Контрольная работа Личность, потребности и ценности, типы и формы государственного правления
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Содержание
1. Личность, структура личности
2. Потребности и ценности. Иерархия потребностей и шкала ценностей
3. Основные формы государственного правления
4. Основные типы государственного устройства
1.Личность, структура личности.
Понятие личность
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.
Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Таким образом, доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии "индивид" воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.
Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника истерического процесса.
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи появляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых, людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.
Способность очень быстро "в уме" складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются “немыми” пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.
Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.
Структура личности
Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие: всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции); социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации); индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности). В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности. Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности.
Важнейшие компоненты структуры личности память, культура и деятельность. Память это система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Содержание данного понятия представляет собой отражение действительности в виде, как определенной системы научного знания, так и обыденных знании. Культура личности представляет собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе практической деятельности. Последняя есть реализация потребностей и интересов личности. В широком смысле деятельность это целенаправленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не существует. Она всегда связана с активностью субъекта. Субъектом деятельности во всех случаях является человек или персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и человек, и материальные либо духовные условия жизни. Личность может выступать как социально-историческая ценность, структурные элементы которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему. Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения. Убеждения личности это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т.е. устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности или социальной группы, социального института или социальной организации к социальным ценностям общества. Стереотипизация зависит от личности, социальной среды и места человека в ней, т.е. в конечном счете, от системы включения личности в общество. Основой для стереотипа могут выступать потребности, интересы, стереотип установки и т.д. В социализации индивида можно выделить две фазы социальную адаптации и интериоризацию. Первая означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Процесс адаптации это первая фаза социализации индивида. Вторая ее фаза, интериоризация, это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица. Социализация личности сводится к социальному обучению, включает только субъективную форму врастания индивида в общество, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности. В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее сказать, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет нам раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только внешнее поведение его, которое в этом случае не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает последнюю уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь сгусток ее регулятивно - духовных потенций центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека. Личность индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм.
Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра “я”. Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Человек как личность не есть некая законченная данность. "Он процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Одновременно с формированием мировоззрения складывается и характер личности психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности. “Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность”. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов, служа маяком для других. Если же характер человека теряет свою объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых целях, то он переходит в упрямство, становится, деформировано субъективным. Упрямство это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой. Особым компонентом личности является ее нравственность. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей “не - личности”, то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл “я”. Таким образом, личность это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого. которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.
Структура личности делится на 4 группы, которые образуют четыре основные стороны личности:
1. Социальнообусловленные особенности – направленность, моральные качества.
2. Биологически обусловленные особенности – тнмперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности.
3. Опыт, объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений, навыков.
4. Индивидуальные особенности различных психических процессов.
Функции личности
В современной психологии личность рассматривают как особую самоуправляемую систему, осуществляющую ряд специфических функций как на уровне регуляции отдельных психических проявлений, так и в целом в жизнедеятельности человека. К их числу относятся (согласно А. Г. Ковалеву):
• вызов, задержка процессов, действий, поступков;
• переключение психической деятельности;
• ускорение или замедление психической деятельности;
• усиление или ослабление активности;
• согласование побуждений;
• контроль за ходом деятельности путем сличения намеченной
программы с осуществляемыми действиями;
• координация действий.
Для того чтобы реализовать соответствующие функции, личность использует особые механизмы, непосредственно связанные с ее уровнем интеграции: контроль, согласование, санкционирование и усиление. Каждый из этих механизмов, в свою очередь, может быть рассмотрен как особая система.
Для того чтобы реализовать соответствующие функции, личность должна существовать не в виде какой-то теоретической абстракции, а обладать реальной структурой, включающей структурные элементы и способы связи между ними.
В настоящее время при рассмотрении личности как особого психического явления все большее внимание уделяют не поиску тех первичных «кирпичиков», из которых выстраивается ее Структура, а осмыслению результатов (новых психических явлений, комплексных психических феноменов), к которым приводит процесс интеграции, осуществляющийся в ходе личностного развития. Основную сложность здесь представляет то, что в структуре личности как системного объекта одни и те же исходные элементы могут образовывать между собой множественные, неоднозначные связи и взаимовлияния, благодаря которым и возникает новая, неповторимая, уникальная индивидуальность — личность Конкретного человека.
Научные подходы к изучению личности
Комплексный и системный подходы
Комплексный подход к изучению личности
Комплексный подход является одним из методологических оснований социальной психологии личности. Он сформулирован и реализован Б. Г. Ананьевым. Он выделил иерархически соподчиненные уровни организации человека:1-индивид,2-личность,3-индивидуальность. По его мнению, индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены индивидуальными природными свойствами.Личность является комплексной проблемой современной науки. В ее изучении как специальный выделяется социально-психологический аспект. По мнению Ананьева, в изучении человека как личности особо выделяется: 1)статус личности , т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.); 2)общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи; 3)мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир; 4)мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); 5)характер и склонности. Для психологического исследования личности центральным является понимание ее как субъекта труда, познания и общения. Основу динамической структуры личности составляет система социальных взаимозависимостей человека.
Системный подход к социальной психологии личности
Новые социально-психологические идеи о личности представлены системным подходом, сформулированным и развитым Б.Ф. Ломовым. Согласно его концепции, основанием качеств человека является социальная система. В этой системе существуют все связи и отношения человека с другими людьми и их общностями, обеспечивающие необходимые условия его существования и развития. В то же время сам человек является компонентом социальной системы. Личность как член общества включена (сознает она это или нет) в систему общественных отношений. Ее мотивы, стремления, установки, привычки зависят от того, каковы ее объективные отношения к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества. В жизнедеятельности личности общественные отношения проявляются в многообразных формах. Среди них следует выделить личные и межличностные отношения, взаимовлияния, профессиональную деятельность и общение. Направленность личности – это система основных ее потребностей и мотивов. Она определяется отношениями данного индивида с другими людьми и их общностями. Эти отношения отражаются как в потребностях личности, так и в способах их удовлетворения. В свою очередь, на базе потребностно-мотивационной сферы личности формируются ее ценностные ориентации, жизненные цели и новые отношения с окружающими людьми.С позиций системного подхода задача научного исследования заключается в раскрытии законов образовании целого, законов строения целого, законов развития целого, отношений системы с другими системами, взаимодействия системы с внешним миром.
Субъектный и деятельностный подходы
Субъектно-деятельностный подход к исследованию социальной психологииличности. Социально-психологические представления о личности с позиции субъектно-деятельностного подхода содержатся в трудах С. Л. Рубинштейна. Взаимоотношения человека с миром осуществляются в разных формах:1) познавательной, 2)деятельностной, 3)отношенческой.Сложные системы связей и отношений человека к миру, другим людям, к себе выражаются в краткой и емкой форме: личность является субъектом жизни.
Деятельностный подход к психологии личности .Разработан А. Н. Леонтьевым. Главный тезис: деятельность порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В отличие от индивида личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (бытие определяет сознание).Иерархия уровней деятельности: 1) Особые виды деятельности (управляются мотивами);2)Действия (управляются целями); 3)Операции (определяются условиями); 4)Психофизиологические функции.Иерархические связи мотивов образуют ядро личности. Также мотивационной сферой определяется масштаб личности.Наиболее полная реализация деятельностного подхода в социальной психологии личности представлена в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений, разработанной А. В. Петровским. Социально-психологический акцент этой концепции состоит в том, что основополагающими категориями в ней являются: личность, деятельность и коллектив. Анализ сложной диалектики личности и группы привел Петровского к важному для социальной психологии личности выводу «личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников.Выделение главного в личности дало Петровскому основание обозначить свою концепцию личности как концепцию личности в коллективе, в группе, в системе межличностных отношений.
Структурно-динамический подход
Для социальной психологии большое значение имеют взгляды социальных психологов — А. Г. Ковалева, К. К. Платонова, Б. Д. Парыгина — на структуру личности. В этих концепциях заложены основания для целостного понимания личности в ее специфическом качестве как предмета социальной психологии, определяются социально-психологические качества личности. А. Г. Ковалев предложил различать в личности три взаимосвязанных образования:психические процессы (очень динамичны); психические состояния (менее динамичны); психические свойства (устойчивы). В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями к деятельности. Образуются их сложные структуры, к которым относятся: темперамент (структура природных свойств); направленность (система потребностей, интересов, идеалов);способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Синтез структур образует своеобразный облик или характер. Образование структур, а особенно их системы, обеспечивает относительную независимость поведения от случайных воздействий, ситуаций. В них выражается степень зрелости и определенности личности, умственной и практической ее самостоятельности.Более детальная и развернутая характеристика структуры личности содержится в трудах К. К. Платонова. Свою концепцию он называет психологической концепцией динамической функциональной структуры личности.
Платонов дает целостную картину личности. Она складывается из описания ее подструктур, структурирования самих подструктур, соотношения биологического и социального, связей подструктуры с отражением, сознанием, потребностями, активностью. Обозначаются виды формирования каждой из этих подструктур: Первая подструктура — это направленность личности. Она включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Формируется эта подструктура в процессе воспитания. Вторая подструктура - опыт. Его составляющие - привычки, умения, навыки, знания. В ней значительно больше социального, чем биологического. Формируется она в процессе обучения. Третья подструктура - индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Сюда относятся: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. В ней чаще больше социального. Формируется эта подструктура упражнениями. Четвертая подструктура — биопсихические свойства. В нее входят: темперамент, половые, возрастные свойства. В этой подструктуре социального почти нет. Формируется она путем тренировки.
Существенное продвижение структурно-динамического подхода к изучению личности содержится в концепции Б. Д. Парыгина. Он поставил своей задачей проанализировать социально-психологическую структуру личности.Новым в его представлениях является выделение двух качественно различных моделей структуры личности: статической и динамической. Особую роль в структуре личности он отводит эмоциональному фактору. Вводится новое понятие — психический настрой. 1) Под статической структурой Парыгин понимает предельно отвлеченную от реально функционирующей личности абстрактную модель, характеризующую основные компоненты психики индивида. В статической структуре по параметру различия всех компонентов психики человека, по степени их распространенности в структуре личности выделяются: свойства всеобщие, т. е. единые для всех людей; социально-специфические, т. е. присущие тем или иным группам людей или общностям; индивидуально-неповторимые, т. е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные той или иной личности. Центральным в характеристике социальной психологии личности выступает социально-специфический опыт. Осуществление этого опыта зависит от проявления специальных социально-психологических феноменов: социальных ролей, социальных норм, ценностных ориентации, символов, социальных значений, степени интернализации этого опыта, позиции личности, ее самосознания. Все эти категории - категории социально-психологические. Через раскрытие их содержания познается социально-психологическая сущность личности.2) В динамической структуре личности фиксируются основные компоненты в психике индивида в непосредственном контексте человеческой деятельности.
В динамической структуре личности Парыгин выделяет два основных аспекта: внутренний, интроспективный, и внешний, поведенческий. Модификациями динамической структуры выступают: структура вербального поведения; структура невербального поведения; структура внутреннего состояния; структура невербального психического состояния.
Динамическая и статическая структуры личности могут находиться в противоречии, противоречивыми могут оказаться разные составляющие (элементы) этих структур. Характеристики слаженности структур личности, противоречивость их в разных жизненных обстоятельствах привели Парыгина к необходимости специально исследовать два интегрирующих социально-психологических феномена - духовный потенциал личности и социально-психологические ее барьеры.
Черты структуры личности
В структуру личности включают – способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, социальные установки. Рассмотрим набор черт, которые по мнению Р.Мейли, достаточно полно характеризуют личность:
1. Уверенность в себе - неуверенность в себе.
2. Интеллектуальность, аналитичность - ограниченность, отсутствие развитого воображения.
3. Зрелость ума - непоследовательность, аналогичность.
4. Рассудительность, сдержанность, стойкость - суетливость, подверженность влиянию.
5. Спокойствие, самообладание - нервозность, невротичность.
6. Мягкость - черствость, цинизм.
7. Доброта, терпимость, ненавязчивость - эгоизм, своеволие.
8. Дружелюбие, покладистость, гибкость - ригидность, тираничность, мстительность.
9. Добросердечие,мягкость - злобность, черствость.
10. Реализм - мечтательность.
11. Сила воли - безволие.
12. Добросовествность, порядочность - недобросовествность, непорядочность.
13. Последовательность, дисциплина ума - непоследовательность, разбросанность.
14. Уверенность - неуверенность
15. Взрослость - инфантилизм.
16. Тактичность - бестактичность.
17. Открытость, контактность - замкнутость, уединенность.
18. Веселость - грустность.
19. Очарование - разочарование.
20. Общительность - необщительность.
21. Активность - пассивность.
22. Самостоятельность - конформность.
23. Экспрессивность - сдержанность.
24. Разнообразие интересов - узкость интересов.
25. Чувственность - холодность.
26. Серьезность - ветренность.
27. Честность - лживость.
28. Агрессивность - доброта.
29. Бодрость - вялость.
30. Оптимизм - пессимизм.
31. Смелость - трусость.
32. Щедрость - скупость.
33. Независимость - зависимость.
2. Потребности и ценности. Иерархия потребностей и шкала ценностей.
Теория иерархии потребностей А. Маслоу.
Одним из первых бихевиористов, из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был А.Маслоу. создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, он признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на 5 основных категорий.
1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания (потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности)
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем (стремление к стабильности, желание чувствовать себя защищенным от физических и психологических опасностей со). Люди, которые чувствуют такие потребности, стараются избегать острых ситуаций, любят порядок и четкие правила. Для человека, который находится под влиянием таких потребностей, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, дела, не связанные с риском и переменами.
3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастии, - это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
5. Потребности самовыражения (самореализации) – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры:
Вторичные
Первичные
Рисунок 1 – Иерархия потребностей по Маслоу
Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной и сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Если же потребность удовлетворена, то она перестает мотивировать человека, но вместо появляется другая неудовлетворенная потребность. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен. Вот, например некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить потребности высших уровней у своих подчиненных.
Социальные потребности: давать сотрудникам работу, позволяющую им общаться; создавать на рабочих местах дух единой команды; проводить с подчиненными периодические совещания; создавать условия для социальной активности членов организации вне её рамок.
Потребности в уважении: высоко оценивать и поощрять достигнутые подчиненными результаты; привлекать подчиненных к формулировке целей и выработке решений; делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия; продвигать по служебной лестнице и др.
Потребности в самовыражении: обеспечивать подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал; поощрять и развивать у них творческие способности; давать важную работу, требующую полной отдачи.
Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности.
Теория Маслоу внесла исключительный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти только экономическими стимулами, т.к. поведение людей определялась, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Поэтому руководителю нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.
Хотя теория Маслоу и дала достаточно полезное и полное описание мотивации, она имеет свои слабые стороны. Т.к. потребности по-разному проявляются в зависимости от многих факторов, в том числе от индивидуальных черт человека, то не всегда существует жесткая последовательность в иерархии потребностей в пирамиде Маслоу. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека. Поэтому, чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен чувствовать их индивидуальные потребности.
Теория потребностей МакКлелланда.
Другой моделью мотивации, давшей упор на потребности высших уровней, была теория МакКлелланда. Он считал, что определенные типы человеческих потребностей формируются в течение жизни индивида под влиянием обстоятельств, обучения и опыта. К ним он отнес потребность власти, успеха и причастности.
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти находится где-то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью к власти чаще всего себя проявляют как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Обычно они хорошие ораторы и требуют к себе внимания других. Управление очень часто привлекает к себе людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать её.
Потребность успеха также находится где-то между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Она проявляется в стремлении человека выполнить сложные задания, достигнуть высоких стандартов качества работы, превзойти других. Для них важно постоянно получать результат. Наличие таких потребностей влияет на активность и результативность работников. Поэтому целесообразно оценивать уровень потребности достижения успеха при их продвижении по службе или при вхождении в организацию. Люди с высокоразвитой потребность успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Чтобы мотивировать таких работников, необходимо ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их.
Мотивация на основании потребности в причастности схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Они являются хорошими «интеграторами», умеют налаживать нормальные отношения в коллективе, устранять конфликты с клиентами. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающие межличностные отношения и контакты.
Двухфакторная теория Герцберга.
Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанной на потребностях. На основании опроса работников разных фирм он выяснял, когда они чувствуют удовлетворение от выполнения служебных обязанностей, а когда наоборот – работать им не хочется. Герцберг пришел к выводу, что мотивация к труду формируется под влиянием двух типов факторов – гигиенических и мотивации.
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. К ним относятся: политика фирмы и администрации, условия работы, зарплата, межличностные отношения с коллегами, начальником, подчиненными, степень непосредственного контроля за работой.
Факторы мотивации связаны с самим характером и сущностью работы. К ним относятся: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, возможности творческого и делового роста.
Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворение работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотивации не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывают удовлетворение и мотивируют работников на повышение эффективности деятельности.
Теория Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Гигиенические факторы Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем. Его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу. Но в одном пункте эти 2 теории резко расходятся. Маслоу рассматривал гигиенические факторы, как нечто, что вызывает определенную линию поведения. Если менеджер дает возможность удовлетворить одну из таких потребностей, то работник в ответ на это будет работать лучше. Герцберг же, напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой. По Герцбергу, чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических факторов, но и мотивирующих факторов.
Теория К. Альдерфера.
В 70-е годы ХХ ст. Альдерфер модифицировал теорию Маслоу. Он выделил 3 группы потребностей:
- потребности существования;
- потребности связей, направленных на поддержку контактов, признания, самоутверждения, поддержки, групповой безопасности;
- потребности личного роста, которые проявляются в стремлении человека к признанию и самоутверждению.
Как и Маслоу, Альдерфер рассматривает потребности в рамках иерархии, но считает возможным переход их от одного уровня к другому в различных направлениях по принципу «фрустрация-регрессия». Процесс продвижения вверх по уровням потребностей называется процессом удовлетворения потребностей, а вниз – процессом фрустрации, т.е. неудачи в стремлении удовлетворить потребность. Таким образом, при невозможности удовлетворить потребности высшего уровня работник опять возвращается к низшему и активизирует свою деятельность тут.
Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей создает дополнительные возможности для мотивирования работников в организации. Эта теория открывает для менеджеров перспективы поиска эффективных форм мотивирования, которые могут удовлетворить нижние уровни потребностей, если организация не дает возможности удовлетворить потребности высшего уровня.
Шкала ценностей человека.
Ценности располагаются по континууму ближе к правому краю максимальной важности. Ценности — это то, в чем человек нуждается, и чего у него нет.
Шкала ценностей человека — стержень его личности. Прежде всего- это этические и религиозные ценности. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей. Ценностей нет у животных, и практически они отсутствуют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обществе — входе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Развитая система ценностей — результат правильной социализации, а не ее предпосылка.
Ценности отражают не просто дефицит, нужду человека в чем-либо, но и процесс социального сравнения. Люди не просто ощущают свои потребности, но и осознают их, а, осознавая, сравнивают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими — прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке — выражает стремление к самореализации и самоутверждению.
Ценности — не только механизм, но и результат социального сравнения, способ упорядочивания элементов культуры.
Итак, ядро человеческой личности образуют: шкала ценностей, мотивация достижения самореализации, свободы выбора и воли.
Шкала ценностей
Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее можно дать следующую условно упорядоченную классификацию ценностей.
Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление и т.д.
Социальные: социальное положение, трудолюбие, богатство, работа, семья, единство, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, профессионализм, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, экстралокальная или же земляческая ориентация, уровень потребления.
Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.
Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.
Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.
Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), стиль, гармония, следование традиции или новизна, культурная самобытность или подражание.
Семья, родственники, старшее поколение. Во всех культурах существует большая или меньшая степень уважения к этим социальным элементам, что получает выражение как в поведении людей (уважение младших к старшим), так и в формах обращения.
В азиатских и африканских культурах возраст почитается обычно как признак мудрости и опыта и становится подчас одним из стержней культуры. Идентификация индивида осуществляется в идентификации его с предками, хотя существует широкая вариативность в решении этого вопроса для различных культур. Если у ряда кочевых народов считается делом чести помнить о 9—12 предшествующих поколениях в разных ответвлениях, то в современном индустриальном обществе человек редко хранит память больше чем о двух поколениях предков по прямой линии.
Межличностные отношения. Установка на равенство или иерархичность в отношениях с другими людьми является одним из критериев различия культур. То, что европеец воспринимает как покорность, послушание, отказ человека от своей свободы, для других культур означает признание права уважаемого и влиятельного человека на руководство. Ориентация на индивидуализм или солидаризм во многом различает Запад и восточные культуры, что подробнее будет рассмотрено в последующих главах.
Богатство. Материальное богатство как ценность присуще, казалось бы, всем культурам. Однако в действительности отношение к нему весьма различно и сам предмет богатства зависит от характера хозяйства. Для кочевых народов важнейшее богатство — скот, для оседлого крестьянина — земля, в феодальном обществе статус индивида был напрямую связан с богатством, демонстрируемым в образе жизни.
Отношение к богатству зависит во многом от доминирующего фактора социальности. В доиндустриальном обществе демонстративное богатство играло важную роль, так как было наиболее очевидным свидетельством могущества и влияния его обладателей, их принадлежности к высшему классу. Накопление богатства, столь необходимое во всяком обществе, снижало статус владельца, если только оно не было предназначено для последующей раздачи или употребления на общее благо. Сословия, владеющие денежным богатством,— купцы и ростовщики — пользовались большей частью низким престижем, а особенно ростовщики как люди, извлекающие пользу из затруднений других людей.
Положение радикально меняется в индустриальном обществе. По мере роста капитализма именно накопленный и скрытый капитал, пущенный в оборот, приобретает наибольшую ценность в общественном сознании. Влияние и мощь владельца зависят от движения капитала по невидимым финансовым каналам, хотя бы сам владелец вел относительно скромный образ жизни. На более позднем этапе, в период массового производства, наступает новый поворот, растет расширенное потребление, переходящее в демонстративное, при котором товары и услуги приобретаются не в силу их собственных свойств, а потому, что они дороги, т.е. доступны только состоятельным людям. Обращение к демонстративному потреблению не только доставляет удовлетворение, но и повышает статус богатых во мнении и отношении окружающих. Эта тенденция проникает и в другие слои, которые могут испытывать удовлетворение от приобщения к престижному расточительству.
Труд как ценность. Труд имеет отнюдь не только хозяйственное значение или служит фактором, определяющим социальные отношения. Труд еще и важная культурная ценность. Это всегда присутствует как в народной мудрости, так и в более сложных системах морали или идеологии. Так, во многих языках существуют сходные пословицы: «Терпение и труд все перетрут» (и наоборот: «Под лежачий камень вода не течет»). В художественной литературе изящно выразил свое отношение к труду Вольтер: «Труд устраняет от нас три большие напасти: скуку, порок и нужду». Правда, в духе своего аристократического круга он поставил на первое место скуку.
Конечно, отношение к труду, как и к другим ценностям, определяется не только духовными или моральными критериями, а оказывается противоречивым, зависимым во многом от других факторов, среди которых следует выделить следующие: а) производственные, т.е. классовый статус человека и его отношение к собственности, так как оценки своего положения для предпринимателя и работника по найму могут резко различаться; б) профессиональные, охватывающие престиж той или иной профессии; в) технологические, т.е. отношение человека к той или иной стороне производства (станку, конвейеру, компьютеру), которое может варьироваться от высокой заинтересованности до равнодушия и даже враждебности.
По перечисленным параметрам, очевидно, отношение к труду может быть и негативным как к источнику угнетения, зависимости, как к фактору, сковывающему личностное развитие и подавляющему жизненные силы. Еще в Древней Греции возник миф о Сизифе, обреченном выполнять тяжелый и бессмысленный труд. В христианском или же мусульманском рае человек навсегда был освобожден от труда и мог лишь предаваться чувственным или духовным радостям. В народных сказках зачастую ленивый дурак, лишенный алчности, но обладающий добрым сердцем, больше преуспевает, чем постоянно озабоченный и прижимистый накопитель.
Во всякой классово дифференцированной системе субъективная незаинтересованность трудящихся в своей работе замещается принуждением, которое может носить характер прямого принуждения (работа «из-под палки», под угрозой наказания) или же чисто экономической необходимости, т.е. физического выживания, в поддержании своей семьи.
Конечно, существует и общественно бесполезная и вредоносная трудовая деятельность и то, что отвечает интересам отдельного человека, группы или коллектива, но может расходиться с интересами общества в целом. Поэтому регуляция трудовой деятельности требует соединения трудовых ориентации с моральными мотивами.
Обращение к морально-ценностной ориентации — важная предпосылка успешного хозяйственного развития. Каждая мировая религия поощряет труд, хотя и подчиняет его более высоким ценностям спасения. Но именно в этом находила свое разрешение ценностная двойственность труда, его основная масса направлялась в общественно значимые сферы. Именно в освящении общественно полезного труда и стимулировании постоянной полезной деятельности состояло основное достижение религиозной реформации. Но и в условиях секуляризации сохраняется этическая ориентация труда
Труд принимает различное содержание в зависимости от того, связан ли он с наемным трудом или предпринимательством.
Различие здесь зависит во многом от положения человека в системе производства. Живой труд и даже в его развитой профессиональной форме обычно имеет низший статус по сравнению с предпринимательством, бизнесом в разных его вариантах. Но этические принципы применимы по обе стороны этого совокупного процесса. От рабочего требуется добросовестность, дисциплина, сноровка, профессиональная ориентация.
Вместе с тем важное значение имеет и этическая ориентация предпринимательства.
Широко обращаются к ценности труда различные идеологические учения, прежде всего социалистические.
3. Основные формы государственного правления.
Понятие формы государственного правления
Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов. Он апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам правления. Реальная же жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и пространстве.
Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе – лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные инструменты достижения единых задач и целей.
Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.
Среди факторов, обуславливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.
На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.
При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.
Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.
ировой истории известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству.
Отличительным признаком монархии является то, что верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (фараона, короля, цезаря, шаха, императора и.т.д.).
В большинстве случаев эта власть наследственная.
В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, (Др. Израиль, Др. Египет, государства Эллады, Др. Рим и.т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господствовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства (Англия, Франция, Польша, и др.). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения (Например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке, и т.д.).
Монархия делится на:
- абсолютную
- конституционную (ограниченную).
Абсолютная монархия
– это форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие.
По формуле Петровского воинского устава – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен».
Основными признаками абсолютной монархии являются:
1) существование единоличного носителя верховной власти монарха;
2) монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно и передает ее по наследству;
3) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года. Сегодня это Оман, Бруней, Саудовская Аравия.
Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия – это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Ватикан).
Конституционная монархия
представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
Впрочем иногда, особенно в наше время, монарх является лишь символом государства и национального суверенитета (Например, современная Великобритания, Япония и др.).
Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:
* правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
* лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
* в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
* законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
* правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.
Конституционная монархия может быть парламентарной или дуалистической.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения, по другому, король и помещики уже не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не в силах взять всю полноту власти. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг.), сейчас в Марокко и Иордании.
В условиях парламентарной монархии действует принцип «королева царствует, но не правит». Монарх является лишь главой государства и выполняет сугубо представительские функции. Вся законодательная власть принадлежит парламенту, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Все акты монарха подлежат скреплению подписью (контрассинации) соответствующего министра, то есть министр принимает на себя политическую и юридическую ответственность за данный акт.
Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностями национального менталитета. Таковы Австралия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Монако, Испания, Канада, Дания, Новергия, Швеция, Япония.
Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.
Республика
Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
* существование единоличного и коллегиального главы государства;
* выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
* осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
* юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
* обязательность решений верховной государственной власти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:
* парламентарные
* президентские
* смешанные
Парламентарная республика
- разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов .
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства ( премьер - министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию ( по конституции
Президентскаяреспублика
- одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти (правительства). Он свободен в назначении министров, ответственных перед ним.
Наиболее характерные черты президентской республики:
* внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
* ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
* более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в
Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционирует законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
Парламентарных республик очень мало. Это Германия, Греция, Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Словакия и Эстония.
В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезидентские республики“. Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.
Во второй половине XX века во Франции возникла смешанная республика. Глава государства – президент, избирается народом как и парламент. Он назначает главу правительства по согласованию с парламентом. Парламент имеет право выразить вотум недоверия правительству, но отправляет его в отставку президент. Он же имеет право роспуска нижней палаты парламента.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.
Смешанная республика
Смешанная (полупрезидентская) республика. Впервые полупрезидентская республика (таково утвердившееся в литературе не совсем точное, условное название) была введена во Франции в
Как и в президентской, в полупрезидентской республике действует сравнительно «жесткое» разделение властей, но оно все же смягчено: президент по тексту конституций не является главой исполнительной власти (он охарактеризован только как глава государства), исполнительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную — перед парламентом. Двойная ответственность правительства — специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.
В полупрезидентской республике имеются следующие черты, объединяющие ее с президентской формой правления:
- президент избирается непосредственно избирателями, что делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту;
- вице-премьеров и министров президент может назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте;
- правительство несет ответственность перед президентом, который может, но своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и все правительство в отставку.
Наряду с сильными элементами президенциализма, в полупрезидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них — ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше — в России, еще сложнее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых других странах. В России для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума (голосования) недоверия по инициативе парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не безусловна. Президент вместо этого может распустить парламент (Государственную Думу) с назначением даты новых выборов. Второй элемент парламентаризма: согласие нижней палаты на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер-министра. Такой порядок предусматривается не во всех странах, во Франции этого нет, но в России и некоторых других странах получение такого согласия обязательно.
Наряду с совмещением черт президентской и парламентарной республики полупрезидентская республика имеет такие особенности, которые не присущи первым. Основная из них: особый статус президента. По конституциям президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной из ее ветвей, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президентской республике и по традиции — в парламентарной. По Конституции России
4. Основные типы государственного устройства
Понятие
типа государственного устройства
Понятие типа, или формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Однако строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса.
Работы многочисленных авторов советского периода подчеркивают значение «содержания» государств, особенно его «классовую» сторону. История многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно, относится, главным образом, к его форме. Проявление понятия «форма» применительно к государству многообразны: от униформы представителя власти, государственного служащего до внутренней организации государства, его структуры.
В настоящее время под типом (формой) государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если в свою очередь содержание позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства дает понять нам, насколько слаженно организована власть в государстве, какими органами и субъектами представлена, каков порядок взаимодействия и образования, какими методами происходит осуществление государственной власти.
На «горячих» примерах нашей действительности мы видим, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность в государстве, состояния законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенное политическое значение.
Форма государства, то есть устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах.
Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления.
Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей.
В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, которые в свою очередь находятся в прямой зависимости друг от друга, а именно: форма (государственного) правления, формы государственного устройства, формы государственного режима.
Унитарное государство
Унитарное государство является преобладающим в мире. К числу унитарных государств относятся большинство стран Европы, Латинской Америки, Африки, ряд стран Азии.
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
* унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
* на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
* составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
* унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
* все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
* имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти.
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются узкой сферы управления.
В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенным из центра чиновником. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и, тем самым, с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия.
Унитарные государства могут иметь внутри себя автономию. Существует две ее разновидности – политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства. Административная автономия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов, и т.д.
Федерация
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.
Федеративное государственное устройство неоднородно. В отличие от унитарии она сложна и многолика и в каждом случае обладает уникальными специфическими способностями, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.
Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.
Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация - хороший тому пример).
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
1. Территория федерации состоит из территорий субъектов федерации (штатов, кантов, земель, республик и т.д.), которые в тоже время не обладают полным суверенитетом. Субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом выхода из союза).
2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, но она должна полностью соответствовать федеральной конституции.
4. Субъекты федерации имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы. Они имеют право издавать свои собственные законодательные акты, при условии их соответствия федеральному закону.
5. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц (двойное гражданство).
6. Двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.
Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных ации строятся по территориальному и национальному признаку , который в значительной мере определяет характер , содержание , структуру государственного устройства .
Административно-территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации (Германия, США). Национально-государственные федерации характеризуются более сложным государственным устройством (Югославия). Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
Федеративное государство является «компромиссным» вариантом государственно-территориального устройства, компромиссом между централизацией и децентрализацией государственной власти, где полномочия и предметы ведения разграничены между федерацией и ее составными частями.
Федеративные государства формировались двумя путями:
1) создавались «сверху», путем децентрализации, «разукрупнения» унитарных государств, передачи части полномочий из центра на места (ФРГ, Россия);
2) переход «снизу» от конфедераций к федеративному государству через добровольное объединение суверенных частей (США, Швейцария).
В состав современных федераций входит различное число субъектов: США - 50, Австралийского Союза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии - 3, ФРГ - 16, Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии - 26, Венесуэлы - 20, Мексики - 31, Индии - 25, Пакистана - 4, ОАЭ - 7, Малайзии - 13, Нигерии - 21, Коморских островов - 3. Самое большое количество субъектов входит в состав Российской Федерации - 89.
Федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными являются федерации, построенные по территориальному признаку (США, ФРГ, Австрия, Мексика, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.). В прошлом существовали федерации, основанные по национально – территориальному признаку (СССР, Югославия, Чехословакия). Однако эти федерации распались, не выдержав испытание временем. Жизнь показала, что в таких федерациях сохраняется угроза национал – сепаратизма.
При определенных обстоятельствах дезинтеграционные, сепаратистские тенденции могут взять верх и привести к распаду единого федеративного государства. Именно это и произошло с указанными федерациями, когда республики, входящие в их состав, под флагом самоопределения наций отделились и создали суверенные государства.
К федерациям смешенного типа относится Российская Федерация. В ее составе находятся субъекты, представляющие собой национально-государственные и национально–территориальные образования (республики, автономные области, автономные округа), а также административно-территориальные образования (края, области, города федерального значения). И все же многонациональность является существенным признаком России, а потому национальный фактор является определяющим в федеративном устройстве государства.
Существуют федерации, в которых при доминировании территориального признака в федеративном устройстве учитывается и этнический фактор. К таким федерациям можно отнести Швейцарию, Канаду, Пакистан, Бирму. Есть федерации, созданные по языковому признаку. Это, например, Индия, Бельгия, где помимо прочего субъекты отличаются наиболее употребляемым языком.
Вместе с тем следует отметить, что деление федераций на различные виды весьма условно. В чистом виде не существует ни территориальной, ни этнонациональной, ни языковой модели федерации. Нет и федераций вообще в «чистом виде». Любая федерация имеет черты унитаризма. И, наоборот, унитарное государство в определенной степени является носителем элементов федерализма. К примеру, Испания является унитарным государством. Однако ее законодательная власть, широкие полномочия 17 автономных областей приближают Испанию к федеративной форме устройства.
Федеративное устройство государства основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой федерации, но и ее субъектов. К ним относятся:
государственная целостность
единство системы государственной власти
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами, государственной власти субъектов федерации
равноправие и самоопределение народов
равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Федерация состоит из государств (республик, штатов), государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов федерации к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в целостности федерации. Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции Российской Федерации и Федеральных законов на территории Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов права выхода из состава Российской Федерации или иного изменения своего статуса без согласия на то Российской Федерации; единством системы государственной власти.
Единство системы государственной власти – это одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Единство системы государственной власти выражается в наличии единого высшего органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.
Юридические признаки единства системы государственной власти заключаются в том, что совокупная компетенция этих органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одновременно одни и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения. В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а так же государственные органы всех субъектов Российской Федерации.
Система органов государственной власти основана на принципе разделения властей не только по горизонтали, то есть между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали – разграничения предметов ведения и полномочий различных видов органов федерации и ее субъектов. Реализуя принцип разделения властей по вертикали, свойственный сегодня практически всем демократическим государствам, и признавая при этом в достаточно широком масштабе права на самостоятельность субъектов Федерации, то есть создана система, в которой каждый орган осуществляет государственные полномочия по строго определенному кругу вопросов, и только вся система в своей совокупности реализует государственную власть в целом. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что разграничение компетенции между органами власти федерации и ее субъектов базируется на добровольном признании субъектами федерации приоритета ее задач и целей, а, следовательно, на ограничение субъектов в их правах.
В Российской Федерации народы пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Право народов на самоопределение может осуществляться в самых различных формах. Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября
В Декларации подчеркивается недопустимость использования ссылок на самоопределение для подрыва государственного и национального единства. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства и страны.
Это равноправие означает, что все субъекты, федерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако из такого равноправия не вытекает, что все субъекты федерации имеют одинаковые права. Так, например, республика в составе Российской Федерации является государством, и она, конечно, не может иметь одинаковые права, скажем, с автономным округом. Вместе с тем, равноправными между собой являются все республики в составе Российской Федерации; все области и края; города федерального значения; все автономные округа.
Конфедерация
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов и достижения определенных целей (экономических, военных, политических, социальных и др.) позволяющих создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.
Однако сейчас взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.
Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С., "государственный союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.
В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
* конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
* конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
* сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
* государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815 - 1867), Швейцарский союз (1815 - 1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.отношениях (Россия, США, Бразилия, Индия, Германия, Австралия, Венесуэла, Малайзия и др.).
Федер
Какие из рассмотренных выше типов государственного устройства могут оказаться оптимальными?
Казалось бы, унитарное, единое, централизованное государство наилучшим образом противостоит сепаратистским устремлениям, однако многолетние конфликты в Ольстере (Великобритания), у басков (Испания), у тамилов (Цейлон) и другие примеры совсем не редких исключений их правила. Высказываются мнения в пользу демократического, то есть «смягченного», унитарного государственного устройства, где вся власть сосредоточена в основном в руках центрального правительства, а регионам представлена некоторая автономия, пределы которой определяются договором между регионом и центром. Решение экономических проблем, которые вызывают недовольство на местах и усиливают сепаратизм, требуют скоординированного правительством централизованных усилий. Считается, что федеративное устройство с самыми широкими политическими, экономическими, социальными правами на местах приведет к распаду государства, а так же сложность экономической ситуации усиливает хрупкость государства.
Однако великая депрессия 20-х и 30-х гг., поразившая множество федераций, не привела к утрате их целостности. Экономика определяет государственные формы лишь в самом конечном счете.
Федерализм нельзя сводить к простому географическому делению страны (особенно многонациональной) на территориальные единицы с вертикальной подчиненностью и полной зависимостью от политического центра. Необходимо помнить, что само понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование крупного государства как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, выступающих, в свою очередь, как относительно самостоятельные государства или государственные образования.
Федеративное государственное устройство не будет достаточно стабильным, если отдельные субъекты в силу своего этнического состава имеют различные взаимоотношения с центральным правительством. В федеративном государстве локальные конфликты, возникшие в отдельных регионах, подрывают позиции центрального правительства в принципе слабее, чем в унитарном государстве, где региональные столкновения вынуждены становится объектом внимания центра. Федеративное устройство позволяет субъектам федерации искать решения на месте и лишь в случае неудачи привлекать к решению федеративное правительство.
Интересен опыт развития США. Число американских штатов с 1789 г., когда вступила в силу нынешняя Конституция, возросло с 13 до 50. Американская Конституция допускает образование новых штатов. Решение об этом принимает конгресс. Однако, без согласия существующих штатов не могут образоваться новые штаты путем слияния 2-х и более штатов или их частей. Получить же такое согласие - дело сложное. В противоположность американской Федеральной Конституции, существующей уже два столетия и отличающейся стабильностью, конституции штатов реформировались часто и основательно и даже заменялись другими.
Значительные различия в истории, экономике, социальной структуре и доходах, а также в этническом составе населения штатов отразились в их политических и культурных традициях. Элейзер Д. описывает три основных типа политической культуры штатов: «индивидуалистическую», «моралистическую», «традиционную».
Наиболее отчетливо традиционная политическая культура выражена в южных штатах, в то время как индивидуалистическая доминирует в центральных штатах (Нью-Джерси), а моралистическая политическая культура четко представлена в северных штатах Новой Англии вплоть до Западного побережья, включая Калифорнию.