Кодекс и Законы

Кодекс и Законы Дети, образование и будущее России

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024





Дети, образование и будущее России
В федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" записано: "Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности." Закон принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года. Нужный документ, правильные слова, гуманистические намерения. А как обстоит дело с выполнением требований данного закона в реальной жизни, а не на бумаге?

Анализ различных аспектов состояния проблемы семьи, материнства и детства в Российской Федерации свидетельствует о том, что четкого и однозначного ответа на данный вопрос не может быть в силу сложившихся обстоятельств и действия субъективных факторов. О чем идет речь?

Во-первых, это вечная проблема, имманентно присущая процессу функционирования и развития любого общества, нации и народа в целом. Это – один из "вечных" и "проклятых" вопросов, который словно птица Феникс возрождается в новом облике в соответствии с изменившимися социальными, экономическими и духовно-нравственными условиями жизни общества. Реальная жизнь со всей убедительностью уже который раз подтверждает незыблемость положения о том, что противоречия современного общества, все его недуги, болезни и родимые пятна негативно отражаются на жизнедеятельности, прежде всего, детей, на социальном самочувствии семьи, от которого во многом зависит, каких детей она производит на свет и как растит их духовно и физически.

Во-вторых, современное положение детей в Российской Федерации является следствием "непродуманных и необоснованных" социальных реформ, "втягивания" общества и его субъектов в систему рыночных отношений, о чем свидетельствуют следующие факты:

·          снижение рождаемости  и продолжительности жизни населения;

·          ухудшение экологической обстановки в отдельных регионах страны;

·          рост количества детей с наследственными заболеваниями;

·          ограничение возможностей детей в получении полноценного образования, труда и отдыха;

·          резкое обострение проблем жизнедеятельности детей-сирот, из которых более 90 % являются "социальными сиротами", то есть имеющими живых родителей, которые по  ряду обстоятельств неспособны выполнять функции родителей.

В-третьих, существующая правовая защита семьи, материнства и детства неэффективна и близка к своему кризису, а правовой механизм, регулирующий жизнедеятельность семьи и детей в обществе несовершенен и объективно нуждается в существенном преобразовании. В чем это проявляется? Вот несколько фактов.

Факт первый. В ноябре 2001 года исполнилось десять лет Конвенции ООН о правах ребенка – документу, знаменующему новый этап во взаимоотношениях мира взрослых и мира детей. Тем самым был определен международный правовой стандарт в сфере жизнедеятельности детей, обеспечения их защиты и развития. Под Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-годы и Планом действия по ее осуществлению стоит подпись Президента Российской Федерации.

Факт второй. Еще в 1993 году на основании Всемирной декларации была разработана федеральная комплексная программа "Дети России", которая в 1994 году получила статус президентской и была внесена в государственный бюджет отдельной строкой. Более того, в ее состав были включены шесть целевых программ: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Чернобыля", "Дети Севера", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания". Реализация данных программ могла бы существенно улучшить положение детей. Однако этого не произошло. Не спасли положения и попытки правительства РФ расширить комплексную программу новыми направлениями: "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев". Падение уровня и качества жизни россиян, возрастание затрат на содержание и воспитание одного ребенка в условиях резкой социальной поляризации общества практически сделали невыполнимыми данные целевые программы. Учитывая объективные условия и трудности реализации требований комплексной программы "Дети России", правительство РФ приняло новый Закон "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", в котором разработан механизм порядка назначения и выплаты существовавших до того пяти видов пособий, связанных с материнством и детством. Законотворче ский процесс набирает силу в новом составе Государственной Думы, а проблемы остаются.

Факт третий. Правительство РФ приняло ряд мер, направленных на создание системы правовых гарантий и обеспечение нормативного развития детей, в том числе и такой категории, как дети и подростки с девиантным поведением. Еще 25 апреля 1995 года было утверждено "Типовое положение о специальном воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением", согласно которого специальные школы исправительного типа были заменены учреждениями реабилитационного, лечебно-профилакти­чес­кого и адаптационного характера. Предполагалось, что в данных учреждениях дети смогут получить профессиональное образование, что с ними будут работать врачи, психологи, педагоги, юристы, психотерапевты, что они смогут заниматься по индивидуальным учебным планам, получать необходимые юридические консультации и их будут отпускать на каникулы и многое другое… Каковы последствия и результаты вербально-законода­тель­ной деятельности федеральных и региональных властей? Хотели "как лучше", а получилось "как всегда"! По России бродят согласно официальных данных более двух миллионов беспризорных детей. Это значительно больше, чем в период Великой Отечественной войны и послевоенное время. Факт тревожный и настораживающий, ибо кто не заботится о детях, тот лишает себя будущего, а государству грозит утрата суверенитета и национальной безопасности.

Факт четвертый. Вестернизация общественной жизни, непродуманные и, в ряде случаев, необоснованные социальные реформы, а также активное внедрение в систему высшего образования РФ рыночных отношений привели к резкой социальной поляризации общества, ограничению возможностей всем детям получить достойное образование и как следствие – консервация бедности и утрата подростками своей жизненной стратегии. Поступление в престижный вуз во многом поставлено в зависимость от семейных ресурсов, размеров семейных кошельков. Более того, материальное положение семьи становится ведущим фактором социализации подростков. Социологические исследования свидетельствуют о том, что от уровня материальной обеспеченности семьи зависят жизненные притязания на новые для нашего общества знаки успеха и социального престижа: свое дело и высокие доходы. Бедность семьи значительно сужает число жизненных шансов для детей, а вероятность наследования детьми бедности родителей очень высока. Тем не менее дети из интеллигентных семей с низким денежным содержанием (учителя, врачи, военные) стремятся получить высшее образование. Почему, в чем суть данного социального феномена? Попытаемся кратко ответить на данный вопрос.

Во-первых, в новых условиях рыночных отношений получение детьми из бедных интеллигентных семей высшего образования является одним (если не единственным) условием их успешной социализации и интеграции в общественные структуры и предотвращения от выпадения в маргинальные слои, когда утрачивается частично или полностью жизненная стратегия подростка. Утверждение о том, что ориентация на высшее образование способствует социальной адаптации подростков подкрепляется данными социологических исследований и опросов.[1] В бедных семьях, в которых матери имеют высшее образование, дети уже в 14-15 летнем возрасте четко определились с выбором профессии и среди них не зафиксировано склонности к проявлению девиантного поведения. В то же время среди бедных детей с малообразованными матерями в проинтервьюированых семьях были попытки суицида и случаи, когда мальчики воровали в школе вещи одноклассников. Имеют место факты, когда родители не имеют четких планов относительно будущего своего ребенка, а сам подросток активно выражает свое нежелание ни учиться, ни работать.

Во-вторых, ориентация детей из обедненных интеллигентных семей на получение высшего образования жестко детерминирована рекомендациями, а иногда и требованиями родителей, которые, будучи экономически и социально дезадаптированными, видят в этом единственное средство интеграции их детей в общественную жизнь. Многие родители (бюджетники) растерялись перед натиском рыночных отношений, не смогли найти свою нишу в новой социальной структуре и адаптироваться к атмосфере "бизнеса" и поэтому в ориентации на образование видят единственное средство достижения личного успеха и интеграции в общество. Для детей и родителей данной категории остается справедливым утверждение о том, что надежда умирает последней. Если подростки из бедных интеллигентных семей будут лишены и этой надежды, то они неизбежно пополнят ряды маргиналов, а общество обеднеет ще на несколько тысяч интеллигентных  субъектов.

В-третьих, дети живут и развиваются в конкретном пространственно-временном и информационном континууме и поэтому на время учебы в высшем учебном заведении (4-5-6 лет) откладывается решение проблем, связанных с финансово-экономической интеграцией. Рассуждения и аргументы родителей: "Дай Бог, чтоб их чадо попало (поступило) в институт (университет), а там как жизнь сложится". Такая "тактика" довольно часто оправдывает надежды и ожидания родителей. Получение высшего образования детьми из малообеспеченных (бедных) семей значительно важнее, чем для обеспеченных сверстников, поскольку на данном этапе является практически единственным доступным средством их успешной социализации и интеграции в одну из сфер общественной жизни.

Известно, что образование как понятие означает не просто получение человеком определенной суммы знаний в той или иной сфере деятельности, а придание ему облика (образца) высокоразвитого и разумного существа, обладающего самосознанием и мировоззрением. Образованный человек с этой точки зрения, – не просто знающий, информированный в своем деле квалифицированный специалист, но и человек, способный жить по нормам и принципам культуры своего времени, творить и действовать в соответствии с господствующей в обществе системой ценностей и реального права.

Как и тысячу лет назад, образование по-прежнему остается главным условием приобщения человека к культуре, формирования его как культурного и общественно развитого (социализированного) субъекта, а также получения им определенной специальности, позволяющей в последствии успешно трудиться, устраивать свою семейную жизнь, то есть интегрироваться в общество. Поэтому высокий престиж образования в его глазах во многом объясняется именно этой функцией социальной адаптации человека, включения его в систему трудовых и общественных отношений.

Образование, ставящее своей целью дать человеку не только профессию, но и мировоззрение, традиционно представлено университетским образованием и достигается так называемой гуматаризацией образовательного процесса путем включения в учебные планы и программы дисциплин общегуманитарного профиля, среди которых особое место занимает философия. Именно она всегда воплощала идею универсального образования, под которым следует понимать не совмещение в одном лице разных профессий и даже не энциклопедическую эрудированность, а способность мыслить и действовать всеобщим образом, то есть действовать в соответствии с существующим правом, а также нормами и принципами истины, добра и красоты. Мерой этой всеобщности есть мера подлинной образованности, избавляющей человека от профессионального кретинизма и односторонности специализированного труда. Уместно в этой связи вспомнить выражение Козьмы Пруткова, утверждавшего, что специалист подобен флюсу – знания его односторонни. С учетом данного обстоятельства целью философского (гуманитарного) образования было и остается превращение не человека в специалиста, а специалиста в человека, то есть в духовно развитое существо.

Разумеется, подготовить высококлассного специалиста можно и без всякой гуманитаризации образования, без излишнего и не нужного, на взгляд некоторых, философствования, но где гарантия, что общество в итоге не получит очередных "образованцев" (Солженицын) – людей, которым будет безразлично для кого и во имя чего трудиться, кому или чему служить – Богу или дьяволу, добру или злу, истине или выгоде, свободе или насилию. Жизнь показывает, что и сегодня в XXI столетии довольно часто можно встретить человека, сочетающего в себе профессиональную образованность с элементарной безграмотностью в вопросах политики, экономики, права, морали, искусства и культуры в целом. "Такой человек,– отмечает известный ученый и культуролог В. Межуев,– будучи хорошим специалистом в своем деле, за его пределами оказывается послушным исполнителем чужой воли, орудием в руках тех, кто менее всего озабочен интересами общего блага".[2]

Говоря иными словами, процесс перехода к гражданскому обществу при сохранении национальной культуры в России остается пока еще не решенной проблемой, то есть продекларированной системой существующего права, но не нашедшему выражения в общественных отношениях. Гражданское общество и национальная культура – это те реальности, которые не могут существовать без высокого уровня образования, причем не столько профессионального, сколько политического и общекультурного, формирующего в человеке сознание и качества гражданской и духовно развитой личности. Без такого образования и вне его человек не может быть сознательным и свободным гражданином своей страны, способным защитить себя и тем самым обеспечить развитие в будущем.

Начало XXI столетия с точки зрения гуманизации общественной жизни в содержательном плане совпало с наступлением новой антропоцентрической цивилизации, когда начинают доминировать не материальные ценности, а духовно-нравственные, когда активно идет процесс усиления роли человеческого фактора.

Люди, особенно молодое поколение, не могут и не хотят жить в условиях обостряющихся угроз, опасностей, всеобщего страха, проникающих во все сферы жизнедеятельности от экологии до личной жизни. В индивидуальном и общественном сознании наметился качественный прорыв к новым духовным ценностям: к свободе личности, царству творческого духа и свободного труда, идеалам научной рациональности, высокого искусства и культуры в целом. Все это должно найти свое отражение в образовательном процессе и воспитательной работе и закреплено в нормах существующего права. Речь идет о смене воспитательных и образовательных парадигм, усилении ориентации содержания образования на новое мировоззренческое знание, глубокое понимание процессов общественного развития в рамках комплексного изучения философии, социологии, истории, искусства, литературы и религии.

По нашему твердому убеждению, настало время, когда требуется осознать, что информационная революция – это не просто игры и развлечения в Интернете. Необходимо решительно переходить на новый тип мышления. На протяжении многих веков накоплена огромная информация, доступ к которой затруднен консерватизмом общественной системы, образования, укладом жизни, привычками и традициями. Движение вперед идет противоречиво. Поэтому образование призвано формировать общественное сознание и мировоззрение обучающихся в рамках существующей культуры, литературы и искусства, а также в соответствии с системой сложившихся ценностей во всех сферах жизнедеятельности общества, устремленных в будущее.





[1] См. Шурыгина И. И. Жизненные стратегии подростков//Социологические исследования. 1998. № 5. С. 53.



1. Реферат на тему Выдача трудовой книжки при увольнении работника по законодательств
2. Реферат Управлінський облік в україні
3. Контрольная работа на тему Г Сковорода философия личность жизненный путь и произведения
4. Реферат на тему Stories Of Amy Tan And Fannie Flag
5. Реферат Нарышкин, Кирилл Алексеевич
6. Реферат на тему Evaluate Sociological Analyses Of Deskilling Essay Research
7. Биография на тему Булат Шалвович Окуджава
8. Реферат на тему Джотто
9. Реферат на тему Anthony Burgess
10. Курсовая на тему Переломная эпоха сущность и противоречия