Курсовая Креативный менеджмент и способы активизации мышления менеджера
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
ГОУ ВПО Южно-Уральский Государственный Университет
Кафедра «экономическая теория и мировая экономика»
Курсовая работа по менеджменту на тему:
«Креативный менеджмент и способы активизации мышления менеджера»
Выполнил:
Проверила: д.э.н.; профессор Лаврентьева И. В.
Челябинск, 2009
Содержание
Введение. 3
Глава I «Креативный менеджмент и креативное мышление менеджера». 6
Креативное управление.. 6
Понятие креативного менеджмента. 6
Управление креативным потенциалом компании. 12
Креативная личность.. 18
Особенности креативного человека. 18
Творческий процесс. 22
Препятствия проявления креативности. 23
Стимулирование и развитие креативности. 25
Приемы и способы генерирования идей.. 26
Мозговой штурм. 27
Мыслительные колпаки Эдварда Де Боно. 29
Ментальные карты. 30
Синектика. 31
Метод фокальных объектов. 33
Морфологический анализ. 34
Метод проб и ошибок. 36
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). 37
Глава
II
«Практическое применение способов активизации мышления личности» 41
Разработка календаря с помощью составления ментальных карт. 41
Разработка фломастера с помощью метода фокальных объектов. 41
Разработка тары для сока методом морфологического анализа. 43
Заключение. 45
Список использованной литературы.. 47
Введение.
В наше время рынок товаров и услуг переполнен однотипными фирмами-производителями. Они выпускают одинаковый товар либо предоставляют однотипные услуги и отличаются друг от друга лишь названиями. Это обуславливает высокий уровень конкуренции. Перед руководителями данных компаний встает вопрос: как же стать лидером в своем деле и не дать другим занять это место? Именно поэтому возникает необходимость в постоянном развитии, внедрении инноваций и предложении новых, оригинальных и нестандартных идей. Эти и многие другие факторы привели к возникновению креативного менеджмента. Под креативным менеджментом подразумевается деятельность по управлению творческим процессом.
Творческими работниками раньше было принято называть деятелей литературы и искусства. На самом деле творит человек любой профессии, если он находит новое решение известной задачи, разрешает проблему или открывает новое направление.
Сам процесс творчества начинается с поиска идей. Основанием этого поиска являются - проблемы, цели, задачи организации.
Происходит все более активное проникновение творчества из сферы искусства и науки в другие сферы человеческой деятельности. Не стала исключением и сфера управления. В теории управления в последнее время все больше внимания стали уделять проблеме широкого использования креативного потенциала менеджеров и топ-менеджеров предприятия [1] . Во многих институтах и университетах появляются специальные курсы креативного менеджмента, способствующие развитию навыков инновационных творческих решений в управлении и бизнесе. Так же широкое применение нашли многочисленные курсы и тренинги, которые способствуют усовершенствованию творческого потенциала и помогают научиться находить креативные идеи. Революционные изменения в технологии и конкуренция просто заставляют компании разрабатывать нетрадиционные подходы к решению традиционных задач, искать принципиально новые решения.
Реализуются решения, направленные на сокращение объема рутинного труда в компаниях, на передачу такого управленческого труда компьютерам, машинам и автоматам. Соответственно высвобождается время, которое персонал, особенно управленческий, может тратить на творческую деятельность. Специалистами все более ценится не только и даже не столько уровень оплаты труда, сколько возможности творческой самореализации, свободы творчества.
В современном западном менеджменте управление процессами формирования новых идей в настоящее время относят к «креативному менеджменту».
Одной из характеристик творческих способностей (креативности) выступает интеллект. Как сложный механизм интеллект включает креативность как свою собственную часть, т.е. креативность и есть естественный механизм работы мозга при решении возникающих проблем, а креативный менеджмент призван не только управлять наукоемкими производствами и творческими коллективами, но и проявлять искусство, принимать единственно правильное решение в непредвиденных ситуациях [2].
Поэтому целью данной курсовой работы является изучение внедрения, использования и развития креативного мышления в работе менеджера, а так же системы управления процессом принятия креативных решений творческими сотрудниками, коллективами и т.п.
Для достижения вышеуказанной цели написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
· Дать характеристику креативному управлению. Изучение самого процесса креативного управления.
· Что такое креативная личность. Дать характеристику творческому процессу. Определить какие существуют препятствия проявления креативности и какие существуют методы развития и стимулирования творческого потенциала личности.
· Изучение основных методов психологической активизации мышления человека, методов систематизированного поиска идей и методов целенаправленного решения творческих задач. Т.е. изучение способов активизации мышления и их результатов.
При написании курсовой работы использовались следующие методы научных исследований: методы экспериментального исследования, изучение монографических публикаций и статей, аналитический метод, метод количественной и качественной обработки материалов, работа с библиографическими источниками, работа с литературными источниками.
Курсовая работа состоит из двух глав: теоретической и практической. Так же курсовая работа содержит в себе 3 таблицы, 1 рисунок, 1 приложение и 17 литературных источников.
Глава I: «Креативный менеджмент и креативное мышление менеджера»
Тема 1: «Креативное управление»
Понятие креативного менеджмента.
Начало внедрения творческого подхода в управленческую деятельность произошло сравнительно недавно, но характеризовался этот процесс очень быстрыми темпами развития. Творчество стало неотъемлемой частью управления. Как результат появился вид менеджмента, отвечающий за управление творческим процессом – так называемый «креативный менеджмент». Для начала необходимо внести ясность, как соотносятся понятия «творчество», «творческое мышление» и «креативность».
Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Творческое мышление – это способность генерировать необычные и новаторские идеи, находить принципиально новые, уникальные решения, создавать новый взгляд на вещи, связывать предметы или образы так, как их раньше не связывали.
Креативность (или дивергентные способности) - способность порождать множество разнообразных оригинальных идей относительно одного и того же объекта.
Критерии креативности:
1. Беглость - количество идей, генерируемых в единицу времени
2. Оригинальность - способность производить «уникальные» идеи
3. Восприимчивость - чувствительность к необычным деталям и противоречиям
4. Метафоричность - готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения мыслей.
Креативность (от лат. Creatio – созидание, сотворение) – творческая, созидательная, новаторская деятельность.
Креатира (от лат. Creatira – созидание, творение) – а) творение; б) ставленник влиятельного лица, послушный исполнитель воли своего покровителя. Например: человек – творение бога (создателя).
Менеджер – специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования экономической системы (предприятия, фирмы и т.д.).
Управление – деятельность по упорядочиванию процессов, протекающих в обществе, природе, технике, устранению их дезорганизации, снижению неопределенности и приведению в нужно состояние с учетом тенденции их развития и изменения среды.
Менеджмент – особая форма управленческой деятельности. Управлением различными сферами деятельности занимаются различные виды функционального менеджмента. Началом сферы инновационный деятельности является творческая деятельность человека по созданию интеллектуального продукта от идеи до новшества – этой областью деятельности и занимается креативный менеджмент.
Креативный менеджмент – это метод управления творческим процессом, ориентированный на решение актуальных коллективных задач. Креативный менеджмент основан на современных технологиях творчества и командной работы [3].
Задача креативного менеджмента - управление процессом принятия творческих решений в коллективе. Необычайно популярная в настоящее время методика показывает эффективность там, где не «справляются» остальные системные стратегии и является весьма актуальным способом сочетания консервативного логического мышления с законами современного менеджмента и полетом творческой фантазии.
Интеллектуальный капитал – это знания, информация, опыт, организационные возможности, информационные каналы, то есть всё то, что можно использовать для создания наращивания капитала (богатства). Другими словами, – это сумма всех знаний, опыта, связей, которыми владеет человек, организация, корпорация, страна, что формирует их конкурентоспособность.
Вся деятельность экономических систем отражается в накоплении капитала, а творческая деятельность накоплением «интеллектуального капитала». На рис.1 показана структура формирования интеллектуального капитала.
Рис.1
В сегодняшнем понимании капитал формируется из физического и интеллектуального. Физический капитал – результат определённых действий в прошлом; интеллектуальный капитал – затраты в прошлом, доходы в будущем. Различия и общность капиталов показаны в табл. 1.
Физический | Интеллектуальный |
Материальная природа Результат действий в прошлом Аддитивный Преимущественно финансовая оценка Организация владеет всем капиталом | Нематериальная природа Оценка действий в будущем Неаддитивный Комбинация стоимостных и нестоимостных оценок Организация владеет капиталом лишь частично |
Таблица 1
Креативный менеджмент должен обеспечить минимальные затраты на создание основы интеллектуального капитала и максимальные потенциальные доходы в будущем.
Основное приложение креативного менеджмента – это создание и мотивация деятельности человеческого капитала, активизация его творческого потенциала.
Цели креативного менеджмента:
1. Дать человеку знания
2. Обеспечить его информацией
3. Побудить человека к творческой деятельности
4. Обеспечить его права на результаты своего творческого (интеллектуального) труда
5. Обеспечить права и интересы организации (экономической системы), которая предоставила человеку знания, информацию, условия для творческой деятельности, правовую охрану результатов творческого труда.
Человеческий капитал – часть интеллектуального капитала, которое имеет непосредственное отношение к человеку (знание, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, их культура труда). Этот капитал является принадлежностью человека. Когда интеллектуальный капитал становится собственностью организации, он переходит из разряда человеческого капитала в разряд потребительского капитала, а это уже товар, который является объектом купли-продажи. Часть человеческого капитала всегда остаётся с человеком и перемещается вместе с ним (знание, опыт, навыки, творческая способность, имидж, мораль, культура и т.д.).
На создание своего интеллектуального капитала человек делает физические и прочие затраты постоянно в течение своей жизни, а на выполнение физической работы только в момент её исполнения. Интеллектуальный капитал, как и физические возможности человек всегда имеет при себе и может превратить его в товар, а товар в деньги, компенсируя затраты прошлых периодов.
Задача организации (менеджмента) создать привлекательные условия для человеческого капитала и исключить его миграцию. Задача креативного менеджмента обеспечить активную, эффективную, творческую (интеллектуальную) деятельность человека (человеческого капитала) [4].
М. Тринг: «творческую сущность изобретения составляет новый конструктивный принцип, который не может быть получен из известных идей путем логического вывода» [5]. Такие инновации должны обладать следующими характеристиками [6]:
1. Креативной силой – высокой новизной и полезностью.
2. Стратегией – обеспечивать конкурентные преимущества и успешную корпоративную деятельность на рынке в долгосрочном периоде.
3. Реализацией – быть реализуемыми в виде конкретных процессов, товаров и услуг.
4. Прибыльностью – повышать до максимума ценность конечного продукта для потребителей, предприятия и общества.
В современном западном менеджменте управление процессами формирования таких новых идей в настоящее время относят к «креативному менеджменту», который является частью инновационного менеджмента. Креативный менеджмент реализуется на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла, задачей которых является формирование и отбор новых идей для их практической реализации в инновационных проектах.
Креативный менеджмент должен быть направлен на всемерное раскрытие творческих способностей людей [7-9]. Тогда как традиционное администрирование основано на выполнении людьми твердо установленных правил и не направлено на проявление ими инициативы и раскрытие всех своих способностей.
Под креативным менеджментом понимается управление людьми в организациях, направленное на максимальное раскрытие и использование их творческих способностей на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла для создания новых, конкурентоспособных идей на уровне изобретений в различных областях человеческой деятельности.
Целью креативного менеджмента является генерация новых идей и поиск новых решений для достижения успеха страны, фирмы и организации в различных областях. При этом управление людьми осуществляется как в самой организации (персоналом), так и вне ее (поставщиками, партнерами, посредниками, клиентами, потребителями и др. целевыми аудиториями).
Креативный в переводе с английского означает творческий, созидательный. Согласно словарю Вебстера «креативность – это способность создавать новые значимые формы». В более широком смысле креативность – это процесс выявления скрытых возможностей и творческого использования их потенциала в определенной области [8].
Креативность не тождественна интеллекту, под которым понимается способность анализировать, обрабатывать и усваивать большие объемы информации. Она предполагает способность к синтезу и созданию нового.
Результатом креативного синтеза могут быть изобретения, новые теории, понимания проблемы, произведения искусства. Креативность является основной предпосылкой для создания инноваций. Инновациями становятся реализованные на практике новые (креативные) идеи, обычно полученные при помощи креативного мышления или путем заимствования. Креативность всегда являлась основным источником развития общества.
Креативность в обществе зависит от исторической ситуации. Если в древности и средние века креативность проявлялась в основном в искусстве, то, начиная со второй половины XVII в. и до первой половины ХIX в., она про- являлась, в основном, в науке и искусстве. Со второй половины XIX в. – в науке и технике, а с середины XX в. она проявляется в первую очередь в технике и экономике.
В настоящее время креативность в развитых странах становится постоянной практикой и основным источником конкурентного преимущества. Практически в любой области производства побеждает в конечном итоге тот, кто обладает творческим потенциалом.
Креативность имеет следующие основные формы:
· научную(открытия)
· техническую (изобретения)
· экономическую (предпринимательство)
· художественную (искусство)
· социальную (отношения с людьми)
· политическую (государственное управление)
Управление креативным потенциалом компании.
Применение нестандартных творческих идей и решений в бизнесе и управлении - прямой результат повышения интенсивности конкурентной борьбы, требующей новых маркетинговых идей, совершенствования рекламы, более активного использования нетрадиционных инструментов - средств ВТL, москитного и событийного маркетинга и т. п. В сфере управления стало уже традиционным использование реинжиниринга и контроллинга, предполагающих творческий подход к решению традиционных проблем управления на основе использования информационных технологий, позволяющих повысить производительность труда, и разработки новых методов прогнозирования рыночных ситуаций, необходимых для корректировки стратегии компаний.
Стратегический менеджмент невозможен без творческого мышления. Процесс разработки миссии предприятия и его стратегии - это процесс творчества, даже искусства. Инновационный менеджмент тем более немыслим без креативных решений, без творческих инициатив руководителей и исполнителей. В то же время следует учитывать, что креативные решения всегда характеризуются высокой степенью риска, даже непредсказуемостью. Отсюда проблема сочетания искусства и научного подхода в управлении: "Сочетание научного подхода и искусства в подготовке решений характерны для бизнеса, и проблема заключается в том, чтобы каждый подход нашел свое место". [10]
Многие специалисты утверждают, что творческие решения применяются в случаях, когда недостаточно информации для принятия рационального решения, когда трудно установить причинно-следственные связи, прогнозировать последствия решений и поэтому приходится рассчитывать на интуицию. Например, в вертикально-интегрированных компаниях, имеющих сложное организационное строение и сложную иерархическую организационную структуру, с нехваткой информации для принятия решений и с высокими прогнозными рисками специалисты в сфере управления сталкиваются постоянно. Для таких компаний разработка методологии принятия креативных решений - одна из самых насущных задач управления.
Использование таких решений дает компаниям уникальные конкурентные преимущества благодаря совершенствованию маркетинговой деятельности, рекламы, связи с общественностью, новым возможностям проникновения на рынки.
При разработке управленческих решений К. Кирсанов [11] предлагает использовать понятия креативный и эвристический менеджмент. Под первым им понимается деятельность, связанная с управлением коллективом, которая основывается на подвижных ("дрейфующих") критериях целеполагания, а под эвристическим (от греческого heuristro - "отыскиваю, открываю") менеджментом - управление личностью и ее самоуправление. Креативный менеджмент необходим тогда, когда создаваемый интеллектуальный продукт является результатом деятельности коллектива, эвристический же обусловлен индивидуальным целеполаганием и управлением деятельностью индивида как участника создания интеллектуального продукта.
Синонимы ли понятия "творчество" и "креативность"? Акоф и Вергара (Ackoff & Vergara, 1981) выделяют две группы подходов к определению творчества: ориентированные на поиск источников; ориентированные на процесс. К первым можно отнести: психоаналитический подход (творчество - результат внутриличностных конфликтов); гуманистический (творчество - реализация творческого потенциала при устранении внутренних и внешних препятствий); подход психометристов (творческий потенциал индивида формируется генетически и может быть определен с помощью тестов). Подходы второй группы характеризуют позицию "ассоцианистов", считающих, что творчество человека есть результат его способности находить отдаленные ассоциации в процессе поиска решения проблемы. Соответственно, существует мнение о необходимости четкого разграничения понятий "творчество" и "креативность". Так, Н.Ю. Хрящева и С.И. Макшанов под творчеством понимают процесс, приводящий к созданию нового, а креативность рассматривают как потенциал (внутренний ресурс) человека. Под креативностью можно понимать способность человека отказаться от стереотипных способов мышления (Guilford, 1967) или способность обнаруживать новые способы решения проблем (Роджерс, 1990). В этой связи Смит и Карлсон рассматривают креативность как способность принимать материал из сферы подсознания в сферу сознание[12] .
Творчество - это процесс, а креативность - это способность человека к творчеству. Г.И.Ванюрихин подчеркивает что "мышление управленца должно отвечать вызову времени и позволять творчески решать проблемы экономического развития, как на уровне страны, так и на уровне предприятия"[13] .
Вместе с тем необходимо уточнение понятийного аппарата креативного менеджмента. В области экономики целесообразно вместо термина "творческие управленческие решения" использовать термин "креативные управленческие решения". Креативные управленческие решения - это созидательные решения в сфере управленческой деятельности, процесс разработки которых отличается творческим характером, а результаты имеют позитивные последствия для коллектива предприятия, его партнеров (в том числе потребителей) и общества в целом.
Такие решения в то же время могут иметь негативные последствия для конкурентов.
Креативный менеджмент тесно связан с развитием таких направлений менеджмента, как управление персоналом, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, с "самоменеджментом", организационной культурой предприятия, маркетингом. Очевидна связь креативного менеджмента и с наукой о методах технического творчества, в которой креативные технологии применяются с большим успехом уже длительное время и создан комплекс методов для разработки творческих решений. Одним из первых их создателей был Альтшуллер, разработавший теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ).
В сфере научно-технического творчества существуют три его уровня: рационализация, изобретательство, открытия соответствуют свои конечные результаты творчества, свои методы творчества и мышления. Рационализация предполагает улучшение существующих характеристик процесса или объекта, изобретательство - создание нового продукта (процесса) на базе существующего знания, открытие - создание нового знания, неизвестного ранее, позволяющего создавать принципиально новые продукты и процессы. Первый уровень связан с использованием рационального или конвергентного мышления, второй и третий - с применением конвергентного, дивергентного, а также латерального мышления.
Соответственно в креативном менеджменте можно выделять несколько видов решений, основанных на разных типах мышления, - рациональные, креативные и эвристические. При этом эвристические решения основываются на алгоритмизированном творческом мышлении. Особый вид решения составляют интуитивные - рациональные и творческие одновременно. Что касается "вспышек интуиции", то Е.Л. Файнберг рассматривает их как интуиции-суждения и интуиции-догадки, принадлежащие к разным сферам несознаваемого психического[14] .
Для разработки и принятия креативных решений необходим анализ факторов, определяющих выбор класса и вида решения в системе управления, и использование моделей принятия решений из области теории потребительского поведения, прежде всего модели Вебстера и Уинда.
В данной модели выделены четыре основные группы факторов, оказывающих влияние на принятие решения компанией-покупателем:
· личностные
· межличностные
· организационные
· факторы макросреды.
При этом различаются объективные факторы, имеющие отношение к конкретной задаче, и факторы, не имеющие отношения к ней (субъективные факторы, влияющие на принятие решений.
К личностным факторам прежде всего относится квалификация сотрудников, их опыт в области решаемой проблемы. Вместе с тем необходимо принимать во внимание психологические характеристики личности: способность к использованию разных типов мышления, развитость интуиции, восприятия, отношение к риску, инновациям, ожидания, мотивации, способность к обучению и т. д.
Межличностные факторы характеризуют взаимоотношения в коллективе - во время и вне работы.
К организационным факторам, влияющим на выбор управленческого решения, следует отнести: формальные и неформальные аспекты корпоративной культуры (в том числе прописанные и обязательные правила и нормы поведения сотрудников в процессе разработки и принятия решений), стандарты, касающиеся разработки и принятия управленческих решений, социальную и экологическую политику компании.
К факторам внешней среды относится влияние политической, экономической, законодательно-правовой и технологической среды на процесс принятия управленческих решений.
Концепция управления креативным потенциалом компании базируется на общей теории менеджмента, но акцентирует внимание субъектов управления на проблеме использования ее творческого потенциала, творческого потенциала всех ее сотрудников при разработке и принятии управленческих решений, на задачах повышения их квалификации, внедрения в процесс управления современных методов креативного мышления и принятия решений, создания творческой атмосферы внутри коллектива, стимулирующей развитие процесса самореализации и самосовершенствования сотрудников.
Креативный потенциал компании можно определить как способности компании к принятию и реализации креативных управленческих решений, способствующих достижению поставленных компанией целей и формирования уникальных конкурентных преимуществ за счет использования собственных и привлеченных ресурсов.
Следует подчеркнуть, что креативный потенциал компании не является простой суммой креативных потенциалов ее сотрудников. Его использование характеризуется синергетическим эффектом от реализации креативного потенциала сотрудников и использования организационно-экономического механизма развития этого потенциала.
Управление креативным потенциалом в конкретной экономике требует регулярного анализа креативного потенциала компании, планирования мероприятий по реализации и развитию этого потенциала, соответствующего контроля и оценок эффективности использования креативного потенциала компании.
Вывод: Креативный менеджмент, еще не получивший четкого определения и точного значения, обычно трактуется как система управления процессом принятия творческих решений творческими сотрудниками, коллективами и т.п. Его основным приложением является создание и мотивация деятельности человеческого капитала, активизация его творческого потенциала. Креативный менеджмент основан на современных технологиях творчества и командной работы. Отметим, что в настоящее время в большинстве стран руководства компаний используют именно креативные методы управления, что позволяет добиться большей эффективности и результативности деятельности менеджеров.
Тема 2. «Креативная личность»
Особенности креативного человека.
Термин «креативность» произошел от латинского слова «creatura», что означает создание, творение. Не случайно, говоря о креативности человека, в первую очередь, подразумевается творческая личность, нестандартно и оригинально мыслящая. В это понятие входят и такие качества как гибкость, обучаемость, самостоятельность, стремление находить выход из самых безвыходных ситуаций и т.д.
Креативность становится все актуальнее не только для работников творческих профессий, но и для менеджеров. Все дело в быстром темпе и многоплановости современной жизни, которые требуют умения гибко и творчески реагировать на происходящие изменения. Сегодня ни одна компания не может позволить себе расслабиться: конкуренция чрезвычайно жестока. Именно поэтому работодатели так заинтересованы в людях, которые способны нестандартно мыслить, находить новые идеи и подходы к управлению. В перечнях требований к кандидатам на самые разные должности — от руководителей представительств до менеджеров по продажам — все чаще встречаются креативность и творческое мышление. Креативность на наших глазах становится все более востребованным качеством на рынке труда.
Первоначально креативность менеджеров связывалась со сферой их профессиональной деятельности. Например, считалось, что менеджеры частных фирм креативнее управленцев крупных государственных предприятий, а рекламщики наиболее креативны, чем финансисты. Однако проведенные западными специалистами исследования доказали отсутствие связи между креативностью и сферой деятельности специалиста. Креативность – это внутреннее качество человека, зависящее от его личностных характеристик. Ведь и финансисты нередко внедряют инновации, оптимизирующие деятельность сотрудников.
Чем отличается креативный менеджер? В первую очередь, отсутствием страха перед стереотипами. Он смело рушит устоявшиеся традиции и внедряет инновационные решения. Такой подход к повседневной деятельности позволяет компании не только находиться «на плаву», но и обходить своих конкурентов. Ведь креативный менеджер понимает, что любая технология, новый продукт или вид услуги очень быстро отстают от жизни. Поэтому он не борется с переменами, а предвидит их, принимая нестандартные решения и выводя, тем самым, компанию на передовые позиции.
Принимая на работу нового менеджера, работодатель оценивает не только перечисленные в резюме деловые качества и профессиональный опыт, но и личностные характеристики. Для этого кандидата приглашают на собеседование. Проверить креативность специалиста творческой профессии довольно просто: достаточно посмотреть его портфолио. Это относится к менеджерам по рекламе, дизайнерам, журналистам и т.д. А вот как быть с финансистами, менеджерами по продажам и другими профессионалами, казалось бы, далекими от творчества? На самом деле, тоже не сложно. Следует предложить кандидату в качестве тестового задания какую-либо типичную для определенной компании ситуацию, требующую оперативного решения. Если менеджер действует по стандартной схеме, принятой в данной фирме – это уже хорошо. Значит, он крепкий профессионал. Если же предлагает неожиданную схему действий, которая к тому же позволяет разрешить ситуацию наиболее оперативно или с наименьшими затратами, то перед нами креативный профессионал.
Из вышесказанного следует, что креативность должна базироваться на твердых знаниях и профессиональном опыте, к которым прилагаются гибкий ум и творческое мышление. Взглянув на задачу с разных точек зрения, креативный менеджер сможет предложить ее нестандартное решение. Кроме того, креативные люди, как правило, чрезвычайно харизматичны, а значит, смогут увлечь своими идеями коллектив, что тоже очень важно для менеджера.
Основой креативности является креативное мышление личности, которое определяют, как способность с помощью комбинации разнородных элементов создавать новые значимые знания и формы, имеющие большой социально-экономический эффект.
Как установили физиологи, многие особенности творческого мышления и поведения людей определяются разными функциями и уровнями развития двух полушарий головного мозга человека. [9,2]
Если левое полушарие отвечает в основном за последовательные процессы: анализ, логические рассуждения, выводы, планирование, вычисления, способности к точным наукам, кратковременную память и речь. То правое – за непрерывные, параллельные процессы, а именно: за чувства, эмоции, синтез, озарения, долговременную память, способности к языкам и искусству.
Таким образом, левое полушарие человека является в основном аналитическим и логическим, а правое – синтетическим и креативным. В искусстве большую роль играет синтез, в науке – анализ. Согласно этому люди делятся на два основных типа по стилю их мышления или когнитивным различиям. Первый тип - с левополушарным мышлением - предпочитает аналитический, последовательный, логический подход к решению проблемы. Второй тип - с правополушарным мышлением - предпочитает интуитивный, ценностно-ориентированный, нелинейный подход. Таким образом, есть две формы мышления. Логическое мышление получает новые результаты за счет логических выводов и причинноследственных связей. Креативное – за счет синтеза разнородных элементов. Именно креативное мышление в основном определяет развитие общества.
Основные тонкости работы креативного менеджера.
1. Креативное (творческое) мышление очень нужно любому менеджеру. Необходимо развивать способность к креативному мышлению у себя и у своих подчиненных.
2. Способность творчески мыслить ставит менеджера при общих равных условиях на голову выше других. Эта способность позволяет ему видеть в, казалось бы, несопоставимых предметах и явлениях много того, что объединяет.
3. Момент творческого «озарения» часто наступает в условиях релаксации или даже во сне, когда усталый за день мозг отрабатывает все прошедшие через него сигналы, образы, схемы.
4. «Озарение» чаще возникает после усиленной мыслительной концентрации на проблеме. «Озарение» вспыхивает внезапно в форме «ага-переживания». Это явление доставляет человеку подлинное счастье, а поэтому выступает мотиватором деятельности.
5. Вспышки креативности (творчества) характерны как для отдельно размышляющего человека, так и для группы людей. Ординарные сотрудники, собранные в творческие группы и умело побуждаемые к деятельности, могут делать чудеса. Один человек не может сравниться в мыслительных возможностях с группой.
6. Многие работники, оставаясь наедине с собой, переживают муки творчества. У них часто возникают «дикие идеи» по совершенствованию производства. Однако, будучи скромными людьми, они оставляют зародившиеся у них идеи при себе. Таким людям необходима помощь и поддержка. Именно они зачастую становятся генераторами наилучших идей. Лучше всего для реализации всех «диких идей» подходит «мозговой штурм».
7. В современных условиях побеждает та система, которая умеет использовать творческие потенциалы и инициативу всех своих работников. Резолюции, проведенные голосованием, обычно оставляют за бортом наиболее ценные и необходимые обществу идеи. В условиях рыночной экономики должна приниматься во внимание любая идея, приносящая хоть какую-нибудь пользу [17].
Творческий процесс.
Многие авторы творческий процесс представляют как последовательность следующих этапов [7,9]:
1. Постановка проблемы (задачи)
2. Подготовка (изучение задачи, сбор, классификация и анализ информации, прогнозирование)
3. Поиск решения, инкубация (логическая и подсознательная обработка информации)
4. Озарение (новая идея, синтез, решение задачи)
5. Верификация и оценка (осмысление и анализ полученного результата)
6. Презентация (доведение полученного результата до заинтересованных целевых аудиторий в наилучшем виде).
Кроме этого творческий процесс имеет две фазы:
1. Дивергентная. Когда формулируются различные варианты решения проблемы
2. Конвергентная. Когда проводится анализ и выбирается лучшее решение.
В творческом процессе участвуют оба полушария, реализуя творческий цикл «сбор информации – анализ – синтез». При этом левое полушарие в основном работает осознанно, а правое – неосознанно. Результатами работы левого полушария являются анализ и выводы, а правого – синтез и озарение.
Препятствия проявления креативности.
Даже изначально креативные люди могут столкнуться с барьерами, блокирующими проявления креативности. К таким барьерам, например, относится окружающая обстановка, не располагающая к творчеству.
В коллективе должен быть благоприятный психологический климат. Нервозность и стрессы не способствуют развитию креативности. Кроме того, менеджер должен быть уверен в надежности и стабильности компании. Ни один человек не способен творчески мыслить в ситуации неизвестности или страха перед завтрашним днем.
Другой барьер - неправильная оплата труда, когда менеджер боится допустить ошибку и лишиться бонуса. Нельзя оплачивать каждый шаг специалиста. Это автоматически блокирует способность мыслить креативно, поскольку сдерживает рискованные поступки, без которых невозможны революционные изменения. Менеджер должен понимать, что его труд оплачивается справедливо. Тогда он, не думая ежедневно о размере компенсации, сможет выдавать творческие идеи.
Блокирует креативность и недостаток времени. В условиях цейтнота человек не может сконцентрироваться на поставленной задаче, а соответственно, проникнуть в ее суть. Впрочем, слишком большое количество времени тоже негативно сказывается на креативности, поскольку вызывает скуку. Необходимо найти «золотую середину» и устранить все отвлекающие от решения задачи факторы.
Негативное влияние на креативность оказывает и атмосфера соревнования. Для получения наиболее успешного результата необходима командная деятельность и сотрудничество. Если команда идет к одной цели, она быстрее достигнет успеха, нежели каждый будет стараться тянуть одеяло на себя. Поэтому если в команде, например, 2 креативных сотрудника, лучше направить их деятельность в разные направления. И обязательно поощрить работу каждого из них.
Таким образом, можно отметить, что затрудняют творческую деятельность стрессовые ситуации. Без стресса человек не может существовать в принципе, поскольку стресс является неспецифической реакцией на любое сильное воздействие, он активизирует и мобилизует нас на решение задач, в том числе творческих. Все дело в его уровне. И у каждого из нас есть свой уровень стресса, который блокирует креативные способности. Такая закономерность имеет под собой объяснение в физиологии мозговой деятельности. Под корой полушарий головного мозга находятся более древние участки — лимбическая и рептильная зоны. Первая отвечает за чувства, вторая активизируется, когда нам что-то угрожает. Именно рептильная зона позволила древнему человеку выжить, поскольку в ответ на все сильные раздражители вынуждала его либо бежать, либо нападать. Активизация этой зоны блокирует работу коры головного мозга, человек физически не способен творить, когда находится в состоянии сильного стресса, испытывает страх либо чувство безысходности. И это следует учитывать тем, кто руководит творческими командами либо отдельными криэйтерами.
Стимулирование и развитие креативности.
Креативность, как и любое качество характера можно развивать и стимулировать. В каждом из нас заложены потенциальные способности, которые при грамотном подходе можно раскрыть. Что для этого нужно?
Очень важен благоприятный психологический климат в коллективе. Человек может работать творчески только там, где хорошо себя чувствует. Для этого ему требуется как можно больше свободы и самостоятельности. Необходимо максимально задействовать знания и навыки сотрудников, предоставить им возможность самореализации. Особенно важна минимизация стрессовых ситуаций, их предотвращение либо быстрое разрешение возникшей проблемы. Нельзя забывать об обучении персонала. Для развития креативности постоянно нужна новая информация, которую можно получить на конференциях, тренингах и семинарах. Удачные предложения и идеи обязательно должны поощряться. И не следует бояться похвалы – для креативных людей очень важна оценка их труда. Порой даже важней, чем материальные стимулы. Вышесказанное относится не только к потенциально креативным сотрудникам, но и к тем менеджерам, нестандартность мышления которых не вызывает сомнений. Работодатель должен четко осознавать, что креативность сотрудников во многом позволяет компании оставаться конкурентоспособной. А значит, это качество необходимо всячески развивать и культивировать [15].
Вывод: В связи с условиями жесткой конкуренции на современном рынке товаров и услуг работодатели многих компаний заинтересованы в людях, которые способны нестандартно мыслить, находить новые идеи и подходы к управлению. Уровень нашей креативности не определяется наследственными факторами, а формируется под влиянием среды, более того, он может изменяться как в одну, так и в другую сторону в течение жизни. Спады в креативности в основном связаны либо с уменьшением ее востребованности, либо со стрессовыми ситуациями. Именно поэтому становится актуальным развитие и стимулирование творческого потенциала. Для этого создано множество различных методов. Творческий процесс является неотъемлемой частью деятельности менеджера. Но параллельно с развитием и стимуляцией проявления креативности существуют и блокирующие факторы. Так, напрмер, неблагоприятная обстановка в коллективе может негативно сказаться на результатах творческой деятельности персонала. Для этого управленцам необходимо следить за выполнением определенных условий, противостоящим подавлению проявления креативности. Результатом этого будет отлично слаженная команда и ее огромный творческий потенциал.
Тема 3: «Приемы и способы генерирования идей»
Основной трудностью при генерировании новых идей, помогающих решать проблемы и поставленные задачи, является уход от привычных способов ассоциирования информации. Эта "логика опыта" мешает нам комбинировать информацию необычными способами. Нам кажется, что трудно увидеть обычные ситуации в новом свете. Связывание несравнимых фрагментов информации может сознательно исключаться, а идеи, которые кажутся нерелевантными, могут не "всплыть" из памяти по причине их слабой связи с ситуацией. В результате, нам не удается исследовать все возможные пути решения проблемы. Существует много различных методов, способных помочь при генерировании новых идей. Упор больше делается на количество созданных идей, чем на их качество. Это дает множество идей, которые можно применять при выработке решений, оцениваемых впоследствии. Например, в товарной политике поиск идей заключается в постоянном, систематическом поиске возможностей создания новых товаров, включая выявление источников новых идей и методов их создания.
Важным элементом при использовании почти всех этих методов является отсрочка вынесения оценки, что означает намеренный отказ от любого типа оценки. Оценка идей тормозит воображение и мешает разуму создавать нетипичные и потенциально полезные связи. Иногда бывает легко придумывать необычные или радикальные идеи, например, когда мы знаем, что всего лишь "играем". Однако как только мы сталкиваемся с серьезной задачей, то сразу исключаем эти идеи, осознанно или неосознанно, просто потому, что они обычно не ассоциируются с практическим решением либо являются слишком рискованными.
К основным источникам идей относятся: потребители (информация поступает на основе опросов, наблюдения и эксперимента, а также рекламаций), исследовательские лаборатории, отдельные ученые и эксперты, конкуренты, торговый персонал, рекламные агентства, эксплуатирующие и сервисные организации, участники групп, применяющих творческие методы генерирования идей.
Мозговой штурм.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических, группа пытается их развить, тут же анализирует их, выявляя недостатки и преимущества. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Автором этого метода является Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
1. Постановка проблемы.
Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
2. Генерация идей.
Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
· Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
· Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
· Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
· Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
3. Группировка, отбор и оценка идей.
Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
· участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
· члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.
Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».
В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.
Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.
Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.
Мыслительные колпаки Эдварда Де Боно.
Так же этот метод называют «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно (Edward de Bono). В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
В групповой работе самая распространенная модель — определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи. Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остается под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.
Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
Ментальные карты.
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. В этой теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно память. Он предложил написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциации, образ карты гораздо лучше запоминается.
Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает действовать следующим образом:
· Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.
· Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.
· Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.
Синектика.
Синектика - наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества, предложенная Вильямом Гордоном и Джорджем Принцем (William Gordon, George Prince). Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.
При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.
В методе применены четыре вида аналогий:
1. Прямая аналогия.
Рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. П. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. П.
2. Символическая аналогия.
Требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) — весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.
3. Фантастическая аналогия.
Необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.
4. Личная аналогия (эмпатия).
Позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.
Основные инструменты синектики – это аналогия или метафора. Подход часто используется рабочими группами и может помочь участникам в нахождении творческих ответов при решении задач и исследовании проблем. Она помогает пользователям разбить существующие умственные устои и освоить абстрактное мышление, а так же увидеть старые проблемы в новом свете.
Синектика очень похожа на метод мозгового штурма. Основное отличие синектики от мозгового штурма – это большая упорядоченность и строгость. Это может показаться странным, пытаться упорядочить процесс творчества, тем не менее, множество людей, участвуя в открытой форме мозгового штурма, чувствуют себя подавленными. Синектика предоставляет руководство к генерации новых идей. Она более требовательна к процедуре постановки задачи, чем метод мозгового штурма, ввиду наличия множества шагов, этот процесс более сложный и требует больше времени и усилий.
Метод фокальных объектов.
Способ генерации идей, известный как "метод фокальных объектов", обычно используется как изобретательская методика, но не менее успешно он может быть применен и для других целей - например, в журналистике для выбора темы статьи. Метод изобретен Чарльзом Вайтингом (Charles Whiting).
Данный метод основан на возможности переноса случайно выбранных объектов на исследуемый объект, находящийся в фокусе переноса.
Целью метода является совершенствование или развитие конкретного объекта на основании получения большого количества различных вариантов с разными свойствами. Смысл метода определяется по названию, т. е. «фокальный» буквально означает «находящийся в фокусе», в центре внимания.
В первую очередь строится таблица. В верхнюю строку таблицы заносится объект, который необходимо разработать или о котором Вы хотели бы написать статью. Это может быть любой объект, относящийся к определенной области специализации. Затем случайным образом берутся три произвольных объекта. Это могут любые три существительных, которые вы видите перед собой или же подобранные при помощи словаря, книги и т.п. Далее под каждым из трех выбранных вами слов записываются приходящие в голову свойства, характеристики, определения.
На последнем этапе Вы должны попробовать связать выбранный Вами объект поочередно с каждым из слов в таблице и подумать, говорит ли Вам о чем-нибудь получившееся словосочетание, вызывает ли оно у Вас какие-то ассоциации.
В течение четверти часа "метод фокальных объектов" позволяет породить десяток-другой идей, из которых в итоге можно будет отобрать одну-две, которые будут разрабатываться дальше.
В результате, при использовании данного метода можно получить новые по своим свойствам и качествам варианты исследуемого объекта. Метод фокальных объектов имеет свои достоинства и недостатки. Так, к положительным качествам относят безграничность поиска новых вариантов, оригинальность идей, а также простоту в применении.
К отрицательным сторонам — невозможность применения при решении сложных задач, а также сложность разбора по критериям полученных свойств для готового объекта с его старыми свойствами.
Морфологический анализ.
Морфологический анализ — пример системного подхода в области изобретательства. Метод разработан известным швейцарским астрономом Фрицом Цвикки (Zwicky, Fritz). Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении.
Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы, причем независимо от того, что в исходной задаче речь идет только об одной конкретной системе, обобщаются изыскания на все возможные системы с аналогичной структурой и в итоге дается ответ на более общий вопрос.
Морфологический анализ основан на построении таблицы (морфологический ящик), в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:
· Точно сформулировать проблему.
· Определить важнейшие элементы объекта.
· Определить варианты исполнения элементов.
· Занести их в таблицу.
· Оценить все имеющиеся в таблице варианты.
· Выбрать оптимальный вариант.
Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.
Однако для сложных объектов, имеющих большое число элементов, таблица становится слишком громоздкой. Появляется необходимость рассмотрения огромного числа вариантов, большая часть которых оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким. Таким образом, главными недостатками метода является упрощенность подхода к анализу объекта и возможность получения слишком большого для рассмотрения числа вариантов. Морфологический анализ имеет много как простейших, так и усложненных модификаций. Однако его применение рационально для простых объектов и там, где возможно найти новую идею за счет комбинации известных решений (реклама, дизайн и т. п.).
Метод проб и ошибок.
Метод проб и ошибок (в просторечии также: метод тыка) — форма научения, в 1898 г. описанная Э. Торндайком (Thorndike, Edward Lee) как основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения. Последующий анализ метода проб и ошибок показал, что он не является полностью хаотическим и нецелесообразным, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи.
Метод проб и ошибок является врождённым методом мышления человека. Также этот метод называют методом перебора вариантов.
Достоинства метода:
· Этому методу не надо учиться.
· Методическая простота решения.
· Удовлетворительно решаются простые задачи (не более 10 проб и ошибок).
Недостатки метода:
· Плохо решаются задачи средней сложности (более 20—30 проб и ошибок) и практически не решаются сложные задачи (более 1000 проб и ошибок).
· Нет приёмов решения.
· Нет алгоритма мышления, мы не управляем процессом думанья. Идет почти хаотичный перебор вариантов.
· Неизвестно, когда будет решение и будет ли вообще.
· Отсутствуют критерии оценки силы решения, поэтому не ясно, когда прекращать думать. А вдруг в следующее мгновение придет гениальное решение?
· Требуются большие большие затраты времени и волевых усилий при решении трудных задач.
Считается, что для метода проб и ошибок выполняется правило — «первое пришедшее в голову решение — слабое». Объясняют этот феномен тем, что человек старается поскорее освободиться от неприятной неопределенности и делает то, что пришло в голову первым.
МПиО — аббревиатура, обозначающая метод проб и ошибок. Часто встречается в текстах, так или иначе связанных с Теорией решения изобретательских задач. В ТРИЗ метод проб и ошибок рассматривается как эталон неэффективности. Для оценки какого-либо другого эвристического метода его сравнивают с МПиО. Так как МПиО — это метод перебора вариантов, то можно количественно определить число вариантов при использовании МПиО и сравнить с ним какой-либо другой эвристический метод. Такое математическое исследование предполагает, что количество необходимых вариантов обратно пропорционально эффективности метода и прямо пропорционально времени нахождения решения при его использовании. Однако точные количественные и статистические исследования проводятся редко. В ТРИЗ ограничиваются приблизительной количественной оценкой эффективности по уровням изобретательских задач (Ю. П. Саламатов).
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
ТРИЗ— теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году — это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям». [16] Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.
Основные функции и области применения ТРИЗ:
· решение изобретательских задач любой сложности и направленности;
· прогнозирование развития технических систем;
· развитие творческого воображения и мышления;
· развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщенный в абстрактной форме опыт изобретательства и развития науки
Г. Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы — такое, которое достигается «само по себе», только за счёт уже имеющихся ресурсов. Таким образом он пришёл к формулировке идеального конечного результата (ИКР): «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие».
На практике идеальный конечный результат редко достижим полностью, однако он служит ориентиром для изобретательской мысли. Чем ближе решение к ИКР, тем оно лучше.
Получив инструмент отсечения неэффективных решений, можно переформулировать изобретательскую ситуацию в стандартную мини-задачу: «согласно ИКР, все должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появиться новое, полезное качество». Основная идея мини-задачи в том, чтобы избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения.
Формулировка мини-задачи способствует более точному описанию проблемы:
· Из каких частей состоит система, как они взаимодействуют?
· Какие связи являются вредными, мешающими, какие — нейтральными, и какие — полезными?
· Какие части и связи можно изменять, и какие — нельзя?
· Какие изменения приводят к улучшению системы, и какие — к ухудшению?
В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области и сегодня использутся в нетехнических областях (бизнес, искусство, педагогика, политика и др.).
Вывод: Для успешного управления компанией управленцам необходимо знать методы психологической активизации мышления человека, методы систематизированного поиска идей и методы целенаправленного решения творческих задач. С каждым годом все более востребованным становится умение иррационального подхода к решению задач. Наличие творческих способностей у человека и умение их развивать и применять высоко ценится среди руководителей всех компаний мира, от крупных корпораций до фирм с малым количеством персонала. В связи с этим руководители заинтересованы в усовершенствовании навыков персонала. Мною были рассмотрены 7 наиболее популярных и эффективных методов: мозговой штурм, мыслительные колпаки Эдварда Де Боно, ментальные карты, синектика, метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод проб и ошибок, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Результаты данных методов различны. Чтобы правильно выбрать один из методов и добиться максимально положительного результата, необходимо четко определять задачи и цели коллектива, а так же необходимо учитывать размеры творческой группы предприятия и наличие в ней креативных лидеров. Последнее время во всем мире стали популярны программы для повышения эффективности творческой деятельности. Существуют различные виды данных программ: групповые тренинги, бизнес-игры, тестирования и т.п. По мнению 84% процентов опрошенных руководителей компаний, участвовавших в программе по повышению уровня творческого потенциала персонала, результаты программы дали не только положительный эффект и сотрудники научились с легкостью генерировать новые идеи, что повысило производительность труда, но и улучшилась работа в команде, коллективы стали более сплоченными (по данным журнала «креативная экономика» октябрь, 2005).
Глава II: «Практическое применение способов активизации мышления личности»
Разработка календаря с помощью составления ментальных карт.
«Допустим, вы работник современного издательства. Перед вами стоит задача разработать к новому году линию оригинальных календарей. Ваши предложения должны быть оформлены удобно для зрительного восприятия».
Для выполнения данного задания испытуемым был использован метод майндмэппинга. На листе бумаги была составлена ментальная карта, отражающая ассоциативное мышление.
Карта. См. приложение 1.
После выполнения данного задания испытуемый получил древо идей, включающих в себя как дизайн и тематику, так и функции календаря. Получился широкий спектр идей, разработку которых можно было бы продолжить. В результате бы получился большой выбор оригинальных календарей. На выполнение данного задания было потрачено 60 минут.
Разработка фломастера с помощью метода фокальных объектов.
«Предположим, что вы работник крупнейшей канцелярской компании. Перед вами стоит задача разработать оригинальную идею изготовления фломастеров. Чем необычней и разнообразней будут ваши идеи, тем больше шансов у компании стать ведущей в своей среде».
Для выполнения данного задания испытуемым был использован метод фокальных объектов. Прежде всего, была составлена таблица и заполнены все ее поля.
После заполнения таблицы испытуемый приступил к анализу полученного результата и выбору наиболее подходящей альтернативы.
Фломастер | ||
Партия | Кольчуга | Туннель |
товара | железная | темный |
политическая | плетеная | грязный |
левая | кованая | автомобильный |
правая | непробиваемая | железнодорожный |
радикальная | спасающая жизнь | загазованный |
лживая | тяжелая | под Ла-Маншем |
коммунистическая | украшенная | пробитый в горе |
демократическая | позолоченная | экономящий время |
либеральная | работы мастера | сокращающий путь |
победившая | старинная | шумный |
Таблица 2
«"Фломастер [для] товара" - может быть, маркеры, карандаши, которыми делают надписи на упаковках с товарами? Будет ли это кому-то интересно? Вряд ли... "Политический фломастер"… нет никаких ассоциаций. "Левый фломастер", "правый фломастер" - может быть, есть специальные фломастеры для левшей? Об этом можно было бы написать небольшую статейку. "Радикальный фломастер"… нет, ничего не приходит в голову. "Лживый фломастер" - может быть, фломастер для тайнописи? Ручка для тайнописи, карандаш для тайнописи... Существуют ли такие? Как они устроены? Об этом (или просто о тайнописи) можно было бы написать статью или даже серию статей. "Коммунистический фломастер", "либеральный фломастер" - ничего. "Победивший фломастер" - какие фломастеры наиболее популярны и продаются лучше других? Где это можно узнать? Почему именно эти фломастеры так популярны? Это могло бы стать темой для статьи или серии статей. "Железный фломастер" - может быть, фломастер, которым пишут по железу? Существуют ли такие? Или, может быть, написать о свинцовых и серебряных карандашах времен Леонардо да Винчи? "Плетеный фломастер", "кованый фломастер", "непробиваемый фломастер" - необычный дизайн фломастеров, создание стилей оформления. "Фломастер, спасающий жизнь" - мази или крема в виде фломастеров. Йод и зеленка в удобном оформлении. "Меня бы уже не было в живых, если бы не мой фломастер" - думаю, статью с таким заголовком Вы бы начали читать. Надо только придумать, в какой ситуации фломастер и вправду может спасти человеку жизнь (если это вообще возможно), а потом поискать материал на эту тему. "Тяжелый фломастер", "украшенный фломастер" - нет никаких идей. "Позолоченный фломастер"… может быть, фломастер, пишущий золотом? А как он это делает? "Фломастер работы мастера" - неплохой заголовок, да и тема для статьи неплохая: что такое фломастер, сделанный мастером? Мастерские по изготовлению фломастеров, ручная работа, оригинальность. Какие фломастеры считаются самыми дорогими в мире (если таковые вообще существуют)? Кто их делает? Кто ими пользуется? "Старинный фломастер" - что это такое? История появления фломастеров - интересная тема.Может быть, тростниковый калам, использовавшийся в мусульманских странах так же, как гусиные перья в Европе? Или ручка фараона Тутанхамона, напоминающая современные фломастеры? Какие предметы были прототипами фломастера? Об этом тоже можно написать статью».
На выполнение данного задания было потрачено 90 минут. В результате, за такой небольшой промежуток времени, получилось около 10 оригинальных идей, которые можно разрабатывать и дальше. Т.о. метод фокальных объектов является очень удобным способом генерации необычных, разнообразных идей.
Разработка тары для сока методом морфологического анализа.
«Вы являетесь сотрудником фирмы, производящей соки. Перед вами стоит задача заказать производство самостоятельно разработанной упаковки для товара».
Для выполнения данного задания испытуемым был использован метод морфологического анализа. Прежде всего, была составлена таблица и заполнены все ее поля.
Таблица 3
После заполнения таблицы можно будет рассмотреть все возможные варианты сочетаний. Т.о. получится большой выбор разнообразных вариантов. На составление морфологического ящика ушло 100 минут. В результате испытуемый получил таблицу, которая удобна для дальнейшего этапа разработки.
Заключение.
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что на сегодняшний день тема креативного управления является актуальной.
Креативный менеджмент, еще не получивший четкого определения и точного значения, обычно трактуется как система управления процессом принятия творческих решений творческими сотрудниками, коллективами и т.п. Его основным приложением является создание и мотивация деятельности человеческого капитала, активизация его творческого потенциала. Креативный менеджмент основан на современных технологиях творчества и командной работы. Отметим, что в настоящее время в большинстве стран руководства компаний используют именно креативные методы управления, что позволяет добиться большей эффективности и результативности деятельности менеджеров.
В связи с условиями жесткой конкуренции на современном рынке товаров и услуг работодатели многих компаний заинтересованы в людях, которые способны нестандартно мыслить, находить новые идеи и подходы к управлению. Уровень нашей креативности не определяется наследственными факторами, а формируется под влиянием среды, более того, он может изменяться как в одну, так и в другую сторону в течение жизни. Спады в креативности в основном связаны либо с уменьшением ее востребованности, либо со стрессовыми ситуациями. Именно поэтому становится актуальным развитие и стимулирование творческого потенциала. Для этого создано множество различных методов. Творческий процесс является неотъемлемой частью деятельности менеджера. Но параллельно с развитием и стимуляцией проявления креативности существуют и блокирующие факторы. Так, напрмер, неблагоприятная обстановка в коллективе может негативно сказаться на результатах творческой деятельности персонала. Для этого управленцам необходимо следить за выполнением определенных условий, противостоящим подавлению проявления креативности. Результатом этого будет отлично слаженная команда и ее огромный творческий потенциал.
Для успешного управления компанией управленцам необходимо знать методы психологической активизации мышления человека, методы систематизированного поиска идей и методы целенаправленного решения творческих задач. С каждым годом все более востребованным становится умение иррационального подхода к решению задач. Наличие творческих способностей у человека и умение их развивать и применять высоко ценится среди руководителей всех компаний мира, от крупных корпораций до фирм с малым количеством персонала. В связи с этим руководители заинтересованы в усовершенствовании навыков персонала. Мною были рассмотрены 7 наиболее популярных и эффективных методов: мозговой штурм, мыслительные колпаки Эдварда Де Боно, ментальные карты, синектика, метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод проб и ошибок, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Результаты данных методов различны. Чтобы правильно выбрать один из методов и добиться максимально положительного результата, необходимо четко определять задачи и цели коллектива, а так же необходимо учитывать размеры творческой группы предприятия и наличие в ней креативных лидеров. Последнее время во всем мире стали популярны программы для повышения эффективности творческой деятельности. Существуют различные виды данных программ: групповые тренинги, бизнес-игры, тестирования и т.п. По мнению 84% процентов опрошенных руководителей компаний, участвовавших в программе по повышению уровня творческого потенциала персонала, результаты программы дали не только положительный эффект и сотрудники научились с легкостью генерировать новые идеи, что повысило производительность труда, но и улучшилась работа в команде, коллективы стали более сплоченными (по данным журнала «креативная экономика» октябрь, 2005).
Список используемой литературы:
1. Кирсанов К. «Креативный и эвристический менеджмент», Ванюрихин Г.И. «Креативный менеджмент» / Менеджмент в России и за рубежом. N 2, 2001
2. Белецкий Н.П. «Интеллектуальная техника менеджера: Учеб. пособие» / Новое знание, 2001.
3. Википедия – электронная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org
4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс»
5. Кандауров Н.Н., и др. «Инновационный менеджмент» / Современные знания, 2006
6. М. Тринг, Э. Лейтуэйт «Как изобретать?» / Мир, 1980
7. Дантон Э. «Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду» / М., 2006
8. Флорида Р. «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» / М., 2005
9. «Креативное мышление в бизнесе» / Альпина бизнес Букс, 2006
10. Ванюрихин Г.И. «Творчество в менеджменте» / Вестник Международного Университета. Серия "Менеджмент" , 2000
11. Кирсанов К. «Креативный и эвристический менеджмент» 3/5/2004 http://www.ovsem.com
12. «Психогимнастика в тренинге» Под ред. Н.Ю. Хрящевой. / СПб.: Речь, Институт тренинга, 2002
13. Ванюрихин Г.И. «Креативный менеджмент» / Менеджмент в России и за рубежом. N 2, 2001
14. Симонов П.В., Романовская Т.Б., Файнберг Е.Л. «Вопросы философии» / N 1, 1994
15. Статья. Любовь Цой, ст. н. Сотр., Института социологии РАН, канд. соц. наук, чл. - корр. РАЕН научный консультант проекта «Конфликтменеджмент в управленческом консультировании»
16. Альшуллер Г. С., Шапиро Р. Б «О психологии изобретательского творчества. Вопросы психологии» / N6, 1996
17. Статья. Стенли Соммерсби «7 заповедей креативного менеджера» / Июль, 2007