Статья на тему Преобразования в системе образования в Башкортостане во второй половине XIX века
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-05-30Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Преобразования в системе образования в Башкортостане во второй половине XIX века
Система образования является одним из важных показателей не только уровня образованности, но и социально-экономического и общественно-политического положения страны в процессе становления и развития человеческого общества того или иного государства.
Исследование данной проблемы важно и с точки зрения современного развития системы образования в России. Исторический опыт показало, что попытки русификации народов России обернулось провалом. И на сегодняшний день в современной России пытаются проводить точно такую же скрытную политику путем запрета в системе образования национально-регионального компонента в национальных республиках и автономных областях. Поэтому изучение уровня образованности башкирского народа во второй половине XIX века представляет интерес, как с научной, так и с практической точки зрения.
Во второй половине XIX в. происходит значительное развитие образования в крае. Дети башкир и татар обучались в мектебе и медресе. В Уфимской губернии было открыто 746 начальных школ, в том числе 396 русских, 88 русско-башкирских, 254 школы прочих национальностей и 8 русских классов при мектебах и медресе. (Очерки по истории Башкирской АССР, 1964, С. 263.) И так если мы рассмотрим только медресе и мектебе мы видим быстрый рост числа образовательных учреждений. Если в 1860 г. в Башкортостане насчитывало около 600, то концу XIX в. их численность достигла 1900. (Акманов, 2004, С. 440)
Крупным явлением в развитии просвещения в крае было открытие русско-башкирских школ. Эти школы были двухлетними и четырехлетними. Дети изучали русский язык, чистописание, арифметику, мусульманское вероучение. Но главной целью этих школ было русификация учащихся. Подобное направленность школ вызвало недовольство башкир и в том числе мусульманское духовенство. Количество учащихся в них к концу XIX в. заметно уменьшилось, некоторые русско-башкирские школы даже закрылись.
В 1900 г. Уфимской и Оренбургской губерниях насчитывалось 78 русско-башкирских и русско-татарских школ. При медресе имелось 15 русских школ.
Средняя общеобразовательная школа была представлена, прежде всего, Уфимской мужской гимназией. Программа обучения включала русский, латинский, немецкий и французские языки, чистописание, историю, математику, физику, географию, естествознание. Учебный курс длился 7 лет. Выпускники гимназии получали право поступления в университеты.
Стремление знать и учиться русской грамоте уже являлось требованием того времени, об этом свидетельствует и ряд документов, например: «Прошение башкира д. Юнашкулово М. Шарафитдинова председателю Златоусовской уездной земской управы Уфимской губернии о зачислении его сына в школу на казенный счет» от сентября 1892 г. В этом прошении говорится: «У меня явилось сердечное желание обучит русской грамоте своего сына Мирсаяфа, имеющему от роду 12 лет…». (Хрестоматия по истории Башкортостана…, 1996, С. 300) Из данного рассказа мы видим, что и даже некоторые муллы отдавали своих детей в русско-башкирские и русско-татарские школы, не зная истинные намерения правительства. Стремление некоторых башкир, обучать своих детей к русской грамоте в основном было связано, прежде всего с такими факторами, знание мировых и в том числе русского языка это было требование того времени уже не возможно было жить по старому, и они сами же от этого страдали при заполнении документов. К выше сказанному подтверждение находим и А-З. Валидова, М.И. Уметбаева, Р. Фахретдинов и др. Если сравнить, описание выше приведенных авторов, у всех примерно получается такая же одинаковая картина. А-З. Валидов пишет, что его отец, когда служил в армии, пострадал от не знания русского языка и из-за этого он не хотел чтобы и его детей ждала такая участь. И уже 6–7 летнем возрасте наряду с арабским и фарси его начали обучать и русскому языку. (Валидов, 1994, С. 33) О не знание башкирами элементарных законов, открытий и теорий в научной сфере, которых знали и пользовались европейцы и восточные народы уже многие столетие отраженно и трудах Р. Фахретдинова. Где он отмечает, что среди книг привезенных из хаджа, была книга по географии, составленная высшей степени оригениально, я полностью погрузился в изучение ее и почерпнул хотя бы краткой форме сведение о Земном шаре. Долго мучился, что бы понять трудное для меня теорию о вращение Земли вокруг Солнца. Разобравшись, рассказал об этом в медресе. Шакирды с начала смеялись. Говорили: Оказывается, мы тоже как тараканы ходим по потолку! Но затем поняли и были потрясены. Среди мусульман Бугульминского уезда, думаю, я был первым человеком, который начал говорить, что Земля есть одна из постоянно движущихся звезд, что она подобно другим звездам вращаться вокруг Солнца. (Баишев, 1996, С. 164–165) Примерно такое же описание мы находим и у М. Уметбаева. Он считает, что в системе образование среди мусульман не ощущается развитие. Европейский уровень развития научной и образовательной сфере получают лишь те люди, которые учатся в высших и средних учебных заведениях вместе с русскими, а их можно и пальцем пересчитать… С начальных классов обучение детей мусульман только на русском языки они видели опасность насильственной русификации. Дети должны обучатся с русскими, потому что только тогда они хорошо будут знать их ней язык и грамоту. И в итоге они не смогут поступить гимназии или учительские школы… Некоторые мусульмане которые имеют определенные знания и в том числе и я, считаем, что самый эффективный способ распространения знания европейского уровня среди башкир это перевод европейских книг и обучение на их нем родном языке. (Уметбаев, 1984, С. 104)
Однако, открывая русско-башкирские и русско-татарские школы, а так же обучая мусульман и других учебных заведениях исключительно на русском языке – царизм проводил скрытную политику русификации коренного народа. Но их ней замысел окончился провалом. Об этом свидетельствует и документальные источники, например в докладе министра народного просвещения «О прекращение приема новых воспитанников в Оренбургскую татарскую учительскую школу и о переводе Орской киргизской учительской школы в Оренбург. Высочайше утвержденный всеподданнейший доклад министра народного просвещения» от 27 июля 1889 г. В частности в данном источнике говориться, что ныне попечитель Оренбургского учебного округа донес министерству народного просвещения, что названное учебное заведения, как показал опыт 16 – летнего его существования, не оправдало возлагавших на оное надежд способствовать распространению между татарами-мусульманами образования в русском духе и сближать с русской народностью. Большинство воспитанников Оренбургской татарской учительской школы, в течение 4-летнего пребывания в школе, трудно овладевает русским языком, даже настолько, что бы свободно передавать на нем свои мысли и учить других. Главнейшею, и так сказать, основною причиною мало успешности означенных воспитанников в русском языке служит отсутствие желания изучать этот язык – как следствие влияния фанатической среды, из которой они выходят и в которую вновь вступают по окончание курса школе. Будучи назначенными учителями, татарских начальных училищах, они, при неустойчивом знании русского языка и, живя среди товарищей мусульман, не отрешаются от своих племенных предрассудков и совершенно и совершенно забывают русский язык. (Законы Российской империи о башкирах…, 1999, С. 538)
Таким образом, в второй половине XIX в. в народном образовании края произошли заметные сдвиги. Открылись новые начальные школы, гимназии. Стали возникать вольные крестьянские школы. Крупным явлением в развитии просвещения в крае было открытие русско-башкирских школ.
Список литературы
1. Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-эстетические взгляды Ризы Фахретдинова. – Уфа, 1996.
2. Валидов А.З. Воспоминания: Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман – тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. – Кн. 1. – Уфа: Китап, 1994.
3. Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях/ Сост., Ф.Х. Гумеров. – Уфа: Китап, 1999.
4. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. В 2-х т. Т.1./ Под ред. И.Г. Акманова. – Уфа, 2004.
5. Очерки по истории Башкирской АССР. В 2-х т. Т.1. Ч. 1. – Уфа, 1964.
6. Уметбаев М. Ядкарь. – Уфа, 1984.
7. Фархшатов М.Н. Народное образование на Южном Урале во второй половине ХIХ в. – Уфа, 1987.
8. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60–90-е годы XIX в. – М.: Наука, 1994.
9. Хрестоматия по истории Башкортостана. /Сост., Ф.Х. Гумеров. – Уфа: Китап, 1996.
Система образования является одним из важных показателей не только уровня образованности, но и социально-экономического и общественно-политического положения страны в процессе становления и развития человеческого общества того или иного государства.
Исследование данной проблемы важно и с точки зрения современного развития системы образования в России. Исторический опыт показало, что попытки русификации народов России обернулось провалом. И на сегодняшний день в современной России пытаются проводить точно такую же скрытную политику путем запрета в системе образования национально-регионального компонента в национальных республиках и автономных областях. Поэтому изучение уровня образованности башкирского народа во второй половине XIX века представляет интерес, как с научной, так и с практической точки зрения.
Во второй половине XIX в. происходит значительное развитие образования в крае. Дети башкир и татар обучались в мектебе и медресе. В Уфимской губернии было открыто 746 начальных школ, в том числе 396 русских, 88 русско-башкирских, 254 школы прочих национальностей и 8 русских классов при мектебах и медресе. (Очерки по истории Башкирской АССР, 1964, С. 263.) И так если мы рассмотрим только медресе и мектебе мы видим быстрый рост числа образовательных учреждений. Если в 1860 г. в Башкортостане насчитывало около 600, то концу XIX в. их численность достигла 1900. (Акманов, 2004, С. 440)
Крупным явлением в развитии просвещения в крае было открытие русско-башкирских школ. Эти школы были двухлетними и четырехлетними. Дети изучали русский язык, чистописание, арифметику, мусульманское вероучение. Но главной целью этих школ было русификация учащихся. Подобное направленность школ вызвало недовольство башкир и в том числе мусульманское духовенство. Количество учащихся в них к концу XIX в. заметно уменьшилось, некоторые русско-башкирские школы даже закрылись.
В 1900 г. Уфимской и Оренбургской губерниях насчитывалось 78 русско-башкирских и русско-татарских школ. При медресе имелось 15 русских школ.
Средняя общеобразовательная школа была представлена, прежде всего, Уфимской мужской гимназией. Программа обучения включала русский, латинский, немецкий и французские языки, чистописание, историю, математику, физику, географию, естествознание. Учебный курс длился 7 лет. Выпускники гимназии получали право поступления в университеты.
Стремление знать и учиться русской грамоте уже являлось требованием того времени, об этом свидетельствует и ряд документов, например: «Прошение башкира д. Юнашкулово М. Шарафитдинова председателю Златоусовской уездной земской управы Уфимской губернии о зачислении его сына в школу на казенный счет» от сентября 1892 г. В этом прошении говорится: «У меня явилось сердечное желание обучит русской грамоте своего сына Мирсаяфа, имеющему от роду 12 лет…». (Хрестоматия по истории Башкортостана…, 1996, С. 300) Из данного рассказа мы видим, что и даже некоторые муллы отдавали своих детей в русско-башкирские и русско-татарские школы, не зная истинные намерения правительства. Стремление некоторых башкир, обучать своих детей к русской грамоте в основном было связано, прежде всего с такими факторами, знание мировых и в том числе русского языка это было требование того времени уже не возможно было жить по старому, и они сами же от этого страдали при заполнении документов. К выше сказанному подтверждение находим и А-З. Валидова, М.И. Уметбаева, Р. Фахретдинов и др. Если сравнить, описание выше приведенных авторов, у всех примерно получается такая же одинаковая картина. А-З. Валидов пишет, что его отец, когда служил в армии, пострадал от не знания русского языка и из-за этого он не хотел чтобы и его детей ждала такая участь. И уже 6–7 летнем возрасте наряду с арабским и фарси его начали обучать и русскому языку. (Валидов, 1994, С. 33) О не знание башкирами элементарных законов, открытий и теорий в научной сфере, которых знали и пользовались европейцы и восточные народы уже многие столетие отраженно и трудах Р. Фахретдинова. Где он отмечает, что среди книг привезенных из хаджа, была книга по географии, составленная высшей степени оригениально, я полностью погрузился в изучение ее и почерпнул хотя бы краткой форме сведение о Земном шаре. Долго мучился, что бы понять трудное для меня теорию о вращение Земли вокруг Солнца. Разобравшись, рассказал об этом в медресе. Шакирды с начала смеялись. Говорили: Оказывается, мы тоже как тараканы ходим по потолку! Но затем поняли и были потрясены. Среди мусульман Бугульминского уезда, думаю, я был первым человеком, который начал говорить, что Земля есть одна из постоянно движущихся звезд, что она подобно другим звездам вращаться вокруг Солнца. (Баишев, 1996, С. 164–165) Примерно такое же описание мы находим и у М. Уметбаева. Он считает, что в системе образование среди мусульман не ощущается развитие. Европейский уровень развития научной и образовательной сфере получают лишь те люди, которые учатся в высших и средних учебных заведениях вместе с русскими, а их можно и пальцем пересчитать… С начальных классов обучение детей мусульман только на русском языки они видели опасность насильственной русификации. Дети должны обучатся с русскими, потому что только тогда они хорошо будут знать их ней язык и грамоту. И в итоге они не смогут поступить гимназии или учительские школы… Некоторые мусульмане которые имеют определенные знания и в том числе и я, считаем, что самый эффективный способ распространения знания европейского уровня среди башкир это перевод европейских книг и обучение на их нем родном языке. (Уметбаев, 1984, С. 104)
Однако, открывая русско-башкирские и русско-татарские школы, а так же обучая мусульман и других учебных заведениях исключительно на русском языке – царизм проводил скрытную политику русификации коренного народа. Но их ней замысел окончился провалом. Об этом свидетельствует и документальные источники, например в докладе министра народного просвещения «О прекращение приема новых воспитанников в Оренбургскую татарскую учительскую школу и о переводе Орской киргизской учительской школы в Оренбург. Высочайше утвержденный всеподданнейший доклад министра народного просвещения» от 27 июля 1889 г. В частности в данном источнике говориться, что ныне попечитель Оренбургского учебного округа донес министерству народного просвещения, что названное учебное заведения, как показал опыт 16 – летнего его существования, не оправдало возлагавших на оное надежд способствовать распространению между татарами-мусульманами образования в русском духе и сближать с русской народностью. Большинство воспитанников Оренбургской татарской учительской школы, в течение 4-летнего пребывания в школе, трудно овладевает русским языком, даже настолько, что бы свободно передавать на нем свои мысли и учить других. Главнейшею, и так сказать, основною причиною мало успешности означенных воспитанников в русском языке служит отсутствие желания изучать этот язык – как следствие влияния фанатической среды, из которой они выходят и в которую вновь вступают по окончание курса школе. Будучи назначенными учителями, татарских начальных училищах, они, при неустойчивом знании русского языка и, живя среди товарищей мусульман, не отрешаются от своих племенных предрассудков и совершенно и совершенно забывают русский язык. (Законы Российской империи о башкирах…, 1999, С. 538)
Таким образом, в второй половине XIX в. в народном образовании края произошли заметные сдвиги. Открылись новые начальные школы, гимназии. Стали возникать вольные крестьянские школы. Крупным явлением в развитии просвещения в крае было открытие русско-башкирских школ.
Список литературы
1. Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-эстетические взгляды Ризы Фахретдинова. – Уфа, 1996.
2. Валидов А.З. Воспоминания: Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман – тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. – Кн. 1. – Уфа: Китап, 1994.
3. Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях/ Сост., Ф.Х. Гумеров. – Уфа: Китап, 1999.
4. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. В 2-х т. Т.1./ Под ред. И.Г. Акманова. – Уфа, 2004.
5. Очерки по истории Башкирской АССР. В 2-х т. Т.1. Ч. 1. – Уфа, 1964.
6. Уметбаев М. Ядкарь. – Уфа, 1984.
7. Фархшатов М.Н. Народное образование на Южном Урале во второй половине ХIХ в. – Уфа, 1987.
8. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60–90-е годы XIX в. – М.: Наука, 1994.
9. Хрестоматия по истории Башкортостана. /Сост., Ф.Х. Гумеров. – Уфа: Китап, 1996.