Контрольная работа

Контрольная работа Серебряный век 2

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.11.2024


Введение.


          Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный оборот это  словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия.
          «Серебряный век» занимает
  совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, значительно обогатило все виды искусств и философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни, порождая крушение старой картины мира. Традиционные регуляторы существования – религия, мораль, право – не справлялись со своими функциями, и зародился век модерна.
Однако иногда говорят, что «Серебряный век» – явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал эстетизм Оскара Уайльда, индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. «Серебряный век» находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях: Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Кальдерона, Ибсена, Метерлинка, д`Аннуцио, Готье, Бодлера, Верхарна.
Иными словами, в конце
XIX – начале XX веков произошла переоценка ценностей с позиций европеизма. Но в свете новой эпохи, явившейся полной противоположностью той, которую она сменила, национальные, литературные и фольклорные сокровища предстали в ином, более ярком, чем когда-либо, свете. Поистине, это была самая творческая эпоха в российской истории.

Ликвидация крепостного права, развитие буржуазных отношений в деревне обострили противоречия в развитии культуры. Они обнаруживаются, прежде всего, в охватившей российское общество дискуссии и в складывании двух направлений: «западнического» и «славянофильского». Камнем преткновения, не позволившим примириться спорящим, стал вопрос: по какому пути развивается культура России? По «западному» ли (то есть буржуазному), или она сохраняет свою «славянскую самобытность» (то есть консервирует феодальные отношения и аграрный характер культуры)?
Поводом для выделения вышеуказанных направлений послужили «Философические письма» П. Я. Чаадаева. Он считал, что все беды России выводились из качеств русского народа, для которого, якобы, характерны: умственная и духовная отсталость, неразвитость представлений о долге, справедливости, праве, порядке, отсутствие самобытной «идеи». Как считал философ, «…история России - это «отрицательный урок» миру». Резкую

отповедь ему дал А. С. Пушкин, заявив: «ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
          Российское общество разделилось на «славянофилов» и «западников». К «западникам» относились: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, М. А. Бакунин и др. «Славянофилов» представляли А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. В. Самарин.
          Для «западников» был характерен определённый набор идей, который они отстаивали в спорах. В этот идейный комплекс входили: отрицание самобытности культуры любого народа; критика культурной отсталости России; преклонение перед культурой Запада, её идеализация; признание необходимости модернизации, «осовременивания» российской культуры, как
  заимствования западноевропейских ценностей. Идеалом человека западники считали европейца – делового, прагматичного, эмоционально сдержанного, рационального существа, отличающегося «здоровым эгоизмом». Характерной для «западников» была и религиозная ориентация на католицизм и экуменизм (слияние католицизма с православием), а также космополитизм. По политическим симпатиям «западники» являлись республиканцами, им присущи были антимонархические настроения.
По сути, «западники» были сторонниками индустриальной культуры - развития промышленности, естествознания, техники, но в рамках капиталистических, частнособственнических отношений.
         Им противостояли «славянофилы», отличавшиеся своим комплексом стереотипов. Для них были характерны критическое отношение к культуре Европы; её неприятие как антигуманной, безнравственной, бездуховной; абсолютизация в ней черт упадка, декаданса, разложения. С другой стороны, их отличали национализм и патриотизм, преклонение перед культурой России, абсолютизация её уникальности, самобытности, героизация исторического прошлого. «Славянофилы» свои ожидания связывали с крестьянской общиной, рассматривая её как хранительницу всего «святого» в культуре. Духовным ядром культуры считалось православие, которое также рассматривалось некритически, преувеличивалась его роль в духовной жизни России. Соответственно, утверждался антикатолицизм и отрицательное отношение к экуменизму. Славянофилов отличала монархическая ориентация, преклонение перед фигурой крестьянина - собственника, «хозяина», и негативное отношение к рабочим как «язве общества», продукту разложения его культуры.
          Таким образом, «славянофилы», по сути, отстаивали идеалы аграрной культуры и занимали охранительные, консервативные позиции.
Противостояние «западников» и «славянофилов» отражало растущее противоречие между аграрной и промышленной культурами, между двумя формами собственности - феодальной и буржуазной, между двумя классами - дворянством и капиталистами. Но подспудно обострялись противоречия и внутри капиталистических отношений - между пролетариатом и буржуазией. Революционное, пролетарское направление в культуре выделилось в качестве самостоятельного и, по сути, определило развитие культуры России в ХХ веке.


         Период «переходных» культур всегда драматичен и противоречив. Всегда сложны и непримиримы  отношения между традиционной клас­сикой прошлого — знакомой, привычной, понятной, хотя уже не  особо интересной, и формирующейся культурой будущего, культурой нового типа, такой новой, что ее проявления непонятны,  она пугает, вызывают негативную реакцию. Это понятно: в сознании об­щества смена культур происходит достаточно болезненно.  Изменение ценност­ных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры вызывает недовольство у представителей старшего поколения. Старые цен­ности выполнили свою функцию, а новых ценно­стей еще не создали, они только складываются, они только зарождаются и историческая культурная сцена оста­ется пустой.

          В России сложность состояла в том, что общественное созна­ние складывалось в условиях, когда Россия переходила к новым формам эко­номических отношений. Теряются традиционные общинные связи, происходит маргинализация, которая захватывает все большее коли­чество людей. Российская интеллигенция оказалась  беспо­мощной перед новыми требованиями политического развития:  развивалась многопартийность, и реальность значительно опережала теоретическое осмысление принципов но­вой политической культуры. Русская культура в целом начинает терять один из основополагающих принципов своего существования — «собор­ность» — ощущение единства человека с другим челове­ком и социальной группой, развивается ощущение «внеземного» существо­вания человека. Характерной чертой новой культуры является космологизм — элемент и новой картины мира, и нового ее осмысления. Космологичность русской культуры формиру­ется как неотъемлемая необходимость нового времени, как выражение  настроения. В философии этого периода космологизм обосновывается теоретически — он присущ Вл. Соловьеву, В. Розанову, Н. Лосскому. Космическая направленность ощущается в  русской поэзии (В. Брюсов, А. Белый, А. Блок), в  русской живописи (М. Врубель) и русской музыке (А. Скрябин).


 

«Серебряный век». Особенности культуры на рубеже веков


           «Серебряный век» русской культуры оказался на рубеже веков. «Век» продолжался не­долго — около двадцати лет, но он дал миру замечательных философов, продемонстрировал мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, возникли новые направления в живописи, музыке, театральном искусстве. «Серебряный век» -  период  формирования русского авангарда. Никогда не было в русском искусстве столько на­правлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в начале XX века. У каждого из них были свои творческие теоретические программы, почти все они отрицали достижения предыдущих поколений, враждовали друг с другом и пыта­лись предсказать будущее, которое было для них самих неясным и туманным, поэтому почти всегда имел место трагический оттенок в творчестве многих художников и поэтов. Выражение и название "серебряный век" является поэтиче­ским и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. У А. Ахмато­вой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...". Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман "Серебряный голубь". Редактор журнала "Аполлон" С. Маковский исполь­зовал его для обозначения всего времени начала XX века.

         В самом названии имеется некое противостояние предше­ствующему, «золотому веку», когда русская культура переживала бурный расцвет. Она излучала яркий, солнечный свет, осве­щая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и велико­лепием. Искусство тогда активно вторгалось в общественную жизнь и политику. Оно в полной мере соответствовало из­вестной формуле Е. Евтушенко: "поэт в России - больше, чем поэт". Напротив, искусство серебряного века стремится быть только искусством. Излучаемый им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мис­тическим.

          Пессимисти­ческие настроения, как правило, возникают в переходные периоды. На рубеже веков крепнет чувство наступления конца мира. Мы, современники конца ХХ начала ХХI веков, в полной мере смогли ощутить такое настроение.  

         По­следние десятилетия XIX века в России – это глубо­кое разочарование в путях истории, неверие в существование плодотворных исторических целей, ожи­даемый конец мира связан с предчувствием конца русской импе­рии, русской государственности, которые считались священными. Новый тип культуры формируется на основе критицизма: духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и новых идей. Невозможно за два десятиле­тия  решить вопросы, волновав­шие веками русскую интеллигенцию, полностью использовав преимущества и недочеты культуры предшествующего периода. Главным в формировании нового типа культуры выступает вера, а не разум, поэтому в России ищут не просто но­вые ценности и новые идеалы, ищут ценности «вечные» — «абсо­лютное добро», «вечную и нетленную красоту».

         Критицизм, основой которого является вера, вызвал к жизни  неоднозначное отношение и к культуре, и к цивилизации. К концу XIX века в России возникает вопрос о цене культуры и даже, как замечает Н. Бер­дяев, «о грехе культуры». С позитивной стороны пытается осве­тить взаимосвязь культуры и цивилизации Петр Лавров в неокон­ченных «Исторических письмах», который считает, что  цивилизация дает «условную ложь» человеческого существования, а идеалом его является «не­прикрашенная правда». Разоблачение «возвышенной лжи» привело к выводу о том, что «в природе больше ис­тины и правды, больше божественного, чем в культуре». 

          

          В период «Серебряного века» люди ищут новые основания для своей духовной и религиозной жизни. Очень распространенными оказываются всевозможные мистические учения. Новый мистицизм охотно искал свои корни в старом, в мистицизме Александровской эпохи. Как и на сто лет раньше стали популярны учения масонства, скопчества, русского раскола и иных мистиков. Многие творческие люди того времени принимали участие в мистических обрядах, хотя и не все они до конца верили в их содержание. Магическими экспериментами увлекались В. Брюсов, Андрей Белый, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Бердяев и многие другие.

           Особое место среди распространившихся в начале ХХ века мистических обрядов занимала теургия*. Теургия мыслилась «как единомоментный мистический акт, который должен быть подготовлен духовными усилиями одиночек, но, свершившись, необратимо менять человеческую природу как таковую» (А. Эткинд). Предметом мечты было реальное преображение каждого человека и всего общества в целом. В узком смысле задачи теургии понимали почти, так же как и задачи терапии. Идею о необходимости создания «нового человека» мы на находим и таких революционных деятелей как Луначарский и Бухарин. Пародия на теургию представлена в произведениях Булгакова.

          «Серебряный век» – время противопоставлений. Основное противопоставление этого периода – оппозиция природы и культуры. Владимир Соловьев - философ, оказавший огромное влияние на формирование идей «Серебряного века», считал, что победа культуры над природой приведет к бессмертию, так как «…смерть есть явная победа бессмыслия над смыслом, хаоса над космосом». К победе над смертью должна была, в конце концов, привести и теургия.

          Помимо этого тесно связывались проблемы смерти и любви. «Любовь и смерть становятся основными и едва ли не единственными формами существования человека, главными средствами его понимания», – считал Соловьев. Понимание любви и смерти сближают русскую культуру «Серебряного века» и психоанализ. Фрейд признает основными внутренними силами, воздействующими на человека – либидо и танатос, соответственно, сексуальность и стремление к смерти.

          Бердяев, рассматривая проблему пола и творчества, считает, что должен наступить новый природный порядок, в котором творчество победит – «пол рождающий преобразится в пол творящий».

          Многие люди стремились вырваться за пределы обыденной жизни, в поисках иной реальности. Они гнались за эмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательности и целесообразности. Жизни творческих людей были насыщены и переполнены переживаниями. Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась глубочайшая опустошенность. Поэтому судьбы многих людей «Серебряного века» трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру. 


Образование и наука.

           Система образования в России рубежа XIX—XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). По данным 1913г. грамотные среди подданных Российской империи (за исключением детей моложе 8 лет) составляли в среднем 38% — 39 %. В значительной мере развитие народного образования было связано с деятельностью демократической общественности. Политика властей в этой области не представляется последовательной. Так, в 1905г. министерство народного образования вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной Думы, однако этот проект так и не получил силу закона. Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912г. в России было 16 высших технических учебных заведений. К прежнему числу университетов прибавился только один, Саратовский (1909г.), но количество студентов заметно выросло — с 14 тыс. в середине 90-х гг. до 35,3 тыс. в 1907г. Получили распространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа П. Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт В. М. Бехтерева и др.). Общедоступный университет им. Шанявского, работавший в 1908—1918 гг. на средства либерального деятеля народного образования А. Л. Шанявского (1837—1905 гг.) и дававший среднее и высшее образование, сыграл важную роль в демократизации высшего образования.

          В университет принимались без экзаменов (правда, и диплома по окончании не выдавалось) лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов. Дальнейшее развитие в начале XX в. получило высшее женское образование. В начале XX в. в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений (Женский педагогический институт в СПб, 1903г.; Высшие женские сельскохозяйственные курсы в Москве, 1908г. и др.). Наконец, в 1911г. право женщин на высшее образование было признано официально. Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых — рабочие курсы (например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были такие выдающиеся ученые, как физиолог Иван М. Сеченов, историк В. И. Пичета и др.), просветительские рабочие общества и народные дома — своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой (Лиговский народный дом графини С. В. Паниной в СПб). Большое влияние на просвещение оказывало развитие книгоиздательского дела и периодической печати. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913г. — более 1000. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного «тонкого» журнала «Нива» (1894—1916 гг.) к 1900г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии).

           В 1913г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин (1835—1912 гг.) в СПб и И. Д. Сытин (1851—1934 гг.) в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам («Дешевая библиотека» Суворина, «Библиотека для самообразования» Сытина). В 1889—1913 гг. в СПб работало книгоиздательское товарищество «Знание», которое с 1902г. возглавлял М. Горький. С 1904г. было выпущено 40 сборников товарищества «Знание», включавших произведения выдающихся писателей-реалистов М. Горького, А. И. Куприна, И. А. Бунина и др.


          XIX столетие приносит значительные успехи в развитии отечественной науки: она претендует на равноправность с западноевропейской, а порой и на превосходство. Нельзя не упомянуть ряд работ русских учёных, приведших к достижениям мирового уровня. Д. И. Менделеев в 1869г. открывает периодическую систему химических элементов. А. Г. Столетов в 1888-1889 гг. устанавливает законы фотоэффекта. В 1863г. выходит работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». К. А. Тимирязев основывает русскую школу физиологии растений. П. Н. Яблочков создаёт дуговую электрическую лампочку, А. Н. Лодыгин – лампочку накаливания. А. С. Попов изобретает радиотелеграф. Основы новых наук – биохимии, биогеохимии, радиогеологии – заложены В.И. Вернадским (1863 – 1945гг.). Получило развитие воздухоплавание. Николай Е. Жуковский (1847—1921 гг.) — основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища. Константин Э. Циолковский (1857—1935 гг.) разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897 г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно с Жуковским проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов. В 1898 г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель — ракету («Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1903г.). Работы выдающегося физика Петра Н. Лебедева (1866—1912 гг.) сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука. Научное значение трудов великого русского физиолога Ивана П. Павлова (1849—1934гг.) столь велико, что история физиологии делится на два больших этапа: допавловский и павловский. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования (метод «хронического» опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения ему первому среди русских ученых была присуждена Нобелевская премия (1904г.). Десятилетия последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности. Еще один естествоиспытатель И. И. Мечников (1845—1916 гг.), вскоре стал Нобелевским лауреатом (1908г.) за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии.

          Значение научного предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь. В области гуманитарных наук несомненны достижения философии. Под влиянием разочарования значительной части русской интеллигенции в материализме и марксизме получил широкое распространение идеализм. Начинается, пожалуй, впервые с начала XVIII в., сложный, но плодотворный процесс сближения между интеллигенцией и Церковью (инициатива Мережковского — Гиппиус). Итогом стало возникновение русской религиозной философии с ее поисками путей соединения материального и духовного, утверждением нового религиозного сознания. Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «серебряный век» русской культуры, были заложены В. С. Соловьевым (1853—1900гг.). Сын знаменитого историка и внук известного в Москве священника, в гимназические годы он пережил пору увлечения материализмом и от детской религиозности перешел к атеизму. В студенческие годы Соловьев, много занимаясь философией, а также изучая религиозно-философскую литературу, пережил духовный перелом. Именно в это время начали складываться основы его будущей системы. Учение Соловьева питалось из нескольких корней: искание социальной правды; богословский рационализм и стремление к новой форме христианского сознания; необычайно острое ощущение истории — не космоцентризм, не антропоцентризм, а историоцентризм; идея Софии, и, наконец, идея Богочеловечества — узловой пункт его построений. Его система — опыт синтеза религии, философии и науки. Значение Соловьева чрезвычайно велико в истории русской философии. Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества.




          И это далеко не полный список людей, сделавших неоценимый вклад в развитие науки и техники. Значение научного предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных учеными в начале века, становится ясным только теперь.
Литература.

         Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. представляет интересный и своеобразный пласт отечественной культуры. Новое поколение писателей кровно было связано с создателями отечественной классики, но по ряду причин проложило свой, особый художественный путь. Русская культура претерпела трагический катаклизм в 1917г., однако он не стал концом искусства Серебряного века.

         Большинство деятелей художественной сферы резко отрицательно отнеслись к революционной борьбе. Да и многие, кто поначалу приветствовал ее, скоро ощутили болезненный разрыв своих идеалов с реальным ходом событий. Изменчивая, противоречивая действительность «размыла» прежний «материк» культуры, рассредоточила ее ценности, породив «пестрого» человека. Новая действительность требовала и новой формы художественного отображения.

         Особым вниманием у писателей этого периода пользуются вечные свойства человеческой души, ее глубинные, неуправляемые импульсы. Сознание соотносилось с подсознанием, при этом не замалчивались социально-психологические истоки человеческого поведения. Например, Куприн рассматривал влияние «силы плоти» на «силу духа», Андреев – столкновение разума с инстинктом, Бунин – механизм духовных переживаний. Человеческие переживания как бы укрупнялись под писательским пером.

         Русский реализм начала века, несомненно, воспринял и преобразил в своих целях разнонаправленную поэтику, близкую романтизму, импрессионизму, символизму, экспрессионизму. Литературные течения, противостоящие реализму, долгое время именовались «упадническими». Термины «декаданс» и «модернизм» были в ходу еще на рубеже ХIХ – ХХ вв., но обозначали далеко не однородные явления.

         Декаданс (от лат. – «упадок») в своей антиреалистической направленности был вызван состоянием безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир.

         Модернисты (от фр. – «новейший», «современный») тоже выступали против реализма, отрицали социальные ценности. Модернизм, в отличие от реализма, противопоставил жизни искусство, способное возродить погрязший во грехе мир. В модернистских концепциях было много недостижимого, но они ничего общего не имели с депрессивными идеями. Напротив, питались светлой мечтой о нравственном преображении человека.

         Русский модернизм был представлен разными течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом. Существовали писатели и поэты, не связанные с этими литературными группами, но внутренне тяготевшие к ним (Ремизов, Волошин, Цветаева).

         В  русском символизме сложились два хронологических и концептуально самостоятельных потока. В 1890-е годы заявили о себе Н. Минский, Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус. А в 1900-е на литературную арену вышли А. Белый, А. Блок, С. Соловьев,  Вяч. Иванов,  Эллис (Л. Кобылинский). При определенной эстетической общности программы двух поколений были неоднородными.

         Идеологом старших символистов стал Д. Мережковский, мэтром – В. Брюсов.

         В прозе Мережковского идет неутомимый поиск тайных начал бытия. Только сфера изысканий здесь на редкость масштабна. Во-первых, тематически: искусство мира и России разных эпох; история античности, Возрождения и отечественная – времен Петра I; религиозная мысль древности и ХIХ в. Во-вторых, по разнообразию жанров: рецензии, статьи, публицистика, портреты писателей, исследования, наконец, романы, драмы. Наиболее значительна трилогия романов «Христос и Антихрист» («Смерть богов. Юлиан Отступник.», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Петр и Алексей»), проникнутых атмосферой сложных идейно-психологических процессов. После трилогии Мережковским было написано многое. Но, думается, и сейчас символом его творчества остались эти романы.

         «Мэтром символизма» прослыл В. Я. Брюсов (1873 – 1924 гг.) – выдающийся поэт, прозаик, критик, историк литературы, переводчик. В. Брюсов в конце  ХIХ в. был одним из признанных лидеров и организаторов русского символизма. Он руководил его главным печатным журналом «Весы». При жизни Брюсова отдельными изданиями вышли в свет сборники рассказов (« Ночи и дни», «Земная ось»), повесть «Обручение Даши», романы «Огненный ангел», «Алтарь Победы», сборники стихотворений. Многое осталось незавершенным, некоторые рассказы появились в периодике. Самый яркий след в брюсовском  прозаическом наследии оставили эти два романа. По времени написания их вовсе нельзя назвать итоговыми, но в них обобщены важнейшие авторские искания.

         К. Д. Бальмонт (1867 – 1942 гг.) стремительно вошел в русскую литературу. Один за другим появляются его сборники стихов: «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина», «Горящие здания», «Будем как солнце», «Только любовь». В 1904 – 1905 гг. издается двухтомник, а за семилетие (1907 – 1914 гг.) – собрание сочинений в 10 книгах. Их автор пользуется небывалым успехом и пристальным, хотя не всегда благожелательным вниманием критики и крупнейших художников времени.

         Поэзия Ф. Сологуба (псевдоним Ф. К. Тетерникова; 1863 – 1927 гг.) исполнена мучительных эмоций, болезненных предчувствий, которые воплотились в сборниках лирики «Огненный круг», «Очарование земли», рассказах, сказках, романах, пьесах.

         В начале ХIХ в. появились новые представители символизма – Андрей Белый, А. Блок, А. Ахматова, В. Иванов, С. Соловьев, Эллис (Л. Кобылинский).

         А. Белый утверждал взаимное соприкосновение искусства и религии. Неисчерпаемой мечте «старших символистов» А. Белый (псевдоним Б. Бугаева; 1880 – 1934 гг.) противопоставил активное стремление к «последнему бою» - «революции духа». Истоки такой идеи были сформулированы в трудах  Вл. Соловьева.

         Самым значительным среди младосимволистов был А. Блок (1880 – 1921 гг.).  Автору «Стихов о Прекрасной Даме» долго не прощали мистических порывов. Страстная тоска по Прекрасному при ощущении роковой отдаленности от него – характерная черта символического искусства. В раскрытии священного и недостижимого Идеала Блок превзошел всех символистов.

         Особое место в русской литературе рубежа ХIХ – ХХ вв. занял Игорь Северянин. Имя Игорь Северянин было псевдонимом Игоря Васильевича Потарева (1887 – 1941 гг.). Он возглавил небольшую группу литераторов, определив избранное направление как эгофутуризм. И. Северянин придерживался самостоятельного взгляда на смысл творчества. Всерьез говорить о литературном течении, возглавленном И. Северяниным, не приходится. Но взлелеянные им идеи были подготовлены не временным увлечением, а творчеством, ярким, самобытным, оставившим заметный след в русской поэзии ХХ.

         Вслед за символизмом появились и другие течения. Одно из них - акмеизм (от греч. аkme – высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила) – возникло как реакция на символизм. Акмеисты заявили об отказе от главных принципов символизма. Акмеисты стремились вернуть поэзию к ее первичным основам: к человеку, к его подлинным чувствам, предметности реального мира. Поэтические слова, конкретная образность, точность значений отличают творчество представителей этого направления. К акмеистам принадлежали крупные творческие индивидуальности: Н. Гумилев, М. Волошин, О. Мандельштам, А. Ахматова, М. Кузьмин и др.

         Объединение акмеистов было малочисленным и просуществовало недолго, около двух лет (1911 – 1914 гг.). творчество акмеистов строилось на теории «чистого искусства»,  теории пессимизма и индивидуализма. Тема любви – ведущая в творчестве акмеистов.

         Николай Степанович Гумилев (1886 – 1921 гг.) прожил очень яркую, но короткую, трагическую жизнь. В 1905г. выходит  книга «Путь конквистадоров». Один за другим выходят сборники: «1908 г. – «Романтические цветы», 1910г. – «Жемчуга», 1912г. – «Чужое небо», 1916г. – «Колчан»,1918г. – «Костер», «Фарфоровый павильон» и поэма «Мик», 1921г. – «Шатер» и «Огненный столп». Писал Гумилев и прозу, драмы, вел своеобразную летопись поэзии, занимался теорией стиха. Мироощущению Гумилева было далеко до оптимизма. Сказалось личное одиночество, чего он никогда не мог ни избежать, ни преодолеть. Не была найдена общественная позиция. Переломы революционного времени обостряли разочарования в частной судьбе и целом мире.

         Анна Ахматова (1889 – 1966гг.; псевдоним Анны Андреевны Горенко) вошла в литературу сразу – с появлением ее первого сборника стихов (1912г.), высоко оцененного поэтами-современниками и критикой. Но на долгом своем пути Ахматова пережила немало трагических потрясений. С начала 20-х и до конца 30-х годов – почти двадцать лет – поэта не печатали и преследовали грубыми, примитивно-социологическими разносами. В конце 40-х годов по чудовищному постановлению партии и правительства она была причислена чуть ли не к врагам народа, и снова на ее творчество был наложен запрет. Лишь в последний, немногим больше десяти лет, период жизни Ахматова вернулась к широкому читателю. Тем не менее всегда, не исключая времени вынужденного молчания, ее поэзия имела верных, восхищенных почитателей и последователей. А сама Ахматова никогда не прерывала служения искусству слова.

         На рубеже ХIХ – ХХ вв. в русской поэзии определился большой стиль модернизма, в 1910-х гг. сформировался русский авангард. В эти десятилетия литературные направления и школы формировались и сменялись с большой быстротой и интенсивностью. В 1890 – 1910-х гг. поэзия вышла на передний план литературы, оттеснив прозу. Это произошло впервые с пушкинского периода. С 1920-х гг. поэзия снова отходит на второй план литературного процесса. Ее движение замедлилось, она вступила в полосу постмодернизма, поставангардизма. Революция 1917г., гражданская война, массовая эмиграция разделили поэзию на две ветви. За границей достигло высшего развития творчество Цветаевой, продолжалось творчество Бунина, сложился поэтический мир Набокова, определилась «парижская нота». В СССР существование поэзии протекало под давлением доктрин «партийности», «социалистического реализма», «социального заказа», «отмирания литературы»,  - и в борьбе с ними.
Театр и музыка.

На рубеже веков большие изменения произошли и в музыкальном искусстве. Еще продолжали жить традиции классической музыки ХIХ в., но именно в это время заметно усиливается влияние идей модернизма. В творчестве многих композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций. Социальная проблематика все более уступает место вниманию к внутреннему миру человека, к философско-этическим и психологическим проблемам личности. В это время проявляется конфликт между лирическим началом и мощным волевым порывом в содержании музыкального искусства, что во многом определило своеобразие музыки начала прошлого столетия.

         Начало ХХ в. было ознаменовано расцветом творчества многих выдающихся композиторов. Основным хранителем «могучей кучки» выступал Н. А. Римский-Корсаков (1844 – 1908гг.) Именно в эти годы были созданы его известные оперы: «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и др. Традиции русской классической музыки последовательно развивались в творчестве замечательного композитора А. К. Глазунова (1865 – 1936 гг.)

         Новаторские тенденции начала ХХ в. нашли отражение в творчестве С. В. Рахманинова (1873 – 1943 гг.) и А. Н. Скрябина (1872 – 1915 гг.).

         По-своему преломили мироощущение эпохи композиторы младшего поколения – И. Ф. Стравинский (1882 – 1971 гг.), С. С. Прокофьев (1891 – 1953 гг.) и др. Стравинский  и Прокофьев возглавили новаторские искания  в музыке ХХ в. Их творчество вызывало ожесточенные споры. Приверженцы видели в нем ростки нового, противники, наоборот, считали его проявлением модернистских заблуждений, грозивших подорвать основы музыкального искусства.

         Центрами музыкальной жизни России начала ХХ в. по-прежнему оставались Мариинский театр в Петербурге и Большой в Москве. На их сценах пели корифеи русской вокальной школы: Ф. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, И. В. Ершов, Н. Н. Фигнер и др. большую известность получила московская частная опера С. И. Мамонтова, а затем С. И. Зимина. Оперные театры имелись и в других городах России. Некоторые из них по своим возможностям и уровню исполнения приближались  к столичным. Репертуар русских оперных театров отличался большой широтой и разнообразием. Так, в сезон 1907 – 1908 гг. репертуар Большого театра насчитывал 23 оперы, а Мариинского – 30.

         О развитии музыкального образования в России свидетельствует открытие новых консерваторий в Саратове, Киеве. Одессе наряду с уже действующими в Москве и Петербурге. Появились и новые формы музыкального образования: в 1906 г. в Москве открыта народная консерватория, а в 1907 г. – Дом песни, задачей которого была пропаганда музыкального искусства путем организации лекций, концертов и вечеров.

         Новые тенденции в литературе и музыке вызвали сходные процессы в развитии сценического искусства. Выдающимся событием в театральной жизни России стало создание Московского художественного театра (1898г.). Стоявшие у его истоков К. С. Станиславский (1863 – 1938 гг.) и В. И. Немирович-Данченко (1858 – 1943 гг.) осуществили революционные преобразования в режиссуре. МХТ стал одним из центров прогрессивного театрального движения. Здесь формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Труппа МХТа объединяла таких талантливых актеров как: И. М. Москвина, О. Л. Книппер, М. П. Чехова, В. И. Качалова и др.

         В начале века продолжалась творческая жизнь Малого театра, создавшего свою школу психологического мастерства. Здесь работали такие мастера русской сцены, как М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. П. Ленский, А. И. Южин, семья актеров Садовских.

         В это время в Петербурге на сцене одного из старейших театров России – Александрийского – зрителей покоряла игра прославленных актеров: М. Г. Савиной, В. Ф. Комиссаржевской, М. В. Дальского и др.

         В 1904 г. в Петербурге открылся театр В. Ф. Комиссаржевской, выражавший устремления передовой демократической интеллигенции. Исключительный резонанс получили постановки на его сцене пьес М. Горького «Дачники» и «Дети солнца».

         В это время в театральном искусстве формируется эстетика условного символизма Мейерхольда, который начал свои эксперименты в театре Комиссаржевской. Но этот театр просуществовал недолго, до 1910 г., когда умерла В. Ф. Комиссаржевская.
Живопись, скульптура и архитектура.

         Развитие изобразительного искусства и прежде всего живописи происходило бурно и неравномерно. В последние два десятилетия ХIХ в. зрелые мастера русской живописи еще переживали пору своего расцвета. Однако именно в эти годы новое поколение художников впервые почувствовало необходимость поисков новых идей, обновления художественного языка, обогащения искусства новыми художественными формами и содержанием. Этими поисками отмечено творчество М. Врубеля, В. Серова, К. Коровина, М. Нестерова и др.

         В конце ХIХ в. в Петербурге возникла творческая группа «Мир искусства» (1898 – 1924 гг.). Фактически она сложилась в 1890-х годах  на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с С. Дягилевым. Участниками этого объединения были: А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов. В 1904 – 1910 гг. большинство художников «Мира искусства» входило в состав Союза русских художников. В выставках «Мира искусства» принимали участие многие московские и петербургские живаписцы и графики: В. Серов, И. Левитан, М. Врубель, М. Нестеров, К. Коровин, Н. Рерих, И. Горбань, В. Борисов-Мусатов, А. Головин, И. Билибин и др.

         Эстетические взгляды деятелей «Мира искусства» основывались на стремлении противопоставить тревожной совремнной реальности вечные духовные и художественные ценности. Своей задачей они объявляли консолидацию художественных сил, выступающих против антиэстетизма современной жизни, под знаком возрождения идей романтизма.

         Уникальна творческая судьба выдающегося художника  конца ХIХ  и начала ХХ в. В. А. Серова (1865 – 1911 гг.). Вначале передвижник, он в конце 90-х годов примкнул к «Миру искусства». Его ранние произведения «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» - отличает свежесть, богатство пленэрного колорита. Портретам зрелого периода присущи отточенная выразительность, острота характеристик, умение передать неповторимую индивидуальность. Таковы портреты М. Н. Ермоловой, О. В. Гиршман и др. Поздний период его творчества отмечен тягой к модернизму («Похищение Европы», «Ида Рубинштейн»), но ранняя смерть мастера оборвала творческую эволюцию  его дарования.

         Смелым новаторством отмечена живопись М. А. Врубеля (1856 – 1910 гг.). В его творчестве своеобразно переплетались реальность и фантазия, зримый мир с таинственными образами мифологии, мистически окрашенными мотивами. Врубель – великолепный мастер рисунка и  композиции, одаренный колорист. Бесспорно сходство многих мотивов его творчества с символистской поэзией. Неслучайно он был кумиром многих поэтов-символистов: В. Брюсова, А. Блока, А. Белого.

         Крупным художественным объединением стал «Союз русских художников» (1903 – 1923 гг.). Активным членом союза был К. А. Коровин (1861 – 1939 гг.), которые многие считали его лидером. Опираясь на  национальные эстетические традиции, здесь осваивались достижения западноевропейского импрессионизма и постимпрессионизма.

         Постепенно в русском искусстве начала ХХ в.складывается новое общее направление – модернизм, представленный различными группами. В 1907г. состоялась выставка «Голубая роза» (П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапрунов, С. Ю. Судейкин, Н. П. Крылов и др.). В 1910 – 1911 гг. прошла первая выставка общества «Бубновый валет» (П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, И. Машков, В. Рождественский, Р. Фальк). Члены группы отрицали как традиции живописного академизма, так и современное понимание реализма, и находились в резком противостоянии мистико-символическим тенденциям русского искусства 1-го десятилетия ХХ в. В числе организаторов и активных участников «Бубнового валета» был Аристарх Васильевич Лентулов (1882 – 1943 гг.). Творчество  Лентулова выделялось даже среди его современников интенсивностью цветовой палитры, фольклорной трактовкой традиционных образов («Василий Блаженный», «Звон», «У Иверской», «Москва»).

         Кандинский Василий Васильевич (1866 – 1944 гг.) – русский живописец, идеолог и основатель ряда направлений искусства ХХ в., в первую очередь абстракционизма. Значительную роль в оформлении его художественных взглядов сыграло увлечение философией А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. К 1912г. Кандинский становится на путь абстракции. Для его работ характерно чередование пятен сочного, интенсивного цвета, пересекаемых в разных направлениях кривыми, извилистыми или клинообразными иероглифами. Кандинского нередко называют апостолом беспредметной живописи. Для развития современной ему культуры Кандинский различал три основные возможности. Искусство может подчиниться своему времени ( для этого существует ряд способов) либо противопоставлять себя ему. Третья возможность – наиболее важная: «Искусство выходит из границ, в которые его хочет втиснуть время, и указывает содержание будущего».

         Казимир Северинович Малевич (1878 – 1935 гг.) – русский художник и теоретик искусства. Его ранние пейзажи написаны под влиянием импрессионизма. К 1904г. эта манера сменяется поисками объемной формы, что в искусстве тех лет означало переход на позиции кубизма. Реальные предметы при этом не только схематизируются, но и оказываются изображенными одновременно с нескольких точек зрения. У Малевича основным геометрическим элементом композиции служат фигуры, напоминающие цилиндр и конус. К 1913г. Малевич пришел к собственной системе абстрактной живописи. Разработанную им манеру письма мастер назвал динамически супрематизмом (от франц. supreme – высший).  Его программа нашла символическое воплощение в композиции «Черный квадрат», с появлением которого, по мысли художника, наступал конец «видимой живописи». Произведения Малевича оказали значительное воздействие не только на другие художественные школы русского и западного авангарда, но и на искусство плаката, дизайна, традицию книжного оформления, театральную декорацию и архитектуру.

         Марк Захарович Шагал (1887 – 1985 гг.) – живописец и график, родившийся и прошедший обучение в России. В 1910 – 1914 гг. Шагал жил в Париже, где изучал европейское искусство и испытал влияние кубизма. С 1914 по 1922г. художник работал в России, с 1917г. руководил школой искусств в Витебске, участвовал в работе Коллегии изобразительных искусств. В 1922г. Шагал был вынужден покинуть Россию. Творчество Шагала отличает острая субъективность восприятия действительности. Индивидуальная манера Шагала, ставшая явлением мирового порядка, на ранних этапах несет в себе столь интенсивную одухотворенность, что не может быть полностью отделена от символизма, стремящегося постичь истинную сущность вещей. Шагал заставляет зрителя увидеть сквозь простой сюжет нечто огромное, тревожащее и вечное («Окно на даче»). Стиль Шагала сложен и вместе с тем по-детски прост, в его красочных композициях словно смешиваются реальности и сон.

                 

         В конце 1890-х годов в русской  архитектуре начинает развиваться стиль модерн («новый»), противопоставивший себя эклектизму и выдвинувший задачу решительного обновления художественно-образного языка архитектуры. Мастера модерна разработали новые приемы объемно-пространственной композиции зданий (в частности, асимметричные планы), продиктованные функциональными требованиями, смело и разнообразно использовали свойства строительных материалов (камень, керамика, кирпич), так и новых (сталь, бетон, железобетон), активно искали новые декоративные мотивы. Одной из важнейших творческих проблем стал синтез искусств. Характерная особенность модерна – многообразие художественных средств и творческих манер, сложное, порой противоречивое переплетение разных тенденций. Лучшие произведения модерна отличаются стилистической цельностью и своеобразной художественной выразительностью.

         Модерн очень быстро эволюционировал. Для его ранней стадии (до 1900-х годов) характерны формально-декоративные новшества, сравнительно обильная, порой манерная «декадентская» орнаментация. На рубеже 1900 – 1910-х годов усилились рационалистические тенденции, эта стадия позднего модернизма характеризуется стремлением к простоте и строгости, к более последовательному освоению достижений строительной техники.

         Ф. О. Шехтель (1859 – 1926 гг.) – один из ведущих мастеров модерна. Он работал главным образом в Москве. Построенный им в начале 1900-х годов особняк С. П. Рябушинского стал программным произведением «нового стиля». Другая его работа – Ярославский вокзал (1902г.) – пример национального варианта модерна («неорусский стиль»): в живописном силуэте здания и его отделке Шехтель основывался на стилизации приемов древнерусской архитектуры.

         Характерным образцом раннего модерна в Москве служит гостиница «Метрополь» (архитектор В. Ф. Валькот), фасады которой декорированы майоликовыми панно, исполненными по эскизам  М. Врубеля и А. Головина.

         Крупным мастером модерна был Ф. И. Лидваль (1870 – 1945 гг.), он построил в Петербурге ряд многоквартирных жилых домов (Кировский проспект, д. 1/3 и др.), отличающихся рациональной, во многом новаторской планировкой, использованием цвета и фактуры облицовочных материалов – камня, керамики, цементной штукатурки.

         Выдающимися представителями неоклассики были И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. И. Таманян, И. В. Жолтовский, М. С. Лялевич, М. М. Перетяткович.

         И. А. Фомин (1872 – 1936 гг.) своей научной и литературной деятельностью содействовал привлечению внимания к русской архитектуре XVIII – XIX вв. Он выступил организатором Исторической выставки архитектуры 1911г. Основные произведения Фомина – особняки Половцева на Каменном острове (1911 - 1913 гг.) и  Абамелек-Лазарева на набережной Мойки (1913 – 1914 гг.) в Петербурге.

         В. А. Щуко (1878 – 1939 гг.) приобрел широкую известность построенными им русскими павильонами на всемирных выставках 1911г. в Риме и Турине. Спроектированные им фасады двух больших доходных домов на Каменноостровском проспекте в Петербурге (№63 и 65), сооруженных в 1908 – 1911 гг., выделяются монументальным обликом.

         К числу лучших произведений неоклассики в Москве относятся: дом Тарасовых на Спиридоновке (И. В. Жолтовский, 1909г.), дом князя Щербатова (А. И. Таманян, 1911 – 1913 гг.), в композиции которого архитектор сумел талантливо соединить комфортабельность особняка с функциональностью доходного дома, оформив фасады и интерьеры в духе русского классицизма.

         Одним из крупнейших зодчих этого времени был А. В. Щусев (1873 – 1949 гг.) – глубокий знаток национальных художественных традиций. Он творчески перерабатывал мотивы древнерусского зодчества, добиваясь выразительности и своеобразия композиции. Его самое крупное произведение – Казанский вокзал в Москве (1913 – 1926 гг.), архитектурный облик которого перекликается с древними памятниками Москвы и Казани.

       

          Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Черты нового метода – «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом.

         Самым первым последовательным представителем этого направления П. П. Трубецкой (1866 – 1938 гг.) отказывается от импрессионистической моделировки поверхности, и усиливает общее впечатление давящей грубой силы.

         По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный памятник Гоголю в Москве скульптура Н. А. Андреева (1873 – 1932 гг.), тонко передающий трагедию великого писателя, «усталость сердца», столь созвучную эпохе. Гоголь запечатлен в минуту сосредоточенности, глубокого раздумья с налетом меланхолической угрюмости.

         Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А. С. Голубкиной (1864 – 1927 гг.), которая переработала принцип изображения явлений в движении в идею пробуждения человеческого духа. Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями.

         По целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей.

         Русская живопись  на рубеже ХIХ – ХХ вв. начинает отходить от принципов передвижничества (от критического, аналитического психологического реализма) и совершает стремительный переход к новым системам художественного мышления, догнав и во многом опередив основные европейские художественные школы. Значительные успехи сделали портретная живопись, натюрморт, графика, театрально-декарационное искусство. В целом своеобразие отечественной художественной школы на рассматриваемом этапе ее развития утверждалось не только благодаря ее новым открытиям, но и в контексте общих событий этого времени, радикально порывавших с традициями прошлого.

         Сочетание элементов эклектики, творческих исканий модерна и разнообразных оттенков ретроспективизма в архитектуре начала ХХ в., отразившее противоборство и переплетение разных концепций и творческих установок, определило неоднозначную, многообразную, а порой и противоречивую стилистику построек этого периода.
Заключение.

         Период конца ХIX – начала XX в. в истории русской художественной культуры по праву называют «Серебряным веком». Это было время смелых новаций и высоких творческих достижений, мощного всплеска творчества ярких и самобытных талантов. За три десятилетия, которыми ограничен рассматриваемый период, русская культура сделала огромный шаг вперед, обогатив мировую культуру поистине бесценным достоянием.

         В период «Серебряного века» люди ищут новые основания для своей духовной и религиозной жизни. Очень распространенными оказываются всевозможные мистические учения. Новый мистицизм охотно искал свои корни в старом, в мистицизме Александровской эпохи. Как и на сто лет раньше стали популярны учения масонства , скопчества, русского раскола и иных мистиков. Многие творческие люди того времени принимали участие в мистических обрядах, хотя и не все они до конца верили в их содержание. Магическими экспериментами увлекались В. Брюсов, Андрей Белый, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Бердяев и многие другие.

         «Серебряный век» - время противопоставлений. Основное противопоставление этого периода – оппозиция природы и культуры. Владимир Соловьев, философ, оказавший огромное влияние на формирование идей «Серебряного века», считал, что победа культуры над природой приведет к бессмертию, т. к. «…смерть есть явная победа бессмыслия на над смыслом, хаоса над «космосом».

         Помимо этого, тесно связывались проблемы смерти и любви. «Любовь и смерть становятся основными и едва ли не единственными формами существования человека, главными средствами его понимания», - считал Соловьев. Понимание любви и смерти сближают русскую культуру «Серебряного века» и психоанализ. Многие люди стремились вырваться за пределы обыденной жизни, в поисках иной реальности. Они гнались за эмоциями, все переживания считались благом независимо от их последовательности и целесообразности. Жизни творческих людей были насыщены и переполнены переживаниями. Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась глубочайшая опустошенность. Поэтому судьбы многих людей «Серебряного века» трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру.

         Полотно «Серебряного века»  получилось ярким, сложным, противоречивым, но бессмертным и неповторимым. Это было полное солнечного сияния творческое пространство, светлое и жизнедающее, жаждущее красоты и самоутверждения. Оно отразило существующую действительность. И хотя мы зовем это время «серебряным», а не «золотым веком», может быть, именно оно было самой творческой эпохой российской истории.
Список использованной литературы.

Кирьянова Н. В.  История мировой литературы и искусства., М., Флинта, Наука, 2007.



1. Реферат на тему Beowulf VS The Tick Essay Research Paper
2. Реферат Тоталитарный режим в СССР
3. Реферат Филики Этерия
4. Реферат на тему Футурологічні концепції Ф Фукуями
5. Реферат Международный договор
6. Статья на тему Эффективное использование трудовых ресурсов залог выхода из социально экономического кризиса
7. Сочинение на тему Пушкин Повести Белкина
8. Реферат Имидж товара и его роль в обеспечении конкурентоспособности
9. Реферат на тему DoThingA Essay Research Paper The movie Do
10. Курсовая на тему Важнейшие аспекты макроэкономической нестабильности