Курсовая Просвещенный абсолютизм Екатерины 2
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Введение
Вторая половина XVIII столетия в России связана с именем императрицы, чье правление составило эпоху в истории страны. Юная немецкая принцесса Софья-Фредерика Августа Ангальт-Цербстская (Екатерина Великая в будущем) совершенно не имеющая прав на российский престол, будучи иностранкой, сумев склонить на свою сторону гвардейские полки и отстранив от власти законного императора Петра III осуществила цель, ради которой она приехала в Россию, целью этой была корона Российской империи.
Годы ее царствования называют "веком Екатерины", несмотря на то, что правила она всего 34года с 1762 по 1796 гг. Политика проводимая ей получила название “просвещенный абсолютизм”. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты. Реформы, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Внутренняя и внешняя политика второй половины 18-го века отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Недаром её назвали Екатериной Великой.
Достижения и победы времени её царствования носят во многом отпечаток её личного участия. Натура талантливая, образованная, литературно одаренная, она умела многое - и управлять огромной империей, к чему страстно стремилась со времени прибытия в Россию, и ладить с людьми, и, что важно, приближать к себе людей талантливых, одаренных, поручать им важные дела в соответствии с их способностями.
Историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица. Это время падения нравов, вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов.
Существует множество противоречивых суждений и о самой императрице. Одни считают ее притворной, распутной, легко поддающейся чужому влиянию, другие же видят в ней цельную натуру, человека высокообразованного, делового, энергичного, необычайно работоспособного, самокритичного, знающего свои слабые и сильные стороны.
И хотя со времени правления Екатерины II прошло более двух столетий, и за этот период было написано множество работ о той эпохе, актуальность данной темы не уменьшается. Потому что, чем больше нам удается узнать об этой необычной и загадочной женщине, тем больше появляется непонятного и необъяснимого. Актуальность данной темы я вижу так же в том, что в наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать правильный путь развития страны, и не в нашей ли истории ответ о верной дороге, которая приведет нас к процветанию и благоденствию.
Цель данной работы - логично изложить основные моменты, касающихся правления Екатерины II , и относящихся к тому периоду её правления, который был назван «просвещенным абсолютизмом».
Глава 2. Просвещенный абсолютизм – что это такое?
Екатерина II проводила политику, получившую название «просвещенный абсолютизм». Это был целый этап в истории общества, причем не только русского, но и всего европейского. В роли просвещенных монархов выступали шведский король Густав III, прусский — Фридрих II, австрийский император Иосиф II, русская императрица Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма выражалась в проведении реформ в духе идей Просвещения, возглавляемых просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Это было время робких реформ, не затрагивающих основ феодально-абсолютистского строя, время либерального заигрывания правительств с философами и литераторами. Но вот грянула французская буржуазная революция, и европейские монархи сразу же отказались от идей просвещенного абсолютизма.
В понимании сути и целей политики просвещенного абсолютизма существует известная неопределенность. Можно спорить о точном значении термина «просвещенный абсолютизм», но общий характер той эпохи легко узнаваем. Именно веку Просвещения (XVIII столетие в истории европейской культуры) свойственно особое видение мира, оказавшее сильное влияние на все последующее общественное развитие. Россия совместно с Европой пережила Просвещение: на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового времени. Мировосприятие русского дворянина (а именно образованное дворянство стало главным носителем идей европейского Просвещения) типологически было сходно с сознанием его современника — европейца. Можно говорить о всеобщей увлеченности идеями Просвещения: их разделяли представители почти всех слоев русского общества. Наибольшей популярностью пользовались Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций. Так, почти все произведения Вольтера были переведены на русский язык; те сочинения, которые не могли пройти цензуру, распространялись в рукописях.
Эпохе «просвещенного абсолютизма» была присуща определенная идеология. Выделим ее характерные черты: идея равенства всех людей, государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных; именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия; все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего — посредством народа»; просвещение — одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан; признание свободы слова, мысли, самовыражения.
Пример увлеченности европейским Просвещением подавала сама Екатерина. Она не только читала произведения французских просветителей, но и состояла с ними, особенно с Вольтером и Дидро, в оживленной переписке. Вольтер называл ее не иначе как «великая Семирамида Севера».
Просвещенный абсолютизм — политика, порожденная временем разложения феодальной системы и вызреванием в ее недрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков. Просвещенный абсолютизм отличался от обычного деспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных. Теоретические основы просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися деятелями французского просвещения Монтескье, Вольтером, д'Аламбером, Дидро и др. Эти просветители призывали к эволюционной, без потрясений, смене общественно-экономических отношений, что устраивало монархов Европы и способствовало возникновению союза королей и философов, способного, как полагали короли, предотвратить угрозу их тронам.
Настала пора реализации широкомасштабных реформ в духе идей Просвещения. Тому способствовали два благоприятных условия: Екатерина после гибели Иоанна Антоновича почувствовала себя на троне увереннее, чем прежде; уверенности, что справится с грандиозной по замыслу затеей, прибавила и достаточная осведомленность о трудах просветителей. В конце
2.1 Цель создания Уложенной комиссии
Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов был издан еще при Алексее Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II решила составить новое «Уложение». Она читала множество сочинений иностранных ученых о государственном устройстве и суде. Конечно, она понимала, что далеко не все применимо к русской жизни.
В ходе подготовки к созданию новой Уложенной комиссии был создан ряд специальных комиссий, задачей которых было установление пределов "законной власти правительства". В
Императрица считала, что законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого решено было созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства для выработки нового «Уложения». Это собрание выборных было названо «Комиссией для составления проекта нового Уложения». Комиссия должна была сообщить правительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты новых, лучших законов.
2.2 «Наказ» Екатерины
Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина II составила для этой Комиссии “Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения”. Это политико-философское произведение стало своеобразной компиляцией текстов Монтескье (книга «Дух законов»), итальянского криминалиста Беккариа («О преступлениях и наказаниях»)., Бильфельда, Юсти и других европейских просветителей. Достаточно сказать, что из 507 статей «Наказа» тексты 408 статей были взяты у этих просветителей (294 заимствованы у Монтескье), причем на первый план выдвигалось обоснование самодержавно-крепостнического строя в России. Сенат разослал «Наказ» по учреждениям, центральным и местным. Читать его велели только начальникам, поскольку он содержал «опасные» мысли передовых философов- просветителей.
Это были правила, на основании которых должно быть составлено новое «Уложение» и которыми должны были руководствоваться депутаты. В “Наказе” Екатерина II говорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих вопросах. “Наказ” показывал и знание дела, и любовь к людям. Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к человеку.
“Наказ” был встречен с восторгом. Екатерина II требовала смягчения наказаний и отмены наказания, которые могут изуродовать человеческое тело, выступала против применения пыток. Особенно большой осторожности она требовала от судей - “лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного”. Еще одно мудрое изречение Екатерины: “гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать”. Но как это сделать? Хотите предупредить преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми.
Текст "Наказа" состоял из 20 глав(526 статей), разделенных на пять разделов:
а) общие принципы устройства государства;
б) основы государственного законодательства и общие формы правовой
политики;
в) уголовное право и судопроизводство;
г) основы сословно-правовой организации;
д) вопросы юридической техники, теории законодательства и правовой
реформы. "Наказ" обосновывает политические принципы абсолютистского государства: власть монарха, бюрократическая система организации, сословное деление общества. Девизом Уложенной комиссии называлось стремление обеспечить "блаженство каждого и всех" в обществе, однако никаких ограничений для верховной власти не предусматривалось. Сословная структура общества соотносилась с "естественным" делением на профессиональные классы: земледельцы, мещане, дворяне. Дворянству верховная власть отводит особое место, признавая тем самым особую важность его функций - военную службу и отправление правосудия. Попытки нарушить сословное неравенство оцениваются "Наказом" как гибельные для общества. Равенство видится лишь в одинаковом подчинении уголовным законам, хотя это и не означает одинакового применения этих законов к разным сословиям. Законодательная деятельность комиссии была направлена не просто на пересмотр старых законов, но и на выработку единого уложения на новых началах. Закон должен обеспечивать полное и сознательное повиновение.
В "Наказе" были выработаны новые представления о системе
законодательства:
а) законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными;
б) временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц,
регламентируя его посредством наказов и уставов;
в) указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми.
Екатерина II думала и об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоялась. В “Наказе” говорится о том, как помещики должны обращаться с крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу.
В конце XVIII века политика российского абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения дворян в экономике и политической жизни, на юридическое оформление полного бесправия крепостного крестьянства и в то же время на предотвращение дальнейшего развития социального антагонизма и возможности крестьянской войны. Одной из главных форм решения этих задач стала перестройка органов власти, управления и суда в губерниях и уездах, укрепление диктатуры дворян, как в деревне, так и в городе.
2.3 Состав и функционирование Уложенной комиссии
Манифест о создании проекта нового Уложения и о созыве для этой цели специальной Комиссии появился 14 декабря 1766 года. Основной мотив: страна не может дальше жить по средневековому кодексу законов - Соборному Уложению 1649 года. В Уложенную комиссию было избрано около 450 депутатов, из них 33% составляли выборные от дворянства, 36% — выборные от горожан, около 20% — выборные от сельского населения, 5%—правительственные чиновники. Если учесть, что чиновники являлись дворянами, а некоторые города и государственные крестьяне избирали депутатами дворян, то удельный вес дворянства в Уложенной комиссии, составлявшего 0,6% населения страны, значительно повысится. Лишь крепостные крестьяне, составлявшие большинство жителей страны, были лишены права выбирать своих депутатов. Нет депутатов и от духовенства, ибо затеянное дело носило сугубо мирской характер. Однако вместо ожидаемого ею делового обмена мнениями начались бурные дебаты представителей разных сословий, когда ни одна из сторон ни в чем не хотела уступать другой. Дворяне с тупым упрямством отстаивали свое монопольное право на владение крестьянами, а купечество - на занятие торговлей и промышленностью. Не было единства и среди представителей господствующего класса: дворяне с национальных окраин желали уравняться в правах с дворянством центральных губерний, а депутаты от родовитого дворянства противопоставляли себя мелкому дворянству. Почти 60 депутатов, в том числе и "своих", дворянских, подвергли острой критике предложенный документ. Некомпетентность депутатов, их неспособность подняться до понимания провозглашенных в "Наказе" идей произвели на императрицу столь угнетающее впечатление, что для "просвещения" депутатов прибегли к необычной мере: день за днем им стали громко и внятно читать все принятые с 1740 по 1766 год законы об имущественных правах, а также Соборное Уложение 1649 года и еще около 600 разнообразных указов. Работа Комиссии ясно показала, что для ликвидации рабства почва оказалась совершенно неподготовленной. Разочарованная и обескураженная, но сохранившая трезвость ума, Екатерина вынуждена была "предоставить времени удобрение почвы посредством нравственно-политического развития народа".
Глава 3. Социально-правовая программа политики просвещенного абсолютизма
3.1 Реформа местного самоуправления
Содержание программы отражается в проведении ряда реформ. Екатерина II чувствовала необходимость «свежих перемен», многие мероприятия екатерининского правительства несут на себе печать просвещенного абсолютизма. Остановимся подробнее на некоторых ярчайших проявлениях просвещенного абсолютизма Екатерины II.
Прежде всего, следовало укрепить местное самоуправление, которое показало свою неэффективность в борьбе с крестьянскими волнениями. Губернская реформа значительно увеличила число городов, поскольку ими были объявлены все центры губерний и уездов. Особенно положительно это сказалось на новых губернских городах, где появились многочисленные учреждения, открылись училища и театры, началось гражданское строительство. Губернская реформа привела также к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам.
Во главе губернии стоял губернатор, несколько губерний подчинялись генерал-губернатору. В каждой губернии создавался обширный штат чиновников. Финансами и хозяйственными делами занималась Казенная палата. В уездах исполнительным органом власти был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. Власть принадлежала назначаемому городничему.
Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия – свой суд. Дворян судили верхний земский суд в губернских городах и уездный суд – в уездных городах. Горожан – соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян – верхняя и нижняя судебные расправы. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись созданные в губерниях судебные палаты – гражданская и уголовная, члены которых уже не выбирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат. Таким образом, дворянство добилось укрепления своих позиций в местном управлении. Остальные сословия играли значительно меньшую роль.
Важнейшим новшеством екатерининской реформы было введение выборного начала, забытого в России со времен земских сборов. Однако выборность сочеталась с соблюдением сословных принципов и обеспечением преимуществ господствующему сословию. Это шло вразрез со взглядами просветителей, которым ранее следовала Екатерина. Впрочем, в тогдашней России было невозможно выборное самоуправление, не опирающееся на сословия.
Важно отметить и попытку внедрить разделение властей. Суд должен был обрести независимость и подчиняться только закону. Если бы это стало реальностью, то в России уже в XVIII в. началось бы формирование правового государства. Увы, всесильное российское чиновничество никогда не соблюдало независимости судов. На практике губернаторы назначали и отстраняли судей, приостанавливали дела, утверждали судебные решения. В результате суд в России отнюдь не воспринимался как место, где следует искать справедливость. В Европе человек взывал к суду и закону. В России – к государственной власти, что свидетельствует о слабости российского общества и необычайной силе государства.
Не менее важную сторону политики абсолютизма в сфере управления во второй половине XVIII века составляло юридическое оформление прав и привилегий сословий, их обязанностей и повинностей, создание сословных организаций. Права дворянства были окончательно закреплены в изданной 21 апреля
Лишь один вопрос был обойден в Жалованной грамоте – о крепостном праве. Правда, в документе говорилось о собственности дворянина на имение со всем тем, что в нем находилось. Но прямо о владении душами сказано не было. Вероятно, Екатерина хотела показать, что это право не будет навсегда сохранено за дворянством.
В один день с Жалованной грамотой дворянству была издана и Жалованная грамота городам. Одновременно она разделила все городское население на шесть разрядов. Первый составляли «настоящие городовые обыватели», владевшие в городе домами или землей и принадлежавшие к различным сословиям. В этот разряд входили жившие в городе дворяне и духовенство. Ко второму разряду относились купцы трех гильдий, к третьему – цеховые ремесленники, к четвертому – постоянно жившие в городе иностранцы. Крупные купцы-оптовики, банкиры, судовладельцы, а также ученые и лица творческих профессий составили пятый разряд – именитых граждан. Остальные горожане, «которые промыслом, рукоделием или работой кормятся», вошли в шестой разряд. Третий и шестой разряды, к которым относилось большинство городских жителей, составили сословие мещан. Именитые граждане и купцы первой и второй гильдий были освобождены от телесных наказаний и некоторых посадских повинностей.
Все шесть разрядов (в их состав не вошли жившие в городе крестьяне) составляли «градское общество». Раз в три года общество избирало городского голову, членов магистрата и гласных (депутатов) общей градской думы. Общая градская дума избирала шестигласную думу – исполнительный орган управления, состоявший из шести гласных – по одному от каждого разряда горожан. Дума заседала под руководством городского головы один раз в неделю.
Чтобы правильно понять и оценить причины такой направленности политики абсолютизма, нужно помнить, что деление общества на сословия было одним из главных условий существования феодального строя и что формирование и развитие капиталистических отношений неразрывно связано с разрушением феодальных сословий, так как положение и роль классов буржуазного общества определяется их имущественным положением в производственных отношениях.
Внутренние дела России как ничто иное показывает способность Екатерины применять методы «просвещенной» части западного мира к ситуации, сложившейся в стране. Перестройка органов власти, управления и суда в губерниях и уездах, укрепление диктатуры дворян направляют политику российского абсолютизма на сохранение и укрепление феодально- крепостнического строя.
3.2 Крестьяне и крепостное право
Подавляющее большинство дворянских депутатов стеной встало на защиту крепостничества и своих привилегий. Идти же наперекор дворянству было для царицы не просто рискованно – самоубийственно. Не только отмена, но и любое серьезное смягчение крепостного права означали бы для нее неизбежную потерю трона. Много лет спустя она с искренней горечью вспоминала: «Едва посмеешь сказать, что они(крепостные) такие же люди, как мы, и даже когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменьями;…когда в комиссии для составления нового Уложения стали обсуждать некоторые вопросы, относящиеся к этому предмету…я думаю, не было и двадцати человек, которые по этому предмету мыслили бы гуманно и как люди».
Ситуацию, сложившуюся в России с крестьянами, с решением вопроса о предоставлении им земли в собственность нельзя назвать простой. Для этого необходимо было сломать представление крепостников и дворян о крестьянах как о вещи. Екатерина предпринимает еще один оригинальный шаг; как передовые мысли западных философов были отражены в «Наказе» депутатам Уложенной комиссии, так и ситуация с крестьянами решается путем «открытого конкурса», в котором принимают участие просвещенные умы XVIII века, которые настолько открыто говорят о причинах крестьянской нестабильности в стране и способах ее ликвидации, что многие работы на русском языке не публикуются, кроме того - не издана ни одна из работ русских авторов.
3.3 Внешняя политика и дипломатия
Во внешней политике Екатерина II была прямой последовательницей Петра I. Она сумела понять коренные задачи внешней русской политики и сумела завершить то, к чему стремились веками московские государи. Россия при Екатерине вела войны с Турцией, Швецией, участвовала в трёх разделах Польши и вследствие этого присоединила к себе все русские области кроме Галиции, завоевала Крым, значительные территории в Белоруссии, Литве, Западной Украине, Курляндии. Вступая на престол, Екатерина застала конец Семилетней войны в Европе, а в России- охлаждение к Австрии и сближение с Пруссией, наконец, приготовление к войне с Данией, сделанные Петром III. Прекратив их и сохранив нейтралитет в Семилетней войне, Екатерина уничтожила прусское влияние при русском дворе и постаралась поставить себя вне всяких союзов и дипломатических обязательств. Но положение дел заставило Екатерину связать себя союзом с Пруссией, воевать в Польше и принять войну с Турцией, объявленную вследствие интриг Франции. Такова была основная внешнеполитическая деятельность Екатерины II.
С первых же шагов большое и активное участие во внешней политике своего государства принимала сама Екатерина. Ни один серьезный вопрос в этой области не проходил мимо нее, ни одно ответственное решение не принималось без непосредственного ее вмешательства. «Я хочу управлять сама, и пусть знает это Европа!» - говорила она Потемкину. С молодых лет вовлеченная придворными интригами в большую политику, Екатерина уже имела значительный опыт в деле дипломатии, и свои недюжинные дипломатические способности развила в дальнейшем до совершенства. Она обладала большим искусством притворства, которое в XVIII веке, как и часто позже, считалось основным качеством дипломата. Не менее искусно использовала Екатерина II «просветительную» фразеологию, которой она умело прикрывала свои честолюбивые замыслы. Нарушая права Польши как независимой державы, подготовляя ее расчленение, она облекала свои действия в форму защиты свободы польского народа. «Просвещение - это был в восемнадцатом веке лозунг царизма в Европе...»,-говорит Энгельс. Екатерина очень широко поставила дело политической пропаганды за границей. Эту цель преследовала в частности ее собственная переписка с Вольтером, Гриммом, Дидро и другими представителями «Просветительской эпохи». Вместе с тем Екатерина деятельно следила за заграничными изданиями, которые могли принести вред России или ей лично как императрице. Ей удалось остановить печатание книги Рюльера о перевороте 1762 года.
В момент вступления на престол Екатерины II русской дипломатии предстояло в первую очередь принять меры к восстановлению международного престижа России, расшатанного за время правления Петра III выходом из Семилетней войны и резким переходом от союза с Австрией к союзу с Пруссией. В позиции, которую заняла Екатерина II в отношении участников Семилетней войны, сказалось новое направление международной политики России. Новый внешнеполитический курс заключался в том, чтобы Россия могла следовать своей собственной системе, согласно с ее истинными интересами, не находясь постоянно в зависимости от желаний иностранного двора.
Таким образом, русская дипломатия эпохи Екатерины в основном разрешила задачи, унаследованные ею от XVII века; закреплены были достижения Петра Великого в Прибалтике; воссоединены земли населенные родственными русскому народу белорусами и украинцами. Россия стала твердой ногой на Черном море. Наконец, Россия завоевала решающий голос в делах общеевропейских.
3.4 Наука и культура
Вторая половина ХVIII в явилась важным периодом в развитии русской культуры, и абсолютистскому государству принадлежала в этом процессе значительная, а порой и инициативная роль. В 60-70 г. ею была сделана попытка создать в стране систему воспитательно-образовательных учреждений: были отрыты училище при Академии художеств (1764), Общество двухсот благородных девиц (1764) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772). Одно из воспитательных учреждений имело особое значение в истории русской школы и просвещения - это Общество благородных девиц (Смольный монастырь, или Смольный институт) Оно положило начало женскому среднему образованию в России.
В
Учрежденная в
Большой шаг вперед делает русская наука. В
Издательская продукция увеличивается чрезвычайно. За весь ХVIII век в России было издано 9500 книг, из них около 85 % приходилось на царствование Екатерины II. 15 января
Крепнет национальное своеобразие отечественной литературы. Новаторские достижения в русской литературе, прежде всего, имели место в произведениях Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина. Художественная литература оказывалась тесно связанной с общественными идеями века Просвещения. Эти идеи естественных прав человека, свободы и равенства развивала и зарождающаяся "разночинная" интеллигенция. Все более заметные очертания приобретал процесс формирования русской национальной культуры, вбирающий в себя достижения и традиции культуры, созданной многовековой деятельностью народа, всех его слоев, но в первую очередь - крестьянства, и новой культуры, творившейся, главным образом, образованными слоями общества.
Глава 4. Реалии российской действительности
А между тем с самого начала между теорией просвещенного абсолютизма, созданной Вольтером, Руссо и французскими энциклопедистами, и попыткой Екатерины II реализовать ее на практике лежала огромная, обусловленная российской действительностью дистанция. С годами она увеличивалась и по политическим мотивам. Так что в конце концов императрица отказалась от воплощения в жизнь идей Просвещения в том виде, в каком они были осуществлены в странах Европы, - через создание гражданского общества и ломку сословных преград. Реалии российской действительности убедили Екатерину в том, что предоставление свободы всему обществу чревато неуправляемым хаосом...
Два решающих события повлияли на ее сознание: восстание Пугачева и Французская революция. По справедливому замечанию историков, "просвещенный" либерализм Екатерины II не выдержал этого двойного испытания. В радужные 60- е годы XVIII века и в самом начале следующего десятилетия императрица, пропагандируя идеи европейских просветителей, не уставала повторять: "благо народа и справедливость неразлучны друг с другом" и что "свобода - душа всего" и без нее "все мертво". Но с началом революционных событий во Франции, представлявших реальную угрозу для всей Европы, она решительно отвергает право этого народа (теперь презрительно называемого ею "толпой") на свободу волеизъявления.
Отход от ранее пропагандируемых принципов просвещенного абсолютизма ускорило и появление книги А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Гнев императрицы был неописуем, она - в ярости (крайне нехарактерное для нее состояние) и напрочь забыла о своем недавнем утверждении, что нельзя наказывать людей за убеждения, за несовпадающие с ее взглядами суждения. Она готова на сей раз применить самые суровые меры к автору - "бунтовщику хуже Пугачева". Екатерина, видимо, искренне не понимала, что творение Радищева есть следствие распространения в России идей Просвещения, начало которому было положено по ее собственной инициативе. Как заметил С.М. Соловьев, "мудрая мамаша Екатерина II, которая писала такие прекрасные правила для воспитания граждан, на старости лет заметила вредные следствия своих уроков и сильно гневалась на непокорных детей, заразившихся правилами так любимых ею прежде учителей".
Главное же средство и надежная гарантия успеха реформаторских начинаний виделись Екатерине II в неограниченной самодержавной власти монарха, который всегда, повсюду и во всем направляет общество на разумный путь, но направляет не силой, не угрозами, не чередой жестоких наказаний (как это делал Петр I), a убеждением, внедрением в сознание каждого необходимости объединить усилия всех сословий для достижения "общего блага", общественного спокойствия, прочной стабильности. Именно она впервые в России четко определила такое "просвещенное" понимание этой основной функции самодержца.
Невероятно инертное российское общество через своих представителей власти на местах (по мысли императрицы, первых и главных ее помощников), на деле не блиставших умом и дальновидностью, а главное, не желавших никаких перемен, вносило свои коррективы в обширные планы и намерения Екатерины II. Чтобы преодолеть эту умственную заскорузлость, а нередко и прямое противодействие, императрице надо было обладать особой твердостью. И она это осознавала: "Может быть, я добра, обыкновенно кротка, но по своему званию я должна крепко хотеть, когда чего хочу". Как показывают исторические реалии, "кротость" Екатерины имела все же четко очерченные пределы - незыблемость самодержавной власти и соблюдение интересов ее опоры - дворянства. При любом посягательстве на них кротость императрицы сменялась беспощадной решимостью. Свидетельство тому трагические судьбы Емельяна Пугачева, А.И. Радищева, Н. И. Новикова (правда, в судьбе последнего сыграли свою роль и издание им запрещенной масонской литературы, и обнаружившиеся по ходу следствия тайные связи с цесаревичем Павлом).
Заключение
Период царствования Екатерины II характеризуется резким контрастом между декларативными заявлениями просвещенной императрицы и ее реальной политикой. Безусловно, Екатерина предприняла некоторые шаги, направленные на дальнейшую европеизацию и гуманизацию русской жизни, однако в условиях диктатуры дворянства и углублявшегося закрепощения крестьян они выглядели достаточно двусмысленно. Это дало основание историкам по-разному оценивать проводившуюся Екатериной политику просвещенного абсолютизма. Многие отождествляют ее с обычной социальной демагогией, пропагандой показного либерализма, главными целями которого были: создать более привлекательный образ России и самой императрицы за рубежом; внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и страны перед фактом незаконного захвата ею власти; внушить русскому обществу мысль, что взгляды и действия императрицы справедливы и гуманны. Большая часть отечественных историков, рассматривающих просвещенный абсолютизм как надстройку феодального общества на том его этапе, когда товарно-денежные отношения становятся важнейшим фактором общественного развития, подчеркивают, что именно развитие буржуазных отношений, ослабление государственной власти, обострение классового антагонизма между крестьянскими массами и властвующим дворянством подтолкнули Екатерину выбрать путь просвещенного абсолютизма, который она проводила с учетом сохранения крепостнических порядков, самодержавия и господствующего положения дворянства.
Но как бы то ни было, если отбросить тщеславие и лицемерие Екатерины II, стратегические цели ее политической программы состояли в следовании гуманным идеям западноевропейских просветителей, направленным на создание справедливого общества, с поправкой на российскую действительность.
За годы правления Екатерины II были осуществлены серьезные преобразования (носившие созидательный, а не разрушительный характер), коснувшиеся всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение.
Эпоха Екатерины была эпохой формирования национального сознания, складывания в обществе понятий чести и достоинства, духовного и культурного роста русского общества. Несомненно, в молодые годы Екатерина II искренне увлекалась идеями французских просветителей, но после французской революции завершилось заимствование ею идей европейского Просвещения. Узнав о штурме Бастилии, Екатерина приказала вынести бюст Вольтера из своего кабинета (от Дидро она отреклась еще в
Просвещенная Екатерина II не смогла осуществить свою программу. По сути, она была истинной заложницей дворянства, интересы которого она должна была выражать, она стала гонительницей тех самых истинных представителей русской просветительской мысли второй половины XVIII в. идеи которых о необходимости подлинного изменения феодально-крепостнической системы одобряла. Таков был резкий контраст между либеральным началом и охранительно-консервативным концом правления Екатерины II.
Тем не менее многие мероприятия екатерининского правительства (а порой с инициативой самой императрицы) несут на себе печать просвещенного абсолютизма. Его наиболее яркими проявлениями были секуляризация церковных земель, «Наказ», Уложенная комиссия, реформирование местного управления, отмена монополий в торговле и промышленности, жалованные грамоты дворянству и городам и др. Практическим выражением просвещенного абсолютизма была система воспитательно-образцовых учреждений в стране.
Список используемой литературы
1. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. – СПб: Дмитрий Буланин 1997. – 331 с.
2. Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. - М.: Москва, 1999. 512 с. 3. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. Опыт целостного анализа. - М.: РГГУ, 1999. 575 с.
4. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. - М.: Новое лит. обозрение, 1999. 326 с..
5. Лекции для студентов по курсу «История Отечества». Часть 1: IX в. - начало XX : Курс лекций / Изд. 2-е, исправленное и дополненное М.: Изд-во МГУП, 1998. 214 с.
6. Назаренко, Б.А. Правовые новации в «Наказе» Екатерины II // Актуальные проблемы российского права. – 2008. - №3. – 56 с.
7. Наказ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения. 1767 [Электрон. ресурс] // Сайт «Российский образовательный портал».
8. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособие. – М.: Проспект. – 2006. – 336 с.