Статья

Статья Целеполагание и рефлексия в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024



Целеполагание и рефлексия в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя

Свитова Татьяна Викторовна, преподаватель Самарской государственной академии культуры и искусств, аспирант по специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования

Студент-исполнитель приходит на индивидуальное занятие. В зависимости от уровня предстоящего выступления (концертное или конкурсное исполнение, экзамен или зачет, просто изучение репертуара) и учебного периода (начало, середина, конец семестра) это может быть кропотливая совместная работа преподавателя и студента над фрагментами произведений или целостное исполнение с консультацией педагога в конце. Студент выполняет свою «функцию» (проигрывает или пропевает свою программу), слушает замечания или советы преподавателя в процессе или по окончании исполнения и вносит в свою работу коррективы – такова самая общая схема традиционного урока. Как правило, главный итог работы – исполнительское освоение программы. Постановка вопроса о целеполагании может показаться со стороны не столь уж необходимой. Проходит 5 лет и выпускник-профессионал остается наедине со своим опытом, приобретенным в учебном заведении. Начиная работать самостоятельно, он постоянно сталкивается с вопросами: С чего начинать? Как наиболее продуктивно выстроить свою работу? Какие приемы, способы применять для достижения более качественного результата в более короткий срок? Почему приемы работы, всегда благополучно применяемые, перестают помогать в новых условиях? и т.п. Реальная исполнительская деятельность требует от музыканта умения быстро адаптироваться к меняющимся условиям, индивидуального подхода к слушательской аудитории, частного рассмотрения возникающих проблем. Отработанный за годы учебы алгоритм в один момент перестает «работать». Именно здесь и проявятся качества личности музыканта, благодаря которым успешно организуется его деятельность. Умение ставить цель – одно из таких важнейших качеств. Оно позволяет намечать план дальнейших действий, двигаться по определенной траектории, предвидеть возможные трудности и находить пути их преодоления.

Цель деятельности музыканта-исполнителя имеет просветительский характер: развивать личность слушателей, способствовать её обогащению, используя потенциал культурного наследия человечества. Из неё исходит цель профессиональной подготовки специалиста в вузе: развитие индивидуальных возможностей студентов-исполнителей, направленных на раскрытие личности слушателя.

С сентября 2005 г . по июнь 2006 г . в Самарской государственной академии культуры и искусств проходила экспериментальная работа, реализующая технологию педагогической эвристики в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя – адаптированную технологию эвристического обучения А. В. Хуторского. Работа со студентами начиналась с составления индивидуальных образовательных программ, первым этапом которого была постановка цели по индивидуальным специальным дисциплинам на предстоящий учебный год.

Анализ работы со студентами по целеполаганию показал различное отношение студентов к этой процедуре. В целом определение и формулировка цели вызвали у них затруднения. Как правило, цели студентов достаточно абстрактны и мало раскрывают (либо не раскрывают вообще) смысл дисциплины: "стать музыкантом-профессионалом", "развить профессиональные качества, навыки", "освоение репертуара" ("изучить произведения"), "научиться профессионально петь (играть)", "работа над образом". Из таких формулировок непонятно, в чем заключается суть деятельности, что подразумевается под профессиональными качествами, чем отличается цель одной дисциплины от цели другой, на одном курсе - от цели на другом. Есть студенты ( II и IV курсы), так и не сумевшие определить цель, а также те, которые сочли уже не нужной эту процедуру на выпускном ( V ) курсе. В основном студенты предпочли выполнять данную работу самостоятельно; некоторым понадобилось участие в этом процессе преподавателя. Так, студент-третьекурсник прошел несколько этапов в попытке формулировки цели. В первом варианте она выражала стремление "получить высшее образование", что показывает абстрактное и отчужденное от смысла деятельности понимание. При дальнейшей конкретизации цель получила формулировку "развитие навыков" - профессиональных, то есть пианистических, как показали ответы на наводящие вопросы. Даже сопоставление цели изучения дисциплины с целью деятельности исполнителя (а её большинство студентов определяет адекватно) не привело к точной формулировке - в суждениях студента лишь наметилось видение правильного направления и обозначение роли слушателя в исполнительском процессе. Студентка 4 курса вначале высказала мнение о ненадобности одной из изучаемой дисциплин, так как она "только мешает из-за того, что приходится больше учить, а экзамена все равно нет". Впоследствии она определила свою цель по этому предмету как самостоятельную работу над произведением, художественным образом. Еще одним примером целеполагания может послужить формулировка студентки-третьекурсницы - "стать профессиональным исполнителем, педагогом". При определении абстрактной цели она утверждает, что её содержание раскрывается в перечисленных далее в программе задачах: развить профессионально-личностные качества, научиться выстраивать музыкально-художественный образ произведения, научиться взаимодействовать с партнерами по исполнению, расширить исполнительский репертуар, научиться преодолевать технические трудности в исполнении, подготовить произведения для концертного исполнения. Этот пример говорит о непонимании сущности цели и её соотношения с задачами.

Итоговая рефлексия, проведенная в конце учебного года, показывает стабильный средний уровень осознания студентами своей деятельности. В ней были представлены такие позиции, как результаты и достижения за прошедший учебный год , трудности в работе и способы их преодоления, мероприятия, в которых студенты принимали участие (конференции, конкурсы, концерты, экзамены), динамика ощущений за год и направление дальнейшей работы (над чем, по их мнению, им необходимо еще работать) . Для рассмотрения в рамках данной тематики остановимся на позициях, выделенных курсивом.

Рефлексия результатов и планирование предстоящей работы показали, по сравнению с другими пунктами, высокий качественный уровень. Больше сложностей вызвало обозначение трудностей, а также способов борьбы с ними и отслеживание динамики ощущений – здесь наблюдается средний уровень. Примером высокого уровня рефлексии можно считать информативную, подробную характеристику результатов, имеющую глубокую эмоциональную окраску – «стала более самостоятельной как исполнитель, лучше ориентироваться в выборе репертуара. Исполнила первую маленькую роль в театре; в академии на оперном классе исполнила сцену письма Татьяны и получила одобрение своего педагога, что очень важно для меня, тем более что эта работа готовилась без её помощи»; «в камерном ансамбле появилось слышание партнера. В специальности стала более чутка к слышанию, к звуку. Осилила большой объем программы не только количественно, но и качественно. Появилась уверенность в своих силах после поддержки студентов и педагога». Средний уровень проявляется в общем перечислении результатов, часто внешнего плана – «обе сессии были сданы на «отлично», участвовала в городском конкурсе им. Д. Д. Шостаковича и заняла 1 место»; «добилась достаточно высоких оценок в своей учебной деятельности, понимания того, что постоянно «расту» профессионально»; «результаты продолжают быть стабильными, достаточно высокими; в составе камерных ансамблей стала дипломантом и лауреатом». В случае низкой рефлексии наблюдались формальные фразы «отписного» характера, часто фиксирующие отсутствие профессионального роста («Результатов – никаких! Куча трудностей - вокальных актерских. Динамика отсутствует»), либо отказ от рефлексии вообще.

При оценивании дальнейшего планирования принимались во внимание конкретность обозначения предстоящих задач, их точность и разнохарактерность, внешний или внутренний подход к процедуре. Например, к высокому уровню рефлексивного планирования можно отнести такие задачи, как «слушать больше музыки; больше петь неизвестных произведений – именно в них есть тайна, загадка; читать первоисточники, чтобы понять образ героини (в опере), иметь точное представление об эпохе»; «вдумчиво работать без инструмента, развивать теоретическую базу; читать литературу, посещать выставки и т.д.»; «развивать общий и музыкальный кругозор, техничное исполнение, изучать методические работы преподавателей разных эпох, исполнения самых различных исполнителей». К среднему уровню относятся задачи узкоспециального характера или слишком обобщенно сформулированные: необходимо работать «над собой»; «над многим», «над образом», «над техническими трудностями».

Сопоставление целей изучения дисциплин, итоговой рефлексии и дальнейшего планирования позволяет заметить, что целеполагание является наиболее слабым звеном в подготовке специалиста. Ежеурочные цели не ставятся, а цель на учебный год больше относится ко всему сроку обучения и к любой дисциплине специального цикла. Адекватно понимая профессиональные цели, студенты, как правило, затрудняются в формулировке учебных, что, вероятно, объясняется недостаточным осознанием сущности предмета (музыкальное исполнительство) и влиянием многолетнего репродуктивного подхода в образовании. Также это связано с низким уровнем внутренней мотивации к исполнительской деятельности, объясняемой в значительной мере социальными условиями (среди студентов, отказавшихся составлять свои индивидуальные программы - значительная часть тех, кто после окончания вуза не пойдет работать по специальности. Они предпочитали отказаться от работы вообще, нежели выполнить её формально. Это не значит, что у них отсутствуют данные качества – просто они не выражены в данной сфере деятельности). Значительным препятствием в целеполагании, а также рефлексии, может быть и неумение точно выразить свои мысли. Тем не менее, результаты опроса студентов показали, что практически все выразили желание развивать умение ставить цель. Это говорит о том, что они воспринимают целеполагание как одно из важных качеств.

Что касается преподавателей, то их отношение к данным методам (как и к любому новшеству) настороженное, они предпочли эту работу самостоятельно не выполнять. Главным аргументом здесь является устойчивое представление об оргдеятельностной процедуре как о формальности. Однако им было интересно принять участие в обсуждении данного метода – было отмечено, что аналогичные индивидуальные программы составлялись выдающимися педагогами-исполнителями; высказывались собственные предложения, уточнения, корректировки по основным этапам программ.

Итак, на целеполагание студента влияют как внешние, так и внутренние факторы. Но для успешности этого процесса важную роль играет систематическая работа с преподавателями, которая даст им возможность осознать необходимость метода и практически его освоить.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/



1. Реферат Павленишвили княжеский род
2. Диплом Общество с ограниченной ответственностью как участник торгового оборота в Российской Федерации
3. Контрольная работа Улучшение эффективности системы управления в организациях в условиях финансово-экономического кр
4. Курсовая Влияние глобализации на экономику Украины
5. Доклад ОСЛІДЖЕННЯ ПРЕДМЕТНОЇ ОБЛАСТІ ТА ОБГРУНТУВАННЯ ЗАПРОПОНОВАНИХ ПРОЕКТНИХ РІШЕНЬ
6. Реферат История 1567
7. Реферат на тему The Somebody Essay Research Paper In the
8. Реферат Основы коммерческой деятельности 2
9. Реферат на тему How Close To Nuclear War Did The
10. Контрольная работа Этапы работы режиссера над воплощением драматургического произведения