Курсовая Профессиональные кризисы
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Содержание.
Введение…………………………………………………..……….…...……..2
1.1.Исследование понятия жизненный кризис…………………….………4
1.2 Классификация жизненных кризисов……………………………….….6
1.3Исследование понятия Экзистенциализм. Представители....................9
2.1 Исследование понятия профессиональный кризис………..…...….….22
2.2 Факторы кризисов профессионального становления…….……..…..24
2.3 Возрастные кризисы профессионального роста…….……..……....…25
3.1 Методы преодоления кризиса………..……………….……….………31
3.2 Изучения вопроса о необходимости кризисов………….…..…...…….37
Заключение………………………………………………….……..…….…..38
Список использованной литературы………..…………….….……………39
Введение.
Можно считать аксиомой тот факт, что любой человек в своей жизни проходит через периоды кризисов, и нет того человека, который минует эту чашу. Другое дело, какие уроки человек получает от жизни, насколько он способен прислушиваться к тому, что хочет сказать ему жизнь, сколько сил и терпения будет в человеке и его близких, чтобы пройти через испытания и двигаться дальше.
Через кризисные периоды жизни проходили и проходим мы все, одни - почти безболезненно, другие - мучительно, преодолевая жестокое сопротивление, выражая внутреннее несогласие, пытаясь построить мир в душе по своим законам.
Как правило заходя в тупик, человек и находит выход. Тупик страшен, но в тупике собираешь все силы свои, весь запас их, и почти нечеловеческой волей выходишь из тупика. Тупик - осознание своего бедственного положения. Тупик - и выявление человеческих возможностей, на что способен человек. Тупик - это завершение неправильного начала, запутанность жизни. Выходя из тупика, человек, принимает другое направление в жизни. [1]
Не происходит ничего бессмысленного в жизни, но бывает, что смысл испытаний трудно понять, трудно принять. И для этого человеку необходимо «перерасти» самого себя прежнего, измениться, стать более глубоким и настоящим. И тогда возможен такой выход из тупика, когда, по-новому взглянув на жизнь и самого себя, человек искренне согласится с тем, что жизненный кризис был ему необходим, чтобы стать лучше и чище. И тогда можно будет с облегчением вздохнуть и найти в себе новые, доселе сокрытые силы, чтобы жить дальше. И вы сможете понять, в чем же смысл всего происходящего в вашей жизни, в чем вообще смысл жизни.
Актуальность данной работы состоит в том, что кризисы проходят в жизни абсолютно каждого человека и необходимо иметь информацию непосредственно о них и как с ними справляться.
В своей работе я хочу исследовать тему не только жизненных кризисов, но и неотъемлемо связанных с ними профессиональных кризисов.
1.1.
Исследование понятия жизненный кризис.
Кризис (krisis — решение, поворотный пункт) — суд, перелом, переворот, пора переходного состояния, перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы.
Жизненный кризис - это переломный этап в жизни личности, рубеж между старым и новым опытом, качественный переход из одного состояния в другое.[2]
Жизненный Кризис (life crisis) - любое разрушительное событие жизни, вызывающее утрату важных отношений и социального статуса, требующее персональной корректировки, способное угрожать целостности "Я" и социальным отношениям. В список примеров входят тяжелая утрата, развод, брак, потеря или смена работы, нетрудоспособность, отставка, миграция, выселение. Поскольку они могут предполагать. Стресс и беспокойство, которые становятся частью причины некоторых болезней, жизненные кризисы являются важной сферой изучения для социологии здравоохранения и медицины, а также основным фактором для рассмотрения в плане рекомендации и психотерапии.[3]
Реальность человеческой жизни и реальность психологии человека нигде так плотно не смыкаются и не связаны так драматически, как в ситуации, обозначенной словом «кризис». В психологической практике это та ситуация, когда пациент безо всяких колебаний соглашается со специалистом, подытоживающим рассказ о причине обращения запсихологической помощью словами: «То, что с вами происходит – не просто затруднение или локальная проблема, вы переживаете кризис». [4]
Начинаются мучительные поиски новых жизненных ориентиров. В такие периоды у здоровых людей можно найти все симптомы душевного расстройства, - депрессия, тревога, страх (страх потери контроля и страх смерти), бессонница, хроническая усталость, чувство одиночества, утрата смысла жизни, проявление различных старых травматических воспоминаний и впечатлений. Бывает, что кризис начинается после какой-то жизненной ситуации, или одного события, даже одного разговора. В основном, возникновение кризиса связано с потерями (близких, любимых, работы, здоровья). А бывает, жизненный кризис возникает просто так и, на первый взгляд, беспричинно: постепенно появляется глубокое неудовольствие, которое не разгонишь никакой внешней активностью. Такие кризисы связаны с разочарованием в чем-то или ком-то.
Бояться кризисов не стоит, они указывают нам, что пришло время изменений, без которых невозможна полноценная жизнь. Ведь жизнь - это всегда изменения. Жизненный кризис – это момент крушения иллюзий, соприкосновения с реальностью один на один. Человек привыкает к определенной структуре своей жизни. Кризисное состояние лишает человека некоторых элементов внешней опоры и при этом выясняется, что подлинно человеческого останется от человека, а что сразу разрушается, как только убрать внешнюю поддержку. Не нужно бояться кризиса ещё и потому что это показатель нормального развития. Выход из кризиса – это скачок в развитии и в психодуховной эволюции, когда происходит исчезновение старого, изжившего себя образа Я и его обновление, возрождение и замещение его новым, более действенным.
1.2 Классификация кризисов.
Далее я привожу в схематичном виде типологию кризисов.[5]
Три аспекта кризиса.
1.Кризис как потеря
Индивид теряет что-то, чего ему потом не хватает. Реакцией на потерю является скорбь. Скорбя, индивид либо вновь приобретает то, что было потеряно, либо смиряется с потерей, насколько это возможно. В течение этого процесса индивид постепенно вновь начинает радоваться жизни.
2.Кризис как удары судьбы
Не все находят жизнь на земле легкой, и некоторых она бьет непропорционально сильно. Болезни, несчастные случаи и смерти могут свалиться на голову одного человека в течение короткого периода.
Кажется, что несчастья распределены неравномерно. Природа наделила некоторых людей своебразной внешностью, которая затрудняет поиск партнера или работы. У некоторых есть физические увечья, которые создают дистанцию. Другие страдают от причиняющей боль болезни, которая делает из депрессивными и частично непригодными для работы. Другие же растут в условиях, которые становятся причиной тяжелых психологических проблем или мешают получить среднее или высшее образование.
Человек не может изменить эти данные ему условия. Однако возможность решения все-таки остается: индивид может решить, каким образом он хочет иметь дело со своими увечьями, болезнями, недостатками или несчастьями в целом. Решите ли вы быть раздраженным, злым или подавленным и, таким образом, увеличить свой уже существующий коэффициент несчастий? Или же вы решите использовать вашу силу, борясь и находя решения и удовлетворение там, где это возможно? Мысли наподобие «я уродлив», «я глуп», «я не могу найти работу», или «люди не хотят находиться рядом с таким, как я» лишь увеличивают несчастья и усиливают поражение, в противоположность таким мыслям, как «я что-нибудь придумаю», «они не могут меня огорчить», или «у всех нас есть право находиться здесь». Люди не могут выбрать насколько сильными, здоровыми, прекрасными или талантливыми они являются, не могут выбрать и своих родителей. Однако они могут влиять на то, каким образом они хотят реагировать на данные им условия и каким образом они хотят жить в этих условиях.
То, что дано, является судьбой индивида. Он или она должны принять или каким-то образом свыкнуться с этим. Индивид не может изменить такие факты, но должен принять их как свое основание, как фундамент своего существования. Если индивид этих условий не принимает, он будет жить, руководствуясь ложными предпосылками. Так вы отдаляетесь от своего основания.
3.Кризис как открытие экзистенции
Кризис предоставляет возможность открытия глубин существования. Переживание кризиса похоже на ситуацию, когла в земле открывается трещина, которая прежде была засыпана песком так, как трещина появляется в земле во время землетрясения. Трещина позволяет индивиду глубже заглянуть во что-то очень важное. Таким образом, кризис становится экзистенциальным и может стать поворотной точкой в жизни человека, новой жизненной возможностью. Во что же может заглянуть переживающий кризис человек? Благодаря расколам у индивида появляется возможность взглянуть на то, чем жизнь является на самом деле. Пожалуй, мы можем сравнить это с возможностью, которая появляется у геолога во время извержения вулкана: все дрожит и кипит, однако геологу выпадает уникальный шанс увидеть, что же на самом деле находится там внутри. Возьмем для примера человека, попавшего в крушение поезда. Он тяжело ранен и почти убит. Он шокирован и вдруг осознает, что то, что он считал само собой разумеющимся, вовсе не является таковым. Жизнь не является такой самоочевидной, как он привык считать. Он может умереть без всякого предупреждения через пять секунд, и у него даже не будет времени, чтобы попрощаться с теми, кого он любил. Фундаментальные положения экзистенции вдруг предстают во свей своей наготе. С будничной жизни сброшены покровы.[6]
1.3 Экзистенциализм. Представители.
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого. Неким аналогом «экзистенции» можно считать «душу» человека.
Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.
Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.
Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким».
Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция(«экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.
Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном итоге, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.
В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914—1918:
Шестов Лев Исакович
первый философ-экзистенциалист. В 1905 г. была опубликована работа, вызвавшая самые острые споры в интеллектуальных кругах Москвы и Петербурга, самые полярные оценки (от восторга до категорического неприятия), ставшая философским манифестом Шестова —
«Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)».
Шестов говорит, что Человек похож на Бога. Именно тем, что он ни на кого не похож. Искать сходства и закономерности между людьми, значит, мышление ставить на почву. Почва и Беспочвенность Почва – то, к чему мы привязаны. Она является неким фундаментом, что связывает свободу. Беспочвенность – полет и неограниченность. Задача человека - знания – оторваться от почвы. Чем больше мы знаем, тем больше мы не свободны. Человека нельзя отнести ни к виду, ни к типу. Люди неповторимы. Духовные судьбы людей различны. Шестов отвергает классификацию видов. Люди никак не соприкасаются друг с другом духом, отсюда источник страданий. Причина – разум, который дает такую надежду. Разум – источник зла.
Николай Алекса́ндрович Бердя́ев — русский религиозный философ XX века.
§ «Философия свободы» (1911)
§ «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)» (1916)
В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию,неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, масонство, космизм, антропософию, теософию, Каббалу и др.
У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:
§ царство духа,
§ царство природы,
§ объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,
§ трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.
Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло.
В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны:
Карл Теодор Ясперс — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма.
§ Психология мировоззрения ( 1919);
§ Духовная ситуация эпохи (1931);
Первая работа Ясперса, в которой затрагиваются философские вопросы, — «Психология мировоззрения» (1919). Она посвящена типологии психологических установок, которые были призваны стать методологическим основанием психологии.
Философский аргумент, на который опирается Ясперс в этой работе, состоит в том, что главным фактором, задающим психологическую жизнь человека, выступает субъектно-объектная оппозиция. Мировоззрение возникает в рамках этой антиномии, в нём выражается отношение между внутренними переживаниями человека и объективными феноменами. Формирование мировоззрения не является нейтральным процессом, они содержат в себе элементы патологии, а именно защитные реакции, стратегии подавления и вытеснения. При этом мировоззрение концентрируется вокруг ложных очевидностей или идеальных форм рациональности, в которых человеческий разум ищет спасения от пугающего разнообразия возможностей человеческого существования. Мировоззрение, таким образом, часто принимает форму «упаковки», в которой экзистенция закрепляет себя в борьбе против опыта, который нарушает её защитные ограничения. Задача психологического исследования, с точки зрения Ясперса, состоит в том, чтобы вывести человеческую экзистенцию за пределы ограничительных антиномий, которыми она окружает себя.
В философию истории Ясперс ввел понятие осевое время.
Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время800—200 годами до нашей эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, Ассиро-Вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование. Последние исследования подтверждают обоснованность выделения периода 800—200 гг. до н. э. в качестве особой эпохи в эволюции Мир-Системы — в этот период, например, на порядок вырастает уровень мировой урбанизации, грамотности и т. п., а Мир-Система испытывает фазовый переход в качественно новое состояние.
Мартин Ха́йдеггер — немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах.М. Бубер
Мартин Бу́бер — немецко-еврейский экзистенциальный философ, теоретик сионизма.
§ «Я и Ты» (1922 г.)
§ «Два образа веры»
Центральная идея философии Бубера — фундаментальная ситуация сосуществования Я с другой личностью, существования, как «события» с другими людьми. Бубер много сделал для популяризации понятия «Диалог» и связанной с ним философской системы, так что на сегодня является гораздо более известным в мире диалогистом
Основные идеи буберовского диалога изложены в книге «Я и Ты», написанной с пророческим пафосом, возможно, под влиянием Ницше. В работе Бубер противопоставляет отношение «Я-Ты» и «Я-Оно», где первое — любовный «диалог», живое межличностное отношение, а второе — повседневное утилитарное отношение, соответствующее аристотелевской логике. Бубер считал, что Я-Ты отношение возможно не только между людьми, но и, например, к дереву: в этом случае вместо биологических или физических характеристик дерева я буду иметь дело с его ценностной, духовной природой. В этом смысле Бубер сопоставлял Я-Ты отношение с полинезийским термином «мана», введённым в оборот Брониславом Малиновским, который описывал «ману» как дорелигиозное озарение при внезапном ощущении духовной силы, стоящей за тем или иным явлением. Два типа отношения, по концепции Бубера, порождают два противоположных образа мира; человек не может постоянно пребывать в состоянии Я-Ты отношения, но «тот, кто живёт лишь Оно — не человек».
Нашел своих последователей в период Второй мировой войны 1939—1945 во Франции:
Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр —французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург и эссеист, педагог.
§ Тошнота ( 1938)
§ Слова (1964)
Свобода.
У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.
«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность.
Именно человеческая деятельность придает смысл окружающему миру. Предметы — это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они — просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.
Отчуждение.
Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен — отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а, следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю.
Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту»
В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.
Диалектика
Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю — в той же мере, в какой она — его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком.
Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознает, что история создается им самим.
Габриэль-Оноре Марсель — первый французский философ-экзистенциалист.
«Метафизический дневник»
«Опыт конкретной философии».
Основные категории философии Марселя — «бытие» и «обладание».
Всякий человек существует как личность, как «Я»; его бытие неотчуждаемо от него, оно — не нечто предметное, внешнее, а нечто внутреннее, переживаемое. Напротив, вещи, предметы, объекты, которыми обладает человек, могут быть отчуждены от него. Особую роль в учении Марселя играет понятие «тело». Моё тело есть не только то, чем я обладаю, оно является также и элементом моего бытия. Моё тело — это граница между «быть» и «иметь», ибо наличие тела — необходимое условие всякого обладания. В отличие от тела душа есть идеальное бытие.
Мир обладания вторичен по сравнению со сферой бытия. Но современная экономика и техника подталкивают человечество к тому, чтобы оно погрузилось в мир обладания, предав забвению мир бытия. И потому Марсель призывал к преодолению этой роковой тенденции.
Человеческие проблемы, считал учёный, нельзя решить средствами одного объективного, чисто научного познания. В связи с этим он противопоставлял понятие «проблема» понятию «тайна». Проблема — то, что встречается на моём пути, она всецело передо мной. Тайна же захватывает меня, составляет часть меня самого; в неё нельзя проникнуть чисто рациональным путём.
Альбе́р Камю́ —
французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада».
§ Чума (1947)
§ Первый человек (неоконченный, опубликовано посмертно в1994)
В отличие от религиозных экзистенциалистов, вроде Ясперса, и «бунтаря» Сартра, Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для того, чтобы понять, что заставляет человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым.
Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.
Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.
Симо́на де Бовуа́р — французская писательница,
философ, идеолог феминистского движения. Подруга (оба они были против брака) и единомышленник Жан-Поля Сартра.
«Прелестные картинки» (1966) — это исповедь писательницы. Героиня повести — молодая женщина. Работа в рекламном агентстве приучила ее представлять жизнь как серию картинок из глянцевых журналов: благоустроенный дом, воспитанные дети, муж — модный архитектор, любовник — все как в рекламе. Но что таится за этими благополучными клише? Есть ли здесь место живым чувствам?
Мори́с Мерло́-Понти́ —французский философ, один из представителей феноменологии и приверженец экзистенциализма.
Феноменология восприятия (1945)
Мерло-Понти работал над неопубликованным работами основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля. В то время он пришёл к выводу, что интенциональности — это характеристика не только сознания человека, но и всего человеческого отношения к миру. После этого он создал понятие об осмысленном, открытом миру, досознательном существовании (экзистенции).
Экзистенциализм в Италии:
§ Э. Кастелли
Никола Аббаньяно итальянский философ-идеалист
Мудрость философии и проблемы нашей жизни.
Основатель т. н. позитивного экзистенциализма, стремящегося сочетать идеи последнего с элементами неопозитивизма, полемизируя с М. Хайдеггером, К. Ясперсом, Г. Марселем и Ж. П. Сартром. На этой основе, а также при помощи «универсальной» формулы «возможность возможности» пытался создать оптимистический вариант экзистенциализма. По его мнению, индивид всегда может из различных возможностей выбрать такую, которая является основой «здорового и устойчивого существования».
Центральное место в философии Аббаньяно занимает проблема свободы. Свобода существования имеет смысл лишь в отношении к бытию. Быть или не быть свободным — человек решает в ходе своего свободного выбора, который помогает ему стать самим собой.
Неприятие мира есть отказ от подлинного существования, принятие же мира создает, по Аббаньяно, подлинную основу чувственности как условия телесности.
Природу Аббаньяно считал объективным порядком вещей, в котором совпадают реальность и инструментальность, ибо человек взаимодействует с вещами и непосредственно, и опосредованно, при помощи техники.
Настоящая техника, по Аббаньяно, представляет собой «встречу» между природой и человеком. Но если техника, по Аббаньяно, лишь инструмент воздействия человека на вещи, то искусство — это возвращение к природе, и в качестве такового оно есть история. Возвращаясь к природе, полагает Аббаньяно, человек спасает природу от времени и «встраивает» её в историю. Искусство как возвращение к природе является подлинно свободным выбором, следовательно, в искусстве человек утверждает свою свободу.
«Позитивный экзистенциализм», с точки зрения Аббаньяно, раскрывает перед человеком безграничные горизонты возможностей. В этом смысле «позитивный экзистенциализм» Аббаньяно считает подлинным гуманизмом.
§ Э. Пачи
В США идеи экзистенциализма популяризировали:
§ У. Лоури
§ У. Баррет
§ Дж. Эди
Ирвин Дэвид Ялом (экзистенциальная психология)— американский психолог и психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор психиатрии Стенфордского университета.
§ Когда Ницше плакал (1992);
§ Лжец на кушетке (1996);
§ Экзистенциальная психотерапия (2000)
§
Ирвин Ялом является ярым противником де-индивидуализируемого, бюрократического, формального подхода в психотерапии. Особенно резко выступал против (как он сам называл) «краткосрочной диагноз-ориентированной терапии».
«Краткосрочная диагноз-ориентированная терапия», по Ялому, управляется экономическими силами, основывается на узких, формальных диагнозах, односторонняя, управляемая протоколом, «терапия для всех», без учета индивидуальности. Ялом полагал, прежде всего, что для каждого пациента должна изобретаться новая психотерапия, потому что у каждого есть уникальная история. Основой этой «новой» терапии служит терапия, построенная на межличностных взаимоотношениях «здесь и сейчас» пациента и психотерапевта, на взаимных откровениях.
Как считают некоторые авторы, в своих работах Ялом прошел путь от психоанализа до экзистенционально-гуманистического терапевта. Большое место в его трудах («Мамочка и смысл жизни», «Лжец на кушетке», «Дар психотерапии») отводится преодолению экзистенционального страха смерти.
В последней своей работе («Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» (2008)) он подводит итог изучению этой проблемы, и пишет: «Как только мы оказываемся способными противостоять факту своей собственной смертности, мы вдохновлены перестроить наши приоритеты, общаться более глубоко с теми, кого мы любим, ценим более остро красоту жизни и увеличиваем свою готовность взять на себя риски, необходимые для личного выполнения.»[7]
2.1
Профессиональный кризис.
Профессиональный кризис - процесс при котором происходит изменение цели профессиональной деятельности.[8]
Как правило, человек, который стал замечать у себя «тревожные симптомы», начинает прилагать огромные усилия, чтобы от них поскорее избавиться и вернуться в исходное (привычное для себя и окружающих) состояние. Только появляется проблема — у процесса развития нет хода назад. Его можно притормозить или начать активно игнорировать, но вернуть «все, как было» все равно не получится. Вот и остается специалист — уже не таким как был и еще не таким, каким мог бы (а возможно и должен был) стать.[9]
Бывает, что во время кризиса или после отчаянной попытки вернуть все на свои места, человек перестает принимать то, что с ним происходит и начинает словно выталкивать, вытеснять из своего сознания информацию о настоящей действительности. Он всячески демонстрирует окружающим, что у него «все нормально», что ничего «такого» не происходит. Мы с вами прекрасно понимаем, что его так пугает – перспектива непринятия, насмешек, наказания, изгнания из рядов «дружного и эффективного» коллектива. На самом деле страх социального одиночества – был и остается одним из самых мощных сдерживающих для человека факторов. Но что в итоге? Пытаясь отказаться от реальности, вместе с нею он пытается отказаться от себя настоящего (всего такого «неказистого») – вытолкнуть, вытеснить, уничтожить. И у некоторых, к сожалению, это очень даже неплохо получается. К сожалению, потому что все самое перспективное и потенциально возможное уничтожается в первую очередь.
Профессиональный кризис это не какая-то ирония или «ошибка природы», а вполне закономерный процесс, который начинается исключительно тогда, когда все внутренние предпосылки для него созрели. Профессиональные кризисы ведут к изменению цели профессиональной деятельности. В ней может измениться один или несколько элементов, а в итоге цель станет немного другой. Это значит, что ее достижение может вести немного другими методами к немного другим результатам, помогать в решении немного других проблем, открывать немного другие перспективы и т.д.
Некоторым руководителям известна настоящая цена профессиональных кризисов, которые были благополучно пройдены их сотрудниками. Их плоды порой уникальны и просто бесценны.
2.2 Факторы кризисов профессионального становления.
Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления[10]:
1. Сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом.
2. Социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд).
3. Возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром "эмоционального сгорания").
4. Вступление в новую должность (а также - участие в конкурсах на замещение, в аттестациях и т.д.).
5. Полная поглощенность профессиональной деятельностью. Примеры можно найти в известной книге Барбары Киллинджер "Трудоголики, респектабельные наркоманы". При этом, вопреки распространенному мнению, сами "трудоголики" характеризуются как: специалисты, одержимые работой как средством достижения успеха и признания; специалисты, которые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, специалисты, которые нередко проявляют жестокость во взаимоотношениях.
6. Изменения в жизнедеятельности (смена местожительства, перерыв в работе, "служебный роман").
Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.
Три фазы возрастных кризисов:
1)предкритическую (обострение противоречий между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития); 2)критическую (это противоречие начинает проявляться в поведении); 3)посткритическую (противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития).
Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.
2.3 Возрастные кризисы профессионального роста.
Кризис профессионального роста (23-25 лет)
· Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Нередко это усугубляется сравнением своих "успехов" с реальными успехами своих недавних сокурсников. Как известно, зависть в наибольшей степени проявляется по отношению к близким, особенно по отношению к тем, с кем совсем недавно учился, гулял и развлекался. Быть может, именно по этой причине бывшие сокурсники долгое время не встречаются, хотя где-то через 10-15 лет чувство обиды за успехи своих приятелей проходит и даже сменяется на гордость за них
· Потребность в дальнейшем повышении квалификации
· Создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей
· Повышение квалификации, включая и самообразование и образование за свой счет (если организация "экономит" на дальнейшем образовании молодого специалиста). Как известно, и реально, и формально успех в карьере во многом зависит от такого дополнительного образования
· Ориентация на Карьеру. Молодой специалист всем своим видом должен показывать, что стремится быть лучше, чем он есть на самом деле. Поначалу это вызывает усмешки окружающих, но потом к этому привыкают. И когда появляется привлекательная вакансия или должность, то могут вспомнить и о молодом специалисте. Нередко для карьеры важны не столько профессионализм и протекция, сколько способность противостоять насмешкам и общественному мнению
· Смена места работы, вида деятельности на данном этапе уже допустимы, т.к. молодой работник уже доказал себе и окружающим, что способен преодолевать первые трудности адаптации. Более того, в данном возрасте вообще лучше попробовать себя в разных местах, поскольку профессиональное самоопределение фактически продолжается, только уже в рамках выбранной сферы деятельности
· Уход в хобби, семью, быт часто является своеобразной компенсацией неудач в основной работе. С точки зрения Э.Ф.Зеера, это не самый лучший способ преодоления кризиса в этом возрасте. Заметим, что особенно в сложном положении часто оказываются молодые женщины, вышедшие замуж за "хорошо зарабатывающих" мужей, которые считают, что жена должна сидеть дома заниматься хозяйством
Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)
· Стабилизация профессиональной ситуации (для молодого человека это признание того, что развитие чуть ли не прекратилось…)
· Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом
· Ревизия "я-концепции", связанная с переосмыслением себя и своего места в мире. В немалой степени - это следствие переориентации с ценностей, характерных для молодежи, на новые ценности, предполагающие большую меру ответственности за себя и своих близких
· Новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников "вдруг" обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда (вместо старых, часто внешних по отношению к труду смыслов)
· Переход на новую должность или работу. В этом возрасте лучше не отказываться от заманчивых предложений, ведь даже в случае неудач ничего еще не потеряно. В случае же "осторожных" отказов на работнике вообще могут поставить "крест" как на неперспективном. Заметим, что и здесь в основе успеха в карьере лежит не столько профессионализм и усердие, сколько готовность к риску и смелость изменить свою ситуацию
· Освоение новой специальности и повышение квалификации
· Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция и т.п., которые часто также являются своеобразной компенсацией неудач на работе и которые Э.Ф.Зеер также считает не самыми лучшими способами преодоления кризисов на данном этапе [11]
· Особым способом является ориентация на эротические приключения. В большинстве случаев и они могут рассматриваться как вариант компенсации профессиональной несостоятельности. Опасность данного способа заключается не только в том, что подобные "приключения" достаточно однообразны и примитивны, но и в том, что часто являются своеобразным "успокоением" для несостоявшегося профессионала, когда он не стремится искать пути более творческой жизненной самореализации. Психологу-консультанту следует рассматривать такие "способы" с особой деликатностью
Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38-42 года)
· Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации
· Коррекция "я-концепции" также связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы
· Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом
· Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья
· Профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы
· Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Заметим, что к этому времени работник еще полон сил, у него накопился определенный опыт, а его отношения с коллегами и начальством нередко позволяют ему "экспериментировать" и "рисковать" без сильного ущерба для дела
· Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность, переход на новую должность или работу. Если в этом возрасте (наиболее плодотворном для многих профессий) работник не осмелится реализовать свои основные замыслы, то всю последующую жизнь он будет сожалеть об этом…
· Смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи. Как ни парадоксально, но иногда старая семья, уже привыкшая к тому, что работник является надежным "кормильцем", может сопротивляться выходу такого "кормильца" на уровень творчества и риска. Семья может начать опасаться, что творчество отразится на зарплате и отношениях с начальством. При этом семья часто не учитывает стремления своего "кормильца" к самореализации в труде. И тогда на стороне может найтись человек (или другая семья), которые с большим пониманием отнесутся к таким стремлениям. Мы считаем, что в данном возрасте - это серьезная причина многих разводов
Кризис угасания профессиональной деятельности (55-60 лет, т.е. последние годы перед пенсией)
· Ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли
· Сужение социально-профессионального поля (работнику меньше поручают заданий, связанных с новыми технологиями)
· Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья
· Постепенное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности. Здесь увлечение хобби, досуговыми радостями или хозяйством вполне может рассматриваться как желательный способ
· Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности, предполагающая участие в этом не только общественных организаций, но и специалистов [12]
Кризис социально-психологической адекватности (65-70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию)
· Новый способ жизнедеятельности, главной особенностью которого является появление большого количества свободного времени. Особенно сложно это пережить после активной трудовой деятельности в предшествующие периоды. Усугубляется это тем, что пенсионера быстро загружают различными домашними работами (сидение с внуками, хождение по магазинам и т.п.). Получается так, что уважаемый в недавнем прошлом специалист превращается в няньку и домработницу
· Сужение финансовых возможностей. Заметим, что раньше, когда пенсионеры часто еще и работали после выхода на пенсию, их финансовая ситуация даже улучшалась (довольно приличная пенсия - плюс заработок), что позволяло им чувствовать себя вполне достойными, уважаемыми и любимыми внуками членами семьи
· Социально-психологическое старение, выражающееся в чрезмерном морализаторстве, брюзжании и т.п.
· Утрата профессиональной идентификации (в своих рассказах и воспоминаниях старик все больше фантазирует, приукрашивает то, что было)
· Общая неудовлетворенность жизнью (отсутствие тепла и внимания со стороны тех, кому недавно верил и сам помогал…)
· Чувство своей "ненужности", которое, по мнению многих геронтологов, является особенно тяжелым фактором старости. Ситуация усугубляется тем, что иногда дети и внуки (те, кого пенсионер совсем недавно любил) ждут, когда он уйдет из жизни и освободит приватизированную на их имя квартиру… Криминальный аспект данной проблемы уже привлекает внимание исследователей, однако не менее страшным представляется морально-нравственный аспект, который пока еще не стал предметом серьезного изучения
· Резкое ухудшение здоровья (часто как следствие неудовлетворенности жизнью и чувства своей "ненужности")
· Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров
· Вовлечение в общественно-полезную деятельность Заметим, что многие пенсионеры готовы работать и за чисто символическую зарплату, либо вообще бесплатно
· Социально-психологическая активность. Например, участие в политических акциях, борьба не только за свои ущемленные права, но и за саму идею справедливости… Еще Л.Н. Толстой говорил: "Если старики говорят "разрушай", а молодые - "созидай", то лучше послушаться стариков. Ибо "созидание" молодых - это часто разрушение, а "разрушение" стариков - это созидание, ибо на стороне стариков - мудрость". Недаром на Кавказе говорят: "Там, где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи"…
· Освоение новых социально полезных видов деятельности (главное - чтобы старик, точнее - пожилой человек - смог почувствовать свою "полезность"). Проблема в том, что в условиях безработицы и для более молодых людей не всегда находятся возможности приложения своих сил. Но и старики далеко не все немощны и больны. Кроме того, у стариков, действительно, немало опыта и нереализованных планов. Заметим, что главным богатством любого общества и любой страны являются не недра, не заводы, а людской потенциал. И если такой потенциал не используется, то это равносильно преступлению. Пожилые люди и старики являются первыми жертвами такого преступления и наиболее остро переживают то, что их таланты и идеи мало кого волнуют.
3 Методы преодоления кризиса.
1. Расскажите о своих чувствах тому, кто способен слушать вас, не давая советов и никого не оценивая. Не обязательно близкому другу: иногда друзья слишком включены в происходящее, чтобы оставаться просто понимающими слушателями. Душевный, хорошо относящийся к вам человек –вот кто необходим вам в этот момент. Переживая отрицательные эмоции, говорите о них, пишите дневник, только не замыкайтесь в себе.
2. Обратитесь за помощью к профессионалу. Психотерапевт поможет вам найти в себе силы преодолеть тяжелый период и начать жить новой жизнью.
Так же я предлагаю рассмотреть одну достаточно интересную методику которая помогает преодолеть такое состояние, за максимально короткий срок избавиться от негативных переживаний.
Как это сделать?
Начать выходить из кризиса нужно с того, что следует избавить от установки «у меня все плохо».
Когда человек пребывает в таком настроении, то у него неизбежно опускаются руки. Вы должны внушить себе, что то, что происходит в вашей жизни в этот момент времени – это не повод, для того чтобы паниковать и расстраиваться. Это лишь временное явление, с которым необходимо бороться.
Большинство психологов сходятся во мнении, что решить психологическую проблему можно только тогда, когда вы ее сами для себя сформулируете, поймете ее причины и четко определитесь с целями, поняв, чего вы в действительности хотите получить. Именно поэтому самым распространенным способом выхода из кризиса и, надо сказать, одним из самых действенных, является способ «одного листа».
Возьмите чистый лист бумаги и ручку.
На этом листе вам сначала необходимо будет написать подробный ответ на конкретный вопрос: «Что в моей жизни не так?».
Тут очень важно, чтобы вы отвечали искренне, не обманывая себя. Не стоит специально формулировать ответы на данный вопрос. Отвечайте так, как вам действительно хочется. Позвольте ответам самим всплывать у вас в голове, не гасите их, стараясь оставаться в счастливом неведении.
Если вам не нравится ваша работа, напишите об этом, если не любите своего мужа, то также пишите об этом, не таясь. Только проследите за тем, чтобы ответы на вопросы были максимально конкретными.
Например, вместо фразы «мне не нравится как я выгляжу», напишите: «я вешу на пятнадцать килограммов больше, чем хочу, у меня никудышный гардероб, который давно устарел, тусклые волосы, неухоженные ногти и т.д.».
После того, как вы составите такой подробный список, вам нужно будет понять, какой из перечисленных ниже пунктов является самым значимым.
Расставьте все эти пункты в порядке их значимости лично для вас. Попробуйте понять, что действительно способно сделать вас счастливой немедленно, то есть, в кратчайшие сроки, а что менее важно и даже второстепенно.
Какой из перечисленных вами пунктов наиболее сильно вас расстраивает и угнетает?
После того как завершите и этот этап тренинга, необходимо переходить к следующему: позитивному описанию себя любимой. Возле каждого из пунктов списка вы должны дать описания себя такой, какой бы вы хотели себя видеть, о чем вы мечтаете. Например, рядом со словами: «Мне не нравится моя работа», нужно написать: «Я работаю в очень крупной фирме и занимаю ответственный пост. У меня много подчиненных, отличная зарплата и я занимаюсь любимым делом!». Не бойтесь мечтать.
Доверьте бумаге все свое самое сокровенное и важное. Опишите такой образ, который привлекает и вдохновляет вас.
Этот способ выхода из жизненного кризиса хорош тем, что позволяет вам выплеснуть негативные эмоции и немного помечтать.
Вы погружаетесь в мир своих иллюзий, идеальной жизни и улучшаете свое настроение.
Кроме того, по мере того, как бесконечная череда мыслей превращается в ровные строчки на листе, в вашей голове, наконец-то, воцаряется порядок.
Теперь все встает на свои места, вы начинаете думать более связно и рационально.Вот увидите, уже по мере того, как будет заполняться листок, вы почувствуете себя гораздо лучше, увереннее и чуточку позитивнее.
После того, как сделаете все три шага, вы поймете, что все только кажется таким страшным и не разрешаемым.
На самом же деле, большинство из того, что вы написали на листе бумаги, вполне поправимо.
Вы можете многое изменить в своей жизни, сделать ее лучше, ярче, увлекательнее, интереснее.
Начините действовать с тех пунктов, которым вы присвоили высшие номера значимости – 1, 2, 3.
Постепенно, справляясь с каждым новым пунктом, продвигайтесь вперед по своему списку. Для того, чтобы не сбиться, старайтесь улучшить свою жизнь, составьте план действий.
Указывайте конкретные сроки исполнения своих желаний и старайтесь прилагать все усилия для того, чтобы успеть уложиться в срок.
Это позволит превратить ваши желания из «простых мечтаний» в «ближайшие цели».
Очень важно поощрять себя за каждую, даже самую незначительную победу.
От депрессии есть несколько лекарств.
Первое – это хорошее настроение и вера в собственные силы.
Если данные составляющие присутствует, то все непременно получится.
Второе лекарство – это жить в удовольствие.
Обращайте внимание на каждое маленькое удовольствие в своей жизни – уютная постель после трудного рабочего дня, чашка любимого травяного чая, теплый солнечный денек и т.д.
А следующее лекарство – это действие.
Вы никогда не сможете чего-либо добиться, если будете просто сидеть на месте и жалеть себя.
И еще одну методику выхода из кризиса я хочу предложить вам.
Чувства и настроения всплывают, ощущаются и выражаются. Кризис часто вызывает сильные и разнообразные чувства не только в момент, когда это проиходит, но часто и долгое время после. Горе, злость, вина, стыд, отчаяние, тревога и другие чувства выходят на поверхность, селяться в теле, формируют мысли и накладывают свой отпечаток на поведение.
Важно открыть эти чувства, прочувствовать, осознать их. Вы должны узнать, принять и признать их. Необходимо понять, что чувства являются частью нас. Важно установить с ними внутренний диалог.
Выражение чувств может принять различную форму. Для некоторых наиболее натуральным способом будет просто «выкричать» их. Для других болеее подходящими будут тихие слезы в спокойный и созерцательный момент. Для таких вещей не существует жестких и установленных правил; у каждого человека есть свой отличный способ чувствования, проживания и выражения чувств.
Было бы неразумно говорить, что чувства человека должны быть выпущены на волю. Они также не дожны изгоняться из тела. Они должны остаться там! Чувства являются частью личности. Человек должен быть способен вмещать их, давать им приют, жить с ними, приручить их.
Угрозы, удары судьбы, физическая боль, мысли, которые проносятся в голове, чувства и наблюдения – все это может быть элементами ситуации. Большая часть этого не может быть осознана и должна быть вытолкнута. Впоследствии это будет труднодоступным. Шаг за шагом индивид должен вспомнить детали: Что произошло? Как выглядело окружение? Кто и что сказал? О чем я тогда думал? Общая практика показывает, что очень важно рассказывать случившиеся раз за разом, и с чем большими подробностями, тем лучше. Однако, что же на самом деле вовлечено в этот хорошо известный процесс? Почему переживания не могут сразу же находиться на поверхности? И почему нужна помощь, чтобы вызвать их на передний план?
Когда происходит травмирующее событие, индивид обычно сталкивается с такими аспектами своей личности (например подвергается унижению или обнаруживает такие черты характера, о которых не знал или даже не предполагал, что они возможны), которые вступают в противоречие с его фундаментальными убеждениями в том, каким человеком он является, и что он собой представляет. Эти переживания раскалываются, поскольку они не могут находиться в одном месте с «Я».[13]
Таким образом, важной частью процесса восстановления является иследование и конфронтация с убеждениями и предпосылками, которых придерживается человек. Такие глубокоукоренившиеся убеждения будут блокировать человека не только от воспоминаний, которые были отвергнуты во время определенного события, но также и в общем от возможности быть способным принимать важные аспекты мира открыто.Так что разрешение кризиса может привести от отвратительных и страшных переживаний к новому инсайту, новому взгляду и открытию «Я», к диалогу с базисными убеждениями о мире и, в конечном итоге, к настоящему саморазвитию.
3.2 Изучения вопроса о необходимости кризисов.
Кризисы ранят. Надо ли из-за этого избегать их, как только это возможно? Должны ли мы стремиться к жизни, свободной от кризисов? Простого ответа нет. И в какой-то мере любой ответ будет зависеть от того, как индивид трактует кризисы.
Кризис не должен проходить пассивно. Он должен вести к критицизму (оба слова происходят из греческого слова krinein, означающего разделять, решать, очищать). Критицизм влечет за собой выбор позиции по отношению к реальности. Он предполагает принятие независимой точки зрения на курс событий и проверку правильности утверждений людей. В критицизме правда отделена от лжи, гениальность от глупости. При помощи критицизма индивид возвышает себя над массой и становится свободным, ответственным индивидом.Таким образом, развитие критических граждан мира предполагает присутствие кризисов в жизни и развитии индивида. Критический взгляд на то, что происходит в мире является первостепенно важным. Критическое понимание может быть достигнуто, только пережив кризис. Кризис и критицизм детерминируют друг друга.
Кризис является болезненным, но в то же время это шанс прочувствовать мир. И шанс найти себя, прояснить свою позицию на земле, взять на себя ответственность за собственную жизнь.[14]
Заключение.
В заключении я хочу обобщить выше изложенную информацию и сделать соответствующие выводы.
Кризисы будут так или иначе появляться на нашем, в связи с течением времени и изменениями, происходящими в нашей жизни.
Самое главное понимать, что не бывает ничего бессмысленного в жизни, но бывает, что смысл испытаний трудно понять, трудно принять. И для этого человеку необходимо «перерасти» самого себя прежнего, измениться, стать более глубоким и настоящим.
Необходимо научиться извлекать из происходящего уроки и принимать те изменения которые с вами происходят, а не избегать их и закрываться.
При помощи кризисов индивид возвышает себя над массой и становится свободным, ответственным индивидом.
Критический взгляд на то, что происходит в мире является первостепенно важным. Критическое понимание может быть достигнуто, только пережив кризис.
Кризис является болезненным, но в то же время это шанс прочувствовать мир. И шанс найти себя, прояснить свою позицию на земле, взять на себя ответственность за собственную жизнь.
Я считаю, что самое главное в этот период понимать, что все происходит во благо нам и дает нам новый виток к развитию, самосовершенствованию.
Начинаешь лучше узнавать и разбираться в себе. Приходит понимание своего жизненного предназначения, радость и истинное наслаждение жизнью.
Список использованной литературы.
1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Эмоциональный компонент в профессиональном становлении // Мир психологии, 2002, № 4 (32), стр. 190 – 203.
2. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой: Практическое руководство. – М.: изд-во Института Психотерапии, 2006.- 256 с.
3. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. – М., изд-во Института психотерапии, 2005.- 352 с.
4. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда – Воронеж, НПО МОДЭК, 2005, 352 с.
5. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2 изд. – Спб :Питер, 2005.- 224 с.
6. «Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии» /сборник том 2, составитель Ю. Абакумова-Кочюнене, ВЕЭАТ, Бирштонас-Вильнюс, 2005- 357 с.
7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
8. http://www.go-psy.ru/
9. http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology
10. http://www.wikipedia.org
11. http://heatpsy.narod.ru
[1] Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. – М., изд-во Института психотерапии, 2005.- 102-103 с.
[2] http://www.wikipedia.org
[3] http://www.go-psy.ru/
[4] Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. – М., изд-во Института психотерапии, 2005.- 321-233 с
[5] . Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2 изд. – Спб :Питер, 2005.- 93 с.
[6] «Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии» /сборник том 2, составитель Ю. Абакумова-Кочюнене, ВЕЭАТ, Бирштонас-Вильнюс, 2005- 225-228 с.
[7] http://www.wikipedia.org
[8] http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology
[9] Пряжников Н.С. Психологический смысл труда – Воронеж, НПО МОДЭК, 2005, 134-136 с.
[10] Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Эмоциональный компонент в профессиональном становлении // Мир психологии, 2002, № 4 (32), стр. 190 – 203.
[11] Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Эмоциональный компонент в профессиональном становлении // Мир психологии, 2002, № 4 (32), стр. 190 – 192.
[12] Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 298- 301 с.
[13] Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2 изд. – Спб :Питер, 2005.- 154-157 с.
[14] http://heatpsy.narod.ru