Курсовая

Курсовая Трансгенерационные паттерны материнского поведения Изучение сущности

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.11.2024


Введение

Мама… Это слово отзывается в сердце едва ли не каждого из нас сложной, порой противоречивой гаммой чувств: любовь, обида, благодарность, раздражение, стремление что-то доказать, нежность, разочарование, боль – все это сплетается в нашей душе в тугой и плотный клубок, который мы не всегда можем распутать. В современном психоанализе до сих пор не утихают споры о важности материнской фигуры в развитии человека. Разные школы придерживаются разных точек зрения, но сама эмоциональная насыщенность темы говорит о том, что она – одна из главных, определяющих и всегда актуальных.

Изучение материнства – важная задача в современной психологии. Это объясняется тем, что мать – первый человек, который вносит свой вклад в развитие ребенка и влияет на формирование его личности и ход жизни в целом. Изучая механизмы, виды, тенденции и закономерности в материнском поведении, можно привнести много нового в интерпретации каких-либо проблем в других сферах психологии.

Идеальная мать… Наверно, каждая женщина хотела бы стать такой для своего ребенка. Но каков этот идеал? К чему стремятся современные матери? Установки на материнскую роль, понятия "как надо" формируются у каждой женщины вне зависимости от того, какие жизненные обстоятельства у нее складываются.

В нашей работе мы хотели проследить, насколько похожи установки на материнство и некоторые аспекты семейной жизни у трех поколений женщин, связанных родством. Безусловно, от поколения к поколению какие-то материнские черты передаются без особых изменений, становясь стереотипами поведения. Другие, наоборот, меняются с течением времени, и зависеть это может от изменений в обществе.

Кроме того, мы хотели выявить аналогичные установки у девочек, по каким-либо причинам оставшимся без материнского воспитания и общения. Их модель материнства строится без непосредственного участия матери, но с присутствием негативного семейного опыта. Мы считаем важным сравнение степени выраженности конкретных установок у девушек с разными условиями воспитания (семья и детский дом) для определения паттернов материнского поведения. В ситуации отсутствия различий, мы можем говорить о влиянии на формирование установок материнства каких либо других факторов, а не предыдущего материнского опыта.

Цель исследования: выявить материнские паттерны у женщин трех поколений и сравнить их с установками на выполнение роли матери воспитанниц детских домов, не имеющих родственников по женской линии.

Задачи исследования:

    • выявить установки на выполнение роли матери у женщин трех поколений, передающиеся и непередающиеся от поколения к поколению;

    • выявить материнские установки у девушек, воспитывающихся вне семьи;

    • обнаружить взаимосвязи между материнскими установками девушек, воспитывающихся в семьях, и материнскими установками их матерей и бабушек; выявить существующие модели поведения переходящие из поколения в поколение;

    • сравнить материнские установки девушек, передающиеся в поколениях, с аналогичными установками девушек, воспитывающихся в семье и вне семьи.

Объект нашего исследования – особенности материнского поведения. Предмет исследования – паттерны материнских установок у женщин.

В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:

  1. Существуют материнские установки на выполнение роли матери в семье, которые передаются из поколения в поколение;

  2. Существуют материнские установки, которые от поколения к поколению "нарастают" и материнские установки, которые "изживают себя";

  3. Материнские установки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскими установками воспитанниц детских домов.

В исследовании была использована методика:

  1. Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла, адаптированная Т.В. Нещерет [Райгородский Д.Я., 2005].

Глава 1. Теоретические основы исследования. Материнство

    1. Материнство и его основные компоненты

Материнство – сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности.

В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери. Эти способы рассчитаны на то, что часть содержания своих функций мать будет осознавать, а часть – нет. Соответственно, в общественном сознании также не все функции матери полностью осознаются. Часть из них представлена в форме поверий, примет, суеверий и т.п. Все вместе это может быть охарактеризовано как конкретно-культурный "путь к модели" материнства, которое само по себе есть инструмент, созданный природой и обществом для "производства" ребенка как представителя своего вида и своей культуры. В обществе постоянно происходят изменения модели материнства и детства, соответствующие изменению в самих общественных отношениях [Шнейдер Л.Б., 2000]. Элизабет Бадинтер писала: "Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство".

В современном обществе происходит разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать, - это ее собственный ребенок [Шнейдер Л.Б., 2000].

Материнство, как психосоциальный феномен, рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка (в частности материнско-детские взаимоотношения) и материнство как часть личностной сферы женщины (например, удовлетворенность женщины своей материнской ролью).

Под ролью в психологии и социальной психологии чаще всего понимаются "нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений" [Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1985]. Кроме самого поведения, в понятие "роль" включаются также "желания и цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему в обществе определенное положение" [Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1985].

Это полностью относится и к семейным ролям "отец", "мать", "муж", "жена", "ребенок", "родственник". Так, от любой матери ожидается, что она будет заботиться о своих детях. В роль "матери" входит и комплекс чувств, важнейшее из которых — любовь к детям. Мать — это не только определенные поведение и чувства, но и цели, к достижению которых она должна стремиться, а именно воспитать своих детей, вырастить из них достойных людей. [Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 2000].

Феномен материнства – явление динамическое, включающее в себя процесс становления и развития (формирование установок, затем совершенствование материнского поведения, пересмотрение установок).

На стадии развитой формы материнство включает в себя [Овчарова Р.В., 2003]:

1. Родительские ценности

2. Установки и ожидания

3. Родительское отношение

4. Родительские чувства

5. Родительские позиции

6. Родительскую ответственность

7. Стиль семейного воспитания

Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.

Особенности семейных ценностей состоят в том, что они представляют сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений. Они являются основополагающими для остальных компонентов материнства и реализуются в направленности личности матери и направленности ее поведения.

Материнские установки и ожидания включают в себя три уровня:

  • репродуктивные установки

  • установки и ожидания в детско-родительских отношениях

  • установки и ожидания в отношении образа собственного ребёнка

По мнению Мэш Э., Вольфа Д. материнские установки зависят от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий, которые свойственны социальной, культурной, национальной и религиозной среде, к которой принадлежит та или иная семья. Именно все эти факторы во многом определяют особенности родительского поведения.

Родительское отношение - относительно устойчивое явление, включающее в себя альтернативные элементы эмоционально-ценностного отношения и способного изменяться в определённых пределах. Отношение матери реализуется в поддержании контакта с ребёнком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями. По утверждению Варга А.Я., тип материнского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только ее индивидуальными особенностями, но и возрастом ребенка.

Родительские чувства - значимая группа чувств, занимающих особое место в жизни человека. Родительские чувства противоречивы, реализуются в родительском отношении и родительских позициях.

Родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребёнком, в основе которой лежит сознательная и бессознательная оценка ребёнка. Материнские позиции реализуются в подвижных коммуникативных позициях.

Материнская ответственность - ответственность перед социумом и своей совестью. Она возникает в контроле своего поведения и семейной ситуации; характеризуется занимаемой ролью в семейном воспитании.

Стиль семейного воспитания является выразителем взаимодействия перечисленных выше компонентов, его проявления наиболее очевидны. Стиль семейного воспитания намного обширнее, чем другие компоненты материнства.

Таким образом, данные материнские установки во многом влияют на специфику поведения матери в отношении своего ребенка. В следующем параграфе мы бы хотели обратить внимание на особенности отношения матери к своей роли в детско-родительских отношениях.

    1. Мать в детско-родительских отношениях

Становясь матерью, женщина понимает, что теперь от нее зависит маленькое, беззащитное существо и что теперь она должна выполнять определенные обязанности по отношению к своему ребенку.

Таким образом, материнство можно определить как особую сферу деятельности: это процесс взаимодействия матери с ребенком, обусловленный физиологическими потребностями ребенка и необходимостью воспитания его как представителя своего вида и своей культуры. В ходе этого взаимодействия мать на основе имеющихся у нее образов и моделей материнства, в которые входят конкретные ценности, установки и ожидания, отношение к ребенку, родительские чувства и родительские позиции, ответственность за жизнь ребенка и в целом – стиль семейного воспитания, создает личность ребенка. Мудрая и психологически здоровая мать может организовать воспитание своего ребенка так, чтобы сформировать у него необходимые, нужные и ценные качества. Она может повлиять на его успехи и неудачи, самооценку и стремления, в целом – на многое, если приложит к этому усилия. В случае невыполнения своей материнской деятельности или осуществления ее не так как следует, мать может и травмировать ребенка. Эти идеи идут еще от психоанализа, который отводит матери главенствующее место в определении жизненных неурядиц и проблем своего ребенка. Из этих же идей берет свое начало система взглядов, предложенная Мелани Кляйн и названная "теорией объектных отношений". Суть ее в том, что для психического развития человека решающее значение имеют его отношения с первичным объектом привязанности, то есть с матерью или фигурой, ее заменяющей. Даже то, как ребенок будет воспринимать своего отца, в первую очередь зависит от его отношений с матерью. Эта теория, несомненно, накладывает на материнские плечи непомерный груз ответственности перед ребенком за каждую свою ошибку. Получается, что каждая мать должна быть идеальной. Однако об идеальной матери Т. М. Афанасьева пишет: "С одной стороны идеальная мать должна все свое внимание сосредоточить на своем потомстве. Но такой идеал вряд ли может вызвать восхищение. Более того, не убеждена, что точное его копирование вообще осуществимо. Трудно подготовить ребенка к жизни, к миру, будучи оторванной от этого мира. Трудно научить любви к другим людям, будучи отстраненной от чужих бед и тревог. Трудно быть беспристрастным судьей своим детям, не зная всех сложностей реального бытия за стенами собственного дома" [Афанасьева Т.М., 1988]. Получается, идеальная мать, вовсе таковой и не является. Тогда какой должна быть мать?

На этот вопрос попытался ответить английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт. В 1949 году он ввел в психоанализ новое понятие "достаточно хорошая мать", сняв с женских плеч слишком уж тяжелый груз ответственности, которую должна была в соответствии с теорией объектных отношений чувствовать каждая женщина, заводя ребенка.

"Достаточно хорошая", в понимании Винникотта, - это та, которая способна чувствовать малыша и адекватно удовлетворять его потребности, не привнося в этот процесс своих чрезмерных страхов или желаний. Винникотт одним из первых описал то особое состояние слияния с ребенком, в котором находится каждая молодая мать: оно легко доступно любой женщине, если она доверяет своим чувствам и телу и если ей не навязывают жестких директив по поводу того, как именно она должна поступать. Ощущение ребенка как продолжение себя позволяет матери откликаться на его сигналы и наилучшим образом удовлетворять его потребности – физиологические и эмоциональные. Революционность идей Винникотта в том, что он дал женщине возможность не стремиться быть идеальной, а позволил ей быть просто достаточно хорошей. Отныне матери получили возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, не терзаясь угрызениями совести из-за того, что они плохо выполняют свои материнские обязанности. Это позволило женщинам вести себя более естественно со своими детьми. Винникотт дал матери право чувствовать себя усталой, раздраженной, но при этом сохранять понимание, что все эти чувства присущи ей, как любому другому человеку, и ничуть не умаляют ее материнских достоинств [Д. Винникотт, 2004].

В современных условиях, пропагандирующих культ ребенка, каждая мама чувствует себя обязанной сделать ребенка абсолютно счастливым. В значительной мере это обусловлено популяризацией идей психоанализа, который возводит многие трудности в жизни взрослого человека ко временам его детства и в первую очередь – к проблемам в отношениях с матерью. Но задача вырастить ребенка абсолютно счастливым непосильна. Если мама постоянно старается уберечь его от боли, грусти, душевных переживаний, она лишает его возможности взрослеть, ведь взросление происходит именно в те моменты, когда человек что-то преодолевает в себе или в мире [Наталия Кедрова, 2006]. В этом случае понятие "достаточно хорошей матери" играет очень значительную роль в организации материнской деятельности. Если мать хочет быть "идеальной", но, естественно, не достигает этого далекого и, возможно, в корне неверного идеала, то переживания ее ребенка будут актуализировать у нее чувство вины за свою несовершенность, несоответствие мнимому идеалу. А вот стремление стать "достаточно хорошей", возможно, будет толкать мать к самосовершенствованию в вопросе развития своего ребенка, к изучению и пониманию своих детей, поиску оптимальных, а не принятых методов воспитания. А переживания малыша будет вызывать у нее не чувство вины, а желание отыскать причину и помочь ребенку ее преодолеть.

    1. Механизмы формирования материнства

Чтобы стать матерью, не достаточно просто родить ребенка. Ощущение, которое можно выразить словами "быть мамой", начинает появляться у девочки уже в раннем детстве. Это чувства и эмоции, взгляды и жесты, похвала и осуждение, переданные матерью своему малышу в ходе общения и воспитания. Все это и многое другое впитывает и запоминает ребенок, часто неосознанно, чтобы потом, воспользовавшись уже имеющимся опытом построить отношения со своим ребенком.

Дональд Винникотт пишет, что способность женщины "быть достаточно хорошей матерью" формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства.

Таким образом, факторы, влияющие на формирование материнства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях [Овчарова Р.В., 2003]:

  • макроуровень – уровень общества;

  • мезоуровень – уровень родительской семьи;

  • микроуровень – уровень собственной семьи;

  • уровень конкретной личности.

Макроуровень. Как уже отмечалось выше, сюда входят различные общественные нормы, стереотипы "хорошей матери", установки "как надо" и самое важное, под влиянием чего формируется все перечисленное, - это общественные, экономические и культурные отношения. Любые изменения в данных формациях непременно сказываются на модели материнства в целом. Так со второй половины XX века социально-политическая эмансипация женщин и все более широкое вовлечение их в общественное производство делает их семейные роли, включая материнство, не столь всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для них. Самоуважение женщины имеет, кроме материнства, многие другие основания – профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретенное благодаря замужеству общественное положение. Некоторые традиционно материнские функции в семье принимают на себя общественные институты и профессионалы. Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно меняет характер материнского поведения.

Мезоуровень. Накопленные на сегодняшний день исследования свидетельствуют о том, что родительская семья является первичным и необходимым условием формирования материнства. Нарушение межличностных взаимоотношений в семье неблагоприятно влияют на развитие личности будущей матери. Многие исследователи подчеркивают, что личность женщин, не готовых к эффективному материнству, зачастую формировалась в своеобразной субкультуре агрессии (холодное отношение родителей, унижение, угнетение, грубость, крик, побои). На формирование ролевых основ девочки большое влияние играет отсутствие отца, низкий материальный достаток, невысокий культурный уровень, что в конечном итоге негативно сказывается на качестве ее будущего материнства.

Не менее важным является взаимодействие с собственной матерью. Этот этап начинается с внутриутробного периода развития и продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее значимым является младенческий и ранний возраст, так как этот период жизни сам по себе является сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру. Большое значение в формировании эффективного материнского поведения отводится феномену привязанности матери и ребенка. Исследования привязанности показали, что существуют внутрисемейные циклы непрочной привязанности, передающиеся по материнской линии. Разные формы непрочной привязанности матери являются источником непрочной привязанности ребенка. Отмечено, что глубокие внутренние конфликты, коренящиеся в детстве, мешают возникновению у матерей привязанности к ребенку. Не имеющие опыта подлинной близости с собственной матерью они и в своей жизни воплощают подобную модель отношений с другими. Для таких матерей характерен внутренний конфликт любви-ненависти, в основе которого лежит стремление к глубоким эмоциональным отношениям и неумение, неспособность их выстроить, желание любви и неспособность любить. Исследования подтверждают, что у отверженного ребенка есть тенденция стать отвергающим родителем [Шнейдер Л.Б., 2000].

На мезоуровне имеют место такие этапы формирования материнства как игровая деятельность и процесс нянчанья. Так в сюжетно-ролевых играх "дочки-матери" и "семья" происходит конкретизация и развитие некоторых компонентов материнской сферы. Важно отметить, что в игре с куклой участвует и отношение взрослых, как к самим куклам, так и к играм девочки. От него во многом могут зависеть взгляды ребенка на роль матери и собственное отношение к ней.

В процессе нянчанья у девочки появляется интерес к ребенку и положительное эмоциональное отношение. Особенности взаимодействия с младенцами, содержание субъективного опыта и его роль в развитии материнской сферы недостаточно изучены.

Этап нянчания, по Филипповой, начинается примерно с 4,5 лет, когда хорошо развита сюжетно-ролевая игра, и заканчивается к началу полового созревания. Наиболее сензитивным является возраст от 6 до 10 лет. Удачно пройденный, этот этап помогает детям усмотреть во взаимодействии с младенцем источник богатых впечатлений и удовольствия и сформировать базу положительного отношения к ребенку. В противном случае формируется безразличное или негативное отношение к ребенку.

Микроуровень. Этот уровень характеризуется взаимодействием с собственным ребенком. Он является необыкновенно сложным для развития всех блоков материнской сферы. В нем можно выделить несколько самостоятельных периодов. Часть из них (беременность, роды, период грудного вскармливания ребенка) обеспечена эволюционными психофизиологическими, в том числе и гормональными, механизмами регуляции.

Г.Г. Филиппова выделяет следующие этапы взаимодействия женщины с ее ребенком [Филлипова Г.Г., 1999]:

  1. Идентификация беременности. Этот период начинается и заканчивается еще до возникновения первых изменений в физическом состоянии женщины и непосредственно связан с осознанием факта беременности. Переживания женщины в этот период носят оттенок беспокойства, причиной которого может быть либо страх наступления беременности, либо страх ее ненаступления. Однако переживание идентификации беременности не влияет на дальнейшее развитие материнства, а только отражает "стартовое" содержание материнской сферы.

  1. До начала ощущений шевеления. Физиологически этот период характеризуется появлением симптоматики беременности, неприятными физическими ощущениями, изменении в эмоциональном состоянии. Для него характерна тревожность, резкая смена настроений, появляется раздражительность, снижается общая активность. Физиологической основой этих изменений является гормональная перестройка. Адаптивное значение изменения эмоционального состояния состоит в ограничении контактов с внешним миром, что способствует сохранению беременности и успешному развитию плода. Можно сказать, что это первый опыт приспособления себя к нуждам будущего ребенка, опыт интерпретации своих переживаний с точки зрения себя как матери.

  2. Появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка. Первые такие ощущения создают волнующее ощущение сопричастности, желания быть вместе с ребенком. Этот период является наиболее благоприятным относительно физического и эмоционального самочувствия матери. Женщина уже свыклась с фактом беременности, неизбежностью изменений, у нее было время представить себе не только то, что она теряет, но и то, что приобретает с рождением ребенка. Появление шевелений позволяет конкретизировать образ ребенка и дает богатую пищу для интерпретации его субъективных состояний. В этот период многие женщины отмечают изменение интересов, концентрацию на задачах беременности и послеродового периода, подготовке к материнству. Характерным становится поиск дополнительной информации в книгах, журналах, посещение специальных курсов.

  3. Седьмой и восьмой месяцы беременности. Этот период считается достаточно сложным. У женщины несколько ухудшается самочувствие, она быстро устает, затрудняется двигательная активность, часто ухудшается сон. Отмечается некоторое повышение тревожности, страхов родов, беспокойство по поводу послеродового периода. Снижается интерес ко всему, не связанному с ребенком. Повышается активность, связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду. К концу периода у женщин возникает чувство "скорей бы уж все закончилось", но одни его интерпретируют, как нетерпение увидеть ребенка, а другие – как избавление от неудобств беременности. Это уже свидетельствует о некоторых установках на последующие отношения с ребенком.

  4. Предродовой. Физиологически этот период является очень важным. В организме происходят изменения, способствующие гибкости и эластичности костно-мышечной системы. Эмоциональное состояние характеризуется неким "отупением". Ограничена активность и способность резкого эмоционального реагирования, что предохраняет от преждевременных родов. У матери снижается страх перед родами. Женщины наиболее адекватно по сравнению с другими периодами представляют ребенка и свои действия с ним. По данным многих исследователей адекватность представлений матери о родах и послеродовом периоде, своих возможностях и особенностях ребенка является существенным показателем успешного развития ее материнской сферы и дальнейшего благополучного отношения к ребенку.

  5. Роды и послеродовой период. В этот период происходит встреча с ребенком, что обеспечивает возможность изменений в содержаниях материнской сферы. На этом периоде происходит замыкание эволюционно ожидаемых условий для матери и ребенка, способствующих образованию эмоциональной взаимосвязи. Для матери эти условия возникают и поддерживаются в процессе послеродовой обработки ребенка и прикладывания к груди.

  6. Новорожденность. Период новорожденности во всех культурах выделяется и оформляется многочисленными правилами и обрядами. Мать и ребенок всегда более или менее строго изолируются от внешнего мира контактов с другими людьми (М. Мид). Помимо гигиенического значения в этом заложен глубокий психологический смысл. Обеспечивается центрация всей жизни матери на ребенке и своих переживаниях, создаются условия, способствующие приданию всем ее переживаниям положительно-эмоционального значения и закреплению личностной ценности для нее этого периода жизни.

  7. Совместно-разделенная деятельность матери с ребенком. В этом периоде у матери уже есть определенный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком. Происходит дальнейшее развитие ее переживаний и поведения в ситуациях, где требуются ее функции как объекта привязанности и участия в деятельности ребенка в качестве эмоционального санкционера успешности достижения целей. При благоприятных условиях само развитие ребенка обеспечивает перевод интереса матери с переживаний от контакта с ним на удовольствие от результатов его активности.

  8. Возникновение интереса к ребенку как личности. Первое полугодие второго года для ребенка считается сензитивным для изменения формы привязанности. Это связано с необходимостью нового отношения к матери к его активности, сочетанию обеспечения безопасности и самостоятельности. Излишняя тревожность и ограничение активности ребенка ведут к тому, что его вера в надежность мира и защиту матери могут поколебаться. Нечувствительность матери к проблемам ребенка, возникающим в связи с расширением его взаимодействия с миром, когда он вынужден сам справляться со своими страхами и фрустрациями, способствует развитию избегающей привязанности.

Уровень конкретной личности. Этот уровень включает в себя личностные характеристики женщины, ее ценности и жизненные установки, которые могут в значительной мере повлиять на формирование материнской роли, порой даже вразрез с общественными традициями.

Таким образом, описанные выше уровни и входящие в них компоненты во многом определяют формирование материнских установок и материнского поведения в целом. Однако протекание процессов, характерных для каждого уровня, зависит от многих внешних факторов, и в частности от влияния сформировавшихся сценариев детско-родительских отношений, воспроизводящихся в поколениях.

1.4 Сценарий воспроизведения детско-родительских отношений

Понятие "сценарий" впервые было использовано американским психотерапевтом Э. Берном. Он определил его как постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется... еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей [Э.Берн;1992]. Это своего рода бессознательное принятие ребенком предписывающего "образа" будущей взрослой жизни. Истоки многих жизненных сценариев, по Берну, лежат даже не в родительской семье, а в более ранних поколениях. Автору удалось проследить трансляцию сценария "Мой сын будет врачом" на протяжении пяти поколений.

Н. Пезешкиан считал, что от одного поколения к другому передаются стратегии переработки конфликтов и формирования симптомов, структуры мировоззрения и структуры отношения, которые переходят от родителей к детям. Он назвал это "семейные концепции"; они берут начало в критических переживаниях одного из членов семьи, в религиозных и философских идеях, укореняются, усваиваются детьми и снова передаются следующему поколению. Примеры семейных концепций могут быть такими: "Что скажут люди", "Верность до смерти", "Ничего не дается легко" и т.п.

В отечественной психологии Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис рассматривают патологизирующее семейное наследие, характерное для дисфункциональных семей как формирование, фиксацию и передачу эмоционально-поведенческого реагирования от прародителей к родителям, от родителей к детям, внукам и т.д. Ригидные, иррациональные, жестко связанные между собой убеждения, заимствованные у представителей старшего поколения, формируют личность, малоспособную к адаптации, страдающую пограничными нервно-психическими расстройствами [Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова; 2002].

В практических исследованиях психотерапевты обнаружили важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье. Психологический механизм этого процесса можно представить следующим образом: человек воспроизводит не свое поведение и не поведение других людей по отношению к себе, а усваивает путем неосознанного подражания поведение людей по отношению друг к другу, и только тех людей, которые значимы для него.

Обнаружены и другие закономерности: ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя себя с родителем того же пола. Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера. Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых происходят супруги.

В общем целом сценарий социализации и воспроизводства семьи выглядит так:

  1. Дети первоначально получают в качестве образца модель отношений супругов в родительской семье.

  2. Затем они проигрывают эти отношения, выступая в разных ролях в играх с братьями или сестрами или сверстниками.

  3. На основе оценки сходства моделей семьи они выбирают партнера и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье [Э.Берн;1992].

Получается, что родительская семья – а именно сложившиеся сценарии детско-родительских отношений – несет в себе богатый материал для становления материнских установок и, следовательно, материнского поведения в целом.

Выводы из первой теоретической главы

  1. Материнство – это сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. Как психосоциальный феномен, материнство рассматривается с двух основных позиций:

  • как обеспечение условий для развития ребенка;

  • как часть личностной сферы женщины.

Феномен материнства – явление динамическое, включающее в себя процесс становления и развития. Динамика развития материнства проходит ряд стадий, таких как формирование установок, совершенствование материнского поведения и пересмотрение установок. Динамика изменения модели материнства в целом, соответствует изменению в самих общественных отношениях.

  1. Материнство как особая сфера деятельности – это процесс взаимодействия матери с ребенком, обусловленный физиологическими потребностями ребенка и необходимостью воспитания его как представителя своего вида и своей культуры. Это та область деятельности, в которой женщине легче всего самоутвердится, ощутить себя значимой и незаменимой.

  2. Чтобы стать матерью, не достаточно просто родить ребенка. Существуют факторы, влияющие на формирование материнства, которые иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях:

  • макроуровень – уровень общества;

  • мезоуровень – уровень родительской семьи;

  • микроуровень – уровень собственной семьи;

  • уровень конкретной личности.

Каждый уровень накладывает свои отпечатки, формирует конкретный опыт и установки, из которых складывается материнство. В нашем исследовании мы изучаем влияние именно мезоуровня, т.к. родительская семья является первичным и необходимым условием формирования материнства. Нарушение межличностных взаимоотношений в семье неблагоприятно влияют на развитие личности будущей матери.

4. В родительской семье человек усваивает определенные стереотипы поведения ("сценарии" по Э. Берну), которые потом претворяет в жизнь уже в собственной семье.

Глава 2. Особенности формирования материнских установок у девушек, воспитывающихся без матерей

    1. Сиротство как особая система формирования материнских установок

Для исследования материнских установок девочек, воспитывающихся без матерей, следует хотя бы в некоторой степени ознакомится с условиями той системы, в которой эти установки формируются, а именно – с явлением сиротства и последствиями, которые оно накладывает на формирование личности ребенка и, как следствие, на формирование материнства у девушек-сирот.

Сиротство – это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях [3].

Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров "социального" сиротства, появление его новых характеристик. Всё большее количество детей теряют родительское попечение не из-за смерти родителей, а по социальным причинам. Обнаруживается так называемое "скрытое" социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). А в обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д.

Однако до сих пор остаётся малоизученной и непонятной природа этой аномальной формы материнского поведения. Практика работы с такими женщинами, анализ немногочисленной литературы по проблеме свидетельствует о чрезвычайной сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения женщин – материнство [3].

Бельгийский комитет по социальным проблемам женщин, исследовав аспекты отказа от ребёнка, описал три основные категории бросающих матерей. Первая, наиболее распространенная – отец ребёнка бросил беременной будущую мать. Вторая – женщина рожает ребёнка от внебрачной связи. Третья категория – женщины с низкой социальной и моральной приспосабливаемостью и с низкой ответственностью.

Одно из заметных изменений последнего времени – быстрый рост доли детей, рождаемых вне брака. В связи с этим увеличивается количество отказных детей.

Основными причинами, способствующими широкому распространению социального сиротства, являются дезорганизация семьи, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения в семье, алкоголизм родителей [3;6]. Эти причины мешают нормальному воспитанию детей. Зачастую их помещают в специальные детские учреждения, однако в таких условиях развитие ребенка все равно остается ограниченным. Можно выделить некоторые причины, неблагоприятно влияющие на психологическое развитие детей [3]:

  • неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребёнка и дошкольных детских домах;

  • непостоянство, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей;

  • недостаточная работа по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;

  • бедность конкретно-чувственного опыта детей, проистекающая из чрезвычайной сужености окружающей среды;

  • недостаточность психолого-педагогичеcкой подготовленности воспитателей детских домов, их безучастное отношение к детям;

  • недостаток программ воспитания и обучения, компенсирующих дефекты развития, вызванные отсутствием семьи;

  • недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу.

Подводя итог, можно сказать, что дети-сироты (пусть даже у них есть биологические родители) лишены нормальных, здоровых и адекватных условий развития, что, несомненно, сказывается на формировании их личности. В этой области проводилось немало исследований, некоторые из которых мы считаем нужным привести в следующем параграфе.

    1. Исследования детей, лишенных семейного воспитания в психологии

Многие известные психологи уделяют самое серьёзное внимание проблемам семейного воспитания, рассматривая его как наиболее естественную основу формирования психического и нравственного склада личности, развития творческих способностей человека на всех возрастных этапах жизни.

Но в последние сто лет нарастающий темп общественных преобразований захватил и сферу семейных отношений, традиционные формы которых стали меняться: огромные патриархальные семьи распадаются, уступают место, так называемой, нутеарной семье, количество детей в семье неуклонно сокращается, тесные связи между её членами становятся ломкими и непрочными. В нашем веке семья, помимо всего прочего ещё и перестала быть той единственной средой, где воспитывается и развивается ребёнок.

Возникли разнообразные типы детских учреждений – от прогулочных групп до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днём, в других они живут пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают постоянно, лишь к некоторым из них изредка и ненадолго приходят родственники. Эти учреждения называются закрытыми [3].

Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.

В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой ступени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

Воспитание вне семьи неблагоприятно сказывается и на формировании психологического пола ребенка, поскольку, по мнению отечественных психологов, в основе формирования психологического пола лежит активное взаимодействие ребенка и родителей, причем определенную роль играет форма контроля за поведением ребенка в сочетании с полом контролирующего родителя [Корсакова Т.Л., 2002].

В 1951 г. Всемирная организация здравоохранения опубликовала в Женеве книгу английского психолога Дж. Боулби "Материнская забота и духовное здоровье" (1951), которая произвела глубокое впечатление на западную общественность. В книге подчёркивалась императивная необходимость связей ребенка именно с биологической матерью для его нравственного развития в раннем возрасте. Однако много сторонников имела так же идея о том, что это не так важно, главное, чтобы ребенка окружали должным вниманием, постоянно выражали ему любовь и заботу, обеспечивали разнообразие воздействий, стимулирующих развитие.

Однако фактом остается то, что дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, без материнской заботы и ласки, вырастают эмоционально обедненными, уплощенными. Е.Т. Соколова считает, что последствием материнской депривации может быть развитие личности, для которой характерны повышенная тревожность, неуверенность, жажда любви и навязчивый страх потери объекта привязанности [Корсакова Т.Л., 2002].

Исследования психологов У. Денниса и П. Наджарьяна показали, что в приюте дети действительно отстают от сверстников из семьи уже к концу первого года жизни. Причинами, которые указали ученые, были конкретные обстоятельства – апатичность сестёр, ухаживающих за детьми, их безразличие к воспитанникам, равнодушие и упадок интереса и привязанности со стороны малышей.

Исследователь Л. Ярроу (1972) выявил помимо "материнской депривации" множество разнообразных причин отставания воспитанников детских учреждений. Он установил серьёзное обеднение среды в подобных учреждениях за счёт резкого снижения в них яркости и разнообразия впечатлений (сенсорная депривация), уменьшение коммуникаций с окружающими людьми (социальная депривация), уплощение эмоционального тона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная депривация) и по ряду других линий.

Г.Х. Рейноолд и Н. Бейли попытались выяснить психологическое влияние на ребёнка "множественности матерей". Они организовали экспериментальную группу, в которой три месяца подряд – от начала шестого до конца 8 месяца жизни – за детьми ухаживал только 1 воспитатель. В контрольной группе работали, как обычно, четыре воспитателя. К концу эксперимента дети экспериментальной группы обнаружили повышенную активность по сравнению со своими ровесниками из контрольной группы. Но обследование, проведённое через год, показало, что разница между ними исчезла. Авторы заключают, что наличие единственного взрослого, заботящегося о ребёнке, по-видимому, не оказывает особого воздействия на его развитие, во всяком случае, если такое условие действовало всего 3 месяца [3].

Русские учёные тоже придавали большое значение исследованию отношений матери и ребёнка, но не считали их биологически обусловленными, находя более целесообразным политропность малыша – наличие у него многочисленных и прочных связей с окружающими взрослыми. Как предполагает А. В. Запорожец, в дальние времена, на заре человечества политропность привязаностей эффективно способствовала выживанию потомства. "Еще в тридцатые годы Н.М. Щелованов показал, – пишет А.В. Запорожец, – что в доме ребенка дети могут успешно развиваться при условии хорошо организованной педагогической работы, что не разлука с матерью, а дефицит воспитания задерживает нормальное развитие ребенка. Это развитие зависит от количества и качества впечатлений, которые он получает главным образом в процессе общения с взрослыми, от овладения различными видами деятельности" [3].

Психологи выяснили также, что для ребенка нет ничего фатального даже в сильном отставании, появившемся впервые месяцы жизни. Попав позднее в благоприятные условия, он может быстро догнать сверстников, воспитывающихся в семье. Уникальные результаты, подтверждающие этот оптимистический вывод, Х. Скилз в 1966 году, который двадцать лет следил за судьбой воспитанников одного приюта. Он сравнивал медленное и скудное продвижение вперед семи человек, долго остававшихся в закрытом детском учреждении, и быстрое развитие тринадцати других. Этих последних рано усыновили, они развивались затем в семейной обстановке и, начав с того же уровня, что и первые семь, уверенно обогнали их.

Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам "момент отторжения". Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться [3].

Результаты приведенных исследований говорят о некотором отклонении развития детей, воспитывающихся в специальных детских учреждениях. Однако для нас важным является отсутствие у таких детей семей, а значит отсутствие моделей материнского поведения для девушек, отсутствие конкретных семейных ценностей, норм и сценариев, на которые они могли бы ориентироваться, отсутствие матери, с которой можно было бы себя идентифицировать для научения материнскому поведению. Специфическая обстановка должна накладывать определенные, "несемейные" отпечатки на формирование материнства у девушек-сирот, а значит в их возрасте установки на выполнение роли матери должны отличаться от материнских установок девушек из семей.

Выводы из второй теоретической главы

В нашем обществе довольно развито такое явление как сиротство. Зачастую сиротами считают даже тех детей, родители которых живы, однако, они не выполняют своих родительских обязанностей. В любом случае таких детей помещают в специальные учреждения, и их развитие во многом зависит от условий конкретного детского дома, а также от отношения к ним воспитателей. В любом случае личность ребенка-сироты формируется иначе, не так как ребенка из семьи. Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие. Однако практически во всех работах авторы говорят о том, что детям-сиротам не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования, необходимого для развития. Для ребенка актуален так же сам "момент отторжения", который является для него травмирующим комплексом переживаний, следы которых остаются на всю жизнь. Задержки в развитии детей, находящихся вне семьи, в основном объясняют с двух точек зрения: говорят либо о разлуке с матерью, общение с которой не может заменить общение с воспитателями, либо о дефиците воспитания и грамотных программ развития. На наш взгляд, каждая из этих причин актуальна на определенном возрастном этапе. Если для малышей, пожалуй, определяющим в развитии является взаимодействие с матерью (а именно с фигурой привязанности), то, начиная с более старшего возраста, дети могут адекватно воспринимать свое положение и при качественных программах воспитания развиваться на уровне своих сверстников из семей. Отсутствие у девушек-сирот семей, а, следовательно, отсутствие конкретных моделей материнского поведения, сказывается на процессе формировании материнства.

Глава 3. Эмпирическое исследование паттернов материнского поведения

3.1 Программа исследования

Цель исследования: выявить материнские паттерны у женщин трех поколений и сравнить их с установками на выполнение роли матери воспитанниц детских домов, не имеющих родственников по женской линии.

Задачи исследования:

    • выявить установки на выполнение роли матери у женщин трех поколений, передающиеся и непередающиеся от поколения к поколению;

    • выявить аналогичные установки у девушек, воспитывающихся вне семьи;

    • обнаружить взаимосвязи между установками девушек, воспитывающихся в семьях, и установками их матерей и бабушек; выявить существующие модели поведения переходящие из поколения в поколение;

    • сравнить установки девушек, передающиеся в поколениях, с аналогичными установками девушек, воспитывающихся в семье и вне семьи.

Объект нашего исследования – особенности материнского поведения. Предмет исследования – паттерны материнских установок у женщин.

В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:

  1. Существуют материнские установки на выполнение роли матери в семье, которые передаются из поколения в поколение;

  2. Существуют материнские установки, которые от поколения к поколению "нарастают" и материнские установки, которые "изживают себя";

  3. Материнские установки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскими установками воспитанниц детских домов.

База исследования: в качестве испытуемых выступили семьи с одним ребенком – дочерью – проживающие в городе Кострома и костромской области, а также воспитанницы детских домов.

    • Группа Бабушек; n=12 человек в возрасте от 57 до 80 лет.

    • Группа Матерей; n=12 человек в возрасте от 36 до 55 лет.

    • Группа Дочерей; n=12 человек в возрасте от 16 до 22 лет.

    • Группа Девочек-сирот; n=10 человек в возрасте от 16 до 18 лет.

Метод исследования: исследование проводилось с помощью методики PARI Е.Шеффер и Р.Белла, адаптированной Т.В.Нещерет, которая предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к детям вообще, а так же к различным сторонам семейной жизни (семейной роли) [Райгородский Д.Я., 2005]. Методика содержит 115 вопросов, распределяющихся по 23 шкалам: вербализация, чрезмерная забота, зависимость от семьи, подавление воли ребенка, ощущение самопожертвования, опасение обидеть ребенка, семейные конфликты, раздражительность, излишняя строгость, исключение внесемейных влияний, сверхавторитет родителей, подавление агрессивности ребенка, неудовлетворенность ролью хозяйки, партнерские отношения с ребенком, развитие активности ребенка, уклонение от конфликта, безучастность мужа, подавление сексуальности ребенка, доминирование матери, чрезвычайное вмешательство в мир ребенка, уравнение отношения (товарищество), стремление ускорить развитие ребенка, несамостоятельность матери.

Шкалы объединяются в группы по отдельным аспектам семейных отношений, а именно: хозяйственно-бытовые, межсупружеские, родительско-детские отношения. Имеются тестовые нормы опросника для матерей (n=169 человек).

3.2 Изучение паттернов материнского поведения

В исследовании принимали участие представители трех поколений – бабушка, мать и дочь. Каждому из трех представителей материнской линии требовалось заполнить бланк для ответов предложенной методики. С помощью приведенных вопросов каждой женщине (девочке) предлагалось оценить свои взгляды на роль матери и некоторые аспекты семейной жизни и материнского поведения.

Таким образом, мы получили данные по трем группам: группе Бабушек, группе Матерей и группе Дочерей.

Приведем результаты, полученные нами с помощью качественного анализа каждой из групп. Чтобы описать модель материнства, характерную для каждого отдельного поколения, мы расположили черты материнства в иерархию и сравнили их с тестовыми нормами. Полученные результаты занесли в таблицы.

Таблица 1. Иерархия материнских установок в группе Бабушек.

Шкала

Среднее значение

Сверхавторитет матери

17,75

"Жертвенность" матери

17,42

Поощрение активности ребенка

17,25

Опасение обидеть

17

Доминирование матери

17

Вербализация

16,08

Товарищеские отношения с ребенком

15,92

Зависимость от семьи

15,75

Навязчивость матери, вмешательство в мир ребенка

15,67

Подавление воли ребенка

15,42

Супружеские конфликты

15,33

Исключение внесемейных влияний,

зависимость ребенка от матери

15,33

Строгость матери

15,25

Партнерские отношения, равенство матери и ребенка

15

Безучастность мужа

15

Подавление сексуальности ребенка

15

Несамостоятельность матери

14,83

Чрезмерная забота, оберегание от трудностей

14,5

Подавление агрессивности ребенка

14

Раздражительность матери

13,83

Неудовлетворенность ролью хозяйки

13,67

Уклонение от конфликта

13,5

Стремление ускорить развитие ребенка

13,42

Из таблицы видно, что в группе Бабушек распространены такие черты материнского поведения как сверхавторитет и доминирование матери, "жертвенность", поощрение активности ребенка, опасение обидеть. При сравнении с нормативными данными оказалось, что практически все имеют средний уровень выраженности. Повышенный уровень имеет лишь сверхавторитет матери.

Таким образом, можно предположительно описать модель материнского поведения, предпочитаемую старшим поколением: женщина – хозяйка своего дома, она занята бытовым делами, практически не уделяет времени специальному развитию своего ребенка. Она привязана к семье. Нет особого контроля над детьми, им дается возможность активности в поиске своего места в жизни, трудовой активности, однако, если взгляды ребенка перечат взглядам матери и он говорит об этом, мать вмешивается в мир ребенка, старается переубедить его, давя на свой авторитет. Тактику доминантной матери она применяют и к взрослым детям, стараясь навязать им свое мнение и отстоять свою правоту. Многие вещи объясняет исходя из того, что вся жизнь "принесена в жертву" детям.

Таблица 2. Иерархия материнских установок в группе Матерей.

Шкала

Среднее значение

Вербализация

17,5

Товарищеские отношения

16,33

Несамостоятельность матери

16,33

Поощрение активности ребенка

16,08

Опасение обидеть ребенка

15,67

"Жертвенность" матери

15,42

Сверхавторитет матери

15,25

Партнерские отношения, равенство матери и ребенка

14,58

Супружеские конфликты

14,5

Доминирование матери

14,42

Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка

14,33

Подавление воли ребенка

14,17

Безучастность мужа

13,58

Зависимость от семьи

13,42

Исключение внесемейных влияний

13,33

Подавление агрессивности ребенка

13,25

Подавление сексуальности ребенка

13

Строгость матери

12,67

Чрезмерная забота

12,33

Уклонение от конфликта, избегание общения с ребенком

12

Стремление ускорить развитие ребенка

11,83

Раздражительность матери

11,08

Неудовлетворенность ролью хозяйки

10,67

При описании модели материнского поведения в группе Матерей отметим, что в целом средние значения по каждой шкале ниже средних значений в группе Бабушек. Это может свидетельствовать о еще неокончательно сформировавшихся взглядах на свою материнскую роль.

В группе Матерей распространены такие черты материнского поведения как вербализация, товарищеские отношения с ребенком, несамостоятельность матери, поощрение активности ребенка. В сравнении с нормативными показателями товарищеские отношения имеют пониженный уровень выраженности, а все остальные – средний.

Модель материнства в этой группе предположительно можно описать следующим образом: мать практически удовлетворена ролью хозяйки и не считает, что эта роль сильно ограничивает ее. Мать находит время позаниматься с ребенком, старается подстроиться под него и учитывать его взгляды, разрешая ребенку открыто высказывать свои мысли. Поощряет активность ребенка. Однако соблюдается некоторая дистанция между матерью и ребенком (товарищеские отношения имеют пониженный уровень выраженности), возможно, продиктованная какими-либо традициями семьи. При воспитании мать прибегает к помощи "третьих лиц", возможно, из-за несамостоятельности, либо из-за нехватки времени.

Таблица 3. Иерархия материнских установок в группе Дочерей.

Шкала

Среднее значение

Вербализация

16,75

Сверхавторитет матери

15,67

Товарищеские отношения

15,58

Несамостоятельность матери

15,25

"Жертвенность" матери

15,17

Поощрение активности ребенка

14,92

Опасение обидеть ребенка

14,67

Подавление воли ребенка

14,33

Супружеские конфликты

13,83

Партнерские отношения, равенство матери и ребенка

13,83

Безучастность мужа

13,5

Доминирование матери

12,83

Строгость матери

12,67

Раздражительность матери

12,67

Неудовлетворенность ролью хозяйки

12,5

Стремление ускорить развитие ребенка

12,33

Исключение внесемейных влияний

12,25

Подавление агрессивности ребенка

12,17

Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка

11,92

Зависимость от семьи

11,67

Чрезмерная забота

11,33

Уклонение от конфликта, избегание общения с ребенком

11,33

Подавление сексуальности ребенка

11,33

В группе Дочерей распространены такие установки на реализацию материнского поведения как вербализация, товарищеские отношения с ребенком, несамостоятельность матери. По этим шкалам группа Дочерей совпадает с группой Матерей, однако, Дочери в качестве актуальных для них черт материнского поведения отмечают так же сверхавторитет матери и ее "жертвенность", что больше совпадает с мнением группы Бабушек. Возможно, это объясняется влиянием обоих поколений на воспитание отношения к материнской роли у будущих мам.

Хочется отметить, что установка на подавление сексуальности ребенка у молодого поколения уходит на последнее место в иерархии. Видимо, будущие мамы считают, что вопросы такого плана обсуждать с ребенком необходимо. Если предположить, что на нижних позициях иерархии стоят те черты поведения, которые девушки хотели бы как-то видоизменить в собственной семье, то можно сказать, что модель материнского поведения в группе Дочерей в целом похожа на модель в группе Матерей. Однако будущие мамы в отношениях со своим ребенком хотели бы быть более авторитетными, чем их матери. Добиться этого можно не навязываясь и не слишком опекая своего ребенка, а так же, обсуждая с ним проблемные вопросы взаимоотношения полов. На наш взгляд, такие установки могут быть продиктованы недавним переживанием подросткового возраста и свежестью воспоминаний о наиболее трудных моментах этого периода. Ошибки собственных матерей могли породить подобные установки на будущее отношение со своим ребенком.

Таким образом, мы получили качественное описание моделей материнского поведения в каждой из выделенных групп. В них есть похожие моменты и явные различия и чтобы из представленных в трех поколениях материнских установок выделить паттерны материнского поведения, мы применили метод математической статистики U-критерий Манна-Уитни. Он используется для выявления различий в уровне исследуемого признака; в нашем случае мы сравнивали уровень выраженности каждой материнской установки в группах Бабушек и Матерей и в группах Матерей и Дочерей.

В результате вычислений из 23 установок были выявлены 12, различий по которым не наблюдается на протяжении трех поколений:

  1. Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться).

  2. Подавление матерью воли ребенка.

  3. Опасение обидеть (страх причинить ребенку вред).

  4. Супружеские конфликты.

  5. Исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери).

  6. Подавление матерью агрессивности ребенка.

  7. Партнерские отношения (равенство матери и ребенка).

  8. Уклонение от конфликта (избегание общения с ребенком).

  9. Безучастность мужа (невнимательность мужа к жене).

  10. Товарищеские отношения между матерью и ребенком.

  11. Стремление ускорить развитие ребенка.

  12. Несамостоятельность матери (необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка).

Таким образом, данные установки передаются из поколения в поколение и это статистически подтверждено. Поскольку при сравнении с нормативными показателями практически все эти материнские установки имеют средний уровень выраженности (кроме товарищеских отношений), мы можем говорить о том, что матери воспроизводят их в своих отношениях с детьми. В ходе нашего исследования были выявлена тенденция уменьшения выраженности некоторых установок от старшего поколения к младшему. К ним относятся:

  1. Опасение обидеть

  2. Супружеские конфликты

  3. Исключение внесемейных влияний

  4. Подавление матерью агрессивности ребенка

  5. Безучастность мужа

  6. Уклонение от конфликта

  7. Партнерские отношения

Тенденции отражены в следующем графике.

На графике видно, что наиболее резкий перепад в уровне выраженности наблюдается по шкалам, определяющим установки матерей на опасение обидеть ребенка, на подавление матерью агрессивности ребенка, на уклонение от конфликта, на партнерские отношения с ребенком, на исключение внесемейных влияний. То есть от поколения к поколению эти установки постепенно изживают себя. Молодые и будущие матери не так боятся навредить ребенку, они меньше, чем в прежние времена подавляют агрессивные проявления своих детей, реже уклоняются от конфликтных ситуаций, стараются не отказываться от общения с ребенком в сложных обстоятельствах, не исключают возможность развития ребенка вне семьи. Однако они в силу каких-то обстоятельств постепенно отступают от партнерских отношений со своими детьми.

Установки матерей на супружеские конфликты и безучастность мужа также уменьшаются, но более плавно. Возможно, это связано с более позитивным восприятием семейной роли в группе Матерей и, следовательно, в группе Дочерей. Учитывая повышенную выраженность несамостоятельности современных и будущих матерей, можно говорить, что они, видимо, более склонны доверять воспитание ребенка отцу, чем их прародительницы.

Таким образом, наша гипотеза о том, что в паттернах материнского поведения существуют материнские установки, которые от поколения к поколению "нарастают" и материнские установки, которые "изживают себя", подтвердилась лишь частично. С помощью используемой методики мы не выявили материнских установок, уровень выраженности которых повышался бы от старшего поколения к младшему.

3.3 Сравнительный анализ материнских установок девушек, воспитывающихся в семье и девушек-сирот

Последней гипотезой нашего исследования было предположение того, что материнские установки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскими установками воспитанниц детских домов. Проведя качественный анализ, мы выявили, что из 23 материнских установок 9 находятся на одной позиции в иерархии или ниже на одну позицию. В основном это установки с высокими средними показателями, т.е. находящиеся на первых местах иерархии. Кроме того, у девушек-сирот интервал между самым высоким и самым низким средним значением значительно превышает аналогичный интервал у девушек, воспитывающихся в семье (7,7 и 5,42 соответственно). Это может свидетельствовать о том, что у девушек-сирот материнские установки сформированы в большей степени. Данный факт может быть связан с тем, что они в силу негативного опыта собственной семьи уже точно знают, что не хотят переносить в собственные отношения с ребенком. А девушки из семей, видимо, склонны сомневаться в своем будущем поведении и поэтому не так категорично отвечают на вопросы методики, чаще выбирая средние варианты ответов.

Таблица 4. Иерархия материнских установок в группе Дочерей и группе Девочек-сирот.

Группа Девочек-сирот

Среднее значение

Группа Дочерей

Среднее значение

Вербализация

17,9

Вербализация

16,75

Товарищеские отношения

17,1

Сверхавторитет матери

15,67

Навязчивость родителей

16,4

Товарищеские отношения

15,58

"Жертвенность" матери

15,7

Несамостоятельность матери

15,25

Сверхавторитет матери

15,7

"Жертвенность" матери

15,17

Поощрение активности ребенка

15,5

Поощрение активности ребенка

14,92

Опасение обидеть ребенка

15,3

Опасение обидеть ребенка

14,67

Супружеские конфликты

15,3

Подавление воли ребенка

14,33

Партнерские отношения

15,3

Супружеские конфликты

13,83

Несамостоятельность матери

15,2

Партнерские отношения

13,83

Безучастность мужа

14,8

Безучастность мужа

13,5

Подавление воли ребенка

14,5

Доминирование матери

12,83

Подавление агрессивности ребенка

14,5

Строгость матери

12,67

Стремление ускорить развитие ребенка

14,4

Раздражительность матери

12,67

Зависимость от семьи

14,1

Неудовлетворенность ролью хозяйки

12,5

Раздражительность матери

13,7

Стремление ускорить развитие ребенка

12,33

Подавление сексуальности ребенка

13,3

Исключение внесемейных влияний

12,25

Доминирование матери

13,2

Подавление агрессивности ребенка

12,17

Избегание общения с ребенком

13

Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка

11,92

Исключение внесемейных влияний

12,1

Зависимость от семьи

11,67

Чрезмерная забота

11,7

Чрезмерная забота

11,33

Неудовлетворенность ролью хозяйки

11,3

Избегание общения с ребенком

11,33

Строгость матери

10,2

Подавление сексуальности ребенка

11,33

С помощью метода математической статистики U-критерия Манна-Уитни мы выявили статистически значимые различия в уровне выраженности материнских установок в группе Дочерей и Девочек-сирот. Различия выявились по следующим 8 установкам:

  • зависимость от семьи (ограничение матери ролью хозяйки),

  • супружеские конфликты,

  • строгость матери,

  • подавление агрессивности ребенка,

  • партнерские отношения (равенство матери и ребенка),

  • безучастность мужа,

  • навязчивость матери,

  • стремление ускорить развитие ребенка.

Из них 5 установок совпадают с выявленными в ходе исследования паттернами материнского поведения. Это супружеские конфликты, подавление агрессивности ребенка, партнерские отношения, безучастность мужа и стремление ускорить развитие ребенка. По всем этим установкам группа Девочек-сирот имеет значительно более высокие показатели, чем группа Дочерей, т.е. девушек воспитывающихся в семье. Получается, что для них эти установки более актуальны, возможно, в силу полученного негативного опыта в отношениях с собственной семьей.

Повышенный уровень выраженности супружеских и семейных конфликтов, а так же безучастность мужа могут свидетельствовать о том, что в родительской семье эти черты были явно выражены, и девушка, оценивая свою будущую семью, уже имеет определенные установки на взаимоотношения супругов. Она считает, что семейные конфликты – "обычное дело", и муж не особо помогает в воспитании детей.

Повышенный уровень выраженности подавления агрессивности ребенка может быть связан с тем, что в учреждениях, где дети живут все вместе и не исключены конфликты между ними, воспитатели и прочий персонал старается внушить детям, что "так поступать нехорошо". Поскольку воспитатели являются значимыми людьми для большинства детей-сирот, то, возможно, они имеют некоторое влияние на формирование материнских установок у девочек-сирот.

Повышенный уровень выраженности партнерских отношений и стремление ускорить развитие ребенка могут быть также связаны с негативным личным опытом. Если в бывшей семье с девочками-сиротами никто не занимался, не было близких теплых отношений, а им хотелось обратного, то можно предположить, что они бы хотели преодолеть подобное материнское поведение в собственной семье.

Кроме того, хотелось бы отметить еще три статистически значимых различия между группой Дочерей и группой Сирот. Это ограничение матери ролью хозяйки, строгость матери и навязчивость матери.

Уровень выраженности зависимости от семьи выше в группе Сирот. Это говорит об их настрое на то, что место женщины – в семье, а матери – рядом с ребенком. У детей-сирот вообще проявляется повышенный уровень ценности семьи, чем и можно объяснить повышенные показатели по данной шкале.

Уровень выраженности вмешательства матери во внутренний мир ребенка в значительной мере выше в группе Сирот. По этой установка наблюдается наиболее значимое различие. Данный факт может быть связан с недостаточностью внимания к детям-сиротам со стороны бывших родителей и воспитателей, с невмешательством окружающих – что может трактоваться как безразличие – в их внутренние переживания. В силу этого девочки-сироты убеждены, что с собственными детьми так себя вести не будут.

Уровень строгости матери (в отличие от всех прежде описанных материнских установок) в группе Сирот гораздо ниже, чем в группе Дочерей. Это говорит о том, что будущие мамы из группы Сирот будут менее строги к своим малышам, будут баловать их, что может свидетельствовать о некоторой идеализации своей материнской роли.

В целом, если сравнить Девушек из группы Сирот и девушек из группы Дочерей, можно сделать вывод о том, что первые более серьезно относятся к семейной роли, более самостоятельны во взглядах, в большей степени уверены в своем будущем материнском поведении. Девушки-сироты склонны к излишней концентрации на ребенке, у них выражено стремление к эмоциональной близости с ребенком, низкая выраженность доминирования над ребенком и подавления его желаний и воли.

Девушки, воспитывающиеся в семьях более неуверенны в своих материнских установках, есть стремление к доминированию, подавлению и управлению ребенком. Нет такого желания к близости с ребенком, представления о материнской роли ограничены некоторыми рамками, которые, видимо, формируются под влиянием семьи.

Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза том, что материнские установки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскими установками воспитанниц детских домов, подтвердилась.

Выводы

  1. Существуют установки на выполнение роли матери в семье, выраженность которых передается из поколения в поколение. Это свидетельствует о наличии определенных паттернов материнского поведения.

  2. Существуют материнские установки, которые от поколения к поколению с разными темпами "изживают себя". Эта тенденция говорит о том, что данные установки со временем становятся ненужными или неактуальными.

3. Материнские установки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскими установками воспитанниц детских домов.

Заключение

Итак, цель нашего исследования заключалась в выявлении установок на выполнение роли матери у женщин трех поколений и сравнении их с материнскими установками воспитанниц детских домов, не имеющих родственников по женской линии. Объектом нашего исследования выступали особенности материнского поведения. В качестве предмета исследования мы рассматривали паттерны материнских установок у женщин, передающихся от поколения к поколению.

В ходе исследования мы достигли поставленных перед нами задач, а именно:

    • выявили установки на выполнение роли матери у женщин трех поколений; выявили материнские установки у девушек, воспитывающихся вне семьи;

    • обнаружили взаимосвязи между установками девушек, воспитывающихся в семьях, и установками их матерей и бабушек; выявили материнские установки, переходящие из поколения в поколение;

    • сравнили материнские установки девушек, воспитывающихся в семье и девушек, воспитывающихся вне семьи.

В ходе анализа результатов проделанной работы мы подтвердили наши гипотезы, выявили некоторые тенденции в изменении уровня выраженности некоторых установок на материнство, а также различия во взглядах на роль матери у девушек из семей и из интернатов. Мы считаем, что результаты данной работы могут послужить толчком для дальнейших исследований.


1. Реферат на тему Боливия пути демократизации
2. Диплом на тему Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
3. Реферат на тему Lena Horne Essay Research Paper Page 1Lena
4. Реферат Фундаментальные понятия рынка ценных бумаг
5. Реферат на тему Gimpel The Fool Essay Research Paper Contrasts
6. Разработка_урока на тему Урокисследование как составная часть формирования исследовательского типа мышления учащихся и средство
7. Диплом Использование исследований аудитории в управлении периодическим изданием
8. Реферат Бюджетный федерализм 4
9. Реферат на тему Rappacini
10. Курсовая на тему Понятие законности правопорядка и дисциплины Их соотношение