Статья

Статья на тему Особенности богослужения Великой Субботы

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024


Шиманский Г. И.

В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во Гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, а также введение разбойника в рай. Вместе с тем, в богослужении дня указывается и на славное Воскресение Господа Иисуса Христа. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня — Свя¬той Пасхи: "Во гробе плотски (телесно), во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (наполняяй), Неописанный".

Богослужение Великой субботы начинается с самого раннего утра и продолжается до конца дня, так что песнопения последнего службы этого дня — полунощницы — соединяются с началом торжественной пасхальной заутрени.

Глубокой ночью — с Пятницы на Субботу — Церковь созывает верных, чтобы "исходные (надгобные) песни принести Зиждителю" перед Его гробом. Самое богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и трогательным погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.

В этот день совершаются утреня с 1-м часом, 3-й, 6-й и 9-й часы с чином изобразительных и Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней.

Утреня Великой Субботы начинается по обычаю. После шестопсалмия, великой ектении и "Бог Господь" поются три тропаря: "Благообразный Иосиф", "Егда снизшел еси к смерти" и "Мироносицам женам". Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель совершает каждение Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.

После тропарей поются Непорочны — стихи 17-й кафизмы. 3а каждым стихом кафизмы поются краткие надгробные песнопения или Похвалы в честь Господа, "в мертвецех вменившася". "Эти похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, изображается ужас и изумление всей твари, неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, раздается плач Богородицы и погребавших Его, проливается отрадный луч надежды на Его Воскресение" . Выражением светлой надежды на Воскресение и любви ко Господу Спасителю являются зажженные свечи в руках у священнослужителей и верующих, предстоящих в это время у гроба Господня.

Непорочны, или Похвалы, разделяются на три статии, или "славы", из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале второй и третьей статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон, иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется.

После трех статией, но перед малой ектенией, поются воскресные тропари Иоанна Дамаскина: "Ангельский собор удивися" и совершается каждение всего храма.

После ектении читаются седален, 50 псалом и поется канон Великой Субботы: "Волною морскою", представляющий собой и по содержанию и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. При пении канона священнослужители входят в алтарь . Здесь настоятель облачается во все священные одежды; сослужащие священники только в фелонь и епитрахиль.

По 8-й песни вместо "Честнейшую Херувим" поется ирмос 9-й песни: "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и лю¬бовию Тя величающия".

После канона и ектении — песнь: "Свят Господь Бог наш", хвалитные псалмы ("Всякое дыхание") и стихиры на хвалитех; на "И ныне" — "Преблагословенна еси, Богородице Дево" (в это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице).

Далее, поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение Плащаницы. После великого славословия совершается торжественный обряд выноса Плащаницы с Евангелием и крестный ход вокруг храма в память о погребении Спасителя.

Обнесение Плащаницы вокруг храма совершается следующим образом: при протяжном пении заключительного стиха Трисвятого, в предшествии фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей, при скорбном перезвоне колоколов, настоятель, подняв Плащаницу на главу, держа в руках Святое Евангелие, вместе с другими священнослужителями, поддерживающими Плащаницу, износит ее через западные двери и обносит вокруг храма.

После того как Плащаницу один раз обнесут вокруг храма, ее снова вносят в храм и подносят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Христос и после Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно пребывал "на Престоле со Отцем и Святым Духом". Хор заканчивает пение Трисвятого, и настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами: "Премудрость, прости". Хор поет один раз тропарь "Благообразный Иосиф". При пении тропаря Плащаница с Евангелием вновь полагается на прежнее место посередине храма, и совершается ее каждение .

После этого следует тропарь пророчества, поется прокимен, читается паремия из Книги Пророка Иезекииля, созерцавшего поле, на котором сухие кости ожили по повелению Божию; затем поется второй прокимен, читаются Апостол — о плодах смерти Спасителя, и Евангелие — о запечатании гроба и приставлении к нему стражи. Далее, произносятся сугубая и просительная ектении и бывает особый отпуст — тот же, что и на великих часах Великого Пятка и на великой вечерне в Великий Пяток: "Иже нас ради человек и нашего ради спасения страшныя страсти и Животворящий Крест и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш".

После отпуста, при целовании Плащаницы поется стихира: "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго".

Первый час присоединяется к утрени (отпуст часа — малый).

Часы: 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе ("поскору"), без пения. Отпуст в конце часов и изобразительных также малый. После часов совершается Литургия.

На утрене, часах, вечерне и на Литургии Великой Субботы все молитвы, чтения и священнодействия, происходящие обычно на солее (входные молитвы, ектении, паремии, чтение Апостола и Евангелия (если служит диакон), малый и великий вход, заамвонная молитва)за исключением причащения, совершаются перед Плащаницей.

Литургия в Великую Субботу совершается святого Василия Великого и соединяется с вечерней. По уставу Литургия совершается поздно, "о часе 10 дне", после вечерни, и как бы входит тем самым в пределы наступающего радостнейшего дня Святой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества –Воскресения Христова.

На вечерне после стихир на "Господи, воззвах" (воскресных и Триоди) и догматика 1-го гласа совершается малый вход с Евангелием. После пения "Свете тихий" перед Плащаницей читаются 15 паремий (без прокимна), в которых заклю¬чаются пророчества о страданиях, смерти и Воскресении Христа, о наступлении благодатного Царства Господа и о славе Новозаветной Церкви .

По прочтении шестой паремии о чудесном переходе евреев через Чермное море при открытых царских вратах поется песнь Моисея: "Поим Господеви, славно бо прославися". Хор поет многократно припев: "Славно бо прославися", чтец повторяет по стихам всю эту песнь.

По прочтении последней паремии — о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада, — поется песнь трех отроков: "Господа пойте и превозносите Его во веки", чтец читает стихи этой песни. При этом открываются Царские врата.

После паремий следует малая ектения, вместо Трисвятого поется крещальная песнь "Елицы во Христа крестистеся" — в воспоминание древнего обычая крестить в Субботу перед Пасхой оглашенных. Для этого епископ перед чтением паремий выходил из алтаря в крещальню и совершал Крещение, а по прочтении паремий, епископ приводил новокрещенных в храм, их встречали и приветствовали пением этой песни (молитвы об "оглашенных" и "готовящихся ко Просвещению", то есть ко Крещению, возносились в древности и теперь возносятся во время Святой Четыредесятницы на Литургии Преждеосвященных даров).

После паремий и прокимна перед Плащаницей читается Апостол. В апостольском чтении применительно к воспоминаемому событию дня и упомянутому древнему обычаю Крещения на Литургии раскрывается значение и таинственная сила Крещения, как "спогребения" Христу и "совоскресения" с Ним для новой жизни.

Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний — начинает уже светать денница воскресения, а потому с этого момента и отлагается в храме все, что напоминало о скорби этих дней. После Апостола вмес¬то "Аллилуиа" поются стихи 81 псалма: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех". При многократном пении этого припева одежды священнослужителей и облачения Престола и жертвенника переменяются на белые, что символизирует небесный свет и славу Воскресшего Господа и напоминает о светлых Ангелах, возвестивших женам-мироносицам о Воскресении Христовом.

В евангельском чтении возвещается о Воскресении Господа Иисуса Христа (Мф. 28, 1–20). Далее, Литургия святого Василия Великого совершается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется трепетная и благоговейная песнь "Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрылатии Серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа".

В Великую Субботу на Литургии святого Василия Великого как задостойник поется ирмос 9-й песни канона "Не рыдай Мене, Мати".

После Литургии Великой Субботы до Литургии Пятидесятницы прекращается пение (в конце Литургии) песни: "Видехом свет истинный".

После заамвонной молитвы Литургии Великой Субботы бывает благословение пяти хлебов и вина (без елея и пшеницы), в память о том, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней Литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня воскресения.

Отпуст Литургии — обычный.

Если в Великую Субботу случится Благовещение, то накануне, в Великую Пятницу, на вечерне на "Господи, воззвах" поются стихиры дня и праздника (всего — на 10), при этом на "И ныне" поется стихира Благовещения "Послан бысть", и бывает вход с Евангелием. Затем читаются три паремии дня и пять паремий праздника. Прокимен, Апостол и Евангелие на вечерне — только дня, то есть Великого Пятка. После "Ныне отпущаеши" и "Отче наш" поется тропарь Благовещения, "Слава" — "Благообразный Иосиф", "И ныне" — "Мироносицам женам". Во время пения тропаря "Благообразный Иосиф" — вынос Плащаницы.

В самый праздник служба начинается рано утром с утрени.на утрене после "Бог Господь" поются тропари: "Благообразный Иосиф", "Егда снизшел еси", "Слава" - "Мироносицам женам", "И ныне" — "Днесь спасения нашего главизна". Затем поются Непорочны с похвалами. После Непорочнов, воскресных тропарей и малой ектении — полиелей и величание праздника. Степенны — первый антифон 4 гласа. Прокимен и Евангелие — праздника. После Евангелия по 50 псалме поется стихира праздника.

Каноны — праздника и Великой Субботы. Катавасией служат ирмосы канона Великой Субботы.

На 9-й песни "Честнейшую Херувим" не поем, но поется припев праздника; в конце 9-й песни — ирмос дня: "Не рыдай Мене, Мати". После 9-й песни и малой ектении — "Свят Господь Бог наш".

В стихирах на хвалитех к дневным стихирам присоединяются стихиры Благовещения, при этом на "И ныне" поется "Преблагословенна еси, Богородице Дево".

Великое славословие поется. Далее, все по чину Великой Субботы (обнесение вокруг храма Плащаницы и прочее).

На Литургии вместо Трисвятого — "Елицы во Христа крестистеся", вместо Херувимской песни — "Да молчит всяка плоть человеча"; вместо "Достойно" — "Не рыдай Мене, Мати", и только в храме Благовещения поется задостойник праздника "Яко одушевленному Божию кивоту". Апостол и Евангелие — дня и праздника.


1. Реферат Верхнеозёрное
2. Реферат Основные идеи патристики
3. Реферат Летопись родного села М-Александровка
4. Реферат Россия в эпоху правления Николая I
5. Реферат Социология конфликта 5
6. Шпаргалка Шпоры по АХД
7. Практическая работа Стратегический менеджмент 17
8. Реферат на тему Power And Class In The United States
9. Реферат на тему Sex And Society Essay Research Paper Sex
10. Реферат Зміст податкової застави