Контрольная работа Петербург в контексте русской культуры
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургская Академия управления и экономики
Уральский институт экономики
Контрольная работа
На тему: Петербург в контексте русской культуры.
По дисциплине: «Культурология»
Выполнил
студент: Адамчик О.Я.
Группа № 18-23391/1-1
Специальность: Государственное и муниципальное управление
Зачётная книжка №
Проверил
руководитель: Саранчин Ю.К.
Екатеринбург
2009
План контрольной работы:
Ведение:………………………………………………………………………………………...3
1.
История культуры Санкт-Петербурга………………………………………...4
2.
Культура Санкт-Петербурга…………………………………………………….7
3.
Архитектура Санкт-Петербурга……………………………………………….12
4.
Культура России литература……………………………………………………15
5.
Официальная символика города………………………………………………….18
6.
Вклад в мировую культуру………………………………………………………...20
Заключение:………………………………………………………………………………22
Список литературы:…………………………………………………………………...23
Введение:
В эпохи кризисов великих культур особенно остро пробуждается сознание содержащихся в них духовных ценностей, особенно ярко поднимается чувство любви к ним, и вместе с тем желание и жажда хранить их и защищать. Город — один из сильнейших и полнейших воплощений культуры, один из самых богатых видов ее гнезд. Когда колеблется жизненность великой культуры, сердце невольно влечется погрузиться в нее лучше ее разгадать, слиться с нею теснее. В частности, хождение по памятникам ее становится при том специфически дорогим делом, хочется особенно жгуче проникнуть в тайну того, что они говорят.
Образы городов давно уже привлекают умы и энергии тех, кто предан «человечности», ощущает свою связь с humanitas и humana civilitas. Давно уже живет в нас потребность путешествовать к замечательным центрам культуры, прошлой и настоящей, читать о них, срастись с ними душою. Давно и в литературе выработался тип книг, посвященных описанию городов ). В них много ценного, это одна из наиболее читаемых категорий литературы, это — прекрасное пособие для изучения замечательных очагов, где цветут высшие дары человечности. Но надо уметь подойти к сложному предмету познания, в частности, понять город, не только описать его, как красивую плоть, но и почуять, как глубокую, живую душу, уразуметь город, как мы узнаем из наблюдения и сопереживания душу великого или дорогого нам человека.
1.История культуры Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, один из самых красивейших городов мира, обладает богатейшим культурным наследием. Город справедливо называют культурной столицей России. Здесь творили многие выдающиеся зодчие, создавшие великолепные здания и ансамбли. Петербургские улицы и дома хранят память о замечательных писателях, композиторах и художниках. Созерцание этого города радует взор, успокаивает душу, пленяет ум… С первых десятилетий своего существования Петербург стал центром русской культуры, науки и искусства. Культурная жизнь Петербурга начиналась с создания различных обществ, салонов, кружков и вечеров. Самым ранним общественно-литературным собранием может быть названа "Ученая дружина" (первая четверть ХУIII в). Создана писателем и сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем (1691-1736). Одним из первых петербургских салонов был салон государственного деятеля графа И.И. Шувалова (1727-1797). Наиболее известные поздние общества:
"АРЗАМАС" (основатели: В.А.Жуковский, А.И. Тургенев и др.) "ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА" (А.С. Пушкин, А.А.Дельвиг, Ф.Н.Глинка) "МОГУЧАЯ КУЧКА" - творческое содружество русских композиторов: М.А.Балакирев, А.П.Бородин, М.П.Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи. В ХХ в. появился "Салон Мережковских", который стал творческим центром петербургского символизма. "БАШНЯ" Вячеслава Иванова. Литературный, аристократический мир Петербурга каждую среду собирался здесь для "всенощного бдения".
"Товарищество передвижных художественных выставок " просуществовало 52 года. Действительными членами товарищества стали художники: А.М. и В.М. Васнецовы, В.Е.Маковский, В.Д.Поленов, И.Е.Репин, В.И.Суриков и др. "МИР ИСКУССТВА" - объединение группы художников журнала "Мир искусства". В него входили: А.Н. Бенуа, Л.С.Бакст, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов.
"ЦЕХ ПОЭТОВ" - поэтическое объединение, основанное Н.С.Гумилевым и С.М.Городецким. Позднее в него вошли О.Э.Мандельштам, Г.В.Иванов, В.И.Нарбут.
Культурно-просветительская и литературно-художественная организация "ПРОЛЕТКУЛЬТ" (1917-1920) ставила своей задачей создание новой пролетарской культуры. "ЛЕФ" (Левый фронт искусства) (1922-1928) искал выход в создании нового языка и формальных приемов. Поэты ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) (1927-1930) провозглашали себя создателями нового ощущения жизни и ее проявлений. В их арсенале был абсурд и гротеск. В объединение входили Даниил Хармс, Н.А.Заболоцкий. "СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ"- литературная группа, основанная в Петрограде в 1921 г. В группу входили М.М.Зощенко, В.А.Каверин,
Л.Л.Лунц, М.Л.Слонимский, Н.С,Тихонов, К.А.Федин.
Как видно из вышеперечисленного краткого обзора культурной жизни Петербурга с основания города до начала ХХ в., главная особенность петербургской культуры не в неизменности его культурных ценностей, а в открытости всему новому в искусстве, литературе и в повседневной жизни.
Культура современного Петербурга - это результат взаимодействия различных, совсем непохожих друг на друга направлений культуры и искусства. Итог этого непрерывного слияния - уникальная атмосфера города. Петербург - это оплот классического балета и -родина русского рока ("Аквариум" Б.Гребенщикова, "ДДТ" Ю. Шевчука, "Кино" В.Цоя и др.),- это Пушкин и Достоевский и -ежегодный фестиваль панк-поэзии ,-это особый мир старых петербургских квартир и многотысячные стадионные рэйвы.
На экранах кинотеатрах идут новейшие блокбастеры, российские фильмы и архивные ленты. В концертных залах выступают Монсеррат Кабалье и Пол Маккартни. В музейных залах проходят выставки Рембранта и Ильи Кабакова..
Уникальное явление "Деревня художников" в районе Коломяги-Шувалово-Озерки. Здесь собрано и существует самое живое искусство Питера, самая лучшая современная скульптура. Здесь живут художники истинно питерской традиции со своими садами скульптур и инсталляциями на водах Суздальских озер. Здесь же расположен Международный керамический центр и издается журнал "Сельская жизнь", имеется студия экспериментального кино. Все художники хорошо известны за рубежом и регулярно проводят мастер-классы. Это уникальное явление, не имеющее аналогов ни в одном другом городе мира. Для любителей джазовой музыки - единственная в России Джазовая филармония под управлением Давида Голощекина, которая проводит Международный фестиваль джаза "Свинг белой ночи". Этот фестиваль является единственным регулярно проводимым в России джазовым форумом.
Чтобы представить все многообразие современной культурной жизни Санкт-Петербурга достаточно перечислить несколько ежегодных мероприятий, проводимых в городе, которые могут удовлетворить самые разнообразные и взыскательные вкусы: Единственный в России фестиваль классического танца - Международный фестиваль "Мариинский" Участники - ведущие танцовщики крупнейших балетных компаний мира, такие как Гамбургский балет Джона Ноймайера, Баварский балет, Франкфуртский балет во главе со знаменитым балетмейстером Ульямом Форсайтом.
2. Культура Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург обладает значительным историко-культурным наследием для формирования туристского продукта и продвижения его на внутреннем и внешнем рынках, для превращения туризма в базовую отрасль городской экономики. Высокая привлекательность Санкт-Петербурга как туристского центра обусловлена объективными факторами. Архитектурный ансамбль города и его окрестностей 18-19 веков сохранился в практически неизменном виде. По разным причинам (в том числе разрушения в годы II мировой войны, строительство современных зданий в послевоенный период в крупнейших исторических центрах Европы) Санкт-Петербург сегодня превратился в уникальный заповедник европейских архитектурных стилей последних трех столетий. Этому, в частности, способствовала утрата городом столичного статуса, которая в значительной степени предотвратила вторжение в архитектурный облик исторического центра зданий стилистики середины-конца 20 столетия.
За свою историю Санкт-Петербург поменял несколько названий-эпитетов, вольно или невольно отражавших попытки сформировать имидж города. Среди наиболее популярных - "Северная Венеция", "Северная Пальмира", которые подчеркивают архитектурно-градостроительные особенности города, служившие оценкой его привлекательности; "Город трех революций" свидетельствует о происходивших здесь важных исторических событиях; в последние годы - "северная столица" России и Европы. Последние два эпитета стали особенно популярными в последнее десятилетие и отражают тенденции позиционирования Санкт-Петербурга в условиях современного этапа рыночного развития экономики.
В списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Санкт-Петербург как территория включен 36 комплексными объектами, объединяющими около 4000 выдающихся памятников архитектуры, истории и культуры. Именно на основе этого культурного достояния создаются новые туристские программы для тех, кто вновь захотел приехать в Санкт-Петербург. В городе - 221 музей, 2000 библиотек, более 80 театров, 100 концертных организаций, 45 галерей, выставочных залов, 62 кинотеатра, 80 клубных учреждений культуры и т. п. Ежегодно в городе проводится около 100 фестивалей и конкурсов разных направлений культуры и искусства, включая более 50 международных.
Несмотря на экономическую нестабильность 90-х годов в Санкт-Петербурге не только не закрылся ни один музей или театр, а появились новые, так например, музей хлеба, частный музей кукол (открыт в 1999 году) - третий по счету музей такого типа в России, здесь представлены коллекции из более чем 2000 кукол, сантехники eurostyle, в том числе "Многонациональный Санкт-Петербург", "Пушкинский Петербург".
Музейный мир Санкт-Петербурга невероятно разнообразен. Это не только всемирно известные Эрмитаж, Государственный Русский музей с богатейшей коллекцией русского искусства, дворцы Санкт-Петербурга и пригородов, но и так называемые малые городские музеи. Например, музей знаменитого русского писателя Ф.М. Достоевского; музей музыкальных инструментов, музеи декоративно-прикладного искусства, музеи профессиональной направленности. Богата и разнообразна событиями музыкальная жизнь Санкт-Петербурга. Ежегодно в городе проходит более 100 фестивалей культуры и искусств. Появляются новые традиции - ежегодные городские карнавалы.
Особое место в программе событий культурной жизни Санкт-Петербурга занимают балетные представления. Петербургская школа балета по достоинству считается одной из лучших в мире. Традиции русской классической школы передаются из поколения в поколение выдающимися педагогами. Искусством известных и выдающиеся петербургских танцовщиков - Рудольфа Нуреева, Натальи Макаровой, Михаила Барышникова - восхищался и восхищается весь мир. Современный петербургский балет - это не только традиционная русская классическая школа, но и балет Бориса Эйфмана, который расширил жесткие классические рамки русского балета почти до немыслимых пределов. Оставаясь верным классической основе (не случайно же он 7 лет был хореографом Вагановской академии танца), он соединил классический балет с авангардным, а их, в свою очередь, с акробатикой, художественной гимнастикой, драматической экспрессией, кино, цветом, светом, и, наконец, словом кофемашина. Оковы традиционных схем разорвал и известный петербургский танцовщик, и балетмейстер Валерий Михайловский. Этот мужской коллектив танцовщиков исполняет репертуар из знаменитых женских номеров классических балетов - и все это на пуантах!
Постоянное расширение включаемых в сферу культурного туризма объектов Всемирного культурного наследия, интенсивное расширение спектра предлагаемых маршрутов и объектов показа, насыщенность событийного календаря культурной жизни - все это - в сочетании с развивающейся туристской инфраструктурой позволило Санкт-Петербургу войти в ряд ведущих мировых центров культуры и туризма.
Живопись Петербурга
Художественная жизнь Санкт-Петербурга занимала всегда почетное место в развитии русского искусства. В этом городе учились и работали многие выдающиеся мастера живописи, скульптуры и графики. С начала 18 века Петербург стал основным очагом новой светской культуры, сменившей религиозное миросозерцание старой Руси. Общественно-политический подъем России сказался и в изобразительном искусстве, которому Петр I придавал большое значение: "Без живописи, и градировального мастера, - писал он Сенату, - обойтися невозможно будет понеже издания, которые в науках чиниться будут (ежели оные сохранять и публиковать) имеют, рисованы и градированы быть".
Живописцы и скульпторы нужны были и для украшения строившихся зданий, для исполнения портретов. В 1724 г. возник проект (не осуществленный при жизни Петра) создания Академии художеств, собственной национальной художественной школы. Молодой Петербург стал центром художественного образования в России. В начале 18 в. большую роль в воспитании молодых художников сыграли рисовальная школа при петербургской типографии и "живописная команда" при "Канцелярии от строений", ведавшей постройкой и убранством царских дворцов в Петербурге и его окрестностях. В первые десятилетия после основания Петербуга в нем выдвинулась группа молодых художников, порвавших с застывшими каноническими формами древерусского искусства, обратившихся к изображению реального мира, к передаче психологического облика человека.
Первые русские портретисты Иван Никитин и Андрей Матвеев были посланы Петром I за границу совершенствовать свое живописное мастерство. Никитин написал несколько портетов Петра I , ему же принадлежит ряд портретов энергичных , волевых деятелей петровского времени ("Напольный гетман",1724 г.). В 1757 г. в Петербурге по указу Елизаветы Петровны была учреждена Академия " трех знатнейших художеств". Через семь лет Екатерина II придала ей статус императорской. Она стала подлинным центром художественной жизни России, объединявшим лучших живописцев, скульпторов, архитекторов и графиков. В Академии, одном из лучших художественных учебных заведений Европы, сотни молодых художников получали серьезные знания в области рисунка, живописи, лепки, анатомии, перспективы и др.
Хотя руководители Академии старались уберечь молодежь от влияний прогрессивной мысли, передовые идеи русского общества проникали в среду учеников и преподавателей. Этому способствовало то, что почти все крупнейшие русские художники 18 в. были выходцами из народа. Первые же выпуски Академии и устраивавшиеся ею с 60-х гг. 18 в. публичные выставки показали высокий уровень подготовки ее питомцев. Уже в 18 в. начал складываться музей Академии с произведениями русского и зарубежного искусства. Академия считала важнейшим жанром искусства историческую живопись. Исторические картины А. П. Лосенко, И. А. Акимова, Г. И. Угрюмова, несмотря на их условный, академический характер, воспитывали у современников гуманные чувства, любовь и уважение к прошлому своей родины, к героизму русских людей. Монументальное полотно Антона Лосенко "Владимир и Рогнеда " (1770) -одна из первых русских картин на тему национальной истории.
3. Архитектура Санкт-Петербурга
За два с половиной столетия Санкт-Петербург сложился как один из красивейших городов мира. Заслуженной славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли, многочисленные произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры, которыми столь богаты Санкт-Петербург и его пригороды - Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов. В отличие от многих других выдающихся европейских городов, Санкт-Петербург представляет собой обширный комплекс связанных в определенную систему архитектурных ансамблей - площадей, улиц, набережных, парков. Со времени своего основания город развивался как новая столица и новый морской порт выходящего на мировую арену крупнейшего государства, что и предопределило его быстрый рост и создание в нем крупных ансамблей.
Строительство города осуществлялось в суровых природных условиях, на болотистой местности, с применением свай и большими осушительными работами. Почти одновременно на берегах Невы были заложены и построены важнейшие сооружения будущего общегородского центра: Петропавловская крепость, Адмиралтейство и другие. Эти сооружения придали городу его характерный облик, сохранившийся до настоящих дней. Вслед за ними ряд других замечательных зданий был возведен также у водного зеркала Невы; постепенно создавался тот центральный ансамбль, который является признанным образцом градостроительного искусства мирового значения. Дошедшая до наших дней и ныне получившая свое дальнейшее развитие исторически сформировавшаяся планировочная структура города является результатом умелого использования природных условий в планировке и строительстве. Так, уже в первой половине 18 века сложилась ограниченная Невой и Финским заливом, слитая воедино с развитым городским центром трех лучевая система проспектов Невского, Вознесенского и Гороховой улицы. Наиболее значительна по своим планировочным и архитектурно-художественным качествам центральная группа ансамблей города, созданных по берегам Невы в той ее части, где она разделяется на два рукава - Большую Неву и Малую Неву, - комплекс Петропавловской крепости, Биржевой стрелки Васильевского острова, Дворцовой, Адмиралтейской и Университетской набережных и связанных с ними площадей - Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской, Марсова поля, Невского проспекта и других. На планировку Санкт-Петербурга и формирование его архитектуры большое влияние оказали природные и климатические условия, которые во многом определяют и современную застройку города. Город расположен на ровной низменной поверхности. Это позволило в условиях государственного регулирования строительства до середины 19 века осуществить сравнительно ровную по высоте застройку города, акцентируемую местами высотными композициями. Некоторые из них - шпиль Петропавловского собора, "Адмиралтейская игла", купол Исаакиевского собора - сверкают золотом, доминируя над городом, и хорошо видны с больших расстояний - с моря, с Пулковских высот и других точек, находящихся за пределами города. Типичны для Санкт-Петербурга широко раскрывающиеся величественные перспективы Невы, больших парадных площадей - Марсова поля, Дворцовой площади, прямых, просторных проспектов - Невского, Московского, проспекта Стачек и других. Вместе с тем в городе часто встречаются и более скромные по размерам, но по-своему прекрасные площади, скверы, улицы, набережные каналов, - такие, как пл. Искусств, пл. Островского; ул. Петра Лаврова, Пушкинская ул. и другие. Улицы города, как правило, прямые и в большинстве своем достаточно широкие. В этом одно из его отличий от многих европейских городов, сложившихся не только в средине века, но и в более позднее время. Облик города во многом определяют мощная полноводная река Нева, многочисленные малые реки и каналы, гранитные набережные, разнообразные мосты.
Преобладание облачной пасмурной погоды и обычное отсутствие резких теней потребовали широкого использования в архитектуре Санкт-Петербурга расцветки здании для наилучшего выявления их архитектурных форм и деталей. Разнообразная, продуманная окраска жилых и общественных зданий, с использованием зачастую довольно ярких тонов - желтых, бирюзово-голубых, зеленых, темно-красных и других - и контрастирующих светлых, преимущественно белых, тонов для архитектурных деталей, оживляет облик архитектурных сооружений, придавая городу своеобразный, типично русский колорит и живописность. Неизгладимое впечатление производит Санкт-Петербург в "белые ночи".
Прозванный в старину "Северной Пальмирой", Санкт-Петербург красив и зимой, когда снег толстым пушистым слоем лежит на карнизах его замечательных зданий, а серебристый иней покрывает гранит монументов. Естественные условия города глубоко понимали и умели хорошо использовать в своей архитектурно-градостроительной деятельности лучшие зодчие, осуществлявшие застройку города в 18 - первой половине 19 вв. и в последующее время.
4. Культура России литература
В качестве столицы Российской империи Петербург постепенно приобрёл ведущую роль в культурной жизни страны. Здесь формировалась новая русская литература. В XVIII-нач. XIX вв. многие литераторы состояли на государственной службе в столичных учреждениях, учебных заведениях или жили в Петербурге. Творческие биографии всех крупнейших русских писателей - от Феофана Прокоповича до писателей 2-й пол. XX в. - связаны с Петербургом (Ленинградом). И после переноса столицы в Москву в 1918 г. город не утратил своего значения в качестве одного из главных центров литературной жизни страны.
В 1-й четв. XVIII в. церковной проповеди, пьесы на злободневные политические темы для театра сестры царя Наталии Алексеевны, стихотворные панегирики помогали утвердить политику Петра I, который привлёк в столицу крупнейших деятелей культуры. Из Киева был вызван выдающийся церковный и общественный деятель, поэт и драматург Феофан Прокопович, идеологически обосновавший неограниченную власть Петра I в трактатах "Духовный регламент" (1721) и "Правда воли монаршей" (1722). Его ораторская проза испытала влияние идей Просвещения; в своих проповедях он призывал на первое место ставить не долг христианина перед церковью, но долг гражданина перед государством. На своём подворье он открыл т. н. Карповскую школу, где углублённо изучались писатели-классики; здесь собиралась "Учёная дружина" - В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, А. П. Волынский и др. Значительным явлением послепетровской эпохи было творчество Кантемира, основоположника русского классицизма в поэзии; его сатиры (многие из которых написаны в Петербурге), расходившиеся в списках, положили начало критическому направлению в русской литературе.
В 1711 г. была открыта Петербургская, а затем - Александро-Невская (1720), Сенатская (1721) и Академическая (1727) типографии. Первая печатала указы и переведённую из Москвы газ. "Ведомости"; т. о. было положено начало журналистике. В 1710-х гг. появились первые книги, набранные гражданским шрифтом: календари, "Книга Марсова", содержащая гравюры с изображением побед в Северной войне 1700-1721; позднее изданы руководства по географии, математике, морскому делу, "Притчи Езоповы", "Приклады како пишутся комплименты", "Юности честное зерцало" и др. Открылись первые книжные лавки. Значительными библиотеками обладали сподвижник Петра I Я. В. Брюс, Феофан Прокопович, Татищев; книжное собрание Петра I легло в основу библиотеки Академии наук.
До нач. 1760-х гг. Академии наук принадлежала важная роль в литературной жизни страны. Первый русский журнал "Месячные исторические, генеалогические и географические Примечания в "Ведомостях"" (сокращённо "Примечания к "Ведомостям"") издавался в 1728-1736 и 1738-1742 гг. Академией наук и явился первым русским литературным журналом. В Академической гимназии и университете обучались многие писатели XVIII в.: А. А. Барсов, Н. Н. Поповский, Ф. Я. Яремский (в 1755 г. они были направлены профессорами в открытый Московский университет), Я. П. Козельский, И. С. Барков, С. И. Веденский, Б. А. Волков, А. И. Дубровский, Г. В. Козицкий, Н. Н. Мотонис, А. Я. Поленов и др. Переводческий департамент Академии наук следил за выбором иностранных книг для перевода и за его качеством: в 1730 г. в переводе В. К. Тредиаковского вышел роман П. Тальмана "Езда в остров Любви". Соч. "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735) Тредиаковского и "Письмо о правилах российского стихотворства" (1739, опубликовано в 1778 г.) М. В. Ломоносова произвели реформу русского стихосложения. По инициативе Ломоносова издавался литературно-научный журнал "Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие" (1755-1764). Для изучения и совершенствования русского языка при АН в 1735 создано Российское собрание (Тредиаковский, В. Е. Ададуров, Ломоносов); Ададуровым в 1738-1740 гг. написана первая русская грамматика (опубл. в 1750 г. на швед, яз., на рус. яз. - Б. А. Успенским в кн. "Первая русская грамматика на родном языке", 1975). Ломоносовым изданы "Краткое руководство к красноречию" (1748) и "Российская грамматика" (1757).
Другой центр литературной жизни Петерубрга - основанный в 1731 г. Корпус кадет (с 1752 г. - Сухопутный шляхетный корпус); здесь получили образование И. А. Дмитревский, И. П.Елагин, П. С. Свистунов, М. Г. Собакин, А. П.Сумароков, М. М. Херасков, И. В. Шишкин. Кадетами были разыграны трагедии А. П. Сумарокова "Хорев" (1747) и Ломоносова "Тамира и Селим" (1750). В 1756 Сумароковым (вместе с Ф. Г. Волковым) создан Русский для представления трагедий и комедий театр, которым он в качестве директора руководил до 1761 г. Сумароков был издателем первого русского частного журнала "Трудолюбивая пчела" (1759); вместе с товарищами по корпусу он участвовал в журнале "Праздное время, в пользу употреблённое" (1759-1760). Творчество Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова отразило сдвиги, происшедшие в литературе послепетровского времени: она стала общенациональной.
Во 2-й четв. XVIII в. оформился (и до конца века преобладал) классицизм; возникла его жанровая система и соответствующая ей языково-стилистическая. иерархия: наибольшее значение придавалось "высоким" жанрам - оде, эпической поэме, трагедии. В поэзии Кантемира обозначилась сатирическая направленность, характерная для русского классицизма; в трагедиях Сумарокова нашла отражение русская действительность, национально-историческая тематика преобладала над античной; одам Ломоносова свойствен патриотический пафос. Духовные оды (или стихотворные переложения псалмов) у Ломоносова, Тредиаковского, а позднее у Г. Р. Державина имеют в основном обличительное и философское содержание.
5. Официальная символика города
Герб
Эмблема Санкт-Петербурга, позаимствованная из герба первого городского губернатора князя Меншикова и представлявшая собой изображение пылающего сердца под короной, впервые появилась на ротных знаменах Невского полка в период Северной войны – в 1712 году. В 1720-х помощник герольдмейстера граф Санти придумал новый символ города, говоривший о его столичном и портовом значении: золотой скипетр на червленом поле геральдического щита, поверх скипетра – морской и речной якоря. При
Флаг
Флаг Санкт-Петербурга представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета, в центре которого изображены два перевернутых белых якоря (морской и речной), положенные накрест, а на них — золотой скипетр с двуглавым орлом.
Принят Законодательным собранием
Санкт-Петербурга 23 апреля 2003 года
Гимн
Долгое время главная песня Санкт-Петербурга исполнялась без слов – в силу того, что мелодия «Гимна великому городу» позаимствована из балета «Медный всадник», сочиненного в 1949 году композитором Рейнгольдом Глиэром. Однако к трехсотлетнему юбилею города решено было исправить ситуацию: Законодательное cобрание объявило в 2002 году всенародный конкурс на лучшие слова для гимна. Победил поэт Олег Чупров, и ныне его стихи официально признаны текстом гимна Петербурга. Однако в народе песня не прижилась. Местные патриоты охотнее поют «Вечернюю песню», написанную Василием Соловьевым-Седовым на стихи
Гимн
Санкт-Петербурга
Державный град, возвышайся над Невою,
Как дивный храм, ты сердцам открыт!
Сияй в веках красотой живою,
Дыханье твое Медный всадник хранит.
Несокрушим – ты смог в года лихие
Преодолеть все бури и ветра!
С морской душой, бессмертен, как Россия,
Плыви, фрегат, под парусом Петра!
Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!
Грядущий день озарен тобой.
Так расцветай, наш прекрасный город!
Высокая честь – жить единой судьбой!
6. Вклад в мировую культуру
В 1724 году, за год до своей смерти, 52-летний Петр I издал указ об основании Российской академии наук, а в 1757 году в городе появилась Академия художеств. В ней учились такие русские художники, как Карл Брюллов , Илья Репин , Ольга Киселева и Тимур Новиков, получившие впоследствии международное признание. Санкт-Петербург всегда славился своими высшими учебными заведениями, прежде всего Университетом. В конце XIX века лауреат Нобелевской премии, петербуржец, физиолог Иван Петрович Павлов разработал теорию условных рефлексов. Здесь же, в Петербурге, Дмитрий Менделеев составил периодическую систему химических элементов, известную также как таблица Менделеева. За культурной жизнью города стали следить за рубежом. В 1738 году была открыта Танцевальная школа, давшая начало всемирно известной балетной труппе Мариинского театра. В городе появились многочисленные театры и концертные залы. В Санкт-Петербурге жили выдающиеся композиторы, в том числе и Петр Ильич Чайковский. Среди его бессмертных произведений — классические балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», а также знаменитая «Торжественная увертюра „1812“». Санкт-Петербург также взрастил целую плеяду прославленных русских поэтов и писателей. Получив признание уже в юности, Александр Пушкин стал, по мнению многих, величайшим поэтом и основоположником современной русской литературы. Как и труды Шекспира, произведения Пушкина переводятся на основные языки мира. Здесь также жил Федор Михайлович Достоевский, признанный, согласно «Британской энциклопедии», «одним из лучших прозаиков всех времен».
Санкт-Петербург — столица отечественной рок-культуры. Работают клубы-музеи (в том числе «Камчатка», «Ленинградский рок-клуб» и др.). В период перестройки здесь начала выходить популярная газета «Час пик», телепрограмма Невзорова «600 секунд».
В Санкт-Петербурге часто проводятся массовые спортивные мероприятия. В основном летом это — кроссы, соревнования по бегу. С начала XXI века такие мероприятия проходят как в центре города, так и на окраинах. В 2007 году традиционный массовый легкоатлетический пробег «Испытай себя-2007» проводился в Выборгском районе.
На обслуживании у Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству находится свыше 300 часовых механизмов. На реализацию этой программы из городского бюджета выделено около 2,1 млн рублей. Также в городе были установлены первые экспериментальные часы, работу и точность хода которых координирует спутник .
Заключение:
Условия возникновения Петербурга и характер его последующего развития до сих пор составляет предмет острого спора русских историков. Еще не выдвинулась точка зрения, которая приобрела бы всеобщее признание. Опубликованные документы и современное состояние методов исторического исследования не дают возможности придти к общеобязательным выводам. И создание легенд, и не в меньшей степени их разрушение находит себе объяснение в психологическом настроении общества и идеологических особенностях текущего момента. Быль и миф Петербурга остаются неотделенными и, быть может, неотделимыми. Однако, работа в этой области должна продолжаться. Для более полного освещения вопроса о происхождении и судьбе нашего города следует обратиться к все еще недостаточно использованному документу — самому Петербургу.
Литература:
1. В.Руднев. Словарь культуры 20 века. -М., 1997.
2. Н.П.Анциферов. Душа Петербурга. П. 1922. // Н.П.Анциферов. Непостижимый город. -Л., 1991.// Н.П.Анциферов Быль и миф Петербурга. П., 1924.
3. Ленинград. Историко-географический атлас. -М., 1997.
4. ОКРЕСТНОСТИ ЛЕНИНГРАДА: Путеводитель / Под ред. Б. Брюллова и М. Сергеева. М.; Л., 1927