Курсовая Возникновение музея как феномена культуры
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Федеральное агентство по образованию
Российский государственный университет имени И. Канта
Кафедра философии и культурологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: “Возникновение музея как феномена культуры”
по дисциплине: “Культурология”
Студентки 1 курса отделения ОСП
исторического факультета РГУ им. И.Канта
специальности “Культурология”
Серебряковой М.Ю.
Калининград 2009
Содержание
Введение
I. Возникновение мусейонов и коллекций в эпоху Античности
1.1 Мусейоны Древней Греции
1.2 Коллекционирование в Древней Греции
1.3 Коллекционирование в эпоху Эллинизма
1.4 Александрийский Мусейон
1.5 Частные и общественные коллекции Древнего Рима
II. Средневековье и Возрождение как важные этапы в становлении праформ музея
2.1 Коллекционирование в Средние века
2.2 Ренессансное коллекционирование
Заключение
Список литературы
Введение
С древних времен люди начали осознавать, что им необходимо особое пространство, которое будет поддерживать связь с высшими идеалами, помогать осмыслению и познанию мира, собственного места в нем, которое будет воплощать идеи наследия, преемственности традиций и обычаев.
Музей – уникальное явление истории и культуры, овеществленное хранилище времени. Он выступает средством расширения культурного горизонта, оформляет в историческом контексте процессы общения и взаимодействия носителей различных культур и субкультур, представителей различных социальных, возрастных, этнических групп. В широком смысле музеем называется любое собрание, выставка, коллекция.
До того, как музей стал социальным институтом новоевропейской культуры он прошел долгий процесс коллекционирования предметов культуры и природы, которые в разные исторические эпохи наделялись определенной ценностью. Этот процесс “музеефикации” предметов уходит истоками в первобытное общество.
Первобытный Протомузей – храм-пещера, заполненный рисунками, культовыми предметами был и природным, и ритуально-символическим пространством, которое строилось по принципу: периодическое повторение того, что было, создает уверенность в том, что есть нечто абсолютное. И хотя это “нечто” имеет сверхчеловеческую природу, тем не менее, оно становится доступным в ритуальных действиях, которыми руководили шаманы.
Возникновение музея как феномена культуры основывалось на преодолении порядка существования, то есть на вытеснении старшего поколения младшим. Первобытный человек жил как-бы в двух временных пластах: он устремлялся в будущее (рос, взрослел, старел) и обращался в прошлое – к своему истоку, носителем которой были предки, оставшиеся в памяти, и старики – хранители живой традиции1.
Первобытный Протомузей создавал то пространство, где каждый участник ритуала ощущал себя частицей рода, переживая традицию не как нечто прошедшее, а как постоянно текущее настоящее, в котором авторитет старших был абсолютной ценностью, который был глубоко символичен, отсюда образ мудрого старца воплощал потребность удержать прошлое в его целостном бытии, культивируя тем самым идею “музейности”.
Так как весь ритуал переживался как истинная реальность, все, что относилось к ней, приобретало магический смысл. Отсюда, все культовые предметы обретали сакральность, их необходимо было оберегать, хранить в специально отведенных “священных” местах, и к которым имели право прикасаться лишь посредники миров – “первобытные маги”, они же следили за тем, чтобы эти раритеты передавались из поколения в поколение, тем самым, сохраняя традицию, транслировали постепенно накапливаемый человеческий опыт во всей его полноте. Речь шла не столько о передаче “чисто художественного и материального наследия” пещер, сколько о сохранности наиболее существенного – идей и понятий, которые скрывались за образами первобытного искусства, в первую очередь магического ритуала.2
Таким образом, протомузей возник как организующий центр становящегося культурного пространства. При этом под “прото” понимается не временный смысл, а определенная “первопричина”. Протомузей стал святым пространством, имел самостоятельную ценность. Это место являлось символом Мира, репрезентируя его ценности, ценности культуры, так как оно создано человеком.
Актуальностью выбранной темы курсовой работы является стремление определить истоки возникновения музея как феномена культуры, с целью привлечения внимания к общечеловеческим ценностям, как наследию непрерывности и преемственности наиболее значимых явлений культуры.
Важно не только определить предпосылки возникновения музея как культурного феномена, но и выявить, есть ли у него перспективы и потенциалы развития, или же он лишь продукт определенного исторического периода, вместе с которым и должен уйти в прошлое.
Актуально обратить внимание на необходимость поднятия статуса музея в современной культуре, где происходит возврат к общепризнанным шедеврам и, одновременно, с все возрастающими возможностями виртуального и интерактивного приобщения к музейным ценностям растет потребность непосредственного контакта с подлинными вещами. Несомненно, в ближайшем будущем это приведет к новым изменениям музейного пространства. Поэтому выбранная тема основывается не только на определении музея как феномена культуры, но и на актуальности выявления перспектив его дальнейшего развития.
Цель курсовой работы – выявить, структурировать и проанализировать основные формы предмузейного собирательства и коллекционирования от первобытного общества до эпохи Возрождения.
В связи заданной целью ставятся следующие задачи:
1) Раскрыть особенности возникновения и становления традиционных форм протомузея в Древнем мире.
2) Дать характеристику эволюции религиозного и светского собирательства в Античную эпоху.
3) Проанализировать специфические черты коллекционирования в Средние века.
4) Рассмотреть процесс трансформации традиционных форм музейного дела в эпоху Возрождения.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. Объем работы состоит в количестве 43 листов.
Глава 1. Возникновение мусейонов и коллекций в эпоху Античности
1.1 Мусейоны Древней Греции
В Античную эпоху были заложены основные направления в философии, архитектуре, литературе, законодательстве и т.д. Несомненно, что все созданное человеческим гением в эпоху Эллады и Древнего Рима получило в дальнейшем осмысление и творческое развитие. Не стали исключением понятие “музей” и вся сфера античного коллекционирования.
Именно этимологию слова “музей” ввели в культурный обиход человечества древние греки, но в античности оно не употреблялось по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово “мусейон” (museion) в переводе означает “место, посвященное музам”, то есть святилище муз. Так, в Элладе, у истоков греческой культуры возникает Музей как храм Муз - дочерей богини памяти Мнемозины.
Первоначально мусейоны представляли собой сакральные портики с жертвенником, которые располагались в рощах, предгорьях, у родников, поскольку вначале музы почитались покровительницами источников воды, а позднее - искусств и наук, дарующими творческое вдохновение, поэтому культ муз играл важную роль в сообществах ученых. Отсюда и название храма, который воспринимался в ту эпоху как место связи человека с высшими божествами путем проявления его духовных и творческих способностей.
Древние греки - наиболее из всех древних цивилизаций были естественными и жизнелюбивыми. Поклоняясь силам природы, неслучайно они выбрали место для “общения” с ее духами водные источники в окружении леса – так рощи становятся “священными”, где оставлялись дары богам, которые осуществляли связь с Божественным.
В священных рощах, в местах поклонения музам – мусейонах, стали со временем строить вместо скромных жертвенников храмы, где постепенно накапливались дары богам – храмовые сокровищницы. Они представляли собой вотивные предметы (от латинского votives – посвященный богам), которые, согласно религиозной традиции, приносились божествам по обету, в честь одержанной победы, для исцеления, исполнения просьбы, при покаянии.
Если сначала приношения в храмы богам были в виде бытовых предметов-символов: глиняные, серебряные, золотые изделия, изображавшие виноградную лозу, деревья, животные, растения, то потом стали изготавливать специальные вещи, не употреблявшиеся в быту, а предназначенные только для божества.
Богам посвящались скульптурные изображения людей, животных, статуи (часто статуи Артемиды и Аполлона), вазы, живописные работы, военные трофеи (луки, мечи, шлемы), которые демонстрировались во время триумфальных шествий, приносились в дар храмам и часто выставлялись как свидетельства военной мощи государства. Например, в храме Асклепия в Никомедии выставлялся на обозрение меч легендарного эфиопского царя Мемнона.
В составе трофеев присутствовали и предметы, связанные с культурой народов – варваров, а также образцы экзотической природы. Например, в древнегреческих храмовых собраниях могли храниться кости гигантских животных, известных в настоящее время как окаменелости. Они выставлялись на обозрение и трактовались как останки расы титанов, согласно мифологии, населяющих когда-то Землю. Выставлявшиеся на обозрение диковинки природы демонстрировались как свидетельства жизни мифологических персонажей.3
Существовали “постоянные” экспозиции из храмовых собраний, иллюстрировавшие военные и политические события жизни полиса, например,
художественные изображения отдельных сцен Троянской войны.
Со временем сокровищницы греческих храмов стали пополняться изделиями
из драгоценных металлов, слитками из золота и серебра; все более разнообразным становились их собрания. Так, в сокровищнице храма Аполлона Делосского хранились: серебряная, золотая посуда с резьбой, инструктированная драгоценными камнями; курительницы, светильники, материи, расшитые золотом, пурпуром и служившие одеждой изображению божества или жрецам, ювелирные изделия, шкатулки для благовоний, из слоновой кости с золотой инкрустацией4.
Именно из вотивных даров, военных трофеев, природных редкостей, которые связывали с мифами, и складывались первые коллекции античности, находившиеся в святилищах, храмах, в специально сооружаемых сокровищницах при культовых постройках, а также в тезаурусах.
Последние представляли собой круглые подземные пещеры, устроенные из камня, и служившие либо для хранения оружия и драгоценностей, либо царскими усыпальницами, а, может быть, и удовлетворявшие разом обоим назначениям. Раскопки, произведенные Шлиманом в Микенах, где находился самый знаменитый древнегреческий тезаурус – “Сокровищница Атрея”, доставили множество предметов: сосуды, оружие, воинские доспехи, золотые украшения.
Ведали вотивными дарами особые служители, которые занимались не только их охраной, но и учетом. В подробных списках указывались наименование предмета, материал, из которого он изготовлен, вес, степень сохранности, имя бога, которому он посвящен, повод и дата посвящения, принадлежность дарителя. Периодически, чтобы избавиться от разрушенных временем предметов и освободить место для новых поступлений, составлялись списки вещей на изъятие, утверждавшиеся советом храма. Ничего уничтожать не разрешалось. Поэтому не обладавшие художественной ценностью изделия из золота и серебра переплавляли в слитки, которые затем посвящали богам, а не имеющие материальной ценности предметы зарывали в специальные храмовые резервуары, или подземные хранилища. Например, одно из них было обнаружено археологами на юге Италии при раскопке храма богини Геры, основанного греческими колонистами в районе Пестума (греческое название – Посейдония). В нем было найдено 30 тыс. вотивных даров, что говорит о значительных размерах храмовых собраний5.
Но постепенно ритуальные предметы культа теряли свою исключительную сакральность и доступность лишь посвященным. Древнегреческий человек все более освобождался страха перед высшими божествами. Поэтому он уже имел право использовать эти “музеефицированные” раритеты для собственных нужд. Эти собрания приобрели со временем прагматический характер, то есть использовались не только в богослужении, но и в оформлении интерьеров и внешнего облика храмов, царских дворцов.
Кроме этого, в периоды экономического и политического спада храмовые сокровищницы служили своеобразными “банками”, играя роль общественной казны. Например, в “Илиаде” говорится об использовании сокровищ храма троянским царем для выкупа им тела убитого сына. В литературе есть свидетельства использования слитков металлов из храмовых сокровищ для переплавки оружия во время Пелопонесской войны.
Храмовые сокровища использовались и при проведении больших религиозных праздников, включавших различные виды состязаний. После соревнований и шествий сокровищница храма пополнялась драгоценными вазами, амфорами и наградами. Во время грандиозных праздников храмы посещали
многочисленные гости, которые знакомились с памятниками, окутанными легендами, а также с выставленными из храмовых сокровищниц раритетами. Так
зарождался экскурсионный обзор, ознакомление с предметами культа и искусства. Например, во время Олимпийских игр паломники посещали зал Эхо, чтобы услышать, как его стены семь раз повторяют одно и то же слово; увидеть сделанные по обету жертвоприношения. При этом участники, гости, победители соревнований и паломники жертвовали что-либо храму по своим возможностям.
Кроме того, победители Олимпийских игр имели право помещать собственную статую в Алтис – священную рощу в Олимпии. Статуя могла быть установлена и на площади, или в гимназии родного города. Таким образом, складывается традиция экспозиции, доступного показа произведения искусства.
В Элладе служение музам выражалось не только в религиозном почитании и пожертвованиях, но и в пытливом поиске истин, в познании Космоса, поэтому в мусейонах гармонично соединилось поклонение божественному и попытка воспроизвести сакральные знания на земле, приблизиться к ним.
Древнегреческая культура освобождалась от архаических форм, представлений об окружающем мире и месте человека в нем. Собрания предметов стали накапливаться не только в храмовых сокровищницах, но в центрах светской интеллектуальной жизни. В результате менялись сущность и функции мусейона.
Так в Греции появляется “мусей” - философское учреждение. Мусей становился частью философской школы. Например, в Академии Платона, объединившая в свои стенах различные науки было свое собственное святилище муз – мусейон, а для совершения обрядов на каждый день месяца из числа слушателей назначались “служитель муз” и “приноситель священных жертв”.
Мусейон существовал и при философской школе Аристотеля - Ликее. Аристотель был первым, кто стал собирать предметы искусства и “природные” экспонаты. Но мусейон появился уже после его смерти стараниями его ученика Теофраста, при котором сложилась практика более широкого толкования понятия “мусей”, означающего помещение, где не только совершаются религиозные обряды, но и ведутся беседы, обучение, хранятся коллекции.
Так происходит трансформация мусейона в мусей, чьи функции сводились лишь формально к культовым, а в реальности относились к познавательным, интеллектуальным и творческим. И, конечно же, в таких собраниях находились и религиозные раритеты, и предметы, представлявшие “земные” интересы.
Так как, мусеи становились центрами интеллектуальной жизни греков, которая в свою очередь славилась агональностью во всех сферах культурной жизни, то постепенно в них накапливались собрания вещей, связанных с награждениями - скульптурных, художественных изображений муз и победителей.
Когда мусеи служили местом проведения состязаний поэтов, они становились центрами литературных сообществ. Такими соревнованиями славился один из первых мусейонов - Феспийское святилище муз, которое располагалось на склоне горы Геликон в Беотии. Здесь, раз в пять лет проходили празднества в честь муз – Мусеи. В самом святилище и в священной роще были изваяния богинь, богов, выполненных скульпторами Кефисодотом и Праксителем, статуи бога Диониса работы Мирона и Лисиппа, мраморный Эрот Праксителя6.
1.2 Коллекционирование в Древней Греции
Следующим этапом на пути становления музея как социокультурного института становится коллекционирование, которое считается предшественником современного музея. В практике собирания, хранения и презентации древних собраний накапливался и осмысливался опыт работы с предметами, определивший в дальнейшем основные направления музейной деятельности.
Первыми коллекциями стали специальные хранилища для живописных и скульптурных работ, которые появились в Древней Греции. Произведения живописи помещались в специально отведенные места – пинакотеки (с греч. – pinax – доска, картина и theke – хранилище), собрания скульптур назывались глиптотеками (с греч. – glyptos -изваянный). Так, собрания картин, скульптур, резных камней получают наименования, этимология которых восходит к особенностям создания предметов7.
Пинаки – картины, выполненные восковыми красками на деревянных и терракотовых дощечках. Греческие мастера работали в технике энкаустики: красители растирались с воском, а готовые краски сильно подогревались и в полужидком состоянии наносились на основу жесткой кистью.
Самой известной пинакотекой стала та, что находилась в афинском Акрополе, средоточии главных святынь города. Когда архитектор Мнесикл построил из мрамора монументальный вход на Акрополь – Пропилеи, состоявшие из центральной части с портиком и крыльев, то в северном крыле, более массивном, с глухими стенами, разместилась пинакотека, свет в которую проникал через двери и два окна. Мнения исследователей относительно характера хранившихся здесь живописных произведений расходятся. Одни считают, что картины представляли собой настенные росписи, другие же, что изображения писались и на досках, как посвятительные дары.
Живописными произведениями и скульптурными работами украшались и распространенные в античной архитектуре длинные галереи-портики, или стои. Самой знаменитой среди них была стоя Пойкиле в Афинах, чье название означает “пестрая”, “расписная” из-за украшавших ее стену больших картин - пинак, закрепленных на стене и легко снимавшиеся с нее, с изображением мифологических сюжетов и реальных исторических событий.
К древнегреческому периоду относятся и первые случаи адресного “экскурсионного” обслуживания. Служитель храма не только следил за сохранностью сокровищ, он должен был рассказывать о них гостям и путешественникам. Таким образом, храм и его сокровища впервые становились объектами античного “туризма”.
В практике хранения и показа сокровищ накапливался первый практический опыт их учета. Так, в отдельных храмах имелись инвентарные описи и даже некоторое подобие будущих путеводителей, а также первые схемы группировки предметов. Например, в афинском Акрополе, в Пропилеях были найдены остатки пинакотеки, где картины сгруппированы по художественным школам, что представляет собой прообраз будущей академической экспозиции художественного музея.
И если первые древнегреческие собрания предметов формировались стихийно, отличаясь неоднородным составом, и носили сакральный характер, использовались для демонстрации религиозного поклонения как “дары богам”, то со временем коллекции становились общим достоянием граждан, а это предполагало и создание условий для доступа к их осмотру широкой публики и более разнообразный материал для показа. Так, рядом со священным сосудом могла находится кость какого-нибудь диковинного животного.
Приветствовались акты дарения собраний храмам или городу, а также меры по организации широкого доступа не только к храмовым и городским, но и к частным собраниям, но создание, которых в древнегреческом обществе особо не поощрялось, поскольку воспринималось как вызов государству. Частные коллекции стали распространяться позже, в эпоху Древнего Рима. Но именно собирание вещей с точки зрения их сакральности, коллекционирование живописных и скульптурных работ зародилось именно в Элладе. С эпохи эллинизма, а затем в Древнем Риме оно стало носить функциональный характер, подчеркивая индивидуализм собирателя.
1.3 Коллекционирование в эпоху Эллинизма
Эллинизм сыграл в истории Европы особую роль в формировании “музейного отношения” культуры к самой себе. В это историческое время в общественном и индивидуальном сознании впервые складывается чувство исторического прошлого, наследниками которого ощутили себя люди эллинистической поры. В эпоху эллинизма в собирательстве памятников существовала четкая связь с греческой традицией, то есть сохранялась функциональная преемственность бытования вещи. Памятники использовались в соответствии с их прежним назначением. Было широко распространено копирование произведений искусства с греческих оригиналов, при этом, правители были осмотрительны в выборе предметов для коллекций, соотнося их с реалиями монархии. Популярным становится посещение районов Греции, богатых прославленными памятниками.
Греция периода расцвета была слишком молода, слишком полна собственных творческих сил, презрения ко всему иному как к варварству, чтобы греки могли стать “собирателями” в нашем сегодняшнем смысле слова. Иное дело – эпоха эллинизма, когда Александр, а особенно, его последователи, уже почувствовавшие ностальгию по прошлому, пытались возродить Древнюю Элладу во всей Великой империи.
Таким образом, как явление, коллекционирование возникает лишь в эпоху эллинизма. В этот исторический период происходило объединение двух миров – древнегреческого и древневосточного, который прежде развивался обособленно. В результате расширялись не только географические рамки греческого мира, но и его культурные горизонты. Все ярче проявлялся индивидуализм; во всех сферах культуры – религии, философии, искусстве – в центре внимания находился уже не коллектив, а отдельный человек, со своим внутренним миром и стремлениями. На этом историческом фоне начинает формироваться личность коллекционера.
Но до того как частные коллекции получат повсеместное распространение, долгое время приоритет как “музейного” собирателя имели храмы.
В отличие от древнегреческой традиции пополнения собраний индивидуальными подношениями, главным источником храмовых сокровищниц в эллинистическом мире становились военные трофеи. В составе коллекций накапливался обширный материал по “чужим” культурам и экзотической природе. Экзотический материал часто трактовался как сакральный. В прилегающих к храмам садах могли содержаться “священные” животные, птицы, а в рудах - рыбы. Внутри храмов и около них выставлялись диковинные предметы: скелеты уродливых людей и животных, редкие растения, предметы экзотического быта жителей дальних стран. Например, в египетском городе Гиераполисе в храме сирийской богини демонстрировались одежда варваров, драгоценности из Индии, слоновьи бивни. При всей условности трактовки диковинки пробуждали в людях любознательность, демонстрируя многообразие мира природы и культур Земли.
Первыми коллекционерами античного мира принято считать эллинистических царей. Истоки этого явления лежат в эллинизации Восточного Средиземноморья, борьбе диадохов, в результате которой образовывались новые государства. Так, Египет со столицей в Александрии оказался под властью Птолемеев, в Сирии – правили Селевкиды, в Пергамском царстве - Атталиды.
Их собирательная деятельность являлась составной частью государственной политики. Наличие коллекций в античную эпоху считалось делом чести, признаком высокого престижа государства.
Коллекционирование памятников Древней Эллады в странах эллинистического мира в первую очередь охватило высшие слои общества, но новацией, по сравнению с древнегреческим собирательством, стало распространение коллекционирования и в среде вольноотпущенников. Одним из основных мотивов собирательства, в этом случае было желание стереть из памяти свое рабское прошлое.
Лидерами эллинистического мира в области коллекционирования произведений греческого искусства всех периодов его развития были Атталиды. Так, на распродаже награбленных художественных ценностей, устроенной римлянами после завоевания Коринфа, Аттал II предложил за картину Аристида “Дионис” 600 000 динариев. Но завоевателю Греции Луцию Муммию эта сумма показалась столь огромной, что он, подозревая в ней неведомое ему достоинство, снял ее с торгов и посвятил в храм Цереры, вопреки уговорам Аттала8.
В своей коллекционерской деятельности Атталиды стремились не только к удовлетворению своих личных эстетических вкусов, но и пытались представить греческое искусство во всем его многообразии. Они интересовались и произведениями мастеров классической эпохи, и работами архаического периода. Если оригинал был недоступен, пергамские правители приобретали произведение в копии. Но специального здания для своей богатой коллекции Атталиды не возводили. Приобретавшиеся ими произведения искусства украшали дворцовые покои, размещались в общественных местах, храмах, святилищах. Часть скульптурной коллекции находилась в зале библиотеки, при раскопках которой было обнаружено постаменты для статуй – Гомера, Сапфо, Геродота и др.
Таким образом, в эпоху эллинизма впервые утверждается такой тип культуры, что имел уже четкий фонд готовых форм и смыслов, в которые отливался непосредственный жизненный опыт. Сами эти “готовые” образы и модели, бывшее некогда одновременно и формой, и содержанием культуры, становились теперь только декорацией.
Произведение искусства еще не воспринималось по преимуществу как таковое и поэтому не могло приобрести статус “музейного памятника”, но, будучи тиражированным в других своих ипостасях, - как предмет культа, бытовой предмет, знак приобщенности к греческой культуре и учености, - оно так или иначе принимало на себя функции “экспоната”.
Превращение “эллинства” из узкоэтнической категории в общекультурную, связанную уже не с привилегией рождения, а с привилегией воспитания и образования, сделало распространение эллинской культуры принципиально неограниченным. Подражание греческой культуре изменило масштабы ее восприятия. Теперь каждый приобщенный к ней, к ее пластике и профессиональной художественной деятельности пытался копировать ее уникальные формы.
Что это дало? Распространение культуры вширь порождало опасность ее копирования, а значит ее истончения. Постепенный упадок творческий сил общества в эпоху позднего эллинизма привел не только к мировоззренческому кризису, творческому затишью в культурной жизни, но к росту массового потребления художественных изделий, их стандартизации. Небывалый спрос на предметы убранства и украшения способствовал, с одной стороны, развитию декоративного и прикладного искусства, с другой – появлению подделок, рассчитанных на невзыскательные вкусы массового потребителя.
1.4 Александрийский Мусейон
Появление эллинистических монархий побуждало их правителей соперничать друг с другом за культурное лидерство, укреплять мощь и преемственность власти династий. Так, в Египте связующим звеном между греческим поселенцами и их исторической родиной стал Александрийский мусейон, который стал апогеем и буквальным воплощением “музеефикации” эллинистической культуры. Александрийский мусейон, как научно-исследовательский центр и величайший музей древности, был основан в эпоху эллинизма, в IV в. до н.э. Птолемеем I.
Мусейон занимал часть дворцового комплекса Птолемеев и включал в себя множество построек: огромная библиотека (где, как и на греческом Геликоне, стояли бюсты авторов), святилище муз, комнаты для обитателей пансиона, зал для трапезы, экседру, или крытую галерею с сидениями для чтения лекций и занятий, обсерваторию и “место для прогулок”, которое с тех пор стало неотъемлемой частью любого философского или научного учреждения. Со временем здесь также появились коллекции растений и животных в садах, зверинец, залы для препарирования трупов, большое количество разного рода естественнонаучных коллекций, вокруг “святого места муз”, в обрамлении богатой художественной экспозиции.
Коллекции были размещены в залах вокруг святилища Сараписа – божества, сочетавшего черты восточного и античного культов. В ближайшем дворце размещалось художественное собрание. Центром мусейона было святилище муз, а номинальным главой назначенный царем жрец, который исполнял религиозно-представительные функции, не вмешиваясь в научную сферу.
Задумывался Александрийский мусейон наподобие того комплекса построек и садов вокруг святилища муз, который существовал в афинском Ликее, а в основу его организации легла идея Аристотеля о том, что во имя прогресса науки необходимо объединить усилия отдельных исследователей.
Знаменитые ученые, прибывавшие в Александрию по приглашению египетских правителей, жили на полном царском обеспечении и получали все необходимое для работы - библиотеку, оборудование, лаборатории. Поэтому огромную роль приобрели фундаментальные научные исследования окружающего мира, изучение человека и природы. Среди выдающихся ученых здесь работали - Аристарх Самосский, прозванный “Коперником античности”, поэт Каллимах, математики – Евклид и Эратосфен, астроном Гиппарх, а грамматики Зенодот, Аристофан Византийский и Аристарх Самофракийский изучали особенности языка античных авторов, подготовили издание трудов Гомера и явились основателями текстологической критики9.
Александрийский мусейон стал крупнейшим книгохранилищем античности, так как здесь находилась знаменитая Александрийская библиотека. К концу I в. до н.э. она включала свыше 700 тыс. томов в виде папирусных свитков, а для пополнения коллекции Птолемеи покупали рукописи на книжных рынках в Афинах и Родосе, прибегая порой к крайним мерам. Так, по указу Птолемея II все книги, найденные на борту кораблей, заходивших в Александрийскую гавань, изымались и копировались. Затем копии возвращались владельцам, подлинники же оставались в Александрии. Попросив под залог в Афинах канонические списки пьес Эсхила, Софокла и Еврипида для проведения сверки с экземплярами своего собрания, Птолемеи предпочли пожертвовать внесенной ими огромной суммой, чтобы оставить у себя оригиналы. Афинянам же возвращали копии со слабым утешением, что их выполнили на лучшем из имеющихся видов папируса.
Несмотря на то, что произведения искусства в Мусейоне не образовывали ни
цельных коллекций, ни экспозиций, а лишь – как и в других мусейонах – декорировали и содержательно акцентировали пространство, уже в те давние времена люди понимали, что многие предметы заслуживают того, чтобы их собирать, систематизировать и пользоваться собранием в научных целях. Или просто удивляться и любоваться ими.
Появление такого рода “музейного” восприятия действительности именно в эту эпоху, несомненно, отвечало глубинным потребностям культуры. Гигантский котел эллинизма (греческая культура как “высокая норма” и адаптация культур многочисленных регионов, включенных в “эллинистическую ойкумену”; синкретизм как основная черта официальной эллинистической религии и своеобразие местных культов; великие естественно-научные открытия развитие магии и мистики) мог быть структурирован только с помощью универсалисткого, энциклопедического подхода. После высочайшего взлета креативности в эллинской классике культура как бы сделала выдох, занялась “самоинвентаризацией”. Для этого ей был нужен свой “тезаурус”, предметным воплощением которого и становится Мусейон10.
1.5 Частные и общественные коллекции Древнего Рима
В истории античной культуры приоритет в создании института частного коллекционирования принадлежит воинственному и могущественному соседу эллинистических монархий – Древнему Риму.
Во время военных походов римскими трофеями становились не только оружие, имущество и земли побежденных народов, но и их обычаи, изобретения, элементы духовной культуры.
Под влиянием утонченной греческой цивилизации римляне стали испытывать интерес к ее произведениям искусства. Кардинальные изменения в системе древнеримских ценностей произошли после разграбления знаменитого своими художественными сокровищами Сиракуз, когда консул и военачальник Клавдий Марцелл отправил в Рим, украшавший Сиракузы статуи и картины.
На протяжении II - I вв. до н.э. произведения греческого искусства текли в Рим непрерывным потоком, служа доказательством побед римлян. Сначала их в качестве трофеев торжественно проносили в шествиях триумфаторов – на огромных телегах везли статуи, картины, вазы греческих мастеров, оружие, бочки с золотыми и серебряными монетами, дорогое убранство побежденного царя.
После демонстрации в триумфальных шествиях предметы искусства помещали в храмы и портики, ими украшали форумы и общественные сооружения. Свою долю получали и триумфаторы. Сопровождая статуи и картины подобающими случаю надписями, они посвящали их богам, но при этом немалая часть художественных трофеев оседала во дворцах и виллах, свидетельствуя тем самым о начавшемся процессе формирования института частного коллекционирования.
Его становление происходило в условиях неодобрения и противодействия со стороны традиционной общественной морали, осуждавшей и любовь к произведениям искусства, и стремление к единоличному обладанию ими. Но эта охранительно-консервативная традиция не удержалась, и уже к I в. до н.э. о частном коллекционировании можно говорить как о вполне сложившимся явлении.
Владельцем огромного собрания картин, статуй, предметов декоративно-прикладного искусства стал, например, диктатор Рима и завоеватель Афин Корнелий Сулла, опустошивший храм Асклепия и храм Зевса в Олимпии. Хитростью и шантажом, воровством и насилием составил одно из богатейших художественных собраний своего времени наместник Сицилии Гай Веррес.
Богатая художественная коллекция давала римлянину репутацию ценителя и знатока искусства, подтверждая его высокий социально-имущественный статус. Многие богачи, особенно новоявленные, стремились всеми средствами обзавестись собственной коллекцией. Но, естественно, не все знатные римляне собирали ее лишь ради престижа; были и такие, кто действительно ценил искусство - Цицерон, поэт Асиний Поллион, писатель Плиний Младший11.
Собирательство в области художественной культуры постепенно приобретает черты, связанные с личным вкусом, склонностями, социальным положением владельца. Коллекции приобретают самостоятельную по отношению к их первоначальной функции семантику, все более соотносимую с социальным портретом владельца.
Развитие частного коллекционирование способствовало одновременному зарождению художественного рынка. В I в. до н.э. аукционы и предваряющие их выставки произведений искусства стали обычным явлением в римском обществе. Часто с публичных торгов уходили целые собрания. Такая участь постигла прославленные коллекции Помпея Великого после разгрома его войск Юлием Цезарем. Произведения искусства продавались также в лавках, расположенных в центре Римского форума вдоль “священной дороги”.
Чтобы обозначить истинную ценность предмета искусства, распознать подделку, для римских покупателей необходимы были услуги экспертов и консультантов. Вначале в этом статусе выступали греческие художники, а также копиисты, которые приобретали в процессе своей работы весомые познания относительно стиля и техники определенного автора. Лишь в I в. до н.э. стали появляться эксперты знатного происхождения со специальной подготовкой.
Пристрастия римских коллекционеров были самыми разнообразными. Почетное место в коллекциях занимали природные редкости и древности. Например, особенно увлекался ими император Август, который собрал на своей вилле на Капри множество необычных и редких вещей. Среди них были “доспехи героев” и огромные кости, что принимались за останки исполинских зверей и гигантов – легендарных Титанов.
Но большинство коллекционеров предпочитала статуи и картины. В I в. до н.э. пинакотека (картинная галерея) становится обязательным элементом частного дома или виллы. В коллекцию входили скульптурные и живописные изображения предков, портреты государственных деятелей, поэтов, писателей, философов минувших эпох. В выборе персоналий важную роль играли личный вкус и гражданские идеалы владельца коллекции.
В собрание, помимо статуй и картин греческих умельцев римские коллекционеры вкладывали вазы, кубки, изделия из серебра, золота, драгоценных камней, слоновой кости или черепахового панциря, предметы интерьера из кипариса, кедра, бронзы, восточные ковры из золоченых нитей. Особенно пользовались спросом изделия из коринфской меди и бронзы, предметы из горного хрусталя и янтаря с Балтии, причем, стоимость янтарной статуэтки могла превышать стоимость раба. Была конкуренция за обладание геммами – драгоценными (полудрагоценными) и поделочными резными камнями в виде инталий (с вогнутым изображением) или камей (рельефным). Геммами были и перстни-печатки с резными камнями.
Среди римских коллекционеров первым обзавелся собранием гемм, или дактилиотекой Марк Скавр, потом Помпей Великий, который собрал коллекцию резных камней (около 2000 предметов); шесть дактилиотек собрал и потом посвятил в храм Венеры Юлий Цезарь12.
Так составлялись живописные и скульптурные коллекции, включавшие и оригиналы и копии работ прославленных мастеров, уникальные образца мебели и декоративно-прикладного искусства. Все это украшало интерьеры городских домов, размещалось в парках, гимнасиях и нимфеойнах (помещение для отдыха с фонтанами и растениями).
Излюбленным местом расположения коллекционных предметов становятся и загородные виллы. Те, которые принадлежали таким римским интеллектуалам, как Цицерон, Плиний Младший, изначально возводились для проведения творческого отдыха, встреч единомышленников. В подражание знаменитым школам Платона и Аристотеля, прославленным научным учреждениям Александрии и Пергама римская интеллектуальная элита метафорично называла свои загородные виллы мусейонами (от лат. museum – место ведения философских дискуссий).
Естественно, что не все римские виллы отличались таким творческим “характером”; многие из них были подчеркнуто помпезны. Так, в дворцовом комплексе Нерона помимо терм, искусственного озера, зоопарка, садов, в Золотом дворце и парках находилось огромная коллекция бронзовых статуй.
Оригинальностью отличалась знаменитая вилла императора Андриана, где, кроме библиотеки и Морского театра, находились воспроизведенные известные архитектурные сооружения и памятники. В эту коллекцию входили Академия Платона и Ликей Аристотеля, Стоя Пойкиле, статуи амазонок Фидия и Поликлета и даже “подземное царство”. Тонкий ценитель греческой культуры, Андриан украсил виллу множеством статуй – оригиналами и копиями прославленных шедевров греческих мастеров.
К концу I в. до н.э. в частном владении находилась значительная часть художественных богатств античного мира, но при этом возникла проблема доступа к ним остальных римских граждан. Так, сенатор Марк Агриппа предложил сделать общественным достоянием все картины и статуи, которые хранились в виллах. Но, естественно, это предложение не поддержали частные коллекционеры. Первым открыл широкой публике доступ к своему богатейшему собранию картин сенатор Азиний Поллион. Именно поэтому его галерею часто называют первым европейским музеем. Конечно же, в Древнем Риме имелось немало общественных художественных собраний, которые были доступны для публичного и свободного осмотра.
Хранилищами произведений искусства и реликвий, подобно греческим культовым сооружениям, были римские храмы. Богатую художественную коллекцию имели, например, храм Счастья и храм Согласия. Здесь хранились медные статуи муз работы Праксителя, картины “Дионис” Никия и “Привязанный Марсий” Зевксида, статуи богов греческих скульпторов, слоны из обсидиана.
В конце I в. до н.э. обладателем богатейшей художественной коллекцией Рима стал форум Мира, где имелись восточные редкости и священные реликвии из Иерусалимского храма, произведения греческого искусства, ценности из разрушенного Золотого дворца Нерона, картина Протогена “Иалис”.
Произведения искусства размещались и в портиках, которые имели вид крытых галерей или крытого входа с колоннами. Многие из них изначально проектировались для демонстрации трофейных художественных предметов светского характера. Например, Портик Метелла, был построен для показа 26 трофейных бронзовых конных статуй Александра Македонского и его дружинников скульптора Лисиппа. Впоследствии он был переименован Августом в Портик Октавии, где располагались библиотека, курия, экседра, а также находилась великолепная художественная коллекция из скульптур (Венера Фидия, Эрот Праксителя и др.) и картин 13.
В
В I в. до н.э. произведения искусства становятся необходимой частью архитектурного “лица” любого крупного сооружения Рима. Все больше обрастал Римский форум портиками, и вместе с ними наполнялся произведениями живописи и скульптуры. К началу IV в. н.э. в городе скопилось невероятное количество открыто стоявших статуй – позолоченных, бронзовых, мраморных.
В Древнем Риме сложились некоторые элементы “музейного дела”. Так, осуществлялся строгий надзор за состоянием храмов и находившихся в них предметов. Цензоры распределяли по храмам культовые предметы и посвятительные дары, вели их учет; составляли списки трофейных ценностей, находившихся в триумфальных постройках. Эдилы вели наблюдение за состоянием хранилищ и построек, нанимали храмовых служителей и контролировали их работу.
Со временем появились и другие “музейные” должности: попечитель храмов, попечитель статуй. Охраной храмовых собраний, содержанием их в чистоте и порядке занимались специальные служители. Согласно правилам, все полученное на хранение они под отчет передавали своим преемникам, выплачивая в случае пропажи предметов штраф или компенсацию.
В связи с тем, что многие произведения искусства экспонировались на открытом воздухе, необходимо было проводить реставрационные работы. Так, для предохранения от порчи статуй из слоновой кости использовали оливковое масло; при сухом воздухе помещали рядом с ними емкости с водой. Для предохранения от ржавчины медных и бронзовых изделий использовали жидкую смолу. Мастерами искусно заменялись части скульптур.
В экспозиционных целях разрабатывалась техника вырезания штукатурок с росписями, которые помещались в деревянные рамы. Реставрация же керамики, серебряных изделий, предметов декоративно-прикладного характера представляла большие сложности из-за отсутствия в ту эпоху хороших мастеров.
Первоначально, экспонаты хаотично размещались в храмах, но постепенно стали разрабатываться принципы наиболее эффектного их показа. Этим целям служили временные выставки, которые украшали Форум во время празднеств или предваряли аукционы. Но второй половины II в. до н.э. появляются специальные архитектурные сооружения, изначально проектирующиеся для показа в них произведений искусства (Портик Метелла), которые отличались свободным пространством для просмотра и защитными ограждениями для картин.
Знаменитый римский архитектор Витрувий утверждал, что экседры и картинные галереи нужно создавать значительных размеров, чтобы зрители имели возможность соблюдать необходимое расстояние при осмотре определенной картины. Первой галереей одной картины стал специальный павильон оратора Гортензия для показа “Аргонавтов” Кидия.
При показе живописи внимание уделялось и характеру ее освещенности. В трактате “Об архитектуре” Витрувий писал, что картинные галереи, как и мастерские живописцев, должны быть обращены на север, чтобы освещение их было постоянным, и краски на картинах не меняли своего оттенка. К способу экспонирования произведений можно отнести вставку старых греческих станковых картин в золоченые рамы и установку их на переносные подставки.
Скульптуры размещались в садах и парках, а для гротов, беседок, павильонов подбирали статуи и рельефы, которые своим сюжетом вписывались в специфику данного места. Коллекции иногда размещались не по принципу декоративности, а несли определенную смысловую нагрузку; это особенно было характерно для загородных вилл римской интеллектуальной элиты. Их живописная и скульптурная декорация, находясь в неразрывном единстве с архитектурой и ландшафтом, создавала конкретный образ.
Рост экспозиционного мастерства вызывал развитие художественной критики. В школах риторов умение грамотно описать картину или скульптуру считалось обязательным навыком для оратора. Да и рядовые граждане рассуждали о достоинствах и недостатках произведений искусства.
Осмотр храмовых коллекций мог проходить в сопровождении служителя, который исполнял при этом функции гида-экскурсовода. Он владел необходимым набором информации об имеющихся в храме предметах, так как в Риме, как и в Греции, составлялись описи всех их поступлений. Посетители, обычно проводились устоявшимся маршрутом, а сообщаемая им информация касалась, прежде всего, связанных с экспонатом легенд, авторства и прежних владельцев. Чем больше прославленных имен было в “послужном списке” предмета, тем большей ценностью в глазах посетителей она обладала. Естественно, это способствовало развитию творческой фантазии гидов. Отсюда были случаи, когда информация служителей не отличалась достоверностью. Надуманность вызывалась и тем, что статуи могли привозить в Рим без баз, на которые потом устанавливались новые изваяния. Многие посвящаемые в храм произведения искусства были трофейными, поэтому их новые владельцы не всегда знали имена создателя и изображенных персонажей.
Глава 2. Средневековье и Возрождение как важные этапы в развитии праформ музея
2.1 Коллекционирование в эпоху средневековья
С падением Римской империи в
Средневековое искусство направлялось на религиозно-церковные нужды: архитектура и скульптура олицетворяли “библию в камне”, живопись изображала библейские сюжеты, средневековый театр был в виде религиозных мистерий, а самым популярным литературным жанром становятся жития святых.
Церковь осуждала античные идеалы красоты тела и души и, естественно, в таких условиях не могло быть места собраниям художественным произведений и исторических реликвий Эллады и Древнего Рима. Античные произведения искусства не представляли интереса как памятники ушедшей эпохи, так как для средневекового человека история начиналась с Библейской эры и вещь становилась реликвией, только если она подтверждала христианскую догматику, была связана с лицами и событиями истории христианства.
В период раннего средневековья художественные собрания античного мира теряли свою ценность. Одни творения греков и римлян погибли от рук религиозных фанатиков, которые считали скульптурные произведения “вместилищем духов”, другие же пали жертвой практического прагматизма: бронзовые статуи переплавляли на монеты, а мраморные пережигали в известь для получения строительного материала.
Средневековый человек, как правило, неграмотный, встречался с искусством в основном в храме, где для показа божественного присутствия богато оформлялись интерьеры и церковная утварь, подчеркивалась внешняя сторона религиозных обрядов. Предметы культа создавали из золота, серебра, драгоценных камней, янтаря, ведь их цвет и сверкание служили символом Бога. Рукописи, особенно Евангелия, оправляли в оклады из золота и серебра. Богослужебную одежду шили из парчи, бархата, шелка. Все эти вещи являлись высочайшими образцами декоративно-прикладного искусства, представляли материальную и художественную ценность. Поэтому для их хранения требовалось особая сохранность. Так стали появляться специальные места для хранения сокровищ церкви. В начале это была комната рядом с алтарем или пристройка к храму, в монастырях – отдельное здание (ризница), со временем появились настоящие церковные сокровищницы.
Церковные сокровищницы появились в Западной Европе в начале VII в., но подлинный расцвет в их строительстве наступил с началом правления Карла Великого. При нем появилось множество новых храмов и монастырей; в чьи храмовые сокровищницы щедро жертвовал ценности религиозного и светского характера, давая тем самым пример для прихожан.
Обогащала храмы и трофейная добыча военных кампаний. Так, в XI – XIII веках главным источником пополнения старых и возникновения новых сокровищниц стали крестовые походы. Например, во время IV похода был разграблен Константинополь, а вся военная добыча (церковные святыни, произведения искусства) была получена венецианцами и легла в основу создания знаменитой сокровищницы собора Сан Марко в Венеции.
Кроме дорогой богослужебной утвари в состав храмовых сокровищниц входили и реликвии, связанные с Иисусом Христом, Божьей Матерью, апостолами и мучениками. Это были одежда и предметы обихода святых, ткани, в драгоценных сосудах хранилось масло из погребальных лампад, а в ящиках с изображениями евангельских сюжетов держали “священную” почву Палестины. Были и споры между церквями за оригиналы реликвий, например, гвозди, которыми прибивался к кресту Иисус Христос, хранились чуть ли не в 30 из них.
Особо почитались мощи мучеников и святых. За обладание ими была настоящая борьба: их покупали, воровали, делили на части. Хранили их в реликвариях, изготовленных из благородных металлов, слоновой кости и украшенных драгоценными камнями. Они могли иметь форму готического собора, креста, или, если хранили часть тела святого – форму руки, головы и т.п.
С трепетом в западноевропейских церковных собраниях хранились и античные камеи и инталии, так как средневековые мастера уже не в состоянии были их воспроизвести.
В храмовых собраниях имелись и необычные раритеты – редкие минералы, бивни слонов, пальмовые ветви и другие образцы мира природы, которые привозили паломники из Святой Земли. Берегли религиозные учреждения и мемориальные предметы, которые относились к выдающимся историческим деятелям. Огромной сокровищницей исторических реликвий был кафедральный собор г. Реймса, где хранились коронационные регалии французских королей.
Церковные сокровищницы допускались на обозрение богомольцам, так как паломничество было характерной чертой средневековой культуры. А в дни торжественных богослужений особо чтимые реликвии выставлялись для поклонения, а дорогая культовая утварь из сокровищниц использовалась в ритуальных действах.
Среди богослужебной утвари постепенно выделилась группа предметов, которые стремились сохранить при любых обстоятельствах, так как они обладали мемориальной ценностью или же были необыкновенно редки. Эти предметы стали предшественниками современных музейных экспонатов.
Искусство средневековья создавало особый зрительный образ, который оказывал сильное влияние на разум и чувства прихожан, и который церковь использовала как инструмент воспитания христианского благочестия, а не художественного вкуса. Тем не менее, храмы способствовали развитию эстетического чувства верующих, ведь утварь и произведения искусства церквей, оформлявшие их интерьер, несомненно, отражали художественные идеалы эпохи.
Поскольку в средневековом искусстве все было пронизано символами и аллегориями, то в храме воплощалась вся система христианских знаний, его скульптурное и живописное убранство заключало в себе скрытое значение. Вместе с тем отдельные статуи, иконы, картины были связаны с окружающим их пространством и изолированно не воспринимались, какое бы глубокое символическое значение они не несли. Эту пространственно-предметную среду храма, созданную на основе определенной концепции, где вещи-символы несут определенную закодированную информацию и оказывают сильное влияние на разум и чувства человека можно считать “праформой” музейной экспозицией14.
Но в средние века не только храмы имели сокровищницы. Тайные помещения для дорогих украшений, оружия, драгоценной утвари создавала и светская власть. В некоторых странах Европы такие хранилища дорогих предметов назывались “гардеробная”, слово “roba” относилось тогда не только к одежде, но и ко всему имуществу.
Особенно прославилась раннесредневековая сокровищница Карла Великого, которая размещалась в Ахенской капелле. Она хранила: античные геммы, дорогие оклады книг, изделия из слоновой кости арабских и византийских мастеров, одежду из шелка и парчи, христианские реликвии.
В расцвет средневековья роскошью отличались светские сокровищницы Карла V Мудрого. В них хранилось огромное количество ювелирных украшений, корон и золотых сервизов, а также дорогая культовая утварь: кресты, статуи Божьей матери и святых из благородных металлов, реликварии, украшенные драгоценными камнями.
Одним из самых ярких представителей нового, еще только формирующегося типа европейских частных коллекционеров был герцог Жан Беррийский, младший сын французского короля Иоанна Доброго. Он был страстным собирателем и щедрым меценатом. В его коллекции были ювелирные изделия, роскошные ковры, церковная утварь. Но при этом, его гардеробная, в отличие от подобной его брата, Карла V, была уже не просто хранилищем предметов роскоши, а помещением для коллекций тонкого знатока и любителя искусства. Он целенаправленно приобретал византийские вазы, античные и восточные камеи и медали, платил огромные суммы за часословы-молитвенники с прекрасными миниатюрами, исполненными по его заказу выдающимися художниками. Но он интересовался не только произведениями искусства; с азартом ценителя он собирал редкости природы, а в одном из замков под влиянием зарождавшихся гуманистических идей создал галерею портретов знаменитых современников15.
Понятие “коллекционирование” применительно к средневековым сокровищницам, особенно на начальном этапе их развития, носит условный характер, так как их содержимое в основном формировалось случайно и бессистемно. Оно состояло из трофейных предметов, захваченных во времена крестовых походов и феодального грабежа, а также из купленных у купцов или полученных в качестве подарка или подношения предметов искусства.
Но уже в эпоху классического Средневековья стала вырисовываться такая форма собирания предметов, когда они попадали в коллекцию не случайно, а подбирались намеренно в соответствии со вкусом, интересами и потребностями собирателя.
И именно за таким целенаправленным коллекционированием было будущее, и хотя в полной мере этот феномен смог раскрыться только в эпоху Возрождения, его первые слабые ростки появились уже в средневековой культуре.
2.2 Ренессансное коллекционирование
С приходом Возрождения стали возникать первые учреждения, которые в дальнейшем послужили возникновению музея как социокультурного института. Этому способствовало возвращение к жизни классической древности в качестве культурной ценности; освобождение человеческой мысли от богословского догматизма; развитие светской гуманистической культуры, науки и искусства; познание мира природы и человека.
Одним из следствий стремления образованных людей к постижению окружающего мира стал расцвет коллекционирования. В отличие от бессистемного собирательства средневековья оно приобрело целенаправленность.
Коллекционеры обращали внимание, прежде всего, на античное наследие как на первоисточник знаний. Они пытались восстановить утраченные в средние века связи с культурными традициями античности, поэтому собирали любые материальные предметы греко-римской цивилизации – рукописи, фрагменты архитектуры, геммы, монеты, надписи на камне и металле, скульптуру. Одним из первых обладателем античных монет и медалей был Петрарка, а гуманист Браччолини коллекционировал древние надписи и античные монеты. Свою коллекцию из бюстов и архитектурных форм имел художник Скварчоне.
Интерес гуманистов к античному искусству изменил эстетические ценности эпохи. Собирать и хранить его наследие появилось у светских правителей и римских пап, состоятельных бюргеров и кардиналов. В эти коллекции вкладывались и произведения современных художников и скульпторов. Отсюда начинается расцвет светского заказа и меценатства. Появилось “искусство ради искусства”, которое оценивали на основе эстетических критериев. К тому же к началу XVI в. достойными коллекционирования стали считать не только законченные шедевры, но и эскизы, этюды, наброски.
В эпоху Возрождения история заняла важное место среди других областей знаний. Особенно осмыслялась деятельность великих личностей прошлого. В результате появился интерес к мемориальным предметам и изображениям выдающихся людей, к их коллекционированию. Так, в коллекции историка Паоло Джовио были собраны портреты великих людей прошлого и современников. Каждый портрет сопровождался “Похвальным словом” - латинским текстом, содержащим краткое жизнеописание изображенной личности16.
Огромный импульс развитию коллекционирования дали Великие географические открытия. Экзотическая одежда и оружие, утварь, образцы неведомой ранее флоры и фауны, драгоценные камни стали оседать в собраниях коллекционеров через мореплавателей и специальных агентов. Зарождалось естествознание, которому требовались образцы флоры, фауны, минералов. Так стали появляться естественно-научные коллекции систематического характера.
В коллекциях эпохи Возрождения соседствовали друг с другом картины и минералы, античные древности и кокосовые орехи, астрологические приборы и скульптура. Такой универсализм отражал интеллектуальное стремление познать окружающий мир во всем его многообразии.
Именно в это время владельцы собраний стали демонстрировать отобранные ими предметы в соответствии с определенной концепцией и с учетом восприятия создаваемых экспозиций зрителем. К этому привлекались художники, архитекторы, гуманисты. Владельцы ряда собраний стали демонстрировать широкой публике отобранные ими произведения искусства. Так, на базе частных коллекций светской и духовной власти стали создаваться особые социокультурные институты – первые дворцовые музеи. Родиной подобного коллекционирования стала Италия, где художественными сокровищами наполнялись дворцы богатейших флорентийских семей.
Так, род Медичи стал символом художественного меценатства, а также развитых форм коллекционирования. Собранные его представителями на протяжении XV – XVII вв. коллекции составили ядро крупных художественных собраний Европы. Их опыт организации собраний, методов хранения, описания, экспонирования, накопленный при создании и существовании первого дворцового музея, широко использовался в последствии во многих европейских странах. Самой уникальной галереей, основанной Медичи во Флоренции стала Уффици, в которой имелись: “Галерея статуй” со скульптурами Донателло, Микеланджело, залы с древним и современным оружием, помещение для научных приборов, зал Трибуна, где экспонировались самые ценные экземпляры коллекции Медичи – драгоценности, медали, природные редкости, геммы, парадное оружие.
Во Франции Франциск I в XVI в. превратил свой замок Фонтенбло в “новый Рим” - галерею, где разместились картины и скульптуры его коллекции. Собранные сокровища неистовых коллекционеров династии Габсбургов в дальнейшем составили основу ряда европейских музеев (Прадо, художественно-исторический музей Вены). В составе их коллекций звучала идея прославления военной мощи страны и доблести короля, поэтому преобладали экспонаты, связанные с войной (оружие, портреты военачальников). Такие собрания заложили основы для появления в будущем военных музеев. В Баварии Вильгельм IV для своей резиденции приобрел картины лучших немецких художников на исторические и библейские темы. Так началась история одного из самых известных собраний живописи – Старой пинакотеки в Мюнхене. Император Рудольф II превратил Прагу в сокровищницу Европы, которая включала пинакотеку и глиптотеку, кунсткамеру с коллекцией механических приборов.
Наряду со светской аристократией большую роль в зарождении первых музеев сыграли кардиналы и папы. Они покровительствовали скульпторам и художникам, были страстными коллекционерами, устроителями первых музеев, организаторами археологических раскопок Древнего Рима и даже участвовали в реставрации памятников. Так, папа Павел II построил в Риме палаццо “Венеция”, в котором организовал музей античного и византийского искусства.
Во Франции наиболее значимыми для возникновения будущих музеев были деяния кардиналов Ришелье и Мазарини. В резиденции Ришелье находилась коллекция, которая имела множество картин (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса), статуи, гобелены, мебель, китайскую керамику. Собирательство Мазарини положило начало формированию будущего Лувра. В его доме находилась богатейшая коллекция картин и драгоценностей, после его смерти Людовик XIV значительно пополнил ее, и по его замыслу все королевское собрание было свезено в Лувр, а в
Помимо дворцовых коллекций существовали и другие виды собраний, которые в дальнейшем послужили богатейшим фондом для будущих музеев: кабинеты, кунсткамеры, студило, антикварии.
Кабинет - первоначально ларец с множеством маленьких выдвижных ящичков, в которых хранили античные монеты, геммы, драгоценности, затем помещение, где размещали редкости, образцы природы, произведения небольшого формата. Существовали мюнцкабинеты - с монетами и медалями; шатцкамеры – с изделиями из драгоценных камней и металлов: вундеркамеры – кабинет редкостей природы; кунсткамеры – кабинет искусства с необычными “творениями рук человеческих” и редкостями природы. Самой богатой коллекцией обладала Пражская кунсткамера, в которой хранились: природные редкости (чучела экзотических птиц, бивни, окаменелости), “магические” предметы (корень мандрагоры), мистификации и фальсификации (рог единорога), анатомические аномалии людей и животных, произведения в миниатюре (вишневая косточка с вырезанными на ней 180 человеческих лиц), научные приборы, оптические и механические устройства (компасы, подзорные трубы, часы).
Антикварии – собрание античных ценностей, в основном скульптур, место их демонстрации. Первоначально они были бессистемны и хаотичны, но со временем превратились в упорядоченную коллекцию. Первым из них был создан на Капитолийской площади в Риме, а самым знаменитым стал – антикварий Виттельсбахов, где статуи и скульптуры богов, бюсты римских императоров экспонировались в хронологическом порядке и под каждым прикреплялась плита с информацией об изображаемой личности.
Антикварий Юлиана II имел такие шедевры, как скульптурная группа “Лаокоон” и статуя Аполлона Бельведерского. С создания его “Антиквария статуй” началась концентрация античных памятников в помещениях и садах папского дворца и оформилась база для будущих известных ватиканских музеев.
Студиоло – кабинет для занятий, в котором вместе с библиотекой располагались коллекции гемм, рукописей, скульптур и картин. Здесь вели беседы о философии или созерцали произведения искусства. Это место воспринималось современниками эпохи как возрожденная форма античного мусейона. Одной из известнейших стала студиоло герцога Франческо I Медичи, созданная архитектором Вазари. Она напоминала декоративную сокровищницу, олицетворяла “мир в миниатюре”, так как в оформлении декора лежала сложная система аллегорий и символов, призванная выразить определенную идею18.
Заключение
Весь путь развития культурного мировоззрения человека говорит об изначальной его потребности сохранять, оберегать и передавать следующим поколениям предметы как носителей социальной памяти, которые наряду с сакрально-религиозным содержанием, обладали и эстетической ценностью.
В зависимости от того, чем жил человек и его окружение, каково было его сознание и мироощущение, идеалы времени и приоритеты общества, такова была “магия” вещей, их функции и ценность, и пространство для них.
Наскальные “картинные галереи” и сакральные пещеры, священные рощи греков и мусейоны с вотивными подношениями богам, философские мусеи как цитадель эллинистической мудрости, языческие храмы с сокровищницами, загородные виллы римской элиты с художественными и скульптурными собраниями, средневековые церковные реликварии с религиозной атрибутикой – символами веры и Бога, дворцовые коллекции королевских династий эпохи Возрождения с их стремлением вернуть античные представления красоты и эстетики, воплощенные в произведениях искусства – все они служили посредниками в общении с иными, невидимыми мирами, с Богом и вечностью.
В ходе проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1) Уже на ранней ступени развития общества образовался сакральный храм-святилище, – Протомузей - своеобразный медиум человеческой жизни, который являлся не только природным, но и ритуально-символическим пространством, где каждый предмет или изображение несли в себе глубокий культовый и магический смысл. Древний Протомузей выполнял задачу отбора, хранения и передачи наиболее значимых ценностей первобытной культуры, специфическим образом структуровал культурное пространство на этой ранней ступени его развития.
2) В Античную эпоху собирание предметов культуры и природы возникло в мусейонах, древнегреческих храмах, мусеях. На начальном этапе оно носило сакральный, культовый характер в виде даров богам, когда все предметы культа, через которые сохранялась связь с высшими божественными силами, считались особенными, которые следовало почитать в священных рощах и оберегать для потомков для непрерываемой связи времен, дабы не нарушить нерушимый порядок Космоса. Так появлялись первые коллекции, каждая вещь которых освящалась через мифологически-религиозное сознание, а первыми хранителями-коллекционерами стали особые служители - жрецы.
Далее, с развитием человеческого познания, утверждения человека как центра Универсума, эллин стал стремиться собирать те “экспонаты”, которые давали пищу для его ума. Собрания предметов стали частью философских школ, мусеев. “Музейное” пространство священных рощ и храмов сменилось пространством помещений для первых коллекций, которые гармонично вписывались в комплекс библиотек, комнат для бесед и занятий.
Таким образом, античный мусейон выполнял ряд функций: культовую, как место поклонения божествам, где скапливались первые “экспонаты” - дары и подношения; просветительскую, когда мусейон становится местом проведения творческих состязаний, а также частью философских школ; коллекционную, когда в стремлении прикоснуться к древнегреческой культуре появляются древнеримские храмовые и частные собрания.
Что касается Древнего Рима, то здесь сложилась система управления, охраны, экспозиции, реставрации и других элементов “музейного дела” в отношении произведений искусства. А как явление, целенаправленное собирательство возникает лишь в эпоху эллинизма, на фоне которой начинается процесс формирования института частного коллекционирования.
3) В Средние века в основе появления первых коллекций лежали религиозные мотивы. Церковные и светские сокровищницы являлись хранилищами не только материальных ценностей, но и собраний предметов, обладающих мемориальной и художественной значимостью в соответствии с бытовавшими тогда представлениями. Средневековые храмы отчасти осуществляли те функции, которые в будущем станут выполнять музеи – в них накапливались предметы, которые занимали особое место в системе ценностей эпохи и были важны для передачи культурной традиции.
4) В эпоху Возрождения коллекционирование постепенно приобрело четкую целенаправленность и избирательность. Именно с этого периода стали возникать первые учреждения – дворцовые и церковные коллекции. Помимо дворцовых коллекций существовали и другие виды собраний, которые в дальнейшем послужили богатейшим фондом для будущих музеев, способствовали их возникновению как социокультурного института: кабинеты, реликварии, кунсткамеры, студило, антикварии, художественные галереи. Именно в эпоху Возрождения памятники греко-римского искусства стали рассматривать как образцы непревзойденного творчества человека.
Таким образом, понятие “музей” вернули вновь благодаря преклонению эпохи Возрождения перед античными идеалами и семантика слова приобрела новое звучание. В
Так с самых древних времен появился импульс тому, что во всей последующей истории человечества будет называться вначале ритуальным и религиозным собранием, затем коллекционированием, и, наконец, музеем.
Таким образом, возникновение музея как феномена культуры изначально связано с оформлением двух элементов – пространства и предмета. Пространства, как особой среды вне времени, соединяющей материальное и духовное, священное и мирское; предмета – как символа сакральности, воплощения культурных представлений человечества о Красоте, Гармонии и Идеале.
Список литературы
1. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - М.: Петрополис, 2001. - 224 с.
2. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. - 276 с.
3. Кузьмина Е.Е. Музееведение: музеи мира. - М.: Приор, 1993. - 370 с.
4. Малов В.И. Музеи. - М.: Славия, 2001. - 186 с.
5. Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен. - М.: Искусство, 1987. - 259 с.
6. Пшеничная С.В. Музей как социокультурный феномен. - СПб.: Дрофа, 1999. - 283 с.
7. Сотникова С.И. Музеология. - М.: Дрофа, 2004. - 192 с.
8. Фронтези К. История изобразительного искусства. - М.: Северин Кюзен, 2005. - 515 с.
9. Хадсон К. Влиятельные музеи. - Новосибирск: Собирский хронограф, 2001. - 426 с.
10. Юренева Т.Ю. Музееведение. - М.: Альма Матер, 2007. - 560 с.
11. Акулич Е.М. Музей как социокультурное явление // Социологические
исследования. - М.: СОЦИС, 2004. - №10. - С. 89-93.
12. Каган М.С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. - М.; 1994. - №4. - С. 445-460.
13. Калугина Т.П. Культура - “музеефикатор”: метафора и реальность//Symposium. - СПб.: Философское общество, 2001.- №12. - С. 209-221.
14. Ломако О.М. Идея музея в генезисе культурного пространства // Symposium. - СПб.: Философское общество, 2001.- № 11. - С. 72-74.
15. Пиотровский М.Б. Философия музейного дела // Вестник Санкт- Петербургского университета. - СПб.: ФИИ, 2006. - №1. - С. 32-38.
1 См.: Ломако О.М. Идея музея в генезисе культурного пространства // Symposium. - СПб.: Философское общество, 2001. - № 11. - С. 72.
2 См.: Там же - С. 73.
3 См.: Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен. - М.: Искусство, 1987. - С 72.
4 См.: Сотникова С.И. Музеология. – М.: Дрофа, 2004. – С. 44.
5 См.: Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен. - М.: Искусство, 1987. - С. 92-93.
6 См.: Кузьмина Е.Е. Музееведение: музеи мира. - М.: Приор, 1993. – С. 57.
7См.: Каган М.С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. - М.; 1994. - №4. - С. 450.
8 См.: Сотникова С.И. Музеология. – М.: Дрофа. - 2004. - С. 62-63.
9 См.: Калугина Т.П. Культура - “музеефикатор”: метафора и реальность//Symposium. – СПб.: Философское общество, 2001.- №12. - С. 210.
10 См.: Калугина Т.П. Культура - “музеефикатор”: метафора и реальность//Symposium. – СПб.: Философское общество, 2001. - №12. - С. 211-212.
11 См.: Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - М.: Петрополис, 2001. - С. 43.
12 См.: Хадсон К. Влиятельные музеи. - Новосибирск: Собирский хронограф, 2001. – С. 268.
13 См.: Хадсон К. Влиятельные музеи. - Новосибирск: Собирский хронограф, 2001. – С. 302.
14 См.: Малов В.И. Музеи. М.: Славия, 2001. - С. 98.
15 См.: Фронтези К. История изобразительного искусства. - М.: Северин Кюзен, 2005. - С. 407.
16 См.: Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен. - М.: Искусство, 1987. - С. 112.
17 См.: Хадсон К. Влиятельные музеи. - Новосибирск: Собирский хронограф, 2001. – С. 341.
18 См.: Фронтези К. История изобразительного искусства. - М.: Северин Кюзен, 2005. - С. 453.