Курсовая Проблема внедрения религиозного воспитания исламского в систему современного образования
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет иностранных языков
Отделение восточных языков
Кафедра истории педагогики и этнопедагогики
Проблема внедрения религиозного воспитания (исламского) в систему современного образования
Курсовая работа
студентки ФИЯ (восточного отделения) группы 140603
Саляховой Лейли Бадгутдиновны
Научный руководитель:
доктор педагогических наук,
доцент
Хайруллин Ильдар Тагирович
Казань-2010
Содержание.
Введение ………………………………………………………………….….3
Глава I. Воспитание и его понятия
1.1. Проблема нравственности в современном мире..…………….....6
1.2. Добрые нравы и воспитание - залог успеха общества………..…8
1.3.Сущность понятий «нравственное воспитание» и «религиозное воспитание»……………………………………………………….…...10
1.4.Религиозное воспитание, его понятие (на основе ислама)….......12
1.5.Понятие воспитания и личности …………………………….…..15
1.6.Воспитательный потенциал ислама…………… ……………..…18
Вывод к I главе………………………………………………………….…....20
Глава II. Проблема внедрения религиозного воспитания (исламского) в систему современного образования
2.1.Проблема внедрения религиозных дисциплин в содержание образования в российских школах……………………………………....21
2.2. Зарубежные страны об использовании религии как
дисциплины в учебно-воспитательной системе ……. ……………...22
2.3. Квалифицированные кадры по обучению в школе по
предмету религиоведения в РФ..…………….…………..……….....24
2.4. Сотрудничество религии и науки – путь спасения человечества….25
Вывод ко II главе……………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………….....28
Список использованной литературы………………………………………...30
Введение
Актуальность:
В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Сегодня в педагогической прессе активно обсуждаются многочисленные проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения. Обостренный интерес педагогической общественности к данной теме не случаен. После прошедшего десятилетия социально-экономических реформ мы сегодня пожинаем плоды духовно-нравственного вакуума, дающего о себе знать ростом бездуховности молодежи, резким всплеском социального негативизма, пессимизма, агрессивности [9, 49 стр.].
В деле воспитания сегодня должны восторжествовать общечеловеческие ценности и достижения гуманистического наследия, которые должны опираться на религиозное воспитание [17, 66 стр.].
Могут существовать разные виды воспитания: исламское, христианское, иудейское, школьное и т.д., но суть их сводится к одному: воспитывать высоко-духовного, нравственного человека. И нравственность, и воспитание являются связующим звеном в любой религии. Большую роль в формировании подрастающего поколения у народов ислама отводится воспитанию. Посланник Аллаха Мухаммед сказал: «Самое ценное, что дает отец своему ребенку, - хорошее воспитание». «Для родителей нет более значимого, чем воспитание верующих, а значит, добропорядочных детей», - считается в исламской педагогике [2].
Педагогами всего мира доказано, что образование достигает двух целей – развитие личности и, как следствие, прогресс всего общества. Другая, не менее важная роль образования – передать и усовершенствовать культурные ценности и наследие определенного общества [4, с. 10-12].
Наша страна является многонациональной. И у народов ислама существуют свои особенности подхода к воспитанию подрастающего поколения. Ведь дети всех народов и религий одинаково проказничают, совершают ошибки. Всё выше изложенное позволило выбрать следующую тему для настоящего исследования: «Проблема внедрения религиозного воспитания (исламского) в систему современного образования».
Предмет исследования: изучение понятия религиозное воспитание.
Объект исследования: процесс религиозного (исламского) воспитания школьников (на основе религии Ислам).
Целью курсовой работы является определение влияния религиозного воспитания, а именно исламского, на формирование и развитие духовно-нравственной личности, и важность религиозного воспитания в современных школах.
Задачи исследования:
- изучить уровень нравственной культуры учащихся и молодежи;
- раскрыть особенности и традиции в воспитании и обучении детей на основе ислама;
-раскрыть необходимость религиозного воспитания в светских образовательных учреждениях.
Исследователи: В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в исследованиях В.Л. Метлика, Л.В.Харисова, в которых выявляется сущность основных понятий теории религиозного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, методов нравственного и религиозного воспитания. Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия писателей (Л.Н. Толстой), видных учёных-педагогов в исламе (Ф. Ризаэддин), внесших значительный вклад в разработку проблем нравственного и религиозного воспитания школьников. В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя по вполне конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Нет должной глубины в раскрытии нравственного воспитания и его движущих сил. Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного процесса[26].
Глава
I
.
Воспитание и его понятия
1. 1. Проблема нравственности в современном мире
Анализируя распад нравственности, Л. Толкачёва говорит, что проблемы воспитания относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой [11,c.49]. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности. Алкоголизация и наркотизация населения России достигли небывалых размеров. Эти два социальных недуга современности ежегодно уносят тысячи молодых жизней. Естественная убыль населения составляет 1,5 млн. человек в год. Продолжительность жизни мужчин в России в 2009 году - 56 лет. По прогнозам аналитиков, если такие темпы смертности будут и далее продолжаться, к 2050 году население России сократится на половину, а к 2080 году может вообще исчезнуть [16].
В педагогическом, психологическом, политическом и религиозном кругу обеспокоены этими фактами. Многие считают, что религия должна быть частью образования детей. В марте 2002г. Сергей Кириенко заявлял, что правительство РФ хотело бы выработать новую религиозную политику и новый единый стандарт для религиозного образования, в частности исламского. До этого, в 1999г., Российская академия образования и правительство Дагестана организовали в Москве «круглый стол» с участием ученых, представителей министерств, средних школ и общественных организаций, чтобы обсудить роль идеологии в образовании. Участников, прежде всего, беспокоил «идеологический вакуум» в образовании молодежи [35].
В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается одной из фундаментальных мировоззренческих баз воспитания и развития детей, основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс. Но принимаемые меры в педагогике не позволяют изменить ситуацию в направлении духовно-нравственного воспитания коренным образом. Не преодолены последствия кризисных явлений постсоветского российского общества, выразившихся в резком снижении воспитательного потенциала таких ведущих институтов воспитания как семья, учреждения образования, культуры, спорта, социальной защиты населения.
Социальный фон духовно-нравственного воспитания детей в современной России продолжает оставаться неблагоприятным, что обуславливается как общими негативными тенденциями развития современной цивилизации в целом, так и состоянием российского социума. Усугубление кризиса семьи снижает ее нравственно-воспитательный потенциал: интенсивная информатизация общества кардинально перестраивает воспитательное пространство, процесс духовно-нравственного становления личности, влияет на психологию взаимодействия личности с окружающим миром [31].
Особую тревогу вызывает распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами среди детей и подростков, а также рост числа связанных с этим преступлений, правонарушений и антиобщественных действий и т.д [10].
1.2.
Добрые нравы и воспитание - залог успеха общества
Нравы являются важным фактором в жизни общества и в совершенствовании наций. Они родились как часть рода людского. Никто не отрицает важную роль воспитанности, которую она играет в принесении человеческому духу покоя, счастья и умиротворения: никто не ставит под сомнение и ее полезное и решающее влияние на упрочение основ единства поведения и мышления на социальном и общественном уровнях. Добрые нравы столь важны, что даже нации, не верящие в религию, уважают их и ощущают, что для них существенно придерживаться какой-то морали, чтобы продвигаться вперед. Общества существуют везде, и везде воспитанность и хорошие манеры имеют общие черты.
Как бы нам не было трудно это признавать, но состояние духовности и нравственности в современном обществе пока еще весьма далеки от идеала. Происходящее имущественное и социальное расслоение, значительная социальная незащищенность широких слоев населения создают неблагоприятные условия для развития духовной культуры, гуманизации общественного сознания. С особенной остротой данные проблемы проявляются в молодежной среде, наиболее открытой и восприимчивой ко всякого рода влияниям. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в Республике Татарстан, в последние годы не опускается ниже 3,5 тысяч в год [10].
Ниспровергнуты существовавшие долгие годы идеалы и в то же время практически отсутствуют сколько-нибудь серьезные попытки утверждения новых, привлекательных для молодежи нравственных норм. Система образования сегодня самой жизнью представлена перед необходимостью поиска новых, более эффективных средств духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Нет сомнения, что в настоящее время человеческое общество страдает от различного рода духовных отклонений и психологического разлада. Если мы внимательно всмотримся в жизнь таких людей, которые игнорируют добрые нравы, то обнаружится, что они используют быстрое развитие материальных средств вопреки целям, с которыми они были созданы. Необходимо сказать, что если благородные черты не становятся мерилом здоровой личности в любом данном обществе, члены этого общества не будут стремиться к ним, а скорее попадут под влияние общественного мнения, которое ведет их к подражанию поступкам других, игнорируя любые противоположные воздействия. Мы должны осознавать, что современным цивилизациям не достает способности привить человеку здоровые, благородные черты, не могут они и гарантировать спасения любому обществу [33, c.76].
Д-р К. Роман пишет: «Наука в современную эпоху продвинулась далеко вперед, а нравы и чувства все еще находятся на примитивной стадии. Если бы нравы и чувства развивались вместе с разумом и рассудочностью, мы, возможно, могли бы утверждать, что человечество достигло продвижения вперед также и в своей гуманности [27, c.57].
Проводятся различного рода конференции и съезды по исследованию духовно-нравственного развития ребенка, проводятся тщательные разработки, программы по решению нравственного положения в стране [34, c.56]. Это не может не порадовать. Но, к сожалению, современная наука опирается все еще на те ориентиры и методы, которые выдвигались в советское время. Возникает вопрос: если атеистическое мировоззрение исчерпало свои возможности, почему бы не использовать другие методы, которые вне какого сомнения, помогут не только науке, но и нравственно-духовному воспитанию детей. Ведь пути решения нам было дано уже давно – ответ и спасение уже есть - это религиозное воспитание.
1.3. Сущность понятий «нравственное воспитание» и «религиозное воспитание»
Понимание нравственно-религиозного воспитания – одна из наиболее острых и сложных педагогических проблем. Эта сложность объясняется целым рядом причин. Во-первых, объективной трудностью самих исследований истории, особенно ее целостного изучения и понимания. Во-вторых, тем, что на изучение истории накладывают свой отпечаток господствующие в науке концепции, взгляды, зачастую мешающие адекватному пониманию явлений. В-третьих, — это то колоссальное воздействие, которое на наше общественное сознание оказал известный спор - противостояние западников и славянофилов. Чаадаев П.Я. писал: «Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды» [9, с. 265-267]. Отсюда уже логически следовало пренебрежение своей культурой, и напротив, преклонение перед культурой других, прежде всего западноевропейских народов, и как следствие — требование все делать по иностранным меркам, не задумываясь об их применимости к нашим условиям.
Вторая позиция, оформившаяся в трудах А.С. Хомякова, а затем Н.Я. Данилевского, напротив, исходила из признания превосходства российского пути развития над западноевропейским. В дальнейшем этот вопрос рассматривался в трудах писателя и философа Лева Николаевича Толстова. Под влиянием взглядов Толстого возникает религиозно-нравственное течение «толстовство», развивающее идеи преобразования общества путём религиозного и нравственного совершенствования человека, всеобщей любви, непротивления злу насилием. Л. Н. Толстой говорит, человек без религии «так же невозможен, как человек без сердца» [5, с. 45]. Данная проблема вызывает большой интерес и в наши дни, и наиболее важно рассмотреть современную трактовку понятий «нравственное воспитание» и «религиозное воспитание».
В словаре Ожегова понятие религия определяется как одно из направлений общественного сознания; сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какой-нибудь идее, принципу, нравственному закону, ценности. Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами; система внутренних прав человека основанных на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствий, готовности прийти на помощь [20].
Религиозное воспитание - совокупность духовных представлений, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни, основывающиеся на вере в сверхъестественные силы и существа.
Нравственное воспитание – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умении поступать с учетом общественных требований и норм прочной системы привычного, повседневного морального поведения [15, с.23].
«Между верой и нравственностью, между убеждением и действиями существует тесная связь. Религиозное воспитание – источник всех добрых деяний и совершенства. Ведь ребенок, невоспитанный на этой основе, не чувствует за собой никакой ответственности, а воспитанный в богобоязненности будет чувствовать контроль Всевышнего и ответственность за свои поступки» [7, c.34]
Можно сделать вывод, что нравственное и религиозное воспитание взаимосвязаны между собой, так как они основаны на гуманистических ценностях.
1.4. Религиозное воспитание, его общее понятие
В период существования человеческого общества веками религия выступала важным феноменом духовного развития людей и, несомненно, определяло содержание нравственного воспитания детей в семье и обществе в целом [28, c.25]. Далее рассмотрим, что собой представляет и религиозное воспитание. Обозначим наиболее общий взгляд на религиозное воспитание, одинаково приемлемый для всех культов. Религиозное воспитание – это особый способ воздействия на все способности детей (ум, волю, чувства), результатом которого должно быть освоение ребёнком основ вероучения и образа поведения в соответствии с этим вероучением [15, c.23]. Исходя, из представленного термина можно сделать вывод, что могут существовать разные виды воспитания: исламское, христианское, иудейское, школьное и т.д., но суть у их сводится к одному – воспитывать высоко-духовного, нравственного человека.
Хотелось бы просмотреть воспитание более тщательно на основе исламского воспитания. Исламская вера, как и другие мировые конфессии, призывает не убивать, не грабить, не причинять зло другим людям. Рашида Габидуллина, педагог-психолог считает, что «ребенок, получивший хорошее религиозное воспитание, приученный с детства к совершению богослужений, которые ориентируются на совершение добра, ребенок, которому родители ненавязчиво и с любовью дали верное направление в жизни, вырастая, обычно становятся высоконравственной и сильной личностью» [7, c.34]. Для того чтобы привить ребенку религиозные навыки, необходимо, чтобы он жил в религиозной атмосфере. Ислам считает, что особенно важна здесь роль родителей. Социологическими исследованиями установлено, что влияние семьи на ребенка в начале XXI века намного сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы: влияние семьи —40 %, СМИ — 30 %, школы — 20 %, улицы —10% [22]. Однако и образовательное учреждение остается немаловажным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс детей. Педагоги- воспитатели являются авторитетом и примером для детей, в особенности в младшем школьном возрасте [31]. Очень важный период в обучении и воспитании ребенка – это период между 7-12 годами жизни. Согласно общему мнению современных педагогов и психологов, с семилетнего возраста ребенка начинает появляться способность различать, объяснять, выражать свои мысли [29]. Пророк Мухаммед еще 15 столетий тому назад повелел: « Когда вашему ребенку исполнится 7 лет, то научите его молиться»[2]
В исламе давая наказ воспитателю своего сына, Утба бин Абу Суфйан сказал: «Пусть воспитание моего сына тобой будет самовоспитанием, ибо они на всё смотрят твоими глазами, одобряя то, что одобряешь ты и считая отвратительным то, что считаешь отвратительным ты».
Ибн Халдун сообщает, что Харун ар-Рашид сказал учителю своего сына аль-Амина: «О Ахмар, поистине, повелитель правоверных вручил тебе свою собственную душу и плод своего сердца и дал тебе над ним полную власть, и он обязан повиноваться тебе; так будь же для него тем, кем сделал тебя повелитель правоверных: заставляй его читать Коран, познакомь его с летописями, читай ему стихи, обучай его сунне, позволяй ему смеяться лишь тогда, когда это будет уместно, не пропускай и часа, чтобы не дать ему что-нибудь полезное, но не убивай его разум, огорчая его, но в то же время не будь к нему настолько снисходительным, чтобы он наслаждался бездельем и привыкал к нему, и исправляй его, по возможности, с помощью близости и мягкого обращения». [32]
Рашида Габидуллина, мусульманский психолог и педагог считает, что «обучая ребенка религиозным правилам, всегда следует помнить о его возрасте, и, ни в коем случае, не применять насилия по отношению к нему…Лейтмотивом в духовном наставлении должна быть любовь, но не нажим» [7, c.35]. Давая родителям и воспитателям наставления относительно их детей и побуждая их следить за их воспитанием, ислам вовсе не стремится к подавлению воли ребёнка и к тому, чтобы за него думали его родители и воспитатели, которые стали бы регулировать его жизнь, следить за его делами [6,c.57]. Цель ислама состоит лишь в осуществлении родителями и воспитателями контроля за поведением ребёнка, чтобы он не впадал в различные отклонения и сомнения [14, c. 11].
Возможность ребёнка высказывать своё мнение независимо от того, каким бы далёким от истины оно ни было, высказывание правильного мнения отцом или матерью всё это заслуживает внимания, так как способствует дальнейшему формированию ребёнка и указывает ему правильное направление. Примером независимого воспитания, к которому стремился Посланник Аллаха Мухаммед и основам которого он обучил молодое поколение своих сподвижников, приучая их высказывать своё мнение, является то, что случилось с Абдуллахом бин Аббасом. Сообщается, что Посланник Аллаха (c.а.в) спросил: «Аллах уподобил верующего дереву, листья которого не опадают. Знаете ли вы, что (это за дерево)?». Все промолчали, и тогда посланник Аллаха (c) сказал: «Поистине, это – пальма». Абдуллах бин Аббас находился там вместе со своим отцом, а когда они отправились домой, Абдуллах сказал своему отцу: «Я знал, ответ на то, о чём спрашивал посланник Аллаха (c.a.в), но побоялся говорить в присутствии его сподвижников», и тогда его отец сказал: «Поистине, если бы ты ответил, это было бы для меня дороже красных верблюдов!» [32].
1.5. Понятие воспитания и личности
Надо сначала прояснить, какое содержание в понятие «воспитание» вкладывает современная научная педагогика. Педагогика без идеологии не может воспитать полноценную личность. Так как воспитание– это общественный процесс, заключающийся в систематическом и целенаправленном воздействии на духовно-культурное и физическое развитие личности в целях подготовки её к жизни в обществе [3]. Общественные отношения и взаимоотношения, в которые вступают между собой различные поколения, всегда являются воспитательными или воспитывающими. На базе осознанного отношения человека к воспитанию как к общественному явлению функционирует педагогика, которая, являясь особой отраслью научного знания, призвана вырабатывать законы воспитания и их целенаправленного и сознательного использования в руководстве жизнью и деятельностью новых поколений [11]. Непременными качествами организованного воспитания являются целостность и системность, последовательность, органическая совмещённость, взаимодействие подсистем в рамках единой общей системы. Таким образом, воспитание можно рассматривать как педагогическую систему, представляющую собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм и методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь.
Если обратиться воспитание детей в исламской традиции, то самый эффективный способ воспитания – это быть человеком для подражания. Не зависимо от того хотим мы того или нет, дети учатся вести себя в жизни наблюдая за нами. Даже отсутствующий родитель - модель для подражания [32, c. 9]. Таким образом, необходимо проанализировать, то, как мы обращаемся с ребенком, чтобы получить желаемый результат.
Отрицательное поведение и осуждения приводят к появлению у детей отрицательных качеств. Термин положительная и отрицательная поддержка, популярен в современной психологии. Но этот термин утверждался в Коране и в действиях и словах Пророка Мухаммеда 1400 лет назад.
Такие авторитеты в области исламского воспитания, как аль-Газали, Ибн Халдун и Ибн Мискавейх, указывали на важность воспитания ребёнка, так как в детстве формируются его нравственные качества, чувства и разум [1, c.36].
Целью Ислама — его концепций, способов поклонения и учений о ценностях, жизненной позиции, морали и поведения — является превращение каждого мусульманина в личность в исламском понимании этого слова. Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности.[30] Что же такое «личность» по исламу? Личность — это человек, отказывающийся признавать, что не существует ничего, кроме материального мира, что вселенная и жизнь конкретного человека со всеми ее обстоятельствами и событиями есть результат игры слепого случая [24]. Это человек, живущий с уверенностью в том, что есть Творец, сотворивший мироздание, перед Которым он, человек, несет ответ. Как гласит Ислам: стремись совершенствовать себя. Самый важный элемент счастья и наиболее возвышенная черта, которой может обладать человек,- его способность к самосовершенствованию. Все люди как таковые равны. Однако они отличаются друг от друга, как различна и их способность мыслить и рассуждать. Личностные качества - это все, что отличает индивидуумов друг от друга и определяет способности и социальное положение каждого. Человек был помещен в этот мир, чтобы стремиться к развитию своих способностей, расширению горизонтов своего мышления и практической деятельности, а следовательно, к совершенствованию своего знания и укреплению духа, чтобы достичь совершенства. Принимая это во внимание, обязанность каждого индивидуума - утвердить в себе здоровую и благородную личность и трудиться на пути счастья. Согласно Шопенгауэру, "Многообразие личностей естественно, а его роль в привнесении горя или счастья в жизнь человека больше той, которую играет несходство между людскими различиями. Это потому, что черты личности никогда не могут быть сопоставлены с тем, что человек может получить от материальных вещей. Ибо разумный человек может создать себе приятную жизнь, даже если он изолирован. С другой стороны, невежественный человек не способен избавиться от лени, хотя он может иметь все наслаждения жизни, даже потратив на это большие суммы денег"[24]. Все характеристики и черты играют роль в определении будущего человека, а каждая мысль или чувство сильно влияют на эти характеристики и черты. Уместно отметить, что нравы и поведение каждого человека постоянно меняются в сторону совершенствования или в обратном направлении. Первым шагом в совершенствовании и развитии личности является изучение методов использования своих внутренних сил и способностей и подготовка себя к преодолению факторов, могущих вызвать проблемы на пути совершенствования. Тогда человек сможет очистить себя от всего низменного. Если человек не знает цену себе, он не сможет достичь здесь никаких позитивных изменений, как не сможет правильно построить свою жизнь. Слова и поступки не имеют никакой реальной ценности, если они не проистекают из глубин чьего-то существа. Слова выражают содержащееся в разуме, они как бы передают хранящиеся здесь секреты. Когда слова противоречат чьему-либо поведению, это говорит о ненадежной личности и, следовательно, оказывает опустошающее воздействие на жизнь индивидуума. [24]
1.6. Воспитательный потенциал ислама.
Дети являются ростками жизни, плодами надежды и радостью для людей. Вот почему ислам обращает такое внимание на воспитание детей, стремясь к тому, чтобы они принесли обществу счастье и возвысили его. Существуют много благородных аятов, в которых говорится о детях, и эти аяты направлены на охрану жизни ребёнка. Ислам регулирует жизнь отдельного человека, семьи и общества в целом, не забывая о том, что всё это тесно взаимосвязано друг с другом, и любое воздействие на одно обязательно отражается на другом. Высокие наставления ислама координируют шаги и разъясняют методы взаимодействия между отдельным человеком, семьёй и обществом для того, чтобы всё это приводило к прогрессу в целом. В основе этого лежит милосердие, а достигается поставленная цель через взаимное сочувствие, любовь и веру.
Таким образом, в этом отношении ислам опередил все прочие попытки исправления личности, семьи и общества в том смысле, что он сочетает между собой все шаги в этом направлении и уравновешивает их. Ислам начинает с подготовки отдельного человека, рассматривая его в качестве одной из первичных ячеек, из которых складывается семья, общество и народ. Отдельный человек является основополагающим элементом. Каждый человек сначала является ребёнком, и ты можешь сформировать его систему ценностей и понятий, как тебе будет угодно, привив ему гуманные принципы и достойные нравственные качества. Если его формирование отличается вышеупомянутой упорядоченностью и соответствует правильным образцам, то и семья развивается правильно, в результате чего общество и народ становятся сильными и опираются на надежные основы. Ислам опередил все области науки о формировании и развитии человека в течение всей его жизни [1, c.26].
У народов ислама считается, что дети рождаются в состоянии «фитра» (чистоты), а потом их родители воспитывают их верующими или атеистами. Согласно Муснаду ибн Ханбаля: "Дети неверных, лучше, чем ты взрослый. Каждое живое создание рождается с праведной сущностью." Обязанность и долг родителей и педагогов, воспитать детей, так что повзрослев, они стали верующими деятельными мусульманами [32, c. 11].
О важности воспитания детей свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада. Так, Всевышний Аллах говорит в Коране: "О вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни" (сура "Запрещение", аят 6) [27, c.57].
Таким образом, по исламской традиции считается, что Всевышним Аллахом и его Посланником Мухаммадом на родителей и учителей возложена большая ответственность по воспитанию детей. Тяжесть этого груза, по их мнению, заключается в том, что дети доверены нам Всевышним, и в Судный день мы будем отвечать за них перед Аллахом. Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Ведь именно в эти годы формируются основы личности. Чем взрослее ребенок, тем труднее он поддается переделке. Из мягкого воска можно слепить что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок [21,c. 12].
.
Вывод к
I
главе.
Социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В I главе была изучена нравственная культура современной молодежи. К сожалению, нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Так почему же все-таки ставится вопрос о необходимости отказа от существующего материалистического мировоззрения? Именно главенствующее сейчас в мире материалистическое мировоззрение привело к глобальным кризисам. Эта эгоистическая позиция становится неприемлемой в сложившейся ситуации, когда все уже решают дни. По второй задаче был сделан вывод, что философия исламского воспитания – это формирование высокообразованных, морально устойчивых, полезных для государства граждан. Подчеркнем, что основной "институт воспитания" в Исламе для каждого ребенка – это, прежде всего, его семья, и основными "профессорами" являются его родители. И воспитание подрастающего поколения происходит именно на их основе. А не на основе школы.
Первоначальная цель исламского воспитания и образования состоит в том, чтобы воспитать достойного человека, который, развивая свои потенциалы, будет верным рабом Аллаха, дающего истину и поддержку развития на Земле. Таким образом, основные цели образования сочетают духовное, моральное, социальное, интеллектуальное и физическое развитие со специфически религиозными целями. Между социальными и личными устремлениями не существует никаких конфликтов, поскольку тут наблюдается полное единство намерений.
Глава
II
. Проблема внедрения религиозного воспитания (исламского) в систему современного образования
2.1. Проблема внедрения религиозных дисциплин в содержание образования в российских школах.
Главное в религиозном воспитании — это приобщение ребенка с самого рождения к Вере. Обучение его столпам Ислама и основам Шариата. Принцип шариата – комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него и регулирующих их поведение. Естественно этим школа не может заниматься, вполне могли бы и сказать, что светская школа опровергает религию как основное спасение нашего будущего поколения [7, c.34]. Но возможно ли в полной мере осуществить законы религиозного воспитания и образования в светской школе? Ведь Россия, в первую очередь, светская страна. По нашему мнению, школа на то и названа светской, и она и не должна этим заниматься. Для этого существуют мечети и храмы, при котором могут обучаться и дети и взрослые. Будучи объективными, в нашем существующем обществе не готовы к таким изменениям в школьной программе, ни родители, ни педагоги [12, c.63].
Педагогами-христианами было решено, что в школьную программу надо внести поправления, а именно сделать религиозное воспитание обязательным (B.Метлик). Но не учитывался факт, что в стране живут бок о бок разные национальности. В конечном счете, были изменены некоторые аспекты по реализации программы, оставляя обязательным религиозный предмет в некоторых школах. Если посмотреть на регионы, то здесь ситуация еще сложнее. Несмотря на всю проблематичность ситуации, с 1 сентября 2008 года в школах уже существует предмет основы православной культуры в обязательном порядке. А в школах регионов религиозное воспитание не было принято. Вместо него было внедрено дисциплина религиоведение[35].
2.2. Зарубежные страны об использовании религии как дисциплины в учебно-воспитательной системе
Долгое время не утихают жаркие дискуссии о том, надо ли вводить уроки религии в средних образовательных школах России. Спорят, в основном, о целесообразности и возможных последствиях каких-либо нововведений. Нет сомнений, дискуссии эти обоснованы, так как дисциплина, поддерживающая нравственные основы в школьном образовании, необходима. Нужна идея, принципы, на которых выстраивались бы не только особенности менталитета, но и нравственное самосознание. [12]
Россия - не первая страна, столкнувшаяся с такой проблемой. Подобные вопросы решали в течение последних десятилетий многие европейские страны, в том числе и консервативная Австрия - страна с сильно доминирующей, но отделенной от государства католической церковью. Уровень преступности в этой стране - один из самых низких в Европе, большинству граждан нет необходимости объяснять, что значат такие слова, как "можно – нельзя", "свое – чужое", "толерантность", "терпимость" и прочее. Давайте посмотрим, как же австрийцы решили вопрос с уроком религии?
Устраивая ребенка в школу, специализированную или просто по месту жительства, родители заполняют анкету, в которой указывают религиозную принадлежность будущего ученика. В данной графе может быть названа любая официальная конфессия или фраза "без религиозной принадлежности". В последнем случае ребенок освобождается от обязательного посещения уроков религии, а ходить на него может только по собственному жгучему желанию. Во всех остальных случаях религия - такой же предмет, как и математика с иностранным языком.
В австрийских школах имеются несколько специально обученных преподавателей, обычно католического и местами лютеранского вероисповедания. Некатолики и нелютеране от этих уроков освобождаются, но им в конце полугодия нужно принести бланк с оценками из своей пятничной, субботней, воскресной или еще какой-либо школы. У детей без религиозной принадлежности оценка по религии добровольно в аттестате отсутствует. Имеется достаточное количество мечетей, синагог, православных и других храмов, считающих своим долгом предоставить не только помещение, но и сертифицированных преподавателей, которые занимаются не религиозной пропагандой, а воспитательно-образовательной деятельностью. Несмотря на то, что в Австрии религия преподается в обязательном порядке, школы и гимназии по-прежнему остаются светскими учебными заведениями [18].
Конечно, для того, чтобы в России ввести нечто подобное, нужно как следует продумать не только форму таких уроков религии, но и требования к потенциальным педагогам. Любое нововведение, особенно такое глубинное, как религиозное обучение и воспитание нации должно быть продумано до мелочей. Об идеологическом и нравственном воспитании молодых поколений законодательным и исполнительным органам необходимо активно думать на всех уровнях власти. Ведь общая идея, основанная на нравственности - это тот реактивный двигатель, который не только помог бы реализовать запланированные преобразования страны, но и обеспечивал бы поддержание моральных ценностей общества в будущем.
А в России такого право не дают. Все дети должны изучать только православие в школах, после введенного недавно закона. Вот вам и многоконфессиональная и многонациональная страна, для того, чтобы в стране было спокойствие, и воспитание толерантных детей не должно быть внедрено ОПК в обязательном порядке [35].
2.3. Квалифицированные кадры по обучению в школе по предмету
религиоведения в РФ
Обсуждая проблему подготовки кадров, в России мы видим иную картину. В одной школе, и даже в одном классе могут обучаться и мусульмане и христиане, и другие люди вероисповедания. Предстоит проблема, а кто займется обучением этих детей? Не означает ли это что вскоре времени, в коридорах школ сможем увидеть и имама, и священника. Или же этим займутся учителя истории? В конечном счете, нужны будут и высоко- квалифицированные учителя, глубоко знающие и передерживающиеся той или иной вере [12].
Важно также не забыть, что каждая религия считает себя правильнее, чем остальные и приемлет только абсолютную истину. Поэтому в обучении религиозного воспитания, если даже она будет присутствовать в школах, должна быть введена учителями кто бы смог внедрить детям, такие качества любовь к ближнему, толерантность, и уважение к чужому мнению. Конечно, для того, чтобы в России ввести нечто подобное, нужно как следует продумать не только форму таких уроков религии, но и требования к потенциальным педагогам. Любое нововведение, особенно такое глубинное, как религиозное обучение и воспитание нации должно быть продумано до мелочей. [18]
Доктор исторических наук, профессор Государственного университета аэрокосмического приборостроения, Тамара Смирнова выразила непонимание, почему в России, в многоконфессиональной стране на уровне школ нужно актуализировать религиозный фактор, когда хотят создать единую российскую нацию. Тамара Смирнова считает, что в этих условиях актуализировать религиозный фактор - серьезная ошибка. Однако, по мнению Тамары Смирновой, духовно-нравственное воспитание не может сводиться к религиозному воспитанию, тем более силами одной конфессии [35].
2.4. Сотрудничество религии и науки – путь спасения человечества
На рубеже тысячелетий, несмотря на научно-технический прогресс, человечество подошло к глобальной катастрофе. Особенно беспокоит общественность экологический и нравственный кризис.
После «коллапса Советского Союза» Запад предлагает себя в качестве обязательной модели для всего остального мира, «американский образ жизни» считается вершиной цивилизации. И в России западное общество так же провозглашают чуть ли не идеалом. Причина такого «обожествления» Запада - технологическое развитие, которое сделало жизнь западного человека роскошной и комфортной. Но возникает самый важный вопрос: «Сделали ли человека счастливым научные достижения?»[13]
Недавно вышла книга вице-президента США Альберта Гора «Земля на чаше весов», в которой он говорит о том, что Америка окончательно скатилась к обществу потребления, где моральные устои, а тем более вера являются третьестепенными, отодвинутыми от людей, где вопросы наживы и бесчинства выдвинуты на первый план. Он считает, что общество потребления ведет страну в тупик.
Великие ученые всегда напоминали нам о том, что наука не может сама по себе служить спасителем человечества. Среди них Алексис Кэррэл, лауреат Нобелевской премии и автор книги «Человек - это неизвестное существо». Известный американский психолог, доктор Генри Линк, пишет: «У науки нет лекарств от сложных жизненных проблем. Наука не является источником счастья, поскольку большие достижения в области науки означают лишь более сложную жизнь. Если сегодняшние науки не будут объединены и помещены в рамку ясных жизненных фактов, они неизбежно приведут к упадку умов и всеобщему коллапсу. Но лишь вера может выполнить эту важную задачу» [27,c.44].
Немецкий поэт так описал проблему новых поколений, выросших в условиях современной цивилизации: «Наше поколение пусто изнутри. Нам действительно недостает религии, комфорта и спокойствия»[27,c.46]. Как после этого можно говорить о том, что западный образ жизни идеален, что люди с «пустотой» внутри могут стать спасителями человечества!
В течение XX века, века атеизма современные технологии были использованы как на пользу людям, так и во вред им. Первая и вторая мировые войны, атомная бомбардировка мирного населения в Хиросиме и Нагасаки, и многие другие бедствия ясно демонстрируют, какие величайшие разрушения может принести человечеству безбожная наука и ложные идеологии. Технокультурная глобализация, которую мы все наблюдаем, фактически действует как безрелигиозное, идеологическое продолжение капитализма. [27, с. 53].
Успехи науки в области физики, молекулярной биологии во второй половине XX века представляют новую угрозу для человечества. Большую опасность представляют собой генная инженерия, клонирование, создание искусственного интеллекта, международные информационные системы и так далее.
В настоящее время человечество начало осознавать, что оно обладает способностью уничтожить само себя. Единственное, что может спасти людей от злоупотреблений научно-техническим прогрессом, это чувство ответственности каждого перед Всевышнем. На планету наступает научно-технический прогресс. Люди должны понять свою ответственность перед Всевышним и перед своими потомками. И воспитать будущее поколение в духе ответственности и любви, чтобы человечество осталось на нашей планете, а достижения науки и техники использовать во благо человека, чтобы он служил на пути, указанным Аллахом.
Вывод к
II
главе.
Исламские педагоги озабочены тем, что образовательная система представляет на сегодняшний день большое количество неразрешенных вопросов. Вот почему ученые постоянно обращают внимание мусульманской уммы, что современное положение образования представляет корень всех ее проблем. Также исламских педагогов волнует, что как следствие влияния Запада, программы в мусульманских странах все еще подразделяются на изучение естественных, социальных, прикладных, гуманитарных и религиозных наук, но они лишены общих, обязательных для изучения предметов, связывающих эти отрасли воедино. Разные области научной деятельности отделены друг от друга "каменной стеной". Без внутреннего голоса разума человек имеет все возможности стать высокомерным и неблагодарным своему Создателю, что ведет к нарушению природных законов, и, в конце концов, к разрушению личности и окружающей среды. Такая позиция в корне противоречит положению человека, как венца творения на Земле.
Однако, любое религиозное воспитание в общеобразовательных школах недопустимо, даже в виде факультативов. Парадоксально, но здесь позиция мусульман совпадает с мнением атеистов. Считаем, что необходимо прививать детям толерантность, уважение религии к друг другу, а школы оставить светскими. Ведь если мы хотим иметь светское государство, то светским оно и должно оставаться.
Заключение.
Принимая во внимание выше сказанное можно заключить, что религия на протяжении тысяч лет служила основой любой известной истории цивилизации, определяла нормы отношений принадлежащих к каждой из них огромных масс людей. Теперь за основу религии берутся нравственные устои. Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости. В отличие от права исполнение требований нравственности санкционируется лишь формами духовного воздействия [3]. В настоящее время мы наблюдаем упадок нравственности как во всём мире в целом, так и в России в частности. Необходимы новые стимулы и методы воспитания [2, c.57]. Однако, не стоит «изобретать велосипед». Нашему обществу необходимо религиозное воспитание, как метод поддержания общества в гармоничном состоянии. Воспитание, в том числе религиозное должно начинаться с молодых лет. Дети являются радостью человека в его жизни, они делают её приятной и благодаря их благодати выделяется удел, проявляется милосердие и умножается награда. Основы воспитания закладываются в семье, ведь только родители хорошо знают об особенностях психологии своих детей и умеют должным образом подойти к ним и проникнуть в их чистые и невинные души, используя в деле их формирования и ориентации наилучшие методы [8,c.56]. Люди, воспитанные на истинных ценностях Ислама, разными методами добиваются любви детей, стараются сблизиться с ними с учётом их возраста и развития, шутят с ними, поддерживают в хорошем и осуждают в плохом. Исламское воспитание приводит к обретению юными душами наилучших человеческих достоинств, прививает такие высокие нравственные качества, как любовь к другим людям, привычка оказывать поддержку слабым и поддерживать связи с родственниками, уважение к старшим, проявления милосердия к младшим, ощущение радости от совершения благих дел. «Праведность – от Аллаха, а воспитанность – от родителей» [2].
Главное в религиозном преподавании и воспитании — это приобщение ребенка с самого рождения к Вере. Обучение его столпам Ислама. Принцип шариата – комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него и регулирующих их поведение, как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества. Однако школе это не под силу в силу её светского характера, как одного из институтов государства. Религиозное воспитание должно осуществляться в первую очередь в семье. Далее оно должно плавно перетечь в мечети, храмы, синагоги и т. д. Поэтому введение такого предмета как ОПК в общеобразовательные государственные школы считается недопустимым. Ведь в школах учатся дети различных конфессий. И выделение одной из них может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому наиболее оптимальным выходом может считаться введение в школах предмета «религиоведения», где будут преподаваться основы всех конфессий. Заслуживает внимания опыт зарубежных стран. Например, Австрия. Сразу же возникает вопрос: а кто будет преподавать данную дисциплину? Нужна система подготовки специальных кадров, которые смогут внедрить детям любовь к ближнему, толерантность и уважение к чужому мнению. На планету наступает научно-технический прогресс. Люди должны понять свою ответственность перед Всевышним и перед своими потомками. И воспитать будущее поколение в духе ответственности и любви, чтобы человечество осталось на нашей планете, а достижения науки и техники использовать во благо человека, чтобы он служил на пути, указанным Аллахом.
Список использованной литературы
1. Абдалла, Н.М. Мусульманин со своим Господом, с самим собой, со своими родителями, со своей женой и со своими детьми. Казань: «Дом печати», 2001. -110с.
2. Абдалла, Н.М. Сборники Хадисов. / Н.М. Абдалла, Э. Кулиев. - М.: «Иман», 2000.-1416с.
3. Аверинцев С.С. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
/ М.Л. Гаспаров, В.И. Ритус, Б.Н. Флоря, М.Н. Соколов,
В.И.Григорьев, В.Г. Сурдин, Ю.В. Гапонов, В.М. Ковальзон. –
М.: «New Media Generation», 2008.- DVD-9/DVD-DL
4. Багашев, А. Духовное – нравственное воспитание молодежи. //Воспитание школьников, 2008. -№9. - С. 10-12.
5. Бердников, Г.П. Толстой Л.Н. и современность: сборник статей и материалов. М.: «Наука», 1981. – 280с.
6. Валеев, А. Нравственное воспитание детей в условиях педагогики свободы. //Воспитание школьников, 2007.-№6. - С. 57-58.
7. Габидуллина, Р. Воспитание детей любовью, знанием и примером//Золотой Родник, 2007. -№6.- С. 36-39
8. Ефимов, А. Некоторые особенности семейного воспитания. //Магариф, 2007. -№6. - С. 56-57.
9. Замалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии.
М.: «Просвещение», 1995. – 489 с.
10. Зиннуров А. Воспитание молодежи - дело государственное.//Магариф, 2007.-№7.- С. 49-50
11. Искаков, Б.И. Гибель от реформ.//Свет, 2001.-№8.- С. 34-37
12. Ислаев, Ф. Светские образовательные учреждения и религия. //Магариф, 2007. -№3. - С. 63-64.
13. Кардави, Ю. Осчастливил ли Запад человечество. //Саф Ислам, 2005. -№2.- С. 12
14. Кахтани. С. У. Уделение внимания детям в исламе. М.: «Российский Фонд Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 1981.-105c.
15. Коджаспирова, Г.Н. Педагогический словарь для студентов высш. тх. и средних пед. учебных заведений. / Г.Н. Коджаспирова,
А.Ю. Коджаспиров. - М.: «Академия».- 2000.- 176с.
16. Муратов, М.С. Психотерапия в намазе. Казань: «Иман», 2004.
- С. 43-64
17. Накиб, А. Концепция обучения в Исламе. Коала Лумпур: «ISTAS», 1990. -290 с.
18. Наследие.ru. Религиозное воспитание в школе на примере Австрии.
19. Пушкин, О.Н. Как возродить нравственность? //Воспитание школьников, 2008. -№6.- С. 66-68.
20. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов,
Н.Ю. Шведова.- М.: «Азъ», 1992. -925 с.
21. Ризаэддин, Ф. Балаларга угет-нэсыйхэт. Казань: «Дом печати», 2001. -192 с.
22. Сафин, Р. Воспитание, основанное на гуманизме. // Магариф, 2007.-№5.- С. 84
23. Св. Коран. Смысловой перевод / А. Саади, Э. Кулиев. - М.: «Бадр», 2008.- 1152с.
24. Сюзанн, Х. Что должен знать каждый об Исламе и мусульманах. Украина: «Ансар Фаундейшн», 2000. - 200с.
25. Хасанова, Ч. Тэрбия – ин жаваплы олкэ. //Магариф, 2001. -№10. - С.91-92
26. Харисов, Л.А. Ислам: воспитание и образование. О воспитательном потенциале ислама// Педагогика, 2001. - №8. – С. 56-61.
27. Харисова, Г. Х. Мы выбираем Ислам. Секреты здоровья и тайны исцеления болезней века. Казань: «Идел-Пресс», 2008.- 337 с.
28. Хузина, А.Б. Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики. / А.Б. Хузина, Ф.Б. Салимова,
Н,А Аксанова, Г,И, Закирова, Р,И, Хузина, З.И.САлимова. -
Казань: ТГГПУ, 2007.- С. 15-29.
29. Хузиахметов, А.Н. Теория и методика воспитания. // Магариф, 2006.-№5.-16-17 стр.
30. Хузиахметов, А.Н. Уроки воспитания. Казань: «Дом печати», 1998.-421с.
31. Хузиахметов, А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. /А.Н. Хузиахметов, Л.Ю.Сироткин. – Казань: «Дом печати», 1998.-212с.
32. Шамма Ф. Исламское воспитание детей. М.: «Московский центр Карнеги», 2002г. - 190 с.
33. Яхудин, Д. Отпор преступности //Магариф, 2001. -№7. - С. 76
34. http:// www.islamua.net/islam_ua/todae/rightcild/shtml
35. http://www.zaks.ru/new/archive/list/1-0