Контрольная работа

Контрольная работа Зарубежная теория личности

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 13.1.2025





НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра психологии
Контрольная работа по дисциплине «Зарубежные теории личности»
Вариант №2


Выполнила: Габайдулина И.Н.,

студентка гр. 255-а

Зачетная книжка № 05-502 

Проверил: Предыбайлова А.В.

 «_____» _______________200__г.



(оценка и подпись преподавателя)


Красноярск  2009

Вариант №2

1. Ядро и периферия личности в теории Г. Олпорта.

2. Научение через моделирование в теории А. Бандуры.

3. Самоактуализация у К. Роджерса и А. Маслоу.

4. Изложите взгляды на природу, содержание и развитие личности в теории З. Фрейда.

5. Анализ литературного произведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Ядро и периферия личности в теории Г. Олпорта.

Если большинство теорий личности рассматривает  структуру и динамику личности отдельно, то в теории Г. Олпорта это различие неприменимо. Структура личности изначально представлена как черты (трайты),и, в то же время, поведение мотивируется трайтами. То есть, структура и динамика – одно и то же. Это позволило ему дать известное определение: «Личность — это динамическая организация психофизических систем индивида, которая  детерминирует его уникальное приспособление к среде».

Сочетание «динамическая организация» подчеркивает то, что личность постоянно изменяется и развивается. Термин «психофизическая» напоминает, что личность – «не что исключительно ментальное, ни исключительно нервное».

Олпорт  обращал большое внимание на проблему общего и индивидуального в личности, обособляя общие черты и личностные черты (диспозиции, от лат. disposition — расположение). Личностные диспозиции — такие уникальные индивидуальные особенности поведения, которые устойчиво повторяются у данной личности, но отсутствуют у подавляющего большинства других людей.

Хотя термин «личность» и «характер» часто используются как взаимозаменяемые, Олпорт  показывает, что традиционное слово «характер» предполагает некоторую систему условного обозначения поведения, в терминах которой оцениваются индивидуальные их акты.

Темперамент и личность также часто смешиваются. Есть ясное основание для различения их в обычном употреблении. Темперамент соотносится с диспозициями, тесно связанными с биологическими или физиологическими детерминантами и мало меняется с развитием. Роль наследственности больше, чем в отношении других аспектов личности. Темперамент, наряду с умственными способностями и конституцией, - тот сырой материал, из которого выстраивается личность.

Черта (трайт). Олпорт различает общие и индивидуальные черты. И если термин «черта» сохранился за общими чертами, то для индивидуальной черты Г.Олпорт нашел новый термин – «личная диспозиция».

Не существует двух совсем одинаковых людей. Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие.

Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Черты - это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций.

Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения. Это жизненно важная составляющая нашей «личностной структуры». В то же самое время черты личности могут быть и определяющими в поведении человека. Например, доминирование как личностная особенность может проявляться лишь тогда, когда человек находится в присутствии значимых других: со своими детьми, с супругом или близким знакомым. В каждом случае он немедленно становится лидером. Однако черта доминирования не активируется в ситуации, когда этот человек обнаруживает десятидолларовую купюру на пороге приятельского дома. Следует, однако, подчеркнуть, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. На самом деле люди активно выискивают социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Человек, обладающий выраженной предрасположенностью к общению, не только является прекрасным собеседником, когда находится в компании, но и проявляет инициативу в поиске контактов, когда оказывается в одиночестве.

Труднее провести различие между чертой или диспозицией и аттитюдом. Аттитюд это тоже предиспозиция; он также может быть уникальным; он может инициировать поведение и управлять им; он продукт генетического фактора и научения. Тем не менее, между чертой и аттитюдом остается различие.

Аттитюд всегда предполагает оценку (принятие или отвержение) объекта, тогда как черта – нет.

Интенции. Надежды, желания, амбиции, притязания, планы человека – все это представлено под общим названием «интенция» и в этом наиболее характерное различие между Олпортом и большинством теоретиков личности. Наиболее важный ключ к пониманию того, как человек намерен делать в будущем, в то время как другие теоретики обращаются к прошлому и пытаются разгадать тайну поведения в настоящем.

Пропорции (собственное).

Реальные и жизненные части личности – телесное чувство, самоидентичность, самоуважение, самопротяженность, чувство самости, рациональное мышление, образ себя, свои стремления, когнитивный стиль, функция познания – у них есть общее – феноментальное «тепло» и «чувство значимости». И вместе они охватывают «собственное» (проприум).

Олпорт вводит новый термин - проприум. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это качество, «осознаваемое как наиболее важное и центральное». Речь идет о такой части субъективного опыта, как «мое». В общем, это все то, что мы называем «собой». Проприум неотъемлем от человека как единого целого. Это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой - формирование уникальности человеческой жизни.

Олпорт выделил семь различных аспектов Я, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости.

В первые три года появляется три аспекта: чувство телесного, чувство непрерывной самоидентичности и самоуважения или гордости. В возрасте от четырех до шести лет появляются еще два аспекта самопротяженности и образ себя. Между шестью и двенадцатью годами развивается самосознание – настолько, что он может справиться с проблемами на основе рационального мышления. В отрочестве проявляются интенции, долговременные планы и отдельные цели. Они называются собственными стремлениями. Эти семь аспектов самости образуют проприум.

Развитие личности. До сих пор мы рассматривали личность по составу и в широком плане исследовали диспозиции, активирующие поведение. Рассмотрим вопрос о том, как появляются эти структуры, и о том, как представлен индивид на различных стадиях развития. Как уже ясно из нашего обсуждения функциональной автономии, эта теория предполагает важные различия между детством и взрослостью.

Ребенок. Начнем с индивида в момент рождения. Олпорт полагает новорожденного почти целиком продуктом наследственности, примитивных влечений и рефлексов. У него еще не появились те отличительные признаки, которые появятся позже в результате взаимодействия со средой. От рождения ребенок наделен определенными конституциональными свойствами и свойствами темперамента, но осуществление заключенных в них возможностей возможно лишь по мере роста и созревания. Кроме того, он способен реагировать посредством очень специфических рефлексов, таких, как сосание и глотание, на весьма ограниченные виды стимуляции. Наконец, он проявляет общие недифференцированные реакции, в которые вовлекается большая часть мышечного аппарата.

Уже на первом году жизни, говорит Олпорт, ребенок начинает проявлять отличительные качества, различия в двигательной сфере и выражении эмоций, которые имеют тенденцию сохраняться и вливаться в более зрелые формы приспособления, приобретаемые позже. Олпорт делает заключение, что по крайней мере со второй половины первого года жизни ребенок начинает проявлять отличительные свойства, которые, по-видимому, репрезентируют непреходящие атрибуты личности. Однако он отмечает, что «первый год жизни наименее важен для личности - при условии, что не возникает серьезного вреда для здоровья».

Трансформация ребенка. Процесс развития идет по различным линиям. Олпорт полагает, что для описания изменений, происходящих между детством и взрослостью, адекватны различные принципы и механизмы. Особенно он обсуждает дифференциацию, интеграцию, созревание, подражание, научение, функциональную автономию, протяженность Я.

Взрослый. Итак, в зрелом индивиде мы видим личность, чьи детерминанты поведения - система организованных и конгруэнтных черт. Эти черты многообразными способами возникли из разобщенной мотивации новорожденного. Как это обозначает Олпорт, «то, что управляет поведением, управляет сейчас», и нам нет нужды знать историю влечения, чтобы понимать его действие. В существенной степени функционирование этих черт осознанно и рационально. Не все взрослые достигают полной зрелости. Они - выросшие индивиды, чья мотивация все еще пахнет детской комнатой. Не все взрослые управляют своим поведением на основе ясных, разумных принципов. Лишь в случаях серьезных нарушений мы видим взрослого, не знающего, что он делает, чье поведение теснее связано с тем, что происходило в детстве, чем с тем, что происходит здесь и сейчас или произойдет в будущем.
2. Научение через моделирование в теории А. Бандуры.
Научение было бы довольно утомительным, если не сказать неэффективным и потенциально опасным, если бы зависело исключительно от результата наших собственных действий. Предположим, автомобилист должен был бы полагаться только на непосредственные последствия (например, столкновение с другим автомобилем, наезд на ребенка) для того, чтобы научиться не ехать на красный свет в час пик. К счастью, вербальная передача информации и наблюдение соответствующих моделей (например, других людей) обеспечивает основу для приобретения наиболее сложных форм поведения человека. Действительно, Бандура устанавливает, что фактически все феномены научения, приобретаемые в результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением других людей и его последствиями. Нам не нужно самим умирать от рака, чтобы понять, какие эмоциональные изменения он вызывает, так как мы видели других, пораженных этой болезнью, читали сообщения об их смерти и были свидетелями драматической борьбы с раком. Таким образом, игнорировать роль научения через наблюдение в приобретении новых моделей поведения – значит игнорировать уникальные способности человека.

Каждый из нас имел опыт борьбы с какой-либо проблемой и обнаруживал, что она становится до смешного легкой, если кто-то раньше уже решил ее. Фактор наблюдения – это ключ к проблеме. Наблюдая, дети учатся – неважно, доставляет это им удовольствие или нет – делать повседневную домашнюю работу или играть в определенные игры. Также через наблюдение они могут научиться быть агрессивными, альтруистичными, отзывчивыми или даже несносными. Во многих случаях необходимо учиться моделируемому поведению именно таким образом, как оно выполняется. Езда на велосипеде, катание на роликовой доске, печатание на машинке и лечение зубов, например, позволяют очень мало, если вообще позволяют, отойти от существующей практики. Однако в дополнение к передаче специфических форм путем моделирования можно выстроить новое поведение. Если малышка научилась делиться своим бобовым желе с куклой, ей будет нетрудно поделиться игрушками со сверстниками, оказать внимание маленькому брату, помочь маме по хозяйству и, когда-нибудь позже, приходя в церковь, жертвовать деньги менее счастливым людям, которых она никогда не видела. При помощи процессов моделирования наблюдатели извлекают общие черты из, казалось бы, разных реакций и формулируют правила поведения, дающие им возможность идти дальше того, что они уже видели или слышали. Действительно, научение через наблюдение может привести к стилю поведения, довольно отличающемуся от того, что человек наблюдал в действительности.

С точки зрения Бандуры, люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация (хранящаяся в долговременной памяти) служит ориентиром в их действиях. Он полагал, что люди избавлены от груза ненужных ошибок и траты времени на формирование соответствующих реакций, так как они могут, по крайней мере, приблизительно научиться чему-то на примере. Таким образом, например, человек, который внимательно наблюдал за опытным теннисистом, будет иметь мысленный образ хорошей подачи мяча. Когда он учится подавать мяч, то объединяет свою попытку с мысленным образом подачи мяча специалистом.

Теории, которые стремятся объяснить поведение человека только как продукт внешнего воздействия или как остаточную информацию прошлого стимула, дают усеченный образ природы человека. Люди обладают способностью самоуправления, что позволяет им контролировать свои мысли, чувства и действия с помощью ожидаемых результатов. Следовательно, психосоциальное функционирование регулируется взаимодействием своих собственных и внешних источников воздействия.

3. Самоактуализация у К. Роджерса и А. Маслоу.

 Фундаментальной предпосылкой теорий Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя. В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений.

Самость. В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы «замораживаем» фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. Другие теоретики используют термин «самость» для обозначения того аспекта тождества личности, который неизменен, устойчив, даже вечен. Роджерс же использует этот термин применительно к непрерывному процессу осознания. Это отличие, это подчеркивание изменения и текучести, лежит в основе его теории и его веры в то, что человек обладает способностью роста, изменения, личного развития. Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.

Конгруэнтность и неконгруэнтность. Конгруэнтность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознавание (то, что вы замечаете) более или менее одинаковы. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.

Маленькие дети демонстрируют высокую конгруэнтность. Они выражают свои чувства сразу же, и всем своим существом. Когда ребенок голоден, он весь голоден, прямо сейчас! Когда ребенок любит, или когда он сердит, он полно выражает свою эмоцию. Это может объяснить, почему дети так быстро переходят от одного эмоционального состояния к другому. Полное выражение чувств позволяет им быстро завершить ситуацию, вместо того, чтобы нести невыраженный эмоциональный багаж предыдущего опыта в каждую новую встречу.

Неконгруэнтность имеет место, когда есть различия между сознаванием, опытом, и сообщением об опыте. Человек, который, по-видимому, сердит (сжатые кулаки, повышенная интонация голоса, агрессивная стилистика), говорит, когда его спрашивают, что он совершенно не сердится; люди говорят, что прекрасно проводят время, между тем они скучают, чувствуют себя одинокими, или им нездоровится, - это примеры неконгруэнтности. Она определяется, как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт.

Тенденция к самоактуализации. Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса во всем живом. «Это стремление, которое видно по всякой органической и человеческой жизни - стремление расшириться, распространиться, становиться автономным, развиваться, становиться зрелым, - стремление выражать и задействовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость».

Социальные отношения. Ценность отношений - центральная тема работы Роджерса. Ранние отношения могут быть конгруэнтными или могут служить фокусом условий ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруэнтность или задерживать ее.

 Если мы попробуем представить себе людей, находящихся вне отношений с другими, мы видим два контрастирующих стереотипа. Первый - отшельник поневоле, не умеющий обращаться с другими. Второй - созерцатель, отошедший от мира ради следования другим целям.

В последней книге Маслоу «Дальнейшие достижения человеческой природы» описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.
1. «Прежде всего, самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием, полным сосредоточением и погруженностью, т. е. переживание без подростковой застенчивости. В момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком. Это момент, когда Я реализует самое себя …. Однако у нас бывают моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса, и эти моменты Маслоу называет самоактуализирующими.

2. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу роста. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Выбрать развитие вместо страха десять раз в день - значит десять раз продвинуться к самоактуализации. Самоактуализация - это непрерывный процесс; она означает многократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает выбор из этих возможностей возможности роста. Вот что такое движение самоактуализации.

3. Актуализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под самостью же Маслоу понимает сердцевину, или эссенциальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализуется.

5. Первые пять шагов помогают развить способность лучшего жизненного выбора. Мы учимся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу полагает, что это ведет к лучшим выборам в искусстве, музыке, пище, как и в серьезных проблемах жизни, таких как брак или профессия.

6. Самоактуализация - это также постоянный процесс развития своих возможностей и потенциала. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Это означает использование своих способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать». Большой талант или разумность - не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть, со средним талантом, сделали невероятно много.

7. «Пик-переживания» - переходные моменты самоактуализации. В эти моменты человек более целостен, более интегрирован, больше сознает себя и мир в моменты «пика». В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно.

8. Дальнейший шаг самоактуализации - это обнаружение своих «защит» и работа отказа от них. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни - все это требует разоблачения собственной психопатологии. Нам нужно лучше сознавать, как мы искажаем образы себя и образы внешнего мира посредством репрессий, проекций и других механизмов защиты.

Иерархия потребностей. Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность как «болезни лишенности», то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребностей, так же как недостаток определенных витаминов вызывает физическую болезнь. Примерами фундаментальных потребностей могут служить физиологические потребности, такие как голод, жажда или потребность в сне. Неудовлетворение этих потребностей определенно ведет, в конце концов, к болезни, которая может быть излечена только их удовлетворением. Фундаментальные потребности присущи всем индивидуумам. Объем и способ их удовлетворения различен в различных обществах, но никогда фундаментальные потребности (такие как голод) не могут полностью игнорироваться.

Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Иерархия фундаментальных потребностей по Маслоу:

1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)

2. потребность в безопасности (стабильность, порядок)

3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)

4. потребность в уважении (самоуважение, признание)

5. потребности самоактуализации (развитие способностей)

В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.

Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени:

85% - физиологические; 70% - безопасность и защита; 50% - любовь и принадлежность; 40% - самоуважение; 10% - самоактуализация.

К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их.

«Самоактуализация означает работу, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет делать. Стать второсортным врачом - не путь для самоактуализации. Человек хочет быть первоклассным или настолько хорошим врачом, насколько это для него возможно».

«Самоактуализирующиеся люди, достигшие высшего уровня зрелости, здоровья и свершений, могут столь многому научить нас, что иногда просто кажется, что это люди другой породы».
4. Изложите взгляды на природу, содержание и развитие личности в теории З. Фрейда.

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7-м годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период - это не стадия..

На основе общих тезисов психоанализа 3. Фрейд сформулировал идеи генеза детской психики и детской личности: стадии детского развития соответствуют стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность. В этих стадиях отражаются развитие и взаимоотношение между Ид, Эго и Суперэго.

1. Оральная фаза. Младенец, полностью зависящий от матери в получении удовольствия, пребывает в оральной фазе (0-12 месяцев) и в биологической стадии, характеризующейся быстрым ростом. Оральная фаза развития характеризуется тем, что основной источник удовольствия и потенциальной фрустрации связан с кормлением. В психологии ребенка господствует одно стремление - поглощать пищу. Ведущая эрогенная область этой стадии - рот как орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка уже можно наблюдать различие между выражением удовольствия и неудовольствия. Опыт удовольствия приобретается при сосании.

Сосание большого пальца часто бывает уже во время внутриутробного периода, а в детстве оно рассматривается как врожденный рефлекс, связанный с укоренившимся, основным рефлексом.

Во вторые шесть месяцев при нормальном развитии появляются новые формы орального чувственного удовлетворения: жевание и кусание. Боль и дискомфорт, которые вызывают режущиеся зубки, побуждают ребенка к объектно не связанной кусательной активности, при этом такое жевательное использование зубов, по-видимому, еще и обеспечивает удовлетворение инстинкта. В течение того же периода можно наблюдать все большую дифференцированность в поведении, в котором наблюдается агрессивность. Также можно наблюдать невраждебную решительность и напористость в преследовании своих целей и интересов. В своих исследованиях ребенок использует кусание, царапанье, пинки, толчки и прочие агрессивные действия, которые часто смешаны с удовольствием и любовью к объекту. Например, это может быть дерганье матери за волосы или игривое кусание ее.

На оральной стадии фиксации либидо у человека, по 3. Фрейду, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов. «Застревание» на оральной стадии, по 3. Фрейду, сказывается на взрослой личности в виде зависимости от оральных стимулов.

2. Анальная фаза. За оральным периодом следует анальный (с 12-18 месяцев до 3 лет), во время которого ребенок впервые научается контролировать свои телесные функции. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности, чистоплотности.

При созревании, в течение второго года, анальная эрогенность все больше выступает на первый план. Теперь уже легко заметить, что ребенок получает удовольствие от анального и уретрального функционирования. Он наслаждается удерживанием и испусканием, а также прикосновениями, разглядыванием и обнюхиванием фекалий. Эти продукты тела также могут наделяться содержанием и восприниматься как подарок, ребеночек, бомба или даже как пенис, а могут выступать как средство манипулирования матерью. В процессе постепенного физического созревания появляется все больший контроль над экскреторнымми процессами и движениями, и, тем самым, обеспечивается появление источников нарциссического удовлетворения.

Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, - аккуратность, опрятность, пунктуальность.

3. Фаллическая фаза. Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Фрейд считает, что эту стадию лучше всего характеризовать как фаллическую, поскольку в этот период ребенок либо замечает свой пенис, либо сознает, что у него таковой отсутствует. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия.

Эта стадия характеризуется желанием ребенка лечь в постель вместе с родителями и ревностью к вниманию, которое родители уделяют друг другу, а не ему.

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения.

Он хочет обладать своей матерью, хочет выражать свои эротически окрашенные чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс разрешается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Процесс идентификации с отцом, получивший название идентификации с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит - быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви заместительным путем, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать ценит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные моральные нормы. Это есть специфическое свойство идентификации, которое, как считал Фрейд, подготавливает почву для развития Суперэго или совести ребенка. То есть суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.

Версия эдипова комплекса у девочек получила название комплекса Электры. Фрейд утверждал, что девочка со временем избавляется от комплекса Электры путем подавления тяготения к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к своему отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.

4. Латентный период. После пяти лет наступает длительный период латентной детской сексуальности (5-12 лет), когда прежнее любопытство в отношении сексуальных проявлений уступает место любопытству по отношению ко всему окружающему миру. Либидо в это время не фиксировано, сексуальные потенции дремлют, и у ребенка есть возможности для идентификации и построения Я-идентичности.

Фрейд полагал, что в течение этого периода сексуальные импульсы подавляются реактивной формацией морали, стыда, отвращения, а также эстетическими идеалами. Он рассматривал эту фазу как сочетание биологических процессов, влияние культуры, образования и реорганизации защитной структуры Эго, на которую частично влияет развитие Суперэго. Теперь родительские ожидания и запреты воспринимаются им более последовательно, как требования, направленные к его сознанию, а болезненные воздействия стыда и вины ограничивают поиск либидного удовлетворения и усиливают подавление Эдиповых инцестуозных желаний.

5. Генитальная фаза. Предвестьем последнего периода инфантильной сексуальности служит концентрация сексуального интереса и возбуждения на гениталиях. Оральные и анальные интересы и составляющие инстинкты - например, разглядывание (скопофилия), демонстрация и обнюхивание - теперь включаются в контекст генитальной мастурбации, которая приобретает доминирующее значение. Она характеризует высшую ступень детской сексуальности: если до сих пор она была аутоэротичной, то теперь становится предметной, т.е. дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Например, раннее развитие у девочек вторичных половых признаков - рост груди и ранние первые менструации - лишает ее полной латентной консолидации, превышая соответствующие возможности.

Молодой человек должен найти новые объекты для удовлетворения сексуальных потребностей и потребности зависеть от объекта. Для этого требуется длительный период приспособления, в течение которого юноша не только отделяется от своих родителей и объектов любви и зависимости, но также отстраняется от их индивидуализированных и держащихся на власти представлений; он прекращает считать их авторитетными фигурами.

Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через четыре следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера.



5. Анализ литературного произведения.
Под влиянием европейских идей Олпорт, занявшись в 1920-е годы изучением вопросов психологии личности, прежде всего личностных черт и выразительных движений, быстро пришел к необходимости рассматривать целостную личность, а не ее фрагменты. Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости бытия конкретного человека - от его телесного бытия до духовного - как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества.

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Рассмотрим набор таких черт: Уверенность в себе - неуверенность.

Рассудительность, сдержанность, стойкость - суетность, подверженность влиянию.

Спокойствие (самообладание) - невротичность (нервозность).

Мягкость - черствость, цинизм. Тактичность - бестактность.

Доброта, терпимость, ненавязчивость - эгоизм, своеволие.

Дружелюбие, покладистость, гибкость - ригидность, тираничность, мстительность.

Добросовестность, порядочность - недобросовестность, непорядочность.

Открытость (контактность) - замкнутость (уединенность).

Чувствительность - холодность. Общительность - необщительность.

Серьезность - ветреность. Честность - лживость.

Предлагаю рассмотреть письмо Татьяны к Онегину из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по теории  Г. Олпорта.
Письмо Татьяны к Онегину
                        Я к вам пишу - чего же боле?

                        Что я могу еще сказать?

                        Теперь, я знаю, в вашей воле

                        Меня презреньем наказать.

                        Но вы, к моей несчастной доле

                        Хоть каплю жалости храня,

                        Вы не оставите меня.

                        Сначала я молчать хотела;

                        Поверьте: моего стыда

                        Вы не узнали б никогда,

                        Когда б надежду я имела

                        Хоть редко, хоть в неделю раз

                        В деревне нашей видеть вас,

                        Чтоб только слышать ваши речи,

                        Вам слово молвить, и потом

                        Все думать, думать об одном

                        И день и ночь до новой встречи.

                        Но, говорят, вы нелюдим;

                        В глуши, в деревне все вам скучно,

                        А мы... ничем мы не блестим,

                        Хоть вам и рады простодушно.
                        Зачем вы посетили нас?

                        В глуши забытого селенья

                        Я никогда не знала б вас,

                        Не знала б горького мученья.

                        Души неопытной волненья

                        Смирив со временем (как знать?),

                        По сердцу я нашла бы друга,

                        Была бы верная супруга

                        И добродетельная мать.
                        Другой!.. Нет, никому на свете

                        Не отдала бы сердца я!

                        То в вышнем суждено совете...

                        То воля неба: я твоя;

                        Вся жизнь моя была залогом

                        Свиданья верного с тобой;

                        Я знаю, ты мне послан богом,

                        До гроба ты хранитель мой...

                        Ты в сновиденьях мне являлся

                        Незримый, ты мне был уж мил,

                        Твой чудный взгляд меня томил,

                        В душе твой голос раздавался

                        Давно... нет, это был не сон!

                        Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

                        Вся обомлела, запылала

                        И в мыслях молвила: вот он!

                        Не правда ль? я тебя слыхала:

                        Ты говорил со мной в тиши,

                        Когда я бедным помогала

                        Или молитвой услаждала

                        Тоску волнуемой души?

                        И в это самое мгновенье

                        Не ты ли, милое виденье,

                        В прозрачной темноте мелькнул,

                        Приникнул тихо к изголовью?

                        Не ты ль, с отрадой и любовью,

                        Слова надежды мне шепнул?

                        Кто ты, мой ангел ли хранитель,

                        Или коварный искуситель:

                        Мои сомненья разреши.

                        Быть может, это все пустое,

                        Обман неопытной души!

                        И суждено совсем иное...

                        Но так и быть! Судьбу мою

                        Отныне я тебе вручаю,

                        Перед тобою слезы лью,

                        Твоей защиты умоляю...

                        Вообрази: я здесь одна,

                        Никто меня не понимает,

                        Рассудок мой изнемогает,

                        И молча гибнуть я должна.

                        Я жду тебя: единым взором

                        Надежды сердца оживи

                        Иль сон тяжелый перерви,

                        Увы, заслуженным укором!
                        Кончаю! Страшно перечесть...

                        Стыдом и страхом замираю...

                        Но мне порукой ваша честь,

                        И смело ей себя вверяю...
Из произведения, в том числе и письма Татьяны, основываясь на теории Г.Олпорта,   можно сделать следующие выводы о чертах личности:

 Татьяна робка, честна, серьезна, необщительна, замкнута, тактична, чувствительна, стыдлива, спокойна, мягка, добросовестна, порядочна, стеснительна, религиозна, сомневающаяся натура, склонна преувеличивать, занижена самооценка, склонна к предрассудкам,  доминирует потребность в защите, в семье, в любви.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Личность в психологии. Гордон В. Оллпорт. «КСП+», М; «Ювента», СПб, 1998.

2. Основы психологии. Cтоляренко Л.Д. Ростов-на-Дону.   

Издательство «Феникс», 2003.

3. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Самара. Издательский Дом «Бахрам-М», 2008.

4. Психология развития человека. Слободчиков В. И., Исаев И. Ф. –М, 1999.

5. Психология. Радугин А.А.  Москва. Издательство «Центр». 2001.

6. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Томск. 2008.



1. Статья Особенности построения ICC-профилей при репродуцировании оригинала флексографским способом
2. Реферат Рене как романтический герой в романе Р. Шатобриана
3. Курсовая Принципы менеджмента 4
4. Реферат Проблемы правового регулирования сети Интернет
5. Реферат Концепція ідеальної держави Платона за і проти
6. Реферат на тему Emotional And Behavioral Disorders In Children Essay
7. Реферат на тему The Necessity Of Web Pages Essay Research
8. Реферат на тему Significance Of Themes Essay Research Paper Significance
9. Реферат Путь диктатуры и войны Страны Азии и Латинской Америки в межвоенный период
10. Реферат на тему John Proctor Tragic Or Pathetic The Crucible