Курсовая

Курсовая Соотношение экономики, политики и права

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.11.2024





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
 «ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 имени П.А. Столыпина»

ФИЛИАЛ ФГОУВПО «ПАГС» в г. БАЛАКОВО




ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИЯ ПРАВА
Курсовая работа
по дисциплине «Теория государства и права»

на тему: «Соотношение экономики, политики и права»
                                                            Выполнил:

студент 3 курса,

заочной формы обучения

(сокращенная образовательная программа на базе высшего профессионального образования)

специальности 030501.65 Юриспруденция

Кардапольцева В.И.
Руководитель:

______________________
Балаково 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

1. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИКИ…………………………………………………….…5

2. ПОНЯТИЕ ПРАВА………………………………………………………….…9

3. ПОЛИТИКА И ПРАВО……………………………………………………....14

4. ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА………………………………………...…….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………27

БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...…….30
ВВЕДЕНИЕ
     Вопрос о соотношении политики,  экономики и права практически существовал с тех пор, как появилось первое государство, и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство. Это один из тех вечных вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения и становления, так и на последующих этапах ее развития.

     Анализ данной проблематики в прикладном, практическом, так же как и в общетеоретическом, плане – задача весьма сложная и многоаспектная. Ее решению посвящен огромный пласт научной и популярной литературы однако, тема по-прежнему остается актуальной.

     В современной науке и теории эта проблема представляет особый интерес. С началом глубочайших изменений коснувшихся организации государственной власти, правовой системы, экономики соответственно изменилось и их соотношение, представлении об их связях и воздействиях друг на друга. Пристальное изучение этой проблемы необходимо для осмысления ошибок допущенных в прошлом, и построении системы, наиболее рационального взаимодействия экономики политики и права.

     Вопрос о соотношении экономики, политики и права всегда будет вызывать споры, во-первых, потому что с поступательным развитием общества всё многообразие правовых, государственных и экономических отношений постоянно видоизменяется и преобразуется в более совершенные формы, а, следовательно, изменяются и их соотношения. Во-вторых, в каждой стране развитие и взаимодействие государства, права и экономики складывается с особой спецификой, так как в различных регионах существенно отличаются культура, моральные ценности, историческое развитие, религия, привычный уклад жизни и т.д., что заметно влияет на соотношения вышеуказанных категорий.
     Целью данной работы является рассмотрение политики, экономики и права как общественных явлений в их взаимосвязи друг с другом.

     Для достижения поставленной цели требуется обеспечить решение следующих задач:

·        раскрыть сущность политики  как общественного явления;

·        раскрыть сущность права  как общественного явления;

·        показать политику и право во взаимосвязи;

·        показать политику и экономику во взаимосвязи;


ПОНЯТИЕ ПОЛИТИКИ


     Политика – многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.

     Политика включает в себя отношения между классами и социальными группами по поводу завоевания и удержания власти; управление общественной жизнью; систему принципов, норм и традиций по регулированию жизни общества в целом и его больших и малых социальных групп. Политика неотделима от психических состояний и свойств человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью, от понимания и осуществления ее людьми. Она формируется и реализуется в определенной институциональной, социокультурной и цивилизационной среде, испытывает воздействие разнообразных факторов. Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне сферы определенного типа политической системы. В этом смысле мир политики – неизбежен.


     Политика выступает как выдающееся культурно-историческое явление. Ее становление и развитие предстает как всемирно-исторический процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением и трансляцией политических ценностей, с критическим преодолением и становлением новых форм политических отношений, управления и опыта, со сложными системами корреляции многообразных проявлений политической деятельности человека в различных обществах. Она во многом зависит от своего времени, от конкретно-исторических и цивилизационных условий, от господствующих в обществе идеологии, моральных и религиозных норм, от уровня развития самого человека, его миропонимания и культуры.

     Политика – это человеческая  деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь решений, наделенных достоинством уполномочия со стороны общества, для которого и от имени которого они принимаются. Каков человек, каково общество людей, каковы в нем господствующие политические институты, нормы и традиции – такова и политика в целом.

     Содержание политики определяется интересами ведущих социальных групп, классов или сил общества. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или опосредованно связано с проблемой власти. Содержание политики выражается в ее целях, программах и ценностях, в проблемах и задачах, которые она решает, в мотивах, механизмах, способах и методах принятия и реализации политических решений. Соответственно политика может быть демократической и авторитарной, передовой и традиционной, революционной и реформаторской, публичной и закрытой, проводимой от имени того или иного класса или социально-политического блока и т.д.

     По сути дела политика представляет собой регулирование общественных отношений посредством их ориентирования, направления развития во многих областях или во всей их совокупности. Какова будет политика, то есть в каком направлении, с какой целью и с использованием каких средств будут осуществляться властные усилия, зависит от степени развития каждого общества, от его социальной структуры, соотношения классовых сил, особенностей исторического развития, традиций и культуры. Политика дифференцируется по видам: внутренняя – курс государства, партии, деятельность субъектов политики внутри государства; внешняя – курс государства, партии, деятельность других субъектов политики в международных делах; международном проводится международными государственными и негосударственными объединениями.

Направления политики: экономическая, социальная, национальная, демографическая, молодежная, студенческая, женская, аграрная, культурная, образовательная, коммунальная, техническая, научная, экологическая, военная, геополитика и др.

     В основе политики лежат либо сотрудничество, кооперация и взаимопомощь людей, либо их конфронтация, вражда, насилие и конфликты между ними, а также организациями, выражающими их интересы. В самом широком смысле политика включает процессы принятия решений и процессы принуждения в любых группах, которые создают и реализуют правила для своих членов. Соответственно, политику можно и нужно рассматривать, как своеобразную науку об изучении и разрешении конфликтов. Известный российский философ политики И.А. Ильин в этой связи отмечал: “Истинная политика ведется там, где царит солидарность между гражданами и между отдельными классами. Она возникает из солидарности и взаимности; она исходит от идеи целого, народного единства, родины; она считается с духом, справедливостью, с естественным правом, с общими задачами и целями; она требует, чтобы гражданин отождествлял себя со своей родиной, чтобы он принял интерес своего государства и все справедливые интересы своих сограждан”[1]

     Политика является наукой и искусством. Наукой она считается с тех пор, как человечеству стали известны законы общественного развития, зная которые можно целенаправленно влиять на политическую жизнь. В то же время политика является и искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает использование опыта, интуиции, творческой смелости и фантазии.

     Политика – в высоком смысле этого слова – не карьера, не тщеславие и властолюбие, а истинное служение интересам народа, не определенной группе или классу, но всему народу в целом. Русский просветитель XVIII в. Н.И. Новиков писал, что “политика – это наука царствовать, устраивать счастье и благоденствие не только государя, но и всего народа”[2].

     Если же политика служит низким помыслам и целям, основывается на лжи, коварстве и преступлениях, то она, естественно, превращается в “грязное дело”. Помешать такой политике может только честная политика, основывающаяся на порядочности, иных добродетелях, высокой нравственности.
ПОНЯТИЕ ПРАВА
     Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, ещё римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах: во-первых, право означает то, что "всегда является справедливым и добрым”, - это естественное право; во-вторых, право означает то, что “полезно всем и многим в каком-либо государстве”, - это цивильное (гражданское) право.

     Будучи “регулирующей нормой политического общения”, право, как отмечал древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить “критерием справедливости”. Для того, чтобы знать, что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно, прежде всего, помнить, что “оно получило своё название от justitia - правда, справедливость”, что право есть “искусство добра, равенства и справедливости”.

     Право всегда выражает и закрепляет волю и интересы господствующих классов, стоящих у власти социальных слоёв, групп, прослоек. В первую очередь это проявляется в том, что право на всех стадиях его развития закрепляет имущественное, социальное и иное неравенство людей: неравенство рабовладельца и раба, помещика и крепостного, работодателя и работополучателя.

     Ленин, безусловно, был прав, когда отстаивал тезис о том, что содержащаяся в любом нормативно-правовом акте государственная воля есть воля господствующего класса. “Воля, если она государственная, - писал он –

,,должна быть выражена как закон, установленный властью”[3].

    Разумеется, воля и интересы господствующих классов, стоящих у власти, представляются в виде всеобщих лишь в идеологических целях, теоретически. Практически же всё, как правило, обстоит наоборот: воля и интересы кругов реализуются в реальной жизни не только непосредственно, но и опосредственно, прикрываясь всеобщей волей и интересами.

     Противоречивый подход к разрешению проблемы соотношения в понятии и содержании права “общечеловеческого”, с одной стороны, и “классового”, с другой, чётко просматривается в отечественной литературе.

     В качестве примера сугубо классового подхода к определению права, можно сослаться на такое, довольно типичное определение, в соответствии с которым право рассматривается как “государственная воля господствующего класса, выраженная в совокупности норм, которые охраняются государством, как классовый регулятор общественных отношений”[4].

     Одним из примеров внеклассового подхода к определению понятия права может служить толкование, в соответствии с которым право рассматривается как “система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений”.[5]

     Наличие множества определений права следует рассматривать само по себе как явление положительное, т. к. он позволяет взглянуть на право сквозь призму веков, увидеть право не только в статике, но и в динамике.

     Однако в таком множестве есть и свои недостатки. Главный из них заключается в трудностях, порождаемых различиями, отсутствием единого, целенаправленного процесса познания права и его практического использования.

     Анализируя многочисленные представления о праве, можно указать на следующие его важнейшие особенности и черты.

1.  Право - это система норм или правил поведения.

Как и любая другая система она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Возникающие между её отдельными структурами связи должны быть направлены на достижение единых целей.

     В основе любой системы норм или правил поведения лежат как объективные, так и субъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как отдельные нормы, так и их система в целом не создаются стихийно, по желанию и усмотрению тех или иных отдельных лиц, они отражают объективные потребности общества и государства.

2. Право - система норм, установленных или санкционированных государством.

     В мире существует множество систем различных социальных норм, но только система правовых норм исходит от государства. Создавая нормы права, государство действует непосредственно через свои уполномоченные органы.

     Означает ли факт санкционирования государством системы норм их полную зависимость от государства и подчинение государству? Существует два различных мнения на этот счет.

     Суть первого из них состоит в том, что нормы права рассматриваются в виде “требований государства”. Государство при этом, “являясь источником права, очевидно, не может быть обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом”.[6] Таким образом, государство рассматривается как явление первичное, а право - вторичное.

     Смысл второй, противоположной точки зрения заключается в том, что само государство и государственная власть должны носить правовой характер. В основе государственной власти должен лежать не факт, а право. Государство хотя оно и издает правовые акты, не может быть источником права, потому что оно само вытекает из права.

3. Право всегда выражает государственную волю.

     Мировой опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что в праве выражается прежде всего воля властвующих. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то, что она, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами подвластных.

4. Право - это система норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер.

     Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.

5. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение.

     Государство не может безразлично относится к актам, издаваемым им или санкционируемым, оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение: физическое и психическое.

     Под физическим принуждением понимаются “всякие предусматриваемые правом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например, заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п.”.

     При психологическом принуждении на первом плане стоит страх “подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неповиновения. Именно страх “психически принуждает граждан сообразовывать своё поведение с требованиями права”.


ПОЛИТИКА И ПРАВО


      Проблема соотношения политики и права, их приоритетов, существует давно. По этому поводу существует даже притча. Однажды, как-то поспорили архитектор, политик и юрист о том, чья профессия древнее. Архитектор подчеркнул, что прежде всего человек научился строить себе жилища и профессия строителя является древнейшей из благородных. Юрист заявил, что любое строение изначально должно иметь план и нормативную базу, а потому профессия юриста – самая древняя. Политолог же скромно заметил, что еще до существования самого мира нужно было кому-то создать хаос, а затем направлять процессы созидания или разрушения общества.

     Право и политика – две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: государство санкционирует и конституирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия: но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом. В понятии “право” можно выделить ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных в историческом и культурном развитии народа, но кроме этого оно содержит ориентиры и регулятивы для политики.

     Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Отличия же между ними в этом смысле проистекает из того, что это различные регулятивные системы. Можно сказать вслед за известным голландским юристом и политологом Г. Гроцием, что если “предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости”, то “предмет политической науки – целесообразность и польза”.[7]

     К сожалению, как политологи, так и юристы подчас склонны забывать, что право и политика – как в теоретическом, так и в практическом плане – тесно связаны между  собой. Еще в 1882 году известный английский юрист Ф. Поллок писал о том, что “право для политических институтов значит то же, что становой хребет для тела”.[8]

     Профессор Лондонского университета Г. Друри отмечал, что “многие политологи не уделяют должного внимания правовому измерению дисциплины и тем самым наносят своим исследованиям непоправимый вред. Отмечая это обстоятельство, было бы наивно полагать, что политологи станут юристами, а юристы – политологами. Продвижение вперед возможно через включение в исследовательские и учебные программы социальных наук соответствующих правовых аспектов, более тесное междисциплинароное сотрудничество, а также более частое обращение как юристов, так и политологов к работам друг друга”.[9]

     Для политики приоритетны, как конституции и положения публичного права, так и их судебное применение и интерпретация, устанавливающие формальную базу политической практики, составляющие необходимое средство для подотчетности правительства и ограничений его деятельности. При изучении поведения избирателей политологу необходимо хорошо знать правила и законодательные нормы проведения избирательных кампаний.         Мировая политика также все в большей степени ориентируется на нормы и положения международного права. Законы – это не что иное, как способ, которым та или иная политическая линия претворяется в жизнь.

     Общественный договор, о котором писали Т. Гоббс, Дж. Локк,

Ж.-Ж. Руссо и Т. Джефферсон, имеет юридическое происхождение. Работы многих мастеров политической мысли – Н. Макиавелли, И. Бентама, Г. Гегеля и др. отмечены как обязательные в университетских списках литературы по теоретической юриспруденции, а также по истории политической мысли.

     Различие между политикой и правом проистекает в разнице между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера – это, прежде всего, законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления – это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций. воздействие властных структур на общество с помощью не только, а иногда и не столько правовых, сколько многих других средств, мер и норм (силовых, материальных. идеологических, психологических и иных).

Другое отличие между политикой и правом состоит в том, что нормы права достаточно определенны и “устойчивы”, а у разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по-разному. То есть, те или иные люди провозглашают и проводят различающуюся политику. В этом смысле она является более гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей.

     Еще одно различие между политикой и правом состоит в том, что политика – более широкое явление, чем право и государство. Она характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия (или взаимодействия) на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни. Политика, обычно, есть везде, где есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях. отношениях и процессах.

     Наконец, различие между политикой и правом состоит в том, что политика предполагает непосредственное взаимодействие между обществом и властными структурами, а право меняется медленно и, как правило, только через официальное нормотворчество.

     Четкое разделение сферы и функций политики и права может иметь весьма существенное значение – способствовать преодолению некоторых опасных тенденций в развитии общества и его властных структур. Одна из них — крайне расширительное толкование политики, объявление политическими тех проблем, которые могут быть решены административно-правовыми средствами. Именно такая тенденция характернадля тоталитарных и авторитарных режимов. Вместе с тем принижается значение и самой политики – политические решения принимаются не на основе научной стратегии и тактики, а посредством насилия, “нажима”, манипулирования общественным сознанием и т.п.

     Существует и другая опасная тенденция – сведение или сужение политических проблем до рамок административно-правовой системы. Стремление абсолютизировать существующий политический курс органов власти и право, вывести их поля критического анализа, представляется также нерациональным.

     Можно выделить следующие основные варианты взаимодействия между политикой и правом:

1) подчинение политикой права (например, в силу “революционной” или иной “политической целесообразности”);
2) абсолютизация права и приписывание ему нереальных возможностей;
3) сохранение разумного взаимодействия политики и права: совпадение курса демократических реформ и задач формирования правового государства.


     Для права так же, как и для политики, имеют большое значение правила и принципы морали. Хорошо известно, что законы обязаны своей силой именно нравам. Мораль и законодательство выступают у известного английского мыслителя И. Бентама как наука и искусство “направлять действия людей таким образом, чтобы в результате получилось наибольшее возможное количество счастья”.[10]

     Гармоничное или хотя бы разумное взаимодействие морали, политики и права благотворно отражается, как на самих рассматриваемых феноменах, так и на обществе в целом. Принципы такого взаимодействия определил еще И. Кант. Он учил, что следует поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству (и в своем лице, и в лице также всякого другого) как к цели и никогда не относиться к нему только как к средству. Целесообразно поступать так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства.[11]

     Правовое, моральное, демократическое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно гуманистической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием, для соответствующею совершенствования правовых, моральных и политических норм в установленном порядке. Платон говорил, что он видит “близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Где же закон владыка над правителями… там усматриваю я спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги”.[12]

     Выступая как необходимая форма государственной политики, а в цивилизованном обществе – как основная ее форма (политика через закон, его исполнение и на основе закона), право одновременно является показателем положения личности в обществе, гарантированности ее прав, инструментом их охраны и реализации. Еще Дж. Локк отмечал, что “власть не может повелевать произвольно, она должна действовать только в соответствии с законом и уполномоченными на это судьями. И кто бы не обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу”.[13]

     В современную эпоху вопрос о взаимосвязи и взаимодействии государственной политики с правом приобретает важнейшее значение еще и потому, что право только тогда справедливо и гуманно, когда оно одинаково обязательно, а права и обязанности равны для всех граждан, в том числе и для чиновников госаппарата, депутатов, руководителей государства. “Неправильны те законы, – писал Платон, – что установлены не ради общего блага всего государства в целом. Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит вотще это имя”.[14]

     Принципиальным условием прогрессивного, демократического развития современной России, является соблюдение и совершенствование ее законов, норм международного права, реализации “духа и буквы” этих документов в политической практике. “Государство должно их неукоснительно соблюдать во всех политических решениях. Такова самая важная и очевидная грань соотношения политики государства с правом, юридически воплощенном в законах”.[15]

Соответственно, следует стремиться к выработке и реализации высокоморальной, правовой политики.


 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА

          Экономика - особая сфера общественной жизни, занимающая в ней исключительно важное место в силу следующих причин:

·        она обеспечивает людей всем необходимым для жизни - продуктами питания, одеждой, жильем, услугами;

·        она функционирует и развивается по собственным законам, отличным от тех, которые реализуют другие формы общественной деятельности - политика, право, культура и т.д.

     Экономика - сложная, хозяйственная многоуровневая система, обеспечивающая удовлетворение разнообразных потребностей людей и общества путем создания необходимых материальных благ. В любом обществе экономика призвана решить три задачи: что производить, как производить и для кого производить.

     Другими словами, необходимо определить, какие товары и услуги (одежда, мебель, автомобили, продукты питания, сервис и т.д.) и в каком объеме нужны обществу (и людям) в данный момент. Важно также оценить, применение каких технологий, методов организации производства, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция и соответственно полученный доход (прибыль) среди субъектов хозяйственной деятельности. В разных экономических системах эти задачи решаются по-разному, исходя из форм собственности на средства производства и способа управления экономикой.

     Политика детерминирована экономическими, культурными факторами, непосредственно зависит от социальной структуры общества, уровня социального расслоения. С другой стороны, политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них. Это связано с двумя аспектами политики:

     а) хотя политика собственно не направлена на создание материальных и духовных ценностей (они создаются в других сферах), но политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение ценностей отвечало бы интересам тех или иных социальных групп. Эта особенность политики отражена в широко представленных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе;

     б) политика присутствует во всех общественных сферах в силу присущей ей регулирующей функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.

     Итак, политика и экономика являются фундаментами всей системы общественных связей. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями и экономическими интересами общества. В свою очередь, воздействие политики на экономическую жизнь общества существенно и многогранно.

     Все сферы жизни любого общества, особенно современного, тесно взаимосвязаны. Сегодня тенденция взаимозависимости различных областей общественной жизни проявляется чрезвычайно отчетливо не только внутри государств, но и в рамках мирового сообщества. Наиболее ярко эта тенденция прослеживается на примере взаимосвязи политики и экономики.

Наиболее тесно политика переплетается с экономикой. Общеизвестно, что политика и экономика являются фундаментами всей системы общественных связей. Именно поэтому их взаимодействие играет решающую роль в развитии любого общества. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями и экономическими интересами общества. В свою очередь, воздействие политики на экономическую жизнь общества существенно и многогранно.

     Необходимость и возможность этого воздействия неуклонно возрастает, поскольку увеличиваются масштабы самой экономической сферы, усложняется ее структура и углубляются экономические взаимоотношения в обществе и между странами.

     Существует несколько точек зрения на взаимосвязь политики и экономики.

     Так, в отечественной общественной науке на протяжении семи последних десятилетий господствовала ставшая буквально канонической концепция материалистического понимания истории, сформулированная еще в XIX в., К. Марксом и ставшая с тех пор краеугольным камнем марксистко-ленинской философии и социологии.[16] Согласно упомянутой концепции, политика - это всего лишь надстройка над экономикой, не имеющая своей внутренней логики функционирования и развития, детерминированная функционированием и развитием экономики, которая является базисом общества (политика – это концентрированное выражение экономики). Хотя Маркс допускал возможность взаимодействия базиса и надстройки, влияния надстройки на базис, все же главным в его социологической концепции был тезис о том, что экономика определяет политику, т. е. способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни.

Схема зависимости политической сферы от экономического базиса в теории Маркса выглядит следующим образам. Производительные силы порождают определенные производственные отношения, то есть отношения, в которые люди вступают между собой в процессе производства. Производственные отношения обусловливают определенную социальную структуру, совокупность общественных классов, то есть групп людей, занимающих одинаковое место в способе производства. Социальная структура порождает соответствующие политические и юридические институты, а также духовно-идеологические системы.

     Другими словами, взаимосвязь экономики и политики в теории Маркса носит причинно-следственный характер: экономические явления выступают причиной, а политические – следствием. Эта теория в современной общественной науке подверглась серьезной критике. Так, философ и социолог Реймон Арон отмечает, что результаты его исследований не подтверждают вышеназванную теорию и свидетельствуют о главенствующей роли политики по отношению к экономике.

     Понимание верховенства политики предполагает необходимость учета двух моментов.

     Речь не идет о том, чтобы заменить теорию, которая односторонне рассматривает общество через экономику, другой теорией, определяющей общество через политику. Любая теория с односторонним подходом к обществу через какой-либо один аспект общественной жизни ложна. Неверно, будто при конкретном способе хозяйствования непременно может быть один-единственный политический строй. Когда производительные силы достигают определенного уровня, структура государственной власти может принимать самые различные формы. Для любой структуры государственной власти невозможно предвидеть, какой окажется система или природа функционирования экономики. Если рассмотреть эту проблему с исторической точки  зрения, то очевидно, что всегда можно выявить причины того или иного события, но ни одну из них  нельзя считать главнейшей.

      Что же означает примат политики в трактовке Р. Арона? Он утверждает, что современные индустриальные общества, у которых много общих черт (распределение рабочей силы, рост общественных ресурсов и прочее), различаются прежде всего структурами государственной власти, причем следствием этих структур оказываются некоторые черты экономической системы и отношений между группами людей. В современных условиях все происходит так, будто возможные конкретные варианты индустриального общества определяет именно политика.

     Второй смысл, который Р. Арон вкладывает в главенство политики, - это смысл человеческий. Применительно к человеку политика важнее экономики, потому что она непосредственно затрагивает самый смысл его существования. Человеческая жизнь состоит из отношений между отдельными людьми – основополагающего элемента любого сообщества. Механизмы же осуществления власти, в том числе способы назначения руководителей, больше, чем что-либо другое, влияют на отношения между людьми.

      Таким образом, главенство политики, о котором говорит Р. Арон, является строго ограниченным. Речь не идет о верховенстве каузальном (причинном), в котором политика выступает причиной, а экономика следствием (то есть причина и следствие в схеме Маркса меняются местами).

Представление об одностороннем воздействии лишено смысла. Имеется в виду лишь то, что, во-первых, различия обществ обусловлены, прежде всего, структурами государственной власти, определяющими некоторые черты экономических систем этих обществ, а во-вторых, политика как сфера, где избираются люди, отдающие приказы, и вырабатываются методы, в соответствии с которыми эти приказы отдаются, больше любой другой сферы влияет на характер человеческих отношений в обществе.

     Вопрос о взаимосвязи экономики и политики глубоко проанализирован и в известной работе К. Поппера “Открытое общество и его враги”. Вывод, к которому автор приходит в результате анализа теории Маркса, прямо противоположен концепции последнего. Согласно позиции К. Поппера, политическая власть имеет фундаментальный характер, она может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать программу защиты экономически слабых, создать законы, ограничивающие эксплуатацию, застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы и старости и т.д. Другими словами, политическая власть служит ключом к экономической защите, она и присущие ей способы контроля - самое главное в жизни общества[17].

     Потребность в активном воздействии политики на экономику возрастает в переломные моменты жизни общества.

     Известно, что рынок далеко не идеальный механизм функционирования экономической жизни. Прямое или косвенное воздействие политики на рынок и цены в той или иной степени всегда необходимо. Нестабильность экономической жизни сегодняшней России имеет своей первопричиной отсутствие четкой, научно обоснованной, долгосрочной государственной программы экономического развития страны. Названные кризисные процессы в экономике российского общества, таким образом, напрямую связаны с непредсказуемостью и противоречивостью экономической политики государства.

     Политика неотделима от права, нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила “политической игры”, определяя рамки деятельности, как правящей элиты, так и управляемого большинства. Само право в свою очередь является сложным феноменом, порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового сообщества и т.д. Выступая продуктом деятельности государства, право в то же время служит ее регулятором. Важную роль в регулировании политической жизни общества играют нормы морали, существующие в обществе представления о добре и зле, о тех ценностях, на основе которых должна строиться жизнь любого человека. Но сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии. М. Вебер показал, какую исключительно важную роль в возникновении капиталистического общества и демократических институтов сыграла религиозная Реформация и явившаяся ее следствием протестантская этика. Более того, роль религии в политической жизни общества не ограничивается только выработкой тех или иных моральных ценностей. Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике (о соотношении духовной и светской власти, обязанностях государства и т.д.), она может сама претендовать на роль универсальной политической доктрины, а церковь – на роль политической элиты, как это происходит в исламском фундаментализме.

     В целом можно сказать, что политическая сфера, политическая жизнь, будучи относительно самостоятельной формой человеческой жизни, органически связана сложными функциональными взаимосвязями со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     Предметом этой работы был анализ всех сторон взаимодействия и взаимовлияния экономики, политики и права. Взаимоотношения рассматриваемых категорий многосторонни и иногда противоречивы.

     Право – понятие сложное и многогранное. Спектр мнений о нём и суждений, также, как и совокупность факторов, оказывающих влияние на процесс формирования о нём адекватного представления, весьма широк и разнообразен.

     Множество определений права можно рассматривать как положительное явление (возможность взглянуть на право сквозь призму веков, увидеть право не только в статике, но и в динамике), так и отрицательное (например, возникают трудности, порождаемые различиями, отсутствием единого, целенаправленного процесса познания права и его практического использования).

     Изучая проблему возникновения и развития права, нельзя не учитывать огромную роль экономики.

     Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и политики. Экономика выступает определяющей детерминантом политической жизни. Эта зависимость получила всестороннее обоснование в марксизме. Марксизм исходил из того, что государство, политические отношения определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил. Эта идея была развита В.И. Лениным. Однако позиция однолинейного экономического детерминизма, представленная в марксизме, не позволила отметить относительную автономность политики и объяснить ряд исторических примеров, которые не укладываются в эту схему, например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления в Афинах.

     Общества, находящиеся на одной ступени развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь разные типы политической системы, отличаться социальной структурой. Например, современная рыночная экономика может сочетаться как с демократическими, так и с авторитарными режимами. Наконец, политика может быть детерминирована и другими факторами: культурными, географическими, особенностями социальной структуры общества и исторического развития.

     Вместе с тем, влияние экономических отношений на политику существует, хотя оно и не всегда бывает заметным в повседневной жизни:

     Экономический фактор определяет главные параметры социальной стратификации общества: классовую, профессиональную, имущественную, что сказывается на политической жизни. Так, например, уровень политической стабильности зависит от соотношения богатых и бедных в структуре общества, наличия значительного среднего класса.

     Политические интересы людей прежде всего детерминированы их экономическими интересами. Определяющую роль играют отношения собственности и распределения. Это порождает различные политические требования, программы и лозунги. Экономическое интересы "заставляют" бизнес-элиту финансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений.

     Экономическая нестабильность и кризисы порождают кризисы доверия к правительству, являются причинами смены власти, роста протестных форм активности населения и революций.

Внешняя политика государства строится с учетом интересов национальной экономики.

Обратное влияние политики на экономику проявляется в следующем:

·        стабильность политической ситуации влияет на стабильность экономической жизни, делает страну привлекательной для инвестиций, политическая нестабильность приводит к бегству капитала за рубеж, к "утечке мозгов";

·        через научно-техническую политику государство влияет на рост производительности труда, воздействует на условия и содержание труда работников;

·        влияние государства проявляется в реализации его экономической функции;

·        разрабатывая новые концепции экономического развития, государство воплощает их в экономических реформах, тем самым изменяет экономическую среду.

     Вопрос о том, насколько политический фактор (в качестве которого в первую очередь выступает государство) может присутствовать в экономике является спорным. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Командование экономикой с помощью директив оборачивается ростом теневой экономики, дефицитом, потерей экономической заинтересованности, что в конечном итоге заканчивается крахом социальной системы. С другой стороны, государство средствами политики должно поддерживать порядок и урегулированность экономических отношений, сдерживать негативные проявления рынка.
      
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бентам И. Принципы законодательства // Антология мировой политической мысли: в 5 т. T.I. – М., 1997.

2. Зеркин Д.П. Основы политологи: Курс лекций. Ростов н/Д: “Феникс”, 1996.
3. Ильин И.А. Путь к очевидности. – М., 1993.
4. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1997.
5. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т.4. – М., 1965.
6. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т.3. – М., 1988.


7. Макаров О.В. Соотношение права и государства / О. В. Макаров // Государство и право. – 1995.-№5.

8. Марченко М. Н. Теория Государства и права: учеб. / М.Н. Марченко.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

9. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях рыночных отношений/ Н.И. Матусов, А.В. Малько // Государство и право. – 1995.- №4. – 11-19.

10. Новиков Н.И. Избранные произведения. – М.; Л., 1954.
11. Общая теория права / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, А.В. Мицкевич и др. – М., 1996.
12. Платон. Законы. – М., 1999.


13. Поппер К. Открытое общество и его враги.М., 1992. Т.2.

14. Политическая наука: новые направления / Под ред. Е.Б. Шестопал. – М., 1999.
15. Pollock F. Essays in jurisprudence and ethics. – L., 1882.


16.            Теория государства и права: Учебник / Под. ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА  М), 2000.



[1] Илин И.А. Путь к очевидности.-М.:1993.-269 с.

[2] Новиков Н.И. Избранные произведения. – М.:1954. – 373 с.

[3] Макаров О.В. Соотношение права и государства./ О.В. Макаров// Государство и право.1995.№5 – 18 с.

[4] Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб./М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ТК Велби, изд-во Проспект,2006. – 82 с.

[5] Там же. 82 с.

[6] Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб./М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ТК Велби, изд-во Проспект,2006. – 87 с.



[7] История политических и правовых учений. Учебник./ Под ред. О.Э. Лейста. – М.:1997. – 164-165 с.

[8] Pollock F.
Essays in jurisprudence and ethics. – L., 1882.-132
р
.




[9] Политическая наука: новые направления / Под ред. Е.Б. Шестопал. – М., 1999. – 214 с.



[10] Бентам И. Принципы законодательства // Антология мировой политической мысли: в 5 т. T.I. – М., 1997. – 556-557 с.



[11] Кант И. Сочинения: В 6 т. Т.4. – М., 1965.- 353-354 с.

[12] Платон. Законы. – М., 1999.- 711-712 с.

[13]Локк Дж.
Сочинения. В 3 т. Т.3. – М., 1988. – 337-338 с.


[14] Платон. Законы. – М., 1999. – 715 с.

[15]Общая теория права / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, А.В. Мицкевич и др. – М., 1996. – 103 с.
 


[16] Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: “Феникс”, 1996. – 56 с.

[17] Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. –. 183 с.

1. Реферат на тему Пути сохранения высокой работоспособности маркетологов в условиях
2. Реферат на тему Билеты по истории России
3. Реферат Лизин и его виды
4. Реферат на тему American Colonies Essay Research Paper When settlers
5. Реферат Люблю тебя, столичный Нижний
6. Диплом на тему Сравнение бухгалтерского и налогового учета
7. Реферат Особенности средневековой архитектуры
8. Реферат Комплексная экономико-географическая характеристика Мексики
9. Реферат на тему Euthanasia Essay Research Paper EuthanasiaEuthanasia is the
10. Реферат Центральный банк Российской Федерации и его функции