Биография

Биография на тему Кароль Йозеф Иоанн Павел II Войтыла

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-26

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024


Karol Yozef Voityla

18.05.1920 года [Вадовица, Польша] - 02.04.2005 года [Ватикан], Польша

Жизнь Кароля Войтылы наполнилась трагическими и радостными событиями ещё до провозглашения его Папой Римским: он рано потерял родителей, пережил Вторую мировую войну, правление Гитлера и Сталина, коммунистическую оккупацию Польши; был учёным, поэтом, священником, актёром, профессором; ещё в молодости стал епископом, а вскоре - архиепископом и кардиналом. Определяющие принципы его жизни составляют жертва Богу и служение Церкви.

Детство

В 1920 году на свет появился Кароль Йозеф Войтыла. Его отцу (поручику польской армии) тогда исполнился 41 год, матери - 36, а брату - 14. В возрасте 8 лет потерял мать, а в 12 - брата. Кароль прекрасно учился в школе. Будучи необычайно одарённым, 14-летний Войтыла начал актёрскую карьеру в школьном драматическом кружке, возглавил школьное Марийское общество. В этом же году совершил своё первое паломничество в Ченстохову, а в 1935 году участвовал в военных учениях. В 1938 году Кароль принял Таинство Миропомазания, тогда же получил среднее образование.

Поступление в университет и начало Второй мировой войны

В 1939 году Кароль поступает на философский факультет Ягеллонского университета и вместе с отцом переезжает в Краков. Одновременно продолжает свою актерскую деятельность в экспериментальной драматической труппе "Студия 38". В этом же учебном году становится членом студенческого общества Пресвятой Евхаристии и Милосердия.

Когда в 1939 году началась Вторая мировая война, Кароль Войтыла был студентом-второкурсником. Ян Тирановский - портной, приверженец Кармелитов, ознакомил его с писаниями св. Иоанна от Христа и св. Терезы Авильской. В тот момент его Марийская духовность была достаточно сформирована. Она определяет всю его последующую жизнь.

Кароль Войтыла продолжает выступать в подпольном театре и избегает заключения и депортации только благодаря тому, что работал в каменном карьере. После смерти отца в 1941 году разделил свой дом с семьёй Мечислава Котляжика - основателя Театра Живого Слова (Рапсодий).

Подготовка к священству

В 1942 году Войтылу переводят на химический завод в Солвеи. Одновременно он становится студентом богословского факультета Ягеллонского университета, где тайно готовится к священству. Его работа в Солвеи и богословское штудирование продолжались до несчастного случая в начале 1944 года, когда его сбила машина и он вынужден был месяц пролежать в больнице.

В конце лета 1944 года Кароль Войтыла и ещё несколько семинаристов были переведены в резиденцию архиепископа. Он принимает постриг и поступает в школу канторов, становится вице-премьером "Братской помощи". На этом посту пребывает до апреля 1946 года. В этом же году окончил школу канторов и получил поддьяконские, дьяконские, а в ноябре - священническое освящение.

Начало служения: студент и учитель

В 1946 году почти одновременно после рукоположения на священника он оставляет Польшу и начинает штудировать богословье в университете Анджеликум в Риме. В 1947 году Войтыла получает лиценциат по богословью и посещает Францию, Бельгию и Голландию. В 1948 году выходит его докторат, Войтыла возвращается в Польшу и начинает священническую деятельность.

В 1949 году возвращается в Краков, к университетской молодёжи и работникам охраны здоровья в приходе св. Флориана, а с 1950 года начинает готовить свои первые публикации. В 1951 году Кароль Войтыла берёт отпуск для подготовки к преподаванию в университете.

С 1953 года Войтыла преподаёт в университете общественную этику, но вскоре коммунистическая правительство закрывает богословский факультет и учёбу вынуждены перевести в Краковскую семинарию. Тогда же ему предлагают преподавать в Люблинском Католическом Университете, где в конце 1956 года Войтыла возглавил кафедру этики.

Епископ, архиепископ и кардинал

Большие изменения в жизни Кароля Войтылы состоялись после того, как он стал епископом, а в 1958 году - помощником Архиепископа Кракова.

В октябре 1962 года принимает участие в работе первой сессии Второго Ватиканского Собора как один из его самых младших участников. В 1963 году во время закрытия второй сессии его назначают архиепископом, митрополитом Краковским. После окончания третьей сессии Собора и во время подготовки к четвёртой заключительной сессии новый архиепископ работает над "Schema XIII, Gaudium et Spes" (О Церкви в современном мире). Во время работы сессии польские епископы опубликовали своё письмо о примирении, адресованное немецким епископам, со словами: "Мы прощаем и просим прощения".

С тех пор архиепископ Войтыла осуществлял на практике декреты Собора и управлял своей епархией в трудных условиях, созданных коммунистическим правительством Польши. Одним из его первых шагов тогда было принятие решения перенести икону Божьей Матери из Ченстоховы в свою епархию, где на протяжении целого года она выставлялась для поклонения в 120 приходах при неизменном присутствии архиепископа, который несколькими месяцами раньше был поднесён к достоинству кардинала.

Кардинал активно путешествует: посещает польские общины в разных странах, евхаристийные конгрессы, поместные синоды, читает лекции, выступает на научных собраниях, принимает участие в работе правлящих синодов, которые с тех пор проводятся в Риме каждые пять лет и цель которых - развитие и исполнение декретов Второго Ватиканского Собора. Немного кардиналов получило такой богатый международный опыт за столь короткий отрезок времени.

После смерти папы Павла VI и недолгого правления папы Иоанна Павла I 16 октября 1978 года кардинала Кароля Йозефа Войтылу избрали 264-м Папой Римским.

Биография Кароля Войтылы Папы Иоанна Павла II. Как это было

Кароль Йозеф Войтыла появился на свет во вторник, 18 мая 1920 года, в маленьком местечке Вадовицы на юге Польши. Выходец из простого народа, выросший в горных районах Южной Польши, Войтыла отлично знал людей, занимавшихся землепашеством и живших в своих курных избах.

Первая личная трагедия подстерегла Кароля Войтылу 13 апреля 1929 года, когда в возрасте сорока пяти лет умерла его мать. Каролю через пять недель должно было исполниться девять лет, и он ходил в третий класс начальной школы. В начальную школу Кароль пошел в возрасте шести лет, и с первого же дня обучения он стал получать отличные оценки по польскому языку, религии («очень хорошо»), арифметике, рисунку, пению («очень хорошо»), физкультуре, прилежанию и поведению. Школа располагалась на втором этаже и чердаке здания вадовицкого повятового суда, недалеко от церкви и в нескольких шагах от дома Войтыл. Царила в ней невероятная теснота, классы были переполнены, и мальчики во время перерывов и в свободное время могли развлекаться только на улице перед церковью.

В детстве Кароля звали Лолусь, и это придуманное матерью детское имя сохранилось до сегодняшнего дня: во время частных встреч в Ватикане именно так обращаются к Папе несколько его ближайших друзей. Эмилия очень гордилась своим младшим сыном - даже тогда, когда он еще был младенцем. Франтишек Задора, тогдашний сосед Войтыл, вспоминает, как Эмилия говорила его матери:

«Вот увидишь, мой Лолусь станет большим человеком». В доме Войтыл всегда царила религиозная атмосфера, у входа в квартиру, куда вела крутая железная лестница, постоянно стоял небольшой сосуд с освященной водой, обмакнув пальцы в которую каждый, входивший в квартиру и выходивший из нее, крестился. На стенах висели святые образа, а в гостиной наводился алтарик, у которого по утрам молилась вся семья. По вечерам и в воскресенье отец или мать читали вслух Библию, что в те времена было в Галиции редкостью. В доме регулярно читались молитвы, отмечались все церковные праздники и соблюдались посты.

Мать научила Лолека креститься, отца Кароль Войтыла также вспоминает как «человека необычайно религиозного». Когда в возрасте десяти лет будущий Папа прислуживал во время мессы - его мать к тому времени уже умерла, - Кароль-старший сделал сыну замечание, что тот не молится Святому Духу «должным образом». «Он научил меня, как нужно молиться, - вспоминал Иоанн Павел II, - и это был важный духовный урок». Более чем через полвека молитва эта нашла отражение в папской энциклике о Святом Духе.

Кароль Иозеф Войтыла был крещен 20 июня 1920 года священником Франтишеком Жаком, военным капелланом в часовне вадовицкой церкви, нахо- дившейся на другой стороне улицы, на которой стоял его родной дом. Крестным отцом будущего Папы стал один из свояков его матери, Йозеф Кучмерчик, крестной матерью - сестра Эмилии, Мария Вядровска. В приходской книге было записана по-латыни: baptisatus est Carolus Josephus.

Интересный факт: в книге, где отмечаются все прошедшие священные дейсва, для Кароля Войтылы был отведена целая страница. То есть после его крещения, Франтишек Жак оставил лист пустым, а следующие записи продолжал на другом листе. Так, по прошествии многих лет священники отмечали все события, проишедшие с Каролем Войтылой.

На формирование характера Вой-тылы большое влияние оказали личная трагедия, страдания и одиночество; еще не достигнув двадцати одного года, он потерял почти всю семью: его сестра умерла в младенческом возрасте, мать он потерял в восемь лет, старшего брата в одиннадцать, а любимого отца - за три месяца до его двадцать первого дня рождения.

Эти семейные утраты сформировали Войтылу как человека и как священнослужителя. Он часто говорит о них в личных беседах, особенно о минутах страшного одиночества после смерти отца. Сам он также несколько раз соприкоснулся со смертью.

Друзья, которые знают Войтылу с давних дет, считают, что молитва и медитация всегда служили главными источниками его физической и умственной силы, а также изумительной способности восстанавливать энергию - невзирая на убийственный график ватиканской жизни и изматывающие поездки по всему миру. По обычным меркам, эти нагрузки явно слишком велики для человека в таком возрасте.

Склонность к гуманитарным наукам проявилась у Кароля Войтылы рано, еще в школе. Учителя вспоминали, что он особенно любил уроки иностранного языка, религии и философии. После окончания школы Кароль вместе с отцом переехал в Краков и поступил в университет, где начал изучать философию и филологию. Он проучился там всего два года, однако университетская атмосфера оказала большое влияние на будущего Папу. В 18 лет Кароль принимает активное участие в деятельности театрального кружка, посещает занятия по риторике и пишет стихи. Не так давно «Независимая газета» опубликовала русский перевод пьесы под названием «У лавки ювелира», написанной Войтылой в 1939 г. Пьесу предваряет подзаголовок: «Медитация о таинстве брака, иногда оборачивающаяся драмой»... При всех несовершенствах перевода можно угадать в авторе этой пьесы «апологета семьи», человека любящего и о любви напряженно размышляющего. Примерно тогда же Кароль написал цикл стихов под названием «Баллады Вавельского собора».

14 мая 1938 года Войтыла сдал выпускные экзамены. Он получил высшие оценки («отлично») по польскому, греческому, немецкому языкам, по латыни, истории, проблемам современной Польши, философии и физическому воспитанию. 27 мая вместе с другими учениками гимназии будущий Папа получил диплом об окончании школы. Чтобы получить наивысшую оценку по латыни, ему пришлось на первый вопрос отвечать сорок минут, на второй пятнадцать, а на третий семь - такая система приема экзамена призвана была убедить преподавателей, что ученик владеет латынью так же хорошо, как и польским языком (либо почти так же хорошо).

Осенью 1939 г. Польшу оккупировали гитлеровские войска, и религиозная и культурная жизнь страны замерла, по крайней мере, на официальном уровне. Все же существовал подпольный университет, в котором Кароль Войтыла еще некоторое время продолжал учиться. Но уже 1 ноября 1940 г. для него начинается совсем другая жизнь: чтобы помогать больному отцу, он поступает рабочим на каменный карьер в Закшовеке, близ Кракова, однако продолжает заниматься литературой, пишет пьесу «Король Дух», работает в подпольной организации, укрывающей краковских евреев и переправляющей их в другие страны.

Фабрика «Сольвей» использовала известняк из каменоломен в расположенном к югу от Дембников Закрувке, и именно там в сентябре 1940 года Войтыла начал свою трудовую биографию простым рабочим. Огромные каменные глыбы откалывались от скал с помощью динамита, а затем перевозились в вагонах узкоколейки на фабрику, находившуюся в Фалецком Бору - промышленном районе Кракова. Войтыла проработал на фабрике четыре года.

Отец Кароля Войтылы умер в феврале 1941 г., когда Каролю было 20 лет. В свободные минуты будущий Папа читал религиозные труды. Одним из первых таких произведений был «Трактат о совершенном служении Святой Деве Марии», написанный в начале XVIII века Людвигом Марией Гриньоном де Монтфором, священником из Бретани, который позднее был канонизирован Римско-католической Церковью. Юношеское почитание Каролем святыни Девы Марии в Кальварье-Зебжидовской, а также чтение этой книги в голубом переплете заложили впоследствии основы культа Божьей Матери.

Молился он по пути на работу, в церкви на Дембниках, молился на фабрике, молился в старой деревянной церкви в Фалецком Бору неподалеку от фабрики «Сольвей», по дороге на кладбище и над могилой отца, молился дома. Большинство рабочих относились к Каролю с уважением и восхищением. Они называли его «студентом» либо «нашим маленьким священником» и часто позволяли ему отдохнуть, говоря: «Ты уже достаточно сегодня поработал, отдохни, почитай, съешь что-нибудь».

В октябре 1942 г. Кароль поступил на курсы при богословском факультете Ягеллонского университета. Эти курсы - в нарушение гитлеровских приказов о прекращении религиозного образования - вел Краковский архиепископ, кардинал Адам Сапега. Спустя два года Кароль Войтыла стал семинаристом.

13 октября 1946 года кардинал Сапега посвятил Войтылу в сан субдиакона (этот сан был отменен Павлом VI), а через неделю - диакона. В тот же день, 20 октября, Войтыла формально попросил о проведении таинства посвящения, подтвердив под присягой, что он полностью осознает обязанности, какие берет на себя, и что делает это «по абсолютно доброй воле».

1 ноября, в День всех святых, кардинал Сапега в своей личной капелле посвятил Кароля Войтылу в священнослужители Римско-католической Церкви. В тот же день Краков воздавал почести жертвам концентрационного лагеря в Освенциме, прах которых был погребен на Раковицком кладбище.

Свою первую мессу Кароль Войтыла отслужил в склепе святого Леонарда в Вавельском кафедральном соборе среди саркофагов польских королей и национальных героев. Свидетелем этого события был священник Фиглевич. Потом Кароль отслужил три тихие мессы за упокой душ матери, отца и брата. Состоялись они 2 ноября, и в них приняли участие все члены «Театра Рапсодии», после чего в доме одного из друзей состоялся прием.

Свое следующее богослужение Войтыла провел в церкви в Дембниках. Тогда же он отказался от места преподавателя в университете. 11 ноября в доме своих друзей, Квятковских, Кароль окрестил их дочь. Это было первое крещение, которое провел молодой священник. В приходской книге церкви святой Анны записано, что девочку окрестил Carolus Wojtyla Neodivsbyter.

Осенью 1946 г. Кароль Войтыла отправляется в Вечный Город и поступает в «Ангеликум» (доминиканский университет св. Фомы). В 1948 г. он защитил там дипломную работу под названием “Вопрос о вере у св. Иоанна Креста”.

Вернувшись в Польшу, около года он провел в местечке Неговице, где был помощником настоятеля. Потом уехал в Краков, в приход св. Флорианa - здесь ему пришлось работать главным образом с университетской молодежью. В 1953 г. о. Кароль Войтыла начал преподавать этику и моральную теологию сначала на богословском факультете Ягеллонского университета, а затем в Католическом университете в Люблине. Пятидесятые годы отмечены в жизни будущего Папы напряженной научной деятельностью: за это время он написал более 300 статей, главным образом по христианской этике. В 36 лет Кароль Войтыла стал профессором в Институте этики в Люблине. Это, впрочем, не мешало ему заниматься спортом, путешествовать, общаться с друзьями. Сообщение о том, что Папа Пий XII возводит его в епископское достоинство, застало о. Войтылу в байдарочном походе!.. Это было в июле 1958 г. В возрасте 38 лет он стал самым молодым епископом в истории Польши.

В 1962 г. Войтыла снова отправился в Рим, на этот раз - чтобы принять участие в работе II Ватиканского Собора.

Кароль Войтыла был посвящен в сан епископа 28 сентября 1958 года в Вавельском кафедральном соборе. Как обычно, у него была собственная концепция хода торжества. Он настаивал, чтобы многочисленным собравшимся верующим некоторые элементы длительной и сложной церемонии объяснял специальный комментатор. Однако более традиционный в своих взглядах архиепископ Базяк, который вел торжество, не согласился с таким предложением. Войтыла выбрал также низкую митру вместо высокой, очень величественной, которую предпочитало большинство епископов.

Кароль Войтыла был назначен Папой архиепископом-митрополитом краковским 30 декабря 1963 года, торжественная церемония занятия им Вавельского кафедрального собора состоялась 3 марта 1964 года. Будущему Папе было тогда сорок три года.

29 мая, через одиннадцать дней после своего сорок седьмого дня рождения, Войтыла узнал, что Павел VI назначил его кардиналом. 26 июня 1967 года краковский архиепископ вместе с двадцатью шестью другими прелатами в Сикстинской капелле получил кардинальский титул во время одной из величайших церемоний, какие когда-либо проходили в Католической Церкви. На следующий день после обеда двадцать семь новых кардиналов служили вместе с Павлом VI торжественную мессу на площади Святого Петра

Избрание Папой

В 18 часов 18 минут кардинал Вилло сообщил, что Папой Римско-католической Церкви стал Кароль Войтыла из Кракова, а затем подошел к нему и спросил на латыни: «Соглашаешься ли ты?»

Войтыла не колебался ни минуты. «Такова воля Божья, - ответил он, - соглашаюсь».

Раздались аплодисменты. Печь Чезаре Тасси выпустила в небо облако белого дыма. Оно поведало миру, что был избран Папа, но его имя по-прежнему оставалось неизвестным. На ожидавших в напряжении на площади Святого Петра верующих опустилась ночь.

Надо сказать, что кардиналу Вилло было поручено объявить о том, что именно польский подданный стал новым Папой. Его друзья говорили, что по пути к балкону, с которого ему предстояло объявить весть, кардинал несколько раз переспрашивал имя Папы:

"Как там его имя? Войтыла? Что за убогий язык."

Взяв в знак уважения к своему предшественнику имя Иоанна Павла II, Кароль Войтыла стал двести шестьдесят третьим преемником святого Петра и двести шестьдесят четвертым Папой Римской Католической Церкви, самой многочисленной и самой старой церковной организации в мире.

Как Папа он стал также Епископом Римским, Викарием Иисуса Христа, Преемником святого Петра, Князем Апостолов, Pontifex Maximus, в руках которого сосредоточена высшая судебная власть над Церковью, Патриархом Запада, Примасом Италии, Архиепископом-Митрополитом Римской Провинции, главой Ватиканского Государства и Рабом Рабов Божьих. Теперь к нему нужно было обращаться «Его Святейшество Папа» либо менее официально «Святой Отец».

В возрасте пятидесяти восьми лет находящийся в хорошей форме польский кардинал, имеющий рост почти сто восемьдесят сантиметров, стал самым молодым Папой с 1846 года и первым Папой-иностранцем с 1523 года. Иоанн Павел II не стал тянуть с тем, чтобы показать кардиналам, а вскоре и всему миру, что, как глава Церкви, он собирается быть совершенно иным, чем его предшественники.

Встав во главе католической церкви, Кароль Войтыла сломал веками сложившийся образ римского первосвященника. Он бегал в кроссовках по горным тропам, занимался на тренажерах, плавал в бассейне, играл в теннис, катался на горных лыжах. С пастырскими поездками папа посетил многие страны во всех частях света.

Много сделав для модернизации образа католической церкви, Иоанн Павел II остался непреклонным в проповедовании принципов, которые, по его мнению, составляют нравственную основу человеческой цивилизации. Он выступает за категорическое запрещение абортов, искусственного оплодотворения, разводов, против применения противозачаточных средств, рукоположения женщин в священнический сан.

Кошмаром стали выстрелы, произведенные в Иоанна Павла II на площади Святого Петра в среду после обеда, 13 мая 1981 года, турецким террористом с расстояния всего лишь в три с половиной метра.

Пуля из мощного девятимиллиметрового браунинга попала Папе в живот и прошла в нескольких миллиметрах от аорты. Если бы она ее задела, спасти Папу не удалось бы. Пуля, к счастью, миновала и другие жизненно важные органы. Тем не менее целых пять часов и двенадцать минут, пока в клинике Агостиньо Джемелли, расположенной в двадцати минутах езды от места покушения, хирурги проводили сложную операцию, Папа находился в критическом состоянии.

Иоанна Павла II забрали с площади Святого Петра через несколько минут после того, как он был поражен одной из двух пуль, выпущенных Мехметом Али Агджои в присутствии двадцати тысяч собравшихся на еженедельную генеральную аудиенцию паломников и туристов. Иоанн Павел II находился тогда в своем «папамобиле» и ранен он был снизу стоявшим на тротуаре преступником.

Папа настоял на личной встрече с Али Агджои. Один из кардиналов говорил, что папа долго сидел рядом с террористом закрыв лицо рукой, говоря что-то Али Агджои. Когда он вышел из камеры, то на лице его блестели слезы.

В первую годовщину покушения Иоанн Павел II направился в Фатиму, чтобы поблагодарить Божью Матерь за спасение ему жизни и возложить на ее алтарь попавшую в него пулю. Пуля была позднее вмонтирована в золотую, украшенную бриллиантами корону Девы Марии. Пробитую пулей, окровавленную епитрахиль, которая была на Папе в минуту покушения, он пожертвовал Черной Мадонне из Ченстоховы.

С годами состояние его здоровья ухудшилось, ему пришлось отказаться активных занятий спортом, но он сохранил стремление к активной пастырской деятельности. В значительной степени благодаря позиции занятой Иоанном Павлом II, католическая церковь приняла такие эпохальные решения, как реабилитация Галилео Галилея или покаяние за многовековое преследование еврейского народа.

Вслед за ранением, на Папу обрушились новые беды. Находясь в своей загородной вилле, он наступил на подол своей сутаны и, падая, сломал руку. В результате, правая рука его практически потеряла подвижность. Иоанн Павел 2 шутил по этому поводу:

"Благославлять можно и левой рукой"

В 90-х годах новая травма - перелом шейки тазобедренного сустава, что для многих в его означает полную неподвижность. Папа перенес шесть операций и вновь стал ходить, прихрамывая на правую ногу.

Многие, кто хорошо знал папу, говорили, что по началу обижались на него за то, что во время бесед, он все время что-то писал. Казалось, что он погружен в работу и не слушает своих собеседников, но папа от рождения обладал прекрасной памятью и мог делать два дела сразу. Ранение и травмы не сломили его дух. Даже во время длительных перелетов и поездок, он продолжал свою работу над книгами.

В конце 20-го века на Иоанна Павла 2 обрушился тяжелейший недуг - болезнь Паркинсона. Но тем не менее, Папа продолжает быть главой римско-католической церкви, стойко перенося все испытания, которые выпадают на его долю.

***

Католики всего мира осиротели

Епископ Римский, викарий Иисуса Христа, преемник святого Петра, князь апостолов, наивысший первосвященник вселенской церкви (Pontifex Maximus), патриарх Запада, примас Италии, архиепископ-митрополит Римской провинции, глава Ватиканского государства и раб рабов божьих - этот официальный титул на протяжении 26 с половиной лет носил Кароль Йозеф Войтыла, известный всему миру как Папа Римский Иоанн Павел II.

264-й Папа Римский стал вторым в истории римско-католической церкви первосвященником, занимавшим святой престол более 26 лет. Кроме него это удалось лишь Пию IX, жившему во второй половине позапрошлого века. Пий IX управлял церковью на протяжении 32 лет - с 1846 по 1878 год. Слова "первый" и "самый" вообще часто фигурировали рядом с именем Папы Иоанна Павла Второго. Он стал первым Папой-славянином после того, как святой престол в течение 455-ти лет занимали итальянцы. Кроме того, он стал самым молодым Папой с 1846 года. Понтифик посетил с визитами более 120 стран, то есть стал самым путешествующим Папой. Свободно общаться с мировыми лидерами и жителями других стран главе Ватикана позволяло знание восьми языков.

От приходского священника до главы святого престола

Кароль Йозеф Войтыла родился 18 мая 1920 года в городке Вадовицы на юге Польши. Будущий Папа рос в довольно скромной обстановке - его отец был небогатым офицером польской армии, а мать работала учительницей. Как пишут его биографы, семья Войтыл была очень религиозной - в доме регулярно молились, отмечали все церковные праздники и соблюдали посты. В детстве Кароля называли Лолек - это имя для сына придумала Эмилия Войтыла. Интересно, что оно не забылось до самого конца его жизни. Именно так обращались к уже Папе Римскому его ближайшие друзья. По свидетельству одного из соседей Войтыл, Эмилия была уверена, что ее младший сын станет "большим человеком".

Однако она не увидела даже первых его успехов - ее не стало, когда Каролю не было и девяти лет. Уже будучи взрослым, Войтыла посвятил ей стихотворение, которое так и назвал - "Моей матери". Это было не первое горе, которое будущему Папе пришлось пережить в детстве, а потом и в юношестве. К 21 году Кароль Войтыла потерял почти всех близких: его сестра умерла в младенческом возрасте, старший брат скончался от скарлатины в возрасте 27 лет, а за три месяца до двадцать первого дня рождения Кароля умер его отец. По словам самого Иоанна Павла Второго, отец как-то преподал ему "важный духовный урок". "Он научил меня, как нужно молиться", - вспоминал Папа тот день, когда отец сделал ему, тогда еще 10-летнему мальчику, замечание, что он не молится Святому Духу "должным образом". Впоследствии Войтыла нередко упоминал о своих умерших близких в личных беседах.

Возвращаясь к школьным годам Кароля, нужно отметить, что уже в начальной школе, а затем в мужской гимназии проявилась его склонность к гуманитарным наукам, в частности иностранным языкам, религии и философии. Кроме того, в тот же период он заинтересовался литературой и театром. В театре, организованном учениками гимназии, высокому и элегантному Каролю Войтыле, имевшему к тому же красивый голос, поручали немало ролей. Будущий Папа даже одно время серьезно задумывался над карьерой профессионального актера. А приучил Войтылу к театру преподаватель гимназии Мечислав Котлажик, в доме которого Кароль проводил много времени за беседами. В 1979 году в Кракове Папа Иоанн Павел II вспомнил о нем: "Мечислав Котлажик считал, что моим призванием является слово и театр, а Господь Иисус считал, что капеланство".

Драматическим искусством Войтыла продолжал заниматься и во время обучения на факультете литературы и философии Ягеллонского университета в Кракове, куда он с отцом переехал после школы. Здесь Войтыла участвовал в постановках в составе труппы "Студия 38". Параллельно он занимался литературным творчеством, в частности, писал пьесы, стихи, выступал на поэтических вечерах. Например, известно о его пьесе 1939 года "У лавки ювелира" с подзаголовком "Медитация о таинстве брака, иногда оборачивающаяся драмой". Примерно тогда же он написал цикл стихов под названием "Баллады Вавельского собора".

Уже в те годы однокашники Войтылы замечали, что он не такой, как другие. На двери его комнаты в общежитии даже висела табличку с шуточной надписью "Кароль Войтыла – начинающий святой". Еще в 1938 году Кароль стал членом студенческого общества Пресвятой евхаристии и милосердия.

Однако университет Войтыле тогда закончить не удалось - осенью 1939 года Польшу оккупировали гитлеровские войска. Некоторое время занятия продолжались подпольно, но уже в октябре 1940 года Кароль оставляет университет и, чтобы помогать тяжело больному отцу, поступает рабочим на каменный карьер в Закшовеке. Работа была необходима не только для того, чтобы обеспечивать себя, - она позволяла избежать ареста и депортации в Германию. Параллельно Войтыла продолжал заниматься литературой, играл в самодеятельном театре-студии "Рапсодия", а также работал в подпольной католической организации, которая помогала евреям тайно уезжать из страны.

Свободное время Кароль Войтыла посвящал чтению религиозных трудов и очень много молился. В ноябре 1941 года Кароля переводят на работу на химический завод "Сольвей". По словам биографов, рабочие тоже заметили особый склад характера Войтылы и с уважением называли его "нашим маленьким священником". В октябре 1942 года Кароль поступил в подпольную духовную семинарию в Кракове. В это же время он возобновил обучение на теологическом факультете Ягеллонского университета, который функционировал под руководством кардинала Адама Стефана Сапеги, архиепископа Краковского, в нарушение гитлеровских приказов о прекращении религиозного образования. 1944 год чуть не стал роковым для будущего папского престола - Кароля Войтылу сбила машина. После несчастного случая он месяц пролежал в больнице, а после выписки на работу уже не вернулся. Тогда же Войтыла решил, что посвятит свою жизнь религии.

Еще во время третьего года обучения на богословском факультете он принял постриг и вступил в школу канторов. Закончив ее в 1946 году, он принял поддьячье, а затем дьячье посвящение. В ноябре 1946 года кардинал Сапега рукоположил Войтылу в сан священика. Для этого Кароль, не представляя, что когда-то ему предстоит стать понтификом, подтвердил под присягой, что полностью осознает, какие обязанности берет на себя, и что делает это "по абсолютно доброй воле". От того времени сохранилась запись в приходской книге церкви святой Анны за 11 ноября 1946 года. Она гласит, что дочку семьи Квятковских окрестил Carolus Wojtyla Neodivsbyter.

В конце 1946 года молодой священник по совету кардинала Сапеги отправился в Рим, где поступил в "Ангеликум" - доминиканский университет святого Фомы. В 1947 году он получил лиценциат по богословию, после чего посетил Францию, Бельгию и Голландию, где проводил службы для польских эмигрантов. В июне 1948 года Войтыла вернулся в Польшу, где завершил работу над своей первой докторской диссертацией на тему "Метафизическая и психологическая природы веры в сочинениях святого Хуана де ла Крус". Ягеллонский университет присудил священнику степень доктора теологии.

Вернувшись в Польшу, Войтыла около года выполнял функции викария в приходе села Неговиц, а затем в краковском приходе святого Флориана, где сблизился с университетской молодежью. В 1953 году это привело его на богословский факультет все того же Ягеллонского университета в качестве преподавателя, где он читал курс по социальной этике. Тогда же Войтыла защитил вторую докторскую диссертацию, по философии - "Возможные пути построения системы христианской этики на основе воззрений Макса Шелера". В скором времени коммунистические власти страны закрыли богословский факультет, и обучение пришлось перенести в Краковскую семинарию. Тогда же Войтыле предложили читать лекции в Люблинском католическом университете, где в конце 1956 года он возглавил кафедру этики. Студенческая молодежь отца Войтылу очень любила и уважала. На его лекциях аудитории обычно были заполнены до отказа.

В пятидесятые годы отец Войтыла также занимался напряженной научной деятельностью. С того времени сохранилось более 300 его статей, в которых он рассуждал о христианской этике. В 1953 году отец Войтыла получил степень доктора морального богословия на богословском факультете Ягеллонского университета, а три года спустя стал профессором в Институте этики в Люблине. Одновременно он занимался и литературным творчеством. Свои стихи он публиковал в католической газете Tygodnik powszechny и журнале Znak под псевдонимами Анджей Явень (персонаж романа Парандовского "Небо в огне") и Станислав Анджей Груда.

Между тем ни религиозные обязанности, ни преподавание, ни научные и литературные публикации не исключали для отца Войтылы активного образа жизни. Еще в детстве он увлекся плаванием, был неплохим футбольным вратарем, поэтому назвать его хилым мальчиком было нельзя. Во взрослом возрасте, уже будучи священником, он не забросил спорт, много путешествовал, общался со своими близкими друзьями. Эти привычки Войтыла сохранил и после того, как был избран Папой Римским. Отказаться от спортивных занятий - бега и любимых горных лыж - Папу заставило только резко ухудшившееся к старости здоровье. А тогда, в расцвете лет, отец Войтыла не упускал возможности развеяться. Неудивительно, что новость о даровании ему Папой Пием XII епископского сана застала священника в байдарочном походе. Итак, в 1958 году Кароль Войтыла стал самым молодым епископом в истории Польши. Посвящение Войтылы в сан епископа проходило в Вавельском кафедральном соборе, том самом, где он в ноябре 1946 года отслужил свою первую мессу.

В 1962 году Войтыла снова отправился в Рим, на этот раз - чтобы принять участие в работе II Ватиканского собора (1962-1965). Он стал одним из самых молодых участников собора и благодаря своей деятельности к закрытию второй сессии собора заслужил от Папы Павла VI пост архиепископа-митрополита Краковского. Торжественная церемония по этому поводу состоялась 3 марта 1964 года, а три года спустя тот же Павел VI даровал Войтыле кардинальский титул.

Уже в это время епископ Войтыла постоянно путешествовал за границами своей епархии, участвовал во всех ассамблеях Епископального синода в Риме, посещал польские сообщества в разных странах, в том числе Канаде, США, ГДР, ФРГ, читал лекции, делал доклады на научных собраниях. Войтыла не боялся выступать против коммунистического режима и официальных властей. Одним из его первых шагов еще на посту архиепископа было решение перенести икону Божьей Матери из Ченстохови в свою епархию, где в течение года она выставлялась для поклонения в 120 приходах. Имя молодого кардинала быстро получило известность за пределами Польши. Однако, как ни странно, никто не ожидал, что новым главой Ватикана после окончания 33-дневного понтификата Иоанна Павла I изберут именно его.

Четверть века

16 октября 1978 года 111 кардиналов, собравшихся на конклав, избрали архиепископа Краковского, кардинала Кароля Йозефа Войтылу, 264-м наследником престола святого Петра. За него было отдано 90 голосов. В 18 часов 18 минут по местному времени кардинал Вилло сообщил об этом избраннику, на что тот без колебания ответил: "Такова воля Божья". После этого над зданием Сикстинской капеллы поднялось облако белого дыма, оповестившее мир о том, что римскую католическую церковь возглавил новый Его Святейшество Папа. Первыми словами, с которыми Кароль Войтыла, взявший себе имя Иоанна Павла II, обратился к верующим, были: "Откройте двери Христу!".

Интронизация нового Папы состоялась 22 октября 1978 года. За прошедший с тех пор более чем двадцатипятилетний период Иоанн Павел II немало сделал для того, чтобы в новый, двадцать первый, век католическая церковь вошла как современная организация, обладающая значительным влиянием. Он познакомил Ватикан с современными технологиями, став инциатором обеспечения его спутниковой связью и другими достижениями цивилизации. Свои проповеди понтифик записывал на компакт-диски. Сегодня святой престол владеет акциями таких крупных компаний, как General Motors, Shell, General Electric, связан с крупнейшими банками США, Великобритании и Италии.

Постоянно путешествуя, Иоанн Павел II установил личные контакты с лидерами многих государств, первым из Пап побывал в синагоге и мечети. Кроме того, католическая церковь и святой престол его усилиями стали ближе к простым людям самых разных национальностей. Не забывал понтифик о необходимости открыто противостоять различным коммунистическим режимам, с которыми он боролся доступными ему методами - дипломатией и убеждением. Соблюдение прав человека в разных странах мира также всегда находилось в центре внимания Папы.

В то же время, среди католиков были и недовольные политикой Иоанна Павла II. Приветствуя нововведения в частностях, понтифик противился многим реформам, которые сделали бы церковь более либеральной в целом. Так, Папа до самого конца придерживался очень жесткой позиции относительно принципов, составляющих, по его мнению, основу веры и человеческой жизни. Среди них - непримиримость по отношению к абортам, искусственному оплодотворению, разводам, предохранению, посвящению женщин в духовный сан и гомосексуальным бракам.

Трижды Иоанна Павла II хотели лишить жизни. Два покушения удалось предотвратить, а одно чуть не закончилось смертью понтифика. 18 мая 1981 года турецкий гражданин Мехмет Али Агджи дважды выстрелил в Папу, когда тот проезжал по площади Святого Петра. Одна из пуль прошла в нескольких миллиметрах от аорты - эти миллиметры спасли Папе жизнь. Он был доставлен в госпиталь Gemelli, тот же самый, в котором совсем недавно врачи пытались предотвратить его неуклонно приближающуюся кончину. Операция по удалению пуль длилась более пяти часов, а реабилитация заняла два с половиной месяца. После этого случая знаменитый "папамобиль" накрыли "колпаком" из пуленепробиваемого стекла.

Иоанн Павел Второй не раз доказывал, что не намерен сдаваться под тяжестью лет. Его здоровье ухудшалось, однако он не собирался прекращать активную деятельность. Этому не помешали даже тяжелая травма - в начале 1990-х он сломал себе шейку тазобедренного сустава, что для пожилых людей почти всегда является приговором. Чтобы снова встать на ноги, Папа перенес шесть операций. Но самым трудным испытанием для понтифика стала болезнь Паркинсона, поразившая его в конце прошлого десятилетия.

Какими бы ни были отдельные итоги понтификата Иоанна Павла Второго, за его здоровье молились миллионы католиков и христиан других конфессий по всему миру. Каждый из них надеялся, что, несмотря на годы, чудо вновь произойдет. Они молились даже после того, как врачи признали свое бессилие, потому что знали - умирающий Папа до последнего дня также молился за них.


1. Реферат Дослідження народного господарства Франції
2. Реферат на тему Влияние электромагнитного излучения на организм человека 2
3. Реферат на тему Государство и право Франции
4. Реферат на тему Функции Центрального Банка РФ
5. Реферат Статистическое изучение природно-ресурсного потенциала региона
6. Доклад на тему Счастье в умеренности
7. Книга Практика и теория индивидуальной психологии, Адлер Альфред
8. Реферат на тему Христианская этика
9. Контрольная работа на тему Государственное предпринимательство
10. Реферат Вклад Ломоносова в филологию