Тесты на тему Фрейд З Сознание и бессознательное
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-11-09Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Федеральное агентство по образованию
Новокузнецкий филиал - институт
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Кафедра философии
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
Тема «Фрейд З. Сознание и бессознательное»
Вариант 1
Выполнил: студент гр. ГМЗС-08 Проверил: Иванова Наталья
Абдульманов Руслан Александровна
Новокузнецк 2008
Задание
Тема 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Фрейд З. Сознание и бессознательное // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.
1 Что, по мнению З. Фрейда, являлось основным недостатком предшествующей психологии?
2 Каковы два основных положения «психоанализа»?
3 Какова природа (происхождение) культуры, по мнению З. Фрейда?
4 На какие три сферы делит З. Фрейд психический аппарат личности?
5 Дайте характеристику «бессознательному».
6 Охарактеризуйте сферу «Я».
7 Как соотносится «Я» и «Оно»?
8 Почему Фрейд определяет «Я» как несчастное и бедное?
9 Как реагирует «Я» на зависимость от других сфер психики?
10 Что такое «Сверх – Я»? Каковы его функции?
11 Какова цель психоанализа?
1). Что, по мнению З. Фрейда, являлось основным недостатком предшествующей психологии?
Согласно первому утверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Мы, наоборот, привыкли идентифицировать психическое и сознательное. Именно сознание считается у нас основной характерной чертой психического, а психология - наукой о содержании сознания. Да, это тождество кажется настолько само собой разумеющимся, что возражение против него представляется нам очевидной бессмыслицей, и все же психоанализ не может не возражать, он не может признать идентичность сознательного и психического. Согласно его определению, психическое представляет собой процессы чувствования, мышления, желания, и это определение допускает существование бессознательного мышления и бессознательного желания. Но данное утверждение сразу же роняет его в глазах всех приверженцев трезвой научности и заставляет подозревать, что психоанализ - фантастическое тайное учение, которое бродит в потемках, желая ловить рыбу в мутной воде. Пока еще непонятно, по какому праву столь абстрактное положение, как "психическое есть сознательное", Фрейд считает предрассудком, и что могло привести к отрицанию бессознательного, если таковое существует, и какие преимущества давало такое отрицание.
2). Каковы два основных положения «психоанализа»?
Вопрос о том, тождественно ли психическое сознательному или же оно гораздо шире, может показаться пустой игрой слов, но автор заверяет, что признание существования бессознательных психических процессов ведет к совершенно новой ориентации в мире и науке.
Тесная связь существует между этим первым смелым утверждением психоанализа и вторым. Это второе положение, которое психоанализ считает одним из своих достижений, утверждает, что влечения, которые можно назвать сексуальными в узком и широком смыслах слова, играют невероятно большую и до сих пор непризнанную роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Более того, эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать.
3). Какова природа (происхождение) культуры,
по мнению З. Фрейда?
Культура была создана под влиянием жизненной необходимости за счет удовлетворения влечений, и она по большей части постоянно воссоздается благодаря тому, что отдельная личность, вступая в человеческое общество, снова жертвует удовлетворением своих влечений в пользу общества. Среди этих влечений значительную роль играют сексуальные; при этом они сублимируются, т. е. отклоняются от своих сексуальных целей, и направляются на цели социально более высокие, уже не сексуальные. Эта конструкция, однако, весьма неустойчива, сексуальные влечения подавляются с трудом, и каждому, кому предстоит включиться в создание культурных ценностей, грозит опасность, что его сексуальные влечения не допустят такого их применения.
Общество не знает более страшной угрозы для своей культуры, чем высвобождение сексуальных влечений и их возврат к изначальным целям. Итак, общество не любит напоминаний об этом слабом месте в его основании, оно не заинтересовано в признании силы сексуальных влечений и в выяснении значения сексуальной жизни для каждого, больше того, из воспитательных соображений оно старается отвлечь внимание от всей этой области. Поэтому оно столь нетерпимо к вышеупомянутому результату исследований психоанализа и охотнее всего стремится представить его отвратительным с эстетической точки зрения и непристойным или даже опасным с точки зрения морали. Но такими выпадами нельзя опровергнуть объективные результаты научной работы. Если уж выдвигать возражения, то они должны быть обоснованы интеллектуально. Ведь человеку свойственно считать неправильным то, что ему не нравится, и тогда легко находятся аргументы для возражений. Итак, общество выдает нежелательное за неправильное, оспаривая истинность психоанализа логическими и фактическими аргументами, подсказанными, однако, аффектами, и держится за эти возражения-предрассудки, несмотря на все попытки их опровергнуть.
4). На какие три сферы делит З. Фрейд психический
аппарат личности?
«Бессознательный» - Оно. Это безличное местоимение кажется, особенно подходящим для выражения основного характера этой области души, ее чуждости Я. Сверх - Я, Я, и Оно – вот три царства, сферы, области, на которые можно разложить психический аппарат личности.
5). Дайте характеристику «бессознательному»
Понять Оно можно при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. Мы представляем себе, что у своего предела оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем психическое выражение, но мы можем сказать, в каком субстрате. Благодаря влечениям оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия. Для процессов Оно не существует логических законов мышления, прежде всего тезиса о противоречии. Противоположные импульсы существуют друг подле друга, не отменяя друг друга и, не удаляясь друг от друга, в лучшем случае для разрядки энергии, под давлением экономического принуждения объединяясь в компромиссные образования. В Оно нет ничего, что можно было бы отождествить с отрицанием, и мы с удивлением видим также исключение из известного философского положения, что пространство и время являются необходимыми формами наших психических актов. В Оно нет ничего, что соответствовало бы представлению о времени, никакого признания течения во времени и, что в высшей степени странно и ждет своего объяснения философами, нет никакого изменения психического процесса с течением времени. Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Оно, а также впечатления, которые благодаря вытеснению опустились в Оно, виртуально бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново. Признать в них прошлое, суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, если путем аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степени основывается терапевтическое действие аналитического лечения.
Оно не знакомы никакие оценки, никакое добро и зло, никакая мораль. Экономический или, если может, количественный момент, тесно связанный с принципом удовольствия, управляет всеми процессами. Все эти инстинкты, требующие выхода, находится в Оно.
Кажется даже, что энергия этих инстинктивных импульсов находится в другом состоянии, чем в иных душевных областях, она белее подвижна и способна к разрядке, потому что иначе не могли бы происходить те смещения и сгущения, которые характерны для Оно и совершенно не зависят от качества заряженного - в Я мы назвали бы это представлением.
6). Охарактеризуйте сферу «Я»
К характеристике Я приблизимся, если принять во внимание его отношение к самой внешней поверхностной части психического аппарата, которую можно обозначить как систему W-Bw. Эта система обращена к внешнему миру, она опосредует его восприятие, во время ее функционирования в ней возникает феномен осознания. Это орган чувств всего аппарата, восприимчивый, между прочим, к возбуждениям, идущим не только извне, но и из недр душевной жизни.
7). Как соотносится «Я» и «Оно»?
Я является той частью Оно, которая модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира, приспособлена к восприятию раздражений и защите от них, может быть сравнима с корковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции. Отношение к внешнему миру для Я стало решающим, оно взяло на себя задачу представлять его перед Оно для блага Оно, которое в слепом стремлении к удовлетворению влечений, не считаясь с этой сверхсильной внешней властью, не смогло бы избежать уничтожения. Выполняя эту функцию, Я должно наблюдать за внешним миром, откладывая в следах своих восприятий правильный его образ, путем проверки реальностью удалять из этой картины внешнего мира все добавления, идущие от внутренних источников возбуждения. По поручению Оно Я владеет подходами к моторике, но между потребностью и действием оно делает отсрочку для мыслительной работы, во время которой использует остатки воспоминаний из опыта. Таким образом, принцип удовольствия, который неограниченно правит ходом процессов в Оно, оказывается низвергнутым с трона и заменяется принципом реальности, который обещает больше надежности и успеха.
Чем особенно отличается Я от Оно, так это стремлением к синтезу своих содержаний к обобщению и унификации своих психических процессов, которое совершенно отсутствует у Оно. Я в душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а Оно – неукротимые страсти. Я является лишь частью Оно, частью, целесообразно измененной близостью к грозящему опасностями внешнему миру. В динамическом отношении оно слабо, свою энергию заимствовало у Оно.
Привязанность к объектам исходит из инстинктивных притязаний Оно. Я сначала их регистрирует. Но, идентифицируясь с объектом, оно предлагает себя Оно вместо объекта, желая направить либидо Оно на себя. Мы уже знаем, что в процессе жизни Я принимает в себя большое число остатков бывшей привязанности к объектам. Я должно проводить в жизнь намерения Оно, оно выполняет свою задачу, изыскивая обстоятельства, при которых эти намерения могут быть осуществлены наилучшим образом. Отношение Я к Оно можно сравнить с отношением наездника к своей лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определить цель и направление. Но между Я и Оно слишком часто имеет место далеко не идеальное взаимоотношение, когда наездник вынужден направить скакуна туда, куда тому вздумается.
8). Почему Фрейд определяет «Я» как несчастное и бедное?
Бедному Я очень тяжело, оно служит трем строгим властелинам, стараясь привести их притязания и требования в согласие между собой. Притязания все время расходятся, часто кажутся несовместимыми: неудивительно, что Я часто не справляется с работой. Внешний мир, Сверх - Я и Оно – три тирана. Я чувствует себя стесненным с трех сторон, ему грозят три опасности, на которые оно, будучи в стесненном положении, реагирует проявлением страха.
9). Как реагирует «Я» на зависимость от других сфер психики?
В своем стремлении посредничать между Оно и реальностью Я часто вынуждено одевать бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывать конфликты Оно с реальностью, с дипломатической неискренностью разыгрывать оглядку на реальность, даже если Оно упорствует и не сдается. С другой стороны, за ним на каждом шагу наблюдает строгое Сверх - Я, которое предписывает ему определенные нормы поведения, невзирая на трудности со стороны Оно и внешнего мира, и наказывает его в случае непослушания напряженным чувством неполноценности и сознания вины. Так Я, движимое Оно, стесненное Сверх - Я, отталкиваемое реальностью, прилагает все усилия для выполнения своей экономической задачи установления гармонии между силами и влияниями, которые действуют в нем и на него.
10). Что такое «Сверх – Я»? Каковы его функции?
Идеал Я является выражением наиболее мощных движений в наиболее важных судеб либидо в Оно. Вследствие установления Идеала Я, Я овладело комплексами и одновременно само себя подчинило Оно. В то время как Я, в основном, является представителем внешнего мира, реальности, — Сверх - Я противостоит ему как поверенный внутреннего мира, мира Оно. Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх, реальный страх перед внешним миром, страх совести перед Сверх – Я, невротический страх перед силой страстей в Оно.
11). Какова цель психоанализа?
Цель психоанализа – укрепить Я, сделать его более независимым от Сверх – Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые части Оно. Там где было Оно, должно стать Я.
Список использованных источников и литература
1). Фрейд З. Сознание и бессознательное // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.
2). Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ (лекции 1-15).
3). Зигмунд ФРЕЙД «Я И ОНО».
4). Ресурс Интернета http://graf-shakir.narod.ru/Knigi/F.html.
Новокузнецкий филиал - институт
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Кафедра философии
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
Тема «Фрейд З. Сознание и бессознательное»
Вариант 1
Выполнил: студент гр. ГМЗС-08 Проверил: Иванова Наталья
Абдульманов Руслан Александровна
Новокузнецк 2008
Задание
Тема 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Фрейд З. Сознание и бессознательное // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.
1 Что, по мнению З. Фрейда, являлось основным недостатком предшествующей психологии?
2 Каковы два основных положения «психоанализа»?
3 Какова природа (происхождение) культуры, по мнению З. Фрейда?
4 На какие три сферы делит З. Фрейд психический аппарат личности?
5 Дайте характеристику «бессознательному».
6 Охарактеризуйте сферу «Я».
7 Как соотносится «Я» и «Оно»?
8 Почему Фрейд определяет «Я» как несчастное и бедное?
9 Как реагирует «Я» на зависимость от других сфер психики?
10 Что такое «Сверх – Я»? Каковы его функции?
11 Какова цель психоанализа?
1). Что, по мнению З. Фрейда, являлось основным недостатком предшествующей психологии?
Согласно первому утверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Мы, наоборот, привыкли идентифицировать психическое и сознательное. Именно сознание считается у нас основной характерной чертой психического, а психология - наукой о содержании сознания. Да, это тождество кажется настолько само собой разумеющимся, что возражение против него представляется нам очевидной бессмыслицей, и все же психоанализ не может не возражать, он не может признать идентичность сознательного и психического. Согласно его определению, психическое представляет собой процессы чувствования, мышления, желания, и это определение допускает существование бессознательного мышления и бессознательного желания. Но данное утверждение сразу же роняет его в глазах всех приверженцев трезвой научности и заставляет подозревать, что психоанализ - фантастическое тайное учение, которое бродит в потемках, желая ловить рыбу в мутной воде. Пока еще непонятно, по какому праву столь абстрактное положение, как "психическое есть сознательное", Фрейд считает предрассудком, и что могло привести к отрицанию бессознательного, если таковое существует, и какие преимущества давало такое отрицание.
2). Каковы два основных положения «психоанализа»?
Вопрос о том, тождественно ли психическое сознательному или же оно гораздо шире, может показаться пустой игрой слов, но автор заверяет, что признание существования бессознательных психических процессов ведет к совершенно новой ориентации в мире и науке.
Тесная связь существует между этим первым смелым утверждением психоанализа и вторым. Это второе положение, которое психоанализ считает одним из своих достижений, утверждает, что влечения, которые можно назвать сексуальными в узком и широком смыслах слова, играют невероятно большую и до сих пор непризнанную роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Более того, эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать.
3). Какова природа (происхождение) культуры,
по мнению З. Фрейда?
Культура была создана под влиянием жизненной необходимости за счет удовлетворения влечений, и она по большей части постоянно воссоздается благодаря тому, что отдельная личность, вступая в человеческое общество, снова жертвует удовлетворением своих влечений в пользу общества. Среди этих влечений значительную роль играют сексуальные; при этом они сублимируются, т. е. отклоняются от своих сексуальных целей, и направляются на цели социально более высокие, уже не сексуальные. Эта конструкция, однако, весьма неустойчива, сексуальные влечения подавляются с трудом, и каждому, кому предстоит включиться в создание культурных ценностей, грозит опасность, что его сексуальные влечения не допустят такого их применения.
Общество не знает более страшной угрозы для своей культуры, чем высвобождение сексуальных влечений и их возврат к изначальным целям. Итак, общество не любит напоминаний об этом слабом месте в его основании, оно не заинтересовано в признании силы сексуальных влечений и в выяснении значения сексуальной жизни для каждого, больше того, из воспитательных соображений оно старается отвлечь внимание от всей этой области. Поэтому оно столь нетерпимо к вышеупомянутому результату исследований психоанализа и охотнее всего стремится представить его отвратительным с эстетической точки зрения и непристойным или даже опасным с точки зрения морали. Но такими выпадами нельзя опровергнуть объективные результаты научной работы. Если уж выдвигать возражения, то они должны быть обоснованы интеллектуально. Ведь человеку свойственно считать неправильным то, что ему не нравится, и тогда легко находятся аргументы для возражений. Итак, общество выдает нежелательное за неправильное, оспаривая истинность психоанализа логическими и фактическими аргументами, подсказанными, однако, аффектами, и держится за эти возражения-предрассудки, несмотря на все попытки их опровергнуть.
4). На какие три сферы делит З. Фрейд психический
аппарат личности?
«Бессознательный» - Оно. Это безличное местоимение кажется, особенно подходящим для выражения основного характера этой области души, ее чуждости Я. Сверх - Я, Я, и Оно – вот три царства, сферы, области, на которые можно разложить психический аппарат личности.
5). Дайте характеристику «бессознательному»
Понять Оно можно при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. Мы представляем себе, что у своего предела оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем психическое выражение, но мы можем сказать, в каком субстрате. Благодаря влечениям оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия. Для процессов Оно не существует логических законов мышления, прежде всего тезиса о противоречии. Противоположные импульсы существуют друг подле друга, не отменяя друг друга и, не удаляясь друг от друга, в лучшем случае для разрядки энергии, под давлением экономического принуждения объединяясь в компромиссные образования. В Оно нет ничего, что можно было бы отождествить с отрицанием, и мы с удивлением видим также исключение из известного философского положения, что пространство и время являются необходимыми формами наших психических актов. В Оно нет ничего, что соответствовало бы представлению о времени, никакого признания течения во времени и, что в высшей степени странно и ждет своего объяснения философами, нет никакого изменения психического процесса с течением времени. Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Оно, а также впечатления, которые благодаря вытеснению опустились в Оно, виртуально бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново. Признать в них прошлое, суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, если путем аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степени основывается терапевтическое действие аналитического лечения.
Оно не знакомы никакие оценки, никакое добро и зло, никакая мораль. Экономический или, если может, количественный момент, тесно связанный с принципом удовольствия, управляет всеми процессами. Все эти инстинкты, требующие выхода, находится в Оно.
Кажется даже, что энергия этих инстинктивных импульсов находится в другом состоянии, чем в иных душевных областях, она белее подвижна и способна к разрядке, потому что иначе не могли бы происходить те смещения и сгущения, которые характерны для Оно и совершенно не зависят от качества заряженного - в Я мы назвали бы это представлением.
6). Охарактеризуйте сферу «Я»
К характеристике Я приблизимся, если принять во внимание его отношение к самой внешней поверхностной части психического аппарата, которую можно обозначить как систему W-Bw. Эта система обращена к внешнему миру, она опосредует его восприятие, во время ее функционирования в ней возникает феномен осознания. Это орган чувств всего аппарата, восприимчивый, между прочим, к возбуждениям, идущим не только извне, но и из недр душевной жизни.
7). Как соотносится «Я» и «Оно»?
Я является той частью Оно, которая модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира, приспособлена к восприятию раздражений и защите от них, может быть сравнима с корковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции. Отношение к внешнему миру для Я стало решающим, оно взяло на себя задачу представлять его перед Оно для блага Оно, которое в слепом стремлении к удовлетворению влечений, не считаясь с этой сверхсильной внешней властью, не смогло бы избежать уничтожения. Выполняя эту функцию, Я должно наблюдать за внешним миром, откладывая в следах своих восприятий правильный его образ, путем проверки реальностью удалять из этой картины внешнего мира все добавления, идущие от внутренних источников возбуждения. По поручению Оно Я владеет подходами к моторике, но между потребностью и действием оно делает отсрочку для мыслительной работы, во время которой использует остатки воспоминаний из опыта. Таким образом, принцип удовольствия, который неограниченно правит ходом процессов в Оно, оказывается низвергнутым с трона и заменяется принципом реальности, который обещает больше надежности и успеха.
Чем особенно отличается Я от Оно, так это стремлением к синтезу своих содержаний к обобщению и унификации своих психических процессов, которое совершенно отсутствует у Оно. Я в душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а Оно – неукротимые страсти. Я является лишь частью Оно, частью, целесообразно измененной близостью к грозящему опасностями внешнему миру. В динамическом отношении оно слабо, свою энергию заимствовало у Оно.
Привязанность к объектам исходит из инстинктивных притязаний Оно. Я сначала их регистрирует. Но, идентифицируясь с объектом, оно предлагает себя Оно вместо объекта, желая направить либидо Оно на себя. Мы уже знаем, что в процессе жизни Я принимает в себя большое число остатков бывшей привязанности к объектам. Я должно проводить в жизнь намерения Оно, оно выполняет свою задачу, изыскивая обстоятельства, при которых эти намерения могут быть осуществлены наилучшим образом. Отношение Я к Оно можно сравнить с отношением наездника к своей лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определить цель и направление. Но между Я и Оно слишком часто имеет место далеко не идеальное взаимоотношение, когда наездник вынужден направить скакуна туда, куда тому вздумается.
8). Почему Фрейд определяет «Я» как несчастное и бедное?
Бедному Я очень тяжело, оно служит трем строгим властелинам, стараясь привести их притязания и требования в согласие между собой. Притязания все время расходятся, часто кажутся несовместимыми: неудивительно, что Я часто не справляется с работой. Внешний мир, Сверх - Я и Оно – три тирана. Я чувствует себя стесненным с трех сторон, ему грозят три опасности, на которые оно, будучи в стесненном положении, реагирует проявлением страха.
9). Как реагирует «Я» на зависимость от других сфер психики?
В своем стремлении посредничать между Оно и реальностью Я часто вынуждено одевать бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывать конфликты Оно с реальностью, с дипломатической неискренностью разыгрывать оглядку на реальность, даже если Оно упорствует и не сдается. С другой стороны, за ним на каждом шагу наблюдает строгое Сверх - Я, которое предписывает ему определенные нормы поведения, невзирая на трудности со стороны Оно и внешнего мира, и наказывает его в случае непослушания напряженным чувством неполноценности и сознания вины. Так Я, движимое Оно, стесненное Сверх - Я, отталкиваемое реальностью, прилагает все усилия для выполнения своей экономической задачи установления гармонии между силами и влияниями, которые действуют в нем и на него.
10). Что такое «Сверх – Я»? Каковы его функции?
Идеал Я является выражением наиболее мощных движений в наиболее важных судеб либидо в Оно. Вследствие установления Идеала Я, Я овладело комплексами и одновременно само себя подчинило Оно. В то время как Я, в основном, является представителем внешнего мира, реальности, — Сверх - Я противостоит ему как поверенный внутреннего мира, мира Оно. Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх, реальный страх перед внешним миром, страх совести перед Сверх – Я, невротический страх перед силой страстей в Оно.
11). Какова цель психоанализа?
Цель психоанализа – укрепить Я, сделать его более независимым от Сверх – Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые части Оно. Там где было Оно, должно стать Я.
Список использованных источников и литература
1). Фрейд З. Сознание и бессознательное // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.
2). Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ (лекции 1-15).
3). Зигмунд ФРЕЙД «Я И ОНО».
4). Ресурс Интернета http://graf-shakir.narod.ru/Knigi/F.html.