Статья

Статья на тему Этнополитические образования Дагестана в IV XII вв

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 8.11.2024


Доц. Шавлохова Е.С.

Кафедра философии и истории.

Горский государственный аграрный университет

Рассмотрены этнополитические образования Дагестана. Показано многообразие и преобладание некоторых из них.

Этнополитические образования Дагестана формировались в условиях активного взаимодействия на протяжении ряда столетий оседлого коренного населения и многочисленных пришельцев-завоевателей. В разное время тот или иной этнос оказывался под властью кавказской Албании, Сасанидского Ирана, Хазарии или Арабского халифата. По армянским источникам, в IV в. в Дагестане существовали 11 «царей» (предводителей горцев) и «царь леков». К VI в. оформились следующие политические объединения:

Лайран (в горах на юге Дагестана южнее р. Самур),

Маскут (плоскость на юге от Дербента по берегам р. Самур),

Лакз (земли к северу от реки Самур и в бассейне р. Гюльгерычай),

Табасаран (к северо-западу от Дербента в бассейне р. Рубас),

Филан (территория Леваншинского плато),

Зирихгеран (земли, населенные кубачинцами),

Серир (в нагорном Дагестане, территория Аварского Койсу и Кара-Койсу).

Эти объединения стали прообразами будущих государственных образований. После распада арабского халифата и Хазарии в X-XII вв. на территории Дагестана возникло множество этнополитических образований. Крупнейшим государственным образованием, а также культурным и торговым центром был Дербентский эмират.

Эмир и знать Дербента были арабского происхождения, в эмирате господствовали арабский язык и ислам. Мусульманские правители арабского происхождения также правили в Кайтаге, расположенном на северо-западе от Дербента (населяли Кайтаг предки современных даргинцев). Кайтаг подчинил себе земли Филана и соседнего Уркараха. В отличие от знати, население Кайтага и Уркараха оставалось язычниками. Рядом с Кайтагом был расположен Зирихгеран с центром Кубачи, являвшимся крупнейшим районом ремесленного производства и выделки оружия и кольчуг. Его жители были язычниками. В южном Дагестане в бассейне реки Самур продолжала существовать «страна лакзов» - Лакз (современные лезгины, агулы, рутулы и др.), в котором благодаря проникновению ислама развился феодальный строй. Лакз не был единым политическим образованием, он состоял из мелких владений правителей – «маликов». В Центральном Дагестане по течению Кара-Койсу располагался Гумик (Кумух). Жители Гумика до XI в. были христианами и лишь позже приняли ислам. Первоначально Гумик включал ряд самостоятельных общин, но к XII в. стал единым и одним из самых сильных владений в Дагестане. Наконец, в Западном Дагестане сложилось сильное государственное образование – Серир, или Сарир (центры – селения Тануси и Хунзах). Во главе серира стоял наследственный царь – «авар» (по имени правителя VI в.). Правители Серира исповедовали христианство. В XII в. Серир распался на мелкие владения, позже вошедшие в Аварское ханство.

Дербенский эмират – государство, возникшее на прикаспийском торговом пути с центром в городе Дербент. Последний занимал ключевую позицию среди центров торговли в Прикаспии.

11 Труды молодых ученых  № 1,  2008
Укрепленное поселение на месте Дербента возникло еще в VIII – VI вв. до н. э. До IV в. нашей эры Дербент входил в состав Кавказской Албании. В V – VI вв. сасаниды превратили Дербент в настоящую каменную крепость и порт. Дербент был форпостом на Каспии. Любая экспансия соседних государств начиналась с попыток овладения этим городом. С 735 г. Дербент стал военно-административным центром Арабского халифата в Дагестане, а также крупнейшим торговым центром и портом, очагом распространения ислама в Дагестане. Однако к X в. ислам утвердился лишь в части плоскостных земель, южном предгорье и Табасаране.

В IV – XII вв. на территории Дагестана проживало несколько десятков этносов, говорящих на разных языках и диалектах кавказской языковой семьи (кроме тюркоязычного населения Прикаспия). Помимо языковой близости их объединял однотипный общественный строй. При зримых политических различиях (союзы вольных обществ – джамааты и феодальные владения) общественный строй горцев имел общие системообразующие черты кавказской горской цивилизации. Однотипным был и хозяйственный уклад, в котором главенствовало отгонное скотоводство, сочетавшееся с земледелием и домашними ремеслами.

Наиболее многочисленным дагестанским этносом традиционно являлись аварцы. Процесс их этнической консолидации в доордынскую эпоху только начинался, чему способствовало политическое объединение. Еще в V в. на землях аварцев возникло первое государство Серир. Название территории их проживания – Аварии произошло, вероятно, от имени царя Серира Авара (VI в.). В XIII в. в центральной части Хунзахского плато сложилось Аварское княжество с центром в г. Хунзах, которое к концу XV в. объединяло значительную часть нагорного Дагестана. Правили Аварией наследственные князья-нуцалы, которые были христианами-православными.

Христианская Авария постоянно враждовала с соседними мусульманскими Кумухом и Кайтагом. В результате войн с ними аварцы в начале XIV в. начали принимать ислам. В конце XV в. в Аварии усилилась феодальная раздробленность и от княжества отделились несколько самостоятельных владений (Чоглинское, а позже – Кутишинское султанства). Соседние сельские общества находились в вассальной зависимости от нуцалов Аварии, которые могли выставить около 20 000 воинов. Наряду с аварским княжеством, в XII – XV вв. продолжали существовать многочисленные (около 40) вольные общества аварцев: Андалал, Анцух, Гидатль, Гумбет, Карах и др. Аварское княжество (с XV в., чаще именуемое ханством) и сельские общества находились в союзных отношениях, основанных на различных соглашениях и общих обычаях (адатах). Впоследствии часть обществ попала в зависимость от нуцалов, а некоторые были поглощены ханством.


1. Реферат Риторично-образні особливості проповідей Кирила Турoвського
2. Доклад на тему Постимпрессионизм
3. Реферат на тему Gay Parenting Essay Research Paper Lesbian and
4. Доклад Сетчатая боция
5. Курсовая Годівля та утримання корів
6. Сочинение на тему Солженицын а. и. - Символ целой эпохи
7. Реферат на тему Ebonics Essay Research Paper One of the
8. Реферат Математическая логика в младших классах
9. Курсовая Финансовый рынок 2 Характеристика сущности
10. Реферат на тему Правило о пяти чинех архитектуры Иакова Бароция Девигнола - первая архитектурная грамматика Петровского