Статья

Статья О соотношении личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.11.2024



О соотношении личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, член-корр. РАО, академик Международной педагогической академии, зав. лабораторией методологии общего среднего образования ГНУ ИСМО РАО, г.Москва

«В начале было Слово» (Иоанн, 1:1). Это библейское выражение уже давно вышло за рамки религиозного контекста и характеризует в том числе и научный подход в области конструирования понятийного аппарата. В педагогике следует отличать слово как термин и слово как суть. В основе слова всегда заключено дело, термин же становится деятельным словом в результате его осмысленности.

Терминологическая обозначенность концепций и подходов в образовании лежит в основе действенности проектируемых и происходящих процессов. За каждым термином, обозначающим педагогическую систему или тенденцию стоит определенный смысл, который воплощается сначала в целевом блоке, затем в программном, плановом, инновационном, оценочном и других аспектах образования.

Довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда те или иные термины, особенно «модные», включаются в контекст традиционного понятийного педагогического аппарата, просто проговариваются, создавая эффект новизны, инновационности. В дальнейшем, когда содержание нового термина осмысливается, потенциальная новизна заложенного в нем содержания начинает проявляться, оказывать влияние на всю понятийную систему. Этому способствует «вдруг» обнаруживающееся несоответствие смыслов, заложенных в новых терминах и старого содержания.

Такая ситуация, на наш взгляд, до сих пор продолжается в связи с введением в начале 1990-х годов в отечественную педагогическую лексику термина «личностно-ориентированное обучение». Сначала этот термин выполнял функцию «флага», под которым организовывались педагогические исследования, осуществлялся эксперимент, происходили инновации. Педагогическая же реальность, которой приписывали личностно-ориентированные цели и содержание, на самом деле таковой не являлась. Это обнаруживалось и по отношению к деятельности отдельных учителей, школ, и по отношению к федеральным целям образования, концепциям его модернизации. Только спустя 10-15 лет внимание ученых и методистов к термину «личностно-ориентированное обучение» стало приводить к реальным изменениям в целях, задачах, формах и методах обучения, разработке соответствующего инструментария для массовой школы. В то же время, перечисленные изменения не означают их повсеместного внедрения. Наоборот, одновременно с личностно-ориентированными продолжают достаточно активно действовать «неличностно-ориентированные» типы обучения, например, элементом такого обучения выступает ЕГЭ, в котором заложено не развитие личности учащихся, а экономические, политические и иные задачи.

Проблема соотношения и различий личностно-ориентированных и неличностно-ориентированных типов обучения (образования) является весьма актуальной и нуждается в отдельном исследовании. Однако я предполагаю поставить задачу сравнения личностно-ориентированного типа образования не с противоположным, а со смежным типом образования – человеко-сообразным. Я покажу, что человеко-сообразное образование является следующим, более гуманным шагом по сравнению с личностно-ориентированным образованием.

Какова предыстория термина «человеко-сообразное образование»? В 1990 году для обозначения реально происходящей в общеобразовательной школе инновационной практики я предложил понятие «человекообразующее обучение». На примере обучения физике я показал цели и возможности данного типа обучения (Хуторской А.В. Человекообразующее обучение // Физика в школе. - 1990. - № 5. - С. 56-58; 1991. - № 2. - С. 56-59). В качестве аргументов внедрения новшества выступали выводы из моей собственной практики работы учителем, а также анализ известных человеко-ориентированных систем обучения. Мое предложение нового типа обучения вызвало неоднозначную реакцию среди педагогов и методистов, а также дискуссию о возможности реализации моих положений в существующей тогда школе (Эткина Е.В. Возможно ли сегодня человекообразующее обучение? // Физика в школе. – 1990. - №5. – С. 58-60). В последние 15 лет в наших исследованиях прорабатывались отдельные направления человеко-сообразного образования – свободно-развивающее, личностно-ориентированное, природосообразное, эвристическое, продуктивное и др. Но именно человеко-сообразный тип образования, на мой взгляд, является глобальным инновационным резервом, способным кардинально изменить положение дел в современной и будущей школе в направлении их гуманизации.

В качестве подтверждения этой гипотезы я сопоставлю смыслы личностно-ориентированного образования и человеко-сообразного. Для этого вначале введу определения ряду таких понятий как «образование», «тип образования», «смысл образования» и попытаюсь отыскать смысловые сходства и отличия личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования.

Определений понятию «образование» существует множество. В русле понимания человека как «семени неизвестного растения», имеющего потенциальный механизм саморазвития, предлагаю следующую исходную дефиницию: «Образование - это процесс и непрерывно создаваемый человеком результат его образовывания». Под образовыванием я понимаю процесс развития, становления, прироста человека, переход от потенциальной возможности к реальному существованию в человеке различных аспектов его содержания. В приведенной дефиниции в качестве существенных признаков образования выделяются процессуальность, продуктивность и внутренняя исходность образовательного процесса. Внешняя составляющая образовательного процесса носит характер среды, а также технологических рамок для деятельности образовывающегося человека.

Понятие «тип образования» я ввожу для того, чтобы подчеркнуть, что не существует одного или одинакового типа образования для всех. Образование личностно- или наукоориентированное, светское или религиозное, культуросообразное или эвристическое – это разные типы образования, каждое из которых имеет свои цели, содержание, средства, систему контроля и оценки результатов. На основе проведенных исследований можно сделать вывод, что для каждого типа образования существуют и свои закономерности, принципы, дидактические системы и т.п.

Выявление и классификация различных типов образования – актуальная задача педагогических наук, которая ещё нуждается в решении. В качестве оснований для построения такой типологии необходимо определить исходные философские позиции: что есть человек, что есть мир, что такое образование человека по отношению к самому себе, к Богу, человечеству, культуре, наукам, окружающему миру и т.п. В дальнейшем своем изложении я ограничусь рассмотрением только двух выделенных в заголовке типов образования: личностно-ориентированного и человеко-сообразного.

Основным признаком личностно-ориентированного типа образования является наличие личности в качестве объекта или предмета образования, а также определенный вектор ориентированности образования – либо на личность, либо от неё. Если вектор направлен «на личность», это означает понимание образования как процесса формирования учащегося, если вектор исходит «от личности» - происходит её выращивание, развитие. Возможно, конечно, и чередование направлений вектора, но именно эти две крайние позиции являются индикаторами доминирующей целевой установки.

Личность отличается от человека, прежде всего, социальной заданностью, привитием индивиду функций субъекта социальных отношений. Поэтому в личностно-ориентированном обучении (и образовании) определяющую роль играет социум, общество. Чьи и какие ориентиры – личности или общества – будут доминировать в целевых установках, от этого зависит «степень личностности» личностно-ориентированного образования. Баланс целей осуществляется с помощью выбираемых теоретических моделей и систем обучения, например, с помощью компетентностного подхода. При таком подходе происходит освоение учениками личностно значимых для них и - одновременно - для социума знаний, умений, способов деятельности, связанных с реальными объектами изучения. Обязательным становится опыт деятельности ученика по отношению к этим объектам (например, при обучении биологии требуется рассматривать пестики и тычинки не на картинке, а на настоящем цветке) и минимально необходимая оспособленность, т.е. владение учеником знаниями, умениями, способами деятельности в связи с изучаемыми объектами, наличие эмоционально-личностного отношения к ним.

Итак, с нашей точки зрения, личностно-ориентированное обучение имеет два подтипа, или два варианта воплощения – формирующее и выращивающее. Первый вариант представляет собой адаптированное к новой терминологии традиционное авторитарное образование с его внешне заданным для каждой личности вектором педагогического воздействия. В этом подтипе личностно-ориентированного обучения именно школе, учителю предлагается «доходить» до каждого ученика с единым содержанием образования. Личностные различия учащихся учитываются настолько, насколько это помогает обеспечить усвоение ими внешне заданного содержания образования.

Менее распространен и недостаточно разработан дидактически другой подтип личностно-ориентированного обучения - «от ребенка». В массовой школе этот подход присутствует пока на стадии терминологической целевой обозначенности и некоторых дидактических элементов, таких как индивидуальный план (программа) обучения, индивидуальная траектория обучения, портфолио и т.п. Замечу, что в данном случае происходит отход от социального центра тяжести образования в сторону личности, индивидуальности. Данный тип образования становится мостиком к другим типам образования, которые фиксируются понятиями «индивид», «человек».

Рассмотрим теперь смысл человеко-сообразного типа образования. Понятие «человек» – более широкое, чем понятие «личность». Содержание понятия «человек» включает в себя не только социальный аспект личности, но и такие аспекты, как природосообразность, культуросообразность, богосообразность (человек как созданный по образу и подобию Божию). Человек являет собой собирательный и собирающий во времени образ общечеловеческих достижений, «чело веков» - ум столетий. Поэтому человеко-сообразное образование - понятие более ёмкое, основополагающее и потенциально вариативное, чем личностно-ориентированное. Социальная роль человека не является здесь доминирующей, как в случае с личностью, а выступает «одной из» его ролей.

Смысл человеко-сообразного образования определяется смыслом человека. Существуют различные понимания человека. В зависимости от ответа на вопрос «что есть человек» устанавливается и реализуется та или иная система его образования. В моем понимании, у каждого человека есть своя система координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой путь. Существование иных систем координат и измерителей возможно (например, в виде общечеловеческих, религиозных или иных ориентиров), но человеку предоставляется право на собственную систему координат, на индивидуальную траекторию движения по отношению к ней. К любым другим системам он может, а в ряде случаев должен относиться, принимать их, например, осуществляя деятельность в рамках группы, коллектива, школы, региона и т.п.

Подчеркну отличие человеко-сообразного образования от человеко-ориентированного или человеко-центрированного, такие понятия тоже можно встретить в педагогической литературе . Сообразность – это соответствие образу, а центрированность – это использование образа человека в качестве объекта воздействия - мишени. Человеко-сообразное означает не противоречащее образу человека, а происходящее в соответствии с этим образом. Человеко-сообразное образование близко по смыслу к человеко-образующему, в котором образовывание человека и есть процесс его образования, т.е. перехода от потенциально заложенной возможности к её воплощению в реальности.

Выясняя различия личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования, необходимо уяснить разницу в понятиях «смысл» и «цель» образования. Смысл - это то, зачем происходит образование, цель же - это предвосхищаемый результат. Цель определяется смыслом, но не только им, поскольку смысл является исходной точкой, опорой целеполагания. Для формулирования целей необходим также учет реальной образовательной ситуации, других факторов, в среде которых намечается смысл.

Цели - могут быть разные, даже при наличии общих или единых смыслов. Смысл, в отличии от целей, меняется не часто, может совсем не меняться.

Смыслов не может быть много. Смысл - это сопряжение фундаментальных основ миропорядка и мировоззрения конкретного человека или группы людей. Смысл - совместная мысль человека и мира, Бога, природы. Существуют фундаментальные и прикладные смыслы. Смысл жизни, смысл мира, смысл бытия, смысл образования - наиболее фундаментальные. Смысл учебного предмета «математика» - является более частным, он может быть различен, субъективен для учителя, учеников.

Формы существования смысла – идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, ценность. Вербализованный смысл - это целостное содержание высказывания, несводимое к значениям его частей, но само определяющее эти значения.

Смысл существует всегда и для любого человека, но не всегда им осознаваем. Он может быть более или менее понятен, определён для человека. Инструментом выявления смыслов, а также смыслополагания, является рефлексия.

Перечисленные толкования смысла носят характер строительных лесов для решения поставленной нами задачи сопоставления личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования.

Наличие разных смыслов образования – неочевидный факт для многих ученых и педагогов-практиков. Мне известны ученые, которые считают, что смысл у образования один, и именно его они пытаются найти и представить педагогической общественности. Я придерживаюсь другой точки зрения, что смыслов образования существует множество. Чтобы проиллюстрировать это, приведу два противоположных смысла образования, выражаемых в антитезе «иметь или быть», обозначенной Э.Фроммом.

Парадигма «иметь» образование характерна для случаев, когда «образование дают» и строят соответствующую «передаточную» педагогику: учитель «дает», ученики «берут» и как бы «имеют» это самое образование. Результат реализации данного смысла далёк от идеала, из учеников формируются потребители и иждивенцы: «мне не дали такого-то образования».

Парадигма «быть» в образовании имеет противоположный смысл. Быть, значит бытийствовать и действовать, не дожидаясь, когда знания или другие атрибуты образования тебе передадут. Такой подход подразумевает продуктивные целевые ориентиры, компетентностное содержание, эвристический ракурс обучения.

Итак, смысл человеко-сообразного образования отличается от смысла личностно-ориентированного тем, что они относятся к разным объектам (субъектам) образования – человеку и личности, а также к разным технологическим основам образования – сообразности и ориентации.

Исходя из смысловых различий следуют различия в целях, содержании образования, технологиях, формах, методах, системах контроля и оценки результатов данных типов образования. Разными оказываются и области применимости личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования. Например, набор ключевых компетенций для личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования будет различным. Если в первом случае компетенции выбираются такими, чтобы с их помощью обеспечивалось вхождение ученика в конкретный социум и успешность деятельности в нем; то во втором случае такой задачи как соответствие социуму не ставится, а ставится задача соответствия человеком своей миссии, реализации заложенного в нем потенциала.

Человеко-сообразный тип образования допускает выбор учеником соответствующего ему социума, а в качестве крайней позиции даже выход за его рамки, уход от социума. Ситуация с временным или постоянным нахождением человека вне социума не такая уж редкость, достаточно вспомнить монахов-отшельников. Каждый человек эпизодически испытывает потребность быть отделенным от социума, т.е. вместо личностной самоидентификации переходит к человеческой.

Какова роль форм, методов и содержания обучения в разных типах образования? Выполняя роль педагогического инструментария, одни и те же формы и методы могут с одинаковым успехом применяться в разных типах образования. Однако специфика содержания образования определяется в соответствии с поставленными целями. Например, в личностно-ориентированном образовании обязательными являются социально-ориентированные знания и умения: работа в группах, проектная деятельность; в человеко-сообразном образовании необходимым содержанием выступает гармоничное развитие всех сфер человека в соответствии с его возрастными и иными особенностями. Так, если в качестве основных сфер человека считать тело, душу и разум, то содержание его образования должно распределяться именно в данной пропорции. А это означает, например, что на физическое движение и развитие в базисном учебном плане должно выделяться не менее трети времени (сравните с 2 часами в неделю, отводимыми в сегодняшних школах на физкультуру).

Проверке и оценке в рассматриваемых типах образования подлежат и различные продукты образовательной деятельности. В личностно-ориентированном образовании проверяются, прежде всего, личностные качества ученика; в человеко-сообразном – степень соответствия полученных образовательных результатов заданному образу человека. Каким будет образ человека в человеко-сообразном образовании – этот вопрос решается в зависимости от выбранных философских оснований. Отсюда следует существование различных подтипов человеко-сообразного образования.

Завершая сопоставление двух типов образования, подчеркну начальный уровень постановки самой проблемы. Необходимы дальнейшие исследования, которые дифференцируют педагогическую реальность и построят комплексную типологию типов образования. Это, в свою очередь, позволит самоопределяться по отношению к данной типологии как ученым, так и педагогам практикам, а также управленцам образования и главным адресатам – ученикам и их родителям.

Подчеркну практико-ориентированную ценность и исходность необходимых научных исследований. Основная проблематика научных исследований в области типов образования определяется, на мой взгляд, существующей реальностью, процессами в образовании и науке, соответствующими педагогическими проблемами, необходимыми для решения.

Допуская разные типы образования, в то же время, среди гуманистически ориентированных типов считаю наиболее реальным и действенным именно человеко-сообразный тип образования. Обозначу ключевые понятия и проблемы, по отношению к которым необходимо выстраивание целей и задач научных исследований в области человеко-сообразного типа образования:

1. Человек, потенциал человека, образ человека, его миссия.

2. Мир, образ мира, по отношению к которому реализуется человек.

3. Реализация потенциала, миссии человека. Как это должно происходить и с помощью чего.

4. Смыслы и цели образования, направленные на реализацию человеческого потенциала. Образовательные модели и системы данного типа.

5. Научные основы образования, направленного на реализацию человеческого потенциала: педагогические, психологические, дидактические, методические.

Таким образом, начальным ожидаемым результатом исследований, т.е. их целью, может стать осознание и понимание представителями педагогического сообщества необходимости выявления и фиксации смыслов человеко-сообразного образования - образования меняющегося, инновационного, такого, которое вбирает в себя социальное и личностное, традиционное и эвристическое, компетентностное и ЗУНовское, очное и дистанционное. Результатом этого этапа мог бы стать достаточный спектр позиций, между которыми образовалась бы среда для выращивания и реализации моделей человеко-сообразного образования.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/



1. Реферат на тему How Did Forum Violence Of The Period
2. Реферат Банковская система Республики Беларусь 3
3. Реферат на тему Affirmative Action Essay Research Paper Affirmative ActionA
4. Реферат Богдан Лепкий Романтично-елегійне сприйняття дійсності в поезії
5. Реферат на тему History Of Sacraments Essay Research Paper In
6. Реферат Тесты по уголовному праву общая часть
7. Реферат Распределение средств федерального бюджета по статьям расходов
8. Реферат на тему The Misconceptions Of The Jungle By Upton
9. Сочинение на тему Сучасная беларуская паэзія.
10. Реферат Международный бизнес