Контрольная работа на тему Философские основы хозяйства и экономики
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-11-19Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Содержание
1. Философия экономики и современность
2. Философские основы хозяйства, экономики
Литература
1. Философия экономики и современность
Социальные философы отмечают, что современное западное общество характеризуется высшим проявлением экономизма. По мере развития капитализма (постиндустриализма) ценности и традиции, не сопрягающиеся с выгодой и эффективностью, теряют свое значение. Нынешнее состояние, новый этап развития капиталистических отношений, отличается еще большим воздействием рынка с его куплей-продажей, выгодой, прибылью. Считается, что к началу XXI в. в наиболее развитых странах Запада сформировалось глобальное экономическое общество, а также соответствующий ему тип человека – homo economicus. Доминирующей формой жизни становится социально организованный эгоизм. В результате духовность вытесняется на обочину, на периферию жизни, в филантропию. Духовные ценности (совесть, долг, любовь, патриотизм) утрачивают свою роль, они попросту девальвируются.
Экономизм с его холодным расчетом, рациональностью, уничтожает саму почву духовности. Бездуховность экономического западного общества – это не отклонение или какая-то ущербность в организации и структуре. Бездуховность вытекает из его сути как выражение эгоистически-потребительского отношения к миру. Здесь не очень ценится забота о судьбе природы, человек превращается в безличное существо, потребителя, технократа, эффективного дельца для товарно-денежного производства.
Новый этап в развитии западного общества характеризуется тем, что расчет, купля-продажа из сферы материального производства и потребления проникли в иные области жизни. Все это говорит о том, что на Западе происходит тотальная коммерциализация общества и сферы личной жизни людей. И в этом процессе огромная роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ) как одному из важнейших социальных институтов, оказывающих влияние почти на все области деятельности.
Обращает на себя внимание, что многие современные социал-демократы Запада отдают предпочтение экономике социальной справедливости и защищенности. Они провозгласили лозунг: «рыночная экономика, но не рыночное общество». В своих социальных программах они доказывают необходимость противостояния законам рынка, выступают против переноса всеобщей продажности на сферы образования, культуры, искусства, личных и межличностных отношений. Они ратуют за социальное регулирование рынка – установление пределов экономизма, за подчинение стремления к прибыли и потребительству более высоким идеям и идеалам.
Формирование глобальной технологической цивилизации связано с превращением техники и технологии в абсолютные ценности. Для успешного функционирования этой системы нужен не экономический человек, а человек «технологический». Он превращается в оператора на производстве, в носителя магнитной карточки в быту, которая от его имени представительствует в контактах с остальным миром. Отрицательная сторона подобного положения личности заключается в том, что здесь отсутствует гуманистическое качество живого общения, социальная солидарность и братство. Здесь сводится на нет значение духовного и личностного начала[1].
Следует отметить, что в современной философской литературе в теоретических рассуждениях о путях развития человеческого общества, о путях преодоления кризисных явлений, средствах изживания экономизма и технологизма принципиальное значение придается религиозному фактору. Многие социальные теоретики приходят к заключению, что только вера в Бога является базовым, фундаментальным условием существования культуры духовности. Современные конфликты, сложные геополитические отношения, разгул терроризма, угрозы человеческому существованию из-за накопления оружия массового уничтожения, экологические угрозы – все это может привести к антропологической катастрофе. В таких условиях надежды возлагаются на признание или постулирование сил и средств, которые выше нас, и подчинение им, независимо от того, являются они фактическими или возможными.
Рассмотрим каковы особенности философии экономики в современной России. Это вопрос, прежде всего, о путях и способах реформирования экономики. В научной и публицистической литературе высказывались и обсуждались различные подходы и точки зрения по этому поводу. В обобщенном виде можно отметить несколько позиций. Существует теоретически обоснованная версия о том, что экономическое развитие страны должно происходить на основе структурной перестройки и модернизации хозяйства. Подчеркивается, что уникальность России заключается в наличии сразу нескольких преимуществ: мощного научно-технологического и интеллектуального потенциала и богатейших природных ресурсов. Все эти преимущества должны быть увязаны в единую систему поддержки экономического роста.
Реализуется и иной сценарий развития модернизации экономики с преимущественным использованием принципов и механизмов рынка. Считается, что рынок обладает саморегулирующим свойством, что конкуренция и свобода предпринимательства, частной собственности раскрепощают хозяйственную инициативу людей, способствуют экономическому росту. Считается, что рыночные преобразования в нашей стране имеют свои особенности: роль государства, географические обстоятельства, менталитет граждан.
Высказываются и соображения об экономической модернизации как результате проведения государственной политики по перекрытию потока денег за рубеж, а также некоторые другие пути и способы реформирования нашей экономики. Здесь надо подчеркнуть, все эти пути и сценарии носят не столько сугубо экономический характер, сколько философско-онтологический смысл. Ибо речь идет о состоянии и перспективах развития нашего общества. Речь идет о бытии, благополучии населения России.
Известно, что экономика России переживает трудные времена. Издержки «шоковой терапии», неправедный передел собственности, рост коррупции привели к обнищанию многих слоев населения, к резкому социальному расслоению по уровню доходов. В этих условиях сложилась определенная система ценностей. Для большинства материально малообеспеченных россиян главным благом выступает возможность выжить, т.е. удовлетворить самые насущные потребности. И, разумеется, каждый надеется на улучшение собственного благополучия. Для этого имеются существенные основания. За последние годы происходят заметные сдвиги в экономическом развитии нашей страны, наблюдается некоторое улучшение жизненного уровня людей.
Социальная политика России была положительно оценена независимыми экспертами. Авторитетные ученые-экономисты аргументированно отмечают, что Россия практически преодолела многолетний кризис.
Для философии экономики принципиальное значение имеет анализ социальных предпочтений и жизненных ценностей российских граждан. При всех сохраняющихся экономических трудностях в условиях формирования товарно-денежных отношений складывается определенная иерархия ценностных ориентации. Нельзя не отметить, что для большинства социально активной части россиян, и в особенности для молодежи, характерны прагматические ценности – деньги, успешная карьера. Кроме материальных благ (денег) наибольшее значение среди социальных ценностей для россиян имеет семья, затем следует хорошо оплачиваемая работа, друзья, свободное время, религия. Следует отметить, что в российском массовом сознании постепенно утверждаются ценности рыночный экономики.
Как показывают социологические опросы, ценности политической сферы жизни для россиян находятся на достаточно низком уровне. С одной стороны, они высоко ставят такие демократические ценности, как свобода слова, возможность свободно выбирать руководство страны, но с другой, – возникает определенное разочарование в демократической модели устройства общества. Среди россиян нет четкого представления о нынешней политической ориентации власти.
В последнее время среди россиян усиливаются тенденции к предпочтению экономических ценностей. Многие аналитики отмечают, что имеются определенные признаки примитивности и прагматичности основных жизненных устремлений постсоветского человека. Подобная ситуация в общественном сознании современного российского общества имеет свои причины.
В специальной литературе в общих чертах выявлены три основные детерминации. Во-первых, считается, что эгоистически-материалистические устремления людей имеют глубокие корни в их противоречивой биолого-социальной сущности. Во-вторых, происхождение тенденций расширения своекорыстных интересов связано с кризисным состоянием нашего общества. В современных условиях в России установка на развитие товарно-денежных отношений, форсирование рынка, превращение принципов либерализма в основу хозяйственной политики приводят, в конечном счете, к активизации экономизма и других малопочтенных привычек и пороков. И уж конечно, не к расцвету духовности, больше того, увеличивается нарастание элементов кризиса нравственности.
Следует также отметить еще одну существенную причину. Речь идет о роли СМИ. За последние годы телевидение, кино, а также детективно-развлекательная литература формируют массовое сознание и психику россиян в духе западных нравственных стандартов. Таким образом, допускается грубейшая ошибка – нельзя навязывать людям неприемлемые, чуждые им идеалы. Известно, что массовое сознание по своей природе иррационально, его нельзя сводить к экономической практике.
Сейчас многие ученые и практики не без основания утверждают, что нормальное развитие экономики в нашей стране требует духовно – нравственных устоев. И для начала следует выяснить содержание понятия «духовность». В философской литературе духовность определяется как целостность ума, рациональности, с одной стороны, и нравов, чувств, – с другой. Специалисты отмечают, что в современных условиях происходит распад духовности. Причем этот кризисный процесс проявляется в результате экспансии принципов рациональности, распространения императивов информационности. Происходит как бы вытеснение «второй половины» духовности. Ум, знания, наука занимают лидирующее место в обществе, а вот чувственно-эмоциональный компонент, способность людей к сопереживанию, к добру явно отстает. Наблюдается так называемое обездушивание мира и отдельных людей.
Философский подход предполагает анализ социального смысла духовности. Считается, что ядром, основой ее является выход отдельного человека за пределы индивидуальной жизни, ориентация на общее благо. Это альтруизм, принцип служения, противостоящий эгоизму, расчетливости. В настоящее время в нашей стране существование духовности, служение общему благу напрямую связывается с религиозным возрождением.
В современном российском обществе идея духовно-религиозного возрождения получила определенную активизацию. В документах недавно состоявшегося Всемирного Русского народного собора подчеркнута необходимость диалога, единения традиционных конфессий – православия, ислама, буддизма и иудаизма. Особо обращено внимание на сотрудничество, на общее служение людям, на возрождение национальной культуры, на сохранение нравственности.
Принципиальное значение сегодня приобретает задача выработки идейного стержня, духовного ядра в общественном сознании. Эта сложная и глубокая задача имеет своей главной целью сплотить общество, задать ему ясные и четкие ориентиры на целый исторический период. Ныне эта задача трактуется как поиски национальной российской идеи.
Можно спорить о том, даны ли нам законы нравственности свыше – Господом Богом, или они являют собой выстраданный опыт человечества, ту основу, без которой невозможно существование личности. В любом случае нравственные максимы человеческого жития известны давно. Можно считать, что впервые они были сформулированы в Ветхом Завете в виде заповедей Моисеевых (тех из них, которые не несут узко религиозного характера).
Конечно, эти заповеди не потеряли своей актуальности и почти за три тысячелетия. Они являются до настоящего времени основой нравственности жизни народов, исповедующих иудаизм, христианство, ислам.
Ключевую роль играет не столько провозглашение нравственных норм и запретов, сколько их реализация. Мораль должна замыкаться на конкретные виды деятельности, моральное действие (поступок) всегда связано с полнотой ответственности личности.
Духовно-нравственное оздоровление нашего общества, а также экономической жизни, идет в том числе и через усвоение и реализацию вечных нравственных законов. Ведь без совести, без честности, без заботы о людях, без четко исполняемых моральных правил невозможны успешные социально-экономические преобразования. Как видно этические вопросы занимают существенное место в проемном поле философии экономики.
Философия экономики имеет свой предмет изучения. Она выступает как особый вид философско-экономического теоретизирования. На основе общефилософских положении и принципов экономическая философия нацелена на рассмотрение основ экономического бытия как одной из важнейших сфер человеческой жизни и общества.
В центре внимания философии экономики находятся природа экономической жизни, сущность стороны экономических явлений и процессов. Философия экономики призвана дать представление о важнейших аспектах экономики, где воспроизводятся необходимые материальные условия существования людей.
Философия экономики рассматривает ключевую роль человека в развитии и функционировании экономики. Анализ экономических реалий осуществляется на основе применения философской методологии. Наряду с другими подходами, в том числе математическими, философский метод рассматривает экономику как многомерную и противоречивую систему. Однако именно философия задает общие ориентиры познавательной деятельности. В этом смысле она выступает как общая методология экономического познания. Философская методология разрабатывает теоретические средства наиболее полного отражения непрерывно изменяющейся экономической реальности, причем разработка диалектико-логических принципов познания осуществляется в тесном единстве с обобщением новейших достижений конкретных экономических наук. И, в конечном счете, все это придает практическую значимость методологической функции философии экономики[2].
2. Философские основы хозяйства, экономики
Проблема выяснения базовых понятий (категорий) философии экономики приобретает принципиальное значение. Следует иметь в виду, что философский аспект базовых (основных) категорий экономики, во-первых, фиксирует убеждение человека о существовании окружающего хозяйственно-экономического мира и самого человека с его сознанием. Речь идет о подтверждении философско-онтологических оснований и предпосылок экономической реальности.
Во-вторых, базовые категории призваны дать адекватные знания о феноменах экономики. Это – гносеологический аспект. В-третьих, принципиальное значение приобретает статус базовых категорий, включающих ценностно-мировоззренческие установки и ориентации хозяйствующих субъектов, особенности мотивации их деятельности и поведения. Это антропоаксиологическая проблематика, речь идет о человеке в мире экономики.
В-четвертых, базовые категории не только выполняют функцию познавательных регуляторов, но и имеют значение целеполагания в практической деятельности.
В хозяйственно-экономической практике выстраиваются проекты, программы, которые опираются на философско-методологические принципы и категории.
К числу базовых категорий философии экономики следует отнести категории хозяйство, экономика, рынок. Самая широкая категория «хозяйство», которая отражает сложность и многоплановость экономического бытия общества. Хозяйство рассматривается как производство жизни, основной вид жизнедеятельности людей. Содержание этого понятия включает в себя человеческие, родовые и божественные параметры.
Родовым стержнем хозяйства является природопользование, т.е. здесь подчеркивается глубокая взаимосвязь хозяйствования и экологической деятельности. Эта проблематика получила основательную философскую разработку в трудах отечественных ученых.
Другая базовая категория «экономика» трактуется как важнейшая форма человеческой деятельности, включающая два различных аспекта. Впервые на это обратил внимание еще Аристотель. В своей книге «Политика» он различал экономику как ведение домашнего хозяйства, деятельность, направленную на удовлетворение насущных потребностей. И как такую сферу жизни, которая характеризуется осуществлением хозяйственных операций в целях получения прибыли, накопления богатства.
В современной социальной науке экономика определяется с разных точек зрения. Она толкуется как способ хозяйства, частный случай хозяйственной деятельности. Многие экономисты доказывают, что экономика по своему глубинному смыслу восходит к обмену, обменом она и существует. Причем обмен понимается как универсальный феномен общественной жизни и как действо, связанное с деньгами.
Другие социальные теоретики высказывают суждения о том, что суть экономики определяется характером труда, иные видят стержень в субстанции стоимости. Известно также определение экономики как совокупности производственных отношений. По мнению известного экономиста русского происхождения, лауреата Нобелевской премии В.В. Леонтьева (1906–1999), экономика каждой страны – это большая система, в которой много разных видов хозяйственной деятельности и каждый компонент системы может существовать только потому, что получает что-либо от других, т.е. находится во взаимозависимости и от других звеньев. Таким образом, экономика – это система хозяйственных связей и отношений, особым образом упорядоченная структура.
Рассмотрим характеристику структуры экономики, сферы экономической системы. К ним обычно относят: непосредственное производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг. Речь идет о различных благах, в том числе продуктах питания, одежде, жилье, бытовой технике, машинах и т.д., а вообще понятие блага означает все то, что заключает в себе определенный положительный смысл. Это предметы, продукты, явления, удовлетворяющие определенную человеческую потребность и отвечающие интересам, целям людей.
Для понимания человеческих благ большое значение имеет их классификация. Общепринято подразделение благ на материальные и нематериальные. Если материальные блага – это преимущественно вещи, предметы, то нематериальные создаются в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, искусство, обеспечение здоровья людей, культура и т.д.). Это блага, позитивно воздействующие на развитие способностей и обеспечения здоровья людей.
Услуги – это целесообразная деятельность людей, результаты которой имеют полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности. Например, транспортные, услуги связи и др.
Понятие производства ассоциируется в первую очередь с изготовлением материальных продуктов. А на самом деле доля материального производства во всех ведущих странах в течение десятилетий устойчиво снижается, уступая место сфере услуг. В этой сфере ширятся отрасли, производящие разного рода символы и путеводители в мире символов. Средства массовой коммуникации обрабатывают огромное количество информации, заполнившая все и вся реклама предлагает образцы продуктов, не слишком жестко связанные с их реальными свойствами.
В науке и в повседневной практике важное значение приобретает товар как специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Он обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность и пригодность к обмену. Обычно говорят, что в этом смысле способность товара составляет его потребительскую стоимость. Речь идет о принципиальной социально-экономической проблематике, которая имеет давнюю историю, различные подходы и трактовки.
Следует отметить, что структура экономической системы носит весьма сложный характер. В современной социально-экономической науке выделены общепринятые слагаемые:
– микроэкономика – поведение отдельных хозяйствующих субъектов; деятельность фирм, малых предприятий, домашних хозяйств;
• макроэкономика – функционирование национальной экономической системы в целом;
• мезоэкономика – деятельность определенных подсистем начальной экономики. Речь идет об отдельных отраслях народного хозяйства: агропромышленном комплексе (АПК), топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) и т.д.;
• суперэкономика – мировая экономика в целом.
Кроме того, в мировой научной литературе получила распространение классификация экономических систем по двум признакам: I) по форме собственности; 2) по способам управления экономической деятельностью. На основе этих признаков различают экономику:
• командную или тоталитарную – где большинство предприятий находятся в государственной собственности;
• рыночную – которая характеризуется частной собственностью на средства производства, свободой рынков, конкуренцией;
• смешанную – в рамках ее сочетается государственный сектор и частный,
Особое место в общественной системе принадлежит переходной экономике. Специфика ее заключается в том, что здесь происходит реформирование хозяйства, переход от одного типа социально-экономических отношений к другому. Подобная ситуация наблюдается в нашей стране, где в течение более десяти лет осуществляются экономические преобразования[3].
Литература
1. Алексеев П.В. Философия. Учебник. – М.: ТЕИС, 1996. – 580 с.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 544 с.
3. Игошин Н.В. Экономика: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 607 с.
4. Лукашевич В.В. Пронина Е.И. Философия экономики: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУП, 1998. – 68 с.
5. Осипов Ю.М. Философия хозяйства: учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2005. – 320 с.
6. Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 295 с.
7. Самсин А.И. Основы философии экономики. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 271 с.
8. Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 715 с.
9. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 2001. – 376 с.
10. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.
11. Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.
1. Философия экономики и современность
2. Философские основы хозяйства, экономики
Литература
1. Философия экономики и современность
Социальные философы отмечают, что современное западное общество характеризуется высшим проявлением экономизма. По мере развития капитализма (постиндустриализма) ценности и традиции, не сопрягающиеся с выгодой и эффективностью, теряют свое значение. Нынешнее состояние, новый этап развития капиталистических отношений, отличается еще большим воздействием рынка с его куплей-продажей, выгодой, прибылью. Считается, что к началу XXI в. в наиболее развитых странах Запада сформировалось глобальное экономическое общество, а также соответствующий ему тип человека – homo economicus. Доминирующей формой жизни становится социально организованный эгоизм. В результате духовность вытесняется на обочину, на периферию жизни, в филантропию. Духовные ценности (совесть, долг, любовь, патриотизм) утрачивают свою роль, они попросту девальвируются.
Экономизм с его холодным расчетом, рациональностью, уничтожает саму почву духовности. Бездуховность экономического западного общества – это не отклонение или какая-то ущербность в организации и структуре. Бездуховность вытекает из его сути как выражение эгоистически-потребительского отношения к миру. Здесь не очень ценится забота о судьбе природы, человек превращается в безличное существо, потребителя, технократа, эффективного дельца для товарно-денежного производства.
Новый этап в развитии западного общества характеризуется тем, что расчет, купля-продажа из сферы материального производства и потребления проникли в иные области жизни. Все это говорит о том, что на Западе происходит тотальная коммерциализация общества и сферы личной жизни людей. И в этом процессе огромная роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ) как одному из важнейших социальных институтов, оказывающих влияние почти на все области деятельности.
Обращает на себя внимание, что многие современные социал-демократы Запада отдают предпочтение экономике социальной справедливости и защищенности. Они провозгласили лозунг: «рыночная экономика, но не рыночное общество». В своих социальных программах они доказывают необходимость противостояния законам рынка, выступают против переноса всеобщей продажности на сферы образования, культуры, искусства, личных и межличностных отношений. Они ратуют за социальное регулирование рынка – установление пределов экономизма, за подчинение стремления к прибыли и потребительству более высоким идеям и идеалам.
Формирование глобальной технологической цивилизации связано с превращением техники и технологии в абсолютные ценности. Для успешного функционирования этой системы нужен не экономический человек, а человек «технологический». Он превращается в оператора на производстве, в носителя магнитной карточки в быту, которая от его имени представительствует в контактах с остальным миром. Отрицательная сторона подобного положения личности заключается в том, что здесь отсутствует гуманистическое качество живого общения, социальная солидарность и братство. Здесь сводится на нет значение духовного и личностного начала[1].
Следует отметить, что в современной философской литературе в теоретических рассуждениях о путях развития человеческого общества, о путях преодоления кризисных явлений, средствах изживания экономизма и технологизма принципиальное значение придается религиозному фактору. Многие социальные теоретики приходят к заключению, что только вера в Бога является базовым, фундаментальным условием существования культуры духовности. Современные конфликты, сложные геополитические отношения, разгул терроризма, угрозы человеческому существованию из-за накопления оружия массового уничтожения, экологические угрозы – все это может привести к антропологической катастрофе. В таких условиях надежды возлагаются на признание или постулирование сил и средств, которые выше нас, и подчинение им, независимо от того, являются они фактическими или возможными.
Рассмотрим каковы особенности философии экономики в современной России. Это вопрос, прежде всего, о путях и способах реформирования экономики. В научной и публицистической литературе высказывались и обсуждались различные подходы и точки зрения по этому поводу. В обобщенном виде можно отметить несколько позиций. Существует теоретически обоснованная версия о том, что экономическое развитие страны должно происходить на основе структурной перестройки и модернизации хозяйства. Подчеркивается, что уникальность России заключается в наличии сразу нескольких преимуществ: мощного научно-технологического и интеллектуального потенциала и богатейших природных ресурсов. Все эти преимущества должны быть увязаны в единую систему поддержки экономического роста.
Реализуется и иной сценарий развития модернизации экономики с преимущественным использованием принципов и механизмов рынка. Считается, что рынок обладает саморегулирующим свойством, что конкуренция и свобода предпринимательства, частной собственности раскрепощают хозяйственную инициативу людей, способствуют экономическому росту. Считается, что рыночные преобразования в нашей стране имеют свои особенности: роль государства, географические обстоятельства, менталитет граждан.
Высказываются и соображения об экономической модернизации как результате проведения государственной политики по перекрытию потока денег за рубеж, а также некоторые другие пути и способы реформирования нашей экономики. Здесь надо подчеркнуть, все эти пути и сценарии носят не столько сугубо экономический характер, сколько философско-онтологический смысл. Ибо речь идет о состоянии и перспективах развития нашего общества. Речь идет о бытии, благополучии населения России.
Известно, что экономика России переживает трудные времена. Издержки «шоковой терапии», неправедный передел собственности, рост коррупции привели к обнищанию многих слоев населения, к резкому социальному расслоению по уровню доходов. В этих условиях сложилась определенная система ценностей. Для большинства материально малообеспеченных россиян главным благом выступает возможность выжить, т.е. удовлетворить самые насущные потребности. И, разумеется, каждый надеется на улучшение собственного благополучия. Для этого имеются существенные основания. За последние годы происходят заметные сдвиги в экономическом развитии нашей страны, наблюдается некоторое улучшение жизненного уровня людей.
Социальная политика России была положительно оценена независимыми экспертами. Авторитетные ученые-экономисты аргументированно отмечают, что Россия практически преодолела многолетний кризис.
Для философии экономики принципиальное значение имеет анализ социальных предпочтений и жизненных ценностей российских граждан. При всех сохраняющихся экономических трудностях в условиях формирования товарно-денежных отношений складывается определенная иерархия ценностных ориентации. Нельзя не отметить, что для большинства социально активной части россиян, и в особенности для молодежи, характерны прагматические ценности – деньги, успешная карьера. Кроме материальных благ (денег) наибольшее значение среди социальных ценностей для россиян имеет семья, затем следует хорошо оплачиваемая работа, друзья, свободное время, религия. Следует отметить, что в российском массовом сознании постепенно утверждаются ценности рыночный экономики.
Как показывают социологические опросы, ценности политической сферы жизни для россиян находятся на достаточно низком уровне. С одной стороны, они высоко ставят такие демократические ценности, как свобода слова, возможность свободно выбирать руководство страны, но с другой, – возникает определенное разочарование в демократической модели устройства общества. Среди россиян нет четкого представления о нынешней политической ориентации власти.
В последнее время среди россиян усиливаются тенденции к предпочтению экономических ценностей. Многие аналитики отмечают, что имеются определенные признаки примитивности и прагматичности основных жизненных устремлений постсоветского человека. Подобная ситуация в общественном сознании современного российского общества имеет свои причины.
В специальной литературе в общих чертах выявлены три основные детерминации. Во-первых, считается, что эгоистически-материалистические устремления людей имеют глубокие корни в их противоречивой биолого-социальной сущности. Во-вторых, происхождение тенденций расширения своекорыстных интересов связано с кризисным состоянием нашего общества. В современных условиях в России установка на развитие товарно-денежных отношений, форсирование рынка, превращение принципов либерализма в основу хозяйственной политики приводят, в конечном счете, к активизации экономизма и других малопочтенных привычек и пороков. И уж конечно, не к расцвету духовности, больше того, увеличивается нарастание элементов кризиса нравственности.
Следует также отметить еще одну существенную причину. Речь идет о роли СМИ. За последние годы телевидение, кино, а также детективно-развлекательная литература формируют массовое сознание и психику россиян в духе западных нравственных стандартов. Таким образом, допускается грубейшая ошибка – нельзя навязывать людям неприемлемые, чуждые им идеалы. Известно, что массовое сознание по своей природе иррационально, его нельзя сводить к экономической практике.
Сейчас многие ученые и практики не без основания утверждают, что нормальное развитие экономики в нашей стране требует духовно – нравственных устоев. И для начала следует выяснить содержание понятия «духовность». В философской литературе духовность определяется как целостность ума, рациональности, с одной стороны, и нравов, чувств, – с другой. Специалисты отмечают, что в современных условиях происходит распад духовности. Причем этот кризисный процесс проявляется в результате экспансии принципов рациональности, распространения императивов информационности. Происходит как бы вытеснение «второй половины» духовности. Ум, знания, наука занимают лидирующее место в обществе, а вот чувственно-эмоциональный компонент, способность людей к сопереживанию, к добру явно отстает. Наблюдается так называемое обездушивание мира и отдельных людей.
Философский подход предполагает анализ социального смысла духовности. Считается, что ядром, основой ее является выход отдельного человека за пределы индивидуальной жизни, ориентация на общее благо. Это альтруизм, принцип служения, противостоящий эгоизму, расчетливости. В настоящее время в нашей стране существование духовности, служение общему благу напрямую связывается с религиозным возрождением.
В современном российском обществе идея духовно-религиозного возрождения получила определенную активизацию. В документах недавно состоявшегося Всемирного Русского народного собора подчеркнута необходимость диалога, единения традиционных конфессий – православия, ислама, буддизма и иудаизма. Особо обращено внимание на сотрудничество, на общее служение людям, на возрождение национальной культуры, на сохранение нравственности.
Принципиальное значение сегодня приобретает задача выработки идейного стержня, духовного ядра в общественном сознании. Эта сложная и глубокая задача имеет своей главной целью сплотить общество, задать ему ясные и четкие ориентиры на целый исторический период. Ныне эта задача трактуется как поиски национальной российской идеи.
Можно спорить о том, даны ли нам законы нравственности свыше – Господом Богом, или они являют собой выстраданный опыт человечества, ту основу, без которой невозможно существование личности. В любом случае нравственные максимы человеческого жития известны давно. Можно считать, что впервые они были сформулированы в Ветхом Завете в виде заповедей Моисеевых (тех из них, которые не несут узко религиозного характера).
Конечно, эти заповеди не потеряли своей актуальности и почти за три тысячелетия. Они являются до настоящего времени основой нравственности жизни народов, исповедующих иудаизм, христианство, ислам.
Ключевую роль играет не столько провозглашение нравственных норм и запретов, сколько их реализация. Мораль должна замыкаться на конкретные виды деятельности, моральное действие (поступок) всегда связано с полнотой ответственности личности.
Духовно-нравственное оздоровление нашего общества, а также экономической жизни, идет в том числе и через усвоение и реализацию вечных нравственных законов. Ведь без совести, без честности, без заботы о людях, без четко исполняемых моральных правил невозможны успешные социально-экономические преобразования. Как видно этические вопросы занимают существенное место в проемном поле философии экономики.
Философия экономики имеет свой предмет изучения. Она выступает как особый вид философско-экономического теоретизирования. На основе общефилософских положении и принципов экономическая философия нацелена на рассмотрение основ экономического бытия как одной из важнейших сфер человеческой жизни и общества.
В центре внимания философии экономики находятся природа экономической жизни, сущность стороны экономических явлений и процессов. Философия экономики призвана дать представление о важнейших аспектах экономики, где воспроизводятся необходимые материальные условия существования людей.
Философия экономики рассматривает ключевую роль человека в развитии и функционировании экономики. Анализ экономических реалий осуществляется на основе применения философской методологии. Наряду с другими подходами, в том числе математическими, философский метод рассматривает экономику как многомерную и противоречивую систему. Однако именно философия задает общие ориентиры познавательной деятельности. В этом смысле она выступает как общая методология экономического познания. Философская методология разрабатывает теоретические средства наиболее полного отражения непрерывно изменяющейся экономической реальности, причем разработка диалектико-логических принципов познания осуществляется в тесном единстве с обобщением новейших достижений конкретных экономических наук. И, в конечном счете, все это придает практическую значимость методологической функции философии экономики[2].
2. Философские основы хозяйства, экономики
Проблема выяснения базовых понятий (категорий) философии экономики приобретает принципиальное значение. Следует иметь в виду, что философский аспект базовых (основных) категорий экономики, во-первых, фиксирует убеждение человека о существовании окружающего хозяйственно-экономического мира и самого человека с его сознанием. Речь идет о подтверждении философско-онтологических оснований и предпосылок экономической реальности.
Во-вторых, базовые категории призваны дать адекватные знания о феноменах экономики. Это – гносеологический аспект. В-третьих, принципиальное значение приобретает статус базовых категорий, включающих ценностно-мировоззренческие установки и ориентации хозяйствующих субъектов, особенности мотивации их деятельности и поведения. Это антропоаксиологическая проблематика, речь идет о человеке в мире экономики.
В-четвертых, базовые категории не только выполняют функцию познавательных регуляторов, но и имеют значение целеполагания в практической деятельности.
В хозяйственно-экономической практике выстраиваются проекты, программы, которые опираются на философско-методологические принципы и категории.
К числу базовых категорий философии экономики следует отнести категории хозяйство, экономика, рынок. Самая широкая категория «хозяйство», которая отражает сложность и многоплановость экономического бытия общества. Хозяйство рассматривается как производство жизни, основной вид жизнедеятельности людей. Содержание этого понятия включает в себя человеческие, родовые и божественные параметры.
Родовым стержнем хозяйства является природопользование, т.е. здесь подчеркивается глубокая взаимосвязь хозяйствования и экологической деятельности. Эта проблематика получила основательную философскую разработку в трудах отечественных ученых.
Другая базовая категория «экономика» трактуется как важнейшая форма человеческой деятельности, включающая два различных аспекта. Впервые на это обратил внимание еще Аристотель. В своей книге «Политика» он различал экономику как ведение домашнего хозяйства, деятельность, направленную на удовлетворение насущных потребностей. И как такую сферу жизни, которая характеризуется осуществлением хозяйственных операций в целях получения прибыли, накопления богатства.
В современной социальной науке экономика определяется с разных точек зрения. Она толкуется как способ хозяйства, частный случай хозяйственной деятельности. Многие экономисты доказывают, что экономика по своему глубинному смыслу восходит к обмену, обменом она и существует. Причем обмен понимается как универсальный феномен общественной жизни и как действо, связанное с деньгами.
Другие социальные теоретики высказывают суждения о том, что суть экономики определяется характером труда, иные видят стержень в субстанции стоимости. Известно также определение экономики как совокупности производственных отношений. По мнению известного экономиста русского происхождения, лауреата Нобелевской премии В.В. Леонтьева (1906–1999), экономика каждой страны – это большая система, в которой много разных видов хозяйственной деятельности и каждый компонент системы может существовать только потому, что получает что-либо от других, т.е. находится во взаимозависимости и от других звеньев. Таким образом, экономика – это система хозяйственных связей и отношений, особым образом упорядоченная структура.
Рассмотрим характеристику структуры экономики, сферы экономической системы. К ним обычно относят: непосредственное производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг. Речь идет о различных благах, в том числе продуктах питания, одежде, жилье, бытовой технике, машинах и т.д., а вообще понятие блага означает все то, что заключает в себе определенный положительный смысл. Это предметы, продукты, явления, удовлетворяющие определенную человеческую потребность и отвечающие интересам, целям людей.
Для понимания человеческих благ большое значение имеет их классификация. Общепринято подразделение благ на материальные и нематериальные. Если материальные блага – это преимущественно вещи, предметы, то нематериальные создаются в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, искусство, обеспечение здоровья людей, культура и т.д.). Это блага, позитивно воздействующие на развитие способностей и обеспечения здоровья людей.
Услуги – это целесообразная деятельность людей, результаты которой имеют полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности. Например, транспортные, услуги связи и др.
Понятие производства ассоциируется в первую очередь с изготовлением материальных продуктов. А на самом деле доля материального производства во всех ведущих странах в течение десятилетий устойчиво снижается, уступая место сфере услуг. В этой сфере ширятся отрасли, производящие разного рода символы и путеводители в мире символов. Средства массовой коммуникации обрабатывают огромное количество информации, заполнившая все и вся реклама предлагает образцы продуктов, не слишком жестко связанные с их реальными свойствами.
В науке и в повседневной практике важное значение приобретает товар как специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Он обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность и пригодность к обмену. Обычно говорят, что в этом смысле способность товара составляет его потребительскую стоимость. Речь идет о принципиальной социально-экономической проблематике, которая имеет давнюю историю, различные подходы и трактовки.
Следует отметить, что структура экономической системы носит весьма сложный характер. В современной социально-экономической науке выделены общепринятые слагаемые:
– микроэкономика – поведение отдельных хозяйствующих субъектов; деятельность фирм, малых предприятий, домашних хозяйств;
• макроэкономика – функционирование национальной экономической системы в целом;
• мезоэкономика – деятельность определенных подсистем начальной экономики. Речь идет об отдельных отраслях народного хозяйства: агропромышленном комплексе (АПК), топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) и т.д.;
• суперэкономика – мировая экономика в целом.
Кроме того, в мировой научной литературе получила распространение классификация экономических систем по двум признакам: I) по форме собственности; 2) по способам управления экономической деятельностью. На основе этих признаков различают экономику:
• командную или тоталитарную – где большинство предприятий находятся в государственной собственности;
• рыночную – которая характеризуется частной собственностью на средства производства, свободой рынков, конкуренцией;
• смешанную – в рамках ее сочетается государственный сектор и частный,
Особое место в общественной системе принадлежит переходной экономике. Специфика ее заключается в том, что здесь происходит реформирование хозяйства, переход от одного типа социально-экономических отношений к другому. Подобная ситуация наблюдается в нашей стране, где в течение более десяти лет осуществляются экономические преобразования[3].
Литература
1. Алексеев П.В. Философия. Учебник. – М.: ТЕИС, 1996. – 580 с.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 544 с.
3. Игошин Н.В. Экономика: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 607 с.
4. Лукашевич В.В. Пронина Е.И. Философия экономики: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУП, 1998. – 68 с.
5. Осипов Ю.М. Философия хозяйства: учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2005. – 320 с.
6. Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 295 с.
7. Самсин А.И. Основы философии экономики. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 271 с.
8. Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 715 с.
9. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 2001. – 376 с.
10. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.
11. Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.
[1] Самсин А.И. Основы философии экономики. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. С. 23.
[2] Самсин А.И. Основы философии экономики. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. С. 26.
[3] Игошин Н.В. Экономика: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.89.