Курсовая Искусство Вьетнама эпохи Ле Шо
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Институт практического востоковедения
Курсовая работа
« Искусство Вьетнама эпохи Ле Шо »
студентки 3 курса
вьетнамской группы
Зиминой Марии Егоровны
Научный руководитель:
канд. ист. наук Федорин Андрей Львович
Москва 2009г.
Оглавление:
I.
Вступление
3-4
II.
Основная часть:
1. Официальное и народное искусство
4-7
2. Влияние политических, экономических и социальных аспектов на развитие искусства. 8-9
3. Переход к конфуцианству. Роль религии в искусстве в период правления династии Поздних Ле. 9-15
4. Формирование гражданского искусства на примере лубка и резьбы по дереву. 16-21
III.
Заключение
22-24
Список литературы
25
Приложение
26-29
I. Вступление
Искусство Вьетнама, как и любое другое, в процессе своего развития прошло несколько этапов. Каждый из этих этапов обычно знаменуется очередным пиком развития культуры или какими-либо существенными изменениями в жизни государства и общества. В данной работе я хотела бы рассмотреть один из таких этапов, а именно искусство Вьетнама в эпоху правления династии Ле.
В первую очередь надо отметить, что этот период вьетнамской истории является очень длительным и насыщенным во всех отношениях. Поэтому его нельзя охарактеризовать однозначно. Так же правление династии Ле отмечают, как самый продолжительный по времени период правления феодальной династии во Вьетнаме. Отсюда можно сделать вывод, что государство в этот долгий промежуток времени не могло развиваться равномерно. Именно поэтому историки условно разделили эту эпоху на несколько частей. Каждая из них носит свой характер и имеет свои особенности.
Ученые имеют различные точки зрения на этот счет. Иногда эпоху династии Поздних Ле делят на два периода: Ле Шо и Ле Мат, в других источниках отмечают три периода, каждый из которых имеет характерное название, отражающее его суть: Ле Шо – «Нижние Ле» (1418-1527), Ле Чунг Хынг – «Возрожденные Ле» (1533-1593) и Ле Мат – «Верхние Ле» (1600-1786).
В своей курсовой работе я хотела бы рассмотреть такие темы, как становление гражданского искусства, его отличие от официального, влияние политической и социально-экономической обстановки в стране на культуру и развитие искусства в период правления династии Ле.
II.
Основная часть
1.
Официальное и народное искусство
Во многих традиционных восточных обществах существует четко выраженное различие между культурой верхних слоев населения и культурой народной. Эта тема является актуальной и во вьетнамском обществе. Это различие в процессе истории стало очевидным, так как зарождаться стало, наверное, с тех самых пор, когда Вьетнам попал под влияние мощного «Севера». Китай с незапамятных времен оказывал влияние на развитие вьетнамского государства и соответственно общества. Один факт того, что Вьетнам на протяжении стольких веков находился в «северной зависимости» объясняет то, что Вьетнамское искусство имело и имеет поныне множество сходных черт с китайским.
Четко разделить вьетнамское искусство на официальное и неофициальное сложно, можно сделать это только условно. К официальному искусству можно отнести все, связанное с жизнью двора, то есть конфуцианские храмы, поминальные храмы предков императорской династии, сооружения в честь духов-хранителей страны, живопись на шелке. К неофициальному относится все, то что связано с общинным крестьянством: дини, керамика, лубок.
Традиционное отличие официального и народного искусства Вьетнама в том, что, рассматривая первое, можно видеть максимальное сходство его с китайским искусством. Чтобы детально его изучать, нужно постоянно делать ссылки на китайские источники и произведения искусства. Народное же, напротив, можно назвать примером вьетнамского национального искусства, которое меньше поддавалось влиянию иноземной культуры.
Более чем за девять веков китайское влияние так или иначе проникло во все сферы государственной и экономической жизни вьетов. Социальная сторона была затронута меньше, точнее сказать оказала большее сопротивление иноземцам. Северное влияние распространялось по большей части «сверху», то есть на официальном уровне. Конечно, были попытки проникнуть «вглубь» и повлиять на народное сознание (например, как в случае с отменой общин и попытки ввести десятидворки, по китайскому образцу), но ни одно из преобразований не приживалось, что еще раз доказывает, то что народ имел стойкий «иммунитет» к внешнему влиянию, не охотно принимая новшества, особенно чужие. Обычаи и вековые устой всегда намного сложнее сломать, чем провести поверхностные реформы.
Я считаю, что различие официального и народного искусства не только в том, что в одном полностью доминирует китайский стиль, а другое является самобытным, чисто вьетнамским. Но и в том, что произведения официального искусства создавались для «верхов», точнее по их заказу и чаще всего носили показательный характер. Мастера должны были отображать в них то, что было нужно императору. Такие произведения являлись орудием воздействия на сознание людей. В народном же искусстве все намного проще, народ изображал повседневную жизнь, рисовал или высекал то, что видел, то, что его интересовало, можно даже сказать, что оно более искреннее. Не нужно было придерживаться строгих норм, которые диктовались политикой, хотя определенные каноны существовали. Но все же народ мог создавать вещи такими, какими он видел их сам.
В книге «Официальная и народная культура во вьетнамской истории» автор пишет, что существует много мнений на этот счет. Проблема различия между «верхней» и «нижней» культурой рассматривалась многими учеными, среди которых были и вьетнамские специалисты, которые в своих исследованиях делали ссылки на работы Маркса и Ленина. Например : «В каждой стране существуют две подгруппы стран. В каждой культуре две субкультуры…»[1]. Автор так же говорит, что «вьетнамские ученые близко к сердцу приняли заявление о том, что природа характеризуется конфликтами. Следовательно они сосредоточили свое внимание на соц.культурной разнице классов, игнорируя соц.культурные взаимосвязи, а так же соц.культурную гармонию. В результате такого однобокого акцента на соц.культурные отношения, они не поняли, что культуры, в основе которой лежит класс, взаимодействуют и смешиваются…»[2]. Автор доказывает, что официальная и народная культура всегда взаимодействовали и обогащали друг друга со временем. Говорит о необходимости рассматривать борьбу и гармонию как что-то единое. Я считаю, что этот подход является наиболее верным, особенно в отношении вьетнамской культуры, в которой даосскакя идея двух вечно борющихся частей одного целого «инь-ян» всегда существовала.
2.
Влияние политических, экономических и социальных аспектов на развитие искусства.
Культура каждой страны во все времена неразрывно связана с общественной жизнью государства, уровнем развития экономики и политикой. Все эти сферы государственной жизни связаны между собой и оказывают постоянное влияние друг на друга. Любые изменения в обществе тут же оставляют отпечаток в культурной жизни государства, отображаются в произведениях искусства. Если народ живет в условиях войны, постоянном страхе он рисует воинственные картины, изображает героев с оружием в руках, идущих в атаку или уже победивших врага. Для вьетнамского народа, который на протяжении всей своей долгой истории, можно сказать, не выпускал из рук оружия, тема войны особенно актуальна. Через такие произведения простой народ воплощал свое желание наказать, наконец, врага, и освободить свою страну от захватчиков. Когда же в стране начиналось затишье, пусть даже ненадолго, это сразу отражалось в искусстве. Появлялись изображения безмятежной повседневной жизни [Изображение 1]. В мыслях человека появлялось что-то иное, помимо войны и постоянной борьбы с голодом. Произведения наполнялись позитивным смыслом и жизнерадостностью.
Каждый из периодов наивысшего расцвета искусства во Вьетнаме, будь то эпоха правления Ли Чан, эпоха Поздних Ле и т.д., был связан с какими либо изменениям или рядом изменений в жизни государства. Обычно, периоды, когда культура страны начинала свое наиболее активное развитие, чаще всего знаменовались окончанием войны или экономическим подъемом. При династии Ли вьетское государство, став наконец независимым, начинает активно развиваться, облагораживается новая столица, повсеместно строят храмы и дворцы, возводят роскошные сады и т.д. Что касается периода вьетской истории, который я хотела бы рассмотреть в своей работе, в его начале в плане политической и экономической жизни не было все так безмятежно. Как было уже сказано выше, время правления династии Ле было очень неоднозначным во всех отношениях, и было насыщенно множеством событий. В некоторых источниках, которые я использовала для написания работы, авторы отмечают, что некоторые ученые даже характеризуют этот период, как период упадка искусства. Но не смотря на это, этот этап развития вьетнамского искусства можно выделить, как абсолютно новый и своеобразный.
К началу правления династии Ле Шо особого экономического подъема в стране не наблюдалось, но и сказать о том, что страна бедствовала нельзя. К этому времени численность населения страны очень снизилась, причиной этому послужило множество факторов: и войны, и неурожайные года, сопровождающиеся голодом и болезнями. Людей было мало, и «прокормить» их государству было, соответственно, намного проще. Экономическая ситуация была достаточно стабильной.
3.
Переход к конфуцианству. Роль религии в искусстве в период правления династии Поздних Ле.
Одним из основных факторов, на мой взгляд, который значительно повлиял на внутриполитическую обстановку и культурную жизнь вьетов было укрепление позиций конфуцианства. Можно сказать, что оно стало государственной религией. Хотя по отношению к Дайвьету, это утверждение не совсем подходит. Так как вьетнамское общество на протяжении большей части своей истории представляло собой синтез религий, которые всегда находились во взаимодействии и никогда не противостояли друг другу. На протяжении веков буддизм, даосизм, конфуцианство влияли друг на друга. Конечно, время от времени, каждая из религий вырывалась на передний план, оказывала большее влияние на общество, но никогда они друг друга не вытесняли полностью. Со временем они только дополнили друг друга, и можно сказать, что грань между ними порой даже стиралась. Например, в буддийских храмах можно было найти конфуцианские статуэтки. Причиной всего этого является то, что основной религией для вьетов был и есть культ предков, который является самым древнейшим их верованием, и на протяжении всей истории он остался неизменно важным и для простого крестьянина и для императора.
В период правления династии Ле конфуцианство заняло передовые позиции в духовной жизни общества, точнее сказать в духовно-политической. Так как конфуцианство сложно назвать религией. Чаще его позиционируют как учение. К началу правления династии Ле Шо оно стало неотъемлемой частью жизни двора, образованных и благородных людей. Император серьезно занялся вопросом образования, регулярно проводились конкурсные экзамены. По конфуцианским канонам, только образованный человек мог достичь успеха в жизни. Имея ученую степень, человек становился уважаемым в обществе. Буддизм и даосизм подверглись критике. Эти религии стали презренными, исповедовать их могли лишь военные, женщины и евнухи. Буддизм все меньше стал влиять на государственные дела.
Как и любые другие религии Вьетнама, конфуцианство находило свое отражение в искусстве. Но, на мой взгляд, конфуцианство отразилось в нем не так ярко как ,к примеру, буддизм, идеи которого воплощались в виде множества храмов и статуй Будды по всей стране, картинах и различных декоративных предметах, с изображениями буддийской символики: лотоса, облаков и т.д. Возможно, это происходило из-за того, что, как я уже отметила, конфуцианство по большей части было учением, нежели религией. Из за отсутствия божеств, мистических образов и сакральных символов, наверное, сложнее было воспроизвести конфуцианские идеи в форме произведений искусства. Но все же такие примеры были. Например, изображения того, как проходили конкурсные экзамены. Его участники изображались чаще в виде животных. Конечно, такие картины были исполнены в шутливой и даже ироничной форме, которая всегда была свойственна, такому виду искусства, как народный лубок. Так же мастерами создавались изображения Конфуция и его последователей. Так же нельзя не сказать о конфуцианской музыке. С началом периода Поздних Ле она получила большое признание и почет. Более того, она стала даже частью государственной политики. Государство вело непрестанную борьбу с чамской музыкой, которая считалась в то время запрещенной, была признана верхом безвкусия и пошлости. По мнению верхов, музыка должна была поднимать боевой дух, а не давать «расслабляться» и мечтать.
Но такое поклонение конфуцианским канонам вовсе не означало полный отказ от идей буддизма и разрушение всех многочисленных скульптур и построек, связанным с ним, как уже было отмечено ранее: речь идет о вьетском обществе, где терпимость ко всем религиям была одной из самых важных составляющих духовной жизни. Самое любопытное на мой взгляд то, что это качество не прививалось правительством, никто не призывал вьетов к этой терпимости, ни у кого не возникало в мыслях с мечом в руках идти и насильственно насаждать свою религию. Но я думаю, вьетам было все же не просто отказаться от буддизма. Ведь он предусматривал веру в мистическую сторону жизни, в конфуцианстве отношение к человеку и окружаюшему миру было более строгим. Человек всегда хочет чувствовать стабильность и защиту, хотя бы со стороны сверхъестественных сил. Именно это было в буддизме. «…буддийский храм представлял собой притягательную силу для мятущихся душ.»[3] Буддийские храмы продолжали строить, но уже не в тех количествах, что прежде. Причиной тому служит не только религиозный аспект, то есть то, что на место буддизма пришло конфуцианство, но и то, что на строительство храмов у государства не было средств. Но это было связано не с экономическими проблемами. Способствование развитию конфуцианства в Дайвьете требовало не мало материальных вложений. Если государство выделяло деньги на строительство храмов, то это уже были не храмы Будды, как раньше, а конфуцианские храмы литературы. Не малых финансовых затрат требовали и экзамены, которые стали регулярно проводиться в стране. Все силы были направлены на образование и на проведение мероприятий способствующих духовному развитию людей.
Каждая религия, когда либо оказывавшая влияние на культуру вьетов, так или иначе предусматривала гармонию во всех сферах человеческой жизни. Это особенность в первую очередь всех восточных религий. Буддизм подразумевает слияние с природой и умиротворение, в даосизме человек рассматривается, как единое целое со вселенной. Все эти идеи нашли свое отображение в искусстве. Поэтому вьетнамские мастера во все времена повсеместно использовали природные мотивы в своих произведениях. Растения и животные изображались всегда ,и это не зависело от различных веяний, влиявших на искусство. Чаще всего изображения были стилизованными. Во времена расцвета буддизма существовало понятие «священных животных». Их изображения в основном использовались в декоре храмов и других религиозных построек. Самые распространенные из них: дракон, единорог (иногда лошадь-дракон), черепаха, феникс. Все эти животные мифические, исключением является только черепаха, так как всегда изображается вполне реалистично. Кроме этих четырех животных, встречаются так же тигр, рыба, косуля, журавль (аист). Вся эта система «восьми мифических» животных получила название «bát vât». Каждое из этих животных символизирует одно или несколько качеств. В процессе развития вьетнамского искусства изображение дракона претерпевало самые значительные изменения. Но в эпоху Ле Шо дракон мало отличался от дракона Эпохи Ли и Чан, заметные изменения в его изображениях начались с конца эпохи Ле Мат, когда его стали изображать еще более массивным. Интересно то, что некоторые из этих животных не всегда пребывают в своих ипостасях. В преданиях говориться о том, что мифический карп способен превращаться в дракона и улетать на небо. А единорог иногда изображается как лошадь с головой дракона. Но все эти изображения были присуще буддизму. Когда усилилось даосское влияние, в искусстве, начали появились изображения таких животных как жаба и крыса. Хотя лягушка (жаба) всегда была для вьетов сакральным животным и символизировала водную стихию, вызывала дождь. Но на лубке, к примеру, ее изображение уже не несет никакого сакрального смысла, а просто олицетворяет человека, к примеру, учителя, ведущего урок и т.д.
Что касается цветов и фруктов, то их изображения во все времена охотно использовались мастерами в своих произведениях. Богатая природа не могла не восхищать, и поэтому каждый мастер старался запечатлеть в своих произведениях ее необычайную красоту. Период Ле Шо не исключение. Растения символизируют естественность. Чаще всего это были цветы персика, бамбук, тыква. Нельзя не отметить изображение цветка лотоса, символизующее рождение. Но лотос в основном связан с буддизмом и встречается лишь в буддийских храмах. Поэтому в период Ле Шо почти не встречается.
Не смотря на то, что храмовое строительство при Ле практически не развивалось, архитектура все же не стояла на месте. Государство уделяло большое внимание восстановлению и строительству литературных храмов. Помимо храмов к архитектуре эпохи Ле можно отнести строительство и реставрацию дворцов.
В период Ле Шо изображения человека в искусстве встречаются довольно часто. Образы людей, которые изображались, к примеру на лубочных картинах или вырезались в дереве были достаточно стилизованы. Тела людей изображались чрезмерно округленными [Изображение 2] Были и портретные изображения, но они встречаются реже. Так же мастерами создавались статуэтки Конфуция. Образы людей присутствовали в резных произведениях, где они изображались в виде танцоров, музыкантов или небесных фей.
4.
Формирование гражданского искусства на примере лубка и резьбы по дереву.
Не смотря на достаточную консервативность вьетской культуры, период Ле, можно охарактеризовать, как совершенно новый этап в истории развитии искусства Вьетнама. Народное искусство отделилось от дворцового. Начало активно формироваться гражданское искусство, оно стало массовым. Распространение ксилографической техники решило массу проблем. Это позволило в первую очередь производить сразу несколько копий книг или документов. Уже не приходилось, как раньше, переписывать книги от руки. По той же самой причине техника ксилографии стала популярна и в искусстве, в частности в производстве лубочных картин. Ремесленник теперь мог производить их в большем количестве и продавать их. Искусство стало доступным для простого народа. Каждый мог приобрести картину, чтобы украсить дом или подарить друзьям или родственникам. Тот факт, что народ не отказывался от искусства, говорил о том, что жить было не так уж и плохо, ведь первым, чем человек жертвует, когда приходят не благоприятные времена (экономический упадок или война), это искусство. Человека беспокоят более важные проблемы. Например : как прокормить семью, спастись от не урожая и т.д.
К гражданскому искусству в первую очередь можно отнести лубочные картины. В энциклопедиях слово лубок определяется, как «вид народного изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа». Лубок чаще всего так и называют - народная (фольклорная) картина (tranh dân gian). С первого взгляда можно подумать, что техника создания лубочных картин была очень простой и незамысловатой, но на самом деле этот процесс был очень трудоемким, состоял из нескольких приемов и требовал кропотливой предварительной подготовки. Это расширяло круг специализаций мастеров, работающих над созданием таких картин.
Еще одна особенность лубка (не только вьетнамского) в том, что это не просто картина, на которой запечатлено мгновение жизни или просто пейзаж, чаще всего это целый развернутый рассказ. Часто лубок содержит надписи, поясняющие изображения [Изображение 3].
История лубка началась на Востоке, но сложно сказать, где именно их начали делать впервые. Исследуя источники для написания данной работы, я не раз сталкивалась с утверждением, что самые древние лубки были известны в Китае. В таком случае во Вьетнам они проникли именно от туда, как и многое другое в сфере искусства, например, живопись на шелке. Хотя и это можно считать спорным вопросом, т. к. разводить тутовых шелкопрядов и производить шелк во Вьетнаме умели с незапамятных времен. Письменных источников, содержащих точные даты начала развития того или иного вида искусства, конечно же не сохранилось, да и вряд ли вообще кто-то мог об этом писать, ведь ни когда не возможно точно сказать где и у кого именно в голове возникла идея создать что-либо. Судить о самых древних временах позволяют только легенды и сказания. В качестве примера можно привести одно предание о том, как принцесса Тхиеу Хоа научила вьетнамцев ткать шёлк. Многие связывают появление такого вида изобразительного искусства связано с началом печатания денег, но есть данные и о том, что лубочные картины буддийской тематики существовали еще до XV века.
Изобретение ксилографической техники решило массу задач. Люди смогли создавать копии письменных источников, не прибегая к переписыванию их от руки. Использование ксилографа в целях создания картин можно назвать настоящей революцией в сфере изобразительного искусства. Это не только во много раз сократило время, уходящее на производство картин, но и позволило создавать сразу несколько копий одного и того же изображения. Т.е. можно уже говорить о массовом производстве произведений искусства. И стоили они уже гораздо меньше, чем картины, на создание которых у мастера уходили долгие недели или месяцы. Лубочные картины стали доступны практически каждому человеку. Они приобретались в качестве подарков или для украшения жилища.
Чаще всего изображения на лубочных картинах символические, отображают жизнь простого народа (чаще всего безмятежную, и даже идеализированную), символизируют изобилие и богатство (напр. «Добрая свинья», «Мать-курица с цыплятами» [Изображение 4]). Многое картины были тематическими и изготавливались в честь праздников. Часто лубочные изображения сатирические, их содержание направлено на то, чтобы высмеять какие-либо стороны жизни государства, и показать, что все было не так уж «гладко».
Бумагу и краски для народных картин мастера изготавливали из природных материалов, которых в Дайвьете всегда было достаточно. Их многообразие позволяло использовать большое количество цветов для раскрашивания лубка: зола, перламутр, трава.
Еще одним ярким примером народного искусства Дайвьета можно назвать резные произведения. Резьба по дереву является традиционным видом искусства вьетов и имеет многовековую историю. Дерево всегда было незаменимым материалом для создания не только картин, но и жилищ, храмов и статуй. Этот природный материал очень практичен и легко поддается обработке, это позволяло мастерам создавать глубокие рельефные изображения, что придавало картинам многоплановость. Но тем не менее, применение древесины в качестве строительного материала имеет и негативную сторону: неустойчивость к погодным условиям. В тропическом климате с повышенной влажностью такой материал быстро изнашивается и разрушается. Также это не позволяло строить слишком высокие здания, даже башни вьетов были довольно низкими. Если сравнивать их к примеру с чамскими постройками, которые отличались своей величественностью. Но для их возведения мастера использовали камень. Вьеты, напротив, практически не применяли камень в строительстве, по сравнению с древесиной его практически не было. Камень использовался для создания стел, и сам по себе не отличался особой прочность, так как в основном это были известняковые породы. Именно поэтому многие архитектурные постройки и произведения искусства не дошли до наших дней и это затрудняет исследования не только в сфере искусства, но и истории в общем.
На мой взгляд, лубок и резьба по дереву являются двумя наиболее развитыми формами народного искусства вьетов. Тем более в них есть ряд схожих особенностей. Например, использование одних и тех же исходных материалов, то есть древесины, так же в обоих случаях потребителями являются низшие слои населения: крестьяне – люди, жизнь которых была тесно связана с сельским хозяйством и религиозной обрядностью общины. Поэтому большинство сюжетов, используемых в рельефных композициях носили религиозный характер, не смотря на то, что на их создание вдохновляли реальные мотивы и ситуации из повседневной жизни. Наиболее ярко представлены рельефные композиции, создававшиеся в общинных домах динях. «…Из всех наших древних архитектурных сооружений динь, вероятно, имеет наиболее ярко выраженный национальный характер. Основные требования, предъявляемые к диню, диктовались интересами народа, да и проектирование и строительство диней носило народный характер. Особенно отличались внутренняя планировка и украшения диней. В каждой местности хотели, чтобы у них динь был больше и красивее, чем у других, поэтому участие местного населения в строительстве диня было активным и добровольным…»[4]
Динь играет очень важную роль в жизни вьетов, так как служит не только для отправления культа и поминания предков, но является местом, где регулярно проводятся общинные собрания и праздники. Рельефные композиции были неотъемлемой частью интерьера диня. Обычно резьбой украшался алтарь и чердачная часть постройки. На древесине вырезались изображения людей, животных, мифических героев и растений. Чаще всего изображались не отдельные предметы, а целая жанровая сцена [Изображение 3].
В резных узорах прослеживаются те же идеи восприятия мира, что и в лубочных картинах. Основные их черты: гармония и жизнерадостность. Резные картины практически не бывают многоплановыми и обычно не сочетают в себе несколько параллельно развивающихся сцен. Главные персонажи изображены крупным планом, а действующих лиц обычно мало и отсутствуют мелкие второстепенные детали. Люди изображались довольно упрощенно, в телах преобладали округлые формы. Таким способом автор пытался подчеркнуть идеи физического здоровья и силы. При создании резных произведений, мастера, как и в случае с лубочными картинами, стремились изобразить счастливую жизнь народа в достатке и радости.
III
. Заключение
На протяжении всей своей многовековой истории, искусство Вьетнама прошло множество различных этапов в своем развитии, но основные его черты и особенности оставались неизменными в независимости от воздействия множества факторов, таких как внешнеполитическая обстановка, экономика, социальные и религиозные аспекты. Самой главной чертой вьетнамского искусства, на мой взгляд, является простота и непринужденность. Но это простота, которая заключается не в упрощенном видение мира и его отображении, а в полном отсутствие пафоса. Неприятие вычурности и напыщенности характеризует большинство произведений вьетнамских мастеров, независимо от того к какому периоду они относятся. Еще одной важной особенностью можно назвать значительность образов и их символичность. Каждое изображение, даже если оно состоит всего из пары предметов, несет в себе глубокий смысл.
Не смотря на достаточную консервативность вьетнамского искусства, ученые выделили некоторые этапы его развития, которые характеризовались чем-то необычным, к примеру культурным расцветом, когда искусство развивалось небывалыми темпами, как, например, в период правления династий Ли и Чан. Главной особенностью периода, который я рассмотрела в своей курсовой работе, и причиной, по которой его выделяют в отдельную эпоху развития вьетнамского искусства, можно назвать отделение гражданской культуры от дворцовой, ее самостоятельное развитие. Именно этот факт позволил говорить о народном вьетнамском искусстве, несущем в себе национальный колорит и самобытность, искусство, которое меньше подверглось китайскому влиянию. Конечно, как мной уже было отмечено ранее, нельзя говорить о полном отсутствии китаизированных черт, даже в случае с народным искусством. Так как на протяжении такого длительного существования под влиянием иноземцев, нельзя было уберечься от проникновения их влияния во все сферы жизни.
Развитие гражданского искусства позволило удовлетворить эстетические потребности простого народа. Не каждый мог приобрести, к примеру, дорогостоящие картины или вазы, а желание украсить свой дом к празднику и просто красиво обустроить помещение желал каждый, не зависимо от достатка и социального положения. Импортных товаров было мало, но вьеты не испытывали в них особой нужды, а к западным вещам даже испытывали призрение и непонимание. Важно отметить то, что вьеты не особо бережно относились к памятникам искусства. Если скульптура, к примеру, изнашивалась, они не задумываясь строили ее копию. Этот факт очень необычен для европейского человека, который привык сохранять исторические памятники в их первозданном виде, реставрируя по необходимости, но ни в коем случае не заменяя на новые. А вьеты не видели в этом ничего зазорного. Поэтому иногда встречаются казусные ситуации, к примеру, когда одна и та же статуя переделывалась несколько раз разными мастерами, можно было наблюдать сочетание различных, иногда не совместимых стилей.
В период правления династии Ле Шо из всех направлений в искусстве основной упор был сделан на развитие музыки и строительство литературных храмов. С приходом конфуцианства, государство стало активно продвигать идеи духовного и нравственного совершенствования человека. Немалые средства уходили на регулярное проведение конкурсных экзаменов. Образованные люди были в почете, на передний план выходили идеи постоянного самосовершенствования.
Важно отметить, что, не смотря на постоянные войны, частый неурожай и голод, в жизни вьетов всегда было место искусству. Даже в самые неблагоприятные и тяжелые времена люди создавали произведения, которые были полны надежды на счастливую безмятежную жизнь. Исходя из этого можно судить о несгибаемом характере народа и вообще говорить о таких особенностях вьетнамского менталитета, как оптимизм и жизнелюбие.
Список литературы:
1. Нгуен Фи Хоань. Искусство Вьетнама. Очерки истории изобразительного искусства. М.: Прогресс, 1982
2. Деопик Д. В. Вьетнам: История, традиции, современность. /Деопик Д. В. // Взаимосвязь резьбы по дереву и лубка в народном искусстве Вьетнама// М.: Восточная литератур. РАН, 2002
3. Традиционный Вьетнам. Вып.III. М.: Памятники исторической мысли, 2008
4. Tran Quoc Vuong. Popular culture and high culture in Vietnamese history // «Crossroads». Vietnamese poetry and history ; vol. 7, № 2, 1992.
5. Нгуен Дык Нунг 1978. – Nguyễn Ðức Nùng. Mỹ thuật thời
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Изображение 1
Изображение 2
Изображение 3
Изображение 4
[1] Tran Quoc Vuong. Popular culture and high culture in Vietnamese history // «Crossroads». Vietnamese poetry and history ; vol. 7, № 2, 1992. с. 6 [Далее Tran Quoc Vuong ]
[2] Tran Quoc Vuong, с. 7
[3] Нгуен Фи Хоань. Искусство Вьетнама. Очерки истории изобразительного искусства. М.: Прогресс, 1982, с. 51 [Далее Нгуен Фи Хоань]
[4] Нгуен Фи Хоань, с. 55