Кодекс и Законы Законность и правопорядок. Система гарантий законности и правопорядка
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Новосибирский юридический институт (филиал)
Томского государственного университета
Кафедра теории государства и права, международного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Законность и правопорядок. Система гарантий законности и правопорядка
Выполнил: студентка очно-заочной
формы обучения
группы 92-ВБ
Сазонова А. В.
Научный руководитель:
Соколова Т. Т.
Новосибирск
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Понятие законности: основные подходы. Право и закон 2
2. Принципы законности 15 23
3. Гарантии законности 25
4. Соотношение законности и правопорядка 26
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29
ВВЕДЕНИЕ
Одним из актуальных вопросов теории государства и права в настоящее время является понятие законности и правопорядка, актуальна проблема гарантий законности и правопорядка. Интерес к проблеме обусловлен тем, что понятие «законность» характеризует правовую действительность с точки зрения практического осуществления права, идейно-политических основ правовой системы, ее связи с основополагающими общественно-политическими институтами, с политическим режимом данного общества.
Эта точка зрения важна для общей теории права по нескольким причинам.
Во-первых, понятие законности выражает реалистическое отношение к праву, к его общеобязательности. Право, таким образом, рассматривается в плоскости его реальных функций, а значит в реальном, осуществляемом виде.
Во-вторых, с точки зрения теории права, существенную ценность имеет законность как принцип, руководящая идея, характеризующая содержание права, его назначение в обществе. Идея законности непосредственно выражает глубокий гуманистический характер общественной системы, ее нацеленность на обеспечение и охрану прав личности, ее несовместимость с произволом и бесправием личности. Ведь «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[1]
В-третьих, понятие законности позволяет обратиться в рамках проблематики к высокозначимым общественно-политическим вопросам. Освещение законности как особого, самостоятельного общественно-политического явления определенным образом характеризует данную правовую систему, позволяет увидеть связь законности с природой социального строя, с особенностями свойственного стране политического режима, раскрыть ее значение как составной части, элемента демократии.
Целью настоящей работы является изучение понятия законности и связанного с ним понятия правопорядка.
В связи с поставленной целью можно выделить основные задачи исследования:
- Изучение основных подходов к определению понятия законности
- Изучение принципов законности
- Изучение гарантий законности
- Определение соотношения законности и правопорядка
Данной теме посвящено значительное количество публикаций. Проблема законности и правопорядка рассматривается рядом авторов, таких как Алексеев С. С., Борисов В. В., Братусь С. Н., Кудрявцев В. Н., Ленин В. И., Малеин Н. С., Недбайло Т. Е., Рабинович П. М., Самощенко И. С., Строгович М. С., Чечот Д. М., Вебер М.
1. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ. ПРАВО И ЗАКОН
Существует два основных подхода к определению понятия законности. В советской юридической науке сложилось и стало господствующим понимание законности как строгого и неуклонного исполнения законов и подзаконных нормативных актов всеми субъектами советского права – государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. П. М. Рабинович дает следующее определение законности: «Законность – это определенный режим (состояние) общественных отношений, который характеризуется их соответствием законам и подзаконным юридическим нормам, установленным государством в интересах господствующего (руководящего) класса»[2]. Такое определение позволяет судить о понимании законности советской юридической наукой как только лишь исполнения законов, без оговорок о содержании этих законов. И. С. Самощенко дает похожее определение советской законности: «Советская законность представляет собою режим неуклонного исполнения советских законов и основанных на них иных (нормативных и индивидуальных) правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями»[3].
Это наглядно демонстрирует отношение к законности как к требованию строгого исполнения законов всеми субъектами права.
При анализе вышеприведенного понимания законности, прежде всего бросается в глаза то, что в нем акцент делается на исполнение норм права и обходится вопрос о самом их содержании. При этом само право выступает в роли возведенной в закон воли государства. Таким образом, право и закон полностью совпадают. И это не случайно, поскольку оценка содержания закона с позиции общепринятого понимания законности, как правило, не допускалась, была рискованной для господствующей партийно-государственной элиты. В связи с этим И. С. Самощенко писал, что «Фальшивость буржуазной законности состоит, следовательно, в том, что при буржуазно-демократических порядках даже в эпоху домонополистического капитализма нет действительного господства закона, что законность здесь сосуществует и переплетается с произволом буржуазии и ее ставленников в государственном аппарате»[4]
На первое место при характеристике законности ставился принцип верховенства закона, под которым понималась его высшая юридическая сила в иерархической системе правовых нормативных актов. Сам же закон не оценивался с позиций общих принципов права, общечеловеческой морали, международно-правовых норм и стандартов. Законы рассматривались как акты, выражающие возведенную в закон государственную волю. Например, И. С. Самощенко писал: «…социалистическая законность не только глубоко народна по своей природе, но и представляет собою действительное господство закона во всей нашей общественно-политической жизни»[5]
Но содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения юридической техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса. Такая точка зрения находит свое выражение в широком понимании законности.
В широком смысле, законность - это идея, требование и система (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве.
При таком подходе законность определяется как явление политико-правовой жизни, принцип политической системы, а также право и закон не отождествляются.
Эта точка зрения, по мнению В. Н. Кудрявцева, получила свое развитие к 1993 году, когда «среди юристов-теоретиков и практиков сложились уже довольно устойчивые демократические представления по ряду вопросов государственного и правового строительства, заметно отличающиеся от представлений прежних лет»[6]
Возникновение широкого понимания законности напрямую связано с возникновением широкого понятия права, в которое были включены «не только юридические нормы, но и правовые отношения, а также правовая идеология и правосознание»[7].
По мнению В. Н. Кудрявцева, цель и идея широкого подхода к пониманию права состоит как раз в том, «чтобы законность не только провозглашалась на бумаге, в тексте правового акта, но и воплощалась в жизни – в практической деятельности государственных органов и в правовом сознании граждан»[8].
Только в случае определения законности как основополагающего принципа политической системы, право, государство, демократия, законность выступают в виде существующих в качестве элементов единой системы, тесно взаимодействующих друг с другом, взаимопроникающих социально-политических явлений.
Предложенная трактовка законности ориентирует на то, чтобы рассматривать законность в качестве активной политико-юридической силы в обществе. Именно потому, что законность складывается из политико-юридических требований, утверждение в обществе режима законности означает наличие таких активных реальных нормативных факторов (требований), которые призваны распространять на общественные отношения состояние юридической правомерности, строгое соответствие поведения людей предписаниям юридических норм, все то, что требует данный исторически определенный режим законности, в том числе обеспечение и охрану прав личности, ограждение ее от произвола (включая действия государственного аппарата).
Принципиально важно при рассматриваемом подходе к законности, по возможности, проводить ее конкретно-исторический, классовый анализ. Законность при таком подходе вообще оказывается «величиной» переменной и даже неоднозначной. В тех или иных общественных системах она может существовать только в виде аспекта общеобязательности права. В других – к этому первичному элементу присоединяется утверждающаяся в общественном сознании идея законности. В обществах же, где законность сформировалась как особый общественно-политический феномен, ее «величина» выражена в составе, глубине, характере тех требований, из которых законность складывается.
Можно проследить прямую зависимость состава и характера элементов законности (следовательно, ее «величину», смысл, значение в жизни) от политического режима. В наиболее элементарном виде «законность» предстает в обстановке антидемократических режимов. В условиях политических режимов демократии она обретает весь набор элементов и выступает в виде особого политико-юридического явления.
В связи с понятием законности в литературе поставлен вопрос о том, можно ли рассматривать ее в качестве общественно-политического явления, свойственного любому классовому обществу или же только обществу с исторически определенным демократическим режимом. Более того, ряд авторов, склоняющихся ко второму из указанных вариантов решения данного вопроса (И.С. Самощенко, В.В. Борисов и др.), высказали взгляд, в соответствии с которым законность возникает в условиях режима буржуазной демократии, когда в законодательстве воплощены мысли идеологов революционной буржуазии о верховенстве закона, о равенстве всех перед законом и т.д. В. Н. Кудрявцев также считает, что «Никакая правовая система не является идеальной; принципы гуманизма и демократии воплощаются в ней постольку, поскольку демократичен и прогрессивен политический режим государства, его социально-экономический строй»[9].
Думается, однако, что сама постановка рассматриваемого вопроса не может быть признана достаточно точной. Она не учитывает сложный по своему содержанию, многоэлементный характер законности. Действительно, исторически момент, когда законность развернулась, обрела полный, хотя только формально выраженный набор элементов, можно отнести ко времени формирования режима буржуазной демократии. Но это вовсе не исключает того, что и в эпоху рабовладельческих и феодальных обществ, а также при недемократичных политических режимах не существовало и не может существовать известного «минимума законности». «Законность есть не только в любом классовом обществе и государстве, но она присуща деятельности государства в любые периоды его развития»[10] - пишет Д. М. Чечот. Прав также М.С. Строгович, утверждающий, что «в том или ином виде законность (или ее элементы) можно видеть и в тех эксплуататорских государствах, где демократии вовсе не было»[11].
Прежде всего, в любом классово организованном обществе, разумеется, существует исходный элемент законности, который выражает общеобязательность права и состоит в требовании неукоснительного соблюдения и исполнения юридических предписаний. В данном отношении, т.е. с точки зрения своего исходного элемента, законность вообще выступает в виде метода деятельности государства.
В эксплуататорских государствах могут формироваться и становиться политико-юридической реальностью некоторые требования законности (например, требование верховенства закона, неотвратимость юридической ответственности за совершенное правонарушение). Еще в большей мере такое накопление элементов законности касается социальных механизмов, обеспечивающих взаимоотношения внутри господствующего класса, его полновластие; здесь, в частности, утверждаются и начала юридического равенства, и требование реального осуществления субъективных прав.
Словом, к вопросу о возникновении и развитии законности нужно подходить конкретно-исторически, дифференцированно, различая элементы законности, фиксируя их формирование и постепенное накопление, свойственные всем этим процессам сложные противоречивые тенденции. «Отображая исторически прогрессивную смену типов государства и права, – пишет П.М. Рабинович, – законность развивалась, обогащалась новыми элементами, вбирая в себя – главным образом под влиянием правовых требований и классовой борьбы эксплуатируемых трудящихся масс – все наиболее демократические свойства и черты, формирующиеся в периоды ее прогрессивного развития»[12].
2. ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ
Собственное содержание, субстанция законности выражена в системе принципов (политико-юридических требований) – нормативных начал политико-юридической жизни. Под принципами законности понимаются исходные, основополагающие начала, характеризующие данное явление как с внутренней, так и с внешней стороны. В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т.д.). К основным принципам законности, которые проявляются в условиях демократических политических режимов, относятся следующие:
1) Принцип всеобщности требований законности
2) Принцип верховенства закона
3) Принцип единства (единообразия) законности
4) Принцип гарантированности основных прав и свобод человека
5) Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение
6) Принцип недопустимости подмены законности целесообразностью
7) Принцип взаимосвязи законности и культурности
Подробнее рассмотрим каждый из принципов:
1) Принцип всеобщности требований законности.
Всеобщность требований законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права – граждан, их организаций, государственных органов, должностных лиц.
В. Н. Кудрявцев писал, что в борьбе с анархией, местничеством, нигилизмом, необходимо подчеркивать верховенство закона для всех, «и в первую очередь для самих депутатов, президента, правительства, всех чиновников государства, т. е. для законодательной, исполнительной и судебной властей»[13].
Реализация принципа всеобщности требований законности возможна только при наличии развитого, совершенного законодательства – такого, при котором все общественные отношения, нуждающиеся в юридическом опосредствовании, регулируются законом, а не произволом, усмотрением, чьей-либо прихотью. В законодательстве при этом не должно быть существенных пробелов и таких несовершенств, которые бы давали возможность для произвольных действий.
Всеобщность законности находит свое отражение в равенстве всех субъектов права перед законом: «Все равны перед законом и судом»[14].
2) Принцип верховенства закона.
Одним из принципов законности называют и верховенство закона. Этот принцип предполагает соответствие законам, как актам, принимаемым высшим представительным органом государства и обладающим высшей юридической силой, всех подзаконных нормативно-правовых актов, всех правоприменительных актов, а всех законов и других актов государственных органов – Конституции.
Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характеру. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом.
Закон принимается в особом порядке и только законодательными (представительными) органами. Особое место среди законов занимает Конституция как основной закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность.
Конституция Российской Федерации гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции российской Федерации»[15].
В. Н. Кудрявцев писал по этому поводу, что «Ведя борьбу с правовой анархией, местничеством, нигилизмом, необходимо подчеркивать верховенство Конституции РФ, конституционных и «обычных» законов»[16].
Реализация данного принципа – непременное условие подлинной, а не декларируемой законности, элемента политико-правовой культуры общества.
3) Принцип единства (единообразия) законности.
Принцип единства законности означает, что на всей территории государства, несмотря на большое разнообразие действующих в стране законов и подзаконных актов, несмотря на возможные (иногда существенные) местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний. Еще В. И. Ленин в его письме «О «двойном» подчинении и законности» высказывался следующим образом: «…законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская…»[17].
Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы.
В тоже время единство законности не должно вести к ранжированию и шаблонизации в правотворческой и правоприменительной деятельности, бюрократическому централизму, сковывать инициативу на местах. Речь идет о том, чтобы субъекты Федерации, проявляя разумную инициативу и учитывая своеобразие своих условий, соблюдали Конституцию Российской Федерации, отстаивали интересы государства. Только в этом случае может быть реализован принцип единства законности.
4) Принцип гарантированности основных прав и свобод человека.
Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц – это уважение и всемирная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное.
В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его право и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[18].
В ст.18 подчеркивается: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»[19].
5) Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение.
Этот принцип заключается в достижении фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение, и предполагает гарантированное, «качественное» применение права, активную и решительную борьбу с правонарушениями, неотвратимость юридической ответственности для всех, кто нарушил закон.
Соблюдение законов, а стало быть, и законности чаще всего обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью. Закон должен быть не суровым, а результативным.
Вот почему еще Цицерон заметил: «Величайшим поощрением преступления является безнаказанность». Ничто так не укрепляет законность и порядок, как требовательность и взыскательность.
6) Принцип недопустимости подмены законности целесообразностью.
Недопустимо приносить законность в жертву целесообразности или справедливости. Правоприменительные органы не могут действовать незаконно, но, по их мнению, целесообразно или справедливо. Наибольшие отклонения от законности происходят под предлогом того, что реализация, применение того или иного нормативного акта с чьей-то точки зрения нецелесообразно в силу его несправедливости, неэффективности, устарелости и т.п.
Целесообразность может вступить в противоречие с законностью при несовершенствах нормативных актов: их устарелости, ошибках в праве и прочем. Именно здесь возникает спор, чему отдать предпочтение.
В. Н. Кудрявцев считает, что «Необходимо бороться с любыми отступлениями от Конституции и закона в центре и на местах, будь то попытка сослаться на «политическую целесообразность» или на «юридический формализм» закона»[20]
В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос – руководствоваться им или не руководствоваться, то невозможно будет установить никакого порядка в обществе.
Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, который во многих случаях предоставляет такую возможность, например, при назначении альтернативных мер наказаний, условно-досрочном освобождении, возбуждении уголовного дела и т.д. В гражданском праве есть немало диспозитивных норм, которые предполагают выбор субъектом того или иного варианта поведения, исходя из личной целесообразности. Но это – разрешенная целесообразность, не имеющая ничего общего с ее противопоставлением законности.
Подмена законности целесообразностью «расшатывает правовой порядок, ведет к волюнтаризму, а затем и к произволу»[21]
7) Принцип взаимосвязи законности и культурности.
Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм – это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелость государства.
В. И. Ленин писал, что «…та власть, которой прокурор передает решение возбужденного им дела о нарушении закона, является властью местной, которая обязана, с одной стороны, абсолютно соблюдать единые, установленные для всей федерации законы, а с другой стороны, обязана при определении меры наказания учитывать все местные обстоятельства… Если мы этого элементарнейшего условия для установления единой законности во всей федерации не будем проводить во что бы то ни стало, то ни о какой охране и ни о каком создании культурности не может быть и речи»[22].
Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством поднятия культурного уровня человека, формирования его правосознания. И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности, способствует воспитанию индивида в духе соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Чем выше культура, чем более она развита, тем прочнее, стабильнее законность, тем больше порядка в обществе.
Принципы (требования) законности важны при изучении понятия законности, т. к. значение это идеи, требования и системы (режима) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве законность может приобрести лишь тогда, когда она полностью реализована, в полной мере обрела свойственные ей черты особого, самостоятельного общественно-политического феномена. С этой точки зрения важно выделять в законности следующие три элемента, логическая обусловленность и историко-временная последовательность между которыми довольно точно соответствует друг другу.
Исходный, первый элемент законности – аспект общеобязательности права. Здесь законность является только проекцией, специфическим выражением свойств и регулятивных качеств права. Ведь право таково по самой своей природе, что мыслимо лишь в состоянии, когда образующие его нормативные предписания реально, фактически проводятся в жизнь. В данной плоскости, коль скоро есть право, значит, существует и законность, т.е. такой порядок, при котором участники общественных отношений должны строго соблюдать и исполнять нормативные предписания.
Следующий, второй элемент законности – это идея законности, т.е. формирующаяся в правосознании идея о целесообразности и необходимости такого реально правомерного поведения всех участников общественных отношений, при котором не оставалось бы места для произвола, фактически достигалась всеобщность права, действительная реализация субъективных прав. А такого рода идеи неизбежно «выходят» на вопросы социального строя, политического режима, словом, на категории политического сознания. В соответствии с этим идея законности, охватываемые ею начала (равенство всех перед законом, отсутствие привилегий, высшая сила закона, неотвратимость юридической ответственности за правонарушение и др.) выступают, прежде всего, по своей сути в качестве идеи политического сознания, начал политической демократии.
Третий, конститутивный, наиболее важный элемент законности заключается вот в чем. Законность как особое, отличное от собственно права самостоятельное явление складывается лишь тогда, когда отмеченные выше идея и начала воплощаются в особом режиме общественно-политической жизни, в системе требований законности. Причем весьма отчетливо проявляется тесная связь законности с правом как институционным образованием: именно потому, что право конституируется через закон (и иные формы), данный режим и именуется законностью.
На рассматриваемый пункт хотелось бы обратить специальное внимание. Мысль о законности как об особом режиме общественно-политической жизни, была высказана И.С. Самощенко, который писал, что «только с помощью понятия «режима» можно раскрыть свойство законности как особого общественного явления, представляющего собой неотъемлемую составную часть особой формы государственного строя – политической демократии»[23]. Ныне эта точка зрения стала в правовой науке господствующей, ясно продемонстрировала свою жизненность, конструктивность. Но этот режим нельзя свести к состоянию юридической правомерности общественных отношений, как полагает П. М. Рабинович. Он также пишет, что «Характеризуя законность прежде всего посредством понятия «режим», необходимо отметить, что оно обозначает в данном случае определенное состояние общественных отношений»[24]. Но при этом П. М. Рабинович считает, что «Содержанием этого состояния выступает не что иное, как соответствие общественных отношений законам и подзаконным нормативным актам социалистического государства; это состояние может быть зафиксировано, охвачено одним словом: правомерность»[25]. Но состояние правомерности выражает итоговую характеристику осуществления идеи законности, оно фиксирует реально достигнутое в общественных отношениях, то, что, скорее, относится к правопорядку. Между тем режим – это всегда активное, действенное явление, подчиняющее себе поведение людей.
Вот почему представляется более правильным рассматривать в качестве составных частей содержания законности, ее субстанции то, что именуется принципами или требованиями законности. При этом, однако, нужно видеть в данных принципах законности не просто принципы правосознания, а политико-юридические реальности, воплощающие соответствующие идеи, принципы. Они представляют собой политико-юридические нормативные начала, входящие в состав данного политического режима. Объективируются требования законности в праве, в свойственных ему механизмах, в правовой системе, а также во всех иных общественно-политических институтах, в их организации и деятельности.
3. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ
Слово «гарантия» довольно широко используется в литературе. Постановка вопроса о юридических гарантиях прав граждан, о гарантиях применения правовых норм стала в литературе весьма распространенной. Между тем, как убедительно показал С.Н. Братусь, все то, что в литературе относят к юридическим гарантиям прав и применения права, – «это самое право, как таковое, в его многообразных проявлениях, а не нечто, что лишь гарантирует действенность права»[26].
Понятие «гарантии» при рассмотрении законности используется в ином значении, чем то, о котором только что упоминалось. Исходя из того, что законность представляет собой особое, самостоятельное общественно-политическое явление, вполне оправданна постановка вопроса об условиях, при которых режим законности возможен, реально раскрывается, а также о специальных механизмах, призванных поддерживать режим законности. Эти условия и специальные механизмы и охватываются понятием «гарантии законности». Оправданно с данной точки зрения говорить и о юридических гарантиях законности, понимая под последними «предусмотренные законом средства, непосредственно обеспечивающие правомерность поведения субъектов общественных отношений»[27], т. е. те специально-юридические средства, внутренние юридические механизмы, которые нацелены на то, чтобы обеспечить реальное осуществление требований законности.
Важнейшей особенностью законности является как раз то, что она гарантирована, т.е. существует в условиях (экономических, идеологических, политических, нравственных), делающих ее реальной; она оснащена действенными политическими, правовыми, нравственными и иными средствами, которые дают возможность эффективно бороться за фактическое проведение ее в жизнь.
Характеризуя с этих позиций специальные юридические гарантии социалистической законности, надо исходить из главного: сама специфика права как особой структурной общности выражена в господстве начал законности, в их определяющем значении для содержания правовой системы при социализме.
Поэтому сам «строй» права, присущие ему механизмы, а также работа юридических органов подчинены тому, чтобы требования законности реально «работали», фактически осуществлялись. Отсюда такие важнейшие специальные юридические гарантии:
1) Совершенство, развитость правовой системы в целом, отработанность законодательства, его полнота, непротиворечивость; высокий уровень развития и авторитет юридической культуры. Как писал П. Е. Недбайло «В системе права нормы связаны между собой и правом в целом, в силу чего соблюдение одних норм обеспечивает правильное и эффективное осуществление других. Правовые нормы и составляют первый вид юридических гарантий правильного применения правовых норм»[28].
2) Эффективная система надзора и контроля за законностью, направленная на предупреждение правонарушений. П. Е. Недбайло охарактеризовал эту группу гарантий как «активно-волевые действия организационного характера по обеспечению правильного применения норм и реализации их в других формах»[29]. К ним относятся все виды контрольной деятельности, все виды надзорной деятельности, правосудие и т. д.
3) Действенные меры государственного принуждения (меры юридической ответственности и меры защиты), призванные восстанавливать нарушенное правонарушением состояние, оказывать воздействие на нарушителя юридических норм. «Исключительное значение в правовом регулировании, в укреплении законности и правопорядка имеет ответственность вообще, в особенности юридическая ответственность»[30].
4) Качественная и эффективная работа юридических органов – правотворческих и правоприменительных, которые обеспечивают на практике функционирование всех юридических механизмов, – и постоянное совершенствование законодательства, и действенный надзор за законностью, и применение к правонарушителям законных государственно-принудительных мер. Например, «Специфичность и особая действенность судебных гарантий состоит в независимости суда и подчинении его только закону, в равенстве всех перед судом и в обязанности каждого отвечать перед судом за уголовные преступления и проступки по должности»[31].
4. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
Непосредственным итогом правового регулирования, венцом действия права является правопорядок.
П. М. Рабинович дает следующее определение понятию правопорядок: «Правопорядок – это часть общественного порядка, который представляет собой систему общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления всех (а не только юридических) социальных норм»[32].
Это – состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований законности.
Понятия «законность» и «правопорядок» близки друг к другу; они обычно употребляются в одном ряду (или даже как взаимозаменяемые). Но все же между ними есть четкая грань. Правопорядок – результат законности, характеризующий степень осуществления ее требований. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок – это уже фактическое состояние упорядоченности общественных отношений, «юридический результат, к которому стремится государственная власть»[33], та нормальная жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности. Режим законности, выраженный в виде системы политико-правовых требований, на уровне правопорядка как бы материализуется в системе реальных да к тому же фактически осуществляемых правовых отношений. «Правопорядок, который может существовать лишь в условиях законности как ее результат, отражает структурную упорядоченность, организованность общественных отношений, достигнутую посредством правового регулирования, законности»[34].
Являясь венцом, итоговым результатом действия права, правопорядок как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (право – законность – правопорядок).
Основные черты правопорядка, существующего в данной общественной системе, рельефно и ярко выражают особенности соответствующей правовой системы, правовой надстройки в целом.
Основные черты социалистического правопорядка: господство закона в области отношений, регулируемых правом; полное и своевременное соблюдение и исполнение всеми субъектами юридических обязанностей; строгая общественная дисциплина; обеспечение максимально благоприятных условий для использования субъективных прав; четкая и эффективная работа всех юридических органов, всех юридических служб; неотвратимость юридической ответственности для каждого совершившего правонарушение. Словом, реальное, полное и последовательное осуществление всех требований законности.
Правопорядку свойствен высокий уровень гарантий личных прав и свобод человека, предусмотренных в Конституции, в других законах. Среди этих гарантий следует указать на фактическое действие таких институтов, как неприкосновенность личности, недопустимость привлечения к уголовной ответственности без достаточных к тому оснований, презумпция невиновности.
Прочность правопорядка – реальное выражение действенности законности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (с гимном России). – М.: Проспект, 2010. – 32 с.
2. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С. С. Алексеев - М.: Юрид. лит., 1966. - 187 с.
3. Алексеев С. С. Общая теория права: учеб. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Т. К. Велби, изд-во Проспект, 2008. – 578 с.
4. Борисов В. В. Правовой порядок развитого социализма / В. В. Борисов – Саратов, 1977.
5. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность / С. Н. Братусь – М., 1976.
6. Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3
7. Ленин В. И. О «двойном подчинении и законности». Полное собр. соч. Т. 45.
8. Малеин Н. С. О законности в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи. – Вып. 4. – М.: ИГПАН, 1995.
9. Недбайло Т. Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм // Правоведение, 1971. №3
10. Рабинович П. М. Упрочнение законности – закономерность социализма / П. М. Рабинович – Львов, 1975. - 260 с.
11. Самощенко И. С. Охрана режима законности советским государством / И. С. Самощенко – М., 1960. – 200 с.
12. Строгович М. С. Основные вопросы советской социалистической законности / М. С. Строгович – М., 1966.
13. Чечот Д. М. Социальные корни режима законности в сфере государсвенного управления // Человек и общество. Вып. XII. – Л., 1973.
14. Вебер М. Легитимный порядок // Новое время. – 1995. №26.
[1] Конституция Российской Федерации (с гимном России). М., 2010. Ст. 2
[2] Рабинович П. М. Упрочение законности – закономерность социализма. С. 67
[3] Самощенко И. С. Охрана режима законности советским государством. М., 1960. С. 23
[4] Самощенко И. С. Охрана режима законности советским государством. М., 1960. С. 16
[5] Самощенко И. С. Охрана режима законности советским государством. М., 1960. С. 19
[6] Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3. С. 3
[7] Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3. С. 3
[8] Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3. С. 4
[9] Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3. С. 6
[10] Чечот Д. М. Социальные корни режима законности в сфере государсвенного управления // Человек и общество. Вып. XII. Л. С. 42
[11] Строгович М. С. Основные вопросы советской социалистической законности. М., 1966. С. 227
[12] Рабинович П. М. Упрочение законности – закономерность социализма. С. 92
[13] Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3. С. 8
[14] Конституция Российской Федерации (с гимном России). М., 2010. Ст. 19
[15] Конституция Российской Федерации (с гимном России). М., 2010. Ст. 15
[16] Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3. С. 8
[17] Ленин В. И. О «двойном» подчинении и законности. Полн. собр. Соч. Т. 45. С. 198
[18] Конституция Российской Федерации (с гимном России). М., 2010. Ст. 2
[19] Конституция Российской Федерации (с гимном России). М., 2010. Ст. 18
[20] Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3. С. 8
[21] Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3. С. 8
[22] Ленин В. И. О «двойном» подчинении и законности. Полн. собр. Соч. Т. 45. С. 198
[23] Самощенко И. С. Охрана режима законности советским государством. М., 1960. С. 15
[24] Рабинович П. М. Упрочение законности – закономерность социализма. С. 125
[25] Рабинович П. М. Упрочение законности – закономерность социализма. С. 125
[26] Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976. С. 80
[27] Недбайло Т. Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм // Правоведение, 1971. №3. С. 44
[28] Недбайло Т. Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм // Правоведение, 1971. №3. С. 44
[29] Недбайло Т. Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм // Правоведение, 1971. №3. С. 46
[30] Недбайло Т. Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм // Правоведение, 1971. №3. С. 50
[31] Недбайло Т. Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм // Правоведение, 1971. №3. С. 48
[32] Рабинович П. М. Упрочнение законности – закономерность социализма. Львов, 1975. С. 68
[33] Борисов В. В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977. С. 68
[34] Рабинович П. М. Упрочнение законности – закономерность социализма. Львов, 1975. С. 68