Контрольная работа Современное общество как предмет социологии
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Контрольная работа по дисциплине «Социология».
Тема. «Современное общество как предмет социологии».
Исполнил
Снегирева С.С.
Проверил
Екатеринбург, 2009.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение……………………………………………………………………………….3
I. Что такое «общество»?…………………………...………………………………...4
II. Строение общества………………………………………………..........................7
III. Теории происхождения общества………………………………………………10
IV. Современное общество………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
Мы все часто бросаемся налево и направо словом "общество", не задумываясь над его смыслом. Для социологии же это понятие является базовым, именно с него начинаются дискуссии об объекте и предмете науки. Любому здравомыслящему человеку весьма полезно знать, что такое общество, по каким законам оно живет, на какие типы делится и как вести себя в обществе.
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.
Как и любая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы. Общество на столько сложный объект, что ни одной науке изучить его не по силам. Только привлекая ресурсы той или другой, только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить такое сложное образование, как человеческое общество.
I. Что такое «общество».
Понятие «общество», которым обозначают объект социологии, как и многие другие слова, употребляемые в этой дисциплине, пришло из обыденной речи, где оно никогда не имело четко определения. Так, например, общество может обозначать особое клубное общество (вроде «Общества охотников»), группу людей, обладающих высоким престижем и привилегиями
(типа «высшее общество» или «светское общество»), абстрактное множество людей.
Социологи учитывают многообразие общеречевых значений термина «общество», но стараются использовать его в более точном смысле, хотя, конечно, и внутри самой социологии существуют различия в его употреблении. В частности, для социологов, придерживающихся гуманистической перспективы, «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некое автономное целое, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий. Можно говорить об «обществе», включающем миллионы людей, а можно обозначать этим термином гораздо меньшую по численности совокупность. Два человека, разговаривающих на углу, вряд ли составят «общество», но трое, которых выбросило на необитаемый остров, безусловно, будут таковым. Поэтому о значении понятия «общества» нельзя судить только по количественному критерию, полагает Питер Бергер, автор одного из самых популярных учебников социологии в мире. Кому-то общество представляется гигантским механизмом, в котором индивид превращается в маленький винтик. Для П. Бергера «общество представляет собой сеть социальных ролей». [Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. – М.: Аспект Пресс, 1996. с.32].
В зарубежной и отечественной литературе можно встретить огромное количество определений общества. В одном случае его понимают как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом – как сложную социальную систему с населяющими людьми, в третьем – как социально-политическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией, и т.д.
В отечественной науке сложились два подхода к пониманию того, что такое общество: узкий социологический и широкий философский. Оба они по-своему правы и каждый из них дает что-то новое для понимания сложнейшего явления. Тем не менее, их необходимо различать, поскольку разные подходы к обществу предлагают разную методологию его анализа.
В узком смысле под обществом понимают:
- определенную группу людей, объединявшихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;
- конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны;
- сложно организованную систему взаимодействия людей, имеющую свою структуру и институты.
Для того чтобы правильно представлять себе такое сложное явление, каковым считается общество, целесообразно различать три сходных понятия – страна, государство, общество.
Страна – часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент). Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Страны изучает география, государство – политология, а общество – социология.
Общество – это социальная организация страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было. Целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны – результат территориального раздела мира.
Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей (именно людей, а не их животных предков; человек появился лишь 40 тыс. лет назад).
В 1967 г. Р Марш пытался определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:
- постоянная территория;
- пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;
- высокая культура – модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;
- политическая независимость – общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы.
Автор такой классификации признавал неполноту и дискуссионный характер своих критериев.
Наиболее полный список необходимых и достаточных признаков, которым должно соответствовать всякое социальное объединение, претендующее именоваться обществом, дал известный американский социолог Э. Шилз:
- объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);
- браки заключаются между представителями данного объединения;
- оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
- объединения имеет территорию, которую считает своей собственной;
- у него есть собственное название и своя история;
- оно обладает собственной системой управления;
- объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
- его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Подобным критериям соответствуют современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и у других имеются кровнородственные системы (заключении браков и прием новых членов), своя территория, название, культура, история, управление, а самое главное – они не являются частью целого.
Можно дать иное определение: обществом следует называть самую крупную группу, в которой только приходится жить людям и в которую включаются все другие группы. Современное общество, это самая большая из всех групп, входящих в него. [Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. с. 81].
II. Строение общества.
В понятие общества входят: социальная структура (скелет), статусы (ступеньки в общественной лестнице), роли (схемы поведения) и т.д.
Основой общества является социальная структура. Образно говоря, социальная структура - это скелет общества. Это совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов и так далее. Структуру сразу не видно. Допустим, вы заходите в большую поликлинику и видите море народа. "Толпа" - подумаете вы. Но на самом деле за "беспорядочным" мельтешением скрывается жесткая социальная структура медицинского коллектива. Конт и Спенсер сравнивали человеческое общество с организмом. Образно говоря, правительство - мозг, глаза и уши - наука, язык - средства массовой информации, сердце - экономика. Все увязано в единую структуру, иначе общество превратится в медузу.
У каждого человека есть множество потребностей (желание есть, спать, отдохнуть, общаться, самовыражаться). У общества, как и у людей - живых "клеточек" общества, тоже великое множество потребностей. Если потребности отдельного человека и общества совпадают, то это фундаментальные потребности. Они удовлетворяются при помощи систематического труда миллионов людей, специализирующихся на выполнении важных функций. Например, защита страны от врагов (армия и полиция), добывание средств существования (экономика), обучение молодого поколения (школы, колледжи и вузы), воспроизводство людей (семья) - это фундаментальные потребности. В исполнении этих главных интересов заинтересовано большинство населения.
Но сегодня, в отличие от древних времен, один человек не сможет самостоятельно удовлетворить все свои потребности. Поэтому за миллионы лет люди постепенно, сами того не заметив, создали специальные системы, которые помогли людям улучшить жизнь. Такие особые системы называются социальными институтами.
Социальный институт - это стандартизированная форма осуществления какой-либо социальной функции. Каждый институт выполняет свои функции. Для выполнения функции существует свои социальные роли. Например, для исполнения одной управленческой функции государственные чиновники играют несколько ролей: руководитель, воспитатель, контролёр и т.д. В обществе, как в кино, каждый играет свою роль. Миллионы людей за свою жизнь исполняют роли детей, школьников, студентов, пассажиров.
В обществе существуют социальные статусы - социальное положение, позиция человека в обществе. Например, статус отца, мужа, начальника, офицера, преподавателя, редактора, бизнесмена. Существуют статусные лестницы. В творческих коллективах они выглядят мягко. В закрытых обществах такая лестница работает жестко и даже внешне выглядит выпукло. Например, лестница офицерских должностей и званий.
Естественно, статус - это не схема, нарисованная на бумаге. Он должен действовать. Для этого существует роль. Социальная роль - это набор правил, которые вы должны исполнять. При хорошем исполнении общество будет вас поощрять или, по крайней мере, не обращать на вас внимание. При плохом исполнении или отказе исполнять, как правило, реакция будет незамедлительной. Например, зайдя в трамвай, вы сразу автоматически надеваете на себя статус нормального пассажира. Первая роль - это своевременно оплачивать проезд. Вторая роль - вести себя культурно. Третья роль - спокойно доехать до нужной остановки. Это лёгкий пример. Попробуйте сами посчитать, сколько ролей надо исполнять современной женщине в статусе матери, жены, хозяйки. У одного статуса может быть несколько ролей и наоборот, одна роль может повторяться у ряда статусов.
Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называется социальной группой. Группа студентов, группа медсестер, группа судей.
Общество можно рассматривать в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Ячейки - страты. Страты, образно говоря, это объединения статусов. Страты по размерам очень большие. Это классы (рабочие, крестьяне ...), слои населения (богатые, средние...), этносы (казахи, русские, японцы...), конфессии, профессиональные отряды. Стратификация - это система этажей общества.
Общество живо своей культурой. Именно культура объединяет все вышеуказанные моменты в единое целое. У каждой науки и теории свое понимание культуры. Мы возьмем наиболее общее понятие культуры.
Культура - совокупность материальных памятников и духовных ценностей - нравов, обычаев, традиций, правил, норм, законов, языков. Социальная структура - костяк общества, культура - его плоть. Культуры бывают разные. Допустим, авангардная молодежная культура, закрытая тюремная псевдокультура, национальная уйгурская культура.
Усваиваются культурные нормы не сразу (это не инстинкт), а постепенно с течением большого времени. Вместе с нормами усваиваются социальные роли в процессе социализации. Социализация включает в себя воспитание, обучение и продолжается всю жизнь. Без социализации не было бы и общества. За правильным освоением норм и ролей следит социальный контроль. В роли контроля выступают родительское воспитание, контроль учителей, правоохранительная работа.
III. Теории происхождения общества.
Обычно социологи отмечают три гипотезы происхождения общества:
- естественную («труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей);
- божественную («Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон);
- космическую (« инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях).
Все они ценны и интересны, в равной мере дискуссионны, и ни одна не отвечает на вопрос о «технических деталях» социогенетического механизма, производящего социальную организацию.
В то же время сложился ряд научных теорий, которые, взяв за основу одну из особых характеристик биологии человека, рассматривают вытекающие из нее этапы социального конструирования общественных объединений.
Существует ряд интересных догадок, каждая из которых нашла достаточно развернутое теоретическое воплощение и имеет свой доказательный ряд: инструментальная, семантическая, сексуальная, гендерная, кратическая. Рассмотрим их в общих чертах.
Инструментальная концепция ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей. Используя орудия, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние. Это привело к функциональному делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами. Возникла и стала развиваться социальная организация.
Сексуальная концепция базируется на такой особенности человека, как внесезонный характер размножения и удовольствия от спаривания. Установление контроля над рождаемостью связано с формированием семей и возникновением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины. Регламент воспроизводства, развиваясь и принося свои плоды в виде более предсказуемой перспективы, возможности планировать хозяйственную жизнь и персональные взаимоотношения, дает социальную организацию, которой человечество успешно пользуется до сих пор.
Кратическая концепция опирается на принципы общей теории систем и выводит возникновение человеческих ассоциаций, способных выполнять сложную целесообразную деятельность, из развития управляющей подсистемы.
Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Рожденная в русле феминисткой социологии, она отражает гамму теоретических установок исследователей, изучающих половое неравенство в обществе.
Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. В связи с этой биологической слабостью закон выживания толкает человеческих индивидов к объединению усилий, к созданию коллективного «органического тела», способного справляться с множеством разнообразных задач.
Социологические концепции происхождения человеческих ассоциаций, очень разнообразны. Они апеллируют к разным факторам формирования наблюдаемой сегодня общественной реальности. И действительно, техника, семья, власть, неравенство, язык являются неотъемлемыми, существенными факторами организации особого облика современных обществ в их уникальном воплощении.
IV. Современное общество.
Продолжая уточнять наши представления об «обществе», мы следуем традиционным путем научной логики: от общего к частному. Рассмотрев общество как среду обитания человека, как общность «вообще» и как специфическую общность «в частности», изучив факторы его возникновения, стоит пойти дальше и выяснить, что оно представляет сегодня, т.е. обратиться к социологии современного общества.
Однако первым делом нужно разобраться с терминами. Что такое «общество», более или менее ясно, а что такое «современное» - это еще вопрос.
В понятии «современное общество» переплетаются характеристики сложной организации крупных статусных сообществ и указание на качественно новый тип социальной системы, и отнесение явления к исторической современности. В этом плане современное российское общество является «обществом», но не «современным», поскольку оно по принципам своей организации и по сформировавшимся к концу тысячелетия тенденциям социальных изменений не может быть отнесено к социологической постсовременности.
Если свести воедино многочисленные разнообразные индикаторы (критерии, показатели) современного общества, то получится интересная картина скрытого времени, но очень существенного разлома нашего метасообщества (человечества) на качественно различающиеся составные части.
Индикатор | Современное общество (Новое время) | Современное «современное общество» (Новейшее время) |
Технический базис | Индустриальный | Информационный |
Основа благосостояния общества | Товары | Знания |
Ведущая отрасль | Промышленность | Сервис |
Массовый класс | Рабочие | Служащие, управленцы |
Принцип управления | Руководство | Согласование |
Социальная структура | Статусная, «зернистая» | Функциональ-я,«сотовая» |
Политический режим | Авторитаризм, представительная демократия | Непосредственная демократия, самоуправление |
Идеология | Социоцентризм | Гуманизм |
Религия | Мировые религии | Мелкие конфессии |
[Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2000. с.154].
Если просто «современное общество» рассматривалось социологами как результат общественного договора, продукт разделения труда или система классовой эксплуатации (достаточно было произнести магические формулы «свобода, равенство, братство» или «демократия, права человека и частная собственность», чтобы понять, о чем идет речь), то нынешнее «современное общество» – гораздо более сложнее и специфическое образование, которое в трех словах не опишешь, поэтому социологи строят многомерные теоретические модели для отражения этой новой «современности».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев, в своей работе понятие «общества», различные теории его происхождения можно сделать вывод, что «Общество» - основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле - как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.
В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки:
· оно не является частью какой-либо другой более крупной системы;
· пополнение идет главным образом за счет деторождения;
· имеет собственную территорию;
· имеет собственное название и историю;
· существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивидуума;
· имеет развитую собственную культуру.
Таким образом, можно сказать, что общество – это люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру. Под культурой понимается определенный набор или комплекс символов, норм, установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из поколения в поколение. Для поддержания целостности общества некоторые социологи называют такие необходимые его свойства, как коммуникация между его членами, производство и распределение товаров и услуг, защита членов общества, контроль за поведением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.
2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. – М.: Грдарики,2000. – 432 с.
3. Кравченко А.И. Социология6 Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2002. – 508 с.
4. Социология: Учебник для вузов .Под ред. проф. Лавриненко В.Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.
5. Фролов С.С. Социология : Учебник для вузов. – М.: Наука, 1994. – 256 c.