Контрольная работа

Контрольная работа Идеалистическое направление в европейской философии конца 17 начала 18 вв.

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024



Контрольная работа по философии
Тема 20. Идеалистическое направление в европейской философии конца 17 – начала 18 вв.


Лейбниц Г. и его «монадология». Учение Лейбница об иерархии монад.


Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) – немецкий философ, математик, физик, языковед. С 1676 на службе у ганноверских герцогов. Основатель и президент (с 1700) Бранденбургского научного общества (позднее – Берлинская АН). По просьбе Петра I разработал проекты развития образования и государственного управления в России.

Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций – монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии («Монадология», 1714);

С точки зрения Лейбница, основа мира - Бог и созданный им разум. Материя получает свое содержание и источник развития от разума Бога. Мир состоит из мельчайших элементов - монад, особых простых субстанций, которые входят в состав сложных субстанций. Монады не имеют протяжения фигуры, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Лейбниц наделяет монады принципом силы, активности. Но активность их объясняется телеологически (с точки зрения всеобщей подчинен­ности конечной цели) и теологически. Бог не только породил Вселенною, но постоянно направляет ее ко все более совершенным и богатым формам.

В учении о монаде как частице, связанной единством с бесконечным миром. Лейбниц сформулировал диалектическую идею, т.к. в при­роде все связано со всем, т.к. монада представляет собой Вселенную. В этом проявляется связь индивидуальной субстанции со всем миром.

Монады - это простые субстанции. В мире нет ничего кроме монад. О бытии монад можно заключить из существования сложных вещей, о котором известно из опыта. Но сложное должно состоять из простого. Монады не имеют частей, они нематериальны и называются Лейбницем «духовными атомами». Простота монад означает, что они не могут распадаться и прекращать существование естественным путем. Монады «не имеют окон», т. е. изолированы и не могут реально воздействовать на другие монады, а также испытывать воздействие от них. Правда, это положение не распространяется на Бога как высшую монаду, наделяющую существованием все другие монады и гармонизирующую между собой их внутренние состояния. В силу «предустановленной гармонии» между монадами каждая из них оказывается «живым зеркалом универсума». Простота монад не означает отсутствия у них внутренней структуры и множественности состояний. Состояния, или перцепции монад в отличие от частей сложной вещи не существуют сами по себе и поэтому не отменяют простоту субстанции. Состояния монад бывают сознательными и бессознательными, причем не осознаются они в силу своей «малости». Сознание, впрочем, доступно не всем монадам. Рассуждая на эту тему в антропологическом контексте, Лейбниц допускал возможность влияния бессознательных представлений на поступки людей. Лейбниц констатировал далее, что состояния монад претерпевают постоянные изменения. Эти изменения могут быть обусловлены только внутренней активностью монад. Несмотря на то, что Лейбниц пришел к системе монадологии во многом в результате размышлений над природой физических взаимодействий, моделью монады для него выступает понятие человеческой души. При этом человеческие души как таковые занимают лишь один из уровней мира монад.

Основные положения данной теории (монадологии) следующие:

·  весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;

·  данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого - "единое", "единица");

·  монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;

·  монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;

·  по своей сути монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;

·  в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;

·  монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

·  «голые монады» - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

·  монады животных - обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

·  монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

·  высшая монада - Бог.

Выше них находятся животные души, обладающие чувством, памятью, воображением и аналогом разума, природа которого состоит в ожидании сходных случаев. Следующей ступенью мира монад являются человеческие души. Кроме перечисленных выше способностей, человек наделен также сознанием, или «апперцепцией». С апперцепцией связаны и другие высшие способности, рассудок и разум, позволяющие человеку отчетливо постигать вещи и открывающие ему сферу вечных истин и моральных законов. Лейбниц был уверен, что все монады, кроме Бога, связаны с телом. Смерть не разрушает тело, она есть только его «свертывание», так же как рождение - «развертывание». Тело - это государство монад, идеальным правителем которого является душа. При этом Лейбниц отрицает реальное существование телесной субстанции, т. е. материи.

Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы». Метод Лейбница распространяет индивидуализацию и автономность по всему миру, до самых отдаленных его уголков. Подобно различным человеческим личностям субстанции индивидуальны и неповторимы, каждая из них обладает своеобразием, на свой манер изменяется и развивается, хотя развитие их всех происходит в конечном счете в едином направлении.
Философия Дж. Беркли и ее эволюция от идеализма субъективного к идеализму объективному. Причины резкого выступления Беркли против философского материализма
Родился в Ирландии в английской дворянской  семье. Учебу начал в 1675 г. в Килкени, а через пять лет продолжил ее в колледже Троицы в Дублине, где господствовал дух схоластики. Главными предметами преподавания были богословие, метафизика, этика, логика. Однако за стенами университетского колледжа, в котором обучался Беркли, широкое распространение получили учения Декарта и Локка, развивалась полемика между сторонниками вихревой физики

Декарта и последователями гравитационной физики Ньютона.

В 1707 г. Беркли были анонимно опубликованы его первые научные произведения – два трактата по математике.  В 1709 г. вышла в свет первая работа Беркли, предвещающая его философское учение – "Новая теория зрения". В следующем году он издает "Трактат о началах человеческого знания", где высказывает свои философские взгляды, новую философскую концепцию. В 1713 г. Джордж Беркли, находясь в Италии в качестве чрезвычайного посла при дворе сицилийского короля, пишет одну из основных своих работ – "Три диалога между Гиласом и Филониусом". В 1731 году он публикует свою новую работу – "Алсифрон", где отстаивает христианское вероучение и религиозную мораль. Вслед за этим последовало написание философско-математического произведения "Аналитик". Последним произведением Беркли был изданный в 1744 году "Сейрис", в котором были причудливо переплетены терапия, философия и мистика.

Ещё во время учёбы в Университете Беркли внимательно следил за развитием современных ему естественнонаучных теорий и уже смолоду решил вступить в борьбу против основных результатов передовой философии и науки. Наблюдая повсюду успехи материалистических и метафизических учений, Беркли решил нанести удар не по каким-либо отдельным проявлениям материализма, а по исходному, как он считал, понятию всех видов материализма – понятию МАТЕРИИ.

Он полагал, что понятие материи "заключает в себе противоречие", является наиболее "абстрактной и непонятной из всех идей". Поэтому он считал, что необходимо навсегда изгнать понятие материи из употребления. "Отрицание её не принесёт никакого ущерба остальному роду человеческому, который. никогда не заметит ее отсутствия. Атеисту действительно нужен этот призрак пустого имени, чтобы обосновать своё безбожие, а философы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустословия".

К такому высказыванию Беркли присоединяет ещё и сенсуалистические аргументы. Если вещь не более чем коллекция "идей", она не предполагает ничего сверх чувственных качеств, никакого особенного их обладателя, субстрата. А раз ни одно из наших чувств не знакомит нас с ней, нам ничего о ней не известно и не может быть известно.

Беркли выступает против материальной субстанции с позиций НОМИНАЛИЗМА. Наш опыт, утверждает он, дает знание лишь о единичных вещах, общие же понятия – это только условные знаки, имена, обозначающие множество сходных вещей.

Беркли не проводит отрицания субстанции вообще, а ограничивается отрицанием материальной субстанции. Он заявляет: "я не устраняю субстанции. Меня не следует обвинять в изъятии субстанции из постигаемого разумом мира. Я отбрасываю только философский смысл (который на самом деле является бессмыслицей) слова "субстанция" как материального носителя качественного многообразия, как основы единства мира".

С понятием материи тесно связана идея пространства, которое, как полагала физика Ньютона, существует отдельно от тел в качестве общего вместилища всех природных вещей. Материалистическая в целом философия Локка исходила из того, что источник ощущений – внешний мир, существующий независимо от сознания. Беркли отбрасывает материалистический исходный пункт учения Локка и объявляет ощущения ("идеи") единственной воспринимаемой человеком реальностью. Материалистическому сенсуализму Локка Беркли противопоставляет идеалистический сенсуализм.

По Беркли предпосылка понятия о материи, как и понятия о пространстве, состоит в допущении, что, отвлекаясь от частных свойств вещей, воспринимаемых посредством различных ощущений, мы можем образовывать отвлеченную идею об общем для них вещественном субстрате. Но это-де невозможно. У нас нет, и не может быть чувственного восприятия материи, как таковой. Мы воспринимаем лишь отдельные вещи, и каждое из этих восприятий представляет собой сумму отдельных ощущений или, по терминологии Беркли, "идей". Таковы идеи цветов, запахов, звуков, температурных, осязательных ощущений и т.д. "Быть" всегда значит "быть в восприятии". Мы видим отдельные цвета, а не окрашенную материю, слышим отдельные звуки, а не звучащую материю и т.д.

Вся теория абстракции Беркли направлена к тому, чтобы доказать, что реально только то, что воспринимаемо или представимо, но не то, что мыслимо. Понятие сводится им к представлению, рациональное к эмпирическому, общее к отдельному.

Так же обстоит дело и с абстракцией материи. Доказательству этой мысли Беркли посвятил "Трактат о началах человеческого знания" (1710) и диалог "Три разговора между Гиласом и Филониусом" (1713).

В этих сочинениях Беркли не скрывает, что главная цель его – борьба против материализма и всех его проявлений в науке.

Далее Беркли субъективистски истолковывает сенсуализм, воспользовавшись неумением Локка и других материалистов XVII века раскрыть диалектическое единство в познании субъективной и объективной сторон.

До Локка субъективная сторона в познании сводилась к искаженному влиянию субъекта, которое в принципе может быть устранено. Локк фактически обнаружил, что знание всегда субъективно по своей форме, и это выразилось в его понимании вторичных качеств.

Локк разделили качества на два рода, один из которых признаётся первичным, присущим вещам самим по себе, а второй рассматривается, как вторичный, производный, неадекватный. К первичным качествам, объективным и объективно отраженным в восприятии, относятся по Локку, протяжение, плотность, движение (трактуемое только как механическое), фигура и число. Все остальное чувственное многообразие дает неадекватное воспроизведение в сознании перечисленных первичных форм существования материи. Это такие качества материи, как цвет, запах, вкус, звук.

Он абсолютизирует локковское противостояние ВТОРИЧНЫХ качеств ПЕРВИЧНЫМ.

Беркли совершенно отрывает вторичные качества от их объективной основы, дает им законченно-субъективистскую интерпретацию. Затем Беркли пытается доказать, что субъективность, характеризующая вторичные качества, в равной мере присуща и первичным, и, таким образом, все качества в равной мере вторичны, т.е. субъективны.

Учение Беркли – СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает"идеи" и "души".

ИДЕИ – это качества, данные в нашем субъективном восприятии.

ДУШИ – воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности.

По мнению Беркли, идеи совершенно пассивны. Напротив души, в отличие от идей активны. Это различие необходимо Беркли для защиты субъективного идеализма от неизбежных и естественных возражений. Он пытается доказать, что из его учения не следует, будто вещи впервые возникают лишь благодаря восприятию и будто они исчезают, когда прекращается восприятие.
Понятие общества
Общество, на первый взгляд, есть совокупность большого количества людей, которыми управляет государство и его органы. При этом люди выполняют те или иные обязанности друг перед другом или перед обществом в целом. Поверхностный взгляд обычно грешит большой статичностью и сводится к наличию совокупности людей и выполняемых ими обязанностей (функций). В действительности общество очень динамично, поскольку человек всегда что-то делает даже тогда, когда казалось бы ничего не делает. Он сидит, спит, отдыхает, лечится, трудится, т.е. что-то делает. И его деятельность обусловлена его потребностями, деятельностью других людей и сама обуславливает деятельность других людей.

Поэтому общество это совокупность совместных видов деятельности людей и отношений, которые складываются в процессе этой деятельности, а также регуляция этих отношений и деятельности. Регуляция (управление) может иметь форму обычаев, традиций, норм, ценностей. Чем развитее общество, тем большую роль играют нормы, но прежде всего ценности.

Поэтому общество это мы и совокупность механизмов производства, самоорганизации, самоуправления. Производство в обществе – основа жизни общества. Человек, в отличие от животного, преобразует мир, его образ жизни производящий.

Производство носит общественный характер. Это означает, что оно существует не в одиночку и нацелено на удовлетворение потребностей не только отдельного человека, но, в конечном счете, всего общества.

Общественное производство можно поделить на следующие виды:

1.Биологическое производство (воспроизводство). Цель которого – продолжение человеческого рода. Даже биологическое производство имеет общественный характер, потому что, не смотря на чисто биологических механизм и основу, оно опосредованно человеческими отношениями и поэтому имеет иную чем у животных форму. У животного есть высокая степень соответствия стимула (потребности) и реакции (поведения). У человека реакция на стимул опосредованная культурой (традициями, ценностями, этикетом и т.д.).

2. Материальное производство. Цель – удовлетворение потребностей человека в предметах, условиях, услугах необходимых для поддержания жизни и повышения ее качества. Поэтому материальное производство создает соответствующие блага и услуги.

3. Духовное производство. Цель – удовлетворение духовных потребностей. Выражается в производстве и передаче знаний, опыта, навыков, ценностей.

4. Общественное производство включает в себя создание и поддержание в состоянии работоспособности механизмов управления. Управление необходимо для согласования всех видов материального и духовного производства, всех видов деятельности.

Общество может быть поделено на относительные самостоятельные сферы (подсистемы), являясь системой (организмом).

Выделяют экономическую сферу (подсистему), духовную, социальную и политическую. Противоположность материализма и идеализма в понимании общества проявляется в том, что идеализм в качестве фундаментальной, основополагающей выделяют духовную сферу, а материализм в качестве такого вида экономическую сферу. Принципы материализма – бытие определяет сознание и поэтому общественное бытие определяет общественное сознание. Принципы идеализма: сознание определяет само себя в том числе с помощью бытия. Поэтому бытие лишь одно из условий, которое не может быть первым и определяющим.
Литература


1. Реферат Масаж при травмах і захворювання нервової системи
2. Реферат Системное управление качеством продукции, его современные особенности и развитие
3. Реферат О краеугольном камне финансового благополучия
4. Доклад Королевство Саудовская Аравия
5. Реферат на тему Электростатическое поле как фактор опасного и вредного воздействия
6. Реферат Анализ технологических процессов обработки информации
7. Курсовая Особенности составления бухгалтерской финансовой отчетности
8. Реферат Джон Локк. Государство и право
9. Реферат Кино как новый элемент художественной культуры
10. Курсовая на тему Программирование алгоритма цифровой подписи ГОСТ Р 34 10 94