Контрольная работа Аристотель и его логика
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ
Специальность Финансы и Кредит
Учебная дисциплина Философия
Контрольная работа
На тему: Аристотель и его логика.
Студентка
Руководитель
ФШ-621-ВО-С
Н.Новгород 2007г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………2
Жизнь Аристотеля…………………………………………………………3
Современное определение логики………………………………………..4
Логика Аристотеля……………………………………………………...…5
Логические произведения Аристотеля…………………………………..9
Заключение………………………………………………………………..13
Используемая литература………………………………………………..15
Введение
В повседневной жизни все наши поступки, наше мышление, наш разум подчинены определенным правилам. Наши действия – это реакция на что-то или кого-то, причем сама реакция является логическим выводом из сложившейся ситуации. Логически мыслить присуще любому живому существу. Самые первые желания человека: желание пищи, воды и крыши над головой обусловлены первобытной логикой: необходимостью жить и выживать в любых условиях, ведь инстинкт – это тоже своеобразная логика. Логика послужила одним из толчков к развитию человечества. В рамки логики можно вместить любой человеческий поступок, каким бы странным он не казался, т.к. логика одного человека хоть в чем-то, но отличается от логики другого. Поэтому нам часто непонятны поступки других людей, они нам кажутся нелогичными.
Изучению логического мышления посвящена целая отдельная наука. Современная логика включает две относительно самостоятельные науки: формальную логику и диалектическую логику. Исследуя мышление с разных сторон, диалектическая логика и формальная логика развиваются в тесном взаимодействии, которое четко проявляется в практике научно-теоритического мышления, использующего в процессе познания, как логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.
Логика как наука зародилась в древней Греции. Самое раннее упоминание логической проблематике можно найти в сочинениях Парменида Элейского, родившегося около 540г. До н.э. и Гераклита Эфесского, жившего приблизительно между 530 и 470 гг. до н.э. О логике в смысле науки можно говорить лишь со времен Аристотеля (IV в. До н.э.). Влияние Аристотеля заметно в очень многих областях, но особенно в логике. Во время поздней античности. Аристотель был признанным авторитетом в логике, кем и оставался до конца средневековья. Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной. Это название закрепилось за ней потому, что она возникла и развилась как наука о формах мышления.
Жизнь Аристотеля
Аристотель родился в г. Сагире во Фракии в 384 году до н.э. Его отец был придворным врачом македонского царя. Семнадцати лет Аристотель уезжает в Афины, поступает в платоновскую Академию, становится учеником Платона. В Академии пробыл в двадцать лет (после её окончания преподавал в ней). Смерть Платона заставила его покинуть Афины. Аристотель поселяется в Малой Азии. Живет некоторое время на о.Лесбосе. Принимает приглашение македонского царя и переезжает в Пеллу (столицу Македонии), где преподает в течение трех лет философские и политические науки юному Александру – будущему великому полководцу. Вернувшись в Афины в 335 году до н.э., основывает школу Ликей (или Лицей), имеющую такое название по находившемуся поблизости храму Аполлона Ликейского. В аллеях парка во время прогулок Аристотель обычно излагал слушателям свои философские взгляды по тем или иным проблемам. Сама школа стала известной как «перипатетическая, а ее ученики как «перипатетики» («прогуливающиеся философы»). Аристотель преподавал в Лике двенадцать лет. После смерти Александра (в середине
Современное определение логики
Логика (греч. Logike), наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений. Различают индуктивную и дедуктивную логику, а в последней – классическую, интуиционистскую, конструктивную, модальную и др. Все эти теории объединяет стремление к каталогизации таких способов рассуждений, которые от истинных суждений-посылок приводят к истинным суждениям-следствиям; каталогизация осуществляется, как правило, в рамках логических исчислений. Особую роль в ускорении научно-технического прогресса играют приложения логики в вычислительной математике, теории автоматов, лингвистике, информатике и др.[1]
Логика Аристотеля
Аристотель – признанный основатель логики. Правда, не он дал науке это имя, пущенное в оборот его комментатором Александром Афродизийским 500 лет спустя. Однако уже в трудах Стагирита логика достигла такого совершенства, что еще в конце XVIII века И.Кант мог сказать, что после него она « до сих пор не могла сделать ни шага вперед и, судя по всему, она кажется наукой вполне законченной и завершенной[2]». Иначе говоря, Аристотель выработал парадигму логического исследования, которая господствовала на протяжении более двух тысяч лет. И в наши дни многие преподаватели логики как науки часто отвергают открытия современной логики и придерживаются со странным постоянством системы, которая устарела. Хотя нельзя отвергать тот факт, что основы логики уже долгое время остаются неизменными, и созданы они именно Аристотелем.
Аристотель воспринимает логику не как самостоятельное философское учение, а скорее как необходимый инструмент всех наук и философии в частности. Более позднее понятие о логике как «орудии», хотя сам Аристотель её так не называл, возможно, соответствует его собственным представлениям. Понятно, что логика должна предшествовать философии. Саму философию Аристотель делит на две части – теоретическую, которая стремится к достижению истины, независимой от чьего-либо желания, и практическую, занятую умом и человеческими устремлениями, которые совместными усилиями стараются уяснить суть человеческого блага и его достигнуть. В свою очередь теоретическая философия делится на три части: исследование изменяющегося бытия (физика и естествознание, включая науку о человеке); исследование бытия абстрактных математических объектов (различные разделы математики); исследование бытия как такового (то, что мы называем метафизикой).
Логика Аристотеля – это «мышление о мышлении»[3]
Аристотелевская логика изучает:
1) основные виды бытия, которые попадают под отдельные понятия и определения;
2) соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются в суждении;
3) способы, которыми ум при посредстве суждений может перейти от истины известной к истине неизвестной.
Мышление – это суть логики. Согласно Аристотелю, мышление – это не конструирование или создание умом некой новой сущности, но скорее уподобление в акте мышления чему-то, находящемуся вовне. Понятие есть отождествление ума с каким-то видом бытия, а с3ждение – выражение соединения таких видов бытия в действительности. Наконец, к верным заключениям науку направляют правила вывода, законы противоречия и исключенного третьего, поскольку этим принципам подчиняется все бытие.
Вопрос о том, что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путем анализа высказываний о бытии. «Высказывание» по-гречески – «категория». Согласно Аристотелю, все высказывания языка, так или иначе, отнесены к бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (поэтому её, как правило, отождествляют с бытием). Все остальные категории – качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания – соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность по Аристотелю – это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени, места, от связей с другими сущностями и т.д. Именно сущность может быть выражена в понятии и является предметом строгого знания – науки.
Говоря сущность, мы подразумеваем сущность вещей, поэтому необходимо понять, что такое существование вещи. «Если вещь действительно существует, то необходимым образом существуют и идеи вещей, так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой»[4]. Идея же вещи находится внутри самой вещи. Аристотель стремится познать сущность вещей через их родовые понятия, а потому в центре внимания у него находится отношение общего к частному. Сущность отвечает на вопрос: «Что есть вещь?». Раскрывая сущность вещи, мы, согласно Аристотелю, даём ей определе6ние, понятие вещи. Приведенные выше девять категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» - и определяют признаки, свойства вещи, её атрибуты. О сущности, таким образом, высказываются все категории, но сама она ни о чем не высказывается: она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к другому. Аристотелю характерно убеждение в том, что сущность первичнее отношений. Исходя из всего этого, Аристотель издает первую в истории систему логики – силлогистику, главную задачу которой он видит в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Формальная логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства.
Говоря в целом можно сказать, что бытие – это устойчивое, единое, неделимое, целое, в котором неделимы также и первопричины сущности.
Логические произведения Аристотеля.
К логическим произведениям Аристотеля относятся «Категории», «Об истолковании», «Аналитики» первая и вторая, «Топика» и «О софистических опровержениях».
В «Категориях» речь идет о словах, высказываемых «без какой-либо связи» и обозначающих самые общие характеристики события. Аристотель перечисляет десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Они отвечают на вопросы: «что именно есть?», «какое?», «сколько?» и т.д. В «Метафизике» Аристотель или сводит все категории к трем (сущность, свойство, отношение), или же подводит четыре последние категории первого списка по одну – движение.
Темой второго труда «об истолковании» являются не отдельные слова, а сложные выражения, - это не категории («Сократ», «человек», «сидит», «бежит» и т.д.), а высказывания или суждения, составленные из них и выражающие истину или ложь («Сократ сидит», Человек бежит», «Сократ есть человек» и проч.). Высказывания классифицируются соответственно количеству (общие и частные) и качеству (утвердительные и отрицательные) на четыре вида: общеутвердительные, частноутвердительные, общеотрицательные и частноотрицательные.
Далее Аристотель рассматривает модальности высказываний: возможность и невозможность, случайность и необходимость, также прослеживая, какие высказывания, выражающие их, совместимы, а какие нет. Взаимоотношения высказываний (суждений) не должны друг другу противоречить, истинность утвердительного суждения означает ложность его отрицания и т.д. На этой основе строится учение о силлогизме.
Главная и самая интересная часть аристотелевской логики – это доктрина силлогизма. Силлогизм – «речь, в которой, если нечто предположено, то с необходимостью вытекает нечто, отличное от положенного в силу того, что положенное есть». Силлогизмом является заключение, состоящее из трех частей – главной предпосылки, вторичной предпосылки и вывода. Существует много различных видов силлогизмов. У каждого из них есть название, данное схоластиками. Самый известный из них называется «Барбара».
Все люди смертны (главная посылка)
Сократ – человек (вторичная предпосылка).
Поэтому: Сократ смертен (Заключение).
Или: Все люди смертны. Все греки – люди. Поэтому все греки смертны. Другими формами являются следующие силлогизмы: Ни одна рыба не разумна. Все акулы – рыбы. Поэтому ни одна акула не разумна. («Селарент»). Все люди разумны, некоторые животные – люди, поэтому некоторые животные разумны («Дарий»). Ни один грек не черные, некоторые люди – греки, поэтому некоторые люди не черные. Эти четыре силлогизма создают первую фигуру. Аристотель открыл вторую и третью, а позже была выведена и четвертая. Было доказано, что все эти фигуры, так или иначе сводятся к первой. Из первой предпосылки можно сделать некоторые выводы. Из фразы «некоторые люди смертны» мы можем заключить то, что некоторые смертные люди. По Аристотелю, это же можно вывести из предпосылки «Все люди смертны». Из фразы «Ни один бог не смертен» мы можем заключить, что «ни один смертные не бог», но из фразы «некоторые люди не греки» вовсе не следует то, что некоторые греки - не люди. Кроме упомянутых выше выводов Аристотель и его последователи считали, что все дедуктивные выводы, в том случае, когда они ясно определены, являются силлогизмами. Установление действительных видов силлогизмов должно, по их мнению, помочь избежать многих ошибок. Эта система стала началом формальной логики. Как таковая она является как крайне важной, так и просто красивой, хотя Аристотелю и не удалось избежать некоторых ошибок.
Проблема «диалектического» метода поставлена Аристотелем в «Топике», - произведении, где он анализирует «топы» (topos, множественного числа от topoi), т.е. общие приемы мышления, используемые в диалоге, способствующем достижению истины. В «Топике» рассматривается свыше трехсот «топов», и потому ей доводилась роль как бы склада вспомогательных средств аргументации, которые следует иметь под рукою для использования в споре. На деле же Стагирит, анализируя структуру платоновских диалогов и формулируя «топы», разрабатывает метод движения познания к истине, причем с использованием не только необходимых, но и вероятных (только правдоподобных) положений. «Топика» учит восходить от «правдоподобного» к «истинным и первым» положениям, которые «достоверны не через другие [положения], а через самих себя». Этому и служит использование «топов» различного вида. Так, «топы, касающиеся многозначности слов», ведут к истине, если слова совместимы, к заблуждению – если они не совместимы, а именно медицину, например, можно определить и как знание о здоровье (соответственно ее цели), и как знание о надлежащем образе жизни (соответственно средствам, применяемым для этой цели). Использование же слова «лук» одновременно в значении «овощ» и «оружие» приведет к заблуждению.
Логика Аристотеля завершается анализом логических ошибок, сознательно и бессознательно совершаемых людьми. В своем последнем логическом трактате «О софистических опровержениях», который иногда рассматривается как последняя (девятая) книга «Топики», он показывает, что все логические ошибки суть не что иное, как погрешности в силлогизме. Они, в свою очередь, разделяются на языковые ошибки (двусмысленность слов – омонимия или выражений – амфиболия; неправильность соединения или разделения мыслей, ошибки в ударениях и подстановка одной грамматической формы вместо другой) и ошибки внеязыковые (собственно логические: подмена сущности случайным признаком, смещение абсолютного и относительного, незнание сущности доказательства, предвосхищение основания, предположение причины в том, что не может ею быть, и соединение многих вопросов в один).
Такова классическая система аристотелевской логики. Она оправдана, поскольку логике в течение двух тысячелетий отводилась главным образом роль учебной дисциплины. Последние исследования по истории логики подводят к выводу, что путь исследования логических вопросов был противоположен пути изложения. Исследование начинается с реальной практики диалогического мышления, с платоновского диалога («Топика»), отсюда переход к абстрактным формам умозаключения («Аналитики»), и лишь затем идет теория суждения или высказывания («ОБ истолковании») и учение о терминах или понятиях («Категории»). С этой точки зрения становиться понятно, почему «Категории» могут рассматриваться и рассматривались как последний трактат логики и первый – «метафизики».
Заключение.
Подводя итог можно сказать, что «логика Аристотеля – это органическая часть его системно-рационализаторского, философского мировоззрения». Она помогает понять многое из его философии, даже его теологию.
Великая заслуга Аристотеля состоит в том, что он впервые сделал приемы рассуждения предметом научных изысканий, именно приемы рассуждения как целостные образования, а не только те или иные компоненты рассуждения.
Благодаря философии Аристотеля многие науки получили свое логическое переосмысление. Возможно, что создание подобной науки – это был первый шаг в попытке конкретизации мира, желание сделать его более логическим, более рациональным и упорядоченным, а, следовательно, более понятным.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. П.В.Алексеев, А.В.Панин, Философия. Учебник. М., 2000
2. Кант И. Соч.,т.3 М.,1964
3. А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи «Аристотель»
4. А.Н.Чанышев «Аристотель»
5. Аристотель. Категории
6. Аристотель. Первая Аналитика
7. Аристотель. Вторая Аналитика
8. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
[1] Энциклопедия Кирилла и Мефодия
[2] Кант И. Соч., т.
[3] А.Н.Чанышев «Аристотель»
[4] Аристотель «Категории»