Курсовая

Курсовая Правовое воспитание понятие и место в процессе воспитания личности

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 14.11.2024





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра Теории государства и права
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ И МЕСТО В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Курсовая работа

студента IІ курса 7 группы

дневного отделения

специальности «Юриспруденция»

Лебедева Никиты Александровича
Научный руководитель:

кандидат юридических наук,

доцент А.С. Бондарев
Пермь 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Сущность правового воспитания


1.1 Исторический аспект возникновения  воспитания

1.2 Различные подходы к понятию содержания правового воспитания

Глава 2. Место правового воспитания в системе воспитания личности


2.1 Правовая социализация личности

2.2 Роль правового воспитания в процессе воспитания личности


Заключение



ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о правовом воспитании был и остается актуальным с  момента возникновения первых форм  организации человеческого общества и появления первобытных традиций и обычаев.

История свидетельствует о том, что во всех государствах (с разной степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов местного самоуправления и общества в целом.

Но невозможно говорить о формировании правосознательной личности без учета ее воспитания в целом.  Ведь успех правового воспитания непосредственно зависит от уровня подготовленности человека. Невозможно воспитать того, кто не обладает для этого минимальным запасом знаний.

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В  современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, так как показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства.

Целью моей курсовой работы является раскрытие понятия правового воспитания через его изменение  в процессе исторического развития. А также выявление роли правового воспитания в процессе воспитания личности в целом. 

Глава 1. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1.Исторический аспект возникновения воспитания

Первый исторический тип воспитания, относящийся к первобытному человеку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффективность и значительное соответствие целей, средств и результатов  воспитания.

Можно сказать, что воспитывала сама жизнь; природная среда требовала от человека только такого поведения и действия, которые позволили бы ему выжить. В данный период проявлялся традиционный характер ориентации детей на воспроизводство деятельности взрослых, опыт которых был сравнительно невелик. Воспитание в первобытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимого ряда навыков, умений и обрядов. Любые виды самоограничений, с которыми сталкивался ребенок, были коллективными и носили обязательный характер. В данном типе воспитания мы встречаемся с уникальным опытом стремления человека от неумения к умению, от незнания к знанию, а также к возникновению потребностей познания окружающего мира.

По мере становления цивилизации первый тип воспитания, основанный на естественном разделении труда и соответствующей социокультурной сущности первобытной эпохи, уступает место второму типу воспитания. Этот тип был детерминирован общественным разделением труда и сопровождался имущественным и социальным неравенством. Различные социальные группы и отдельные люди имели возможности, соответствующие их общественному положению. В результате у них появились разные педагогические задачи. То есть произошла дифференциация целей воспитания и способов реализации последних. Поэтому второй тип представляет историческое многообразие воспитания человека, обусловленное социокультурными особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации.

Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие, относящееся к организованному воспитанию человека. Но для каждой великой или локальной цивилизации характерны свои особенности воспитания.

Правовое воспитание, как  особая  форма общественной деятельности, начинает  складываться  с   появлением   права  как специфического средства регулирования человеческого поведения. В глубокой древности центрами такой деятельности служили храмы. К примеру, в древнем Шумере 3 тыс. лет до н. э. при храмах создавались школы, готовившие писцов для   хозяйственных и административных нужд и прежде всего для  государственного  и храмового аппаратов. В   период  расцвета   древнего   Вавилонского   царства   (1-я половина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в образовании выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. У шумеров воспитанник в идеале должен в полной  мере  овладеть   письмом,   искусством   певца   и  музыканта, умением выносить разумные и законные решения, а также разбираться в     жертвоприношениях    богам.     В    древневавилонских     школах воспитанник наряду с усвоением     знаний по арифметике, пению и музыке,    по    распределению    рационов,    делению    имущества    и практическим  их  применением  должен  был  овладеть  и   умением «запечатывать документы». Основным источником правовых знаний являлись законы царя Хаммурапи. Воспитанники египетских школ (возникли они в 3-м тысячелетии до н. э.) на первом этапе учились считать, читать и быстро писать. На втором этапе долгого и сложного обучения одни ученики овладевали языком, литературой, музыкой и становились   авторами   поэм, хроник, песен и гимнов; другие овладевали математикой и становились строителями зданий, кораблей и сооружали каналы; третьи же изучали основы хозяйствования и законодательства. Третьих было большинство, и их главным занятием было составление юридических и хозяйственных документов.

Дальневосточная цивилизация сложилась на территории Китая во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. и также утвердилась в Корее и Японии. Несмотря на некоторую динамику, содержание воспитания в рамках данной цивилизации оставалось практически неизменным вплоть до начала XX века. В процессе истории дальневосточная педагогическая традиция сложилась как результат синкретического единства конфуцианства, даосизма и буддизма.

Китайскому философу Конфуцию принадлежит одна из первых в истории человечества идей, заключающихся во всестороннем развитии личности. Он отдавал преимущество перед образованностью развитию в человеке нравственного начала. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации воспитывали в молодых людях почтительность к старшим, проповедовали стремление к достойной жизни, соразмерной с общественными нормами, ориентировали на бесконечное самосовершенствование.

Ближневосточная цивилизация формировалась под мощным влиянием ислама, иудаизма и христианства. Ее культурная и, соответственно, педагогическая традиция была проникнута глубокой монотеистической религиозностью, сочетавшейся с элементами рационализма. Человек в мусульманской культуре считался рабом всемогущего Аллаха. Под воспитанием понимали процесс культивирования добродетелей, важнейшей из которых считалось единство слова и дела. Поэтому смысл воспитания сводился к выработке у воспитанников навыков послушания, повиновения воле Аллаха и исполнения религиозных обязанностей. А также требовалось строго выполнять предписанные нормы поведения, которые носили сакральный характер и вводили человека в традиционный уклад жизни — конфессиональную, кастовую, родовую общность.

Возникнув в глубокой древности, правое воспитание в аспекте целенаправленной психолого-педагогической деятельности, по формированию правовой    культуры    в    человеческом    обществе постоянно развивалась, охватывая   все более широкий круг людей, совершенствовалась   по   формам,   методам   и средствам от одной исторической эпохи к другой.

В истории развития педагогических традиций каждого народа имеются характерные особенности, которые определяют неповторимость соответствующих тенденций в каждой стране. Также на процессы воспитания и образования оказывают влияние факторы повседневной жизни, культуры и цивилизации, исторической ситуации в стране.

1.2. Различные подходы к содержанию понятия правового воспитания

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспи­тании, а о правовой социализации человека, когда он «воспиты­вается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществ­ляющих правовую деятельность (правомерную или неправомер­ную), нет прямой цели оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Логически правовая социализация, является разновидностью социализации вообще процесса усвоения человеком культурно-социальных норм и освоения им социальных ролей. Человек, живя в обществе, не может вести себя так, как ему заблагорассудится. Большая часть нашего поведения не есть продукт нашей природы, а есть результат социального научения - социализации.

Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение пра­вовой культуры человека, группы людей и общества в целом. Например, можно привести в пример такие определения как:

«Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру»

«Правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры»

Правовое воспитание также определяется как особый вид государственной деятельности. Правовое воспитание - целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия «правовое воспитание» как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности. В современную действительность входят такие понятия как «правовоспитательная деятельность» государства, «институт правового воспитания», что говорит о том, что правовое воспитание рассматривается как вид государственной деятельности. 

Некоторые авторы, например Кваша А.А., определяют правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности». «Отсюда» - продолжает автор, «необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон».

Правовое воспитание привлекло серьезное внимание отечественной юридической науки где-то в 60-е гг. двадцатого столетия, в годы так называемой «хрущевской оттепели». Видимо, первой специальной монографической работой, посвященной проблемам правового воспитания, стала работа И.Ф.Рябко «Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе», опубликованная в Ростове-на-Дону в 1969 г.

В вышеназванной монографии И.Ф. Рябко было предложено довольно спорное понятие правового воспитания. По его мнению, правовое воспитание есть «определенное и систематическое влияние на сознание, психологию воспитуемых (индивидов и общественных групп) всего уклада общественной жизни и идеологических факторов...» (2.С.135) Критики, вполне резонно, отметили серьезную противоречивость такого подхода к пониманию правового воспитания. В нем автором объединены два, хотя и тесно связанных, но в то же время существенно отличающихся потока правового воздействия «на сознание, психологию воспитуемых»: стихийного и организованно целенаправленного. То есть он рассматривает правовое воспитание очень широко. Так, в частности, В.П.Зенин справедливо пишет, что И.Ф.Рябко рассматривает правовое воспитание «очень широко, включая в него влияние и идеологических факторов, и всего уклада общественной жизни, то есть и то, что зависит от работы воспитателей, и то, что от них не зависит, а только ими учитывается. Влияние же это по своему характеру не может быть одинаковым: в первом случае оно является целенаправленным, во втором в определенной мере стихийным, что может иметь разные последствия» (3. С.29).

Для разрешения данного противоречия в понимании правового воспитания учеными-юристами было предложено несколько вариантов. Так, один из них наиболее четко сформулировал А.Д.Бойков. Он предложил всеохватывающий процесс воздействия на сознание воспитуемых объективных условий жизни: ближайшего бытового окружения воспитуемого, учебного или трудового коллектива, личного правового опыта и т.д. — именовать правовым воспитанием в широком смысле. А в узком смысле правовое воспитание есть вид организованного и целенаправленного воздействия на сознание воспитуемых «как специфический вид специально организованной деятельности».(4. С.24). Таким образом, если И.Ф.Рябко не вполне обоснованно в одном понятии объединил существенно разные аспекты правового воспитания, то А.Д.Бойков также не совсем обоснованно их совершенно обособил, отделил друг от друга.

Более удачно определили понятие правового воспитания М.М. Галимов и О.Ф.Мураметс, предложив дополнительно ввести новое понятие - «формирование правосознания воспитуемых». Причем использование авторами этих двух понятий (правовое формирование и правовое воспитание) «не разрывает» абсолютно стихийное и целенаправленное воздействия на правосознание воспитуемых как социальной среды (правовое воспитание в широком смысле), так и организованного и целенаправленного воздействия на правосознание воспитуемых (правовое воспитание в узком смысле). Под формированием правосознания воспитуемых они понимают все то, что вкладывает И.Ф.Рябко в понятие правового воспитания: и воздействие всего уклада общественной жизни, и целенаправленное воздействие воспитателей. По их мнению, правовое воспитание является частью правового формирования воспитуемых - именно то, что многие называют правовым воспитанием в узком смысле.

Как справедливо заметил В.П.Зенин, такой подход к пониманию правового воспитания позволяет легко определить не только его объекты, но и субъекты, а также его содержание, формы, методы и систему в целом (5. С.31). При этом он высказывает и другую, весьма ценную мысль, что более «широким понятием, по сравнению с правовым воспитанием, является понятие правовой социализации». А не  правовое формирование как было предложено выше.

Глава 2. Место правового воспитания в системе воспитания личности


2.1 Правовая социализация личности

Важную роль в становлении правового сознания и правового поведения выполняет правовая социализация личности — процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации. Социализация - это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «отесывающего» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.

Дюркгейм связывает понятие «социализация» с проблемами функционирования коллективного сознания, и прежде всего с передачей от поколения к поколению социальных норм и традиций. М. Вебер выделяет в рамках этого понятия социализацию ассоциативную, преимущественно добровольную, и социализацию институциональную, осуществляющуюся через внедрение в личность принятых обществом норм с помощью социального поощрения и принуждения. Т. Парсонс пони мает социализацию как процесс функциональной адаптации индивида.

Большинство современных социологов рассматривают социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей. Г. Роше, например, определяет социализацию так — это «процесс, в ходе которого человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы своей среды, интегрирует их в структуру своей личности под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному окружению, среди которого ему приходится жить». Социализация позволяет индивиду приобрести багаж, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. С этой целью, в частности, индивид должен научиться определенным правилам поведения, присущим его социальной группе, усвоить принятые в ней бытовые навыки, пищевые пристрастия, адаптироваться к жизни в определенном климатическом поясе, составляющем географическую среду проживания его группы. Для того чтобы чувствовать себя комфортно среди членов своей группы, ему необходимо органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий.

Кроме того, в процессе социализации индивид осуществляет социальную самоидентификацию, то есть обретает возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих.

Социализация, в сущности, представляет собой процесс развития способности индивида к нормативному сознанию и поведению, к ограничению своего произвола, уважительному отношению к другим, короче говоря, процесс развития морали.

Американский психолог Л. Кольберг выделяет следующие ступени морального развития:
1. Преконвенциональный (доморальный) уровень.

На этом уровне ребенок выполняет требования взрослых просто ради самого послушания именно, поэтому он избегает нарушения норм. Тем самым он стремится избежать возможного наказания. Кроме того, его поведение — результат давления авторитета родителей.

Вторая фаза этого этапа проявляется в норматив ном поведении в порядке обмена: в расчете на конкретное вознаграждение, обещанное родителями. Здесь ребенок уже понимает свои интересы, а нормативное по ведение рассматривает как уступку интересам других людей, поступая правильно как бы «для них» и в обмен, рассчитывая на их взаимную уступку.

2. Конвенциональный уровень. На этом уровне формируется «нравственное» сознание, зачатки собственных, а не заимствованных представлений о «хорошем» и «плохом». В первой фазе нормативное поведение мотивируется чувством стыда в случае ошибки, стремлением заслужить одобрение значимых взрослых.

Во второй фазе нравственное поведение обусловлено уважением к правилам и стремлением их выполнять.

3. Уровень автономной морали. На этом уровне человек уже способен сам понимать, что в конкретной ситуации является добром, а что — злом. В первой фазе он понимает также относительность правил и норм и научается гибкости в их применении.

Во второй фазе человек усваивает представление о существовании логики социальной жизни, несводимой к интересам того или иного индивида.

В третьей фазе, которой достигают далеко не все взрослые люди, формируются собственные моральные принципы, носителем моральных требований становится собственная совесть человека, и он поступает морально вне зависимости от обстоятельств, выгоды, рациональных соображений.

Переход от одной стадии к другой рассматривается как научение. Это означает, что моральные принципы следует рассматривать как результат не столько влияния окружения, или «генетической» программы, сколько процесса творческой реорганизации системы когнитивных способностей личности.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и достигнув взрослого состояния, индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям — при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на городское и наоборот, вынужденная смена работы, сопровождающаяся сменой круга общения, и т.д.), к новым ролям — при вступлении в брак, рождении детей, занятии должностей и т.п. Именно поэтому П.Бергер и Т. Лукман различают два типа социализации: первичную социализацию, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества, и вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества

Важнейшим результатом социализации является установление над индивидом социального контроля, то есть регулирования его поведения, что приводит к подчинению индивида группе, в которую он интегрирован. Та кое подчинение выражается в осмысленном или спонтанном следовании нормам, предписанным группой.

Как считает Р. Мертон, манера поведения индивидов обусловлена социально-культурной средой, в которой они находятся. Каждое общество через своих агентов социализации устанавливает идеалы (во имя которых есть смысл прилагать усилия) и средства для их достижения. Например, финансовый успех является составной частью североамериканской культуры. По средством агентов социализации все индивиды научились пользоваться средствами достижения этого идеала и они убеждены, что им это удастся.

Под правовой социализацией понимается процесс освоения (интернализации) личностью стандартов нормативного, правомерного поведения. Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности. Она имеет исторически обусловленный характер. Как известно, каждому конкретному обществу присущи свой тип государственного устройства, свое представление о праве, свои правила и способы участия индивидов в делах общества. Правовая социализация заключается в усвоении индивидом этих норм и правил социального существования в данном обществе.

Можно выделить три вида правовой социализации — социализацию посредством научения, социализацию путем передачи опыта и «символическую социализацию».

Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоении соответствующих норм. Социализация на собственном и чужом опыте происходит в результате осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей. Символическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.

Политическое и правовое воспитание — важная часть системы социализации индивида. Правовое воспитание осуществляется путем целенаправленной правовой пропаганды, просвещения и обучения. От качества правового воспитания во многом зависит уровень развития личности. Безусловно, для усвоения правовых знаний необходимы и собственные усилия, то есть самовоспитание. Долгое время в науке господствовало представление о правовом воспитании и самовоспитании как непрерывном процессе накопления знаний о праве. Недостаток этого подхода состоит в том, что не уделяется должного внимания формированию общей и правовой культуры.

Правовая культура ориентирована на развитие политического и правового сознания граждан, воздействуя на человека сразу в нескольких направлениях. Во-первых, она способствует социализации индивида, формируя у него способность играть определенные социальные роли, соответствовать принятым в обществе образцам поведения. Тем самым социализация формирует личность человека и приспосабливает его к жизни в обществе. Во-вторых, правовая культура влияет на установление индивидом определенной системы ценностей. Третье направление влияния правовой культуры заключается в выработке навыков, привычек и стереотипов правового поведения.

Правовая социализация — это не только формирование навыков социального поведения, соответствующих правовым нормам общества, но и «овнутрение» таких норм, возникновение внутренней мотивации, ориентирующей личность на их соблюдение. Началом это го процесса становится усвоение в детстве норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований. Позже правовая социализация принимает более отчетливые формы: это происходит тогда, когда человек, став взрослым, становится полноценным участником правоотношений и сталкивается с необходимостью самостоятельно отстаивать свои права, цивилизованно вступать во взаимоотношения с другими людьми и выполнять свои обязанности перед обществом.

В процессе правовой социализации происходит постепенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход ее к полноценному участию в функционировании гражданского общества и государства. Однако в ходе социализации могут возникать и искажения, деформации, которые приводят впоследствии к появлению у индивида криминальных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударственного поведения.
2.2 Роль правового воспитания в процессе воспитания личности

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание вообще – это предмет изучении науки педагогики. Однако правовое воспитательное воздействие разительно отличается от чисто педагогического воздействия. Имея одну цель – целенаправленно и организованно формировать личность, реализации ее происходит с учетом специфики объекта воспитания. В педагогике процессу воспитания в основном подвержены дети (отсюда и название науки – от греч. «пайдос» - дитя и «аго» - вести), в праве воспитанию подвергаются все без исключения граждане. Кроме этого важным отличием является то, что предмет педагогики – это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, правовое же воспитание не сковано рамками места и осуществляется (должно осуществляться) повсеместно.

Правовое воспитание в широком социальном смысле находится во всесторонней связи и взаимодействии с нравственным, политическим, религиозным, эстетическим   и   всеми   другими   видами   социального   воспитания человека и что оно начинается со дня рождения и продолжается до конца жизни человека в обществе.

Наиболее тесную связь правовое воспитание имеет с воспитанием нравственным.

Взаимодействие нравственного и правового воспитания раскрывается, по мнению многих ученых, в нескольких подходах, которые не только не отрицают, но и взаимно дополняют друг друга.

Суть первого из них состоит в первичности нравственного воспитания по отношению к правовому (Богданова О.С, Бодырев Н.И., Бондаревская Е.В. и др.). Именно в такой последовательности обнаруживается принципиальная закономерность: чем выше уровень нравственного осознания формирующейся личностью различных общественных отношений, тем выше и уровень мотивации к необходимости реализации, как нравственного долга, так и юридических прав и обязанностей.

Во втором случае, как нравственное, так и правовое воспитание в равных соотношениях, ориентируют на поддержание адекватного интересам общества взаимоотношений между субъектами, а также допустимых возможностей самореализации воспитанника в общественно значимых видах деятельности (Обухов В.Н., Саркисова Э.А., Чередниченко А.Ф., и др.).

Третий, - обусловлен собственно этическим подходом к исходному понятию права (Кузнецов Г.А., Татаринцева Е.В., Шапиева О.Г.и др.).

Этот подход обращает внимание не только на изучение мотивов правомерного поведения личности, но и требует актуализации и осмысления целей, основных путей и наиболее эффективной системы практических действий в нравственно-правовых отношениях. Вместе с тем, присущее им различие акцентирует внимание на необходимость осознания личностью как нравственных, так и правовых требований, соответствующих им способов поведения и поступков в нравственно-правовой сфере.

Как взаимосвязь, так и различие нравственного и правового воспитания свидетельствуют о целостном нравственно-правовом подходе к воспитанию личности. Так, например, Г.А. Кузнецов определяет данный процесс как "целенаправленное усвоение обучающимися этических и правовых знаний, интериоризация их в личные убеждения и формирование на их основе ответственного отношения к субъективным поступкам и поведению, развитию объективной потребности следовать принципам нравственности и права" [4].

Взаимообусловленность и взаимозависимость нравственного и правового воспитания предполагает необходимость осознания личностью ценностно-правовой ориентации общества, выявление на этой основе нравственного содержания и сущностной природы правовых норм и правоприменительной деятельности, взаимосвязи нравственного и правового сознания, которые рассматриваются отдельно.

Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманитарных ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека – интериоризация – ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивидуальности. Поэтому наиболее перспективной моделью нравственно-правовою воспитания является та, которая вычленяет социальные (познавательный, поведенческий и т.д.) аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключении хотелось бы  обозначить выводы, к которым я пришел в процессе написания курсовой работы. Поскольку вся работа логически  разделена на две части, соответственно и заключение будет дано по двум категориям – это понятие и роль правового воспитания.

Вопрос об определении понятия правового воспитания весьма не прост и вызывает бурные научные дискуссии по выработке более или менее общей точки зрения по этой проблеме. Но, единства по этому вопросу нет и по сей день.

Правовое воспитание  - это многоаспектное понятие. Его раскрывают в узком, широком смыслах, через его структуру, как систему мер воспитательного воздействия на личность, как определенную функцию государства. Каждое из предоставленных в курсовой работе определений правового воспитания несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования в человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку.

Правовое воспитание можно с уверенностью отнести к системе общего воспитания личности. Оно тесно взаимодействует и переплетается с нравственным, политическим видами воспитания. Причем  играет не последнюю роль, так как  допустим политическое воспитание, по моему мнению, совершенно невозможно без базового уровня правосознания воспитуемого.

Состояние правопорядка, глобализация процессов, определяющих отклоняющееся поведение молодежи, масштабность маргинальных явлений в обществе все это является факторами, объясняющими актуальность того, что правовое воспитание по праву должно претендовать на роль одного из ведущих разделов в общей системе воспитания всего населения, всех его слоев, социальных и профессиональных  групп.  Правовое воспитание формирует целостную личность, подготовленную для жизни в обществе.
Библиографический список
1.     Бордовская Н., Реан А. Педагогика. 2005г.

2.     А.С. Бондарев. Правовая антикультура в правовом пространстве общества. Пермь  2006.

3.     Касьянов В.В, Нечипуренко В.Н.Социология права.  Ростов на Дону 2001.

4.     А.Г. Антипьев, Н.Н. Захаров. Введение в социологию. Пермь 2003.

5.     Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания.

6.     Правовые установки граждан. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Волгоград  2002.

7.     Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков.

8.      Общая теория права. Курс лекций. Под общей редакцией профессора В. К. Бабаева - Нижний Новгород  1993 г.

9.     Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Диссертация: канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону 1999 г.

10.  Е.Н. Гудкова, О.М. Никулина. Проблемы нравственно-правового воспитания студентов в условиях современного вуза.

11.  О.М Жаткина. Правовое воспитание молодежи. 2003.


1. Реферат на тему Tragedy Essay Research Paper TragedyAs Aristotle says
2. Реферат на тему High School Shootings Essay Research Paper High
3. Реферат на тему The Black Vote African Americans As An
4. Методичка на тему Современная экономическая мысль
5. Реферат на тему Morality Is Culturally Relative Essay Research Paper
6. Реферат Проверочный расчет станка С2Р12
7. Курсовая Франция после второй мировой войны. Четвертая республика
8. Реферат на тему Automobile Industry And World Politics Essay Research
9. Контрольная работа Екологічне право
10. Реферат Понятие и методы перкуссии