Курсовая Словакия в конце XVIII в.
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Словакия в конце XVIII в.
План
1. Словакия в конце XVIII–первой половине XIX в.
2. Словаки в революции 1848–1849 гг."Требования словацкого народа"
3. Словакия во второй половине XIX в.
4. Словакия в конце XIX–начале XX века.
5. Культура Словакии
1.
Словакия в конце XVIII–первой половине XIX в.
В конце XVIII–начале XIX в. развитие словацкого народа проходило уже в достаточно определенных культурных и этнических границах в рамках Венгерского королевства, входившего в состав монархии Габсбургов. Словацкая экономика находилась в зависимости от общевенгерского уровня, а общественная жизнь от общеполитического движения венгров. Наиболее далекоидущие негативные последствия имело усиление аграрного характера экономики королевства и нарастание венгерского национализма.
На рубеже XVIII–XIX вв. на территории Словакии наметилось оживление мануфактурного производства. Появлялись кожевенные, фаянсовые, металлургические мануфактуры, но их существование не было долговечным. После наполеоновских войн с новой силой стали развиваться мануфактуры и относительно крупные фабрики. Характер их деятельности, масштабы производства зависели от внедрения паровых машин, центрами по производству которых были чешские города Брно и Витковице. До конца 40-х годов в словацких комитатах преобладали цеховое ремесло и сельские промыслы.
Промышленный переворот в Словакии, начавшийся в 40-е годы XIX в., затронул прежде всего пищевую промышленность, главным образом сахароварение, мельничное дело. Ведущей отраслью промышленности оставалось производство железа, сложившимися центрами были Спишская область и Восточная Словакия. Быстрые темпы набирала и добыча драгоценных металлов.
Преобладание аграрного характера экономики тормозило развитие городов, городского образа жизни, замедляло процесс проникновения капиталистических элементов в экономику, что сдерживало рост словацкой буржуазии и пролетариата. Отсутствие общепризнанных национальных центров вело к ослаблению воздействия факторов, объединяющих нацию. Тот факт, что Братислава располагалась на окраине словацкой этнической территории и являлась местом активной политической жизни королевства, здесь заседало Государственное собрание, в известной мере изолировало ее от национального движения.
Крупные и средние помещики составляли часть венгерского господствующего класса. Довольно многочисленный слой мелких землевладельцев, так называемых земанов, словаков по происхождению, хотя и обладал привилегиями венгерского дворянства, не утратил полностью национальных черт. Он и стал одним из источников в процессе формирования национальной интеллигенции.
Крестьянство в своей массе было малоземельным (полный крестьянский надел составлял
Словацкое национальное движение в конце XVIII–в первой половине XIX вв. переживало сложную ситуацию. С одной стороны, оно должно было противостоять растущим мадьяризаторским тенденциям, а с другой, находилось в стадии внутренней раздробленности.
Для первого этапа национального возрождения, охватывающего период от 80-х годов XVIII в. до 30-х годов XIX в., характерно преобладание просветительских идей. Внимание к школьному делу, наукам и искусству приводит к тому, что образованность распространяется на более низшие слои населения. Продолжалось строительство народных школ, шел процесс изменения содержания образования, появляются технические и профессиональные школы. Современным требованиям к образованию отвечал Трнавский университет, основанный в
Убежденность просветителей в тесной взаимообусловленности глубокого исторического прошлого, развитой образованности и богатой литературы и прав на участие в политической жизни того или иного народа, стимулирует особое внимание к истории.
Интерес к прошлому у словацких просветителей привел к появлению трудов, пробуждающих патриотические чувства словаков, раскрывающих их место в Центральной Европе. В "Истории словацкого народа", вышедшей в
До конца XVIII в. словаки не имели собственного литературного языка. Словацкая образованность развивалась в русле католической или евангелической церковности. Словацкие образованные протестанты-евангелисты пользовались чешским языком в его ортодоксальном варианте, канонизированном переводом "Кралицкой библии", так называемой "библичтиной". Они отстаивали языковое и литературное единство с чехами. Среди них наиболее известными были Юрай Палкович и Таблиц. Пользователями "библичтины" были средние сословия, в отличие от латыни, на которой писали представители политической и культурной элиты.
У католиков, а ими являлось большинство верующих словаков, было сильно влияние разговорного словацкого языка, преимущественно западнословацкого диалекта.
В конце 80-х годов братиславские католические богословы разработали план развития словацкого языка. Антон Бернолак (1762-1813) подготовил первую словацкую "Грамматику" (1790), дополнив западнословацкий диалект элементами среднесловацкого. Эта норма – "бернолачина" – использовалась в среде католиков до середины XIX в., в частности, на ней изданы труды крупнейшего словацкого поэта-классика Яна Голлого (1785-1849). Посмертное издание шеститомного "Словацко-чешско-латинско-немецко-мадьярского словаря" Бернолака свидетельствовало о больших перспективах словацкого языка как языка письменности, а литературная деятельность бернолаковцев показала оправданность их усилий в движении за признание прав словаков.
Против кодификации словацкого литературного языка выступили уже авторитетные к тому времени словаки – поэт Ян Коллар и филолог Павел Шафарик и их сторонники. Они полагали, что отказ от чешского языка как языка письменности у словаков окажет негативное влияние на идею чешско-словацкого единства, еще более ослабит позиции соотечественников в монархии Габсбургов.
После длительной борьбы словацким евангелистам удалось открыть в Братиславском лицее в
Последовательным борцом за этническое, языковое и литературное сближение словаков с чехами был известный поэт Ян Коллар (1793-1852). Проповедник словацкой евангелической общины в Будапеште, в конце жизни профессор славянской археологии в Вене он обосновал теорию "единого чехословацкого племени" и языкового и культурного единства чехов и словаков. С этим именем связана разработка концепции духовного единства и программы сближения славянских народов в сфере культуры. Основные ее положения были сформулированы в поэме "Дочь Славы" (1824) и развернуты в трактате "О литературной взаимности между племенами и наречиями славянскими" (1836). Сформулированная Колларом концепция строилась на принципах гуманизма. Идея о принадлежности словаков к огромному миру славянства помогла поверить в свои силы и с оптимизмом смотреть в будущее.
Первым общесловацким центром стало "Общество любителей словацкого языка и литературы", появившееся в
В начале 40-х годов XIX в. официальный курс венгерской правящей элиты, в частности, принятие законов о введении венгерского языка в качестве языка законодательства, официальной деловой жизни и образования во всем королевстве, вызывает тревогу у словацких патриотов. Вскоре были закрыты кафедра чешско-словацкого языка в Братиславском лицее, словацкая гимназия в Левоче.
В таких условиях противостояние двух течений словацкого патриотического движения, их соперничество на страницах литературных изданий, замкнутость на себя вызывает осуждение молодых словаков. Они вышли на арену политической жизни во второй половине 30-х годов и представляли третье поколение будителей. С их деятельностью связывается новый этап словацкого национального возрождения. Это поколение получило свое название – "штуровцы" – по имени известного словацкого общественного деятеля Людовита Штура (1815-1856). Поэт, философ, историк и лингвист он стал одной из наиболее крупных фигур словацкого национального возрождения середины XIX в. Важнейшее значение для развития словаков имела языковая реформа. Штур и его сторонники предложили новый литературный язык, основанный на разговорной лексике среднесловацких говоров. Именно на нем стала развиваться словацкая национальная литература.
Основание штуровцами культурно-просветительного общества "Татрин" (1844), первой словацкой газеты "Словенске народне новины" ("Словацкая национальная газета")с литературным приложением, выходившей с
Штур попытался пересмотреть существовавшие трактовки идеи славянской общности. В созданной им интерпретации он отказался от высказанного Колларом представления о славянстве как четырехчленной структуре с "чехословацким племенем" внутри нее. Штур настаивал на новом понимании славянского мира, в основу которого положил принцип "единства в многообразии". При этом он рассматривал словаков как самостоятельный самобытный народ. Все свои силы, организаторский талант Штур направил на пробуждение и развитие у словаков национального самосознания. Его просветительская деятельность преследовала цель расширить образованность и культуру, внедрить свой вариант словацкого литературного языка, отстоять его в борьбе с противниками и снять обвинения в сепаратизме, которые особенно активно раздавались со стороны чешских общественных деятелей.
2.
Словаки в революции 1848–1849 гг."Требования словацкого народа"
Начавшаяся в марте
Позиция словацких общественных деятелей в ходе революции во многом определялась политикой Вены и Будапешта, в частности, противостоянием венгерских революционных сил и консервативной линией венского двора, ходом освободительных движений других народов Венгерского королевства и всей Австрийской империи.
Массовые крестьянские волнения, прокатившиеся почти по всей территории Словакии, свидетельствовали о социальной напряженности в этом регионе. Политическую активность проявили широкие слои словацкого населения.
Решающее влияние на развитие революционного процесса в Словакии оказал тот факт, что руководители венгерского национального движения полностью игнорировали национальные права народов, проживавших в королевстве.
На демократическое преобразование жизни словаков был нацелен важнейший программный документ "Требования словацкого народа". Он был разработан Штуром и его единомышленниками в марте-апреле
Здесь Штур, принявший активное участие в подготовке славянского съезда, попытался оспорить тезис Палацкого о целесообразности сохранения австрийского государства и "немецкой династии" Габсбургов. Во время Пражского восстания Штур, Годжа и Гурбан стали его непосредственными участниками.
В сентябре
Второе выступление в декабре
После подавления с помощью русской регулярной армии революции в Венгерском королевстве об автономии словаков не было даже упоминания. В марте
3.
Словакия во второй половине XIX в.
Специфика экономического развития Австрийской империи состояла в том, что Словакия являлась аграрным придатком промышленных регионов. Ее экономическую основу составляло сельское хозяйство. Отмена барщины в королевстве была провозглашена венгерским революционным правительством в ходе революции 1848-1849 гг. После ее поражения австрийские власти не упразднили этого акта. В
Во второй половине XIX в. в Словакии происходит интенсификация и специализация производства, увеличивается посев технических культур, прежде всего табака, сахарной свеклы, кукурузы. Важное место занимала пищевая промышленность, а также табачная, стекольная, бумажная и деревообрабатывающая отрасли. В них преобладало мелкое производство. При этом Словакия оставалась одним из основных районов по добыче железной руды. В целом в горном деле была занята четверть словацких рабочих.
В 50-е годы в словацких городах появились первые кредитные и экономические общества, позднее в Братиславе, Левоче, Банской Быстрице были созданы филиалы пештских банков. В последней трети XIX в. все более заметную роль играют кредитные организации. В
В последней трети XIX в. Словакия поставляла около трех четвертей добываемой в Венгрии железной руды, большое значение получила добыча меди, серебра. Рос экспорт леса, устойчиво развивалась бумажная отрасль. Здесь находилось более 65% химической промышленности Транслейтании. Для вывоза словацкой продукции был открыт австрийский рынок, бумажные изделия экспортировались в Румынию, Россию и Германию.
В 90-е годы XIX в. словацким предпринимателям удалось создать несколько акционерных промышленных предприятий.
Однако и в конце XIX в. в руках словацкой буржуазии находились в основном предприятия ремесленного характера. В деревне продолжалась разорение мелких и средних земельных собственников, чему способствовал кризис 70-х годов и давление дешевой сельскохозяйственной продукции из других стран.
Процесс формирования национальной буржуазии шел крайне медленно, по-прежнему преобладало сельское население. Выразителем национальных устремлений стала мелкая сельская буржуазия, словацкая интеллигенция, происходившая из мелкобуржуазной, крестьянской и духовной среды. К 60-м годам XIX в. духовенство и учительство постепенно уступают ведущее место в национальном движении представителям других профессий.
После поражения революции в Венгерском королевстве была введена фактически военная диктатура. Всю систему управления этой огромной территорией взяла на себя Вена. Официальным языком во всей монархии стал немецкий язык. В словацких районах в государственных учреждениях мог использоваться словацкий язык. На нем велось преподавание в народных школах, некоторых средних учебных заведениях. Вновь ожили надежды сторонников введения "библичтины", так как их устремления нашли поддержку у венского правительства. Этому обстоятельству немало способствовало и то, что Ян Коллар стал советником при правительстве по словацким делам. В
Однако основная масса словацкой интеллигенции отстаивала штуровские принципы. В октябре
Разочарование в результатах революции 1848–1849 гг. способствовало временному оживлению у Штура симпатий к славянофильским представлениям о самобытности и особых путях исторического развития славян. Лишенный возможности участвовать в общественной жизни Штур много писал. В сочинении "Славянство и мир будущего" (1851) он высказался за объединение славян во главе с сильной и свободной Россией. Он считал, что "мир будущего" принадлежит славянам, тогда как неславянские народы ждет эпоха упадка. Задача славянских лидеров состояла в том, чтобы устранить "чуждые влияния" на славянство. Под ними Штур понимал материализм, идеи коммунизма и революции. Он воспевал истинно славянские формы быта в России. Вместе с тем Штур восхвалял православие, которое должно было стать господствующей религией в будущем славянском государстве. Кроме того, славянам следовало принять единый литературный язык, которым мог стать только русский.
В январе
60-е годы XIX в. – новый этап словацкого национального движения
В связи с конституционными изменениями государственного устройства Австрийской империи в начале 60-х годов наблюдается новая волна активности словацких национальных деятелей. Согласно Октябрьскому диплому
Программа словацкого национального движения была сформулирована на многочисленном форуме посланцев большинства словацких городов и сел в июне
После неудачной попытки добиться рассмотрения меморандума венгерским Государственным собранием словаки обратились с петицией непосредственно к императору Францу-Иосифу. На фоне ухудшавшихся австро-венгерских отношений невенгерским народам королевства были сделаны некоторые уступки. Так, словаки получили разрешение на открытые трех словацких гимназий и основание Словацкой матицы как культурно-просветительного общества.
Торжественное открытие Матицы, созданной на средства, собранные путем добровольных пожертвований и взносов (весьма значительным был дар императора), состоялось 4 августа
Еще в период подготовки меморандума часть словацких общественных деятелей выступила против претензий венгров на господство в государстве. Во главе течения, получившего название Старая школа или меморандисты, были Й. Гурбан, Ш. Дакснер, Я. Францисци, епископ Штефан Мойзес. Они опирались на мелкобуржуазную интеллигенцию, сельскую буржуазию и политически активное крестьянство. Сторонники Старой школы группировались вокруг газеты "Пештьбудинские ведомости". Они рассчитывали при достижении своих требований в области культуры и самоуправления на поддержку венского двора. При этом главную опору славянства они видели в России. Участие трех представителей этого течения в поездке в Россию в
Второе течение – Новая школа – возглавили Ян Паларик и его сподвижники. Оно поддерживалось некоторыми богатыми торговцами, финансистами и частью мелкого словацкого дворянства, интеллигенции. Эта группировка ориентировалась на венгерское оппозиционное движение, венгерскую либеральную интеллигенцию и выступала против попыток меморандистов установить тесные контакты с венским правительством, так же как и против их ожидания помощи со стороны России. Новая школа в области социальных преобразований не выходила за рамки буржуазных либеральных представлений. Она активно выступала против выделения Словацкого Околья как нереального проекта, добивалась обеспечения национальных и языковых прав словаков в рамках сложившегося административно-территориального деления. Процесс демократизации политической и общественной жизни в стране, по их мнению, мог служить гарантом развития самобытной культуры национальных меньшинств, просвещения народов на родных языках. В начале
В период обсуждения венгеро-хорватского Соглашения (1868), после того как обоим течениям стало ясно, что их требования не будут выполнены, лидеры Старой и Новой школы начали переговоры, чтобы выработать тактику совместных действий в изменившихся условиях.
В
Интеллигенция начинает проводить акции в защиту прав словаков, направляет свои усилия на активизацию издательской и просветительской деятельности Словацкой матицы. Возникают новые общества, такие как
Большинство словацких общественных деятелей оставалось на стороне требований меморандистов, хотя они и понимали, что в новой политической ситуации вряд ли будет выполнена их программа. В
Однако деятельность с трудом созданных национальных учреждений подвергается преследованию со стороны властей. В
В 1875–1899 гг., когда во главе венгерского правительства стоял Калеман Тисса, в государстве проводилась активная, целенаправленная политика мадьяризации. Венгерский язык становится обязательным и в народных школах, повсеместно образуются новые общества, деятельность которых была ориентирована главным образом на мадьяризацию молодежи. Словацкие общественные деятели, активно проявлявшие признаки национального самосознания, подозревались в измене Родине. В знак протеста против закрытия Матицы словацкие депутаты покинули стены Государственного собрания. В
С начала 90-х годов велись переговоры представителей угнетенных национальностей Венгрии о координации действий. В
Стремление венгерских правящих кругов создать этнократическое государство венгров вело к тому, что вместе с сотрудничеством с немадьярскими народами Венгрии словацкие либеральные политики стали пропагандировать идею чешско-словацкой взаимности. Заметно оживились и русофильские тенденции.
В конце XIX в. центром словацкого национального движения становится Мартин. Здесь находилось руководство Словацкой национальной партии, во главе которой с
4.
Словакия в конце XIX–начале XX века.
В конце XIX – начале XX века в экономически отсталой Венгрии Словакия являлась одной из относительно развитых частей этого государства в промышленном отношении. Оживление промышленного производства было характерно прежде всего для отраслей, связанных с сельским хозяйством. Сохраняли свои позиции горнодобывающая и горно-металлургическая отрасли. Промышленность Словакии развивалась за счет вложения венгерского, австро-немецкого и иностранного капиталов. В начале XX века увеличились чешские инвестиции. В1912 г . Живностенский банк завладел крупнейшим словацким банком в Ружомбероке. Национальный словацкий, преимущественно торговый капитал вкладывался в основном в легкую индустрию, где преобладала масса мелких предприятий.
Экономика Словакии в целом оставалась аграрной. Росло число сельскохозяйственных рабочих в хозяйствах крупных помещиков, католической церкви. В результате разорения крестьян особенно в наиболее бедных горных районах, аграрного перенаселения, слабости городской инфрастуктуры в начале XX века начинается массовая эмиграция словаков в более благоприятные регионы Венгрии, в австрийскую часть монархии, заграницу, особенно в США.
В начале XX века наблюдается подъем рабочего движения. Создаются просветительные рабочие союзы и профсоюзные организации. В рамках образованной в1890 г . Социал-демократической партии Венгрии постепенно формируется самостоятельное словацкое движение. В 1904 г . при поддержке чешских социалистов стали выходить "Словенске работницке листы" ("Словацкая рабочая газета"). Реформизм венгерской социал-демократии, общий рост национального самосознания в среде рабочих, федерализация социалистического движения в австрийской части монархии способствовали тому, что в январе 1905 г . состоялся первый съезд Словацкой социал-демократической партии в Венгрии. В принятой программе говорилось о необходимости просвещения трудящихся, пропаганды социалистических идей, введения всеобщего избирательного права, демократических свобод и др.
Особенность исторического развития словаков состояла в том, что и в начале XX в. у них шел процесс формирования национального самосознания, дальнейшего развития национальной идеологии. На рубеже XIX и XX веков наблюдается дифференциация словацкого национального лагеря, постепенно выделяются новые политические течения.
Словацкая национальная партия оставалась политическим формированием, не имевшим оформленной организационной структуры. В начале XX в. партия возвратилась к активной политической и общественной деятельности, приняв участие в выборах в венгерский парламент. Ядро Словацкой национальной партии составляли представители умеренного центра - мартинцы, - во главе которого находились П. Мудронь и М. Дула. Умеренно-консервативное крыло, идеологом которого был С.Г. Ваянский, в своем большинстве было русофильским. Причем русофильство являлось одним из элементов национальной идеологии, возникшим как политическая демонстрация в ответ на политику Вены и Будапешта по отношению к словакам. Несмотря на идеализацию внешней и внутренней политики России, самодержавия и славянофильства, мартинцы все меньше надежд питали на государственную помощь России, отстаивали принцип "национального самоуправления", поддерживали идею о преобразовании империи в "доброе и справедливое отечество", ее федерализации.
Наиболее сильным оказалось католическое течение. В 1912-1913 гг. оно организационно оформилось в клерикальную Словацкую народную партию, известную больше под названием "Людова". Она выражала интересы прежде всего словацкой католической иерархии, а также крестьянства, сельской интеллигенции. Лидером движения был Андрей Глинка (1864-1938), центром же политического католицизма стал г. Ружомберок.
Другим течением, оппозиционным по отношению к мартинцам, были "гласисты", представители либеральных взглядов. В1898 г . они начали при финансовой поддержке чехов издавать журнал "Глас" ("Голос"). Поднимавшаяся словацкая буржуазия и молодая интеллигенция были заинтересованы в оживлении общественной жизни в Словакии. Либеральная группировка во главе с Вавро Шробаром (1867-1950) и Павлом Благо (1867-1927) не была сплоченным объединением. Гласисты связывали подъем словацкой национальной жизни с "нравственным возрождением" словацкого народа. В то же время они стремились к деловому сотрудничеству с чешской буржуазией. В области политики чешско-словацким отношениям много внимания уделял Милан Годжа (1878-1944), идеолог гласизма, основатель и редактор газеты "Словенски тыжденнник" ("Словацкий еженедельник"). Годжа стремился активизировать сельское население. Он, как и другие словацкие общественные деятели, выступал за введение всеобщего избирательного права, что могло увеличить число словацких депутатов в парламенте и усилить их влияние на политику правительства.
Чехофильской ориентации придерживался Антон Штефанек (1877-1964), который словацкий вопрос понимал как составную часть решения чешского вопроса в монархии Габсбургов. Этот деятель настаивал на сближении чехов и словаков "вплоть до их слияния в единое племенное целое". Единственную перспективу для словаков он видел в культурном, экономическом и политическом сотрудничестве с чехами. Постепенно он обосновал идею единого чехословацкого народа как с точки зрения социологической, исторической, так и языковой.
Программу чешско-словацкого сближения осуществляла накануне Первой мировой войны группировка, объединявшаяся вокруг газеты "Словенски денник" ("Словацкая ежедневная газета") под редакцией Годжи. Ее взгляды находились под сильным влиянием идей, высказанных Т.Г. Масариком. Она поддерживала связи с действовавшим в чешских землях обществом "Чешско-словацкое единство" (1896).
Словацкий вопрос попал в поле зрения международной общественности в1907 г . после кровопролития в Чернове. Тогда жители этого городка обратились к властям за разрешением, чтобы храм, построенный на собранные ими средства, освятил Адрей Глинка. Однако они получили отказ. В результате кровавого столкновения словацкого населения с жандармами 15 человек оказались убитыми, а 90 - тяжело и легко раненными.
Накануне Первой мировой войны наблюдаются попытки объединить отдельные политические течения в борьбе за национальные права. На август1914 г . было намечено провозглашение Словацкого национального совета. На переговорах в мае 1914 г . его председателем был избран Матуш Дула (1846-1926). В подготовленном "Изложении программы Словацкой национальной партии" подчеркивалась необходимость самого тесного чешско-словацкого сотрудничества, выдвигалось требование федерализации обеих частей монархии.
5.
Культура Словакии
К началу ХIХ в. словацкий народ накопил уже достаточно сил, чтобы начать борьбу за возрождение национальной куультуры. Однако ее формирование в силу крайне тяжелых условий проходило весьма медленно и неравномерно даже по сравнению с соседними землями Австрийской империи. Это в значительной степени обусловливалось динамикой национального движения словаков. Так, на протяжении всей первой половины Х1Х века главными были борьба за литературный язык, пробуждение национального самосознания, распространение в общественной мысли идеи об автохтонности словаков и отстаивание национальной самобытности. Ее хранителем представлялся прежде всего фольклор. Он же рассматривался как естественная основа национальной литературы. В этом направлении начинает свою творческую деятельность Я. Коллар. Он издает двухтомник национальных песен, обосновав их эстетическую ценность. Поэма Коллара "Дочь Славы", ставшая крупным явлением словацкой культуры этого периода, вышла при жизни поэта 4 раза. Она построена как аллегория страданий, но в то же время направлена на возрождение славянства, призывала к единству для будущего процветания.
Острая необходимость борьбы за национальные права словаков выдвигала на первый план в литературе, драматургии тему родины, тему героического подвига во имя свободы своего народа. В этом ключе трактовались история Великой Моравии, наиболее славные страницы прошлого, на это же была устремлена и концепция славянской взаимности Я. Коллара.
Словацкие патриоты понимали, что лишь кодификация и внедрение единого словацкого литературного языка, создание национальной периодической печати, прежде всего ежедневной газеты, учреждение культурно-просветительских центров, организация начального образования могли обеспечить рост национального самосознания, объединить национальные силы словаков. Как уже отмечалось, первыми шагами в этом направлении стали культурно-просветительские организации. Следует упомянуть о созданном в1834 г . в Буде Обществе любителей словацкого языка и литературы. Четыре тома литературного альманаха "Зора" ("Заря"), редактором которых был бернолаковец М. Гомуляк, включали произведения наиболее известных словацких литераторов, самого Гомуляка, а также Я. Голлого, К. Кузмани. Однако и на этот раз представители евангелической и католической интеллигенции не смогли преодолеть разногласия и прийти к единой норме словацкого литературного языка.
В 40-е годы ХIХ в. во главе движения словаков за национальную культуру встал Людовит Штур. Представитель нового поколения литераторов, он очень широко трактовал понятие культура, не ограничивая ее лишь развитием науки и искусств, но подразумевал под ней подъем материального уровня народа. Поиски Штура нашли выражение в его книге "О народных повестях и песнях племен славянских" (1833), в других сочинениях,а также в многочисленных статьях, публиковавшихся в периодических изданиях. Главным инструментом просветительской деятельности словацких будителей становится первая словацкая политическая газета, основанная Штуром в1845 г ., "Словенске народни новины" ("Словацкая национальная газета").
В1844 г . было образовано надконфессиональное литературное общество "Татрин", которое поставило своей непосредственной целью содействовать развитию словацкой культуры. В его задачи входило внедрение литературного языка, на котором писали талантливые литераторы А. Сладкович, Я. Краль, Я. Калинчак, издание и распространение книг, оказание материальной помощи словацкой учащейся молодежи. Члены общества проявили интерес к словацким древностям. При их финансовой поддержке вышли в свет "Грамматика" Л. Штура (1846), труды М. Годжи о словацком литературном языке и другие книги.
Что касается сферы образования, то словацкие общественные деятели на протяжении всего Х1Х в. осознавали острую необходимость расширения слоя образованных людей. Однако создать систему национального образования словакам так и не удалось. В начале Х1Х в. словацкие будители в своей просветительской деятельности ратовали за организацию воскресных школ и читален ( в 70-е годы действовало 150 читален), за усиление нравственных начал в жизни общества, вели борьбу за повышение культурного уровня населения, в том числе и путем пропаганды обществ трезвости. Вопрос о начальном образовании на родном языке в масштабах всего королевства был поставлен Л. Штуром на последнем перед революцией 1848- 1849 гг. заседании Государственного собрания в Пресбурге (Братиславе).
Однако и во второй половине ХIХ в. развитие школьного образования проходило в трудных условиях. Так, реформы, проводимые во всей империи (1848, 1861 и др.), не привели в Словакии к созданию системы национального просвещения. Наиболее характерной чертой политики в области школьного дела после1849 г . была германизация, а начиная с конца 60-х годов, определяющими стали мадьяризаторские тенденции. Государственная идеология, выраженная понятием "венгерский политический народ" фактически объявляла приоритетным воспитания населения без различия национальностей исключительно как граждан Венгерского королевства. На этом фоне особенно серьезной победой словацких национальных сил стало открытие (согласно указу 1861 г . австрийских властей) трех словацких гимназий. Однако в 1875 г . они были закрыты, а число начальных школ, в которых обучение велось на словацком языке, неизменно сокращалось.
ХIХ в. занимает особое место в процессе становления словацкого искусства. Внимание художников, отказавшихся от системы возвышенной культуры Барокко, направляется на повседневную жизнь, трудности и радости бытия, на связь человека с природой.
Во время длительного пребывания в России развил мастерство портретиста Ян Ромбауер (1782- 1849). Его портреты являются наиболее значительным достижением в этом жанре в первой половине ХIХ в. Заметным явлением в изображении пейзажа стали работы Карола Марко (1791- 1860), получившего образование в Вене и работавшего в Италии.
В 40-е годы ХIХ в. в словацкую художественную жизнь приходит новое поколение творцов. Из них наибольшей известности достигли Клеменс и Богунь, воспитанники пражской академии искусств. Свою творческую программу они последовательно и сознательно связали с народной основой.
Йозеф Божетех Клеменс (1817- 1883)- автор ряда портретов чешских патриотов и словацких будителей(например, Милана Годжи, 1846). Петер Михал Богунь (1822- 1879) писал портреты, изображал народные типы в национальных костюмах, создавал исторические многофигурные композиции. Наиболее известен его портрет Яна Францисцы как повстанца- добровольца. В 50-е гг. в своих поисках он склоняется к реализму. В центре его внимания оказываются люди из окружения его семьи, представители словацкой интеллигенции.
Развитие культуры и науки в Словакии во второй половине ХIХ в. было связано с деятельностью Словацкой Матицы. За короткий период существования помимо ежегодника за счет ее средств было опубликовано множество книг на словацком языке, хрестоматий, разного рода учебников, литературных альманахов. Кроме того, велся сбор исторических документов, гравюр, архивов выдающихся деятелей словацкого национального Возрождения, нумизматической коллекции, коллекций минералов, национальных костюмов, предметов обихода, и что особенно ценно- библиотеки. К моменту роспуска Матицы она насчитывала более 10 тыс. томов. Создав несколько секций (филологическую, литературную, философско- юридическую, математико- природоведческую, истории музея), она заложила основы многих направлений современной науки.
Словацкая литература в последней трети ХIХ в. вплоть до первой мировой войны развивалась под знаком реализма. С призывом отражать реальную жизнь, быть верными действительности выступило поколение Светозара Гурбана-Ваянского, Йозефа Шкультеты, Ярослава Влчека, Павла Орсага- Гвездослава.
Почти всеми жанрами пытался овладеть поэт, прозаик, критик и историк С. Гурбан-Ваянский( 18 -19 ). Его повести и романы многосюжетны, со сложной композицией, насыщены национально- патриотической и морально-этической проблематикой. Несмотря на то, что его творческий путь был подвержен взлетам и падениям, Гурбан-Ваянский внес значительный вклад в словацкую литературу.
Певцом родного края стал поэт, переводчик Гвездослав(18 -19 ), творивший в глухой словацкой провинции и прославлявший словацкую деревню, яркую обрядовость народных празднеств. В его больших циклах в то же время сделана попытка раскрыть глубокий и противоречивый мир человека.
В начале ХХ в. новое поколение писателей, излюбленным жанром которых был рассказ, стало видеть в литературе инструмент познания человека, его духовной жизни. Сторонники Словацкой модерны во главе с поэтом Я. Есенским и И. Краско стремились преодолеть отсталость, изолированность словацкой культуры, поднять ее на европейский уровень. Важной чертой литературной, да и всей общественной жизни этого периода стали контакты с чешскими интеллектуалами.
Долгие годы массовой оставалась религиозная литература. По-прежнему популярным чтивом словацкого обывателя были каалендари. Следует особо упоминуть о календарях, издававшихся В.Лихардом и Матицой Словацкой в конце 60-х- начале 70-х гг. В них печатались и литературные произведения, и статьи о музыке, и научно-популярные очерки, и практические рекомендации и советы по самым разным вопросам. Эта традиция продолжалась и в более поздний период. На рубеже веков появились новые литературные альманахи и периодические издания.
Широкое распространение имели в Словакии любительский театр и народные певческие коллективы. Известным композитором, в своих лучших произведениях поднимавшийся до уровня европейской школы, стал Ян Левослав Белла (1843- 1936). Правда, большинство его значительных работ появилось после1884 г . в эмиграции.
Словацкое искусство в последней трети ХIХ в. в период жесточайшего преследования всего национального переживает трудные времена. Политика денационализации культуры, проводившаяся венгерскими властями, дает свои результаты. Меняется и идейная ориентация художественного творчества. Большинство живописцев и скульпторов направляется в Пешт, Вену и другие европейские центры. В самой Словакии усиливается влияние мюнхенской школы. Вернувшийся из Венеции модный там художник Доминик Скутецкий обращается к фольклору, социальному портрету. Его привлекают цветовые контрасты горящего огня печей по выплавке меди, за что он стал называться "Огненный Скутецкий".
Большую коллекцию работ высокого профессионального уровня оставил Ладислав Меднянский, учившийся в Мюнхене и Париже. Художник воспевал словацкого крестьянина на фоне живописной природы. В своем творчестве он использовал принципы барбизонской школы и находки импрессионистов, соединив их с собственным мастерством в воспроизведении красоты родных просторов ,особенно окрестностей Татр. Обновление национальной жизни, тесная связь с Прагой и Мюнхеном создают в 90-е гг. ХIХ в. условия для появления новых художественных направлений. В этот период заявил о себе крупный талант Йозефа Ганулы, выросшего в мюнхенской среде, но имевшего постоянный контакт с чешскими живописцами. Ученик пражской школы Людовит Чордак нашел свежие мотивы в изображении родного края.
Свою интерпретацию традиционных жанров в начале ХХ в. привнесли Карол М. Легоцкий (1879-1929), Милан Митровский (1875-1943), Густав Маллы и Петер Керн. Для их работ характерен синтез традиций академизма конца ХIХ в. и собственных поисков в изображении цвета и формы. Раннее творчество известного словацкого художника Мартина Бенки (1888- 1971) также находилось под влиянием импрессионистических веяний эпохи.
Менее значительным является наследие словацких скульпторов, прежде всего потому, что богатые заказчики находились в крупных культурных центрах. Так, династия Дунайских (отец и сын) работала в Пеште, Виктор Тилгнер- в Вене.
Научная работа оставалась делом самоотверженных одиночек. Лишь в1893 г . удалось создать Музейное словацкое общество. В крайне неблагоприятной политической обстановке его члены могли собирать памятники старины, заниматься поиском и изучением исторических источников, пополнять фонды библиотек. Интересы словацкой интеллигенции по-прежнему были обращены к истории, языкознанию, истории литературы и этнографии. Словацкая историческая наука видела свою задачу в том, чтобы найти аргументы в защиту самобытности словаков, способствовать борьбе за признание их прав.
С позиций романтизма трактовал прошлое своего народа Франтишек Сасинек, автор многочисленных трудов по истории Венгерского королевства. В своих работах "История словаков" (1895), "Великоморавская держава" (1896) он отстаивал тезис об автохтонности славян, в том числе и словаков в Карпатской долине. Во многом романтическому направлению следовал и наиболее известный словацкий историк этого времени Юлиус Ботто, разработавший целостную концепцию словацкой истории. В двухтомной работе, посвященной изучению развития национального самосознания словаков, он уделил внимание лишь наиболее ярким страницам политической истории Словакии.
В этот период начались исследования в области естественных наук (И.Голуб), ботаники и геологии. Так, ботаник Густав Реус написал обобщающую работу "Цветущая Словакия". Директор геологического института в Вене Диониз Штур составил географическую карту Словакии. Значительное внимание в начале ХХ в. уделялось астрономии ( Ян А. Вагнер, Милан Р. Штефанек). Что касается области техники, то словацкие умельцы достигли успехов за границей. Например, Штефан Банич первым сконструировал и испытал в США парашют.
Словакия в конце XIX–начале XX века.
В конце XIX – начале XX века в экономически отсталой Венгрии Словакия являлась одной из относительно развитых частей этого государства в промышленном отношении. Оживление промышленного производства было характерно прежде всего для отраслей, связанных с сельским хозяйством. Сохраняли свои позиции горнодобывающая и горно-металлургическая отрасли. Промышленность Словакии развивалась за счет вложения венгерского, австро-немецкого и иностранного капиталов. В начале XX века увеличились чешские инвестиции. В
Экономика Словакии в целом оставалась аграрной. Росло число сельскохозяйственных рабочих в хозяйствах крупных помещиков, католической церкви. В результате разорения крестьян особенно в наиболее бедных горных районах, аграрного перенаселения, слабости городской инфрастуктуры в начале XX века начинается массовая эмиграция словаков в более благоприятные регионы Венгрии, в австрийскую часть монархии, заграницу, особенно в США.
В начале XX века наблюдается подъем рабочего движения. Создаются просветительные рабочие союзы и профсоюзные организации. В рамках образованной в
Особенность исторического развития словаков состояла в том, что и в начале XX в. у них шел процесс формирования национального самосознания, дальнейшего развития национальной идеологии. На рубеже XIX и XX веков наблюдается дифференциация словацкого национального лагеря, постепенно выделяются новые политические течения.
Словацкая национальная партия оставалась политическим формированием, не имевшим оформленной организационной структуры. В начале XX в. партия возвратилась к активной политической и общественной деятельности, приняв участие в выборах в венгерский парламент. Ядро Словацкой национальной партии составляли представители умеренного центра - мартинцы, - во главе которого находились П. Мудронь и М. Дула. Умеренно-консервативное крыло, идеологом которого был С.Г. Ваянский, в своем большинстве было русофильским. Причем русофильство являлось одним из элементов национальной идеологии, возникшим как политическая демонстрация в ответ на политику Вены и Будапешта по отношению к словакам. Несмотря на идеализацию внешней и внутренней политики России, самодержавия и славянофильства, мартинцы все меньше надежд питали на государственную помощь России, отстаивали принцип "национального самоуправления", поддерживали идею о преобразовании империи в "доброе и справедливое отечество", ее федерализации.
Наиболее сильным оказалось католическое течение. В 1912-1913 гг. оно организационно оформилось в клерикальную Словацкую народную партию, известную больше под названием "Людова". Она выражала интересы прежде всего словацкой католической иерархии, а также крестьянства, сельской интеллигенции. Лидером движения был Андрей Глинка (1864-1938), центром же политического католицизма стал г. Ружомберок.
Другим течением, оппозиционным по отношению к мартинцам, были "гласисты", представители либеральных взглядов. В
Чехофильской ориентации придерживался Антон Штефанек (1877-1964), который словацкий вопрос понимал как составную часть решения чешского вопроса в монархии Габсбургов. Этот деятель настаивал на сближении чехов и словаков "вплоть до их слияния в единое племенное целое". Единственную перспективу для словаков он видел в культурном, экономическом и политическом сотрудничестве с чехами. Постепенно он обосновал идею единого чехословацкого народа как с точки зрения социологической, исторической, так и языковой.
Программу чешско-словацкого сближения осуществляла накануне Первой мировой войны группировка, объединявшаяся вокруг газеты "Словенски денник" ("Словацкая ежедневная газета") под редакцией Годжи. Ее взгляды находились под сильным влиянием идей, высказанных Т.Г. Масариком. Она поддерживала связи с действовавшим в чешских землях обществом "Чешско-словацкое единство" (1896).
Словацкий вопрос попал в поле зрения международной общественности в
Накануне Первой мировой войны наблюдаются попытки объединить отдельные политические течения в борьбе за национальные права. На август
5.
Культура Словакии
К началу ХIХ в. словацкий народ накопил уже достаточно сил, чтобы начать борьбу за возрождение национальной куультуры. Однако ее формирование в силу крайне тяжелых условий проходило весьма медленно и неравномерно даже по сравнению с соседними землями Австрийской империи. Это в значительной степени обусловливалось динамикой национального движения словаков. Так, на протяжении всей первой половины Х1Х века главными были борьба за литературный язык, пробуждение национального самосознания, распространение в общественной мысли идеи об автохтонности словаков и отстаивание национальной самобытности. Ее хранителем представлялся прежде всего фольклор. Он же рассматривался как естественная основа национальной литературы. В этом направлении начинает свою творческую деятельность Я. Коллар. Он издает двухтомник национальных песен, обосновав их эстетическую ценность. Поэма Коллара "Дочь Славы", ставшая крупным явлением словацкой культуры этого периода, вышла при жизни поэта 4 раза. Она построена как аллегория страданий, но в то же время направлена на возрождение славянства, призывала к единству для будущего процветания.
Острая необходимость борьбы за национальные права словаков выдвигала на первый план в литературе, драматургии тему родины, тему героического подвига во имя свободы своего народа. В этом ключе трактовались история Великой Моравии, наиболее славные страницы прошлого, на это же была устремлена и концепция славянской взаимности Я. Коллара.
Словацкие патриоты понимали, что лишь кодификация и внедрение единого словацкого литературного языка, создание национальной периодической печати, прежде всего ежедневной газеты, учреждение культурно-просветительских центров, организация начального образования могли обеспечить рост национального самосознания, объединить национальные силы словаков. Как уже отмечалось, первыми шагами в этом направлении стали культурно-просветительские организации. Следует упомянуть о созданном в
В 40-е годы ХIХ в. во главе движения словаков за национальную культуру встал Людовит Штур. Представитель нового поколения литераторов, он очень широко трактовал понятие культура, не ограничивая ее лишь развитием науки и искусств, но подразумевал под ней подъем материального уровня народа. Поиски Штура нашли выражение в его книге "О народных повестях и песнях племен славянских" (1833), в других сочинениях,а также в многочисленных статьях, публиковавшихся в периодических изданиях. Главным инструментом просветительской деятельности словацких будителей становится первая словацкая политическая газета, основанная Штуром в
В
Что касается сферы образования, то словацкие общественные деятели на протяжении всего Х1Х в. осознавали острую необходимость расширения слоя образованных людей. Однако создать систему национального образования словакам так и не удалось. В начале Х1Х в. словацкие будители в своей просветительской деятельности ратовали за организацию воскресных школ и читален ( в 70-е годы действовало 150 читален), за усиление нравственных начал в жизни общества, вели борьбу за повышение культурного уровня населения, в том числе и путем пропаганды обществ трезвости. Вопрос о начальном образовании на родном языке в масштабах всего королевства был поставлен Л. Штуром на последнем перед революцией 1848- 1849 гг. заседании Государственного собрания в Пресбурге (Братиславе).
Однако и во второй половине ХIХ в. развитие школьного образования проходило в трудных условиях. Так, реформы, проводимые во всей империи (1848, 1861 и др.), не привели в Словакии к созданию системы национального просвещения. Наиболее характерной чертой политики в области школьного дела после
ХIХ в. занимает особое место в процессе становления словацкого искусства. Внимание художников, отказавшихся от системы возвышенной культуры Барокко, направляется на повседневную жизнь, трудности и радости бытия, на связь человека с природой.
Во время длительного пребывания в России развил мастерство портретиста Ян Ромбауер (1782- 1849). Его портреты являются наиболее значительным достижением в этом жанре в первой половине ХIХ в. Заметным явлением в изображении пейзажа стали работы Карола Марко (1791- 1860), получившего образование в Вене и работавшего в Италии.
В 40-е годы ХIХ в. в словацкую художественную жизнь приходит новое поколение творцов. Из них наибольшей известности достигли Клеменс и Богунь, воспитанники пражской академии искусств. Свою творческую программу они последовательно и сознательно связали с народной основой.
Йозеф Божетех Клеменс (1817- 1883)- автор ряда портретов чешских патриотов и словацких будителей(например, Милана Годжи, 1846). Петер Михал Богунь (1822- 1879) писал портреты, изображал народные типы в национальных костюмах, создавал исторические многофигурные композиции. Наиболее известен его портрет Яна Францисцы как повстанца- добровольца. В 50-е гг. в своих поисках он склоняется к реализму. В центре его внимания оказываются люди из окружения его семьи, представители словацкой интеллигенции.
Развитие культуры и науки в Словакии во второй половине ХIХ в. было связано с деятельностью Словацкой Матицы. За короткий период существования помимо ежегодника за счет ее средств было опубликовано множество книг на словацком языке, хрестоматий, разного рода учебников, литературных альманахов. Кроме того, велся сбор исторических документов, гравюр, архивов выдающихся деятелей словацкого национального Возрождения, нумизматической коллекции, коллекций минералов, национальных костюмов, предметов обихода, и что особенно ценно- библиотеки. К моменту роспуска Матицы она насчитывала более 10 тыс. томов. Создав несколько секций (филологическую, литературную, философско- юридическую, математико- природоведческую, истории музея), она заложила основы многих направлений современной науки.
Словацкая литература в последней трети ХIХ в. вплоть до первой мировой войны развивалась под знаком реализма. С призывом отражать реальную жизнь, быть верными действительности выступило поколение Светозара Гурбана-Ваянского, Йозефа Шкультеты, Ярослава Влчека, Павла Орсага- Гвездослава.
Почти всеми жанрами пытался овладеть поэт, прозаик, критик и историк С. Гурбан-Ваянский( 18 -19 ). Его повести и романы многосюжетны, со сложной композицией, насыщены национально- патриотической и морально-этической проблематикой. Несмотря на то, что его творческий путь был подвержен взлетам и падениям, Гурбан-Ваянский внес значительный вклад в словацкую литературу.
Певцом родного края стал поэт, переводчик Гвездослав(18 -19 ), творивший в глухой словацкой провинции и прославлявший словацкую деревню, яркую обрядовость народных празднеств. В его больших циклах в то же время сделана попытка раскрыть глубокий и противоречивый мир человека.
В начале ХХ в. новое поколение писателей, излюбленным жанром которых был рассказ, стало видеть в литературе инструмент познания человека, его духовной жизни. Сторонники Словацкой модерны во главе с поэтом Я. Есенским и И. Краско стремились преодолеть отсталость, изолированность словацкой культуры, поднять ее на европейский уровень. Важной чертой литературной, да и всей общественной жизни этого периода стали контакты с чешскими интеллектуалами.
Долгие годы массовой оставалась религиозная литература. По-прежнему популярным чтивом словацкого обывателя были каалендари. Следует особо упоминуть о календарях, издававшихся В.Лихардом и Матицой Словацкой в конце 60-х- начале 70-х гг. В них печатались и литературные произведения, и статьи о музыке, и научно-популярные очерки, и практические рекомендации и советы по самым разным вопросам. Эта традиция продолжалась и в более поздний период. На рубеже веков появились новые литературные альманахи и периодические издания.
Широкое распространение имели в Словакии любительский театр и народные певческие коллективы. Известным композитором, в своих лучших произведениях поднимавшийся до уровня европейской школы, стал Ян Левослав Белла (1843- 1936). Правда, большинство его значительных работ появилось после
Словацкое искусство в последней трети ХIХ в. в период жесточайшего преследования всего национального переживает трудные времена. Политика денационализации культуры, проводившаяся венгерскими властями, дает свои результаты. Меняется и идейная ориентация художественного творчества. Большинство живописцев и скульпторов направляется в Пешт, Вену и другие европейские центры. В самой Словакии усиливается влияние мюнхенской школы. Вернувшийся из Венеции модный там художник Доминик Скутецкий обращается к фольклору, социальному портрету. Его привлекают цветовые контрасты горящего огня печей по выплавке меди, за что он стал называться "Огненный Скутецкий".
Большую коллекцию работ высокого профессионального уровня оставил Ладислав Меднянский, учившийся в Мюнхене и Париже. Художник воспевал словацкого крестьянина на фоне живописной природы. В своем творчестве он использовал принципы барбизонской школы и находки импрессионистов, соединив их с собственным мастерством в воспроизведении красоты родных просторов ,особенно окрестностей Татр. Обновление национальной жизни, тесная связь с Прагой и Мюнхеном создают в 90-е гг. ХIХ в. условия для появления новых художественных направлений. В этот период заявил о себе крупный талант Йозефа Ганулы, выросшего в мюнхенской среде, но имевшего постоянный контакт с чешскими живописцами. Ученик пражской школы Людовит Чордак нашел свежие мотивы в изображении родного края.
Свою интерпретацию традиционных жанров в начале ХХ в. привнесли Карол М. Легоцкий (1879-1929), Милан Митровский (1875-1943), Густав Маллы и Петер Керн. Для их работ характерен синтез традиций академизма конца ХIХ в. и собственных поисков в изображении цвета и формы. Раннее творчество известного словацкого художника Мартина Бенки (1888- 1971) также находилось под влиянием импрессионистических веяний эпохи.
Менее значительным является наследие словацких скульпторов, прежде всего потому, что богатые заказчики находились в крупных культурных центрах. Так, династия Дунайских (отец и сын) работала в Пеште, Виктор Тилгнер- в Вене.
Научная работа оставалась делом самоотверженных одиночек. Лишь в
С позиций романтизма трактовал прошлое своего народа Франтишек Сасинек, автор многочисленных трудов по истории Венгерского королевства. В своих работах "История словаков" (1895), "Великоморавская держава" (1896) он отстаивал тезис об автохтонности славян, в том числе и словаков в Карпатской долине. Во многом романтическому направлению следовал и наиболее известный словацкий историк этого времени Юлиус Ботто, разработавший целостную концепцию словацкой истории. В двухтомной работе, посвященной изучению развития национального самосознания словаков, он уделил внимание лишь наиболее ярким страницам политической истории Словакии.
В этот период начались исследования в области естественных наук (И.Голуб), ботаники и геологии. Так, ботаник Густав Реус написал обобщающую работу "Цветущая Словакия". Директор геологического института в Вене Диониз Штур составил географическую карту Словакии. Значительное внимание в начале ХХ в. уделялось астрономии ( Ян А. Вагнер, Милан Р. Штефанек). Что касается области техники, то словацкие умельцы достигли успехов за границей. Например, Штефан Банич первым сконструировал и испытал в США парашют.