Контрольная работа

Контрольная работа на тему Экологическая культура 2

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-07-01

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.9.2024


ВВЕДЕНИЕ
Человек физически и духовно неразрывно связан с природой. Чтобы сохранить свою жизнь, он должен быть с природой в процессе постоянного обмена. В то время как адаптацию существ и видов к среде обитания, находящихся на эволюционной лестнице ниже человека, характеризует более или менее пассивное отношение, человек играет активную роль в своей среде обитания, он все более модифицирует и приспосабливает ее к себе. Он делает это при помощи культуры, с которой начинается адаптация, и заканчивает контролем, многократно возросшим со времен палеолита, над своей средой обитания. Это рост можно связать с ростом знаний и в связи с этим с прогрессом в развитии технико-технологической основы труда. Именно поэтому подчеркивается роль технических и экономических факторов в активном отношении человека к среде обитания. Среда, в которой живет человек, - это биосфера, но в нее он собственными руками привносит многочисленные противоестественные факторы. Это имеет глубокие последствия для его психики. Еще недавно человек был собеседником и главным толкователем природы. Сейчас природа становиться все более искусственной, человек живет в сообществе, окунувшись в свое собственное сознание, в свое дело, которое было его целью, но которое может стать его концом.
Человеческие ценности меняются в процессе преобразования природной среды. Но сама ситуация изменяется в том случае, если новые ценности становятся достоянием широких масс, т.е. если появляются соответствующая идеология и культура.

1.                ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ.
Экологический гуманизм в своем развитии, расширяя сферу своего влияния, превращается в экологическую идеологию, на основе которой создается экологическая культура.
В идеале каждый человек должен быть сознательным гражданином и сам создавать себе свою идеологию, которая ему больше подходит в соответствии с его желаниями и совестью. Но на практике необходимо и то и другое, не только ложное сознание, но и духовный посох для совместной жизни в этом мире, система взглядов, помогающая людям объединиться во имя общих целей.   
Экологическая идеология – это идеология жизни, солидарности человека и природы. Прежде всего, это учет во всех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нее изменения; деятельность не вместо природы, ломающая ее кругообороты веществ, трофические уровни и уничтожающая ее составные части, а деятельность вместе с природой, учитывающая ее возможности и законы функционирования.
Экологическая идеология не замыкается в рамках взаимодействия человека с природной средой, а вбирает в себя все основные проблемы человеческого существования. Не может быть мира и согласия в душе без того, чтобы экологические отношения не стали человечными в высшем смысле слова, как не может быть мира и согласия человека с природой без согласия в обществе.
Наиболее чистую связь между человеком и природой мы найдем там, где действуют совместно обе стороны, где дружелюбие природы соединяется с духовной изощренностью в столь большой степени, что вместо зависимости
человека от природы и суровой борьбы между ними появляется осуществленная гармония.
2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Современная напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения  существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах. Под культурой в ее высшем измерении поднимаются процесс и результат творческого постижения и преобразования человеком окружающего мира. Слово «культура» экологично само по себе и восходит  к возделыванию земли. Связи между культурой и природой, между социальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи. Так, установка в культуре на господство над природой и использование ее прежде всего в утилитарно-потребительских целях, даже если совершаемое действие не подпадает под природоохранительный закон, тесно коррелируют с отношением к окружающим людям, как к вещам, и желанием использовать их, может быть тоже формально вполне законным, но нравственно порочным.
Тесная связь между культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношений человека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типов культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры. Последнее, конечно, не означает, что различные отрасли и типы культуры сольются в некое аморфное целое. Проблема заключается в их скоординированном развитии, направляемом основными человеческими целями и желаниями.
Широкий культурный синтез необходим, потому что экологически позитивное отношение к природе присуще в различной степени и направлениях разным отраслям и типам культуры. Так, в западной культуре заметно преобладание рационального над чувственным, в восточной – наоборот. Необходима же (социально и экологически) гармония того и другого в целостном постижении и творении мира и себя. Экологический культурный синтез, представляя собой, способ личности целостно познавать природу и свои взаимоотношения с ней, является в то же время  существенным моментом саморазвития человека и обретения социальной гармонии.
Экологическая культура в узком смысле слова аналогично практическому возврату человека к единству с природой должна быть формой теоретического возврата с преодолением того рационального мышления, которое, начинаясь со становлением искусства, через мифологию в философии приходит к самосознанию себя. В создании экологической культуры принимают участие и материальная, и духовная культура.
 Все отрасли духовной культуры, модифицируясь, могут внести вклад в создание экологической культуры. Исторически первой отраслью духовной культуры была культура невидимая – мистика. Опасность экологической катастрофы,  актуализировавшаяся в современной экологической ситуации, способствовала возрождению мистических взглядов, всегда следовавших по пятам за обнаружением человеческой слабости перед силами природы. Пропагандируемое современными экологами диалектическое по существу положение «все связано со всем» (1-й закон экологии, по Коммонеру), трансформируется натурфилософами до представления о сверхприродной целостности, Едином.
В рамках первых цивилизаций складывались мифологические культуры.
Само появление мифологии было объясняемо стремлением человека, хотя бы в идеальной форме, вернуться к изначальному единству с природой. Таким образом, мифология по сути своей экологична.
Также и все древнейшие религии основаны на обожествлении природных явлений (солнца, света и т.п.). Современное экологическое движение в условиях слабости теоретической базы не основываться на вере, составляющей важнейший момент религии. Другими словами, современное экологическое движение не может не быть существенно религиозным движением. Многие принципы экологической этики – принцип равноценности всех видов жизни и др. – являются объектом веры.
Наука изначально экологична в том смысле, что нацелена на изучение природы. Экологическая наука и основанная на ней техника  могут пониматься в двух смыслах: во-первых, в плане приоритета, отданного изучению закономерностей взаимодействия человека и природы. Во-вторых, в плане перестройки всей науки и техники как системы знаний, деятельности и социального института с целью ее уподобления биосфере, обладающий такими свойствами, как обратная связь, адаптация к изменениям окружающей среды и т.д.
 Специального рассмотрения требуют вопросы экологи­ческой культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не огра­ничивается осознанием и практическим усвоением эко­логии биологической. Не менее важна экология культуры (термин выдвинут Д. С. Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внут­реннего мира человека, его духовной памяти и сознания означает распад личности. Патриотические чувства «сох­нут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельнос­ти души и разума человека, его самоуспокоенности, рав­нодушия, отсутствия совестливости и стыда.
Подлинные гуманистические нравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенных в па­мятниках материальной и духовной культуры, а «чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для "нрав­ственной оседлости" людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».
Важность и необходимость формирования экологи­ческого сознания признается всем современным научным сообществом. «Экологическое сознание, — указывает, на­пример, С. Н. Артановский, — становится органической составной частью общественной мудрости, передовой культуры».
Феномен экологического сознания был присущ чело­веку с момента его возникновения. Но проблема воспи­тания экологического сознания стала наиболее актуальна именно в наше время. Н. Ф. Реймерс и А. В. Яблоков определяют экологическое сознание как глубокое, дове­денное до автоматизма, понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природ­ной среды обитания человека.
Процесс экологизации общественного сознания мож­но разделить на несколько стадий: во-первых, проявление отношения человека к природе в форме различных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т. д.); во-вторых, формирование глубокого интереса к экологичес­кой проблеме (выявление сущности эволюционных из­менений в биосфере, детерминация ее целостности и т. д.). В-третьих, переход от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию, нравствен­ному поступку; в-четвертых, повышение уровня ответст­венности человека по отношению к природе, становле­ние экологического сознания как элемента внутренней культуры личности, проявляющегося в повседневной жиз­недеятельности. В этом аспекте уровень экологического сознания и экологической культуры — это показатель то­го, насколько глубоко и разносторонне общество вклю­чает природу в социально значимое функционирование на основе познания и практического использования ее развития.
Экологический императив биосферной этики можно выразить следующим образом: действуй так, чтобы каж­дый человек и человечество в целом как носители естест­венности природного бытия были целью, а не средством человеческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление экологической культуры открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е. общества, построенного на экологических принципах. Новый тип общества, основанный не на изменении внутрисоциальных отношений, как было ранее при замене одной общественно-экономической формации на другую, а на изменении взаимоотношений человека с природой, требует принципиально новых представлений о том, что считать критерием лучшего, прогрессивного.  
Человек живет с природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связанна с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связанна с самой собой, ибо человек есть часть природы.
Природа для человека является лишь исходным пунктом, который должен быть им преобразован.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Реймерс Н. Ф., Яблоков А. В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М., 1992.
2. Лихачев Д. С. Экология культуры //Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М., 1990. № 2.
3.  Артановский С. Н. Критика буржуазных теорий культуры и про­блемы идеологической борьбы. Л., 1991.
4.  Экологическая антология. М.; Бостон, 1999.
5.  Экология России. Хрестоматия. М., 2000.
6.  Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 2003.
 

1. Реферат Повреждающие биоценозы в водной среде
2. Реферат на тему Brazil Why We Fear The 20Th Century
3. Реферат на тему MoneyThe Root Of All Evil Essay Research
4. Реферат на тему Friends Essay Research Paper FRIENDSTo have friends
5. Реферат на тему Untitled Essay Research Paper The Rebellion Against
6. Контрольная работа Коммерческие организации в России
7. Реферат Турово-Пинское княжество
8. Реферат Учетная политика и оценка налогового риска
9. Курсовая Развитие потребительского кредитования в России
10. Курсовая Основные направления криминальных интересов организованной преступности