Контрольная работа Образование русского централизованного государства 4
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Донской юридический институт
Кафедра гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин
Контрольная работа по дисциплине
«Отечественная история»
Вариант II
Семестр обучения I
Учебный год I
Выполнила: Студентка 1 курса 11 группы Заочной формы обучения Зюбина Ирина Викторовна 10.11.2009 г.____________
Преподаватель:
Веретенникова Елена_____ Вячеславовна____________
Зарегистрировано:
_____________________
(дата, подпись зарегистрировавшего лица)
Отметка преподавателя:
______________________ ( «зачтено»/ «не зачтено», дата, личная подпись)
План
Образование русского централизованного государства. 3
Таблица «Революции 1905-1907 гг.» со следующими разделами: причина, ход, итог.
Раскрытие содержания терминов и понятий: бортничество, ярлык, язычество, десятина, феодалы, бояре. 13
Список источников и литературы. 18
Образование русского централизованного государства.
В конце XIII века начинается формирование единого государства. Это был закономерный этап, так как к этому периоду политическое дробление Северо-Восточной Руси достигло своего апогея. Особенностью объединительного процесса было то, что последствия монголо-татарского нашествия значительно задержали экономическое развитие русских земель, но, несмотря на это страна постепенно залечивала свои раны. Население возвращалось в опустевшие деревни и села, вновь распахивались заброшенные поля, вставали из руин города. Так как и в условиях раздробленности, единство Руси никогда не исчезало полностью. Русские люди сохраняли общий язык и правовые нормы, восходившие к Русской Правде, православную веру и общее национальное самосознание. Процесс объединения русских земель начинается при сыне Александра Невского князе Даниле.1 Причинами образования централизованного государства являются: рост и развитие феодального землевладения, и поглощение феодалами крестьянской общины, так как феодалы были заинтересованы в создании централизованного аппарата власти для подавления сопротивления крестьян; подъем городов, так как жители городов были заинтересованы в ликвидации феодальной раздробленности, препятствовавшей свободе торговли; княжеские усобицы разоряли крестьянские земли, поэтому крестьяне тоже были заинтересованы в стабилизации власти. Кроме того бояре тоже были заинтересованы в единстве страны, так как, например, не имели права покупать земли за границами своего княжества. Эти причины привели к мысли, что объединение Руси просто необходимо.
Центром объединительных процессов становиться Московское княжество. Ну почему же именно оно? Ведь на этом этапе объединения Руси происходит борьба между двух центров: Москвы и Твери. Конечно, «Москва была расположена удобно. Защищенная густыми лесами и соседними территориями, она была далека от опасных рубежей, находилась на важных торговых путях Волго-Окского междуречья, располагала сравнительно плодородными землями, на которых издавна велось пашенное земледелие»2. Первоначально Московское княжество было небольшим, но Данилу удалось значительно увеличить его. Все это конечно сыграло значительную роль, но не одна Москва обладала этими преимуществом. Ничуть не менее выгодным было положение Твери. Ну почему же центром
объединения стала Москва? Сыграл удачный случай. Подробнее рассматривая этот вопрос, все встает на свои места. После смерти Данила в 1303 г. Московский престол достается его старшему сыну Юрию. В это время происходит ожесточенное соперничество между Москвой и Тверью, за княжеский ярлык. В этом соперничестве победила Тверь, но не на долго. В 1318 г. новый хан Узбек, опасаясь усиления Твери, поддержал Юрия и дал ему войско для войны с тверским князем. В итоге Москве был дан ярлык на княжество. Так из сложившегося удобного территориального положения и случая, Москва становилась центром объединения русских земель. Как, отмечает Ключевский, объединение русских земель вокруг Москвы привело к коренному изменению политического значения этого города и великих московских князей. Они, недавние
правители одного из русских княжеств, оказались во главе
обширнейшего государства Европе.3
Продолжилось становление Московского княжества при втором сыне Данила, Иване Калите. «Именно при нем московское княжество стало сильнейшем на Руси. Он способствовал перенесению в Москву резиденции митрополита. С этого времени Москва становиться и религиозным центром. Установив хорошие отношения с ханом Золотой Орды, а, также подавив восстание в Твери в 1327 году, он получил ярлык на великое княжение»4. За время его плавления Москва значительно увеличила свои территории, конечно не без помощи Орды. Москва установила контроль над рядом северных территорий: Угличем, Белоозером, Костромой, Галичем, а также Ростовом. Благодаря расчётливой политике Ивана Калиты Московское княжество постоянно расширялось, крепло и 40 лет не знало татарских набегов. Но историки считают, что основной заслугой Ивана Калиты стало следующее. Во времена Ивана Калиты из-за преследований по религиозным мотивам в Москву хлынули толпы беженцев из Орды и Литвы. Калита стал принимать на службу всех. Подбор служилых людей производился исключительно по деловым качествам при условии принятия православной веры. Русскими становились все, кто переходил в православие. Стало складываться определение - "православный - значит, русский". При Иване Калите утвердился принцип этнической терпимости, основы которого заложил его дед - Александр Невский. И этот принцип в будущем стал одним из важнейших, на которых строилась Российская империя.
Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья. В 1340-1353 гг. в Москве правил Симеон Гордый, а потом с 1353-1359гг. правил Иван II Красный. Не имея соперников, они легко смогли получить ярлык на великое княжение
Владимирское. За их время правления к Москве были присоединены: Дмитровское и Стародубские земли. После смерти Ивана II Красного престол получил, его сын и внук Ивана Калиты, Дмитрий Иванович Донской (1359-1389 гг.), в 9 - летнем возрасте. При малолетнем князе положение Москвы, как первого на Руси княжества, пошатнулось. Но малолетнего князя поддерживало мощное московское боярство и глава Русской церкви митрополит Алексей. Митрополит понимал, что если Москва потеряет ярлык на великое княжение, то её многолетние усилия по собиранию русских земель будут сведены на нет. Митрополит смог добиться у ханов, чтобы великое княжение отныне передавалось только князьям московского княжеского дома. Это повысило авторитет Московского княжества среди других русских княжеств. Авторитет Москвы еще больше повысился после того, как 17 - летний Дмитрий Иванович выстроил в Москве Кремль из белого камня (камень был редким строительным материалом в Москве. Кремлёвская стена из камня настолько поразила воображение современников, что с того времени возникло выражение - "Москва белокаменная")5. Московский Кремль стал единственной каменной крепостью на всём русском Северо-востоке. Он стал неприступным. И это значительно не нравилось Орде. В середине ХIV в. Орда вступила в период феодальной раздробленности. Из состава Золотой Орды стали выделяться самостоятельные орды. Они вели между собой ожесточённую борьбу за власть. Все ханы требовали от Руси дани, послушания. В отношениях между Русью и Ордой возникло напряжение. В это время Мамай с огромным войском двинулся к Москве. В короткое время под знамёна Дмитрия Ивановича стали полки и дружины из всех русских земель, кроме враждебных Москве. 8 сентября 1380 г. у впадения речки Непрядвы в Дон состоялась Куликовская битва. Дмитрий Иванович и воеводы проявили военный талант, русское войско - несгибаемую храбрость. Татарское войско было разгромлено. Монголо-татарское иго сброшено не было, но значение Куликовской битвы в русской истории огромно: на поле Куликовом Орда потерпела первое крупное поражение от русских; после Куликовской битвы был значительно уменьшен размер дани; Орда окончательно признала главенство Москвы среди всех русских городов;
у жителей русских земель появилось ощущение общности исторической судьбы; по словам историка Л.Н. Гумилева, "на поле Куликово шли жители разных земель - вернулись с битвы как русский народ". Современники назвали Куликовскую битву "Мамаевым побоищем", а Дмитрий Иванович во времена Ивана Грозного получил почетное прозвище "Донской". «Успех Дмитрия Донского предопределил основы политики последующих
московских князей, которую можно охарактеризовать как собирание русских земель Москвой уже в качестве единоличного лидера, не имеющего себе равных противников»6. После смерти Мамая власть захватил хан Тахтамыш, который потребовал возобновления выплаты дани. Когда Дмитрий Иванович ответил отказом, то Тахтамыш повел свои войска в 1382 году на Москву, хитростью её схватил и сжег. И это, как бы на первый взгляд трагедия не остановила путь единения Руси, а лишь укрепила. Можно сказать на Руси уже знали, что иноземное иго не вечно. «Поэтому князь Дмитрий Донской в своем завещание назначил наследником старшего сына Василия, не считая нужным испрашивать согласия хана».7 При правлении Василия Дмитриевича(1389-1425) было присоединено Новгородское княжество. После его смерти наследником престола стал Василий Васильевич II (Темный)8. Во время его правления происходят посягательство на Москву. Несколько раз он покидал престол, но, в конце концов, вернулся, чтобы править до самой смерти. Феодальная война буквально разорила страну. В тоже время феодальная война показала неизбежность объединения русских земель в одно государство.
К концу XIV в. Московское княжество настолько окрепло, что смогло начать борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. При Иване III, сыне Василия II, объединение русских земель вступило в завершающую фазу, почти двухвекового процесса объединения земель. По отношению к Орде Иван III вел осторожную, расчетливую политику, регулярно выплачивая ей дань. Однако когда ордынский хан Ахмат потребовал от московского князя, чтобы тот явился в Орду и лично засвидетельствовал свою покорность, Иван III решительно отказался. Тогда осенью 1480 г. Ахмат пришел на Русь во главе сильного войска. Русская рать встретила его на берегах р. Угры, притока Оки. Началось долгое "стояние" друг против друга. Надежды Ахмата на помощь Казимира IV, с которым он заключил военный союз, оказались тщетными. Иван III сумел противопоставить этому союзу свой, с крымским ханом Менгли-Гиреем, совершившим в это время грандиозный набег на южную часть Великого княжества Литовского. 11 ноября 1480 г. Ахмат увел с Угры свои войска. Ордынское иго, продолжавшееся 240 лет, кончилось. Таким образом, к 30-м гг. в Восточной Европе сложилось крупнейшее государство со столицей в Москве. Преобладающим населением были русские, а также входили и другие нации9. К Москве были присоединены важнейшие земли - Новгород Великий, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли по Десне. Процесс объединения русских земель был завершен в начале XVI в.
Князь Василий III присоединил к Москве вторую половину Рязанского княжества, Псков, освободил Смоленск от литовского господства.
Итогами объединения становиться постепенное налаживание системы органов центрального управления, состоящая из Казны, которая вела финансовые, внешнеполитические и другие дела общегосударственного характера, и Дворцов — новгородского, тверского и пр., с помощью которых князья из центра управляли вновь присоединенными землями. Для управления отдельными уездами, на которые делилась теперь обширная территория нового государства, из центра назначались наместники. Они обладали всей полнотой власти на местах и жили за счет кормления10 — различных сборов с местного населения. Иван III принял титул государя и великого князя всея Руси. Московские князья были озабочены не только расширением пределов своего государства и борьбой за его независимость, но и укреплением хозяйства, созданием сильной системы управления, большого войска. Стремясь обеспечить себя служилыми людьми, московские князья начинают жаловать им поместья — земли, которые, в отличие от вотчин, оставались в собственности государства и давались во временное пользование за службу, прежде всего военную. Свидетельство объединения русских земель стало создание в 1497 г. единого для всей страны Судебника. В этом законе содержалась статья о праве перехода от одного хозяина к другому, которое ограничивалось теперь двумя неделями в году — неделей до Юрьева дня (26 ноября) и неделей после. В своем Судебнике Иван III сделал первый шаг на пути прикрепления крестьян к земле.
Революция 1905 – 1907 годов
причины |
Причины революции многообразны, но все они, так или иначе связаны с процессами модернизации политической, экономической, социальной областей жизни страны. Важнейшими предпосылками стали четыре основных фактора. Россия оставалась страной с неразвитой демократией, отсутствием конституции, отсутствием гарантий прав человека, что выпало активность оппозиционных правительству партий. После реформ середины XIX в. крестьянство получило меньше земли, чем они использовали до реформы для обеспечения своего существования, что вызывало социальную напряженность в деревне. Нараставшие со второй половины XIX в. противоречия между быстрым ростом капитализма и пережитками крепостничества создавали объективные предпосылки недовольства, как буржуазии, так и пролетариата. Кроме того, Россия являлась многонациональной страной, в которой положение нерусских народов было крайне тяжелым. Именно поэтому большую массу революционеров составляли выходцы из нерусских народов (евреи, украинцы, латыши). Все это свидетельствовало о готовности целых социальных групп к революции. Революционное выступление, обусловленное вышеперечисленными противоречиями, были ускорено такими событиями, как неурожаи и голод в ряде губерний вначале XX в., экономический кризис 1900-1903 гг., который привел к недовольству больших масс рабочих, поражение России в русско-японской войне обострила недовольство, убедила общество в неспособности самодержавной власти достойно и эффективно управлять страной. Используемые средства борьбы - стачки и забастовки, а основная движущая сила - рабочие (пролетариат). Социальные конфликты переплетались с межнациональными и межконфессиональными. Раскол в обществе углублялся, социальные группы, как пишет историк В. П. Дмитриенко, «разбегались» по разным направлениям. Особенно острым стал рабочий вопрос, усугублявшийся отсутствием трудового законодательства, низким уровнем заработной платы, высокой продолжительностью рабочего дня, запретом стачек и пр.11 И тем самым все это стало причиной проявления каких-либо действий, а то есть стало началом революции. |
Ход революции |
Началом революции принято считать 9 января 1905 г. («Кровавое воскресенье») в Петербурге, когда правительственными войсками была расстреляна демонстрация рабочих, как считается, организованная священником петербургской пересыльной тюрьмы Георгием Гапоном. Именно провокационная деятельность Гапона дала толчок началу
революции, В разгар петербургской всеобщей стачки (участвовало до 3-х тысяч человек) Гапон предложил устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. В ходе расстрелов демонстрации было убито более 1 тыс. человек. Таким образом, 9 января 1905 г. стало началом революции и получило название «Кровавое воскресенье».
1 мая началась стачка рабочих в Иваново-Вознесенске. Рабочими был создан свой орган власти - Совет рабочих уполномоченных. 12 мая 1905 началась стачка в Ивано-Франковске, продолжавшаяся более двух месяцев. В это же время вспыхивают волнения в деревнях, охватившие Черноземный Центр, Среднее Поволжье, Украину, Белоруссию и Прибалтику. Летом 1905 г. был образован Всероссийский крестьянский союз. На съезде Союза были выдвинуты требования передачи земли в собственность всего народа. Открытые вооруженные выступления вспыхивали в армии и на флоте. Крупным событием стало подготовленное меньшевиками вооруженное восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический». 14 июня 1905 г. матросы, овладевшие броненосцем в ходе стихийно вспыхнувшего восстания, привели корабль на рейд Одессы, где в это время происходила всеобщая стачка. Но матросы не решились высадиться и поддержать рабочих. «Потемкин» ушел в Румынию и сдался властям. Начало второго (кульминационного) этапа революции приходится на осень 1905 г. Нарастание революции, активизация революционных сил и оппозиции вынудили царское правительство пойти на некоторые уступки. Рескриптом Николая II министру внутренних дел А. Булыгину были поручено разработать проект создания Государственной думы. 6 августа 1905 г. появился манифест о созыве Думы. Большинство участников революционного движения не удовлетворили ни характер «булыгинской думы» как исключительно законосовещательного органа, ни Положение о выборах в Думу (выборы проводились по трем куриям: землевладельцы, горожане, крестьяне; рабочие, интеллигенция и мелкая буржуазия избирательных прав не имели). Из-за бойкота «булыгинской думы» ее выборы так и не состоялись.
В октябре - ноябре 1905 г. волнения солдат произошли в Харькове, Киеве, Варшаве, Кронштадте, ряде других городов, 11 ноября 1905 г. началось восстание в Севастополе, в ходе которого матросы под руководством лейтенанта П. Шмидта разоружили офицеров и создали Севастопольский совет депутатов. Главной базой восставших стал крейсер «Очаков», на котором был поднят красный флаг. 15-16 ноября 1905 г. восстание было подавлено, а его руководители расстреляны. С середины октября правительство теряло контроль над ситуацией. Повсюду проходили митинги и демонстрации с требованием конституции. Для преодоления кризиса правительство пыталось найти выход из тупика и пойти на еще большие
уступки. Так 17 октября 1905 г. царь подписал Манифест, по которому гражданам России были дарованы гражданские свободы: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов. Государственной думе предоставлялись законодательные функции. Декларировалось создание объединенного правительства - Совета министров. Манифест повлиял на дальнейшее развитие события, уменьшил революционный порыв либералов и способствовал созданию правых легальных партий (кадетов и октябристов). Начавшаяся в октябре в Москве забастовка охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. В октябре 1905 г. бастовало свыше 2 миллионов человек. В это время возникли Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые из органов забастовочной борьбы превращались в параллельные (альтернативные) органы власти. Принимавшие в них участие: меньшевики рассматривали их как органы местного самоуправления, а большевики - как органы вооруженного восстания. Наибольшее значение имели Петербургский и Московский советы рабочих депутатов. Московский совет выступил с призывом начать политическую стачку. 7 декабря 1905 г. началась всеобщая политическая стачка, переросшая в Москве в Декабрьское вооруженное восстание, продолжавшееся до 19 декабря 1905 г. Рабочие строили баррикады, на которых сражались с правительственными войсками. После подавления Декабрьского вооруженного восстания в Москве революционная волна начала спадать. В 1906-1907 гг. продолжались стачки, забастовки, крестьянские волнения, выступления в армии и на флоте. Но правительство с помощью жесточайших репрессий постепенно восстанавливало контроль над страной. 3 июня 1907 г. был издан Манифест о роспуске Думы. В то же время появился новый закон, изменявший порядок выборов. Тем самым был произведен акт государственного переворота. Он ознаменовал собой поражение революции.12______________
Итоги______________________________________________________________
Революция завершилась, не разрешив большинства вопросов, стоящих перед страной. Прежде всего, революция 1905 – 1907 гг. потерпела поражение по ряду причин – армия полностью не перешла на сторону революции; в партии рабочего класса не было единства; отсутствовал союз рабочего класса и крестьянства; революционные силы были недостаточно опытны, организованны и сознательны. Несмотря на поражение, революция 1905 – 1907 гг. имела большое значение. Она не только явилась серьезной школой революционной борьбы, "репетицией 1917 года", в чем ранее видели главное ее значение. Но в первую очередь она серьезно потрясла основы российского самодержавия, которое было вынуждено пойти на ряд
существенных уступок. Верховная власть была вынуждена пойти на изменение политической системы России. Главным событием было создание Государственной Думы, это свидетельствовало о начале развития парламентаризма. Изменилось социально-политическое положение граждан России: были введены демократические свободы, разрешены профсоюзы и легальные политические партии; улучшилось материальное положение рабочих: увеличилась заработная плата и введен 10-часовой рабочий день; крестьяне добились отмены выкупных платежей, снижена арендная плата за землю. Внутриполитическая обстановка в России временно стабилизировалась. Таким образом, в ходе буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг., несмотря на все достижения, не удалось добиться решения основных задач, выдвигавшихся в начале революции, свержения самодержавия, уничтожения сословного строя и установления демократической республики. И все же одним из главных итогов революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.13
|
Раскрытие содержания терминов:
Бортничество (от слова «борть» — дупло дерева) – древнейший промысел и первоначальная форма культурного пчеловодства – основано на содержании и разведении пчёл в бортях, приспособленных для этой цели естественных и специально выдолбленных искусственных дуплах в растущих деревьях, таких как сосна, липа, дуб, осина. Этот промысел развился из так называемого дикого пчеловодства, при котором мёд добывали из гнезда, случайно найденного в дупле дерева. Позже поиск боровок (лесных пчёл) стал более целенаправленным и осознанным актом деятельности – настоящей охотой с приманкой и выслеживанием14.
Оформление бортничества в самостоятельный вид хозяйственной деятельности завершилось ещё до перехода к земледелию или непосредственно предшествовало ему. Первые сведения о бортничестве известны с 17 в. Как самостоятельный вид пчеловодческого промысла бортничество прошло в своём развитии три этапа: 1. Охрана и уход за дикими пчёлами, которые сами селились в естественных дуплах. 2. Содержание осаждённых человеком роёв в заранее приготовленных естественных дуплах. 3. Разведение и содержание пчёл в специально выдолбленных дуплах, т.е. бортях. С вырубкой лесов и развитием скотоводства и земледелия бортничество теряет свое значение и уступает место колодному и пасечному пчеловодству. Б. сохранилось в Бурзянском р-не РБ. В защиту Б. выступали отеч. ученые-пчеловоды А.Кожевников, Г.А. Аветисян, Н.М. Глушков, С.А.Розов, Ф.А. Тюнин. С целью сохранения и изучения бортевых пчел в естественном состоянии с 1986 организован гос. заповедник Шульган-Таш на базе Прибельского филиала (1958) Баш, гос. Заповедника. На территории заповедника изучением бортевых пчел занимались Е.М.Петров и И.В. Шафиков15.
Ярлык - символ власти Золотой Орды на Руси, знак прямой воли хана. Являлся признаком подчиненного положения русских по отношению к ханской власти, выдавался в ставке хана князьям, а также духовенству. Представлял собой некое подобие договора, хотя хан и его окружение никогда не брали на себя твердых обязательств по ярлыку. Предназначался для обеспечения блага Орды. Действие ярлыка было ограничено во времени, иногда он выдавался бессрочно, но его могли отобрать; действие прекращалось в том случае, если умирал выдавший ярлык хан. Великокняжеский ярлык закреплял за владельцем территорию и права
распоряжаться силами других князей. Ярлык определял оббьем и границы полномочий князя, предоставлял свободу действий на обозначенной территории. Княжеские грамоты на местах издавались как бы от имени хана. Князья получали право распоряжаться на закрепленной территории по своему усмотрению; князь был свободен в своих действиях, но в рамках ярлыка. В пане поддержки авторитета местной власти в глазах народа возвращавшихся с ярлыком князей сопровождали ханские послы. В XIV в. Ярлык иногда привозили из ставки хана и передавали князьям. 16
Язычество (от ст. слав, языцы — народы, иноземцы) — обозначение нехристианских, политеистических религий в литературе христианских народов. “Язычество”, как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская религия татар.
Условно верования можно разделить на три большие группы: 1) вера в богов, которые представляли собой основные стихии, и бо
гов-покровителей тех или иных видов хозяйственной деятельности; 2) вера в духов; 3) культ предков. К высшему уровню богов относи
лись два праславянских божества: Перун и Велес, а также древне
русские Сварог и Дажьбог. К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обряда
ми, а также боги небольших замкнутых коллективов: Мокошь, Чур, Купало. Сегодня насчитывают 15 главных астральных богов Руси. Богам иногда строили святилища, или капища. Интересно, что языческие обряды календарных праздников сла
вян соответствуют движениям созвездий и других небесных тел. Почти все языческие боги являются созвездиями или другими небесными телами, а так одухотворяют всю природу и делят духов на враждебных и благожелательных. Из-за разрозненности языческих верования, так и не достигших своего расцвета, сохранилось очень мало сведений о язычестве, да и то довольно скупых. Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян. Главным, определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен символический орнамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические материалы — сокровищница
многовековой народной мудрости, архив истории познания мира и природных явлений человечеством.17
Десятина - термин многозначен (имеет несколько значений)
Десятина:
Единица площади в России до 1918 года, равная 1,0925 га.
обязательный для всех налог в пользу церкви, в размере десятой доли ежегодного дохода в период раннего феодализма. Часть его должна была идти на оказание помощи бедным.
Десятина — одна десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью Особой экономической формой, в которой происходило отчисление средств в пользу первоначальной Церкви, стала десятина. Это праславянское слово, общее всем славянским языкам, обозначает одну десятую часть чего-либо. Важно помнить о том, что под понятием десятины всегда подразумевалось десятая часть доходов, а не капитала, или имущества. Установлена св. князем Владимиром в синодальной редакции. Голубинский Е. Е. предполагает, что св. князь Владимир, находясь в живом и близком общении с государями западными, мог хорошо знать их церковные порядки. Князь, очевидно, воспользовался примером западных народов, назначив десятину как способ обеспечения епископских кафедр Русской Церкви, тогда как для содержания низших уровней церковной организации он использовал пример восточной Греческой Церкви. «Предки наши, — пишет церковный историк, — в первое время после своего принудительного крещения были христианами только по имени и не могли иметь никакой добровольной охоты содержать духовенство. И правительство наше при невозможности воспользоваться примером Греции, отчасти воспользовалось примером Запада, отчасти же поступило самостоятельно».
Феодал — представитель господствующего класса при феодализме (обычно в Западной Европе), то есть общественном строе, для которого было характерно преобладание в экономике сельскохозяйственного производства, владелец земли (феода), передающейся по наследству. Каждый феодал (кроме тех, кто находился на верхней или нижней ступени лестницы) был и вассалом, и сеньором одновременно.
Феодалы обычно презирали расчётливость и бережливость. Чтобы заслужить уважение других феодалов, рыцарь должен был проявлять щедрость. Доходы, получаемые от крестьян, и военная добыча чаще всего
шли на подарки, пиры, охоту, дорогую одежду, на содержание множества слуг и воинов. Позднее феодалы выработали особые правила рыцарской чести: рыцарь должен искать подвигов, бороться с врагами христианской веры, защищать слабых и обиженных. Правила чести применялись только в отношениях между феодалами. Но и здесь они постоянно нарушались. В повседневной жизни, в семье многие феодалы были грубы, жестоки и заносчивы. К труженикам крестьянам, ко всем «неблагородным» они относились свысока, называли их «подлым простонародьем». «Лучше всего, когда крестьянин плачет; худо, когда он радуется»,- говорили господа. Даже в рыцарских песнях феодалы выражали ненависть к людям, которые их кормили и одевали:
Мужики что злы и грубы,
На дворянство точат зубы,
Только нищими мне любы!
Любо видеть мне народ
Голодающим, раздетым,
страждущим, не обогретым!..
Чтоб крестьяне не жирели,
Чтоб лишения терпели,-
Надобно из года в год
Всех держать их в чёрном теле…
(Бертран де Борн, 1195 год)18
Бояре – 1) высший наряду с великими и удельными князьями слой общества на Руси с Х по ХVIII вв., имевший землю на правах наследственной собственности. На Западе аналогичную социальную группу населения называют феодалам.
Возникновение боярства относится ко времени распада родоплеменных союзов в VI – IX вв., когда создавались предпосылки образования государства. По мнению большинства ученых, боярство в X – II вв. разделилось на 2 слоя: княжеских бояр – «княжих мужей» и т.н. земских бояр («старцы градские») – потомки родоплеменной знати. Бояре были подданными князя, обязанными служить в его войске, но пользовались правом отъезда к другому князю и являлись полными господами в своих вотчинах. В период XII – XV вв. с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь боярства (бурный рост боярского землевладения за счет захвата земель с крестьянами). Возросло их политическое значение в Галицко-Волынском княжестве и Новгородское республике. В XV – XVII вв.
боярство стало официальным званием (чином). Первоначально – жалованное, позднее – наследственное. Звание боярина давало право участвовать в заседаниях Боярской Думы. В борьбе с боярством княжеская власть опиралась на дворян. Усиление великокняжеской власти со второй половины 14 в. привело к появлению бояр, которые управляли отдельными территориями в княжеском хозяйстве, отдававшимися им в кормление. Во второй половине XVI – XVII вв. состав боярства сильно изменился. Многие знатные боярские роды пострадали во время опричнины, другие вымерли (Глинские, Мстиславские, Шуйские) или ослабли экономически. В XVII в. все большее значение приобретают нетитулованные, выслужившие боярство люди (А.Л. Ордин-Нащокин, А.С. Матвеев). Благодаря этому происходит стирание граней между боярством и дворянством. Звание бояре было отменено Петром I вначале XVIII вв. 19
Список используемой литературы.
История России VIII-XV вв. Кацва Л. А., Юрганов А. Л., Москва 1998 г.
пособие по дисциплине «Отечественная история», Веретенникова Е. В., Ростов-на-Дону 2006 г.
Учебное пособие «История Российской Государственности» Воронин А. В.
История России с древнейших времен до 1917 года: Учебное пособие/ Под ред. В.Ю. Халтурина. Иваново, 2003.
Черепнин Л.В."Образование русского централизованного государства"
Пособие по отечественной истории для старшеклассников, абитуриентов и студентов. История России IX-XX веков, Санкт-Петербург, 1996 г.
История Отечества, Преображенский А. А., Рыбаков Б. А., Москва 1996г.
История России ХХ – ХI века, А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Москва «Просвещение», 2005 г.
История России ХХ века, А.А Данилов, Л.Г. Косулина, Москва «Просвещение» 2001 г.
Кагарлицкий Б. Ю. Периферийная империя: циклы русской истории. — М.: Эксмо, 2009.
Петров Е.М. Бортевая пчела. Уфа, 1983.
Гумилёв Л.Н. От Руси до России. СПб., 1991
Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Ч. 1. М., 1990.
Борисов Н. С. Русская церковь в политической борьбе XIV - XV веков. М., 1986.
Буганов В. И., Преображенский А. А., Тихонов Ю. .Эволюция феодализма в России. М., 1980.
Ключевский В.О. Курс Русской истории т.2.
Учебный тематический словарь. История России IX – XIX вв. Н.В. Стариков, Ростов-на-Дону, 2005.
П. Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка.
1 История России с древнейших времен до 1917 года: Учебное пособие. Под ред. В.Ю. Халтурина. Иваново, 2003. С. 11 – 13.
2 См. История России VIII-XV вв. Кацва Л. А., Юрганов А. Л., Москва 1998 г. С.145 – 148.
3 Ключевский В.О. Курс Русской истории т.2.
4 См. пособие по дисциплине «Отечественная история», Веретенникова Е. В., Ростов-на-Дону 2006 г. С.13 – 15.
5 См. История Отечества, Преображенский А. А., Рыбаков Б. А., Москва 1996г. С.87 – 96.
6 См. учебное пособие «История Российской Государственности» Воронин А. В. С.98
7 См. История Отечества, Преображенский А. А., Рыбаков Б. А., Москва 1996г. С.83 – 108.
8 См. История России VIII-XV вв., Кацва Л. А., Юрганов А. Л., Москва 1998г. С.168
9 См. История Отечества, Преображенский А. А., Рыбаков Б. А., Москва 1996г. С.96 – 106.
10 См. Учебный тематический словарь. История России IX – XIX вв. Н.В. Стариков, Ростов-на-Дону, 2005. С.189.
11 См. История России ХХ – ХI века, А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Москва «Просвещение», 2005 г., С.41 – 44; История России ХХ века, А.А Данилов, Л.Г. Косулина, Москва «Просвещение» 2001 г., С. 35 – 38.
12 См. История России ХХ века, А.А Данилов, Л.Г. Косулина, Москва «Просвещение» 2001 г., С. 38 – 41; См. История России ХХ – ХI века, А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Москва «Просвещение», 2005 г., С. 44 – 62.
13 См. Пособие по отечественной истории для старшеклассников, абитуриентов и студентов. История России IX-XX веков, Санкт-Петербург, 1996 г., С.295-303.
14 Кагарлицкий Б. Ю. Периферийная империя: циклы русской истории. — М.: Эксмо, 2009.
15 Петров Е.М. Бортевая пчела. Уфа, 1983.
16 Учебный тематический словарь. История России IX – XIX вв. Н.В. Стариков, Ростов-на-Дону, 2005. С.173.
17 П. Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка
Цит. по: Религия славянских племен // История России с древнейших времен до 1917 года: Учебное пособие/Под ред. В.Ю. Халтурина. Иваново, 2003. С. 11 – 13.
18 Буганов В. И,, Преображенский А. А., Тихонов Ю. .Эволюция феодализма в России. М., 1980. С.57
19 Учебный тематический словарь. История России IX – XIX вв. Н.В. Стариков, Ростов-на-Дону, 2005. С.301