптимальных условиях, так что родовые муки человечества окажутся более долгими и мучительными.
Список литературы.
1.     А.Турчин, М. Батин  «Учебник по футурологии».

2.     http://www.t-generation.ru/130_futurology.html

3.     Вик Спаров «Возможные модели будущего».

4.     С. Лем «Сумма технологии», 1964

5.     Э. Тоффлер «Шок будущего».1970

6.     Дж. Хорган Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки (главы из книги),          1996

7.     Б.Стерлинг Будущее уже началось: Что ждет каждого из нас в XXI веке?,2002

8.     Дж. Хорган Конец науки?,1993

9.     http://ru.wikipedia.org/wiki/Футурология

10. И.В. Бестужев-Лада Социальное прогнозирование. Курс лекций

11. Часть I Исторические условия возникновения и развития социального прогнозирования,2002



1. Курсовая Проектирование конструкций из дерева и пластмасс плавательного бассейна
2. Реферат Весенний висячий попугайчик
3. Реферат на тему Внешняя и колониальная политика Российской империи во второй полови
4. Реферат Минское княжество
5. Реферат на тему King Lear 2 Essay Research Paper King
6. Реферат Информационно-поисковые языки сети Интернет
7. Реферат на тему Grapes Of Wrath 10 Essay Research Paper
8. Реферат на тему Animal Farm Satire Essay Research Paper George
9. Реферат Федеральный закон о бюджете на 2000 год
10. Реферат на тему Robert Browning Essay Research Paper Robert Browning