Контрольная работа

Контрольная работа на тему Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2013-10-03

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024


Ми­ни­стер­ст­во об­ра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции
Став­ро­поль­ский го­су­дар­ст­вен­ный уни­вер­си­тет
К А Ф Е Д Р А   И С Т О Р И И
 
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А
по дис­ци­п­ли­не:  Ме­то­ди­ка пре­по­да­ва­ния ис­то­рии
на те­му:  «Ме­то­ди­ка ис­поль­зо­ва­ния изо­бра­зи­тель­ных средств на­гляд­но­сти на уро­ках ис­то­рии».
                                      Вы­пол­нил: экс­терн
                                                      ПИ­НЯ­ГИН С.В.
                                      Про­ве­рил: до­цент
_______________                                                   
Став­ро­поль – 2003
“Что­бы быть хо­ро­шим пре­по­да­ва­те­лем,
нуж­но лю­бить то, что пре­по­да­ешь,
и лю­бить тех, ко­му пре­по­да­ешь.”
В.О.Клю­чев­ский
План.
Вве­де­ние.
1. Ос­нов­ные це­ли ис­поль­зо­ва­ния изо­бра­зи­тель­ных средств на­гляд­но­сти на уро­ках ис­то­рии.
2. Ме­сто ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ке ис­то­рии и прин­ци­пы ее от­бо­ра.
3. Клас­си­фи­ка­ция про­из­ве­де­ний ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры для уро­ков ис­то­рии.
4. Ме­то­ди­ка ис­поль­зо­ва­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ке ис­то­рии:
а) по­строе­ние уро­ка це­ли­ком на ма­те­риа­ле ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры;
б) ор­га­ни­че­ское вклю­че­ние об­ра­зов ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в из­ло­же­ние ма­те­риа­ла;
в) крат­кий пе­ре­сказ ху­до­же­ст­вен­ных па­мят­ни­ков;
г) крат­кая ци­та­та на уро­ке;
д) про­стран­ная ци­та­та;
е) на­по­ми­на­ние ли­те­ра­тур­но­го об­раза;
ж) раз­бор ли­те­ра­тур­ных па­мят­ни­ков;
з) от­рыв­ки из про­из­ве­де­ний ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в ка­че­ст­ве во­про­сов на по­вто­ри­тель­но-обоб­щаю­щих уро­ках.
За­клю­че­ние.
…идея, во­пло­щен­ная в пер­со­на­жи,
дос­туп­нее для ра­зу­ме­ния.

О. Баль­зак

Вве­де­ние.
Ко­гда-то дав­но, в го­ды уче­бы в сред­ней шко­ле, я ни­как не мог­ла оп­ре­де­лить­ся с вы­бо­ром сво­его жиз­нен­но­го пу­ти. У ме­ня бы­ло две стра­сти: ис­то­рия и ли­те­ра­ту­ра. В ито­ге вы­бор был сде­лан в поль­зу ис­то­рии. Но моя лю­бовь к ли­те­ра­ту­ре со­хра­ни­лась. Я по­ня­ла, что став учи­те­лем ис­то­рии, я смо­гу час­тич­но во­пло­тить в жизнь и свою вто­рую меч­ту — ли­те­ра­тур­ную. Ведь ли­те­ра­ту­ра идет ру­ка об ру­ку с ис­то­ри­ей. И ре­ша­ет те же за­да­чи ис­то­ри­че­ско­го по­зна­ния, но ины­ми, свой­ст­вен­ны­ми толь­ко ей, сред­ст­ва­ми — сред­ст­ва­ми об­раз­но­го, кар­тин­но­го ото­бра­же­ния дей­ст­ви­тель­но­сти. Нрав­ст­вен­но-вос­пи­та­тель­ное и по­зна­ва­тель­ное зна­че­ние ее не­оце­ни­мо. И те­перь, ра­бо­тая в сред­ней шко­ле, я пы­та­юсь осу­ще­ст­вить этот син­тез, син­тез ис­то­рии и ли­те­ра­ту­ры.
Ос­нов­ные це­ли ис­поль­зо­ва­ния
изо­бра­зи­тель­ных средств
на­гляд­но­сти на уро­ках ис­то­рии
Про­из­ве­де­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры ре­ко­мен­ду­ют­ся во всех школь­ных учеб­ни­ках по ка­ж­до­му кур­су ис­то­рии, при­вле­ка­ют­ся в ка­че­ст­ве вы­ра­зи­тель­но­го ма­те­риа­ла на уро­ках. И все­гда ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра слу­жит для уча­щих­ся од­ним из важ­ных ис­точ­ни­ков для оз­на­ком­ле­ния с ис­то­ри­че­ским про­шлым и од­ним из эф­фек­тив­ных средств их нрав­ст­вен­но­го и эс­те­ти­че­ско­го вос­пи­та­ния. Вы спро­си­те: «По­че­му?» Да по­то­му, что жи­вость и кон­крет­ность ху­до­же­ст­вен­но­го об­раза уси­ли­ва­ют кар­тин­ность по­ве­ст­во­ва­ния и та­ким об­ра­зом соз­да­ют бо­лее кон­крет­ные ис­то­ри­че­ские пред­став­ле­ния у уча­щих­ся.
Ху­до­же­ст­вен­ный об­раз, как пра­ви­ло, от­ли­ча­ет­ся мет­ко­стью и убе­ди­тель­но­стью. И это об­лег­ча­ет вос­при­ятие ис­то­ри­че­ско­го про­шло­го. До­ка­за­тель­ная си­ла ху­до­же­ст­вен­но­го об­раза вос­пи­ты­ва­ет у школь­ни­ков оп­ре­де­лен­ное от­но­ше­ние к изу­чае­мым ис­то­ри­че­ским яв­ле­ни­ям, вы­зы­ва­ет у них со­чув­ст­вие, не­на­висть, вос­хи­ще­ние, воз­му­ще­ние. Яр­кий, вы­ра­зи­тель­ный ху­до­же­ст­вен­ный об­раз воз­дей­ст­ву­ет на лич­ность уча­ще­го­ся все­сто­рон­не: на его ум, чув­ст­во, во­лю, по­ве­де­ние, по­то­му что эти­че­ские нор­мы рас­кры­ты на жи­вых при­ме­рах и в кон­крет­ных си­туа­ци­ях. Ос­та­но­вим­ся на кон­крет­ном при­ме­ре. Есть в кур­се ис­то­рии 5 клас­са те­ма «Бре­ст­ская кре­пость». На уро­ке мы с ре­бя­та­ми го­во­рим о на­ча­ле Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, о тя­же­сти пер­вых дней, о му­же­ст­ве за­щит­ни­ков Бре­ст­ской кре­по­сти. Но ма­те­ри­ал учеб­ни­ка, как мне ка­жет­ся, пре­дель­но сух и не­дос­та­точ­но эмо­цио­на­лен. По­это­му, что­бы соз­дать нуж­ный на­строй на уро­ке, я за­чи­ты­ваю от­ры­вок из по­вес­ти Бо­ри­са Ва­силь­е­ва «В спи­сках не зна­чил­ся» о по­след­них ми­ну­тах жиз­ни лей­те­нан­та Ни­ко­лая Плуж­ни­ко­ва.
«Он шел стро­го и пря­мо, ни­че­го не ви­дя, но точ­но ори­ен­ти­ру­ясь по зву­ку ра­бо­тав­ше­го мо­то­ра. И все стоя­ли на сво­их мес­тах, и он шел один, с тру­дом пе­ре­став­ляя рас­пух­шие, об­мо­ро­жен­ные но­ги.
И вдруг не­мец­кий лей­те­нант звон­ко и на­пря­жен­но, как на па­ра­де, вы­крик­нул ко­ман­ду, и сол­да­ты, щелк­нув каб­лу­ка­ми, чет­ко вски­ну­ли ору­жие «на ка­ра­ул». И не­мец­кий ге­не­рал, чуть по­мед­лив, под­нес ру­ку к фу­раж­ке.
А он, ка­ча­ясь, мед­лен­но шел сквозь строй вра­гов, от­да­вав­ших ему сей­час выс­шие во­ин­ские по­чес­ти. Но он не ви­дел этих по­чес­тей, а ес­ли бы и ви­дел, ему бы­ло бы уже все рав­но. Он был вы­ше всех мыс­ли­мых по­чес­тей, вы­ше сла­вы, вы­ше жиз­ни и вы­ше смер­ти.
Страш­но, в го­лос, как по по­кой­ни­ку, за­кри­ча­ли, за­вы­ли ба­бы. Од­на за дру­гой они па­да­ли на ко­ле­ни в хо­лод­ную ап­рель­скую грязь. Ры­дая, про­тя­ги­ва­ли ру­ки и кла­ня­лись до зем­ли ему, по­след­не­му за­щит­ни­ку так и не по­ко­рив­шей­ся кре­по­сти… Он шел и шел, шел гор­до и уп­ря­мо, как жил, и упал толь­ко то­гда, ко­гда до­шел.
Воз­ле ма­ши­ны.
Он упал на спи­ну, на­взничь, ши­ро­ко рас­ки­нув ру­ки… Упал сво­бод­ным и по­сле жиз­ни, смер­тию смерть по­прав.»1
Мне ни­ко­гда не за­быть ши­ро­ко рас­кры­тых дет­ских глаз, в ко­то­рых в этот мо­мент мож­но бы­ло про­чи­тать все: вос­хи­ще­ние, страх, не­на­висть, гор­дость. И я спра­ши­ваю се­бя в этот мо­мент: «Раз­ве бы мог школь­ный учеб­ник вы­звать у ре­бят та­кую бу­рю чувств, та­кой ин­те­рес к те­ме, та­кое по­ни­ма­ние?» И са­ма се­бе от­ве­чаю: «К со­жа­ле­нию, нет.»
При­вле­кае­мые на уро­ках ис­то­рии ху­до­же­ст­вен­ные об­ра­зы уси­ли­ва­ют идей­ную на­прав­лен­ность пре­по­да­ва­ния, да­ют учи­те­лю воз­мож­ность до­ве­сти до соз­на­ния уча­щих­ся идей­ное со­дер­жа­ние те­мы в дос­туп­ном кон­крет­ном ви­де, спо­соб­ст­вуя бо­лее проч­но­му за­кре­п­ле­нию в па­мя­ти уча­щих­ся изу­чае­мо­го ис­то­ри­че­ско­го ма­те­риа­ла. Ну, как здесь обой­тись без при­ме­ра? И в пя­том, и в седь­мом клас­сах есть те­ма пет­ров­ских пре­об­ра­зо­ва­ний, строи­тель­ст­ва Пе­тер­бур­га, зна­че­ния это­го го­ро­да для ис­то­ри­че­ско­го бу­ду­ще­го Рос­сии. На эту те­му мож­но дол­го и про­стран­но го­во­рить. Но за­чем? Ведь есть Пуш­кин.
«На бе­ре­гу пус­тын­ных волн
Сто­ял он, дум ве­ли­ких полн,
И вдаль гля­дел…
И ду­мал он:
От­сель гро­зить мы бу­дем шве­ду.
Здесь бу­дет го­род за­ло­жен
На­зло над­мен­но­му со­се­ду.
При­ро­дой здесь нам су­ж­де­но
В Ев­ро­пу про­ру­бить ок­но,
Но­гою твер­дой стать при мо­ре.
Сю­да по но­вым им вол­нам
Все фла­ги в гос­ти бу­дут к нам,
И за­пи­ру­ем на про­сто­ре.
Про­шло сто лет, и юный град,
Пол­нощ­ных стран кра­са и ди­во,
Из тьмы ле­сов, из то­пи блат
Воз­нес­ся пыш­но, гор­де­ли­во…
В гра­нит оде­ла­ся Не­ва;
Мос­ты по­вис­ли над во­да­ми;
Тем­но-зе­ле­ны­ми са­да­ми
Ее по­кры­лись ост­ро­ва,
И пе­ред млад­шею сто­ли­цей
По­мерк­ла ста­рая Мо­ск­ва…»1
В про­из­ве­де­ни­ях ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры мы на­хо­дим кон­крет­ный ма­те­ри­ал, как пра­ви­ло, от­сут­ст­вую­щий в учеб­ных по­со­би­ях, — об­ста­нов­ку и ко­ло­рит эпо­хи, мет­кие ха­рак­те­ри­сти­ки и де­та­ли бы­та, яр­кие фак­ты и опи­са­ние об­ли­ка лю­дей про­шло­го. На­при­мер, что­бы уча­щие­ся седь­мо­го клас­са бо­лее чет­ко пред­ста­ви­ли се­бе об­лик Емель­я­на Пу­га­че­ва, я за­чи­ты­ваю от­ры­вок из «Ка­пи­тан­ской доч­ки» Пуш­ки­на.
«…му­жик слез с по­ла­тей. На­руж­ность его по­ка­за­лась мне за­ме­ча­тель­ная: он был лет со­ро­ка, рос­ту сред­не­го, ху­до­щав и ши­ро­ко­плеч. В чер­ной бо­ро­де его по­ка­зы­ва­лась про­седь; жи­вые боль­шие гла­за так и бе­га­ли. Ли­цо его име­ло вы­ра­же­ние до­воль­но при­ят­ное, но плу­тов­ское. Во­ло­са бы­ли об­стри­же­ны в кру­жок; на нем был обор­ван­ный ар­мяк и та­тар­ские ша­ро­ва­ры…»2
Та­ким об­ра­зом, ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра ил­лю­ст­ри­ру­ет на­уч­ный ма­те­ри­ал ис­то­рии, ком­мен­ти­ру­ет его ху­до­же­ст­вен­ны­ми сю­же­та­ми, уг­луб­ля­ет по­ни­ма­ние, воз­бу­ж­да­ет жи­вой ин­те­рес к яв­ле­ни­ям жиз­ни, вы­зы­вая эмо­цио­наль­ные пе­ре­жи­ва­ния.
Ме­сто ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры
на уро­ке ис­то­рии
и прин­ци­пы ее от­бо­ра.
Ос­нов­ные зна­ния по ис­то­рии уча­щие­ся по­лу­ча­ют че­рез рас­сказ учи­те­ля. Ни­ти рас­ска­за про­кла­ды­ва­ют в соз­на­нии де­тей свя­зи с про­шлым на­ро­да и стра­ны. Сло­во учи­те­ля, пре­дель­но точ­ное, пол­ное стре­ми­тель­ной мыс­ли и не­под­дель­но­го чув­ст­ва, во мно­гом пре­до­пре­де­ля­ет ус­пех обу­че­ния. Од­на­ко учи­тель не все­гда на­хо­дит нуж­ную гам­му яр­ких изо­бра­зи­тель­ных средств для кон­крет­ной и об­раз­ной пе­ре­да­чи зна­ний. На по­мощь ему, а зна­чит и уча­щим­ся, долж­ны прий­ти про­из­ве­де­ния пи­са­те­лей и по­этов.
Но при от­бо­ре про­из­ве­де­ний ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры для уро­ков ис­то­рии не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать два мо­мен­та. Во-пер­вых, по­зна­ва­тель­но-вос­пи­та­тель­ную цен­ность ма­те­риа­ла (т. е. прав­ди­вое из­ло­же­ние ис­то­ри­че­ских яв­ле­ний). С. П. Бо­ро­дин под­чер­ки­вал, что вы­мы­сел «дол­жен на­хо­дить­ся в пре­де­лах ис­то­ри­че­ской и бы­то­вой дос­то­вер­но­сти.»1 Во-вто­рых, его вы­со­кую ху­до­же­ст­вен­ную цен­ность.
От­рыв­ки из про­из­ве­де­ний ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры, ис­поль­зуе­мые на уро­ках ис­то­рии, долж­ны в се­бе со­дер­жать:
1. жи­вое изо­бра­же­ние ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, изу­че­ние ко­то­рых пре­ду­смот­ре­но школь­ной про­грам­мой;
2. об­ра­зы ис­то­ри­че­ских дея­те­лей и изо­бра­же­ние на­род­ных масс;
3. кар­тин­ное опи­са­ние об­ста­нов­ки, в ко­то­рой раз­во­ра­чи­ва­ют­ся со­бы­тия про­шло­го.
Т. е. ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра по­мо­га­ет луч­ше ус­ваи­вать ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. Но не ка­ж­дое про­из­ве­де­ние ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры мо­жет быть ис­поль­зо­ва­но на уро­ке ис­то­рии. Ну­жен тща­тель­ный от­бор.
Клас­си­фи­ка­ция про­из­ве­де­ний
ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры
для уро­ков ис­то­рии.
Ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра, ис­поль­зуе­мая в пре­по­да­ва­нии ис­то­рии, мо­жет быть раз­де­ле­на на две груп­пы: ли­те­ра­тур­ные па­мят­ни­ки изу­чае­мой эпо­хи и ис­то­ри­че­скую бел­лет­ри­сти­ку.
Что мы от­но­сим к ли­те­ра­тур­ным па­мят­ни­кам? Ко­неч­но, это про­из­ве­де­ния, соз­дан­ные в ту эпо­ху, ко­то­рую мы изу­ча­ем, т. е. про­из­ве­де­ния, на­пи­сан­ные со­вре­мен­ни­ка­ми опи­сы­вае­мых яв­ле­ний и со­бы­тий. Про­из­ве­де­ния этой груп­пы яв­ля­ют­ся свое­об­раз­ны­ми до­ку­мен­та­ми эпо­хи и слу­жат для ис­то­ри­че­ской нау­ки од­ним из ис­точ­ни­ков зна­ний о про­шлом. Ко­неч­но, нуж­но учи­ты­вать, что ли­те­ра­тур­ные па­мят­ни­ки эпо­хи изо­бра­жа­ют жизнь сво­его вре­ме­ни сквозь приз­му взгля­дов ав­то­ра. По­это­му не­об­хо­дим кри­ти­че­ский под­ход к ху­до­же­ст­вен­но­му про­из­ве­де­нию. Яр­ки­ми при­ме­ра­ми та­ких про­из­ве­де­ний яв­ля­ют­ся «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве», на­пи­сан­ное в 1185 го­ду в Кие­ве по слу­чаю на­па­де­ния по­ло­вец­ко­го ха­на Кон­ча­ка. Или «Ска­за­ние о Ма­мае­вом по­бои­ще», по­свя­щен­ное Ку­ли­ков­ской бит­ве.
Дру­гую груп­пу со­став­ля­ют про­из­ве­де­ния ис­то­ри­че­ской бел­лет­ри­сти­ки (ис­то­ри­че­ский ро­ман, по­весть и т. д.). Эти про­из­ве­де­ния не яв­ля­ют­ся ни ли­те­ра­тур­ны­ми па­мят­ни­ка­ми эпо­хи, ни жи­вым сви­де­тель­ст­вом ее со­вре­мен­ни­ков, по­это­му не мо­гут слу­жить ис­то­ри­че­ским ис­точ­ни­ком. Но они мо­гут быть пре­крас­ным сред­ст­вом оз­на­ком­ле­ния уча­щих­ся с ре­зуль­та­та­ми изу­че­ния про­шло­го, при­том в ув­ле­ка­тель­ных сю­же­тах, кон­крет­ных об­раз­ах и вы­ра­зи­тель­ных ха­рак­те­рах, т. е. наи­бо­лее дос­туп­но и ин­те­рес­но. Эти про­из­ве­де­ния да­ют нам сред­ст­ва для кон­кре­ти­за­ции и ил­лю­ст­ра­ции из­ла­гае­мо­го учеб­но­го ма­те­риа­ла, по­мо­га­ют кар­тин­но­сти са­мо­го из­ло­же­ния.
Не­об­хо­ди­мо, что­бы уча­щие­ся уме­ли раз­ли­чать эти груп­пы про­из­ве­де­ний. И здесь долж­на быть чет­кая по­зи­ция учи­те­ля. На­при­мер, на уро­ке ис­то­рии в 8 клас­се, да­вая ха­рак­те­ри­сти­ку Ма­карь­ев­ской яр­мар­ке на­ча­ла XIX ве­ка, я про­чи­таю от­ры­вок:
«… пе­ред ним
Ма­карь­ев су­ет­но хло­по­чет,
Ки­пит оби­ли­ем сво­им.
Сю­да жем­чуг при­вез ин­де­ец,
Под­дель­ны ви­ны ев­ро­пе­ец,
Та­бун бра­ко­ван­ных ко­ней
При­гнал за­во­дчик из сте­пей,
Иг­рок при­вез свои ко­ло­ды
И горсть ус­луж­ли­вых кос­тей,
По­ме­щик — спе­лых до­че­рей,
А доч­ки — про­шло­год­ни мо­ды.
Всяк суе­тит­ся, лжет за двух,
И всю­ду мер­кан­тиль­ный дух.»1
При этом бу­дет от­ме­че­но, что эту ха­рак­те­ри­сти­ку да­ет та­кой на­блю­да­тель­ный со­вре­мен­ник, как А. С. Пуш­кин в ро­ма­не «Ев­ге­ний Оне­гин». Но в то же вре­мя, рас­ска­зы­вая о на­ча­ле Смут­но­го вре­ме­ни на уро­ках ис­то­рии в седь­мом клас­се и за­чи­ты­вая от­ры­вок из «Бо­ри­са Го­ду­но­ва», сто­ит от­ме­тить, что Пуш­кин не яв­лял­ся со­вре­мен­ни­ком тех со­бы­тий.
Не­об­хо­ди­мо ка­ж­дый раз на уро­ках ис­то­рии вос­пи­ты­вать у уча­щих­ся раз­лич­ное от­но­ше­ние к бел­лет­ри­сти­че­ским про­из­ве­де­ни­ям на ис­то­ри­че­ские те­мы, с од­ной сто­ро­ны, и к ли­те­ра­тур­ным па­мят­ни­кам эпо­хи — с дру­гой, на­хо­дить в этих про­из­ве­де­ни­ях ис­то­ри­че­ский ма­те­ри­ал, свя­зы­вая его со­дер­жа­ние с со­бы­тия­ми про­шло­го, изу­чае­мы­ми в кур­се ис­то­рии в шко­ле.
Ме­то­ди­ка ис­поль­зо­ва­ния
ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры
на уро­ке ис­то­рии.
Зна­че­ние ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в ре­ше­нии по­зна­ва­тель­но-вос­пи­та­тель­ных за­дач обу­че­ния ис­то­рии ши­ро­ко и раз­но­сто­рон­не. От­сю­да раз­но­об­раз­на и ме­то­ди­ка ее при­ме­не­ния.
Бы­ва­ют уро­ки, ко­то­рые мож­но поч­ти це­ли­ком по­стро­ить на ма­те­риа­ле ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. В ка­че­ст­ве при­ме­ра мож­но при­вес­ти урок в пя­том клас­се по кур­су древ­не­го ми­ра «По­эмы Го­ме­ра «Илиа­да» и «Одис­сея»». Или урок в седь­мом клас­се по те­ме «Раз­ви­тие ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва», ко­гда часть уро­ка от­во­дит­ся изу­че­нию кни­ги А. Н. Ра­ди­ще­ва «Пу­те­ше­ст­вие из Пе­тер­бур­га в Мо­ск­ву». Или «Дви­же­ние под пред­во­ди­тель­ст­вом Емель­я­на Пу­га­че­ва» по по­вес­ти А. С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская доч­ка». Та­кие уро­ки не­со­мнен­но про­хо­дят «на ура». Но го­то­вить их край­не слож­но, т. к. при­хо­дит­ся из боль­шо­го про­из­ве­де­ния тща­тель­но от­би­рать ма­те­ри­ал, со­став­лять из не­го строй­ный рас­сказ, не за­бы­вая при этом о пла­не уро­ка и учи­ты­вая вре­мя.
Не­сколь­ко про­ще вклю­чить об­ра­зы ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в из­ло­же­ние на уро­ке. И то­гда ма­те­ри­ал ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния вос­при­ни­ма­ет­ся не как ли­те­ра­тур­ная ци­та­та, а как не­от­де­ли­мый эле­мент кра­соч­но­го из­ло­же­ния. Так, на­при­мер, на уро­ке в седь­мом клас­се по те­ме «Пол­тав­ская бит­ва», опи­сы­вая ре­шаю­щий мо­мент сра­же­ния, я все­гда ци­ти­рую Пуш­ки­на:
«И с ни­ми цар­ские дру­жи­ны
Со­шлись в ды­му сре­ди рав­ни­ны:
И гря­нул бой, Пол­тав­ский бой!
В ог­не, под гра­дом рас­ка­лен­ным,
Сте­ной жи­вою от­ра­жен­ным,
Над пад­шим стро­ем све­жий строй
Шты­ки смы­ка­ет. Тяж­кой ту­чей
От­ря­ды кон­ни­цы ле­ту­чей,
Браз­да­ми, саб­ля­ми зву­ча,
Сши­ба­ясь, ру­бят­ся спле­ча.
Бро­сая гру­ды тел на гру­ду,
Ша­ры чу­гун­ные по­всю­ду
Меж ни­ми пры­га­ют, ра­зят,
Прах ро­ют и в кро­ви ши­пят.
Швед, рус­ский — ко­лет, ру­бит, ре­жет.
Бой ба­ра­бан­ный, кли­ки, скре­жет,
Гром пу­шек, то­пот, ржа­нье, стон,
И смерть и ад со всех сто­рон.»1
Этот от­ры­вок очень ор­га­нич­но впле­та­ет­ся в рас­сказ, и от это­го урок, не­со­мнен­но, вы­иг­ры­ва­ет.
Очень час­то на уро­ках я ис­поль­зую та­кой при­ем, как крат­кий пе­ре­сказ ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния. Так, на­при­мер, на уро­ке в пя­том клас­се по те­ме «Ре­ли­гия древ­них егип­тян» уме­ст­но ис­поль­зо­вать пе­ре­сказ кни­ги И. Ра­ка «В цар­ст­ве пла­мен­но­го Ра» (ми­фы Древ­не­го Егип­та).
Кро­ме это­го, ино­гда на уро­ках я ис­поль­зую крат­кие сти­хо­твор­ные ци­та­ты. Они, как пра­ви­ло, сжа­ты, вы­ра­зи­тель­ны, про­из­во­дят силь­ное впе­чат­ле­ние, лег­ко за­по­ми­на­ют­ся. Рас­ска­зы­вая о тя­же­сти Ле­нин­град­ской бло­ка­ды, ци­ти­рую О. Берг­гольц:
«Сто два­дцать пять бло­кад­ных грамм
С ог­нем и кро­вью по­по­лам»2
И здесь уме­ст­но вспом­нить вы­ска­зы­ва­ние Воль­те­ра:
«Есть мыс­ли, из ко­то­рых про­све­щен­ный че­ло­век мо­жет из­влечь поль­зу и ко­то­рые, бу­ду­чи креп­ко свя­за­ны в силь­ные сти­хи, лег­ко удер­жи­ва­ют­ся в па­мя­ти»3
По­ми­мо крат­кой ци­та­ты на сво­их уро­ках я ис­поль­зую про­стран­ную ци­та­ту опи­са­тель­но­го или по­ве­ст­во­ва­тель­но­го ха­рак­те­ра. При­ме­ра­ми та­ких уро­ков мо­гут быть: вось­мой класс «Бо­ро­дин­ское сра­же­ние» и чте­ние от­рыв­ка из «Вой­ны и ми­ра» Л. Н. Тол­сто­го; де­вя­тый класс «Рус­ско-япон­ская вой­на» и ци­та­та из ро­ма­на А. Сте­па­но­ва «Порт-Ар­тур» и т. д. Чте­ние на уро­ках от­рыв­ков из ис­то­ри­че­ских ро­ма­нов не толь­ко по­мо­га­ет ре­ше­нию об­ра­зо­ва­тель­ных за­дач уро­ка, но и яв­ля­ет­ся од­ним из прие­мов про­па­ган­ды кни­ги. Ведь не сек­рет, что на­ши де­ти сей­час боль­ше за­ня­ты «те­ле­ка­ми», «ви­ди­ка­ми», «со­ни­ка­ми» и т. д. и т. п. Чи­та­ют же они край­не ма­ло. А на та­ких уро­ках уча­щие­ся зна­ко­мят­ся с луч­ши­ми об­раз­ца­ми ис­то­ри­че­ской бел­лет­ри­сти­ки, рас­ши­ря­ет­ся их кру­го­зор, обо­га­ща­ют­ся пред­став­ле­ния о про­шлом.
Но чте­ние боль­ших от­рыв­ков на уро­ке тре­бу­ет вре­ме­ни. По­это­му час­то я ог­ра­ни­чи­ва­юсь на­по­ми­на­ни­ем ли­те­ра­тур­но­го об­раза ссыл­кой на зна­ко­мое уча­щим­ся ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние. При этом точ­но ука­зы­ва­ет­ся кон­крет­ный об­раз, эпи­зод. Та­кие ссыл­ки ожив­ля­ют внут­рен­нюю на­гляд­ность из­ло­же­ния, обо­га­ща­ют вос­при­ятие ис­то­ри­че­ско­го ма­те­риа­ла, об­лег­ча­ют его ос­мыс­ли­ва­ние уча­щи­ми­ся.
По­жа­луй, сто­ит по­го­во­рить и еще об од­ном из прие­мов ис­поль­зо­ва­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ках ис­то­рии. Это раз­бор ли­те­ра­тур­но­го па­мят­ни­ка. Про­во­дит­ся он ли­бо ме­то­дом ком­мен­ти­ро­ван­но­го чте­ния, ли­бо ме­то­дом раз­вер­ну­той бе­се­ды. Эта ра­бо­та на­по­ми­на­ет раз­бор ис­то­ри­че­ско­го до­ку­мен­та. Про­чи­ты­ва­ем вслух ис­точ­ник, а за­тем ана­ли­зи­ру­ем его по час­тям, ста­вим во­про­сы. Та­ким ме­то­дом мы раз­би­ра­ем те­му «Эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие Рос­сии» в вось­мом клас­се. Раз­би­ра­ем от­ры­вок из «Ев­ге­ния Оне­ги­на», где да­ет­ся опи­са­ние ка­би­не­та Оне­ги­на, в ко­то­ром име­лось:
«Все, чем для при­хо­ти обиль­ной
Тор­гу­ет Лон­дон ще­пе­тиль­ный
И по Бал­ти­че­ским вол­нам
За лес и са­ло во­зит нам,
Все, что в Па­ри­же вкус го­лод­ный,
По­лез­ный про­мы­сел из­брав,
Изо­бре­та­ет для за­бав,
Для рос­ко­ши, для не­ги мод­ной, — Все ук­ра­ша­ло ка­би­нет
Фи­ло­со­фа в осьм­на­дцать лет.»1
А за­тем уча­щим­ся пред­ла­га­ют­ся во­про­сы: ка­ко­вы пред­ме­ты рус­ско­го вы­во­за в на­ча­ле XIX ве­ка? Ка­кие то­ва­ры пре­иму­ще­ст­вен­но вво­зи­лись в Рос­сию и кто был их по­ку­па­те­лем? С ка­ки­ми стра­на­ми тор­го­ва­ла Рос­сия?
Не так дав­но я ста­ла ис­поль­зо­вать на сво­их уро­ках еще один при­ем. Как пра­ви­ло, на по­вто­ри­тель­но-обоб­щаю­щих уро­ках. Уча­щие­ся по­лу­ча­ют от­ры­вок из ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния. И по не­му они долж­ны на­звать со­бы­тия или ис­то­ри­че­ско­го дея­те­ля. И рас­ска­зать все, что им из­вест­но об этом со­бы­тии или дея­те­ле. На­при­мер:
пя­тый класс: «Сто­ял та­кой ве­ли­кий стон,
Шел бой с та­кою кро­вью,
Что был в баг­рец ок­ра­шен Дон
До са­мо­го ни­зо­вья.»
Н. Кон­ча­лов­ская «На­ша древ­няя сто­ли­ца»
шес­той класс: «Ос­ле­п­лен­ный пол­ко­во­дец,
На во­зу бес­страш­но стоя,
Го­ло­сом, по­доб­ным гро­му,
На­прав­ля­ет ярость боя.»
Н. Ле­нау «Ян Жиж­ка»
В седь­мом клас­се за­да­ние мо­жет быть ус­лож­не­но. На­при­мер, на по­вто­ри­тель­но-обоб­щаю­щем уро­ке по те­ме «Смут­ное вре­мя в Рос­сии» я пред­ла­гаю уча­щим­ся не толь­ко оп­ре­де­лить, ка­ко­му ис­то­ри­че­ско­му ли­цу по­свя­щен тот или иной ли­те­ра­тур­ный от­ры­вок, но и сре­ди пред­ло­жен­ных порт­ре­тов най­ти это­го дея­те­ля. Та­кое за­да­ние все­гда вы­зы­ва­ет не­под­дель­ный ин­те­рес и ожив­ля­ет урок.
Ме­то­ды и прие­мы, с по­мо­щью ко­то­рых мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны ма­те­риа­лы ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры, мно­го­об­раз­ны. Мно­гое за­ви­сит от мас­тер­ст­ва учи­те­ля, от уров­ня под­го­тов­ки клас­са и дру­гих ус­ло­вий. По­это­му, на­ме­чая ис­поль­зо­ва­ние на уро­ке то­го или ино­го от­рыв­ка, на­до ис­хо­дить из кон­крет­ных за­дач уро­ка, из его ос­нов­но­го содержания, и ка­ж­дый раз оп­ре­де­лять, ка­кой из этих ли­те­ра­тур­ных ма­те­риа­лов, в ка­ком объ­е­ме и в ка­кой фор­ме це­ле­со­об­раз­но при­влечь.
За­клю­че­ние.
Ко­неч­но, на­ша ис­то­рия бо­га­та и раз­но­об­раз­на. Не ме­нее бо­га­та и на­ша ли­те­ра­ту­ра. По­это­му, та­кие мно­го­пла­но­вые и раз­но­об­раз­ные мо­гут быть уро­ки ис­то­рии с ис­поль­зо­ва­ни­ем ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. И ес­ли мо­жет быть удач­ный при­мер ус­та­нов­ле­ния меж­пред­мет­ных свя­зей, то это связь ис­то­рии с ли­те­ра­ту­рой. Прав­да, ху­до­же­ст­вен­ный об­раз вво­дит­ся не для ук­ра­ше­ния уро­ка и раз­вле­че­ния уча­щих­ся, а для по­мо­щи в по­зна­нии ис­то­ри­че­ско­го про­шло­го, т. е. для ре­ше­ния об­ра­зо­ва­тель­ных и вос­пи­та­тель­ных за­дач уро­ка. Це­ле­со­об­раз­ная и хо­ро­шо про­ду­ман­ная ра­бо­та по ис­поль­зо­ва­нию ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в про­цес­се изу­че­ния ис­то­рии при­не­сет не­оце­ни­мую поль­зу уча­щим­ся, по­вы­сит ин­те­рес к пред­ме­ту, обес­пе­чит боль­шую эф­фек­тив­ность тру­да учи­те­ля ис­то­рии. Ведь не­да­ром Я. А. Ко­мен­ский в «Ве­ли­кой ди­дак­ти­ке» пи­сал: «Все­ми воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми нуж­но вос­пла­ме­нять в де­тях го­ря­чее стрем­ле­ние к зна­нию и уче­нию». Это я и пы­та­юсь де­лать на сво­их уро­ках по­сред­ст­вом ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры.
Ли­те­ра­ту­ра.
1. Ва­гин А. Ме­то­ди­ка пре­по­да­ва­ния ис­то­рии в сред­ней шко­ле.- М.: Про­све­ще­ние, 1968
2. Ва­гин А. Ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра в пре­по­да­ва­нии но­вой ис­то­рии.- М.: Про­све­ще­ние, 1978
3. Кле­то­го­нов А. Про­из­ве­де­ния древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры на уро­ках ис­то­рии.- “Пре­по­да­ва­ние ис­то­рии в шко­ле”, №8, 1994
4. Пар­ша­чен­ко П. Ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра на уро­ках ис­то­рии.- “Пре­по­да­ва­ние ис­то­рии в шко­ле”, №5-6, 1992
5. Ме­то­ди­че­ское по­со­бие по ис­то­рии: 8 класс. Под ред. А.Пре­об­ра­жен­ско­го.- М.: Про­све­ще­ние, 1989
6. Ле­бе­де­ва И. Ор­га­ни­за­ция и про­ве­де­ние ис­то­ри­че­ских олим­пи­ад в 6-9 клас­сах.- М.: Про­све­ще­ние, 1990
7. Шес­та­ков А. Ис­то­рия СССР в ху­до­же­ст­вен­но-ис­то­ри­че­ских об­раз­ах.- М.: Про­све­ще­ние, 1985


1 Васильев Б.Л. “В списках не значился”… - М.: Детская литература, 1986. - стр. 220
1 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 173
2 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 3… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 240
1 Бородин С.П. Дороги.- В кн.: Бородин С. Молниеносный Баязет.- М.: 1976, стр. 528-529
1 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 341
1 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 120
2 Берггольц О. Избранные произведения. - Л.: Советский писатель, 1983. - стр. 126
3 Вольтер. Кандид, или Оптимизм. - М.: Художественная литература, 1971. - стр. 432
1 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 194-195

1. Сочинение на тему Есенин с. а. - любовь к родному краю меня томила мучила и жгла
2. Бизнес-план Разработка бизнес-плана туроператорской компании
3. Реферат на тему A Separate Peace And A Real War
4. Реферат на тему The Affect That The War Had On
5. Сочинение Что вызывает авторскую иронию в романе Салтыкова-Щедрина История одного города
6. Диплом на тему Разработка системы логистического обслуживания потребителей на примере ЗАО ПТФ ИЗОЛ
7. Контрольная работа Контрольная работа по Теории экономического анализа
8. Реферат на тему Prufrock Essay Research Paper The Love Song
9. Реферат Оценка конкурентоспособности туристического предприятия
10. Реферат Массовое убийство в школе Бэт